Скоро говорим, да не все выговариваем

Оглавление

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 2

  1. Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
  2. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  3. В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.
  4. Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  5. На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали — улетели.
  6. Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба.
  7. У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину — борода клином
  8. Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  9. У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.
  10. Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз — гора, две горы, три горы.
  11. Шла бабка из клети, просыпала крупку. — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  12. Иван-болван кочерыжку ковал, да не выковал, на базар выносил, по три денежки просил, да не выпросил.
  13. Летит гусь на Святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей — не робей!
  14. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дров накололи, двор переполнили.
  15. На дворе — трава, на траве — дрова, за двором — дрова, под двором — дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.
  16. У редьки и репки корень крепкий.
  17. Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
  18. Роль лиры в мире мала. Тем не менее мне лира мила.
  19. Розовые розы замерзают в морозы.
  20. Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  21. Шли семеро стариков, говорили старики про горох.Первый говорит: «Горох хорош!»Второй говорит: «Горох хорош!»Третий говорит: «Горох хорош!»Четвёртый говорит: «Горох хорош!»Пятый говорит: «Горох хорош!»Шестой говорит: «Горох хорош!»Седьмой говорит: «Горох хорош!»
  22. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
  23. Абросим не просит, а дадут — не бросит.
  24. Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
  25. Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.
  26. Толста, толста, проста, проста.
  27. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
  28. Остренькие рожкиУ козы СережкиИ сказал Сережка:“Я боюсь немножко”.
  29. Стоит гора посреди двора.
  30. Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  31. Сколько ни рассмеивали нерассмеянную Несмеяну, никто Несмеяну не рассмеял.
  32. У пригорка Егорка объегорил волка.
  33. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
  34. Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.
  35. Не коси косой дрова, для косы растёт трава.
  36. С другом дружи, а другому не груби.
  37. Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
  38. Хороши в дорожку пирожки с горошком.
  39. Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.
  40. Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.
  41. Дрозд дроздиху дразнил-передразнивал, да не выдразнил.
  42. Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
  43. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.
  44. Малина — не Марина.
  45. Шёл мужик из-за реки, нёс лапти девятерики; нам не до мужиков, не до лаптей-девятериков.
  46. Тридцать три трубача трубят тревогу.
  47. Три вороны на воротах.
  48. Я вкруг погреба хожу, всё про погреб говорю.
  49. У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.
  50. Ехал грека через реку.Видит грека – в реке рак.Сунул грека руку в реку.Рак за руку грека — цап!
  51. Пал град на пять гряд.
  52. Потеряна дитя Тетерина.

Еще способ научиться правильно говорить с людьми

Альтернативой домашним занятиям служат специальные курсы. На них высококвалифицированные специалисты занимаются всем спектром речевых проблем.

На тренинге решаются индивидуальные проблемы. Помимо красивой речи, после тренинга ученики повышают такие навыки:

  1. Контроль собственных эмоций.
  2. Установка эмоционального контакта с собеседником.
  3. Проявление искреннего сопереживания.
  4. Избежание и управление конфликтами.

Прохождение подобных тренингов помогает формировать цели и достигать желаемого. Также участники преодолевают страх общения и взаимодействия. Это необходимо людям всех профессий, даже тем, кто не общается с людьми напрямую. Правильная подача информации с подходящей интонацией обеспечивает лучший результат во всех сферах жизни.

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.

Автор курса – Олег Калиничев – эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Вы научитесь:

  1. Общаться с замкнутыми людьми.
  2. Справляться с ежедневными проблемами с участием других людей.
  3. Влиять на свое окружение и многому другому.

Курс идет 1 месяц и содержит 33 видеолекции, 26 упражнений, 6 тестов + вебинары с экспертами эмоционального интеллекта.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит:

  1. Вы смотрите видеолекции.
  2. Потом выполняете самостоятельные задания для закрепления материала.
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты.
  4. Проходите тесты по изученному материалу.
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Стоимость самостоятельного прохождения – 1 040 руб., с куратором – 2 370 руб.

Вернут деньги, если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

Чтобы добиться четкого и правильного звукопроизношения, разработано множество логопедических методик. Регулярное выполнение упражнений способствует грамотной речи и хорошей дикции.

Виды упражнений:

  1. Артикуляционная гимнастика. Является подготовительным этапом в работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы работать скоординировано.
  2. Работа с дыханием. Тренировка дыхания необходима для повышения выносливости голосовых связок.
  3. Произношение скороговорок. Это уникальный и простой материал для работы над дефектами речи. Позволяют добиться четкости произношения.
  4. Дикционные таблицы. Предназначены для развития правильного произношения согласных в трудных сочетаниях. Нагружают речевые мускулы, развивая их активность.

Разминка для дикции


Карандаш в зубах — отличное упражнение для дикции

Перед публичными выступлениями обязательно нужно провести разминку дикции. Для этого можно воспользоваться способами, описанными выше. Например, взять в зубы карандаш и прочесть несколько скороговорок. После чего нужно произнести тоже самое без карандаша.

Попробуйте произнести сложные слова из текста, который нужно донести до слушателей, несколько раз. Прочтите любимое стихотворение по памяти. Нескольких минут такой разминки хватит чтобы размять свои голосовые связки, мышцы лица и настроить себя на выступление.

Также размять дикцию можно с помощью следующих упражнений:

Высунуть и спрятать Выдвигаем язык вперед как можно дальше, затем прячем его обратно. Двигаем языком вперед, а потом назад. Продолжительность упражнения — 2-4 минуты
Укалывание щек языком Начинаем колоть по очереди свои щеки языком. Сначала колим левую щеку, потом правую. Продолжительность упражнения 3-5 минут
«Чистка зубов» Вращаем язык во рту по кругу. Рот при этом должен быть закрыт. Делаем 15-20 вращений по часовой стрелке и наоборот
Круговые движения Вытягиваем язык и крутим ним по кругу. Делаем 10-15 кругов по часовой стрелке, затем против
«Трубочка — улыбка» Вытягиваем губы вперед, через 3 секунды начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делаем это упражнение минимум 3 минут.
«Пузырь» Надуваем сначало одну щеку, затем другую. Продолжительность 2 минуты

Дыхательная гимнастика

Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Ладони лежат на поясе. Вдох свободный. Выдыхаем воздух через сложенные губы, чтобы ощущалось его сопротивление. Такой выдох нужно провести во время движения. Имитируйте работу с косой, с топором, уборку в доме при помощи веника/пылесоса и тому подобные движения. Вам нужно научиться выдыхать ровно, без напряжения (должно ощущаться напряжение в нижнереберных мышцах).
  2. На вдохе выполняем медленный наклон вперед. Спина остается прямой. Затем распрямляемся. Делаем выдох и начинаем тянуть слово «гимммм», одновременно шагая на месте.
  3. На вдохе медленно наклоняемся вперед, руки разводим в стороны, смыкаем за головой (на затылке). Распрямляемся на выдохе и нараспев произносим звуки «ГН», шагая на месте.
  4. Рот закрыт. Совершаем короткий вдох через нос. Во время выдоха поколачиваем пальцами по краешкам ноздрей. Упражнение улучшает носовое дыхание. Теперь добавляем новый элемент: во время выдоха тянем звуки «М» и «Н».
  5. Рот открыт. Вдох делаем через нос. Медленный выдох через рот.
  6. Самомассаж. С небольшим усилием проминаем межреберные мышцы, потом переходим на область живота. Это помогает стимулировать местное кровообращение.

Альтернативные методы

Так как же говорить более четко, перестать бормотать и улучшить дикцию?

Во-первых, важно сосредоточиться на произнесении слов. Если вы нервничаете, попробуйте несколько различных техник, чтобы успокоиться, прежде чем говорить

Когда вы спокойны, вы произносите слова медленнее, и это улучшает как дикцию, так и четкость голоса. «Разогрейте» свой голос. Когда вы слишком часто напрягаете связки и не заботитесь о них, это вызывает раздражение и воспаление. Нужно сформулировать мысли и быстро структурировать будущую речь, после чего открыть рот очень широко и произнести каждый слог по отдельности. Попробуйте записать себя на диктофон, проговаривая: «Объясни. Сформулируй. Говори» или «Губы, зубы, кончик языка». Чем шире вы откроете рот, тем легче вам будет все это делать. Пробуйте снова и снова, чтобы говорить более четко. Ежедневная практика со скороговорками может также помочь улучшить дикцию. Нужно выбрать самые сложные и попробовать произносить их как можно быстрее и чаще, чтобы звучать с каждым разом все лучше и лучше. Это упражнение можно назвать одним из самых универсальных и результативных. Еще одно хорошая практика — читать вслух и записывать себя на диктофон. Но на этот раз попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, оценить, насколько четко вы говорите. Не забудьте также попросить окружающих, чтобы они вам честно указывали, когда вы делаете ошибки
Оказывается, многие люди склонны бормотать, и если другие привлекут ваше внимание к этой привычке, вы станете более осознанным. Это упражнение действительно работает и улучшает дикцию
Но оно требует некоторого времени и помощи извне. Конечно, вы всегда можете нанять репетитора или тренера по ораторскому мастерству. Любимая техника многих, разработанная специально для улучшения дикции — пение в душе! Не смейтесь, это правда работает и дает ощутимые результаты. Правда, сперва убедитесь, что ваших близких это не будет раздражать. Всегда помните, что двигателем голоса является дыхание. А потому самое главное — научиться правильно дышать. Если вы пока не понимаете, как тренировать дикцию, то начните хотя бы с этого шага.

Когда вы спокойны, у вас более расслабленный темп речи. Когда у вас налажено дыхание, голос будет звучать более четко, глубоко и «цветасто» в плане различных модуляций и интонаций. Все будут вас понимать, и ваш авторитет среди знакомых и собеседников заметно возрастет.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

  1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

  • воспользовавшемуся,
  • постскриптум,
  • проиллюстрировала,
  • фантасмагорический,
  • всклокочен,
  • ревербератор,
  • сверхвстревоженный,
  • контрпрорыв.

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

  • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
  • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
  • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
  • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
  • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

Упражнения для дикции и голоса

Дикция

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы. Но, в отличии бицепса и грудных мышц, нам не понадобятся спортивные снаряды.

1.Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О»

При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта

2.Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:

  • «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы
  • «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы

3.Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».

4.Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Выполняя эти упражнения для дикции можно ощутить результат уже через несколько регулярных занятий.

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны

Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Как научиться внятно и четко говорить. Говори внятно! Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.

В этом вся фишка упражнений.1 то ли толя — кореш коли, то ли кореш толи — коля.Коли коля — кореш толи, то и толя — кореш коли.2 в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый. Лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент.3 Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена бердонгарова кораллы.4 карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.А карлица краля Клара у карлика лекаря карла кларнет украла.В случае если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары — крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря карла не крала бы кларнет.5 на шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.6 откуда на просеке просо?Просыпали просо здесь просто.Про просо просянки прознали.Без спроса все просо склевали.7 корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.8 сшит колпак, да не по — колпаковски;.Вылит колокол, да не по — колоколовски.Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;.Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.9 не жалела мама мыла.Мама мыла Милу мылом.Мила мыла не любила, мыло мила уронила.10 скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, и нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, и проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь! » Советы@Beauty.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее

Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание

Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день

Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Упражнения для дикции и голоса


Дикция

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы. Но, в отличии бицепса и грудных мышц, нам не понадобятся спортивные снаряды.

1.Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О»

При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта

2.Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:

  • «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы
  • «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы

3.Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».

4.Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Выполняя эти упражнения для дикции можно ощутить результат уже через несколько регулярных занятий.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить

Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Примеры четверостиший для тренировок:

Я боюсь потерять это светлое чудо,что в глазах твоих влажных застыло в молчанье,я боюсь этой ночи, в которой не будуприкасаться лицом к твоей розе дыханья.(Федерико Гарсиа Лорка)Луна не знает, что она луна,И светится, не ведая об этом.Песок песку непостижим. ПредметамНе осознать, что форма им дана.(Хорхе Луис Борхес)Забыть ли старую любовьИ не грустить о ней?Забыть ли старую любовьИ дружбу прежних дней?(Роберт Бернс)Где-то в пещере, в прибрежном краю,Горе свое от людей утаю.Там я обдумаюЗлую судьбу мою,Злую, угрюмую участь мою.Лживая женщина, клятвам твоимВремя пришло разлететься как дым.Смейся с возлюбленнымТы над загубленным,Над обесславленным счастьем моим!(Роберт Бернс)Ах! Свободный я какой!Так и льется голос мой!

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких

Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Скороговорка для детей на звук Р 

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка. 

Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Скороговорка для детей: звук Ж

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.

Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.

Скороговорка на звук Х 

Вкусная халва – мастеру хвала.

Детская скороговорка на звук Щ 
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Скороговора для детей на звуки Р и Ч

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Читай также: Учимся рычать букву «р»

Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Скороговорка для детей на звук Л 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорка на звуки З и С

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Детская скороговорка на звук З 

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка для детей на звук З 

За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.

Простая детская скороговорка: звуки С, Ц

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете 
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете 
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру 
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете 
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!

Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Что такое дикция

Разборчивое, ясное для окружающих произношение, соответствующее языковым нормам, сопровождаемое приятным тоном голоса, называется дикцией. Она состоит из правильной, отчетливой артикуляции и манеры произнесения слов (тембра, интонации).

При правильной артикуляции происходит согласованное движение артикуляционного аппарата. Отчетливая артикуляция делает речь разборчивой. Манера говорить зависит от темперамента: можно ускорять или замедлять темп.

Для качества важно правильное произнесение всех звуков. Гласные прибавляют мелодичности

Правильно произнесенные согласные придают сказанному форму, понятность. Работа над точным произнесением согласных звуков – основная цель улучшения качества произношения.