Сплав на байдарке из москвы — 2021

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Популярные базы отдыха для сплавов на байдарках

Можно совместить отдых на базе у реки со сплавом на байдарках, в таком случае даже семья или большая компания друзей может разделиться «по интересам» и удовлетворить все свои желания по поводу активного отдыха. Такое времяпрепровождение организовывается в самых разных уголках России, но самыми популярными базами отдыха с возможностью тура на байдарках считаются:

  • «Мера» – Центральная Россия, недалеко от города Заволжск. Отдыхающие на базе могут воспользоваться организованным сплавом на байдарках по реке Мера, которые длится 1-4 дня в зависимости от пожелания гостей. Путешествие рассчитано на новичков, каких-либо противопоказаний к участию в нем нет, но нужно учитывать высокую вероятность плохой погоды, потому что ночевать придется в палатках и с минимумом удобств. 
  • «Поляна» — карельская база отдыха, на которой разработаны несколько маршрутов на байдарках разного уровня сложности. Обычно сплавы проходят в несколько дней, можно отправиться в лес и собрать ягоды, грибы или воспользоваться предложениями по рыбалке. Если группа отправляется неопытная и с минимальным уровнем физической подготовки, то по берегу ее будет постоянно сопровождать группа спасателей с буксировочным судном. 
  • «Донские Зори» — расположена возле Волгограда, сплавы проводятся по Дону и реке Хопер, которые могут быть спокойными и величавыми или бурными и опасными. Маршрутов разработано несколько, поэтому будут подобраны туры и для абсолютных новичков, и для опытных байдарочников. 
  • «Хуторок» — находится в Адыгее, организовывает сплав на байдарках по горной реке Белая. Этот маршрут считается достаточно сложным и вряд ли подойдет новичкам, только если в осенний период, когда река становится более спокойной и маловодной. Отдых на байдарках здесь может сочетаться с посещением плато Лаго-Наки, пещер и местных исторических, природных достопримечательностей.

Байдарка для семейного отдыха

В водном туризме есть такое понятие, как «семейная байдарка» — судно, которое максимально удобное для сплавов всей семьей с детьми. Что стоит знать о подобном снаряжении:

  • байдарки для семейного отдыха предназначены для путешествий по спокойным водам;
  • они оборудуются несколькими местами для взрослых и откидными сиденьями для детей; 
  • отличаются комфортными условиями для туристов – мягкие сидения, подушки, ремни безопасности;
  • семейные байдарки считаются непотопляемыми, у них очень высокий уровень устойчивости на воде;
  • имеют большой отсек для «багажа», а также отдельный для перевозки продуктов питания и питьевой воды;
  • характеризуются достаточно большой шириной (около 90 см) и высокой грузоподъемностью (до 400 кг).

Двухместная байдарка

Семейные байдарки могут быть надувными, каркасными и разборными – последний вариант наиболее приемлем для путешествий с детьми. Разборные судна для сплавов по спокойным рекам могут перевозиться на легковом автомобиле, быстро собираться и храниться в небольшом отсеке кладовой или гаража. Все элементы таких байдарок выполнены из дюрали или других легких сплавов металла, обтягиваются они оболочкой из современного материала ПВХ.

Судна оборудованы веслами, перегородками для отсеков, страховочным торсом, может быть дополнительно предусмотрено рулевое управление с педальным приводом.

Активный отдых на байдарках может осуществляться и в летнее, и в зимнее время (в отдельных регионах). Он не требует специфической подготовки и больших финансовых затрат для сбора всех необходимых вещей, снаряжения – подобное предоставляется инструкторами/организаторами сплавов.

Но даже кратковременное путешествие по водоему может стать началом большого увлечения водных туров – всплеск эмоций, радость от полученных впечатлений, заряд бодрости на долгие недели гарантированы.

О маршруте

В самый разгар июньской жары мы окунемся в прохладный и живописный мир двух замечательных рек Тверской области. Осуга и Тверца весьма похожи друг на друга своим спокойным нравом, прекрасным сосновым лесом, песчаными обрывами и пляжиками, небольшими перекатами на поворотах. Но есть и различия. Осуга — тихая узкая речка, катящая свои воды по абсолютно безлюдным местам, в высоких берегах, поросших сосновым лесом, иногда открывая заброшенные деревеньки, остатки мостиков. Тверца — широкая, с хорошим течением и пышными лесами по берегам. На слиянии этих рек есть замечательные несложный порог-Тверецкий, на котором можно с удовольствием покататься. Так же на Тверце в последний день сплава мы пройдем по двум перекатам, которые подарят нам не меньше удовольствия.

Возраст

У участников простого похода он может колебаться от 3-4 до 60-70 и больше лет. Однако основу группы обычно составляют молодые люди

Вообще же важное значение имеет не столько возраст, сколько общность взглядов на жизнь, на природу, на те вещи, с которыми приходится сталкиваться в походе. А такая общность чаще всего свойственна людям одного поколения

Этот момент также необходимо учитывать при комплектовании группы.

Нередко молодым приходится слышать от родителей или старших товарищей: В наше время… или когда мы были молодыми… Да, во времена юности тех, кто сейчас уже в возрасте, многое было не так, как сейчас. Однако молодежь более всего — и это закономерно — интересует настоящее и ближайшее будущее. Между тем пожилые люди любят вспоминать былое, которое часто интересно только их сверстникам. Поэтому желательно, чтобы в группе всегда были и рассказчики, и внимательные слушатели. Это касается любых тем: музыки, литературы, политики, автомобилизма — всего того, что составляет предмет интересов, пристрастий.

Для начинающих туристов лучше всего, если в поход вместе с молодежью пойдут 2-3 человека старшего поколения, имеющих опыт туристских походов и хорошо знающих жизнь.

Туристу на заметку:
Множество полезных советов для дальних поездок и путешествий на электричке вы также найдете на сайте https://rozklad.spb.ru/sovety/elektrichka

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Покупка байдарки б/у

Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.

И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).

Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».

Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)

График похода

11 июня, заезд.

Начало похода на Ленинградском вокзале. Садитесь в Ласточку до Твери в 18.44. В Твери вас встречает водитель и на комфортабельном микроавтобусе привозит к месту старта. Знакомимся, ужинаем и ложимся спать.

12 июня. 21 км

9.00 завтрак. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Проходим инструктаж по технике гребли и безопасности на воде и в путь. У нас впереди самая красивая и глухая часть пути — река Осуга. Кругом только сосновый лес, песчаные обрывы и тишина. С обеденным отдыхом в 14.00 сплавляемся до 17.00. В лагере, на месте впадения Осуги в Тверцу, возле порога Тверецкий, нас ждет ужин, костер под звездным небом и заслуженный отдых.

13 июня. 17 км

9.00 завтрак, сбор лагеря. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Проходим инструктаж по технике гребли и безопасности на воде и в путь. Сегодня несложный маршрут по реке Тверце. Течение на реке приличное, так что без особых трудностей идем с обеденным перерывом до лагеря, где нас ждёт походная баня, лагман в казане, заслуженный отдых.

14 июня. 9км

9.00 завтрак, сбор лагеря. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Сегодня финальная часть похода. Проходим весёлые перекаты и очень красивые места, где извилистое русло реки открывает великолепные виды.

Причаливаем около музея Деревянного Творчества, высаживаемся на берег и собираемся в обратный путь. Пока инструктора готовят обед, можно осматреть экспонаты музея. После экскурсии обед и нас уже ждет комфортабельный микроавтобус до Твери. В Твери садимся на ласточку до Москвы.

Поход окончен, до новых встреч на наших сплавах, друзья.

Внимание!

Инструктор имеет право изменить маршрут и(или) его направление в зависимости от погодных условий, состояния участников группы, других форс-мажорных обстоятельств.

Какие бывают байдарки

Существует много видов судов, различающихся по типу конструкции, материалам, количеству мест.

Разборная

Такой транспорт состоит из комплекта металлических деталей и особой ткани, которая натягивается на собранный каркас. Нередко вместе с разборными конструкциями поставляются надувные баллоны, обеспечивающие устойчивость на воде. Для хранения и переноски всех элементов предусматривается мешок.

Неразборная

Цельные модели создаются из полимерных материалов по типу пластика или полиэтилена. Неразборная конструкция способна быстро передвигаться по воде, и чаще всего рассчитана на одного человека. Обычно применяется в спортивных состязаниях.

Каркасная


Каркасное судно

Байдарка имеет жесткий каркас, изготовленный из дерева или металла. Сверху натягивается оболочка из ПВХ или иного материала, устойчивого к воздействию влаги. Каркасные плавсредства характеризуются быстроходностью, низкой осадкой и надежностью. Но конструкция довольно большая, что вызывает определенные сложности с транспортировкой. К тому же для быстрой сборки нужно иметь некоторые навыки.

Надувная

Сейчас в продаже можно увидеть двухслойные и однослойные надувные модели. Поддержка на воде обеспечивается специальными баллонами, в которые закачивается воздух. Каркаса внутри не предусмотрено. Модели отличаются легкостью, устойчивостью и неплохой управляемостью на воде. Однако при сильных волнах их лучше не использовать, так как небольшой вес обуславливает возможность перевернуться.

Каркасно-надувная

Байдарки, называемые каркасно-надувными, лучше всего подойдут для походов. Она крайне устойчива на воде, хорошо двигается по мелководью и ее практически невозможно потопить. Но наличие надувных баллонов скрадывает пространство внутри лодки, а сама конструкция оказывается довольно тяжелой для переноски. На сборку может потребоваться значительное время, особенно если у пользователя нет соответствующих навыков.

Пластиковая


Пластиковая конструкция

Пластиковая байдарка представляет собой литую конструкцию, которая не пропускает воду даже при очень агрессивном сплаве. Вмещает одного человека и может похвастаться высокой скоростью передвижения. Но неразборная конструкция обуславливает определенные неудобства на этапе переноски и подготовки к сплаву.

Размеры

Говоря о размерах сплавных судов, обычно имеется в виду количество мест. Востребованными представляются модели с одним или двумя местами. В некоторых случаях требуются трехместные или даже более крупные лодки.

Материалы

В зависимости от конструкции, материалы могут использоваться разные. Каркасы обычно изготавливаются из высокопрочных сплавов, которые при этом не слишком тяжелые. Оболочки создаются из ПВХ или других хороших материалов, которые не пропускают воду. Для надувных лодок также очень важен показатель удержания давления.

Сравнение с каяком


Каяк

Нередко байдарки сравнивают с таким транспортом, как каяк. По сути, это названия одной и той же конструкции с прямыми носом и кормой, а также с днищем в виде киля. Управление в обоих случаях осуществляется при помощи весел.

Однако есть и некоторые отличия. Каяки обычно имеют одно или два места, тогда как байдарки могут быть более вместительными. К тому же именно каяки чаще всего используют в спортивных соревнованиях, а байдарки — выбор для поклонников водных путешествий.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Какую байдарку лучше купить

Начинающим спортсменам и туристам, которые предпочитают недолгие прогулки по воде, можно использовать надувные байдарки. Они достаточно универсальны, подойдут для рыбалки и для сплавов по рекам.

Надувные конструкции оснащаются прочным каркасом, состоящим из пары баллонов. Прочность обеспечивается особым покрытием основных элементов. Прогрессивные модели также могут иметь защиту от агрессивных сред и плесени.

Для перемещения по бурлящим рекам лучше выбрать надувную модель. Они несколько медленнее, однако отличаются повышенной надежностью. Двухместные модели требуют слаженной работы сразу двух гребцов, так как иначе высока вероятность переворота или смыва течением. Одноместные считаются самыми быстрыми и управляемыми. Подобные модели обычно имеют небольшую длину, что значительно уменьшает нагрузку на борта.

Различия между байдаркой и каноэ

Одинаковая длина (одноместных и двухместных лодок), заостренные нос и корма – на этом сходство заканчиваются. Гребля на байдарках и каноэ имеет различий больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом

Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Особенности каноэ

Название лодки связывают с индейцами Латинской Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука, метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

Сноукаякинг

Не является какой-либо отдельной дисциплиной, но все более набирает популярность катание на каяках по снегу, с гор или же на прицепе за снегоходом. Что делать каякеру зимой, когда вода замерзла? Вместо санок и ватрушек — любимые лодочки. Это развлечение и называется сноукаякингом:

Существуют также виды каякинга, которые мне не удалось попробовать, например, серф на каяках на морских волнах — тоже отдельный вид каякинга, и специальные лодки с загнутыми вверх носами, как у восточных туфель; сквирт-каякинг («Squirt Kayaking») — дедушка фристайла, каякинг, в котором выполняются определенные акробатические фигуры как на поверхности воды, так и под водой, когда малообъемная лодка на сбойке притапливается вниз вместе с гребцом:

Freestyle Squirt Kayaking, Clare O’Hara

Видеоролик о видах каякинга:

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Сплав

Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.

Сплав делится на сплав по большой воде, где препятствия непосредственно образованы водой, «Big Volume». Каяки для этого вида сплава острые и плоскодонные, достаточно длинные, что делает их более скоростными и облегчает, например, прохождение бочек.

Также существует крикинг («Creeking») — сплав по мелким каменистым речкам, но от этого не менее захватывающий — слайдинги, каменные горки, едва покрытые тонким слоем воды, узкие каньоны в скалистых стенках. Каяки для крикинга — закругленные, укороченные, днище часто тоже выгнутое: именно такие лодки легко соскальзывают с камней, меньше застревают в узких местах и более маневренны.

Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:

Прыжок с учебного водопада в Швеции.Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).

А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.