Зачем идти на иммерсивное шоу «вернувшиеся» в 200-летнем особняке

К — Кто был первым в России?

Зачатки иммерсивных постановок появились у нас в 10-х: в начале — квесты с актерами и театрализованные экскурсии-променады, в середине — спектакль-бродилка по Стругацким и недолго жившее шоу «Черный русский». «Вернувшиеся» вышли к зрителю почти одновременно с последним, но в отличие от современной истории Маши и Дубровского стали долгоиграющим проектом.

Теперь на российской сцене — эпоха иммерсивных представлений. Каждый месяц-другой появляются новые шоу с разной степенью погружения и спецификой: в одном вы читаете текст наравне с актерами, в другом — действиями влияете на сюжет и наблюдаете за его изменениями, в третьем ходите по музею с живыми экспонатами. Но…


Мигель, создатель шоу «Вернувшиеся». Фото: пресс-служба

7

Что еще надо знать?

– Если стали свидетелем какой-то сцены – даже если она кажется вам странной или затянутой, – не спешите уходить в другую комнату. Лучше дождитесь окончания и отправляйтесь за каким-нибудь из понравившихся персонажей. Он, скорее всего, приведет вас к следующей сцене.

– Вообще, постарайтесь выбрать себе персонажа-проводника и ходите за ним – так вы меньше рискуете цельностью сюжета, который складывается в вашем сознании.

– Учтите, что действие циклично – в какой-то момент начинается луп, то есть персонажи, проиграв цикл, начинают его заново. Но делают это всегда немного иначе, иногда те же роли разыгрывают совсем другие актеры.

– Если вы чего-то не слышите (актеры часто вступают в диалоги друг с другом), не стесняйтесь подойти ближе. Иммерсивный театр максимально приближен к жизни, поэтому никто тут не станет поставленным голосом доносить реплики на галерку.

– А сейчас маленький (правда, маленький) спойлер. Постарайтесь не пропустить сцену оргии. Для этого время от времени наведывайтесь на нижний этаж, где обретается прислуга.

– Ну и, главное, если вдруг ощутили утомление (полсотни комнат не шутка) – не стесняйтесь отправиться в бар за подкреплением. Пожалуй, и мне туда уже пора.

Фото: пресс-материалы

И — Иммерсивность

Специфику иммерсивных шоу отражает название: от английского «to immerse» — «погружать, вовлекать, поглощать». В таких постановках нет мягких кресел для публики и сцены для лицедейства, каждый гость — участник сюжета, вольный взаимодействовать с происходящим вокруг.

Иммерсивный театр — не российское изобретение, а идея зарубежных постановщиков. Пионерами жанра считаются британцы Punchdrunk: в начале 00-х они приглашали любопытствующих в выдуманный отель «Маккиттрик», где показывали шоу «Sleep No More», вдохновленное шекспировским «Макбетом». В 2011-м действо добралось до Америки, а еще пятью годами позже — дало жизнь направлению в России.

Что такое «иммерсивный спектакль»?

Иммерсивность (от англ. immersive — создающий эффект присутствия, погружения) — совершенно точно один из главных трендов современного искусства. Иммерсивный театр – не исключение, это своего рода закономерный итог сразу нескольких тенденций в прогрессивной режиссуре и в сфере популярного городского досуга. 

Главная особенность иммерсивного спектакля — возможность создать эффект полного погружения зрителя в происходящее и вовлечь его в сюжет постановки. В любой момент участники действия могут начать прямо взаимодействовать со зрителями — актеры могут обнять вас, завязать глаза, взять за руку или отвести в другую комнату. Порой для того, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта, достаточно просто на протяжении долгого времени смотреть ему в глаза. Отличительная черта иммерсивных постановок в том, что зрители перестают быть просто наблюдателями в зрительном зале и становятся полноправными участниками всего действия. Кстати зрительного зала в мире иммерсивного театра в традиционном смысле этого слова тоже нет, действие театра-променада развивается одновременно сразу в нескольких разных локациях. 

В случае с «Вернувшимися» действие пьесы происходит в особняке начале XIX века в Дашковом переулке в центре Москвы. Команде талантливых декораторов и художников по костюмам удалось воссоздать интерьер, впитавший в себя дух времени. В доме четыре этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается зачаровывающее действие, сочетающее в себе энергетику прогрессивного театра, визуальную эстетику кинематографа и поражающие воображение спецэффекты. 

Что лежит в основе «Вернувшихся»?

В основе шоу — пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Призраки» или «Привидения», написанная в далёком 1881 году. Долгое время пьеса была запрещена как в Европе, так и в России за свою излишнюю «натуралистичность». Впервые «Призраков» поставили на сцене лишь в 1903 году. «Привидения» — не простая пьеса, это смелая и крайне остросоциальная история о крушении этики протестантизма, а точнее о том, как за фасадом весьма идеальной жизни (на первый взгляд) скрываются душевные страдания и метания. 

В доме фру Альвинг идут важные приготовления — в скором будущем должны открыть приют, построенный на деньги вдовы достопочтенного капитана Альвинга в память о нём. В честь этого вместе собираются родственники капитана и старые друзья семьи, однако мистические события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы героев пьесы. Знание сюжета — серьезный козырь в руках зрителя, заранее снимающий возможные вопросы и позволяющий соединить разрозненные эпизоды в мозаику. 

Сам Ибсен говорил о том, что название пьесы стоит переводить как «Те, кто вернулся», что кстати получило отражение в русском названии шоу. Интересно, что, когда шоу уедет в США, у него будет новое название, предположительно “Give me the sun” — это одна из реплик Освальда, сына умершего капитана. 

Что нужно сделать перед просмотром?

1.    Познакомиться с пьесой Ибсена. Если вы заранее знакомы с историей и персонажами, вы сможете по-настоящему погрузиться в секреты дома, не пытаясь угнаться за сложными сюжетными линиями. Для контекста и погружения в правильную атмосферу можно посмотреть несколько фильмов Дэвида Линча и почитать про строгие нравы общества конца 19 века. 

2.   Взять билеты на более раннее время (зрители заходят в 3 захода). Чем раньше вы придете, тем больше времени будет на то, чтобы все исследовать. Зрители сами определяют время, которое проведут в доме на Дашковом. В стенах особняка можно задержаться всего на час, но и трех часов может оказаться недостаточно, чтобы все посмотреть. Пространство и убранство дома —  вполне самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (браво художникам Руслану Мартынову и Ивану Буту).

Разглядывать декорации отнюдь не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы. Правила поощряют зрительское любопытство: никто не будет против, если вы прочтете письмо, которое лежит на столе, или покопаетесь в чемодане одного из героев. Можно померить украшения фру Альвинг, можно присесть за обеденный стол к героям или понаблюдать вблизи за тем, как актриса прихорашивается и любуется собой перед зеркалом. 

3.   Надеть удобную обувь без каблуков — приготовьтесь много ходить, а ещё в доме не мало лестниц. Порой для того, чтобы уследить за персонажами, придется даже бегать. 

4.   Разделиться с друзьями и не ставить цели увидеть все. Такая стратегия позволит вам увидеть разный набор эпизодов, и, будьте уверены, так будет интереснее их сопоставить после. Обязательно останьтесь на коктейль в баре и обсудите увиденное с другими зрителями. Что касается разных зрительских стратегий, то здесь есть несколько вариантов. Можно выбрать понравившегося вам актера и следовать за ним: так вы станете свидетелем одной, зато полноценной сюжетной линии. Другая поведенческая тактика — осесть в одной из множества интересных локаций, встречая и провожая персонажей, которых сюда заносит логика сюжета. Если вы привыкли плыть против течения, то смело выбирайте путь исследователя: это отличный шанс рассмотреть весь многочисленный реквизит дома, прочитать письма, написанные каллиграфическим почерком, содержание которых дополняет реплики героев постановки, пролистать книги, которые вы найдете на своем пути. Все зависит только от ваших желаний и фантазии. 

5.   Не бояться остаться один на один с персонажами — так правда интереснее. Вам должно быть все время любопытно, не стоит постоянно ходить за большинством зрителей. Наблюдать за происходящим в толпе других зрителей не так интересно, как исследовать все самому. В отдаленных уголках дома таится много секретов, которые очень ждут, чтобы их раскрыли. 

6.   Быть открытыми. Чем больше вы обнажаете душу, тем больше вы получите в ответ. 

«Вернувшиеся» — это уникальный спектакль, дающий чувство свободы и полной сопричастности к происходящему. Это смелый театр, где главное — не зрелище, а личный драматический опыт.

Фото: пресс-служба www.dashkov5.ru 

3

Откуда все это вдруг взялось?

Конечно же, из платоновского эйдоса, откуда берется вообще все. Но это я сейчас просто блеснул гуманитарным образованием, а на деле, если не копать слишком глубоко, все обстоит так. В Нью-Йорке уже пять лет гремит шоу Sleep No More по мотивам шекспировского «Макбета». Действие разворачивается в огромном здании заброшенного отеля, где вы время от времени встречаете молчаливых, но очень пластичных персонажей, следуя за которыми и наблюдая за их действиями, постепенно складываете у себя в голове мозаику сюжета. Параллельно исследуете окружающее пространство, наполненное миллиардом мелочей, которые можно разглядывать, ощупывать, переворачивать, открывать и так далее.

6

Что именно ждет вас на спектакле?

Постараюсь без спойлеров. Вначале вы, избавившись в гардеробе от верхней одежды и элегантной барсетки, попадете в бар с маленьким ансамблем, наполненный такими же, как вы, неофитами, театральными критиками, которых можно узнать по сардонической ухмылке на кирпичного цвета лице, и персонажами, которые просто слоняются между собравшимися и иногда предлагают вместе выпить. Вы получите бумажку с номером. Когда ведущий скажет: «А теперь попрошу пройти семерок» – и вы, поперхнувшись вином, вспомните, что у вас именно семерка, – бегите к ведущему, и он проводит вас дальше, вглубь особняка. Там строгая женщина выдаст вам маску и запретит разговаривать и пользоваться мобильным телефоном под угрозой быть изгнанным. Ну а дальше бродите себе, смотрите и внимайте. События не заставят себя долго ждать.

Почему в шоу так много откровенных сцен?

В шоу действительно есть сперва шокирующие откровенные сцены (да-да, спектакль 18+). Спойлер: не пропустите оргию, которая происходит во время действия. Я пропустила, ну хотя, надо признаться, я всегда пропускаю все оргии:) 

Помните, что количество увиденных откровенных сцен зависит только от вас. По словам создателей проекта, к откровенности обязывает текст оригинала — многие работы норвежца Ибсена строятся вокруг того, что читается между строк и, как правило, остается за кадром. Сцены сексуального характера не случайны: они выделяют различные моменты в истории каждого из персонажей. К примеру, чувственные сцены подчеркивают непростые жизненные пути молодого Освальда и его отца и помогают зрителю понять, почему и как сын унаследовал образ жизни отца. Так, откровенные сцены призваны продемонстрировать, как глубинные желания человека могут повлечь за собой страшные последствия для него самого. 

Сексуальные элементы – своего рода провокация. Откровенные сцены воздействуют на зрителя особым психологическим образом, заставляя его забыть о том, что кажется запретным, и посмотреть на мир свежим открытым взглядом, свободным от осуждения других людей. Авторы идеи проекта хотят, чтобы все пришедшие почувствовали себя некими привидениями дома в Дашковом переулке, которые могут понаблюдать за героями в моменты их наибольшей слабости и уязвимости. Так, откровенные сексуальные сцены помогают зрителю лучше понять, что творится в душе персонажей и глубже показывают внутреннюю борьбу героев. 

Интересная история произошла с тизером «Вернувшихся». По словам организаторов, российские телеканалы отказались транслировать тизер шоу на ТВ, посчитав его чересчур откровенным. Так, премьера тизера состоялась в сети в Instagramе. Впрочем, это не помешало тизеру собрать более 50 миллионов просмотров за первые сутки трансляции. 

Так стоит ли идти на спектакль?

Определенно да, но будьте готовы — это смелый спектакль. «Вернувшиеся» — первая полноценная иммерсивная постановка в традиции культовой театральной команды Punchdrunk, заложившей основы мирового иммерсивного театра. Тенденция к всеобщей иммерсивности – один из самых заметных трендов современной индустрии развлечений, но, кажется, что впервые в Москве к жанру променад-театра отнеслись столь основательно и подошли так серьезно. После спектакля у зрителей остается интересное послевкусие и ощущение зачарованности всего произошедшего. В баре после представления зрители делятся с друзьями своими ощущениями, сравнивая свой опыт увиденного: воспоминания о мистическом шоу складываются в мозаику, как кусочки пазла. В таинственный особняк на Дашкове хочется вернуться: осталось слишком много неразгаданных загадок. 

Премьера «Вернувшихся» вызвала большой интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества театральной Москвы. Шоу стало хедлайнером программы одного из самых престижных театральных событий столицы — фестиваля Нового европейского театра NET.
Ну и да, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США. 

Почему Москва стала местом мировой премьеры шоу?

На самом деле, «Вернувшиеся» оказались в Москве благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оригинальная идея поставить иммерсивный спектакль в Нью Йорке по пьесе «Привидения» знаменитого норвежца Ибсена принадлежит Виктору Карина (Journey Lab), хотя изначально речь не шла о том, чтобы делать проект в России. 

Для того, чтобы подогреть интерес, подготовить американскую публику к Ибсену и сделать небольшой «тизер» будущего спектакля, в начале 2016 года участники Journey Lab Виктор Карина и Миа Занетти решили поставить в Нью-Йорке своего рода приквел будущей постановки. Спектакль вышел под именем The Alving Estate

Приквел отсылал всех пришедших к событиям, предшествующим действию классической пьесы норвежского драматурга: режиссёрам было важно показать, что лежит в основе переживаний героев и наглядно продемонстрировать, как события из прошлого влияют на настоящее. Билеты на представление были очень быстро распроданы, а реакция критиков оказалось на удивление положительной

По счастливой случайности (как минимум, для прогрессивной театральной публики Москвы) на этом спектакле оказалась нынешний креативный продюсер «Вернувшихся» Анастасия Тимофеева, которую очень впечатлило увиденное. 

Идея поставить масштабный иммерсивный спектакль в Москве давно была у хореографа Мигеля, известного российской публике по популярному телепроекту «Танцы» на ТНТ. Мигель не один раз побывал на культовом иммерсивном шоу Sleep No More в Нью-Йорке и твердо решил сделать нечто подобное в Москве. Вместе с продюсером ТНТ Вячеславом Дусмухаметовым Мигель организовал встречу с молодыми участниками Journey Lab, авторами The Alving Estate, и предложил им сделать совместный иммерсивный проект в Москве. Уже весной 2016 года в российской столице началась активная работа над созданием мировой премьеры мистической пьесы «Вернувшиеся».