Тест на атеизм

Противоречия, принявшие форму конфликтов

Как те, так и другие всегда вступали и продолжают вступать в конфликт с верующими, число которых, по данным социологических опросов, неизменно увеличивается. Для людей, признающих бога творцом мира, в равной степени являются идеологическими противниками и агностики, и атеисты. В чем разница реакций представителей этих двух весьма многочисленных категорий лиц на критику занимаемых ими позиций, переходящую порой в яростные нападки? Об этом поговорим особо.

Что же касается атеистов, то они в спорах с верующими никогда не утруждались доказательством своей правоты, поскольку никаких убедительных аргументов представить не могли и всегда замыкались в своем упрямстве. Дискуссия о существовании бога между атеистами и верующими, как правило, сводилась к тому, что одна из сторон упорно, но совершенно бездоказательно твердила: «Есть!», в то время как другая повторяла свое, также ни на чем не основанное: «Нет!» В результате они всегда становились непримиримыми врагами.

Форма, которую принимало их противостояние, зависела от целого ряда внешних обстоятельств. Так, в отдельные исторические периоды служители церкви с легким сердцем отправляли на костры всех, кто высказывал сомнение в истинности религиозных догм. На других же этапах развития общества воинствующие атеисты расстреливали и отправляли за решетку как самих божьих пастырей, так и их прихожан.

Индивидуальное духовное начало в индийской религии — это

(а) атман

(б) брахман

(в) дхарма

(г) карма

(д) прана

12. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

(а) чарвака

(б) джайнизм

(в) буддизм

(г) брахманизм

(д) вишнуизм

13. Укажите социокультурные ценности восточных цивилизаций, которые связаны со спецификой азиатского способа производства:

а) активность

б) традиционализм

в) прокреативизм

г) коллективизм

д) созерцательность

е) новации

(б) брахман (в) дхарма (г) карма

Брахман и Атман в брахманизме соотносятся как

а) душа и тело

б) порядок и хаос

в) абсолютный дух и его самосознание

г) материальный мир и его закономерности

15. Во главе пантеона богов кн. Владимира Красное Солнышко стоял:

а) Яхве

б) Дажьбог

в) Перун

г) Велес

Ресурсы сети Интернет

1. http://www.atheism.ru/ — литература по истории религии и атеизма;2. Центральная библиотека образовательных ресурсов по религиоведению3. biblio@wco.ru (http://www.wco.ru/biblio/ Библиотека православного христианина «Благовещение»)4. dt@dsi.ru -литература по истории религии);5. учебная литература по религиоведению6. http://www.srph.ru/ сайт института Высшая религиозно-философская школа

Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с дополнением к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки: 040000 – Гуманитарно-социальные специальности: специальность 040200.62 – Социология.

КИМ составила:А.А. Кузьмичёва, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы

Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с дополнением к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального…   КИМ составила:А.А. Кузьмичёва, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы

Классификация атеизма

Часто верующие считают, что все атеисты агрессивно настроены по отношению к религии, но это не совсем так. Существует несколько классификаций атеизма которые показывают, что есть атеисты, спокойно относящиеся к иной точке зрения:

  • Классификация Энтони Флю. Позитивный (сильный) атеист твердо и до конца отстаивает свою точку зрения — Бога, рая, ада и всего сверхъестественного нет. Негативный (слабый) атеист считает, что Бога, жизни после смерти нет, но отстаивать своё убеждение он не будет;
  • Американский философ Джордж Смит классифицировал атеизм на явный и неявный. По его мнению, люди, считающие существование Бога ложью, относятся к явным атеистам, а те, кто не верит в Бога и не утверждает, что только это единственная существующая правда — к неявным.
  • Стихийный и научный атеизм. Первый основан на чём-либо, отличном от науки, например, на отсутствии интереса, а второй на естествознании, то есть на научном методе.

Предлагаем посмотреть интересное видео про атеизм, в котором затронуты такие вопросы как:

обязательно ли атеист должен быть материалистом, если атеизм так хорош, то почему в мире много верующих и как атеисты относятся к верующим.

https://youtube.com/watch?v=hC1YbeOOqig

КРНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Укрупненная группа направлений и специальностей 040000 “Социальные науки”
Направления подготовки: 040200 “Социальные науки”
Специальность: 040100.62 «Социальная работа»

Иркутск

2013 г.

1.Контрольно-измерительные материалы:

—являются обязательным компонентом Учебно-методического комплекса дисциплины «религиоведение»;

— обеспечивают проведение контрольных мероприятий в форме: входного контроля выбора студентами индивидуальных заданий в виде письменных творческих работ (эссе) с их обсуждением во время практических занятий; проверки домашних заданий по проработке первоисточников и докладов по теме семинара; входного, промежуточного тестирования и выходного устного опроса по контрольным вопросам или письменного тестирования на зачете.

  Укрупненная группа направлений и специальностей 040000 “Социальные науки” Направления подготовки: …    

Что общего между агностиком и атеистом?

Да, можно установить даже тонкую нить сходства между этими одновременно противоположными и схожими взглядами.

  • Нельзя не отметить, что это здравомыслящие люди, которые руководствуются своим разумом. У них есть четкое представление о мире и его составляющих, которые должны наглядно подтверждаться. То есть, все должно иметь логическое объяснение и, желательно, наглядный пример.
  • Продолжает их мышление и невозможность доказать существование бога. Да, есть Библия и легенды о прошедших событиях. Но глазами-то никто не увидел, а руками не потрогал. Именно к ним относится пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать».
  • Стоит выделить еще конкретность. А именно в вопросе с верой. То есть, ее нет. Ни у агностика нет точной формулировки о вере, ни у атеиста нет смягчающих обстоятельств в это вопросе.


И агностик, и атеист верит только фактам и логическому объяснению

Нравственные предпосылки выбора

Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами

В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.

Не признаю, потому что не верю!

Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист – это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.

Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам – сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.

Интеллектуальный выбор агностиков

В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.

Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.

Во что верят атеисты

Атеисты — это люди, отрицающие существование души и любых нематериальных существ. Атеисты не верят не только в существование Бога, но и убеждены, что все религии на Земле имеют исключительно человеческое происхождение. Атеисты верят в следующее:

  • математические методы и эксперименты всегда смогут раскрыть природную сущность таинственных явлений;
  • рационализм сможет объяснить «сверхъестественное» с логической точки зрения;
  • человек – это часть природного мира и благодаря разуму он занимает в нём особое место.

В настоящее время существует несколько предпосылок для распространения атеизма:

  • люди не знакомы с религией и её сутью из-за отсутствия интереса к данной теме;
  • люди считают, что наличие или отсутствие веры никак не влияет на течение самой жизни.

Кто такой агностик?

Агностик — это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика — лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.

Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
  2. Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
  3. Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:

  • воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • верит, что человек должен действовать сам;
  • даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
  • понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека – мерило его поступков;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
  • сомневаются в существовании души и бессмертия;
  • смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
  • считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

3 июня 2021 1513

Проходили 171 раз

Тест: Пьеса «На дне», Горький М.

HTML — код

17 марта 2021 10010

Проходили 1031 раз

Тест: Древняя Русь

HTML — код

3 февраля 2021 23064

Проходили 3519 раз

Тест: Кто ты из Undertale?

HTML — код

14 декабря 2020 9073

Проходили 1153 раза

Тест: Любит ли он меня?

HTML — код

20 сентября 2021 141

Проходили 5 раз

Тест на знание популярных песен 80-х годов

HTML — код

6 апреля 2021 12644

Проходили 2031 раз

Тест: Какой ты волк?

HTML — код

16 декабря 2020 14853

Проходили 1356 раз

Тест на времена английского языка

HTML — код

26 марта 2021 8176

Проходили 638 раз

Тест по электробезопасности (II группа допуска до 1000 В)

HTML — код

1 апреля 2021 15067

Проходили 866 раз

Тест: Угадай животное по фото

HTML — код

2 марта 2021 16428

Проходили 2275 раз

Тест Кибби (Kibbe)

HTML — код

19 января 2021 13427

Проходили 1776 раз

Тест: Влюблена ли я?

HTML — код

18 сентября 2021 168

Проходили 17 раз

Тест: Сможете ли Вы угадать динозавра по фото?

HTML — код

1 января 2021 14864

Проходили 1171 раз

Угадай фильм по смайликам

HTML — код

17 сентября 2021 203

Проходили 16 раз

Тест на знание персонажей из популярных молодежных фильмов

HTML — код

8 апреля 2021 9052

Проходили 1225 раз

Тест: Какое хобби вам подойдет?

HTML — код

6 сентября 2020 9123

Проходили 1253 раза

Проверь свой словарный запас

HTML — код

Показать еще больше

Как понять, кто агностик, а кто атеист?

Есть простой тест, который с легкостью определяет, является ли человек агностиком или нет, или к какой категории он принадлежит.

  • Если человек говорит, что точно знает о существовании каких-либо богов или одного бога, то он не агностик, а теист. То есть, привычный для нас верующий человек. Какой бог – это уже другой разговор.
  • А если он считает и даже точно знает, что бога не существует, то это представитель не агностицизма, а атеизма. То есть, уверен на все 100% в своих представлениях. Его даже просто бессмысленно в чем-то переубеждать. Разве что показать настоящие аргументы.
  • Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или не верить в одного или нескольких богов. Или он верит, но не может объяснить разумно само понятие. Поэтому и зарождается внутри него сомнение. Этот человек и относится к группе агностиков.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками

Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например:
    • это отсутствие веры в богов или одного бога;
    • недоверие к богам или, опять же, одному богу.
  • Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует».
  • Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции.
  • Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.

Атеист не признает ни одного бога

Какого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях. Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.

Агностик верит, но не знает

Тесты для подготовки к промежуточному контролю и к зачету

На каждом семинарском занятии используется тестирование по соответствующим теме тестам (5-6) с объяснением правильных ответов преподавателем.

1. Осмысление мировоззренческих вопросов религии: философии религии феноменологии религии психологии религии социологии религии

2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата «религия есть род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»: теологической философской психоаналитической атеистической

3. Для какого подхода характерно утверждение, что «развитие религии представляется как путь, ведущий от магии к таким элементарным формам религии, как анимизм, тотемизм, фетишизм и только позднее — к вере в личное высшее духовное существо»: теологического атеистического структурно-функционального эволюционистского

4. Какая интерпретация религии предполагает ее истолкование «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта: теологическая атеистическая феноменологическая психоаналитическая

5. Представителями теологической интерпретации религии являются: Л. Фейербах, Ф. Энгельс, В. Ленин З. Фрейд, Э. Фромм, О. Ранк С. Н. Булгаков, П. Тилих, П.А. Флоренский К. Маркс, М. Вебер, Э. Трёльч

6. Слияние нескольких религиозных течений в одно учение называется генотеизм синкретизм монотеизм политеизм

7. Тайный религиозный культ, к участию в котором допускаются лишь избранные: секта церковь мистерия деноминация

8. Форма свободомыслия, основанная на разделении «истин неба»(религиозных) и «истин земли» (научных) называется : атеизм секуляризм деизм скептицизм

9. Личность, стремящаяся преобразовать традицию, обновить религиозный опыт: реформатор пророк мистик святой

10. Представитель религиозного объединения, оппозиционного по отношению к доминирующей церкви: пария сектант схизматик еретик

На каждом семинарском занятии используется тестирование по соответствующим теме тестам (5-6) с объяснением правильных ответов преподавателем. 1. Осмысление мировоззренческих вопросов религии: философии религии… 2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата «религия есть род духовной сивухи, в которой рабы капитала…

Тематика эссе

В качестве входного и промежуточного контроля подготовки специалистов по дисциплине используется: написание эссе в соответствии с требованиями ИрГТУ, защита эссе как исследовательской работы на семинаре.

1. Религия как социальное явление.

2. Соотношение социологии и теологии.

3. Возникновение и развитие религии.

4. Религия как культурная ценность.

5. Религиоведение и теория познания.

6. Функциональный подход к религии.

7. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт.

8. Церковь и секта.

9. Религиозные группы и религиозные перегруппировки.

10. Религия и социальный статус.

11. Религиозный плюрализм.

12. Религиозные движения.

13. Типы религии и религиозного опыта.

14. Основные этапы эволюции религии в истории общества.

15. Религия в современном мире.

16. Религия и экономика.

17. Религия и семья.

18. Религия и культура.

19. Первобытные представления о мире: ритуал и миф.

20. Будущее религии.

21. Религия и социальное изменение.

22. Православие.

23. Старообрядчество.

24. Старое русское сектантство.

25. Новое православное сектантство.

26. Римско-католическая церковь.

27. Протестантские церкви.

28. Мусульманские организации.

29. Буддизм.

30. Иудаизм

1. Религия как социальное явление. 2. Соотношение социологии и теологии. 3. Возникновение и развитие религии.

ТЕСТЫ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

Что общего между агностиком и атеистом?

Да, можно установить даже тонкую нить сходства между этими одновременно противоположными и схожими взглядами.

  • Нельзя не отметить, что это здравомыслящие люди, которые руководствуются своим разумом. У них есть четкое представление о мире и его составляющих, которые должны наглядно подтверждаться. То есть, все должно иметь логическое объяснение и, желательно, наглядный пример.
  • Продолжает их мышление и невозможность доказать существование бога. Да, есть Библия и легенды о прошедших событиях. Но глазами-то никто не увидел, а руками не потрогал. Именно к ним относится пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать».
  • Стоит выделить еще конкретность. А именно в вопросе с верой. То есть, ее нет. Ни у агностика нет точной формулировки о вере, ни у атеиста нет смягчающих обстоятельств в это вопросе.


И агностик, и атеист верит только фактам и логическому объяснению

Как называется Пятикнижие Моисеево в иудаизме

а) Ктувим

б) Тора

в) Нивиим

г) Ветхий Завет

17. Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в Упанишадах свидетельствует о

а) усложнении ритуальной практики

б) зарождении философского осмысления мира

в) разложении родового строя

г) влиянии чужеродных культурных ценностей

18. Первоначальное значение термина «карма» — это

а) ритуальная деятельность для постоянного воссоздания существования мира

б) наказание за преступные деяния

в) судьба, которую боги назначают человеку

19. Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению:

а) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие

б) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

в) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять

г) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты

20. Понятие «сансара» означает

а) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего

б) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

в) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида

г) колесо как символ формы Вселенной

б) Тора в) Нивиим г) Ветхий Завет

В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в

а) строгом соблюдении обрядов

б) осознании иллюзорности своего «я»

в) ежедневном чтении мантр

г) смирении плоти

22. Причиной страдания в буддизме являются желания. Но что является главной причиной самих желаний?

а) воля богов

б) объективные закономерности бытия

в) телесность

г) разум

д) иллюзии