Оглавление
Самые известные метрополитены России
Вспоминая, в каких городах есть метро, трудно обойти вниманием столичную подземку. Она начала свою работу в середине 1930-х годов
Необходимость создания метро возникла тогда, когда некоторые трамвайные линии оказались перегруженными. Московская подземка известна не только своей впечатляющей протяжённостью. Из почти двух сотен действующих в настоящее время станций более сорока признаны объектами культурного наследия. Российская столица разрастается, а вместе с ней увеличивается и сеть метрополитена. К 2020 году власти планируют открыть ещё несколько станций. Уровень опасности для жизни и здоровья человека, несмотря на ряд принятых мер, достаточно высок. Это обусловлено сложностью конструкций интерьера и высокой плотностью пассажиропотока. Для повышения безопасности перемещения граждан в метро работает штат сотрудников. В связи с повышением уровня террористической угрозы на станциях были установлены специальные колонны для связи с Ситуационным центром.
Самым глубоким метро в мире считается метрополитен в Санкт-Петербурге. Он появился в 1955 году. Кроме того, метро входит в двадцатку самых загруженных метрополитенов мира.
Говоря о том, в каких городах России есть метро, не следует забывать о метрополитене в Новосибирске. Это единственное метро на территории Сибири. Подземка Новосибирска сравнительно короткая. Состоит она из двух линий и тринадцати станций. Метрополитен был открыт в середине 80-х годов. Одна из линий проходит через Обь.
В 1987 году открылось метро в Самаре. Метрополитен включает в себя около десяти станций, одна из которых является наземной. Администрация города планирует расширить сеть ещё на 10 станций.
Екатеринбургский метрополитен был запущен в начале 1990-х годов. Метро состоит из девяти станций, которые расположены на одной линии. На ближайшие несколько лет запланировано строительство ещё нескольких линий.
Один из самых молодых метрополитенов в России находится в Казани. Он был запущен в 2005 году. Подземка в Казани одна из самых модернизированных в РФ. Она оборудована новейшими системами. Разработчики позаботились о комфорте не только обычных пассажиров, но и людей с ограниченными возможностями. В настоящее время метрополитен состоит всего из одной линии и семи станций.
Люди, которые не знают, в каких городах есть метро, вероятно, не в курсе, что метрополитен есть даже в Нижнем Новгороде. Подземка начала свою работу в 1985 году. Метрополитен имеет существенные недостатки. Здесь нет приспособлений для инвалидных колясок, что создаёт значительные препятствия для перемещения людей, которые вынуждены ими пользоваться. Есть и другие неудобства, из-за которых подземка не соответствует современным нормам. Метрополитен нуждается в существенной модернизации.
Несмотря на очевидные удобства подземного перемещения, во многих небольших городах метрополитены не строят. Содержать подземку в населённых пунктах с незначительным пассажиропотоком экономически невыгодно. В некоторых городах в целях экономии сети метро охватывают только часть населённого пункта. Примером такой сети может стать метротрам в Волгограде. Население города-героя едва превышает отметку в один миллион. Серьёзные пробки в Волгограде – большая редкость. Метротрам охватывает только центральную часть города и близлежащие районы. Добраться с помощью подземного транспорта до более отдалённых районов, например, до Красноармейского, невозможно.
Вероятно, на вопрос о том, в каких городах России есть метро, через 100-200 лет люди будут отвечать по-другому. Небольшие населённые пункты вырастут в крупные мегаполисы, которым потребуется подземка.
В каких городах России есть метро
Разбираясь, где в нашей стране есть метро, удастся отыскать много интересной информации об отечественном метрополитене. Например, общая его протяженность во всех городах страны меньше этого же параметра Нью-Йоркского метро.
Во многих крупных городах страны планируется постройка «подземной дороги» уже в самое ближайшее время.
А на сегодняшний день прокатиться в метро могут жители следующих населенных пунктов:
- Москва. Столичная подземка является самой старой в стране. По загруженности она входит в пятерку самых посещаемых ежедневно пассажирами метро во всем мире. Интересно, что в ближайшее время к открытию готовится еще более 70 новых станций московского метрополитена. Общая протяженность линий на сегодняшний день – более 300 км.
- Санкт-Петербург. Подземка северной столицы также отличилась. Она стала самой глубокой в мире. Строить метро в Питере оказалось крайне сложно. Главная трудность заключалась в борьбе с почвенными водами.
- Нижний Новгород. Здесь всего 2 линии и 14 станций. У «горьковского» метро есть и очень необычная его часть – мост через реку.
- Новосибирск. В этом городе подземку можно назвать самой экстремальной в мире из-за сильного промерзания земли от сибирских морозов в зимнее время года.
- Самара. Здесь только одна линия, 9 подземных и 1 наземная станция. В работе всего 4 состава, которые ежедневно перевозят около 40 тыс. пассажиров.
- Екатеринбург. Подземка в этом городе оказалась последней, запущенной во времена СССР. Здесь также 1 линия и менее 10 станций, но ежедневно метро пользуется более 165 тыс. человек.
- Казань. Метро было подарено городу на 1000-летний юбилей. Пока это единственный метрополитен, который начал работать после распада Союза.
Кроме того, в одном из городов Красноярского края (Железногорске) ежедневно в путь отправляется электричка, часть дороги которой проходит под землей. Она работает еще с середины прошлого века.
Watch this video on YouTube
Краткая характеристика метро российских городов
Люди, планируя побывать в восточных регионах страны, не знают в каких городах есть метро. Россия и региональные власти некоторых субъектов Урала и Сибири планируют увеличить число городов, где есть подземка. В будущем подземное городское сообщение может появиться в Челябинске, Красноярске и Омске. А пока в этой части страны есть только 2 метрополитена.
Новосибирск. В крупнейшем городе Сибири находится самая восточная подземка нашей страны. Метрополитен начал работу в январе 1986 года. Имеет две линии —Ленинскую и Дзержинскую, общей протяженностью 15,9 км, на которых расположено 13 станций. Важная часть инфраструктуры —уникальный метромост. Это самое длинное сооружение подобного типа в мире длиной более 2 км. По объемам перевозок Новосибирский метрополитен уступает только двум столичным метро.
Екатеринбург. Метрополитен в Столице Урала начал работу в апреле 1991 года. Тогда он считался самой маленькой подземкой в мире, насчитывающей лишь 3 станции. Сегодня он состоит из 1 линии, протяженностью 12, 7 км и пересекающей город с севера на юг. На ней расположено 9 станций метро. Перспективный план развития предусматривает строительство первой очереди 2 линии, которая протянется с запада на восток.
Метрополитены Европейской части страны.
Казань. Столица Татарстана обрела метро седьмой в России и первой после распада Советского Союза. Его открытие состоялось в 2005 году и было приурочено к тысячелетию города. Оно состоит из 1 линии с 10 станциями мелкого заложения и имеет протяженность 15, 8 км. Планируется построить еще 3 ветки, а одну из них открыть к ЧМ по футболу.
Самара. Регулярное движение поездов началось в 1987 году. Они передвигаются на 1 линии длиной 10,3 км, обслуживая 10 станций. В будущем к Первой линии добавятся Вторая и Третья, а количество станций возрастет до 33.
Нижний Новгород. Третий российский метрополитен был открыт в 1985 году. Движение осуществляется по 2 линиям в вилочном режиме. Их общая протяженность около 19 км. Сегодня действует 14 станций. К футбольному ЧМ предполагается продлить Сормовскую линию до нового стадиона.
Санкт-Петербург. Одно из старейших отечественных метро начало работу в 1955 году на 1 линии с 7 станциями. За 60 лет существования подземка заметно расширилась и сегодня город связывает 5 линий с 67 станциями. Общая протяженность линий 113 км, а ежедневный пассажиропоток превышает 2 млн человек. Большинство станций имеют очень глубокое заложение, а некоторые из них не имеют боковых платформ.
Москва. Крупнейший метрополитен страны в этом году отметил 80-летие. Своей конфигурацией он повторяет сложившуюся планировку мегаполиса. Ежедневно по 12 линиям и 196 станциям перемещаются от 7 до 9 млн пассажиров. Это самая загруженная подземка в мире и одна из самых динамично развивающихся. Только в этом году запланировано ввести в строй 8 станций, а в следующем еще 15.
Для чего нужно метро?
В дореволюционной России люди и в больших, и маленьких населённых пунктах перемещались преимущественно на повозках, телегах, в каретах и т.д., в которые впрягали лошадей. Затем начинают появляться другие формы общественного транспорта – трамваи и автобусы, которые первоначально тоже приводились в движение лошадьми. Постепенно широкое распространение получает и личный транспорт. Если раньше собственные кареты не всегда были даже у состоятельных господ, то уже к середине ХХ столетия купить автомобиль могли даже простые труженики.
Изучая, в каких городах есть метро, можно заметить, что это не всегда крупные мегаполисы с большой протяжённостью. Если изначально подземный транспорт создавался для того, чтобы сократить количество пробок на земле, то сегодня такой способ перемещения по городу всё чаще используют для удобства.
В России существует стереотип о том, что люди, предпочитающие перемещаться на метро, — это представители низших слоёв населения. Успешный человек обязательно должен ездить по городу на собственном автомобиле. При этом в тех же Соединённых Штатах под землёй можно встретить не только рядовых американцев, но и знаменитостей: кинозвёзд, политиков и т.д. Эти люди способны позволить себе даже содержание личного водителя, однако перемещение на метро кажется им более удобным и практичным.
Схемы метро городов России
Не заблудиться в метро и всегда с легкостью находить нужную станцию помогают специальные схемы. Такие есть в каждом городе. Они будут полезными всем, кто планирует воспользоваться услугами подземки.
Схема метро обычно вешается на стенах внутри вагона, чтобы пассажиры во время пути могли с ней ознакомиться и верно определить, куда двигаться дальше. Но всегда удобнее носить ее с собой.
Если схемы нужного метро под рукой не оказалось, ее всегда можно найти на просторах Сети
Например, на тематических сайтах с картами каждого города, полезными адресами, телефонами и другой важной информацией
Метро – быстрый и удобный вид общественного подземного транспорта. В нем тепло суровой зимой и прохладно, комфортно жарким летом. Эти достоинства объясняют популярность подземки среди современных пассажиров.
Список действующих метрополитенов в России
Метрополитен | Длинасети, км | Линий | Станций | Пассажиропоток (2019),млн человек | Год открытия | Год открытияпоследней станции | Последняя станция | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Московский(с МЦК и монорельсом) | 414,7(473,4) | 15(17) | (278) | 2560,7(?) | Народное Ополчение, Мнёвники | |||
Петербургский | 124,8 | 5 | 762,5 | Проспект Славы, Дунайская, Шушары | ||||
Нижегородский | 21,82 | 2 | 30,41 | Стрелка | ||||
Казанский | 16,77 | 1 | 30,466 | Дубравная | ||||
Новосибирский | 15,9 | 2 | 84,5 | Золотая Нива | ||||
Екатеринбургский | 12,7 | 1 | 46,3 | Чкаловская | ||||
Самарский | 12,6 | 1 | 13,124 | Алабинская |
Скоростной трамвай | Длинасети, км | Линий | Станций | Пассажиропоток за 2017 год,млн человек | Год открытия | Год открытияпоследней станции | Последняя станция | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Волгоградский | 17,3 | 1 | 22 | 10,0 | Ельшанка |
Категории субъектов персональных данных
5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:
5.1.1 физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором
5.1.2. физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;
5.1.3. субъекты персональных данных, пользующиеся формой обратной связи на интернет сайте Оператора – undergroundexpert.info
5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении субъектом конклюдентных действий.
5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:
5.4.1. Фамилия, имя, отчество;
5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;
5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;
5.4.4. Год рождения;
5.4.5. Месяц рождения;
5.4.6. Дата рождения;
5.4.7. Место рождения;
5.4.8. Адрес;
5.4.9. Номер контактного телефона;
5.4.10. Адрес электронной почты;
5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;
5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
5.4.13. Семейное положение;
5.4.14. Должность.
5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.
Общие сведения о Российской Федерации
С географической точки зрения, Россия расположена на востоке Европы и севере Азии. При этом порядка 76 % от площади России в кв. км расположены в азиатской части, а условная граница между двумя частями проходит по Уральским горам и Кумо-Манычской впадине, соединяющей Кубано-Приазовскую и Прикаспийскую низменности.
Крайними точками страны являются:
- Север: мыс Флигели.Координаты: 81°50′35″ с. ш. 59°14′22″ в. д.
- Юг: не именованная высота на самой границе Дагестана и Азербайджана, к юго-западу от горы Базардюзю и востоку от горы Рагда. Координаты: 41°11′07″ с. ш. 47°46′54″ в. д.
- Запад: точка на балтийской косе Гданьского залива, омывающего берега Калининградской области. Координаты: 54°27′45″ с. ш. 19°38′19″ в. д.
- Восток: остров Ротманова. Координаты: 65°47′ с. ш. 169°01′ з. д.
Такое географическое удаление крайних точек друг от друга делает Россию первой по площади территории страной мира, со значительным отрывом опережающей даже Канаду, площадь территории которой — 9 984 670 кв. км. Третьей страной по площади территории является Китай — 9 598 962 кв. км .
Список строящихся и планируемых метрополитенов
Изначально по строительству метро на постсоветский период были огромные планы. Правда, по сей день большинство из них так и не удалось воплотить в жизнь. Так, недостаток финансов из государственного бюджета по сей день не позволил построить подземку в Перми, Воронеже, Ростове-на-Дону и многих других городах. Большая часть проектов оказались приостановленными или и вовсе полностью закрытыми. Неоднократно организовывались даже масштабные митинги местными жителями, которые призывали власти сделать их жизнь удобнее и комфортнее, закончив строительство метро. Но, к сожалению, ни к каким положительным результатам они не привели.
- Например, в Красноярске все же планируется построить метро. Но продолжить проект получится минимум через 20 лет.
- По поводу Пермской подземки и вовсе не удается получить какие-то официальные комментарии.
- А в Хабаровске строительство метрополитена и вовсе было запрещено. Многочисленные комиссии подтвердили, что сделать метро в городе невозможно из-за густой масштабной сети подземных рек.
- Челябинску повезло больше. Подземка в этом городе начала постепенно строиться еще в 1992 году, и работы в этом направлении ведутся по сей день. Но городские власти обещают, что торжественное открытие метрополитена состоится уже в 2019 году.
- В Воронеже планы по строительству метро были кардинально изменены. В настоящее время планируется сделать его «облегченным». Но работы в этом направлении так и не были начаты.
Старейшие метро
Вековой юбилей скоро отпразднует московский метрополитен. Он был открыт в мае 1935 года и состоял из 13 станций.
Подземка могла быть построена еще раньше, так как план строительства разрабатывался с конца XIX в. Но московские чиновники, поддерживающие выгодное для казны трамвайное сообщение, всячески тормозили проект. Грянувшая мировая война и революционные события начала XX в. отложили планы строительства еще на несколько лет.
Московское метро, 1935-й
Первые линии московского метро дублировали наиболее загруженные трамвайные маршруты. Население столицы с каждым годом увеличивалось, наземный транспорт уже не справлялся с быстро растущим количеством пассажиров.
Станция «Сокольники» стала отправным пунктом первого состава. Двумя другими конечными станциями стали «Парк культуры» и «Смоленская». До начала Великой Отечественной войны успели открыть еще две линии.
Поистине героична история московского метрополитена во время войны. Изначально его, как стратегически важный объект, хотели взорвать, но уже с первыми налетами вражеских самолетов власти задумались о необходимости сохранения подземки в качестве бомбоубежища.
Показательным было возобновление работ по расширению линий метрополитена сразу после снятия осадного положения. Жизнь в Москве продолжалась. Уже в 1942 г. ввели в строй два новых отрезка пути.
Московский метрополитен
Сегодня столичная подземка насчитывает почти 200 станций, из которых 44 признаны объектами культурного наследия. Многие из этих станций в свое время участвовали в международных выставках, удостаиваясь высоких наград за планировку и интерьерное оформление.
На 7 станциях московского метро можно увидеть памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
Петербургский метрополитен был открыт через 20 лет после московского. В ноябре 1955 г. со станции «Площадь восстания» отправился первый электропоезд.
Петербургский метрополитен
Подземка является второй по величине в России и самой глубокой в мире после пхеньянского метро. Глубина заложения некоторых тоннелей достигает 100 м.
Кроме того, петербургская подземная железная дорога – это авангард всего российского метрополитена. Все экспериментальные новинки и технические инновации апробируются именно на станциях Санкт-Петербурга.
По годам
Цена на недвижимость выросла в десятки раз по всей России по сравнению с тем же периодом в 2000 году. После дефолта в 1998 году в государстве появилось два рынка недвижимости: рублевый и долларовый. Последний был преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2000 году стоимость квадратного метра в Москве составляла 720 долларов. С каждым годом этот показатель повышался на 200 долларов в связи со стабилизацией рубля и ситуации в стране в целом. Резкое повышение стоимости произошло в 2005 году. Цена за метр в новостройке составляла 2609 долларов.
В 2008 году после кризиса и резкого падения рубля произошел обвал на рынке недвижимости. По данным риелторов, стоимость 1 метра в Москве была равна 143 763 руб. В 2010 году эта цифра упала до 118 684 руб.
В 2014 году после падения цен на нефть и введения санкций многие инвесторы покинули Россию, разорились девелоперы. При этом выросла кредитная нагрузка, которая составляла около 15-18% годовых. Также падение рубля привело к увеличению стоимости долларовой ипотеки. Квадратный метр в Москве стоил 230 тыс., в 2021 году – 208 тысяч.
Стоимость аренды жилья также претерпела изменения в соответствии с инфляцией, кризисом и падением рубля, ростом спроса на съемное жилье:
- В 2009 году в Москве снять 1-комнатную квартиру можно было в среднем за 16 тыс. рублей.
- В 2014 эта сумма была равна уже 36 тысячам рублей.
- В 2021 году стоимость снизилась и составляла 23 тыс. рублей. Это связано с масштабным строительством и присоединением новых районов, где стоимость значительно ниже.
- В 2021 году расценки за квартиры в аренду составляли 27 тыс. рублей.
Москва
Московский метрополитен | |
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город |
Москва |
Количество станций |
58 станций |
Количество линий |
6 линий |
Схема линий | |
Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.
В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).
В том же 1902 году инженерами путей сообщения А. И. Антоновичем, Н. И. Голиневичем и Н. П. Дмитриевым был разработан проект Московской городской железной дороги (Метрополитэна). В отличие от проекта Кнорре и Балинского, этот проект предусматривал как подземную (в центральной части города), так и надземную прокладку линий по грунту или на эстакадах — на окраинах. Планировалось построить четыре радиальных линии и одну кольцевую по трассе Камер-коллежского вала с пересадочными станциями.
В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от Тверской заставы до Калитников); Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914—1920 годы, был утверждён Городской Управой. Строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.
Также известен детально проработанный проект, предложенный электротехником М. К. Поливановым в 1916 году, и имевший огромную популярность в 30-х годах. Тоннели трёх подземных диаметров соединялись с путями магистральных железных дорог, пригородные участки которых должны были быть электрифицированы. Однако война России и Японии помешали осуществлению плана.
После войны, в 1946 году началась разработка проекта. И тут всё также, как и в реальности.
К 2014 году Московский метрополитен насчитывает 15 линий и 5 диамеров.
Строящиеся метрополитены
Челябинский. Начал строиться в 1992 году. Уже установлены две станции и часть тоннелей. Возможно соединение метро и трамвайных путей. По плану, метро должно открыться в 2025 году.
Красноярск. Период строительства был в 1995-2011 годах, но не был завершён. Около 3.5 километра тоннелей и к ним прилагающих уже готовы, но осталось ещё много работы. Продолжение строительства планируется не раньше нового десятилетия.
Строительство Омского метро тоже настигла заморозка. Процесс шёл с 1995 года по 2014. За этот срок успели возвести одну станцию и метромост. Дата разморозки неизвестна.
К сожалению, пермское метро имело план постройки, и даже начались работы, но продлились они не долго. Проект был отменён.
Предварительные Работы по снабжению Ростова Метро проводились в 1980-х годах, но были заморожены. Была попытка продолжить строительство в 2013 году и дату вывода в использование назначили на 2020 год, но и эта попытка не увенчалась успехом и на проект снова поставили метку «Заморожено».
Жители Уфы тоже пока что живут без метро. План строительства был создан, и даже одобрен в 1996 году, но после был отменён. Однако город получил альтернативу в виде электричек «Толпар» и в планы занесли введение скоростного трамвая.