Венера милосская: 15 малоизвестных фактов об одной из самых знаменитых статуях лувра

Как добраться до скульптуры «Али и Нино»

Добраться до скульптуры «Али и Нино» можно пешком из любой части прибрежной зоны Батуми. До Приморского парка следуют городские автобусы №№ 1, 1а, 2, 4, 10, 13, остановка «Гогебашвили». Если нет желания пользоваться общественным транспортом, на помощь придут онлайн-сервисы вызова такси. В Батуми работают мобильные приложения Яндекс.Такси и Maxim.

На набережной, где каждый вечер встречаются и расстаются стальные силуэты мужчины и женщины, сосредоточены другие «визитные карточки» курорта: Батумский маяк, Памятник грузинскому алфавиту и Башня чачи .

Видео скульптуры «Али и Нино»

Видео памятника любви с другого ракурса

Многие туристические города имеют изюминки, запечатленные в виде памятников истории, архитектуры, живописи. Такие места как Русалочка в Копенгагене или Писающий мальчик в Брюсселе становятся магнитом, притягивающим толпы туристов и местом встречи влюбленных пар. Скульптура Али и Нино в Батуми (Batumi, Georgia), не имеющая аналогов в мире, каждый вечер собирает аншлаг на набережной приморского курортного города. Мужчины и женщины признаются друг другу в любви, фотографируются на фоне завораживающей картины, снимают на видео.

История создания памятника

Уроженка Грузии, а ныне гражданка США, Тамара Квеситадзе работала над созданием скульптуры Али и Нино в течение двух лет, стараясь передать свои эмоции от прочтения романа максимально оригинальным способом. Ее творение впервые было продемонстрировано на фестивале в Венеции в 2007 году и вошло в список лидеров зрительских симпатий, получив высокие оценки публики и профессиональных критиков. Демонстрация в Лондоне также произвела неизгладимое впечатление на ценителей современного искусства. Зрителей просто завораживала реализованная идея движущихся навстречу фигур, постепенно сливающихся в одно целое.

Монумент, выполненный из металлических пластин, на фотографиях и видеозаписях поражает своими размерами, возвышаясь на фоне городского пейзажа. На самом деле высота статуи любви в Батуми не превышает 10 метров. Каждый день после 19 часов влюбленным предстоит в течение 10 минут двигаться навстречу друг другу, чтобы слиться воедино. Движущиеся фигуры спроектированы так, чтобы в процессе сближения соединяться в один силуэт. Необычный футуристический дизайн завораживает взгляд, когда фигуры девушки и парня сходятся в одной точке, как бы сливаясь в любовных объятиях.

Любимая многими установлена в 2010 году и с тех пор ежедневно радует горожан и туристов. Изначальное название «Мужчина и женщина» недостаточно точно характеризовало композицию, поэтому его заменили на «Али и Нино» (Ali and Nino) в 2011 г. В светлое время суток невозможно полноценно насладится видом памятника, поскольку большее время дня он статичен. Но когда солнце садится за горизонт, включается красочная подсветка скульптурного ансамбля, придавая фигурам таинственный и чарующий оттенок.

Гаруда-Вишну-Кенчана, 75 метров, Бали, Индонезия

Эта огромная статуя в парке Гаруда-Вишну-Кенчана на индонезийском Бали посвящена боге Вишне. Тот изображен сидящим на ездовой птице Гаруде. Статую открыли недавно – в 2018 году. Внушает и 46 метровый постамент. Возведение статуи заняло 28 лет и потребовало 30 миллионов долларов. 16-летняя пауза была вызвана экономическим кризисом. Собран памятник из 754 модулей, каждый размером 3 на 4 метра и весом около тонны. Каркас из нержавеющей стали удерживает медные и латунные плиты с помощью стальных стержней и 170 тысяч болтов. Статуя может выдержать землетрясение до 8 баллов и скорость ветра до 250 км/час.

Вишну является почитаемым верховным божеством, особенно любимым на Бали. А неизменным спутником бога является орел Гаруда, олицетворяющий тайное знание. Эта существо — символ Индонезии, имеет человеческое туловище, но крылья, когти и голову птицы.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Чем так удивительна инсталляция

Скульптура «Али и Нино» в Батуми — это непрерывное движение огромных строений. Чтобы познать всю суть инсталляции, необходимо потратить 10 минут своей жизни и насладиться прекрасным зрелищем. Вы увидите, как две статуи медленно приближаются друг к другу, постепенно соединяясь в единое целое, а затем расходятся в разные стороны.

Тамара Квеситадзе смогла передать весь трагизм, ведь Али и Нино ради любви всегда встречались украдкой, но вечные трудности их раскидывали в разные стороны. На удивление, тяжелая, но вдохновляющая история закончилась хорошо, и молодые люди смогли пожениться.

Внешний облик Венеры и её семья

Если говорить о внешности Венеры, то сложно найти более конкретный портретный образ. У римлян были и “туманные” боги с неярко выраженным обликом, однако это не касалось Венеры.

Древние скульпторы видели её пышноволосой красавицей с изящной фигурой, бледной кожей и округлым лицом. Позднее античные традиции были отражены в работе Боттичелли «Рождение Венеры». Знаменитый художник постарался показать собственное видение богини, однако сохранил традиционный подход к её изображению.

Если у греческой “коллеги” Венеры, Афродиты, было немало детей от самых разных богов и людей, то римская богиня отличалась менее ветреным нравом. В мифах упоминается лишь об одном ребёнке Венеры – сыне Энее.

Он рождён был от бога войны Марса, что считался прародителем римлян. Сам же Эней прославился своими подвигами. Он участвовал в Троянской войне, основал множество святилищ, посвящённых матери. Помимо этого, Эней стал создателем рода, к которому принадлежали Ромул и Рем, основатели Рима.

В легендах Венера часто появляется не одна, а со своей свитой. Её помощницами являются Грации, воплощающие красоту, удовольствие, веселье и изящество. Вместе с ними она приходила к людям, дарила любовь и беззаботный нрав, который часто путали с легкомыслием.

Данте Габриэль Россетти. Венера

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Рождение Нового Человека, 45 метров, Испания

В честь 500-летия открытия Америки скульптор Зураб Церетели затеял масштабный проект. Работа «Рождение Нового Человека» стала первой композицией в общем ряду. В присутствии короля Испании в 1995 году в Севилье был открыт необычный памятник. Именно отсюда Колумб уходил в плавание. Внутри яйца-купола, образованного парусами и реями, стоит с картой в руках знаменитый мореплаватель. На парусах нанесены мальтийские кресты и названия трех каравелл. Необычная форма вызвана легендой о Колумбе, который показал, что яйцо можно вертикально поставить на стол, просто приплюснув основание.

Мама (1999)

Монументальная скульптура Луизы Буржуа «Мама» высотой более метров представляет собой шедевр, сочетающий в себе физическую и психологическую силу. Мы видим огромного паука, защищающего свой мешок с 26 мраморными яйцами. Он одновременно вызывает чувство страха своими размерами, но, на контрасте, массивный рост, сбалансированный на тонких ногах, передает почти острую уязвимость. Впечатляющая своими размерами скульптура паука ассоциируется у художницы с её матерью.

Из скульптуры были сделаны шесть бронзовых отливок и приобретены художественными учреждениями по всему миру— Британская галерея Тейт, Музей Гуггенхейма в Бильбао, Эрмитаж, Художественный музей Мори, Samsung Museum of Art, Музей современного искусства Кемпера.

Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Статуя богини Каннон, 100 метров, Япония

Около японского города Сэндай располагается каменная статуи богини милосердия Каннон. Построен монумент был еще в 1991 году В правой руке буддистской богини расположилась жемчужина желаний, а в левой – сосуд с водой мудростью. Внутри статуи сформировано 12 этажей на самом высоком из которых находится посвященный Каннон храм. Из него открывается панорамный вид на округу. На каждом из этажей установлено по 8 статуэток будд, всего их 108 – это символ человеческих страданий и заблуждений.

Вход в комплекс оформлен в виде пасти дракона. В зале первого этажа можно увидеть также 33 небольшие статуи богини и 12 статуй знаков китайского календаря. Интересно, что в честь этой богини названа компания Canon, крупный производитель техники.

Ники де Сен-Фалль

Франко-американка аристократического происхождения, феминистка и бунтарка Ники де Сен-Фалль прожила максимально богемную жизнь с массой драматических поворотов. Совсем юной она прославилась как модель, мелькнув на обложках всех модных журналов, переехала из Парижа в Нью-Йорк, а потом снова в Париж, где оказалась в психиатрической больнице. Кроме жутких методов вроде «лечения» электрошоком двадцатилетней девушке прописали арт-терапию — так она и обнаружила своё призвание. Девушка начала с экспрессивных коллажей и ассамбляжей, организовала перформанс (возможно, один из первых в истории искусства) с расстрелом ёмкостей с краской, а позже перешла на скульптуру, которая становилась всё монументальнее. Нарочито жизнерадостный и «наивный» стиль де Сен-Фалль — протест против буржуазного искусства и собственной семьи, где за изящным фасадом скрывалось сексуальное насилие и издевательства над детьми.

На протяжении всей жизни Ники де Сен-Фалль дополняла серию скульптур «Nanas»: это жизнерадостные фигуры с мощными формами, напоминающими палеолитических Венер, которые воплощают силу женщин и их способности к творчеству. Опус магнум художницы — «Сад Таро», расположившийся на юге Тосканы; в «Императрице», одной из 22 расположенных там гигантских скульптур, скульптор обустроила свой дом и прожила там около десяти лет.

«Венера Милосская».

Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.

Венера Милосская. Найдена в начале XIX века на острове Милос (тогда Турция). Около 100 г. до н.э. Лувр

Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.

Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.

Сонник — Рука

Если Вам приснятся красивые руки — Вас ожидает известность, быстрое овладение своей профессией и высокое положение в своем кругу. Некрасивые руки или руки, имеющие уродливые формы — предвещает неприятности. Кровь на руках — сулит временное отчуждение среди близких Вам людей, несправедливое осуждение друга. Если Вы видите, что рука повреждена — Вам придется уступить часть того, что Вам очень дорого. Во сне обжечь руки — сулит Вам проигрыш в состязании с судьбой: положив все силы на достижение богатства, Вы упустите нечто более ценное. Увидеть во сне свои руки, густо покрытые волосами, сулит Вам сильных и смелых партнеров и конкурентов в работе. Возможно, что такой сон предупреждает Вас о тщетности интриг против тех, кто в действительности Вам предан. Если размеры Ваших рук больше естественных — Вас ждет скорое продвижение к своей самой светлой цели. Чересчур маленькие руки побуждают Вас к большей активности. Грязь на руках — знак того, что Вы способны на несправедливость в отношении к любящим Вас людям. Если женщина во сне любуется своими руками — сон предвещает, что она сумеет покорить не одно искреннее сердце. Если она видит, что кто-то берет ее руку в свои и целует ее — сон предупреждает ее о большей осмотрительности в поведении. Если — Вы видите в руках огонь, не обжигающий Ваших пальцев — успех вознесет Вас на очень большую высоту. Связанные руки предвещают грядущие трудности. Развязав их во сне. Вы наяву овладеете положением. Ампутированная рука — к расставанию или взаимной неудовлетворенности между любящими (или супругами). Сон предупреждает о возможном обмане или мошенничестве.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.


Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)

На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.

Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Венера – покровительница любви

У древних римлян, как и у греческого народа, Венера выступала воплощением красоты. Она олицетворяла плотские желания, силы плодородия, очарование и любовь. Последнее было главным среди функций Венер.

Чувство, которое во все времена людям казалось непокорным и загадочным, полностью находилось во власти богини. По своему усмотрению Венера могла насылать любовь, а порой даже использовала сердечные порывы в качестве наказания. Венеру считали своей покровительницей влюблённые, а во время бракосочетаний именно к ней взывали с просьбой послать семейное счастье.

Она делала союзы гармоничными и успешными, одаривала семьи детьми, учила терпению и взаимопониманию. Человек, наделённый внешней красотой, также считался любимцем Венеры.

Римляне верили, что когда-то Венера научила людей строить храмы и подносить дары богам, тем самым выражая свои любовь и благодарность. Кроме того, эта богиня помогала воинам одержать победу, привлекая удачу на одну из противоборствующих сторон. Своей богиней Венеру считали и жрицы любви, которым, как рассказывают предания, богиня помогала обрести личное счастье.

Камилла Клодель

Камилла Клодель, безусловно, фигура трагическая — её до сих пор чаще вспоминают в контексте бурного и нервного романа с Огюстом Роденом, чем благодаря её собственным работам. Талантливая девушка оказалась в студии прославленного мастера сначала в роли натурщицы, потом стала его помощницей, любовницей и «музой», но Роден в итоге остался со своей гражданской супругой Розой Боре. Считается, что болезненный разрыв пошатнул психическое здоровье Камиллы: художницу, которой диагностировали шизофрению, преследовали навязчивые мысли о том, что Роден крадёт её идеи и преследует её. Последние тридцать лет жизни скульптор провела в психиатрической лечебнице, где не имела возможности работать (именно этому периоду посвящён пронзительный фильм Брюно Дюмона с Жюльет Бинош в главной роли).

Интерес к творчеству Клодель возродился во времена второй волны феминизма, а трагическую судьбу скульптора теперь считают примером угнетённого положения талантливых женщин. Немалую роль в восстановлении исторической справедливости сыграла Рене-Мари Пари, внучатая племянница Клодель. В том числе благодаря её стараниям в родном городке скульптора Ножан-сюр-Сен недавно открылся её персональный музей. Сегодня работы Клодель бьют рекорды на аукционах, не в последнюю очередь из-за того, что их очень мало: скульптор сама уничтожила большинство своих произведений.

Загадки и гипотезы

Кого же изображает статуя? Казалось бы, вопрос глупый, но историки действительно до сих пор не нашли доказательств, что перед нами – именно богиня любви. Существует множество иных версий. Исследователи выдвигают предположения, что это может быть морская покровительница Амфитрита, которую особенно почитали на Милосе.

Есть гипотеза, что перед нами вовсе не богиня, а знаменитая гетера того времени. Кроме того, о предмете в руках богини по-прежнему идут споры. Это могли быть ткань, кувшин и даже прялка с нитями. Впрочем, большинство искусствоведов склоняется к тому, что Венера Милосская – это всё-таки богиня любви, в руках которой некогда находилось то самое яблоко со словом “Прекраснейшей”.

Венера Милосская прядёт нить. Реконструкция. 3D модель / CosmoWenman / sketchfab.com

Заполучить Венеру Милосскую мечтали многие страны. Решающее “слово” оказалось за Наполеоном, что вывез изваяние из Италии. С тех пор творение является гордостью французов и пользуется не меньшей популярностью, чем “Джоконда” да Винчи.

Несмотря на то, что во всём мире статуя признана шедевром скульптурного искусства, далеко не все мастера разделяли восторг публики. Одним из главных критиков мраморной богини стал Ренуар. Он заявлял, что изображение богини далеко от идеальных форм и совершенного облика женщины. Но не будет забывать, что у каждого мастера своё видение, да и каноны красоты у человечества сильно менялись в зависимости от времени.

Любую статую надо рассматривать со всех сторон. 3D модель шедевра – / Azamat Zhaisangaliyev / artstation.com

А напоследок хочу рассказать о ещё одном факте. Оказывается, Венеру Милосскую обокрали ещё в далёкой древности. Да-да, изначально на статуе были закреплены тиара, серьги и браслеты, для которых были созданы отверстия. Без сомнения, изготовлены они были из ценнейших материалов, но грабителей не остановил прекрасный облик богини. Впрочем, без украшений и даже без рук Венера Милосская не перестаёт завоёвывать сердца ценителей искусства.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.


Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)

На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.
Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Статуя Свободы, 46 метров, США

Далеко не все знают, но полное название чуть ли не самой знаменитой статуи в мире – Свобода, озаряющая мир. Находится этот монумент на острове Свободы, неподалеку от Манхеттена. Статуя является подарком Франции Америке к столетию независимости страны и ко Всемирной выставке 1876 года. Правда, судьба памятника была непростой – смелая идея потребовала денег, которых долго не находилось. Во Франции даже помимо благотворительных сборов давали развлекательные представления и организовывали лотерею. В США же ставились спектакли, проводились боксерские бои, работали аукционы. А завершили работу над статуей только в 1884 году. Затем ее разобрали на 350 частей и доставили в Америку. На строительство постамента и установку понадобилось еще 2 года.

Статуя представляет собой женщину, чья одежда напоминает хитон. Ноги попирают разбитые оковы. На голове женщины корона с семью лучами, в одной руке, поднятой над головой, факел, а в другой – каменная скрижаль с датой принятия независимости США. Статуя сделана из тонких медных листов, прикрепленных к стальному каркасу. В основании короны создана смотровая площадка, туда ведет винтовая лестница из 365 ступеней. Внутри руки есть лестница, ведущая на вершину факела. Статуя Свободы – чуть ли не самый знаменитый памятник США, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Создание Венеры

Богиня любви Венера (у греков – Афродита) изображалась древними мастерами в самых разных ипостасях. Известная многим Венера Милосская принадлежит к типу Афродиты Книдской, а именно – обнажённому образу богини.

Изначально покровительницу влюблённых эллины изображали задрапированной тканями одежд, однако со временем популярность приобрёл именно такой вариант Афродиты.

Когда же была создана скульптура? На этот вопрос ответить непросто, ведь Венера Милосская ввела в заблуждение даже именитых учёных.

Венера Милосская, ок.130-100 гг. до н.э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Из-за особенностей композиции и скульптурных решений изваяние было отнесено к классическому периоду. Но в дальнейшем выяснилось, что на постаменте, что был изготовлен к статуе, было указано имя Александроса, гражданина Антиохии. Именно этот мастер и стал создателем знаменитой мраморной версии богини. Увы, сам постамент до сих пор так и не найден.

Согласно данным, указанным на постаменте скульптуры, можно сделать вывод, что Венера Милосская была создана приблизительно в 130 году до нашей эры. В эпоху правления Александра Македонского в искусстве проявляются черты тяготения к классическому эллинизму, что ярко демонстрирует нам прославленная статуя богини.

Всмотримся в спокойные благородные черты лица Венеры Милосской

Граждане Кале

Огюст Роден

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

История любви Али и Нино

Юноша и девушка полюбили друг друга с первого взгляда, когда были гимназистами, но родные Нино были против брака с мусульманином. Невзирая на протесты семьи, дочь грузинского князя ответила взаимностью потомку аристократического ханского рода. Юная красавица получила блестящее светское образование, говорила на нескольких иностранных языках, любила оперу и балы, не носила платок и не закрывала лицо. Жизнь в гареме была не под стать своенравной княжне, и для Али она стала единственной женой. Казалось, что пару ждет безоблачное будущее, несмотря на разницу в восприятии мира, обусловленную верой и воспитанием, но в их судьбу вмешалась история.

Действие романа разворачивается на Кавказе и в Иране на фоне эпохальных событий: Первая мировая война, революция, мятежи, крушение Российской империи, борьба за независимость Азербайджана, приход к власти большевиков и подавление очагов национального сопротивления.

Драматичные отношения влюбленных полны религиозных и этнических противоречий, как и смутное время, в котором живут герои. Но их любовь не знает преград и доказывает, что возможен союз между людьми, исповедующими разные традиции ислама и христианства, Востока и Запада. Повествование ведется от лица главного героя, который записывает в дневник свои мысли и происходящие события. В конце романа Али погибает, а Нино бесследно исчезает вместе с дочерью.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

 

Возможно Венера Милосская выглядела так.

Отсутствующие руки Венеры Милосской — гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Дайбуцу Усику, 100 метров, Япония

Эта статуя считается самой высокой бронзовой в мире. 20-метровый цоколь также сделан в виде лотоса. Статуя Будды находится в городе Усику в 50 километрах на северо-восток от Токио. Саму статую формируют 6000 бронзовых пластин. А суммарный ее вес составляет 4000 тонн. Вокруг монумента разбит парк, в чьем названии зашифрованы слова: «Святость и милосердие Амиды освящают и возвышают это место». Правая рука статуи находится в поднятом положении, а левая опущена. При этом обе ладони повернуты ладонями к наблюдателю. Японцы считают, что именно в этом месте бодхисатва Дхармакар достиг просветления и стал буддой Амитабха.

Взгляд со стороны

На видео инсталляция кажется настолько большой, что чуть ли не достигает крыши многоэтажного дома. На самом деле высота скульптуры «Али и Нино» не превышает десяти метров (вместе со стендом). По отзывам туристов можно сказать, что даже маленький размер инсталляции вызывает восторг и удивление. Мораль здесь проста: влюбленным нужно совершить длинный путь, чтобы украдкой попасть в объятия половинки. Именно о половинках и идет речь, ведь две фигуры проходят сквозь друг друга, буквально сливаясь в единое целое.

Мнение туристов:

  • Эта инсталляция настолько великолепна, что она вызывает желание поближе познакомиться со знаменитым романом.
  • Двигаются фигуры очень медленно и проходят сквозь друг друга на протяжении 10-15 минут, при этом они совершают круг.
  • Скульптура завораживает, от нее невозможно оторвать взгляд. Все то время, что проводишь около пьедестала, начинаешь вспоминать свою любовную историю. В такие моменты можно уловить дрожь по телу.
  • Смотреть творение человека рекомендуется в вечернее или ночное время, так как включается красивая подсветка.

Посмотрите на фото и убедитесь сами: Тамара Квеситадзе воссоздала прекрасную инсталляцию, которая будет удивлять еще долгие годы.

История любви

В 1937 году был издан роман, который завоевал сердца миллионов. Трагичная история способна вызвать восхищение или радость, слезы и разочарование. Это роман о влюбленных сердцах, которые прошли через ради того, чтобы быть вместе. В нем главный герои Али и Нино. По религиозным соображениям пара не могла быть вместе, ведь парень являлся мусульманином, а девушка — христианкой. Жизнь молодых людей описывается в красках: им пришлось пережить и революцию, и гражданскую войну, стать свидетелями формирования Азербайджанской республики.

Роман подробно описывает красоту, природу и жизнь Дагестана, Азербайджана, Персии и Тифлиса. Несмотря на то что большая часть событий происходила в Баку, знаменитую скульптуру «Али и Нино» возвели в Батуми (Грузия).

Статуя Будды в Уси, 88 метров, Китай

Посвященную Будде Гаутама бронзовая статуя находится на вершине холма Линшань в китайской провинции Цзянсу. Возведение памятника прошло быстро, заложен он был в апреле 1994 года, а открылся в ноябре 1997 года. Вес бронзового монумента составляет 800 тонн. Средства предоставили граждане провинции и других районов Китая.

У подножия холма располагается фонтан девяти драконов, на вершине которого в раскрывающемся лотосе прячется маленький Будда. Разбитый рядом парк наполнен различными скульптурами божества, в том числе уменьшенного оригинала и его руки в натуральную величину.

Луиза Буржуа

Творчество Луизы Буржуа не зря называют энциклопедией современного искусства — кажется, нет такого материала и жанра, который эта великолепная женщина не опробовала за свою 80-летнюю творческую карьеру: от акварели до вышивки, от мягкой текстильной скульптуры до гигантской бронзовой «Мамы»-паучихи, которая готова заключить зрителя в свои жутковатые, но заботливые девятиметровые объятия.

Образы из детства в дисфункциональной семье с отцом, открыто изменявшим матери (см. инсталляцию «Разрушение отца»), художница анализировала и развивала всю жизнь: всю свою тревогу, раздражение, ужас, восхищение и боль Буржуа транслировала вовне — сама скульптор говорила, что занимается «арт-экзорцизмом». Кроме трогательных и острых образов, связанных с домом, семьёй, рождением и смертью, в творчестве Буржуа постоянно встречаются сексуальные метафоры: в работах вроде «Девочки» 1968 года (это огромный пенис из латекса, подвешенный на крюк, как туша в лавке у мясника) Буржуа высмеивает фаллоцентричную культуру и в частности сюрреалистов, которые не пускали женщин в свой кружок. Незадолго до своей смерти в 2010 году Буржуа создала работу «I Do», поддержав права ЛГБТ.

Собака из воздушных шаров (1994-2000)

Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.

Марисоль Эскобар

Выросшая между Парижем и Каракасом, художница из богатой семьи венесуэльского происхождения быстро разочаровалась в классической живописи, которую изучала сначала во Франции, а потом в Нью-Йорке. Увлёкшись «примитивной» доколумбовой скульптурой, Эскобар начала работать с традиционными природными материалами — глиной и деревом, однако изображала в них свои впечатления от современности: телевидения, светских вечеринок, творческой интеллигенции, политиков и поп-культуры. Деревянные фигуры скульптор расписывала яркими красками, а также дополняла слепками собственных частей тела и найденными объектами —  чаще всего обувью и одеждой.

После выставки 1958 года в галерее Кастелли от Марисоль сходил с ума весь Нью-Йорк — этому способствовала и её эффектная внешность, и относительно затворнический образ жизни, который придавал образу художницы некоторую загадочность. Хотя Марисоль дружила и с знаменитым абстрактным экспрессионистом Робертом Раушенбергом, и с Энди Уорхолом, она не принадлежала ни к одному из актуальных в то время течений, держалась особняком и периодически пропадала из нью-йоркской тусовки, отправляясь на год-два в Италию или ещё куда-нибудь, где никто не мешал ей заниматься искусством. Окончательно выпав из светской жизни ещё в 1970-х, Марисоль умерла в 2016 году после многих лет забвения — как это часто бывает, наследие художницы в полной мере оценили только после её смерти.