Да воздастся каждому по делам его

Оглавление

Блж. Августин

Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6), слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же — к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание — обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить, а второе — искать, чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему. Поэтому, чтобы эти три , то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и к этому и относится то, что сказал : Просите.

О нагорной проповеди Господа.

Как правильно пишется, ударение в слове «воздаваться»

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова распутывать (глагол), распутывая:

Предложения со словом «воздаваться&raquo

ВОЗДАВА́ТЬСЯ , –даётся; несов. Страд. к воздавать. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Предложения со словом «воздаваться&raquo

Да, требуется приложить немалые усилия, но всё воздаётся сторицей.

Но если проанализировать ситуацию с позиции причинно-следственных связей, становится очевидным то, что за всё хорошее и за всё плохое человеку воздаётся по заслугам, для восстановления баланса и гармонии.

Мы верим в то, что сделанное добро всегда воздаётся, и делаем добро каждый своим способом.

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

З

За чечевичную похлебку отдать

Изменить, предать из мелкой корысти, выгоды; (книжн. презр.) ).

Запретный плод сладок

Выражение «Запретный плод» из Библии — Бог повелел Адаму и Еве не трогать запретного плода (яблок) в райском саду. Но, Адам и Ева, по наущению змея, нарушили это правило и были сосланы из рая на землю.

Земля обетованная

1) страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания. 2) перен. страна, край, место куда кто-нибудь сильно стремится, желает попасть.

Знамение времени

В Евангелии от Матфея (гл. 16, ст. 1 – 4) рассказывается, как фарисеи стали просить Христа показать им знамение небесное. Христос высмеял их, указав, что они хотя и умеют предсказывать погоду по небесным приметам, но так и не научились различать «знамений времен«, посылаемые самим Богом.

Золотой телец

В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея (Книга Исход, Глава 32) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне. Они утратили веру в то, что прекратятся эти скитания. Священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые у них были, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Сделав это, евреи стали поклоняться этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой.

Евфимий Зигабен

Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам

После того как дал великие и удивительные повеления ученикам, именно: стать выше всяких страстей, уподобляться Богу и судить недостойных, то, чтобы эти пожелания не показались трудными, присоединил достаточные соображения, убеждающие, что они легки; в особенности же присоединил венец легкости, именно: помощь, происходящую от молитв. Ведущим борьбу должно не только усердствовать, но и призывать помощь свыше. И, конечно, она придет, явится, и сделает все легким. Поэтому повелел просить, и обещал дать, но просить не как-либо, а с твердостью и постоянством, на что указывает – ищите; и не только с твердостью и постоянством, но и с жаром и ревностью, что выражает слово – толцыте.

Толкование Евангелия от Матфея.

Страшные подробности

Что скрывалось за красивой фразой? Бухенвальд был лагерем для мужчин. Все заключенные трудились на заводе, располагавшемся в нескольких километрах от места заключения. Они занимались производством оружия.

Основных бараков в лагере насчитывалось пятьдесят два. С течением времени мест становилось все меньше, людей держали в небольших неотапливаемых палатках даже в лютые морозы. Многие погибали от переохлаждения. Кроме того, существовал так называемый малый лагерь, представлявший собой карантинное отделение. В нем условия жизни были даже хуже, чем в основном лагере. Около тринадцати тысяч заключенных (35% от общего числа) располагались на участке в несколько сотен квадратных метров.

Ближе к окончанию войны, когда немецкие войска вынуждены были отступать, Бухенвальд стал пополняться людьми из Компьеня, Освенцима и других подобных мест, которые фашисты в спешке оставляли. Так, к концу января сорок пятого в этот лагерь прибывало до четырех тысяч пленников ежедневно.

ВОЗДАТЬ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое “ВОЗДАТЬ” в других словарях:

ВОЗДАТЬ — ВОЗДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут; ал, ала, ало; ай; возданный ( ан, ана, ано); совер. (книжн.). 1. что. Дать, оказать (в награду или в наказание за что н.). В. по заслугам. 2. чем за что. То же, что отплатить. В. злом за добро. • Воздать… … Толковый словарь Ожегова

воздать — вознаградить, отплатить, заплатить Словарь русских синонимов. воздать см. заплатить 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Воздать — см. Плата, вознаграждение, награда … Библейская энциклопедия Брокгауза

воздать — воздать, воздам, воздаст, воздадут; прош. воздал, воздала (неправильно воздала), воздало, воздали … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

воздать — ам, ашь, сов., перех. Оценить по заслугам в знак признания. ► Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. // Пушкин. Стихотворения // ◘ ВОЗДАТЬ… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

воздать — что и чем. 1. что (отдать, выразить, оказать). Воздать должное. Воздать воинские почести. 2. чем (отплатить). Воздать добром за зло … Словарь управления

Воздать — сов. перех. и неперех. см. воздавать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

воздать — воздать, воздам, воздадим, воздашь, воздадите, воздаст, воздадут, воздал, воздала, воздало, воздали, воздай, воздайте, воздавший, воздавшая, воздавшее, воздавшие, воздавшего, воздавшей, воздавшего, воздавших, воздавшему, воздавшей, воздавшему,… … Формы слов

воздать — возд ать, ам, ашь, аст, ад им, ад ите, ад ут; прош. вр. ал, ал а ало … Русский орфографический словарь

воздать — возда/м‚ да/шь‚ да/ст, дади/м, дади/те, даду/т … Орфографический словарь русского языка

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/762074

В

Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение)

По библейскому сказанию о возгордившихся жителях Вавилона, решивших построить башню до небес и наказанных за это Богом, который лишил их общего языка и возможности понимать друг друга.

В Библии, Книга Бытие (гл. 11 стр. 1 – 9) изложена история о вавилонской башне.

Валаамова ослица

О том, кто долго молчал и неожиданно подал голос протеста, высказал своё мнение.

В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаа́ма. Под угрозой побоев ослица заговорила человеческим голосом.

Вера горами двигает

Цитата из Библии, из Евангелие от Матфея, где рассказывается история о том, как Иисус изгнал беса из беснующегося (глава 17, стр. 14 – 21).

Вера, надежда, любовь

От святых мучениц — Вера, Надежда и Любовь.

Фраза упоминается в Библии, в Первом послании к Коринфянам Святого Апостола Павла (глава 13, стр. 11 – 13).

Взявшие меч, мечом погибнут

Цитата из Библии, слова Иисуса Христа. В главе 26 Евангелие от Матфея описывается, как пришли арестовывать Иисуса, преданного Иудой. Один из сторонников Иисуса решил драться за него, но Иисус остановил его и произнес эту фразу (гл. 26, стр. 51 – 52).

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю

Цитата из Библии, слова Ионафана из Первой книги Царств (глава 14, строка 43).

Фраза стала популярной после того, как поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 – 1841) избрал ее эпиграфом к своей поэме «Мцыри» (1839 г.).

Власти предержащие

В Послании апостола Павла к Римлянам, гл. 13, ст. 1-5 говорится о повиновении властям: «Всякая душа властям предержащим да повинуется».

Внести свою лепту

Принять посильное участие .

Из Евангелие от Луки (глава 21, стр. 1 – 4).

Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Одна из главных заповедей Иисуса Христа, которая призывает относиться к людям с любовью, не причинять им зла. Эта заповедь неоднократно встречается в Библии, как в Ветхом, так и в Новом заветах.

Волк в овечьем стаде (Волк в овечьей шкуре)

О злом, жестоком человеке, который прикинулся кротким, добрым.

Выражение применяет Иисус Христос, в своей нагорной проповеди по отношению к лжепророкам (Евангелие от Матфея, глава 7).

Разрушать, ссориться, воевать.

Цитата из Библии (Ветхий Завет), Книга Экклезиаста, гл. 3, стр. 1 – 8).

Всему свое время.

Цитата из Библии (Ветхий Завет), Книга Экклезиаста, гл. 3, стр. 1 – 8).

Время собирать камни

Созидать, мириться, делать что-либо положительное.

Цитата из Библии (Ветхий Завет), Книга Экклезиаста, гл. 3, стр. 1 – 8).

Всё возвращается на круги своя

Цитата из Библии. В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника гл. 1, ст. 6) сказано о ветре: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои».

Всё тайное становится явным

Все скрытое, когда-нибудь обнаружится, проявится (поговорка).

Выражение из Библии. Встречается в Евангелие от Луки (гл. 8, стр. 17), Евангелие от Матфея (гл. 10, стр. 26), Евангелие от Марка (гл. 4, ст. 22).

Всемирный потоп

По библейской легенде: наводнение, затопившее всю землю в наказание за грехи людей.

История о Всемирном потопе рассказывается в Библии, Книга Бытие (главы 6 – 8). Бог разгневался на греховное поведение людей и решил наслать на землю потоп, чтобы уничтожить их. Бог предупредил праведника Ноя о предстоящем Всемирном потопе и велел ему построить ковчег (корабль). Для сохранения жизни на земле Бог повелел взять на борт родственников Ноя, и животных.

Встань и иди

Слова, которые произносил Иисус Христос, исцеляя обездвиженных людей.

История об исцелении расслабленного в Капернауме Иисусом Христом, где он произносит эти слова, описана в Библии, как одно из чудес Иисуса Христа.

Всякой твари по паре

О смешанном, пестром составе какой-нибудь людской группы, толпы, общества.

Выражение от библейской истории о Всемирном потопе и про Ноев ковчег (Библии, Книга Бытие (главы 6 – 8)), в котором было собрано каждой твари по паре – каждого вида животного по паре мужского и женского рода.

Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Цитата из Библии, из притчи, рассказанной Иисусом Христом (Евангелие от Матфея, глава 25, Евангелие от Луки, глава 19).

Воздаться

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

Смотреть что такое “Воздаться” в других словарях:

ВОЗДАТЬСЯ — ВОЗДАТЬСЯ, воздастся, прош. вр. воздалось, безл. (книжн. ритор.). Стать отплаченным, вознаградиться. Ему за это воздается сторицей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВОЗДАТЬСЯ — ВОЗДАТЬСЯ, астся; алось и алось; безл.; совер. (книжн.). О вознаграждении или возмездии: наступить, осуществиться. Ему воздастся за труды. Преступникам воздастся за их злодеяния. | несовер. воздаваться, даётся. | сущ. воздаяние, я, ср. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

воздаться — возд аться, астся, ад утся; прош. вр. ался, ал ась, ал ось … Русский орфографический словарь

воздаться — B/B и B/C гл см. Приложение II возда/лся 236 см. Приложение II воздала/сь воздало/сь и возда/ … Словарь ударений русского языка

воздаться — дастся; воздалось и далось; св. безл. Высок. Наступить, осуществиться (о вознаграждении или возмездии). Да воздастся тебе за труды твои сторицей. Воздастся мошенникам за их злодеяния. ◁ Воздаваться, даётся; нсв … Энциклопедический словарь

воздаться — да/стся; возда/лось и дало/сь; св., безл.; высок. см. тж. воздаваться Наступить, осуществиться (о вознаграждении или возмездии) Да воздастся тебе за труды твои сторицей. Воздастся мошенникам за их злодеяния … Словарь многих выражений

ВОЗДАВАТЬСЯ — ВОЗДАВАТЬСЯ, воздаюсь, воздаёшься, воздаваясь, повел. воздавайся, несовер. (книжн. ритор.). 1. несовер. к воздаться. 2. страд. к воздать. В древнем Египте быку Апису воздавались божеские почести. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

воздаст — ВОЗДАСТ, воздастся. см. воздать, воздаться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/147890/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

Прп. Авва Дорофей

Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам

Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в святом Евангелии сказано: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Сказано: просите, для того, чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда испытывать и значит: ищите и обрящете. А толцыте значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. И так мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21).

Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, — когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею

Тот, Который выше запретил требовать плотского, показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс. 117:20), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол. 2:3).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Значение слова «воздаться»

ВОЗДА’ТЬСЯ, а́стся, прош. ало́сь, безл. (книжн. ритор.). Стать отплаченным, вознаградиться. Ему за это воздается сторицей.

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова затворяться (глагол), затворяется:

Предложения со словом «воздаться&raquo

Цитаты из русской классики со словом «воздаться»

Всякое дело, содержащее в себе судьбу имения, чести и жизни гражданина, купно с решением судебным, может быть известно всей беспристрастной публике; воздастся достойная хвала праведным судиям; возгнушаются честные сердца неправдой судей бессовестных», и пр.

Дополнительно

Предложения со словом «воздаться&raquo

Будь предельно честным по отношению к самому себе, и тебе за это воздастся сторицей.

Главная черта русского человека – это терпение, которое, он верит, ему обязательно воздастся.

Поверьте мне, если вы сейчас примете решение дрессировать свою собаку и будете выполнять уроки, представленные в данной книге, то ваш труд воздастся вам сторицей.

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

Лопухин А.П.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.

Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.

В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.

Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.

Каких благ?

Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т.е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.

Толковая Библия.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: Кто же может спастись? И еще: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф.19:25, 10).

Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

Он говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите

В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут

Это-то и означает Спаситель словом: ищите.

А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.

И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его

(Мк. 8:38; Лк. 9:26 — с добавлениями о том, что “кто постыдится” и проч., чего у Матфея нет). Связь между этим стихом и предыдущим недостаточно ясна. Ее нужно отыскивать в 24 стихе, ставя с ним в ближайшее отношение ст. 27, а промежуточные стихи 25 и 26 считать вставочным объяснением ст. 24. Таким образом, ход мыслей таков: от Сына Человеческого получается спасение, спасается только тот, кто следует за Ним, отрекаясь от самого себя (). Такое самоотречение необходимо, потому что кто не отречется от самого себя, тот может погубить душу свою и ничем не будет в состоянии ее выкупить (25, ). Сын Человеческий будет Судьею человека при втором Своем пришествии, во время которого будет обнаружено, кто следовал и не следовал за ним, кто отрекался от самого себя ради Него и кто не отрекался. Тогда Он воздаст каждому по делам его. Так как слова “кто постыдится” и проч. (Мк. 8:38; Лк. 9:26), определяющие и выражающие связь ближе и конкретнее, уже приведены были Матфеем раньше (10:33), то он их теперь не повторяет, но добавляет опущенное другими евангелистами выражение: “и тогда воздаст каждому по делам его.” Подобные же выражения встречаются в Иов. 34:11; Пс. 61:13; Притч. 24:12; Иер. 32:19; Иез. 33:20.

Толковая Библия.

Блж. Иероним Стридонский

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его

Петр, соблазнившийся при предсказании смерти Господа, был остановлен запрещением Господа; а ученики призваны к тому, чтобы отречься от себя и взять крест свой и последовать Учителю с духом умирающих . Ужас слушающих был велик и мог заронить страх в других после того, как первый из апостолов (priceps apostolorum) подвергся действию страха; поэтому после печальных слов следуют радостные и Он говорит: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими. Если ты боишься смерти, то слушай о славе торжествующего, если опасаешься креста, то внимай служению ангельскому. И тогда, — говорит Он, — воздаст каждому по делам его. Нет различия между иудеем и язычником (Рим

10:12), между мужчиной и женщиной, между бедным и богатым там, где принимаются во внимание не лица, а деяния.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

«Великие и чудные заповеди предложил нам Спаситель, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он повелел возвыситься над всеми страстями и привел к самому Небу, и заставил уподобиться не Ангелам и Архангелам, но, сколько возможно, Самому Владыке; а ученикам Своим повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять. И вот, чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, Он говорит, что не только нужно самим стараться об этом, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет и облегчит наши подвиги, и все соделает для нас легким. Поэтому и просить повелел и обещал исполнение прошения: просите, – говорит Он, – и дано будет вам. Просить надо, потому что Небесный Податель благ как нам запрещает метать бисер перед свиньями, так и Сам этого не делает; Он не подает благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает свое сердце, и потому неспособен принять благодать Его. И не просто велит просить, но с великим тщанием и усилием: ищите, и найдете, – с терпением и постоянством; стучите, и отворят вам. «Младенец, – говорит преподобный Макарий Великий, – ища матери, плачет, и мать, сжалившись над ним, радуется, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его». «Итак, человек, не унывай, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – проси, стучи в двери милосердия Божия; если и не получаешь сейчас, то не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите», дабы показать, что если и не скоро отверзает Он двери, все же должно ждать. Если ты часто будешь толкаться к людям, то, может быть, покажешься им и скучным, и тяжелым; но у Бога не так: Бога раздражишь более тогда, когда не просишь». Проси постоянно и может быть не скоро, но получишь просимое, непременно получишь. «Просите, – говорит один подвижник, – словом молитвы; ищите сердцем; толцыте делами милосердия христианского в двери милосердия Божия».

Троицкие листки. №801-1050.

предыдущий стихследующий стих