Стрит-арт и граффити: 38 лучших примеров уличного искусства со всего мира

Оглавление

Рустам Кубик

Россия, республика Татарстан

Это история о двух братьях. Они родились и выросли в маленьком селе. Один из них отправился на учебу в город, когда повзрослел. Он остался там, превратившись в городского современного человека, который в курсе последних новостей, разбирается в новейших технологиях и вообще думает не о том, что показывают по телевизору. Второй брат остался жить в селе, закончил техникум, сходил в армию и устроился работать на единственный местный завод, кормящий все село. 

Несмотря на свое различие, братья обмениваются знаниями, новостями и опытом во время редких встреч, как бы дополняя друг друга. То же самое я заметил на фестивале. Мы привезли в горы искусство городов, показав местным жителям пример того, чем можно заниматься и что актуально сейчас. А сами вдохновились горами, селами и жителями с их легендами, традициями и прекрасной культурой.

Художник Рустам Кубик и его работа

valentin_blokh

Граффити-туризм

Граффити(стрит-арт)-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними (тот самый street art hunting).

Несомненно, поводом для возникновения граффити-туризма послужили провокационные и в то же время гениальные работы всемирно известного уличного художника Бэнкси. Автор статьи предлагает рассмотреть именно этого художника, так как на его примере легко представить граффити и стрит-арт туризм на практике.

Так, художник родился в Великобритании в г. Бристоле, где он создавал свои первые работы. Далее он начал путешествовать по разным уголкам мира и оставлять следы своих уличных арт-практик. И не смотря на то, что его работы являются противозаконными, т.к. не согласованы с местными властями, люди со всего мира приезжают в разные города мира, и в Бристоль в том числе, чтобы увидеть его работы воочию.

Работа Бэнкси в Бристоле. Фото: urbanpresents.net

Если брать во внимание Бристоль, то работы и инсталляции Бэнкси уже давно являются достопримечательностью города. В случае порчи изображений художника, местное население и власти незамедлительно реагируют и восстанавливают всеми возможными способами

Это происходит по той причине, что сам Бэнкси сформировал имидж города, т.е. Бристоль — это граффити-город. С фотографиями, описанием и точным местоположением работ существует приложение для мобильных устройств «Banksy Bristol», что даёт возможность прибывшему туристу самостоятельно найти и увидеть работы художника. Таким образом, благодаря граффити Бристоль получил неофициальный статус «город уличного искусства» и тем самым стал туристически привлекательным городом, как для внутреннего, так и для зарубежного туриста.

А, вот, чтобы проследить процесс стрит-арт хантинга, необходимо вернуться в 2013 год. Тогда Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких месяцев создавал работы на стенах мегаполиса.  В этот период люди со всего мира специально ехали в Нью-Йорк с целью увидеть работы художника и в прямом смысле охотились за ним: они искали стрит-арт Бэнкси и, как только находили, тут же делали фотографии и выкладывали в различные социальные сети с описанием, по какому адресу находится работа.

Очередь сфотографироваться с работами Бэнкси и Os Gemeos равноценна очереди сфотографироваться с Моной Лизой в Лувре. Фото: photo-day.ru

Но вклад Бэнкси в развитие граффити-туризма не ограничился только его настенными произведениями. Так, в 2015 году в английском городе Уэстон-супер-Мэр на Берегу Бристольского залива художник создал провокационный проект «Dismaland» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»), который представляет собой мрачный парк аттракционов. Выставка работала с 27 августа по 27 сентября 2015 и являлась пародией на Диснейлэнд. Бэнкси создал десять новых работ и финансировал строительство самой выставки. Она включала работы 58 художников из 60 первоначально приглашённых самим Бэнкси к участию.

Dismaland. Фото: https://www.lifegate.com

В день для приобретения были доступны 4000 билетов стоимостью 3 фунта каждый. Однако из-за наплыва желающих, за один день до открытия начала продажи билетов, сайт, на котором продавались билеты в парк, обрушился. Причиной стал большой наплыв желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Таким образом, стоит признать, что сам феномен уличного искусства даёт колоссальные возможности для создания и продвижения нового туристского продукта на международном уровне.

Где проходит черта между стрит-артом и вандализмом

Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит граница между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.

ТокиоSpace Invader

Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.

Человек проходящий стеныBlek le Rat

Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.

РабатSpace Invader

Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.

СкрипачBlek le Rat

«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой».

Роман Минин (уличный художник)

Робкие бунтари

Стрит–арт, в отличие от паблик–арта, может быть деликатным и едва заметным. Особенно если это стикер–арт: пожалуй, самый щадящий (и городские здания, и нервы художников) вид уличного искусства.

«Стикеры, наклейки — это тактичные городские высказывания. Именно стикер–артисты — ярые защитники исторического наследия города. Эдакие робкие бунтари, они никогда не облепят здание XIX века. Это локальная история: например, в Неаполе прекрасные палаццо могут быть и заграффичены, и заклеены. Тогда понимаешь, что Петербург еще и про то, чтобы не водружать свой стикер на условный Зимний дворец», — говорит Маргарита Кулева, руководитель отделения дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ в Петербурге.

«Есть мнение, что стрит–культура переживает спад и находится на грани исчезновения. Но это легко опровергнуть, ведь каждый день на улицах появляются новые стикеры и рисунки, художники общаются, проводят встречи, лекции, мастер–классы, выставки и фестивали», — говорит стикер–художник Миша Samek.

Скульптура «Мать» в парке «Зарядье»

Фото: пресс-служба парка «Зарядье» 

Летом 2019-го года в парке «Зарядье» появилась новая большая инсталляция: скульптура, выполненная из нержавеющих стальных прутьев, изображала женщину со сложенными «колыбелькой» на груди руками. Автор арт-объекта – московская художница и скульптор Weld Queen – назвала свое творение «Мать». Высота фигуры составила около 2,8 метра, вес – не менее 250 килограммов. Несмотря на такие серьезные габариты, «мама» получилась очень воздушной, легкой и «уютной»: все желающие могли посидеть у нее на руках, почувствовать себя защищенными от мирских невзгод, вспомнить, что значит, быть ребенком.

Спутать все стрит–арты

«Граффити — это субкультурное явление, которое предполагает теги, нейминг. Хотя в соседней Финляндии все уличные росписи называют граффити. И к ним, и к нам стрит–арт попал поздно: мы проходим путь, который Америка и Великобритания преодолели 30 лет назад», — объясняет Альбина Мотор, один из основателей и директор петербургского Института исследования стрит–арта. Платформа работает уже несколько лет: занимается просветительскими проектами, помогает реализоваться художникам, сотрудничает с коммерческими заказчиками, разрабатывает концепции программ «новейшего из искусств».

Кому, как не исследователям уличного искусства, знать: не только по воле райтеров (то есть граффити–художников) живет мировой и петербургский стрит–арт. Граффити — его часть: заметная, но уж точно не единственная.

«По моему мнению, стрит–арт в России — любые виды художественного самовыражения, которые присутствуют в уличном открытом пространстве. На Западе этот термин, как правило, означает объекты или росписи в городской среде, в основном легализованные. Но все же в русскоязычной среде предлагаю смотреть на явление шире и использовать термин «уличное искусство». Им могут считаться и театральные сцены, и музыкальные истории. Но нужно четко отличать уличный цирк от независимого искусства», — считает Альбина Мотор.

На самом деле логика проста. Чтобы считаться стрит–артом, работа или действие должны оказаться в городском открытом пространстве на время, а не навсегда, а также являться осознанным высказыванием и быть самостоятельной инициативой художника. К тому же уличное искусство в своем первозданном виде — роспись на плоскости или перформанс — как правило, несанкционированно.

Виды и техники

Большая часть стрит-арта – это граффити на стене. Однако стрит-арт — это не только граффити, к этому искусству также относят постеры, скульптуру, стикеры и т.д.

Рисунки на стенах

Создают отдельные рисунки, либо формируют композицию вместе с текстом. Используют разные материалы, техники. Размеры варьируются от небольшого рисунка на заброшке, до полноценной росписи 9-этажного панельного дома.

Большой Енот в ЛиссабонеBordalo II

Трафареты

С помощью трафаретов создают большие графичные изображения с четким контуром. Трафареты вырезают самостоятельно, под каждую отдельную работу.

Напрасное ожиданиеБэнкси

Существуют более универсальные приспособления, которые используют в любом рисунке, например, для создания четких геометрических форм, контуров. Иногда с помощью трафарета создают несколько идентичных изображений в разных частях города, обычно небольшого размера.

Знаменитый Бэнкси создавал свои работы с помощью трафаретов.

Муралы

Это большие красивые изображения на фасадах зданий, как правило, очень красочные. Создать их без специальных приспособлений и разрешения невозможно. Мурал также можно отнести к паблик-арту.

Стикеры, или стикер-арт

Их расклеивают по всему городу, чтобы распространить идею или слоган, придать огласку своему имени. Теряют свою популярность из-за схожести с рекламными буклетами и стикерами. Основоположником считается Шепард Фейри.

Постеры, или постер-арт

Сейчас этот прием почти не используют. Лишь несколько художников расклеивали плакаты в творческих проектах как самостоятельную единицу.

Например, дизайнер Агон-Нога расклеивал по Санкт-Петербургу увеличенные постеры.

Инсталляции

Иногда объект создается как объемная надпись, или скульптура, встроенная в городскую среду. Известные представители этого направления – Space Invader и Марк Дженкинс.

Основные виды граффити

Граффити – это различные надписи, реже рисунки, которые наносят краской, выцарапывают на стенах и других поверхностях.

  1. Спрей-арт – более узкая разновидность граффити, когда надписи и рисунки наносят с помощью аэрозольной краски.
  2. Бомбинг – быстрая прорисовка изображения в экстремальных условиях. Именно с него началось развитие граффити. Сюда относят надписи в метро, на транспорте, часто надпись создают во время движения транспорта. Используют яркие цвета, простые техники. Главная цель – заявить о себе, оставив яркое изображение.
  3. Тегинг – классическая надпись имени или никнейма автора. Своеобразный уличный автограф, который оставляют в самых разных местах – на домах, скамейках, автобусах.
  4. Writing – более продуманное направление тегинга. Изображают имя художника, либо название команды. Композиция более сложная, иногда объемная, для создания используют до 3 цветов. Команда заранее продумывает стиль изображения, место, габариты надписи. На создание такой работы может уйти несколько часов.
  5. Скретчинг – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.

ТокиоSpace Invader

Стили граффити

Направления постоянно развиваются, меняются, возникает новая школа, однако можно выделить основные стили граффити:

Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;

Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;

Bubble style – несложные рисунки, при создании используют 2-3 цвета, сюда часто относят тэги, которые всюду оставляют стрит-артеры;

Blockbusters и Throw-up – очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;

Wild style – надпись выглядит очень сложной, композицию создают с помощью сплетения букв, штрихов и символов;

FX-style – это объемные рисунки, где большое внимание уделяют проработке теней, бликов, чтобы создать 3D-эффект.

Наиболее известные представители российского стрит-арта

Слава ПТРК

Художник родом из Екатеринбурга. Частый гость выставок как в России, так и в Европе. В своих работах он часто соединяет диснеевских персонажей с фигурами российских киноперсонажей, например, изображение Черного Плаща в теле Данилы Багрова (серия работ «Детство перед телевизором»).

Паша 183

Известный российский художник. Символ российского стрит-арта. Он создавал граффити на острые социальные темы. Например, знаменитая шоколадка «Аленка» в его работах, вместо светлого образа из детства стала просто товаром (расположена на заброшенной стройке Национального парка «Лосиный остров» возле Москвы). После его смерти в 2013 г. Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.».

Кирилл Кто

Художник оставляет различные надписи на фасадах городов. Тексты всегда несут позитивный посыл. Например, надпись: «Будет всегда лучше, чем было», вселяет надежду.

Алексей LUKA

Московский творец создает работы в абстрактном стиле. Они отлично вписываются в образ города, к тому же Алексей для каждого места подбирает уникальное сочетание цветов.

Никита NOMERZ

Художник рисует лица старым заброшкам, реанимирует заброшенные здания новыми росписями и просто украшает город. Например, проект «Живые стены» заставляет поверить, что дома могут жить своей жизнью.

Парк «Чермянка»

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Парк «Чермянка», где любят проводить время жители района Отрадное, расположен на правом берегу реки Чермянка вдоль Юрловского проезда до проезда Дежнева – в этом месте она впадает в Яузу. Отличительная особенность парка – огромные натуралистичного вида инсталляции, представляющие собой замысловатые переплетения каких-то фантастических растений. Их сходство с декорациями известного арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области не случайно: когда в 2011 году появилась идея реорганизовать «Чермянку», к разработке ландшафтного дизайна локации подключили автора и создателя «Николы» художника Николая Полисского. «Чермянка» чем-то напоминает верши – рыболовные снасти из ивовых прутьев на каркасе, которыми пользовались на Руси. «Тотемные башни», расположенные вдоль реки, являются ориентирами для посетителей, а эстрада с эфемерным «органом» предназначена для исполнения «ритуальной» музыки», – расшифровывает он свой замысел. Интересно, что все части арт-объекта создавались в собственной мастерской художника в «Никола-Ленивце», доставлялись в Москву и на месте собирались. И, разумеется, инсталляция выполнена полностью из экологически чистых материалов.

Преимущества граффити в интерьере

Что же касается основных плюсов такой росписи, то здесь стоит отметить:

  • зрелищное и очень необычное оформление,
  • создание модного цветового акцента, который позволяет дополнить и подчеркнуть стилистическое решение,
  • возможность оторваться от стереотипных и скучных концепций, создавая нечто новое и яркое,
  • экономию на картинах, постерах и прочих элементах декора, поскольку вся ваша стена — это одно сплошное произведение искусства,
  • отвлечение внимания от скромной и невыразительной обстановки и меблировки в помещении.

Граффити помогает эффектно скрыть недостатки поверхности, не затрачивая при этом много времени и средств. Например, если в стенах есть многочисленные выбоины, то вы можете просто закрасить их, и не потребуется выравнивать поверхность, накладывая несколько слоев шпатлевки.

Специфика использования граффити в современных интерьерах

В этих рисунках зачастую выражается целая эпоха, ее основные веяния, проблемы, трудности и стремления. Существует множество уличных художников, которые делают не просто рисунки, а настоящие произведения искусства, уходящие с молотка за баснословные деньги. Пример тому — Бэнкси.

Рисунок уличного художника на стене

Что же касается росписи интерьеров, то здесь также можно провести параллель с самовыражением, стремлениями, увлечениями и, конечно же, страстью к многочисленным субкультурам.

Изначально интерьерные рисунки были уделом современных кафетериев, которые не побоялись бросить вызов поборникам сдержанных концепций и решили украсить свою обитель стильными узорами. Публика положительно отреагировала на столь смелое решение, а потому граффити в квартирах стало новой модной концепцией, и не просто веянием, а целым направлением.

К чему это привело? Сейчас появилось большое количество мастеров, которые расписывают полы, стены и потолки в квартирах аэрозольными баллончиками. Есть и инновационные методы создания рисунков на больших площадях, но об этом позже.

Замок Кельбурн, Глазго

Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.

Фото: Derek Buchanan / flickr.com

Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.

Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)

Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета  — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

Что мы знаем о стрит-арте? Краткий обзор

«Граффити» люди занимались еще на этапе первобытного общества. Но мы не будем погружаться в историю столь глубоко. Это тема требует отдельной статьи.

Стрит-арт такой, каким мы привыкли его видеть, возник в Америке в середине ХХ века. Это не удивительно, так как эта страна является олицетворением понятия «урбанизация» в самом прямом смысле. Вначале уличное искусство являло собой специальные знаки, которыми банды помечали свою территорию. Далее появились рисунки меломанов, восхищавшихся своими кумирами.

В 1960-70-х годах стрит-артом интересовалось все большее количество творческой молодежи. Появились уличные художники, которые свободно воплощали свои идеи в городском пространстве. Между райтерами возникла борьба за признание, а вместе с тем родились новые стили и манеры исполнения граффити (bubble-letter, character, wild style и т.д.).

С этого момента и по сегодняшний день растет не только интерес к творчеству в городской среде, но и усиливаются санкции по отношению к художникам. Чтобы избежать наказания, в центре поля зрения оказываются места, скрытые от большинства (заброшенные здания, например). А кто-то не сдается и в погоне за адреналином творит прямо в людных местах. Такие смелые творцы иной раз заканчивают свой день в отделении полиции.

Но не будем спорить о вкусах, а познакомимся с современными художниками стрит-арта лицом к лицу.

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора

Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней. 

Фото: Bosc d’Anjou / flickr.com

Фото: Han van Hoof / flickr.com

Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства). 

Флакон

Это место знают многие, и мы не смогли пройти мимо него. Дизайн-завод “Флакон” имеет славу арт-площадки с момента его появления. Граффити здесь меняются и сложно сказать, что там происходит именно сейчас. Но, в любом случае, разнообразие и оригинальность объектов уличного искусства не оставит современного любителя селфи равнодушным.

Место: ул. Большая Новодмитровская, 6 (м. Дмитровская).

Больше гуляйте по Москве, открывайте новые места и делайте селфи:)

Возможно, вы не знали:Райтер – граффити-художник;Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;Футуризм – направление в искусстве, которое воспевало прогресс и технологии и желало порвать с традициями радикальным путем, т.е. уничтожить классические предметы искусства.

Материалы для изучения уличного искусства и граффити:

Документальные фильмы

  • Девиантное поведение (2011)
  • MDTthemovie (2010)
  • Дети проходных дворов (2006)
  • Выход через сувенирную лавку (2010 год, реж. Бенкси)

Книги

  • Игорь Поносов «Искусство и город»
  • Андрей Монастырский «Эстетические исследования»
  • Миша Бастер «Хулиганы 80-х»
  • Жан Бодрийяр «Символический обмен и смерть»

Nootk

Вова Nootk считается довольно опытным художником – он участник творческих объединений Москвы, которые стояли у истоков уличной культуры. На его счету  множество фестивалей, международных биеннале и выставок.

Кроме того, у художника были коллаборации с Nike, adidas, Aizel и другими брендами. При этом, несмотря на коммерческие предложения и согласованные истории, он продолжает делать свой стиль на улице и вносить вклад в культуру и урбанистическую среду.

View on Instagram

Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?

Если говорить про нелегальный стрит-арт и граффити, то, не считая Москвы, вся Россия вполне пригодна. Только вот людям в регионах совсем не до стрит-арта. Им надо как-то выживать. Хотя известны такие примеры, как Екатеринбург или Нижний Новгород, где уличное искусство очень даже прижилось. В Москве же свирепствует повсеместный бафф (удаление арта со стен и прочих поверхностей. – Прим. GQ), зачастую работы уничтожаются через несколько часов.

Говоря про согласованные проекты, муралы или городские скульптуры, Москва могла бы быть одним из центров мирового стрит-арта, если бы не бюрократическая карусель согласований в семи инстанциях и строгий регламент тематики изображений. А в регионах, где с согласованием дела обстоят проще, снова встает вопрос финансирования. По сути, в нашей стране деньги решили вкладывать не в культуру, а в перекраску заборов.

Kalinin Maksim

Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?

Я не преследую цель вызвать чью-либо эмоцию, я просто рисую то, что мне самому хотелось бы видеть в городе или в галерее современного искусства. При этом я надеюсь, что мои работы вызывают позитивные эмоции у тех, кому близка эстетика, в которой я работаю.

Каким ты видишь идеальное городское пространство?

Сложный вопрос. На мой взгляд, нашим городам не хватает самоорганизованных пространств со свободными зонами для уличных художников и эксплуатируемых крыш.

Культурный обмен

Масштабный стрит-арт-перформанс Back to the Roots объединил 10 уличных художников из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие приурочили к Международному дню дружбы – 30 июля. Цель проекта для участников заключалась в том, чтобы непременно вложить в работы часть своего культурного кода, особенность своей нации. 

«Мы провели это мероприятие, чтобы показать открытость Осетии для диалога, для других культур, обмена знаниями», — рассказывает организатор мероприятия юрист Руслан Гацалов. Он же открыл перформанс речью на осетинском языке – Северная Осетия – Алания – родина правозащитника Гацалова. 

View on Instagram

Автором идеи и креативным продюсером проекта стал Артем Бурж – руководитель группы стрит-арт-художников HoodGraff. 

«Было непросто организовать целый палаточный лагерь с минимальными удобствами. Но в общем у нас получилось: у нас были полевая кухня, полевой душ, две костровые зоны, организованная логистика. Кроме того, на территории дежурила скорая помощь и сотрудники левобережного отдела полиции. Нам было необходимо обеспечить всех проживающих удобствами и при этом не нарушить их связь с местом, – объясняет Бурж. –Техническое задание у художников было одно – внести свой культурно-национальный код в эскиз».

Перформанс действительно объединил людей: зрителями стали не только организаторы проекта, но и местные жители, туристы и журналисты. Генеральный спонсор мероприятия – предприниматель и меценат Кахабер Чибиров.

Уличные художники в горах Северной Осетии – Алании во время перформанса Back to the Roots

valentin_blokh

Стела «Я люблю Москву»

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Первое подобное признание в любви столице появилась в парке Горького в 2013 году: двухметровая стела «Я люблю Москву» стала символом возрождения московских парков. Ее «открывали» помпезно – с презентацией и селебрити. Первыми, кто сделал знаковые фото, стали Светлана Бондарчук, Тина Канделаки, Андрей Малахов, Яна Рудковская. Сначала стелу расположили у выхода из Нескучного сада, затем перенесли на набережную, потом поставили у главного входа в парк. Спустя какое-то время такие же стелы появились в парках «Музеон», «Сокольники» и «Красная Пресня», в Измайловском, Перовском и Бабушкинском, в усадьбе «Коломенское», в саду «Эрмитаж» и других точках притяжения разных районов столицы. Быстро паблик-арт перекочевал и в другие города, охватив всю географию России. Идея признания в любви любимой Москве хорошая, но не уникальная: считается, что соавтором всех подобных концепций стоит считать американских дизайнеров Милтона Гласера и Бобби Зарема, разработавших культовый логотип I LOVE NY («Я люблю Нью-Йорк») в 1970-х годах.

Стрит-арт в СССР и России

Самые первые попытки уличного искусства возникли еще в 1920 г., когда Малевич вместе с Лисицким оформили несколько фасадов в стиле супрематизм.

Спустя пару десятилетий, в 90-е годы, настала эпоха брейк-данса, рэпа и граффити, российскую культуру захватывают американские ценности. Теперь каждый желающий мог стать танцором и художником, при этом необязательно этому учиться. Процесс стал важнее результата.

За стрит-арт был назначен тюремный срок от 3 до 5 лет по статье Порча государственного имущества и Антисоветская пропаганда.

В СССР стрит-арт пришел из западных регионов, куда он проник из США уже в американизированном виде.

В продаже были баллоны с аэрозольной краской для окрашивания машин и просроченная краска из Европы. Именно ее использовали уличные художники. Тогда и мечтать не могли о будущем изобилии.

Самыми первыми представителями уличного искусства были Крыс (Вадим Мейкшанс), Баскет и Макс-Навигатор. С 2003 г. в России проходят первые стрит-арт мероприятия и фестивали. Так хулиганские росписи переросли в настоящее искусство.

Начиная с 2000-х годов стрит-арт стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.

Однако стрит-арт в России все еще воспринимают негативно. Для большинства роспись фасадов в любом проявлении – это вандализм, когда за рубежом вандализмом считают закрашенные граффити Бэнкси.

Рома Мураткин

Рома уже не первый год в игре, и он очень хорошо знает, каким должен быть зрелищный визуал. В свое время он получил художественное образование по специальности «декоративно-прикладное искусство», а рисовать на стенах начал еще до совершеннолетия. Его работы могут напомнить фундаментальные фрески, которые любили разворачивать советские градостроители на жилых домах. Однако сводить все к одной ассоциации в его случае неправильно – он умеет делать по-разному.

View on Instagram

Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?

В России много интересных и самобытных мест, где могли бы появляться работы уличных художников, но все так устроено, что несогласованная работа не может существовать долго на улице. Коммунальные службы быстро и без сожаления удаляют этот «нарыв» из городского пространства, лишая среду уникального творческого высказывания, не давая возможности изображениям стать культурным кодом города.

Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?

Целенаправленно такую задачу никогда не ставлю. Есть стиль, который соответствует моему внутреннему миру, позволяющий создавать композиции на разные темы. Он может нравиться людям или нет. Все субъективно и индивидуально.

Каким ты видишь идеальное городское пространство?

Выделю несколько городов Италии: Флоренция, Рим и Венеция.