Оглавление
- 23.05.1994, Хабимана Кантано
- СМИ сыграли огромную роль в геноциде
- Популярное за 7 дней
- Крестьянин как лицо геноцида
- Геноцид в Руанде: Хуту становятся «угнетателями», а тутси «жертвами»
- В чем разница между хуту и тутси?
- Подробнее о тутси
- История и версии происхождения[править | править код]
- Культура
- Постколониальная история
- Реальные хуту экстремисты
- Гипотеза миграции против гипотезы Хамита
23.05.1994, Хабимана Кантано
Позвольте мне поздравить тысячи и тысячи молодых людей, которых я видел сегодня утром на дороге в Кигали. Они тренировались, чтобы бороться с инкотаньи (инкотаньи — самоназвание повстанцев из «Патриотического фронта Руанды», этнических тутси. Именно причастность к ПФР была, как правило, формальной причиной для убийств тутси. — Esquire). Любой ценой все инкотаньи должны быть истреблены по всем уголкам страны. Даже те из них, кто успеет добежать до аэропорта или убежища, должны расстаться с жизнью на месте. Кто-то будет прикидываться беженцем, кто-то изображать пациента, кто-то — медсестру. Глядите в оба, потому что они знают много уловок… Должны ли мы искать в лагерях беженцев родителей, которые отправили своих детей в ПФР, и убивать их? Я думаю, что да. Нам следовало бы еще приходить в лагеря беженцев в соседних странах и поступать так же. Это, конечно, невозможно, но если инкотаньи продолжат вести себя как прежде, мы можем приняться хотя бы за тех, кто возвращается из-за границы. Потому что, если уж мы должны следовать принципу око за око, надо реагировать. По‑другому быть не может.
СМИ сыграли огромную роль в геноциде
В течение многих лет «Кангура» ‘ газета, контролируемая экстремистами-хуту, распространяла ненависть. Еще в декабре 1990 года газета опубликовала «Десять заповедей для хуту». Заповеди гласили, что любой хуту, который женился на тутси, был предателем. Кроме того, любой хуту, который имел дело с тутси, был предателем. Заповеди также настаивали на том, что все стратегические позиции и все военные должны быть хуту. Чтобы еще больше изолировать тутси, заповеди также указали хуту поддерживать других хуту и прекратить жалеть тутси.*
Когда RTLM (Radio Télévison des Milles Collines) начал вещание 8 июля 1993 года, оно также распространило ненависть. Однако на этот раз он был упакован так, чтобы привлекать массы, предлагая популярную музыку и трансляции, проводимые в очень неформальной, разговорной форме.
Как только убийства начались, RTLM вышел за рамки просто поддержки ненависти; они приняли активное участие в убое. RTLM призвал тутси «срубить высокие деревья», кодовую фразу, которая означала, что хуту должен начать убивать тутси. Во время трансляций RTLM часто использовал термин inyenzi («таракан»), когда ссылался на тутси, а затем сказал хуту «сокрушить тараканов».
Во многих передачах RTLM объявлялись имена конкретных людей, которых следует убить; RTLM даже включал информацию о том, где их найти, например домашний и рабочий адреса или известные места встречи.Как только эти люди были убиты, RTLM объявил о своих убийствах по радио.
RTLM использовался для подстрекательства среднего хуту к убийству. Однако, если хуту отказался участвовать в бойне, то члены Interahamwe даст им выбор — либо убить, либо быть убитым.
Популярное за 7 дней
О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48
Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Крестьянин как лицо геноцида
Жертвами геноцида стали до 1 млн тутси. Преступления совершались в основном гражданскими лицами. Спустя 20 лет экономист Дэвид Янагизава-Дротт решил выяснить, что повлияло на поведение людей.
Призывы к геноциду транслировались по радио, однако из-за особенностей горной местности не вся страна была охвачена радиоволнами. Проанализировав карту радиопокрытия и количество жертв, экономист пришёл к довольно нетривиальным выводам. Там, где радиоприёмники ловили передачи достаточно хорошо, хуту убивали на 7% больше, чем в глухомани, где связи не было совсем. Однако жители деревень, где не было стабильного радио, но недалеко находился посёлок с радиоточкой, убили гораздо больше людей — на 23%. Причина этого в том, что жители снабжённых радио деревень, услышав призывы убивать, при общении со своими друзьями и родственниками не просто пересказывали им новости, но дополняли своими страхами и эмоционально окрашивали их. Слухи и легенды не только усиливали пропаганду, но также оправдывали насилие.
Геноцид в Руанде: Хуту становятся «угнетателями», а тутси «жертвами»
К 1959 году в Руанде начались гражданские столкновения между хуту и тутси, терпение хуту кончилось, они перешли к партизанской войне, сжигали дома и убивали тутси.
В революции 1959-1960 годов в Руанде при поддержке бельгийских католических священников хуту свергли монархию тутси. Многих убили, тысячи элиты тутси, связанные с бывшей властью, бежали из страны, в основном в Бурунди, Танзанию и Уганду. Те, кто остались, в ближайшие 30 лет вели партизанские войны.
Бельгийские колонизаторы сменили свою поддержку, и, для защиты своих интересов, поставили некоторых вождей хуту у власти. В 1962 году Руанда получила независимость с правительством хуту во главе.
Элита тутси, веря, что они избранный народ Божий и рождены господствовать над миллионами хуту, стали называть себя жертвами, а хуту угнетателями. За пределами Руанды тутси создали Движение неприсоединения, они накапливали вооружение, обучались террористическим методам.
С середины 1960-х и в начале 1970-х годов они организовали в Руанде самый вопиющий терроризм. Нападая под покровом ночи, тутси подвергали репрессиям франкоязычных, а обвиняли в карательных злодеяниях представителей хуту. Проводя партизанские рейды, они взрывали кафе, ночные клубы, бары, рестораны, автобусные остановки. Тем самым демонстрировали очень реальную картину страданий и притеснений франкоязычных тутси внутри Руанды.
Самая многочисленная диаспора беженцев тутси находилась в Уганде, где с 1986 года пришёл к власти президент Мусевени. Там в 1987 году возникла политическая партия Патриотический фронт Руанды (сейчас ПФР правящая партия в Руанде). В 1990 году небольшая группа ПФР (около 500 человек) из Уганды перешла границу и напала на Руанду.
Солдаты ПФР
Вылазка боевиков была отбита превышающей численностью армии Руанды. Бельгийцы способствовали установлению перемирия, которое продержалось с октября до декабря. В 1991 году стягивалось вооружение, война шла мелкими очагами.
В Руанде с 1973 года по апрель 1994 года при поддержке Франции правил президент хуту Ювенал Хабиаримана. Он был приверженцем однопартийной диктатуры, но шёл на уступки некоторых франкоязычных тутси, оставшихся в Руанде в небольшом количестве.
Хуту, получившие полный контроль над Руандой, были главной причиной вражды, они хотели полностью уничтожить всех тутси и даже некоторых хуту, симпатизирующих и оправдывающих тутси. Экстремистские хуту за ночные вылазки назвали тутси тараканами, против которых и начали геноцид.
6 апреля 1994 года самолёт c двумя президентами, в том числе и Ювеналом Хабиариманом, был сбит. Экстремисты получили повод начать кровавую бойню, в которой за один день уничтожили 500 человек. Они зверски расправились с бельгийскими миротворцами в аэропорту, когда те получили приказ сложить оружие.
Место крушения самолета с двумя президентами
Пришло время бежать, и многие иностранцы, в основном французы и бельгийцы, стали покидать страну. Радикальные хуту стали смертельными врагами и целью тысячи террористов в Уганде.
Тутси, считавшие себя жертвами геноцида, 7-го апреля 1994 года снова начали наступление, к этому моменту ПФР насчитывал уже более 15 тыс.чел. Они жгли целые деревни, создавали крематории, в лагерях заражали воду и отравляли людей тысячами. Скорость убийств была в пять раз выше, чем в немецких концлагерях (в которых нацисты к тому же проводили медицинские эксперименты ).
Убийства носили зверский характер. Чтобы экономить боеприпасы, тутси и хуту сражались с помощью мачете, своим противникам они отрезали конечности, подвергали жесточайшим пыткам, а потом уже отрубали головы и в качестве трофеев складировали черепа. Всего с обеих сторон потери за последующие три месяца составили более 800 000 человек.
Кошмар закончился в июле 1994 года, после того, как силы ПФР полностью взяли под контроль всю страну.
В чем разница между хуту и тутси?
• Исторические подробности:
• Хуту преобладают среди населения в Руанде и Бурунди и считаются коренными жителями этого района.
• Тутси пришли из Эфиопии и завоевали хуту.
• Именно после обретения независимости от колониальных правителей образовался вакуум власти, который привел к этническим конфликтам между двумя группами.
• Хуту — это люди среднего и низшего классов.
• Тутси — аристократическое меньшинство.
• Хуту короче и сильнее. У них также есть относительно более широкие возможности.
• Тутси выше и тоньше.
• У хуту большие носы.
• Тутси длинные носы.
• Голос:
• У хуту низкий тон голоса.
• Тутси голос высокий.
Это общие наблюдения. Возможны исключения.
Изображения любезно предоставлены:
- Дети — Жюльен Харнейс (CC BY-SA 2.0)
- Мужчина тутси от Soupforone (CC BY 2.0)
Подробнее о тутси
Тутси, также известные как Батуси, Тусси, Ватуси и Ватуси, живут в таких странах, как Руанда и Бурунди в Африке. Тутси — это люди, которые позже пришли на территорию хуту и получили власть. Их было меньшинство, но всегда могущественные. Другими словами, в отличие от хуту, которых было много, тутси всегда составляли меньшинство. Тем не менее, они всегда были меньшинством у власти как в Руанде, так и в Бурунди.
Что касается физических особенностей, люди заметили, что тутси выше и тоньше. У них высокие голоса. У них тоже длинные носы.
Теперь, когда мы знаем некоторые различия между этими двумя группами, давайте подробнее рассмотрим их историю. Хуту и тутси — две этнические группы, которые оказались в центре внимания из-за геноцида, который произошел в Руанде с 1994 года, и если взглянуть на эти два племени поверхностно, вряд ли будет какая-либо разница, поскольку оба говорят на одном и том же Язык банту и в основном исповедуют христианство. Это больше похоже на классовую войну, когда тутси воспринимаются как более богатые и имеющие лучший социальный статус, чем хуту. Тутси контролируют крупный рогатый скот, тогда как хуту контролируют низкую практику ведения сельского хозяйства. Если мы оглянемся на историю, то окажется, что хуту и тутси мирно сосуществовали в Центральной Африке почти 600 лет. Тутси прибыли из Эфиопии и завоевали хуту и их родину.Хуту признали их превосходство и согласились выращивать урожай вместо него для защиты. В колониальную фазу, когда Бельгия взяла на себя контроль над территорией из Германии, существовала система короля тутси, в которой две группы жили и вступали в брак в кланах друг друга.
Во время немецкого правления тутси получили известность из-за их высокого роста. У них также был длинный нос — черта лица, которую трудно найти у африканских племен. Таким образом, тутси получили признание со стороны колониальных правителей и покровительство, которое дало им образование и государственные должности. Хуту, составлявшие большинство, возмущались особым статусом тутси, и это привело к искрам между двумя племенами. Ситуация изменилась, когда Бельгия взяла на себя контроль над территорией. Бельгийцы признали верховенство хуту и позволили им создать правительство. Этот поворот политики заставил тутси завидовать.
Проблема всплыла на поверхность, когда бельгийские войска ушли и оказали давление на роспуск монархии. В отсутствие царя для правления образовался вакуум власти, и обе группы пытались заполнить этот вакуум. Вновь обретенная независимость, возникшая в результате отсутствия иностранных правителей, означала рождение двух новых стран: Руанды, управляемой тутси, и Бурунди, в которой доминировали хуту. Это раздвоение вызвало много ненависти и недоброжелательности, распространившихся по обеим странам, а межэтнические столкновения между двумя группами то и дело вспыхивали на протяжении десятилетий. Это этническое соперничество достигло апогея в 1994 году, когда в Руанде разразилась гражданская война. Повстанцы тутси выиграли эту войну, отправив почти миллион ужасных хуту в соседний Заир и Конго. Однако в Бурунди хуту победили на выборах в 1993 году, но избранный президент хуту был убит в результате государственного переворота несколько месяцев спустя.Даже его преемник, хуту, несколько месяцев спустя погиб в авиакатастрофе, в которой при подозрительных обстоятельствах погиб и оппозиционный лидер хуту Руанды.
История и версии происхождения[править | править код]
Существовали версии о хамитском происхождении тутси. Они были основаны на биологическом сходстве с Эфиопии. Тутси близки к галла Эфиопии, и в то же время между ними есть существенные различия.
В начале XX века считалось, что такая особенность внешности некоторых жителей Руанды как «европейский» нос может быть обусловлена только европейским происхождением народа, ведущимся от эфиопов, однако современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси близки к кушитам и эфиосемитам, вероятно, с незначительной восточноафриканской примесью. Генетически тутси более всего сходны с хуту.
Фернан Алляр д’Оливье. Воины короля Музинги
У тутси есть легенды, утверждающие, что раньше они жили в стране Миср (Египте). Несмотря на то, что в Северной Африке нет ни народов, похожих на тутси, ни длиннорогих коров-иньямбо, на рисунках, сохранившихся со времён фараонов, можно увидеть изображение коров с огромными лирообразными рогами и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Кроме того, у тутси сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.
- XV век — миграция с территорий Судана и Эфиопии в Руанду и Бурунди, возможно, под влиянием арабского нашествия. Господствующее меньшинство чужеземного происхождения (скотоводы тутси), придя в регион, наложилось на гораздо более многочисленное местное крестьянское население — хуту, приняло их язык, традицию обожествления монарха. Тутси строили государство и расширяли его территорию. Ими были выработаны механизмы, обеспечивающие их политическое и экономическое господство: сеть отношений личной зависимости, административную иерархию, войско. Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды и Бурунди. Образование Империи Тутси-Хима (Tutsi Hema Empire).
- 1865 — проникновение тутси на территорию Бельгийского Конго.
- 1959 — свержение короля тутси Кигели V и ликвидация привилегий тутси. Их обвиняли в служении белому колониализму. 160 тысяч тутси покинули Руанду.
- 1972 — массовые убийства в Бурунди хуту армией тутси
- 1993 — массовые убийства тутси со стороны хуту в Бурунди.
- 1994 — Геноцид в Руанде. Сотни тысяч тутси были убиты. Преследователи называли их «инъензи» (руанда inyenzi) — тараканы. Однако тутси, являясь меньшинством, выиграли конфликт и вместе с РПФ пришли к власти. Им снова было предъявлено обвинение в прислуживании англо-американскому неоколониализму.
- 1998 — мятеж тутси в Демократической Республике Конго — начало Второй конголезской войны, в которой тутси одержали победу — их лидер стал министром обороны Демократической Республики Конго.
- 2004 — мятеж тутси в Демократической Республике Конго.
Антропологическая особенностьправить | править код
Считается, что тутси самый высокорослый народ Африки. Для них характерны узкие вытянутые лица, вытянутые тела, длинные ноги. Способствовало этому образ жизни с полупустынным и пустынным климатом, где приходится очень много перемещаться. Средний рост мужчин составляет 193 см, а женщин — 175.
Культура
Традиционная защита запястья тутси ( игитембе ).
На территории Руанды с 15 века до 1961 года тутси правил король ( мвами ). Бельгия отменила монархию после национального референдума, который привел к независимости. Напротив, в северо-западной части страны (преимущественно хуту) крупные региональные землевладельцы разделили власть, подобно обществу буганда (на территории нынешней Уганды ).
При их святом царе культура тутси традиционно вращалась вокруг отправления правосудия и управления. Они были единственными владельцами крупного рогатого скота и обеспечивали себя собственной продукцией. Кроме того, их образ жизни предоставлял им много свободного времени, которое они проводили, культивируя высокое искусство поэзии, ткачества и музыки. Из-за статуса тутси как доминирующего меньшинства по отношению к фермерам-хуту и другим местным жителям эти отношения сравнивают с отношениями между лордами и крепостными в феодальной Европе.
Традиционная корзина тутси .
Согласно Fage (2013), тутси серологически родственны популяциям банту и нилотам . Это, в свою очередь, исключает возможное кушитское происхождение основавшего правящего класса Тутси-Хима в озерных королевствах. Однако королевские погребальные обычаи последних королевств очень похожи на те, что практиковались в бывших кушитских штатах Сидама в южном регионе Гибе в Эфиопии. Напротив, население банту к северу от тутси-Хима в районе горы Кения, такое как Агикуйю, до настоящего времени практически не имело царя (вместо этого имело систему установления возраста без гражданства, которую они переняли у кушитских народов), в то время как было несколько королевств банту к югу от Тутси-Хима в Танзании, все из которых разделяли образец вождя Тутси-Хима. Поскольку кушитские королевства Сидама взаимодействовали с нилотскими группами, Фаге таким образом предполагает, что тутси, возможно, произошли от одной такой мигрирующей нилотской популяции. Таким образом, нилские предки тутси в прежние времена служили культурными посредниками, перенимая некоторые монархические традиции из соседних кушитских королевств и впоследствии унося эти заимствованные обычаи с собой на юг, когда они впервые поселились среди автохтонов банту в районе Великих озер.
Однако между сегодняшними культурами тутси и хуту можно обнаружить небольшую разницу; обе группы говорят на одном языке банту . Уровень смешанных браков между двумя группами был традиционно очень высоким, и до 20 века отношения были мирными. Многие ученые пришли к выводу, что определение тутси было и остается в основном выражением класса или касты, а не этнической принадлежности.
Как отмечалось выше, исследования ДНК ясно показывают, что народы более тесно связаны друг с другом, чем с отдаленными группами.
Постколониальная история
Хуту и другие руандийские дети в национальном парке Вирунга
Боевики хуту |
---|
Геноцид в Руанде (1994) |
Импузамугамби |
Интерахамве |
Кризис беженцев |
RDR (1995–1996) |
1-я и 2-я война в Конго |
ALiR (1996–2001) |
ДСОР (2000 – настоящее время) |
Монархия тутси, спонсируемая бельгийцами, просуществовала до 1959 года, когда Кигели V был изгнан из колонии (тогда называемой Руанда-Урунди ). В Бурунди тутси, составляющие меньшинство, сохранили контроль над правительством и вооруженными силами. В Руанде политическая власть была передана от меньшинства тутси к большинству хуту.
В Руанде это привело к «социальной революции» и насилию хуту против тутси. Десятки тысяч тутси были убиты, а многие другие бежали в соседние страны, такие как Бурунди, Уганда и расширяющаяся этническая группа тутси баньямуленге в регионе Южное Киву в Бельгийском Конго . Позже изгнанные из Бурунди тутси вторглись в Руанду, что побудило Руанду закрыть свою границу с Бурунди.
В Бурунди , кампания геноцида проводилась против хуту в 1972 году, и , по оценкам , 100 000 хуту погибли. Считалось, что в 1993 году первый демократически избранный президент Бурунди Мельхиор Ндадай , который был хуту, был убит офицерами тутси, как и лицо, имеющее конституционное право его преемника. Это вызвало геноцид в Бурунди между политическими структурами хуту и вооруженными силами тутси, в результате которого погибло около 500 000 бурундийцев. Было много массовых убийств тутси и умеренных хуту; Эти события были расценены Международной комиссией Организации Объединенных Наций по расследованию в Бурунди как геноцид.
Хотя тутси по-прежнему контролировал Бурунди , конфликт привел к геноциду и в Руанде. Группа повстанцев тутси, Патриотический фронт Руанды, вторглась в Руанду из Уганды, что начало гражданскую войну против руандийского правительства хуту в 1990 году. Было подписано мирное соглашение, но насилие вспыхнуло снова, кульминацией которого стал геноцид в Руанде в 1994 году, когда экстремисты хуту убили приблизительно 800 000 руандийцев, в основном тутси.
Около 30% пигмеев тва в Руанде также были убиты экстремистами хуту. В то же время Руандийский патриотический фронт взял под свой контроль страну и по-прежнему является правящей партией с 2020 года. Бурунди в настоящее время также управляется бывшей повстанческой группировкой Hutu CNDD-FDD .
По состоянию на 2006 год насилие между хуту и тутси утихло, но ситуация как в Руанде, так и в Бурунди оставалась напряженной, и десятки тысяч руандийцев по-прежнему жили за пределами страны (см. Кризис беженцев в районе Великих озер ).
Реальные хуту экстремисты
По официальным повествованиям «хуту экстремистами» были хуту, безжалостно и хладнокровно уничтожающие всех тутси с лица земли. На самом деле «экстремистами» стали хуту, которых собственноручно угнетала элита тутси. Это были те хуту, кто слишком хорошо помнил неоднократные вторжения тутси из Уганды, их террористическую деятельность, жестокие убийства невинных хуту в общественных местах. Тысячи мужчин, женщин и детей, которые не хотели быть в рабстве у тутси, были вырезаны, их деревни исчезли с карт.
Умеренными называют хуту, симпатизирующих тутси, считающих, что ПФР это демократическая альтернатива однопартийной диктатуры.
Ответственность за планирование или организацию геноцида в Руанде ни одним из правительств не доказана, но реально за 100 дней были убиты сотни тысяч хуту и тутси, причём хуту убито гораздо больше. До сегодняшнего дня в Руанде царит тихий ужас от того, что весь мир ничего не сделал, чтобы остановить геноцид, от того, что угнетатели стали победителями, правда извращалась, и всё это сопровождалось «промыванием мозгов».
Последние статьи на сайте
- В австралийских документах об НЛО описываются «кошкоподобные» пришельцы
- Третий рейх — логово фюрера. Ставка «Вервольф»
- Тайны острова Пасхи
- В морях водились «скорпионы» размером с человека
- Что поможет выспаться и как луна влияет на наш сон
Похожие материалы
- Тайна Янтарной комнаты
- Монарх Эртугрул: история жизни и смерти
- История жизни князя Владимира
- Где похоронен Серафим Саровский?
- Пятигорск: Загадка Дома Эльзы
Гипотеза миграции против гипотезы Хамита
Колониальные ученые, которые основали сложные общества в Африке к югу от Сахары, разработали хамитскую гипотезу. Это продолжает отражаться в сегодняшних днях как в академических кругах, так и за их пределами. Когда ученые разработали миграционную гипотезу происхождения тутси, которая отвергла хамитский тезис, идея о том, что тутси были цивилизованными инопланетными завоевателями, также была поставлена под вопрос.
Одна школа мысли отметила, что приток скотоводов примерно в пятнадцатом веке мог иметь место в течение длительного периода времени и быть мирным, а не внезапным и насильственным. Ключевое различие заключалось в том, что миграция — это не то же самое, что завоевание. Другие ученые не связывали приход тутси с развитием скотоводства и началом периода государственного строительства. Представляется очевидным, что скотоводство практиковалось в Руанде до иммиграции пятнадцатого века, в то время как даты образования государства и притока скотоводов не полностью совпадают
Таким образом, этот аргумент пытается преуменьшить важность миграций скотоводов.
Тем не менее, другие исследования указывают на то, что культурная передача может происходить без реальной миграции людей. Это поднимает вопрос о том, какая часть изменений в пятнадцатом и шестнадцатом веках была результатом притока людей, в отличие от того, что существующее население столкнулось с новыми идеями. Исследования, посвященные теме расовой чистоты, являются одними из самых противоречивых. Эти исследования указывают на то, что мигранты-скотоводы и руандийцы до миграции жили бок о бок на протяжении веков и практиковали широкие смешанные браки. Таким образом, ставится под сомнение представление о том, что нынешние руандийцы могут претендовать исключительно на родословную тутси или хуту.