Церковь последнего завета виссариона: кейс успешной секты из 90-х

Помни день субботний, чтобы святить его

У жителей Общины есть три праздника. Восемнадцатого августа отмечается день Доброго Урожая в память о первой проповеди Виссариона. В апреле – праздник Весны, а 14 января – Рождество Божье – день рождения Виссариона.

Каждое воскресенье, вне зависимости от погоды, группа верующих из Города восходит на Гору. Кульминационным пунктом обряда является тщательно отрепетированная встреча с Учителем, напоминающим пародию на Христа. Он сидит в кресле, установленном среди скал, под большим красным зонтом с бахромой. Весь в белом. На нем длинное одеяние, именуемое хитоном, брюки, варежки и головной убор, который носят мужчины на Ближнем Востоке. На носу большие солнечные очки, которые смотрятся несколько комично, в руке микрофон.

Любые физические контакты с Виссарионом запрещены. Верующие падают на колени на безопасном от Учителя расстоянии и остаются в такой позиции в течение всей встречи.

Сначала собравшиеся медитируют несколько минут в полной тишине, духовно сливаясь в единый гармонично работающий организм. Кажется, что мороз пригвоздил к земле гигантским молотком все парящие в воздухе мысли и звуки. Несколько женщин бесшумно оседают без сознания на снег. Местный доктор с военной аптечкой оказывает им помощь.

Затем приходит время вопросов и ответов. Последователи Виссариона полны характерного для неофитов пыла. Они могут бесконечно рассуждать о своем Учителе, разбирать по атомам его теологические догматы, но на воскресных встречах разрешается спрашивать лишь о конкретных вещах. Воспитание детей, секс, садоводство, продажа или строительство дома, работа… Кто-то спрашивает, можно ли выдвинуть на местных выборах одного из жителей Общины.

— Ни в коем случае, – приподнимается Учитель. – Держитесь подальше от политики, избегайте стремления к личной власти. Ходите на выборы, но никогда не баллотируйтесь сами.

Я был у них во время последних парламентских выборов. У виссарионовцев всегда стопроцентная явка. В Петропавловке избирательный пункт был закрыт за много часов до окончания голосования. Тех, кто замешкался, подгоняли телефонными звонками. У верующих есть выделенная телефонная линия, по которой они могут перезваниваться между собой.

Виссарионовцы всегда голосуют за партию власти. Они искренне считают, что если бы поступали иначе, то власть бы давно уже прислала в тайгу автоматчиков и разогнала бы их на все четыре стороны.

Кто за все в ответе? И что дальше?

С 1991 года прошло 14 лет. Если
сравнить, что говорилось вашим лидером тогда, с тем, что
говорится сегодня, то можно найти утверждения,
диаметрально противоположные изначальным. Что
изменилось, почему ваша истина так часто меняет
доктрину? Если конец света отменили, то зачем было
держать народ в голоде и нищете? К чему эти игры в
«зарницу», испытания себя в экстремальных условиях?
Почему честно не сказать: «Ребята, начинайте вписываться
в нормальную жизнь, зарабатывайте, содержите себя,
лечитесь, учитесь, воспитывайте детей, обеспечивайте
себе пенсии, детям базу для будущего»… Я понимаю, что
так никогда не будет сказано. Кто же пойдет бесплатно
работать на вашу гору? Как управлять свободным
человеком?

Почему ваше руководство не проедет по
деревням и не посмотрит, как живут люди? Как Москва еще
не вся Россия, так и жизнь на горе «Сухой», очень
отлична от жизни по селам. Но эта жизнь также мало
волнует ваше руководство.

Вот, приезжает священник, проводит Литургию, как
секретарь райкома, бросает новый клич, говорит о
подготовке к празднику. И ничего о жизни здесь. Снова –
рекламная акция для Хлопонина, показуха, пиар.

Только ленивому не видны противоречия
идеологии, звучащие из года в год в проповедях Торопа и
его ответах на вопросы. Начиная от запретов на продукты,
пик которых пришелся на 1994 – 1996 годы, и пошел на
спад после 98 года; продолжая пугалками о конце света,
пророчествами об изменении лика планеты; бредом о
комете; запретом на оказание и принятие медицинской
помощи, родами в воду и дома (у нас в деревне два случая
таких родов кончились инвалидностью ребятишек); дурдомом
с треугольниками (я знаю двоих, кому это вышло
психическими срывами), единой семьей (возня вокруг
которой идет до сих пор).

Все это есть или было! И
неважно теперь, что господин Тороп разрешил подавать в
суд, работать, питаться, лечиться. Все это сделано в
угоду общественному мнению, из страха разгона всей этой
организации, все это сделано ради сохранения собственной
безопасности и только

И разрешение Торопом пользоваться
услугами врачей и юристов прозвучало куда более
ненавязчиво, нежели запрет на все это. Ведь запреты
никто так и не отменил, для самых рьяных они до сих пор
в силе. Ведь разрешения и послабления делаются для
«слабых», а кто себя таковым считает?

Вот и «плывут» ваши последователи
вольным стилем на все четыре стороны, когда сталкиваются
с проблемами юридического и нравственного порядка. Они
не могут сделать ни единого шага без «вопроса учителю»,
даже в мелочах. Они не способны принимать решения, нести
ответственность за свой выбор. Но! — можно получать
субсидии, пособия по безработице, пользоваться услугами
собесов. Разрешение работать прозвучало как бы нехотя,
вяло. Запрет звучал куда громче и четче. Господа
руководители, или как вас там называют, На что вы
надеетесь? Куда вы ведете? Что у нас впереди? Кто несет
ответственность за все, что здесь происходило,
происходит и еще будет происходить?

Ваши принципы оказались
несостоятельными. Дети за вами не пойдут. Исследования
по трем школам Каратузского района показали, что 80 %
детей последователей не разделяют не только взглядов
родителей на духовность, но и не испытывают потребности
в какой-либо религиозности. Эти же исследования говорят
о том, что у 60 % ребят повышен фон тревожности, около
70% ребят не удовлетворены своей жизнью здесь и
отношениями с родителями, все они терпеливо ждут
совершеннолетия, чтобы уехать отсюда. Многие из них
очень нервничают из-за отсутствия средств на отъезд и
обучение и это при достаточно высоком уровне интеллекта
и мотивации на успех (данные взяты из дипломной работы
педагога-психолога А. Щербининой, ХГУ, 2004 год) Степень
нервного напряжения у ребят опасно высока. Это вызывает
тревогу.

Будущего у вас нет. Но люди устали.
Сколько можно жить и бояться?

Елена Мельникова

Живой журнал — 05.09.2009.

Сплав религии и оккультизма

В том, что община подобного рода так долго существует в российской глубинке, нельзя исключать и коррупционный фактор. По сути, на территории Черемшанского района Красноярского края возникает область со своими законами и порядками, которые противоречат российским, отмечает в беседе с «Известиями»зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

— Ситуация совершенно невозможная: в составе Российской Федерации есть территория размером с 2/3 Бельгии, которая живет фактически по своим законам, в которую не вмешиваются местные власти. Это дает основания подозревать, что там есть огромное количество неучтенных смертей. Ребенок умирает от неоказания медицинской помощи или голода, его закапывают здесь же, в тайге, безо всяких разбирательств и на этом дело кончается. Взрослые, помимо неоказания медицинской помощи, могут умирать от истощения, потому что жесткая веганская диета в условиях сибирской тайги не способствует крепкому здоровью, — отметил зампредседателя экспертного совета при Минюсте.

Община_6

Послушники общины Виссариона

Фото: facebook.com/Вадим Редькин

По его словам, некоторые люди из общины Виссариона достаточно искусные плотники и занимались строительством красивых дач, в том числе и для высокопоставленных лиц. Община вырубила много леса в тайге, причем значительное количество вырубленного даже не смогла использовать, и поваленные вековые деревья гниют на месте. Вывоз мусора из заповедных мест осуществляется крайне плохо. Сам Тороп сожительствует с молодыми девушками, и чтобы как-то оправдать это, в общине практиковалось многоженство.

— Про многоженство в секте говорят открыто. Тороп окружил себя гаремом и сообщил свое новое откровение. Помимо этого, он заявил, что по-настоящему спастись от конца света могут только члены семьи — круга приближенных, живущих в палатках рядом с домом лидера. Люди ограблены: они продали свои квартиры, чтобы купить домик в деревне, а потом отдают и домик, чтобы жить в палатке возле Виссариона. У него есть высказывание о том, что если ты пожертвовал и помнишь об этом, то это не пожертвование. Настоящее пожертвование — отдать и забыть. Многие разочаровавшиеся в этой секте были бы и рады уехать, но возвращаться им некуда, — добавил Дворкин.

Община_7

Община Виссариона

Фото: facebook.com/Вадим Редькин

Чтобы поддерживать миф о том, что Тороп всеведущ, в общине практикуется доносительство. Так ему удается быстро узнавать о происшествиях и недовольствах в рядах членов общины.

— Большая загадка, как человек без видимой харизмы, занудный и косноязычный смог стать настолько популярным среди своих соратников. Думаю, он попал в нужный момент в нужное окружение. При всей его серости и посредственности у него есть способность создавать винегрет из расхожих идей. Большая часть людей, которые его окружают, прошли через оккультную подготовку. Это уже пожилые люди, которые были в уфологических кружках, рериховском обществе, увлекались астрологией. Он, как правило, подбирает уже поврежденных людей, которые мыслят в оккультных категориях, — подчеркнул эксперт.

В начале своей деятельности Сергей Тороп привлекал внимание попытками создать имидж внешнего сходства с Иисусом из популярных телефильмов. Созданная им вера состоит из сплава идей, надерганных из различных религиозных течений и примитивного оккультизма

Ее основная идея заключается в том, что Виссарион — последнее воплощение Христа. При наступлении конца света в виде техногенной катастрофы, которую Тороп предрекал в 2013 году, спастись смогут только те, кто приехал в Красноярский край жить рядом с «мессией».

Община_8

Послушники общины во время собрания

Фото: facebook.com/Вадим Редькин

— Тороп часто делает очень пугающие высказывания относительно того, что вскоре каждый член его «церкви» будет поставлен перед выбором: либо выбрать мир с его соблазнами, либо предпочесть последовать за «Сыном Человеческим», даже если это будет означать радикальный и окончательный разрыв с миром. Заявление пугающее, так как может восприниматься как психологическое оправдание грядущего массового самоубийства. Тороп стареет, новых членов у секты не прибавляется, он заметно нервничает, грубо срывается на рядовых членов. Всё это заставляет опасаться, что Тороп осознает, что оказался в тупике. А такие люди, как он, не любят уходить в мир иной в одиночку, — резюмировал Дворкин.

Число имени Виссарион

Число имени Виссарион по нумерологии — 3. «Тройку» принято считать священным и магическим числом, поэтому подопечные числа 3 – это успешные, загадочные, творческие люди с массой талантов.

У «троек» сильно развита интуиция. Они обладают богатым воображением и фантазией

Но в отличии от большинства «троек», Виссарион любит привлекать к себе внимание и навязывать личное мнение другим. Хотя в центре шумной и веселой компании его увидишь не часто, ибо он обожает отдых и интересные развлечения в кругу родных больше, нежели в кругу обычных знакомых

«3-ки» не любят сидеть на месте, они деятельны и активны. У них блестящий ум и прекрасные аналитические способности. Они достигают успеха в различных профессиях и всегда стремятся к максимально возможному самовыражению. Огромный творческий потенциал и острая интуиция им в этом помогают.

К сожалению, общительные и веселые «тройки» не всегда доводят начатое дело до конца, часто распыляясь сразу на несколько дел и стараясь везде найти простые решения проблем. И вообще, подопечным числа 3 следует быть менее болтливыми и доверчивыми, не поддаваться импульсивности, расточительству и эгоизму.

Взрослая жизнь

Демобилизовавшись из стройбата в 1982
году, Сергей поехал по известному маршруту на запад в
гости к бабушке. В Краснодарском крае вместе с
двоюродным братом Валерием вступил в ряды местной
дворовой группировки. Но спустя полгода, в попытке
залечь на дно, вернулся в Минусинск к матери на
иждивение.

В 1983 году Тороп женился, но
по-прежнему не утруждал себя поиском постоянного вида
заработка. Живя уже за счет жены Любы, Сергей оправдывал
свое дармоедство тем, что современники не способны по
достоинству оценить его художественный талант.

Любовь Тороп — первая жена лжехриста

На помощь к Торопу пришел одноклассник
по минусинской школе и по блату устроил его на работу в
ГАИ. Но и там Сергей надолго не задержался, будучи
уволенным под предлогом сокращения.

Однако, связавшись с двумя его бывшими
коллегами по ведомству, Бабр выяснил, что реальной
причиной увольнения Сергея Торопа из органов было
«крысятничество».

Тогда Тороп попытался вступить в Союз
художников, но, в силу отсутствия у него хотя бы средне
специального образования, о членстве в организации ему
пришлось позабыть.

Уйдя в длительный запой и плавно
переместившись в палату местной психиатрической
больницы, экс-гаишник открыл для себя мир буддизма, йоги
и восточных единоборств, коротая свободное время за
изучением «Агни-йоги» Рериха, «Розы Мира» и «Тайной
доктрины» Блаватской.

В это же время Тороп увлекается
уфологией и посещает клуб «Гипотеза», существовавший в
то время на деньги Томского национального
исследовательского политехнического университета.

В 1989 году состоялся звездный час
Торопа – на областной студии телевидения в передаче
«Добрый вечер» в эфир вышел материал о его творчестве.
После репортажа Сергею предложили провести персональную
выставку картин в галерее Минусинска.

Также с Торопом связался отец Олимпий и
попросил написать несколько икон для храма святого
Николая в Абакане. Впрочем, из-за творческих разногласий
в ходе работ от сотрудничества было принято решение
отказаться.

Детство и юность

Человек, провозгласивший себя Виссарионом, родился 14 января 1961 года. Его родители не были верующими, однако после их развода (Сергею тогда исполнилось 2 года) воспитанием внука занялась бабушка.

Она и оказала религиозное влияние на мальчика, поскольку придерживалась старообрядчества. Вместе с мамой и ее новым мужчиной Тороп переехал в поселок Шушенское — там у него появилась сестра Ирина.

В школу пошел уже в Минусинске. Получив среднее образование, сибирский Иисус приступил к воинской службе в Монголии.

Сергей Тороп (Виссарион) / «Фейсбук»

После демобилизации (21 апреля 1981 года) вернулся в Краснодар. По некоторым сведениям, страдал от алкоголизма. И даже лежал в психиатрической больнице, поскольку врачи обнаружили у него расстройство.

В 80-х годах уроженец поселка Пашковский обнаружил в себе талант живописца. Изначально юный художник специализировался на копировании известных работ.

В молодости Сергей успел поработать на разных должностях. Так, за непродолжительное время — с 1982 по 1984 год, примерил на себя амплуа слесаря, электрика, учителя физкультуры. Последняя запись в трудовой книжке — милиционер патрульно-постовой службы.

Там он задержался на 5 лет. Причиной увольнения стали конфликты с коллегами и пристрастие к алкоголю. Тогда мужчина вспомнил о художественном таланте. Его пригласили в абаканский храм для написания двух икон. В самом начале работы Торопу якобы привиделся святой Николай. Живописец запомнил образ и написал его.

Настоятель абаканского храма отец Олимпий иконой остался доволен, но попросил художника исправить некоторые детали. В этом вопросе Сергей проявил стойкость и верность тому образу, что снизошел на него, и отказался.

Затем Тороп увлекся уфологией в клубе «Гипотеза». Вместе с единомышленником Владимиром Плесиным часто приезжал в Москву. В столице познавал методы психологических воздействий.

В то же время Плесин начал утверждать, что ему удалось выйти на контакт с космосом. Более того, получил прямое указание объявить себя самим сыном Господа. Но впоследствии эта роль была отдана Торопу. Владимир объяснил это тем, что космос изменил решение.

Широкую огласку Сергей получил, когда выступил с проповедью на телестудии «Резонанс» весной 1991 года. В эфире мужчина рассказал, что получил новое имя — Виссарион. Адепты были уверены — наставник являет собой инкарнацию Иисуса Христа.

учат

Сам Тороп описывает свое учение как Последний Завет . Тороп утверждает, что у человека есть два происхождения. Тело, как земля и все другие живые существа , было создано Творцом, Богом — Отцом , а душа была развита Сыном Бога. По мнению общины, человек подчиняется законам материального и духовного мира одновременно. Основными строительными блоками последнего являются альтруистическая работа и действия на благо других, а также свободный личный выбор, который необходимо постоянно обеспечивать. У учеников или последователей Виссариона есть цель передать и распространить эти ценности духовного мира, который в их глазах хранится Святым Духом . По словам Виссариона, Мать Земля свята и жива. Этим заявлением он узаконивает языческие обычаи и озабоченность природными силами, которые обычно рассматриваются верующими христианами как богохульство. Виссарион же считает их элементарными для того, чтобы вступить в диалог с землей

Согласно Торопу, материальный мир поддерживается духом жизни или универсальной жизненной энергией, праной , и важно уважать и подчиняться принципам гармонии, разума, кармы , целесообразности и взаимовыгодного сотрудничества. Закон развития души, согласно которому необходимо следовать «путем мастеров», который обязывает нести в мир любовь, тепло и свет честными руками, имеет высший приоритет в системе убеждений сообщества

Это поддержит естественный баланс и излечит древние человеческие травмы, нанесенные Матери-Земле.

Учения и мировоззрения Торопа очень разнообразны и часто пересекаются с другими религиозными верованиями. Таким образом можно найти совпадения, среди прочего. Даосизм , ислам , христианство и буддизм . В 1990-х годах Тороп часто критиковал учение Русской православной церкви , но в начале 2000-х заявлял, что Экополис был признан и узаконен ею, что церковные лидеры отрицали.

Виссарион стремится со своими учениками или последователями, как уже предполагает прежнее название «Церкви Последнего Завета», единой мировой религии , поэтому теософия также рассматривается как основа его учений . Что касается содержания индийской религиозности и духовности, это также претендует на то, чтобы показать общее истинное ядро ​​всех религий и установить «всеобъемлющее братство человечества». Хотя он советует своим последователям не читать книги Елены Петровны Блаватской , соучредителя Теософского общества , в то же время его высказывания часто содержат идеи, близкие к теософическим. В его учении можно найти даже идею Вознесенных Владык:

— согласно информационной системе секты

Hansjörg Hemminger и Joachim Кеден считают , что они признают , нео-индус черта и учение в тезисах и заявлениях Wissarion в . В своих речах и проповедях Тороп говорит о странствиях душ, которые следует приравнять к перевоплощениям . Кроме того, Тороп очень хорошо знаком с нео-индуистской сценой гуру, связанной с неоднозначными гуру Хайдакханом Бабаджи и Сатья Саи Бабой , благодаря чему он знал последнего лично. Это могло повлиять на идеи Торопа, поскольку он, как и Виссарион, проповедует единую мировую религию, так называемую религию Саи. Более того, оба автора подозревают, что существуют также аспекты эзотерики Нью Эйдж, которые возникли в 1970-х годах в системе верований Последнего Завета . Это предвещает ранний конец Века Рыб , который определил наше время войнами, ненавистью, страданиями и ограниченным мышлением. Его сменит Эпоха Водолея , эпоха счастья, единства, мира и целостного осознания. В этих подходах к речам Виссариона есть параллели, тем более что в движении Нью Эйдж мистицизм и восхищение природой, а также отстаивание любящей природы простой жизни играют важную роль.

Характер имени Виссарион

Характер имени Виссарион, а точнее носителя этого имени, таков, что никогда не позволит этому человеку повести себя неправильно в отношении кого-то из окружения. Виссарион он бережно относится к людям в целом и к тому, каким его видят люди из окружения. Именно поэтому-то он никогда себе и не позволит плохо повести себя в отношении кого-либо. Корысть, использование чьих-либо слабостей, предательство или ложь – на все это у Виссариона обычно наложено самое настоящее табу. Хотя опять же, все ведь зависит от воспитания…

То же самое касается и взаимоотношений с женщинами. Характер Виссариона таков, что никогда не позволит ему предать женщину, изменить ей, или бросить ее в самый неподходящий момент. К тому же, на руку представительницам противоположного пола может играть и то, что Виссарион очень терпелив.

В дополнение же ко всему вышесказанному стоило бы сказать еще и о том, что Виссарион, это всегда очень открытый и честный человек. Быть может его характер и отпугивает людей, но никак не враньем или замкнутостью. Да, он агрессивен, и да, слишком эмоционален и черств, но честен и открыт, и никогда себе не позволяет обманывать людей. Да и от всех вокруг он ждет исключительно открытости, искренности, правды и верности.

В лесу живущий

В секту Виссариона попало очень много умных образованных и порядочных людей. В начале 90-х, когда старая коммунистическая идеология распалась на куски, ее место заполнило множество новых и непонятных течений. Вся эта гремучая смесь новых идей варилась в молодых мозгах.

Необходимо заметить, что был 1993 год, время, когда цены росли быстрее зарплат и в экономике царил первобытно дикий хаос, жизнь была очень нервной, небезопасной. Перспектива плохо просматривалась. В Академгородке существовало в то время множество духовных учений, и люди метались из одного учения в другое, плюрализм в вероисповедании доходил почти до абсурда: до обеда — православный, после обеда — буддист, к полуночи — суфий.

Многие научные сотрудники Новосибирска были вынуждены отказаться от любимого дела и, чтобы как-то жить, занимались коммерцией. Кто-то не видел для себя такой возможности, для них переход в коммерцию означал измену себе, своим идеалам.

https://vk.com/video_ext.php

— Внешность Сергея Торопа мне не понравилась с самого начала. Внешне он не был похож на Христа, хотя очень старался. Можно сказать, конечно, что я не могу судить о том, как выглядел Христос, но то, что этот на Христа не тянет, было очевидным. Как-то не хватало в нем элементарной грамотности, а не то чтобы какого-то Божьего откровения. Слишком примитивным мне он показался. И на Истину он не тянул, хотя претендовал именно на это. Он был страшно косноязычен. Создавалось впечатление плохой режиссуры и плохой актерской игры, — вспоминает Елена Мельникова.

Имя Виссарион никогда не означало «жизнь дающий», а значит оно «В лесу живущий». Но такие «мелочи» и невежество Торопа почему-то никогда не смущали его последователей.

Образование

В Городе Солнца также есть школа, где
детей учат по «альтернативной» программе с раздельным
обучением. Программа обучения включает четыре дисциплины
– общеобразовательный блок, искусство, ремесло и
единоборства.

Правда, из-за нелепой цензуры из курса
истории убраны почти все упоминания о войнах и
революциях. А многие литературные произведения и вовсе
под запретом.

В старших классах в образовательную
программу добавляются такие предметы, как «Последний
Завет», «Заповеди Виссариона», «Стать красивым»,
«Летучие карандаши», «Живая глина» и «Любви познание».
Оценки отсутствуют, ибо соперничество есть грех. После
обучения для детей проводят экзамены за девятый класс в
Черемшанской школе.

Черемшанская школа

Данная система обучения, с одной
стороны, направлена на то, чтобы верующие постигали
профессии искусств и ремесел, которые в отличие от
некоторых дисциплин, продвигаемых Минобром,
действительно необходимы в деревне. Но с другой стороны,
это создает серьезные проблемы для детей, желающих
покинуть общину.

Тем не менее, школьникам ничто не мешает
изучать важные им дисциплины самостоятельно.

Что же до Торопа, то он продолжает
заниматься живописью и даже организует выставки своих
картин по всему миру. Но не сказать, чтобы успешно –
все-таки художественный талант Торопа значительно
уступает его предпринимательскому.

Но, в любом случае, это тот бог,
которого мы заслужили… А судить «богов» в этой стране
нельзя.

Иван Лебедев

NewsBabr.Com — 07.03.2017.