Оглавление
Примечания
- Charles Masters. . The Hollywood Reporter (February 15, 2000). Дата обращения: 18 сентября 2008.
- Во время сцены в борделе префект полиции Лотреннэ упоминает инспектору Тозе, что должен оставаться до закрытия, так как премьер-министр Полиньяк здесь. Полиньяк был одной из сил, которая противостояла Июльской революции, тема которой скрыто проходит через весь фильм.
- Изначально на роль Видока был приглашен Даниэль Отёй, но из-за несовпадения графика съемок взяли более фактурного Депардьё.
- David Fakrikian. (фр.). HD Vision (Le Magazine) (4 mai 2010).
- . Сайт Jean-Christophe Grangé.
Подробности создания
По словам сценариста и режиссёра Давида Факрикиана (фр. David Fakrikian), первоначальный вариант сценария был написан им как политический, действие фильма должно было продолжаться три дня, а в финале действия Видока приводили к июльской революции. Однако такой вариант сюжета был отвергнут продюсерами, в результате от первоначального проекта в фильме сохранились только время и место действия, имена главных героев и концепция художественного оформления.
Согласно заметке в газете London Sunday Observer, 800 из 2300 сцен фильма стоимостью 22 млн долларов были обработаны компьютерами уже после съемок. Режиссёр фильма «Пито́ф» сообщил газете Observer: «Я думаю, что это первый шаг к кино будущего
Очевидно, при создании фильма необходимы совершенно иные вещи — пост-продакшен, под которым я понимаю правку и вставку спецэффектов, это становится столь же важно, как и сами съемки»
Работает
Воспоминания Видока, начальника полиции безопасности, до 1827 г. (4 тома, 1828-1829 гг.)
В памяти , что кованная легенду о характере не полностью автобиографична. Источники согласны с тем, что несколько «красильщиков» или « негров », вероятно, Луи-Франсуа Лерьерье де л’Эйн и Эмиль Морис , написали и переработали большую часть работы, основываясь на заметках Видока. Во времена Реставрации было обычным делом призывать профессионалов «доработать» текст, тем более что полицейские мемуары были литературным жанром, который должен был испытать новое увлечение.
- Воры (эссе, опубликованное на его имя, 1836 г.)
- Краткие соображения о тюрьмах, приговорах и смертной казни (эссе, 1844 г.)
- Подлинные тайны Парижа (роман, 1844 г.)
- Франсуа Видок и Огюст Виту ( преф. Раймон Дюме , 1845 г.), «Шоферы дю Нор» (роман), Париж, Club des éditeurs / Éditions du Seuil ,1959 г.( 1 — е изд. , 1958), 371 стр. В-16 ° .
Сюжет
Париж, 1830 год. Известный сыщик Видок, владелец частного сыскного агентства, в схватке с убийцей по прозвищу Алхимик погибает, падая в огненную шахту охлаждающего цеха на стеклодувном заводе. Однако перед своей смертью он просит о последнем желании — увидеть лицо своего убийцы, которое скрыто маской. Алхимик выполняет его желание и показывает своё настоящее лицо сыщику, после чего тот падает в языки пламени. От Видока находят лишь пепел.
Этьен Буассе, молодой биограф Видока, идёт по его стопам, пытаясь узнать то же, что уже узнал Видок. Видок по просьбе бывшего начальника, префекта парижской полиции Лотреннэ, расследовал убийство трёх влиятельных граждан — оружейного фабриканта Бельмона, химика Верольди и доктора Лафита, умерших от удара молнии при странных обстоятельствах. По словам префекта, смерть оружейного фабриканта серьёзно повлияла на политическую обстановку во Франции.
Постепенно Видок узнаёт приметы Алхимика — это существо неизвестного пола, постоянно скрывающее лицо за маской-зеркалом. В очередной схватке с убийцей сыщик откалывает кусок его маски, который проясняет некоторые детали расследования. По городу расползаются слухи о «чудовище без лица», которое убивает людей и пожирает их души с помощью своей зеркальной маски, тем самым поддерживая свою жизненную энергию и молодость. Вскоре Этьен пытается очертить круг подозреваемых, но как он выясняет, Алхимик неуловим. Более того, убийца обладает выдающимися навыками ближнего боя, из-за которых его невозможно победить врукопашную, а так же любые пули, пущенные в него, отскакивают в самого стреляющего. Как только преступник узнает, что за ним следят, он «убирает» важных свидетелей. По ходу фильма выясняется, что Видок имитировал свою смерть, чтобы запутать Aлхимика.
В конце фильма Видок неожиданно заявляет, что знает, кто скрывается под маской Aлхимика — Этьен Буассе. Между ними завязывается поединок, из которого Видок выходит победителем, но умирает помощник Видока Нимье. На похоронах Нимье префект парижской полиции Лотреннэ рассказывает Видоку о том, что Карл X бежал после поражения королевских войск, и префекту грозит тюрьма или гильотина. По кладбищенскому надгробью мелькает блик от маски-зеркала Алхимика.
Номинации и награды
Фильм получил 7 наград и был номинирован на 2 награды:
- 2001: Международный кинофестиваль в Каталонии (Сиджес): 5 наград в следующих номинациях:
- гран-при (лучший фильм);
- лучшие спецэффекты;
- лучший грим;
- лучшая музыка;
- Citizen Kane Award за лучшее режиссёрское откровение (Best Directorial Revelation).
- 2002: Fantasporto, 2 награды и 1 номинация:
- награда «Серебряный гран-при за Европейский фэнтези-фильм»;
- награда «Международный фэнтези-фильм» за лучшие спецэффекты;
- номинирован на награду «Международный фэнтези-фильм» за лучший фильм.
- 2002: Брюссельский кинофестиваль: номинация на золотой гран-при «Европейский фэнтези-фильм».
Королевское помилование
Как водится,
завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает
только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили,
что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в
белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской
Сюртэ до сих пор носят их в знак чистоты мундира).
Видок со
своими людьми навещал не только воровские «малины», но и дворцы аристократов. В
Лувре им был задержан граф де Руссильон, набивший карманы ворованными
драгоценностями. Бывший каторжник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона,
помиловал его, торжественно отменив давний приговор. Посетители модных салонов
с замиранием сердца слушали его рассказы о нравах парижского «дна», а
начинающие писатели украдкой записывали их, не без оснований надеясь превратить
такие сюжеты в романы и пьесы.
![]() |
Клод Брассёр в «Новых приключениях Видока» |
Заработав
немалые средства, Видок в 1820 году женился на молодой вдове Жанне-Виктуар
Герен, но она оказалась больна туберкулезом и через четыре года скончалась, так
и не родив Эжену желанного наследника. В 1830 году он женился в третий раз — на
своей кузине Флериде-Альбертине Манье, которая была моложе его на 18 лет.
Вместе с ней ему предстояло преодолеть новые трудности, которые приготовила
судьба.
А их было
немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем
посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу
невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки,
Видока обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не
посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал
в отставку.
Пенсии ему
не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились
деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил
щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из
четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех.
Мемуары Э. Видока |
Можно
сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала
одним из первых международных бестселлеров — в последующие годы ее перевели на
восемь языков, включая русский. У Видока, отродясь ничего не писавшего,
обнаружились живой образный язык и едкий юмор, наряду с недюжинным умением
выстраивать логику сюжета, а уж описанных им приключений хватило бы на
множество современных детективов.
Впоследствии
из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное
исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго»,
и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским
тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где
писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая
«перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.
Чтобы
доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную
фабрику, где работали бывшие зэки. Но в 1832 году этот полезный для общества
труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока
вновь призвали в шефы Сюртэ для борьбы с повстанцами. Он быстро создал летучие
отряды, проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему.
Арестант. Иллюстрация из книги Видока «Криминальный мир. История французских тюрем», 1845 г. |
Восстание
было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи
Филиппа, назвавшего его спасителем трона. Но его враги не успокоились — уже в
сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую
шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда
пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть
в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от
правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.
Король риска
Вялотекущие боевые действия располагали личный состав к пьянству и разврату, за полгода рядовой Видок успел убить на дуэлях двух человек. В одном из боев его часть полностью разбили, и с тех пор его переводили из полка в полк из-за бесконечных нарушений режима и неспокойного характера, хотя он считался весьма храбрым солдатом. Через год после начала службы за успехи его даже произвели в капралы, но спустя полгода он попал в плен к австриякам, откуда благополучно сбежал.
Поняв, что война это не самый приятный способ завоевать славу и место под солнцем, Видок возвратился в Аррас к своему привычному образу жизни. Но спокойно пожить не удалось, якобинцы устроили в городе террор. На плаху мог угодить и отец Эжена, если бы в дело не вмешалась влиятельная семья Шевалье.
Мари-Анна Шевалье была без ума от Видока и притворилась беременной, чтобы они могли пожениться. Но совместная жизнь продлилась недолго — мало того, что Мари не ждала ребенка, так еще, по словам Видока, завела себе любовника. Оскорбленный супруг не нашел ничего лучше, как сбежать от жены, прихватив по старой привычке ее фамильные ценности.
Кругом шла война, а капрал Видок под вымышленной фамилией обосновался в Брюсселе, оккупированном французскими войсками, где зарабатывал себе на жизнь игрой в карты. Как водится, он спускал все деньги на выпивку и дам. Впрочем, это не мешало галантному кавалеру, прикинувшись героем войны, обобрать до нитки немолодую баронессу и сбежать с ее деньгами в Париж.
За пару месяцев он умудрился промотать пятнадцать тысяч золотых, после чего ушел из столицы вместе с кочующими цыганами. Как всегда дорога привела его в Лилль, где он снова страстно влюбился в местную красотку. В порыве ревности он избил одного из поклонников девушки и угодил в тюрьму, из которой впечатленная темпераментом нового ухажера мадемуазель помогла ему сбежать.
После этого Видок поменял много имен и профессий, выдавал себя даже за офицера полиции, тем не менее его поймали и приговорили к каторге за побег из лилльской тюрьмы и фальсификацию документов. Естественно, он улизнул и оттуда. К счастью для Видока в бурлящей Франции к власти пришел Наполеон, а ему были очень нужны солдаты, но снова тюрьма, и снова побег и жизнь под чужой личиной. В последующие десять лет Видок проделывал этот трюк много раз: он побывал во многих казематах, прекрасно изучил тюремные обычаи и язык, чем заслужил авторитет в криминальном мире. В среде уголовников за смелые побеги и умение жить под прикрытием его прозвали «Королем риска».
Видок-детектив
Видоку 61 год. Портрет Ашиля Девериа
Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем».
В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже. Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).
Кроме розыска внёс вклад в зарождение и становление трасологии и криминологии (разработав стойкие чернила и гипсовую заливку следов обуви). Разработал систему оперативного учёта правонарушителей, ставшую впоследствии повсеместной и с незначительными изменениями дошедшую до наших дней. Первым из полицейских руководителей стал обращаться к представителям науки для проведения научно-технической экспертизы обнаруженных вещественных доказательств и предметов с места преступления (в частности, первой в истории баллистической экспертизы), стал проводить следственные эксперименты для воссоздания картины преступления. Обладая широчайшими познаниями преступного мира изнутри, реорганизовал криминальную полицию на манер тайной политической с упором на негласные мероприятия с целью поимки злоумышленников «на горячем», при попытке совершения преступления. Ввёл практику повседневной работы сотрудников полиции в штатской одежде, проведение следственных мероприятий с подозреваемыми на контрасте. Также ввёл практику сбора доказательственной базы при помощи комплекса негласных мероприятий, ныне относящихся к легендированному вводу, разведопросу и разведбеседе. Широко внедрил привлечение преступных элементов к сотрудничеству с органами полиции как альтернативу немедленному привлечению их к уголовной ответственности. Так или иначе идеи Видока в области организации полицейской службы, стратегии и тактики полицейских мероприятий, были впоследствии востребованы полицейскими структурами всех ведущих стран мира (Скотленд-Ярд, ФБР и многие другие) и в том или ином виде практикуются по сей день.
Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 10 лет. Однако в был вынужден уйти в отставку. Почти сразу после отставки Видок уселся за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток — 24 тысячи франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.
После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал «частную полицию» — собственное «Бюро расследований» (первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов.
Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А. де Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошёл от дел.
Примечания
- некоторые источники указывают также 23 июля, т.к. родился ночью
- или «Вора может поймать только вор»
- Siegel, Jay A.: Forensic Science: The Basics. CRC Press, 2006, ISBN 0-8493-2132-8, S. 12.
- Conser, James Andrew and Russell, Gregory D.: Law Enforcement in the United States. Jones & Bartlett Publishers, 2005, ISBN 0-7637-8352-8, S. 39.
- Thorwald, Jürgen (1981). Das Jahrhundert der Detektive. Zürich: Droemer-Knauer. ISBN 3-85886-092-1.
- Edwards, Samuel (1977). The Vidocq Dossier: The Story of the World’s First Detective (1st ed.). Boston: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-25176-1.
- Theoharis, Athan G. The FBI: A Comprehensive Reference Guide. Greenwood Press, 1999, ISBN 0-89774-991-X, p. 265f.
- Metzner, Paul (1998). Crescendo of the virtuoso : spectacle, skill and self-promotion in Paris during the age of revolution. Berkeley: Univ. of California Press. ISBN 0-520-20684-3.
- Проф. Р. С. Белкин. Скучная криминалистика.
- «Кочегарами» называли бандитов, вымогавших у жертвы деньги, поджаривая ей ноги в огне
- Ю. В. Ковалев. . bioraf.ru. Дата обращения: 14 июля 2017.
- . knigger.org. Дата обращения: 14 июля 2017.
- ↑
- ↑
- . bookmix.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017.
- David Fakrikian. (фр.) (недоступная ссылка). HDVision (28.01.2012). Дата обращения: 28 июля 2015.
- ↑
Лиха беда начало
Эжен Франсуа Видок родился в 1775 году в Аррасе, близ Лилля. Городок был примечателен только тем, что на той же улице вырос Максимилиан Робеспьер. Едва научившись ходить, Эжен стал грозой всей окрестной ребятни: крепкий, не по годам развитый он нагонял страх даже на мальчишек много старше себя.
Непоседливого и задиристого мальчугана отец-пекарь решил перевоспитывать трудом. С десяти лет Эжен помогал ему в лавке, разносил хлеб по заказчикам. Но повседневная работа не нравилась юноше, очень скоро он стал возвращаться домой без денег, оправдываясь тем, что всю выручку по пути отобрали хулиганы. Родители, безмерно любившие свое чадо, наивно верили врунишке, который сначала тратил все деньги на сладости, а встав взрослее — на выпивку и девиц в местной таверне.
Там он впервые познакомился с людьми, которых благочестивая чета Видок не пустила бы даже на порог. Но их сыну подростку нравились эти конченые негодяи, он все больше проводил времени с ворами, убийцами, беглыми каторжниками и барышнями легкого поведения. Денег на выпивку и проституток требовалось все больше, и Эжен начал запускать руку в папашину копилку. Застав его с поличным, старый Видок впервые в жизни решил серьезно наказать сыночка и определил его в местную тюрьму для малолетних преступников. Правда, спустя две недели старик сменил гнев на милость и забрал его домой.
Надолго будущего преступного короля не хватило. Чтобы расплатиться с карточными долгами, 16-летний Видок, науськанный одним из своих жуликоватых приятелей, украл из дома столовые приборы. Сбыв фамильное серебро с помощью подельников, Эжен, опасавшийся родительского гнева, надумал уехать в Америку. Но тяга к выпивке и женскому полу опять сыграли с ним злую шутку. В порту Остенде он с новым приятелем решил покутить напоследок и оказался в притоне, в котором его в прямом смысле слова оставили без штанов.
Лишившись одежды, денег и надежд на светлое будущее в Новом Свете, Видок примкнул к труппе бродячего цирка. Но полуголодное существование, тяжелая работа и побои осточертели молодому человеку, и он, раздав пару тумаков на прощание, сбежал к кукольнику. Тут же он завел шашни с его молоденькой женой, из-за чего снова потерял место. Тогда неунывающий повеса набился в помощники к кочующему аптекарю, которого бросил, едва они оказались в Лилле, и пешком вернулся домой.
По возвращении блудный сын Видоков не сменил привычек и больше времени проводил в кабаках, где пил, устраивал драки и волочился за каждой юбкой. Он был молод, жизнь била ключом, но тут началась революция и последовавшая за ней война. В 1791 году первый задира Арраса записался на фронт добровольцем, рассудив, что его таланты пропадут зря в захолустном городке.
Примечания и ссылки
Примечания
- По адресу: 222, rue du Miroir-de-Venise (в настоящее время rue des Trois-Faces).
- По словам журналиста Жерома Пьерра , это будет рецидив приступа плохо леченной холеры, который уже почти победил в 1854 году.
использованная литература
- , стр. 16.
- , стр. 19.
- , стр. 21.
- , стр. 28.
- , стр. 29-30.
- , стр. 33.
- , стр. 42.
- , стр. 43.
- , стр. 50.
- Копия реестра заключенных Видока в тюрьме Бисетр от 20 мая 1797 г. — Архив префектуры полиции Парижа.
- Жан Савант, соч. соч. , п. 155-157
- Клод Шарло, Полиция по словам Видока в Секретах полиции .
- Жан-Марк Берлиер и Рене Леви, История полиции во Франции — От старого режима до наших дней , Nouveau monde éditions, 2011, 767 с.
- Там же
- Жан Саван, Суд над Видоком , Клуб лучшей книги, стр. 330.
- , стр. 357-358.
- , с. 224-227.
- Реми Гардеблед, Валери Мауро и Серж Гард, Путеводитель по Парижу, содержащий различные факты. От Средневековья до наших дней Ищите Миди,2013 , np : «Авантюрист, который в 1840 году стал« частным »детективом под номером 13, требует более 16 000 арестов. » .
- , стр. 364.
- , стр. 22.
- , стр. 29-30.
- , стр. 30.
- (in) Малкольм Андерсон , В плену политических перемен: полиция и жандармерия во Франции , Оксфорд, Oxford University Press,2011 г., VI -494 с. ( ISBN 978-0-19-969364-1 ) , стр. 405.
- .
- , стр. 296.
- , с. 277.
- , с. 277-278.
- Жером Пьерра , Великие загадки полиции , Первые выпуски,2010 г., стр. 87.
- , стр. 456.
- , с. 279.
- , стр. 329.
- Catherine Guennec , L’арго льют ле манекены , Париж, Во- первых, Coll. «Для чайников: с манекенами все становится легко! «,2014 г., 334 с. ( ISBN 978-2-7540-5886-5 ).
- Мириам Роман , Виктор Гюго и философский роман: от драмы в действительности к драме в идеях , Париж, Оноре Чемпион , колл. «Романтизм и современности» ( п о 25),1999 г., 826 с. ( ISBN 2-7453-0036-9 ) , стр. 276.
- ↑ и Артур Бернед , Видок , Les Editions de Londres,19 января 2013 г.
- Эрве Дюмон, Наполеон, эпопея в 1000 фильмов: Кино и Телевидение с 1897 по 2015 год , Иды и Календы / Cinémathèque Suisse,2015 г., гл. 7 («Выдающиеся личности первой империи»), с. 188–195.
- (in) Мэтт Камен, « Историк Assassin’s Creed объединяет вымысел с прошлым » , Wired ,23 октября 2014 г.
- Грегуар Хольц, « Дикие тексты? Коллективное написание мемуаров », Poétique , п о 165,2011 г., стр. 37-51
- Розмари А. Петерс, Кража вещей: кража и автор во Франции девятнадцатого века , «2. Объекты художественной литературы, государственные дела »
- Мари-Франсуаза Кашен и Лорел Брейк, « К счастью мыльной оперы: рождение и мутации жанра»
- Лауре Мюрат, Закон о гендере , Файард,2006 г., стр. 33.
Краткое описание фильма
Видок —
очень известный вор, но известен не столько своими преступлениями, а тем, что совершает
побеги из-под любой стражи. Правда, на этот раз он попадает в такую плавучую тюрьму,
где все заключенные находятся в ограниченном пространстве, а на ногах каждого
кандалы.
Более того, бежать особо некуда, вокруг вода. Но Видок умудряется сбежать и отсюда. Причем история очередного побега напоминает старую сказку про зайца, который просил делать с ним что угодно, только не бросать в терновый куст.
Кадр из фильма «Видок: Охотник на призраков»
Спустя
несколько лет Видок решает стать нормальным гражданином своей страны и продает
на рынке сукно. Но волею судьбы становится свидетелем того, как симпатичная
воровка совершает кражу. Не желая того, он попадает в очередную переделку,
когда два вора подставляют его и сдают полиции.
Полицейские доставляют его к директору префектуры, в тот самый момент, когда у того в гостях находится знатная дама. Ее кстати, играет Ольга Куриленко, которая не так давно отметилась в неплохом мистическом фильме «Комната желаний». Удивительно, здесь она мне очень понравилась, вот уж точно – роль ее на все сто.
Кадр из фильма «Видок: Охотник на призраков»
Так вот, Видок
сбегает и из префектуры, но доказывает свою невиновность в убийстве, доставляя
двух настоящих виновников. И уже тогда предлагает директору свои услуги. Он
обещает, что сможет поймать всех преступников, которые только найдутся в
городе.
И самое удивительное то, что полностью исполняет свое обещание в самые короткие сроки. А вот служители закона свое слово так и не сдержали, благодаря чему заполучили в свои ряды сыщика, который стал легендой сыскного дела.
Кадр из фильма «Видок: Охотник на призраков»
Биография
Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии, написанной «литературным негром». Согласно ей, Видок родился в ночь с на 24 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.
В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.
Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.
В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков.
Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды, застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьёй. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела); сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.
В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.
Наследие Видока
Еще при жизни основателя Бюро отделения сыскного агентства появились по всей Франции, его клиентами стали десятки тысяч человек, а сам он сколотил огромное состояние. Видок был женат три раза, но законных наследников у него не было. На жирный куш надеялись несколько внебрачных сыновей, однако все средства он завещал своему главному детищу — Бюро расследований.
Его слава гремела далеко за пределами Франции. Например, первого начальника сыскной полиции Петербурга Ивана Путилина прозвали «русским Видоком». Вслед за Парижской тайной полицией подобные организации начали открываться и в остальной Европе, а частные детективные агентства росли по всему миру как грибы.
Личность Эжена Франсуа послужила прообразом для героев Бальзака, Гюго, Леблана и других писателей той поры, однако многим из нас он знаком в первую очередь по фильму «Видок» с Жераром Депардье в главной роли. Форма сотрудников «Сюрте» до сих пор немыслима без белых перчаток, которые стали носить по приказу Видока в доказательство профессиональной честности. Перед смертью Король сыска заметил: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».
Юный воришка
Начал 14-летний Эжен с того, что обокрал папу-пекаря и пустился в бега. Отец в полицию не пошёл, веря, что непутёвый сын скоро образумится, вернётся и станет торговать в его булочной. Эжен, однако, с воровством не завязал и вскоре загремел в тюрьму, где и открылся его главный дар — исчезать самым невероятным образом. Он словно сквозь землю провалился прямо из комнаты допросов! Следователь и замешкался-то всего на минутку, но Видоку этого хватило. Напялив треуголку и шинель жандарма, висевшие на вешалке в той самой комнате, где должен был идти допрос, он грубыми окриками погнал другого заключённого по тюремному коридору якобы в сортир. Оттуда как раз и выходил запоздавший следователь, но столкнувшись с парочкой, изображавшей тюремщика с узником, даже не взглянул в их сторону. Пока разобрались, кто кого изображал, парочка скрылась. Вскоре Эжен был вновь арестован и опять бежал — в балахоне сестры-милосердия из тюремного лазарета. Скрываясь от полиции, он в образе монаха втирается в доверие к священнику и старательно ему служит, но тут происходит скандал. Одна возлюбленная застаёт его с другой на сеновале и пускает в ход свои острые коготки. Шум-гам, трам-тарарам, а далее полиция, тюрьма и новое перевоплощение с исчезновением — на этот раз в одежде тюремного лекаря. Скоро Видок снискал в Париже славу оборотня, который в воде не тонет, в огне не горит и проходит сквозь стены. Но жандармы упорно идут по следу, и Эжен решает «залечь на дно». «Для этой цели судьба избрала хорошенькую женщину, — писал он в своих «Истинных тайнах Парижа». — Я полюбил её ум, характер, её доброе сердце и осмелился намекнуть ей об этом». Вскоре влюблённые «уже не могли существовать друг без друга» и поселились вместе. Эжен занялся вполне честным делом — торговлей одеждой — и даже выписал в Париж свою овдовевшую мать… Но вот однажды, когда старушка гремела котелками на кухне, а голубки мирно ворковали на софе у камина, на пороге возникли старые дружки Видока. Это были сидевшие с ним когда-то парни из знаменитого французского клана Корню, известные тем, что даже детям своим они давали играть головами мертвецов, приучая малышей к будущим преступлениям. Бывшие сокамерники сделали Видоку предложение, от которого «он не смог отказаться». Но вновь бегать от жандармов по всей Франции, да ещё с молодой женой и старой матерью Эжен тоже был не готов. И тогда он отправился в префектуру полиции Парижа, где предложил поставить своё знание уголовного мира на службу стране. Взамен власть закрыла глаза на его прошлые делишки.
Культурное влияние
История бывшего уголовника, ставшего сыщиком, привлекла внимание целого ряда современных ему и более поздних беллетристов. Основатель детективного жанра Эдгар По был знаком с деятельностью Видока, имя которого нередко упоминалось в американской прессе
Он мог быть знаком с подлинными или подложными мемуарами французского сыщика, публиковавшимися в США в тридцатые годы XIX века. Бесспорно установлено, что он читал «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского министра полиции», печатавшиеся в сентябре — декабре 1838 года. В новелле «Убийство на улице Морг» () имеется прямое упоминание имени Видока и причём дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например, была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность его поисков подводила его, и он часто попадал впросак». Эжен Сю использовал в изданном в 1843 году романе «Парижские тайны» ряд сюжетов, участником которых в реальности был Видок, но его имя в книге не упоминается, а героем их становится центральный персонаж романа Родольф (сам Видок в ответ уже в следующем году издал «Подлинные тайны Парижа», пытаясь отстоять своё видение этих историй). Видока называют прототипом беглого каторжника Вотрена (Жака Коллена) — персонажа нескольких произведений Бальзака, входящих в цикл «Человеческая комедия» и издававшихся начиная с 1835 года. Вотрен в этих произведениях предстаёт человеком бесчестным и жестоким, но вызывающим восхищение персонажей своим «стальным характером»; так же, как и Видок, он проделал путь от преступника до защитника закона (в «Депутате от Арси»).
После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных» — беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом — рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошёл описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы Эмиль Габорио использовал приключения Видока для сюжетов своих книг о Лекоке — бывшем преступнике, ставшем сыщиком. Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана, его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса. Видок под собственным именем неоднократно встречается как второстепенный персонаж в более поздних произведениях.
В американском фильме «Скандал в Париже» (1946) образ Видока воплотил Джордж Сандерс[источник не указан 74 дня]. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль, во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр. В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма, где его роль исполнил Жерар Депардьё; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока. В 2018 году вышел художественный фильм режиссёра Жана-Франсуа Рише — Видок: Охотник на призраков, в котором главную роль исполнил Венсан Кассель.
В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете» резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина — консервативного литератора и редактора «Северной пчелы». Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма «Не то беда, что ты поляк», где тоже увязываются эти два человека:
Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества» 26 апреля в искажённом виде — упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло. В дальнейшем, однако, эта формулировка появилась ещё в нескольких пушкинских эпиграммах, а также в эпиграмме Вяземского «Синонимы: гостиная, салон». После этого имя «Видок» стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве, в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Жерар Депардьё | частный сыщик Видок |
Гийом Кане | журналист Этьен Буассе /Алхимик |
Инес Састр | Прея (любовница Видока) |
Андре Дюссолье | префект полиции Лотренне (бывший начальник Видока) |
Эдит Скоб | Сильвия (хозяйка борделя) |
Мусса Мааскри | Нимье (помощник Видока) |
Жан-Пьер Го | инспектор Тозе (ведущий дело о смерти Видока) |
Изабелла Рено | Марина Лафит (жена Лафита) |
Жан-Поль Дюбуа | Луи Бельмон (оружейный фабрикант) |
Андрэ Пенверн | Симон Верольди (химик) |
Жиль Арбона | доктор Эрнест Лафит (директор приюта для инвалидов) |
Жан-Марк Тиболь | Левине |
Франсуа Шатто | Фруассар (журналист газеты «La Furet» («Хорёк») |