Оглавление
- Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?
- Отказ остановиться по требованию инспектора, основанный на объективных причинах
- Правила принудительной остановки в регламенте ГИБДД
- Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД
- Тяга к славе под колпаком: в ДПС плотно взялись за блогеров-экстремальщиков
- Какие действия полицейских незаконны?
- В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
- Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?
Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?
[media=https://www.youtube.com/watch?v=ZQrcDPjRQAI]
Как мы уже выше сказали, в том случае, если вы увидели законное требование сотрудника полиции остановить машину но не выполнили его, то вам грозит административная ответственность согласно части второй статьи 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Но это не единственная статья, которая предусмотрена за игнорирование требования сотрудника ГИБДД.
А дело в том, что в Административном кодексе РФ есть еще и статья 19.3, которая прописывает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
Так, согласно первой части статьи 19.3 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Мы специально опять выдели красным жирным шрифтом предусмотренную меру ответственности, которая может быть применена к лицу, которое не выполнило требование сотрудника полиции. Но вы со своей стороны можете сказать,- при чем здесь игнорирование требования инспектора ДПС в плане остановиться?
А все дело в том что, если вы не заметили или специально проигнорировали требования сотрудника полиции (инспектора ГИБДД) об остановке, то скорее всего за вами может начаться погоня или о вашем автомобиле сообщат ближайшему экипажу ДПС. В этом случае вы вряд ли отделаетесь статьей 12.25 КоАП РФ. Чаще всего при погоне, находящимся за рулем автомобиля водителям вменяют статью 19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Но как такое может быть?
Все очень просто. В составленном протоколе укажут, что вы не хотели выходить из машины после ее остановки и даже сопротивлялись. В этом случае вам придется доказывать свою не виновность уже в суде, что этого не было и это не так. К большому сожалению, согласно судебной практике известно, что суды почти всегда верят словам сотрудников полиции указывая затем в судебных решениях такую формулировку: «нет оснований не доверять сотрудникам Госавтоинспекции находящимся при исполнении служебных обязанностей».
Как видите друзья, казалось бы, что небольшой штраф за неостановку машины по требованию сотрудника ГИБДД не должен вас пугать. Но не тут-то было, есть еще одна грозная статья 19.3 КоАП РФ, которой любят пугать сотрудники ГИБДД. Так что господа, лучше будьте внимательны и всегда останавливайтесь в случае требования сотрудника полиции остановить автомобиль в указанном им месте. Иначе могут быть большие проблемы с законом и даже существует риск оказаться под арестом.
Отказ остановиться по требованию инспектора, основанный на объективных причинах
То, что автолюбитель, несмотря на требование инспектора Госавтоинспекции, продолжил движение, не всегда будет трактоваться как нарушение закона. Существуют и объективные причины. Самые распространённые из них такие:
- требование об остановке предъявил человек, идентифицировать которого как сотрудника ГИБДД было сложно;
- события происходили в тёмное время суток на малоосвещённом участке автодороги.
Даже возможный штраф не побуждает опытных водителей останавливаться в таких случаях. Лучше перестраховаться, чем попасть в руки уголовников или связаться с мошенниками.
Бывают ситуации, когда водитель продолжает движение после требования инспектора остановиться из-за нежелания грубо нарушать ПДД – например, под знаком «Остановка запрещена». Однако следует учесть, что в данном случае остановка не будет рассматриваться как противоправное действие.
Правила принудительной остановки в регламенте ГИБДД
Если вы не остановились, то сотрудники ДПС имеют право применить правила принудительной остановки. Все они подробно прописаны в регламенте ГИБДД (п.96).
Сотрудники ДПС могут отправиться за вами в погоню, при этом они должны включить мигалки и подать соответствующие звуковые и световые сигналы. Информация о том, что вам необходимо остановиться, будет передана с помощью громкоговорителя.
Существуют и более радикальные способы остановки:
- развёртывание полосы с металлическими шипами;
- сооружение заграждающих преград из полицейских или грузовых машин;
- в случаях, когда существует реальная угроза безопасности граждан, допускается использование огнестрельного оружия.
Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД
Чтобы обжаловать постановление инспектора ГИБДД, нужно обратиться в суд или в вышестоящий орган Госавтоинспекции. Второй вариант менее хлопотный и затратный с точки зрения сбора подтверждающих документов. Однако ввиду того, что на принятие решения могут влиять ведомственные интересы, доказать водителю свою невиновность будет непросто (если убежать он, действительно, не собирался).
Но в обоих случаях для объяснения неостановки можно предъявить следующие аргументы:
- действия инспектора из-за стоявших на обочине ТС не были замечены;
- в плотном потоке автомобилей непонятно, кто из участников дорожного движения должен остановиться;
- жест, требующий остановку, был невыразительным/неправильным;
- в ночное время на инспекторе не было светоотражающей формы, и он не имел светящегося жезла.
Подтвердить эти факты можно с помощью записей видеорегистратора или свидетельских показаний.
Тяга к славе под колпаком: в ДПС плотно взялись за блогеров-экстремальщиков
В Красноярске задержали водителя-лихача, которого прозвали «призрачным гонщиком». Парень гонял на красный, кратно превышал скоростные ограничения, он вообще ездил без прав — но умудрялся сбегать от полиции. Сгубила нарушителя — тяга к славе. Кадры своих сомнительных подвигов он выкладывал в интернет, на этом и попался. И ведь он такой не один.
У корреспондента МИЦ «Известия» Георгия Гривенного сложилось впечатление, что в ДПС вообще решили внимательно изучить экстремальный контент в интернете.
Его привезли в полицию в сопровождении бравой пятерки сотрудников ДПС. Задержали по ориентировке, во время облавы, когда он ехал в чужой машине и на пассажирском сиденье.
Для красноярских гаишников поимка этого лихача стала «делом чести», но только после того, как он сам же выложил в интернет видео настоящих издевательств над обладателями полосатых жезлов и мигалок.
«Сейчас стрелять буду, останавливайся!»
От него требуют остановиться, а он только давит педаль газа в пол и цифры на спидометре быстро переваливают через отметку 200 километров в час. На красные сигналы светофоров он в принципе не обращает внимания, но вот когда к нему навстречу бежит сотрудник ДПС, лихач применяет «полицейский разворот» и уходит от погони уже по «встречке», снова на бешеной скорости.
В этом фрагменте можно насчитать сразу четыре экипажа, бросившихся в погоню, но под бодрую музыку он их всех оставляет… с жезлом. Но теперь, когда вся страна узнала о его ночных проделках, все-таки придется отвечать. Сначала на вопросы в полиции.
«Какие действия совершали?»
«Просто по встречке гонял на красный».
«С какой целью?»
«Просто покататься хотел».
Оказывается, в машине вместе с ним во время ночной погони была еще и его девушка. Он ей отправил прямо из отдела полиции сообщение, полное печали и недоумения.
«Любимая, я, короче, сажусь на 15 суток! Не скучай, люблю».
Пятнадцать суток и 14 штрафов на общую сумму более 60 тысяч рублей. Вроде бы, жесткое наказание. Но ведь под его колесами чудом никто не погиб, зато над видео «поугарали» его подписчики. Блогеров, стремящихся словить так называемый «хайп» на гонках с нарушениями ПДД, в соцсетях уже сотни.
«Да и блогеров я бы не стал сильно обвинять. Да, они дураки набитые, просто самовлюбленные дураки. Но у меня возникают вопросы к нашим правоохранителям. Публикуют каждый день свои нарушения, и вы ничего сделать не можете? У вас есть все инструменты для этого в руках. Проезд на красный свет — это же лишение прав? Во второй раз попался, это 15 суток ареста», — считает автоэксперт Вячеслав Субботин.
Тем более, материалы для возбуждения против себя и административных, и даже уголовных дел блогеры сами выкладывают в соцсетях. Самый свежий пример — житель Москвы под ником «Бакинец1», « прогремевший» на днях своими видосами с гонками по тротуарам и созданием явной угрозы для жизни пешеходов. На своих раритетных «Жигулях» он и дрифт устраивал, и спидометр на прочность испытывал.
Наше небольшое расследование показало, что Байрам Джаванзаде, хоть и начинающий водитель, ему всего 19 лет, он уже восемь раз привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД и неаккуратное вождение. И вот погоня за лайками, хайпом и популярностью привела его сегодня в отдел ГИБДД, где он провел весь день. И сам Байрам и его друг нам подтвердили: его видео в соцсетях заинтересовались правоохранители и теперь ему грозят более серьезные меры воздействия от ареста до крупного штрафа.
В общем, еще один кандидат на пристальное внимание со стороны полиции. И, по мнению юристов, вся законодательная база для того, чтобы навести порядок, у правоохранителей есть
Нужно только желание и системная работа.
На дорогах, тем временем, все больше злостных нарушителей ПДД с камерами и стримами в соцсетях. Ожидает ли их встреча с полицией до очередного смертельного ДТП, или все-таки после? Вопрос, который уже, похоже, стал риторическим
Какие действия полицейских незаконны?
В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.
Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:
- Задержание и доставка в изолятор – данное действие абсолютно незаконно. Даже если вам и грозит ответственность по ст. 19.3 КоАП, то решение об аресте праве вынести только судья. Даже начальники ГИБДД такими полномочиями не обладают.
- Осмотр автомобиля – законное действие, при условии, что у сотрудников ГИБДД есть основания предполагать, что вы, к примеру – перевозите не тот груз, поступила ориентировка о незаконном использовании автомобиля или нужно проверить тонировку. И всё это на фоне того, что вы пытались скрыться.
- Досмотр – тоже законное действие, но при условии, что у госавтоинспектора имеются веские основания обследовать вашу машину. Например, что в ходе досмотра в автомобиле будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения (та же тонировка или шторки на окнах). Если инспектор хочет досмотреть автомобиль, но отсутствуют двое понятых и не ведётся видеозапись – это тоже незаконно.
- Освидетельствование на опьянение – в принципе законно, если сотрудник ГИБДД обнаружит хотя бы один клинический признак опьянения (тот же запах алкоголя). Если настаивают сдать экспресс-тест на дороге – это незаконно и можно смело отказываться. При этом вас всё равно могут отвезти в клинику для сдачи анализов на алкогольное или наркотическое опьянение.
- Избиение водителя – абсолютно незаконные действия полицейских, содержащие признаки уголовной ответственности. Но, к примеру, вас могут силой вытащить из машины, если вы долго уезжали от ДПС и не подчиняетесь их требованиям выйти. На особо буйных водителей надевают наручники.
Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:
- диска со световозвращателем красного цвета;
- жеста (когда необходимо, применяется жезл);
- громкоговорящего устройства.
Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.
Какие могут применяться меры по задержанию
Если водитель проигнорирует сигнал сотрудников ГИБДД и не остановится, может быть организовано его преследование на патрульной машине. Также данные о нарушителе передаются следующему посту ДПС для принятия мер по задержанию. То есть, если водитель сбежал от ДПС, рано или поздно его остановят. Но тогда придется отвечать не только за нарушение ПДД, но и за неподчинение требованиям сотрудников Госавтоинспекции.
В ходе преследования инспекторами ГИБДД могут быть применены допустимые меры физического воздействия, а также специальные средства по задержанию, вплоть до огнестрельного оружия. Тогда водитель столкнётся с риском получения морального, материального и физического ущерба, компенсировать который ему не удастся.
В лучшем случае нарушитель получит почтовое уведомление о необходимости посещения отделения ГИБДД для разбирательства по факту содеянного. При неявке дело будет рассмотрено без присутствия водителя. Тогда однозначно придётся заплатить максимальную сумму штрафа по соответствующей статье.
Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?
Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:
- Эвакуируют – если машина брошена прямо на дороге, под знаком 3.28 «Стоянка запрещена» или просто в месте, где автомобиль мешает проезду другого транспорта.
- Не тронут – если вы оставили ТС где-нибудь на обочине, в кювете или в иных местах, где машина никому не мешает. В таком случае сотрудники ДПС подождут, пока вы вернётесь, и, если этого не произойдет – уедут. Дел у них, в принципе, хватает.
Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.