Будет ли разгадана тайна картины «спаситель мира»

Нью-Йоркская версия Спасителя

В середине 17 столетия график Вацлав Холлар по заказу королевы Генриетты Марии сделал гравюру на картинку «Спаситель мира». Если гравюра была выполнена с произведения Леонардо да Винчи, что по мнению многих экспертов, очень вероятно, то в те времена подлинная картина принадлежала королевской династии Стюартов. В 1763 году «Спаситель мира» был продан на аукционе в качестве произведения великого художника Возрождения. Покупатель остался неизвестным, и после этого след картины был надолго затерян.

«Спаситель мира» появился снова лишь в 1900 году, когда Фредерик Кук, на тот момент самый богатый человек Англии, приобрёл её на аукционе, однако уже лишь как произведение миланской школы. Картина находилась в доме Кука во дворце Монсерат.

Следует также заметить, что картина досталась Куку в исправленном виде. На ней были сделаны разнообразные записи и пометки реставраторов, а также к невероятно нежному и женственному лицу Иисуса аккуратно были пририсованы борода и усы, характерные для эпохи Контрреформации.

С такой «реставрацией» точно определить авторство было очень сложно. Поэтому Кук продал полотно в 1958 году лишь за 45 фунтов.

В 2004 году плотно было приобретено за почти 10 тысяч долларов Робертом Сайманом, который отправил его на реставрацию. В ходе неё с картины были удалены лишний записи и усы с бородой. Кроме того, реставраторы обнаружили на картине пентименто — автор перерисовывал положение большого пальца на правой руке Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что картина является оригинальной, а не копией.

После реставрации «Спаситель мира» проходил экспертизу в нескольких музеях США и Европы. Лишь английские специалисты после долго обсуждения с другими специалистами признали Леонардо да Винчи автором этого полотна. Позже их поддержало и вся остальная общественность.

В 2013 году отреставрированное полотно досталось российскому предпринимателю Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов долларов.

Самые интересные картины

Вообще, продажа и покупка картин это очень интересная тема. В 2018 году на аукционе была продана картина «Портрет Эдмонда Белами», которая полностью написана искусственным интеллектом. Она ушла с молотка за 432 500 долларов и это первый в истории случай продажи картины, нарисованной компьютером. Авторами «компьютерного художника» являются французские студенты, объединившиеся в команду Obvious. Созданный ими искусственный интеллект научился рисовать картины, изучая портреты исторических личностей. Подробнее об этом произведении искусства можно почитать в этом материале.

«Портрет Эдмонда Белами» написанный искусственный интеллектом

История продажи в 2017 году

2017 стал особым годом в истории «Спасителя». Его выставили на продажу, чтобы компенсировать Рыболовлевым убытки. Оригинальный красочный слой картины находился в плачевном состоянии, поэтому оценили лот в 100 миллионов долларов.

Выставили картину на аукционе Christie’s. Перед этим развернули небывалую рекламную кампанию. Лот называли последним живописным произведением да Винчи, в интернет выложили ролики с разглядывающими полотно знаменитостями. Попасть на предпродажный показ в Нью-Йорке можно было только после часовой очереди.

Торги состоялись 15 ноября. Масштабность шага аукциона поражала, достигая 30-40 миллионов долларов.

История написания полотна и его судьба

«Спаситель мира» был написан предположительно в 1499 году. На картине изображен Иисус. Правую руку он поднял в благословляющем жесте, в левой у него хрустальный шар. Нередко этот шедевр называют мужской версией «Моны Лизы», которая была написана позже. Считается, что заказал полотно Людовик 12-й – французский король.

В дальнейшем судьба картины толкуется по-разному.

Парижская версия полотна

Картина была передана в монастырь в Нанте по завещанию вдовы Людовика 12-го. В 19 веке полотно приобрел барон де Ларанти, а позже оно попало в коллекцию маркиза де Гане.

В 1982 году полотно выставили с другими работами Леонардо в Винчи в родном городе мастера, но так и не признали его авторство. В 1999 году его продали на аукционе Sotheby’s за 332 тысячи долларов.

Нью-йоркская версия полотна

Именно о ней как о самой дорогой картине художника и идет речь. В 17 веке картина принадлежала Стюартам, что подтверждается гравюрой середины того столетия, которую выполнил Вацлав Холлар. Заказчиком предположительно была Генриетта Мария, но точно неизвестно, сделали ли гравюру именно со «Спасителя». Предполагают, что в 1688 году шедевр оказался у герцога Бекингема, поскольку в 1763 году ее продали его потомки. История полотна остается неизвестной до 1900 года, когда оно было куплено баронетом Фредериком Куком в качестве работы миланской школы.

Примечательно, что шедевр был искажен – безбородый и женственный образ получил усы с бородкой. Из-за таких изменений стоимость на аукционе Sotheby’s в 1958 составила лишь 45 фунтов – обогатиться на нем наследники Кука не смогли. Следующие полвека судьба картины оставалась неизвестна.

Переломный момент в истории «Спасителя» настал в 2004 году, когда его приобрел Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Аукцион неизвестен, стоимость работы составила около 10 тысяч долларов. Картину отправили на реставрацию, где ее избавили от всех поздних доработок. После полотно неоднократно проходило экспертизы, но авторство Леонардо все равно оставалась под вопросом, подтвердил его лишь лондонский музей. На исследования ушло 6 лет.

Авторство полотна

Принято считать, что «Спасителя мира» сотворил Леонардо да Винчи. Однако самая дорогая картина на свете до сих пор вызывает споры в плане авторства у некоторых учёных.

Одни приводят факты, говорящие о принадлежности к Леонардо да Винчи:

  • Высокое характерное мастерство исполнения.
  • Применение приёма сфумато — смягчение контуров. Приём был разработан Леонардо да Винчи и использовался им во многих произведениях.
  • Сходство пигментов краски на полотне с другой картиной художника — «Мадонна в скалах».
  • Сходство черт лица Иисуса на картине со знаменитой Моной Лизой.

Другие приводят аргументы против авторства известного художника:

  • Перенасыщенность светом правой руки Иисуса, что нехарактерно для стиля художника.
  • Простая поза Иисуса, которая отличается от других произведений отсутствием динамичной сложности.
  • Некорректное преломление света через сферу в левой руке Иисуса, что выглядит странно для Леонардо, который отлично разбирался в оптике.

Несмотря на доводы против, которых меньшинство, сегодня картина официально считается принадлежащей перу Леонардо да Винчи.

Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар.

При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника.

Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире. Леонардо да Винчи

Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве.

Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.

Раскрыт секрет картины “Спаситель мира”

Произведения Леонардо да Винчи имеют особую загадочность и таинственность, поскольку сам художник имел не только великолепные знания в области инженерии, механики, живописи, поэзии, философии и медицины, но и имел связи с секретными сообществами, которые до сих пор скрывают множество загадок.

Загадочная улыбка Моны Лизы по сей день имеет множество споров о ее создании

Между тем, внимание ученых привлекла еще одна картина итальянского художника, которая носит название “Сальватор Мунди” или “Спаситель мира”, датирующаяся примерно 1500 годом н.э. На картине в руках у Христа находится стеклянный шар, который не показывает никаких признаков преломления и отражения света, наблюдающихся обычно у фигур сферической формы

Благодаря компьютерном моделированию калифорнийские ученые предположили, что Иисус держит не сплошную сферу, а полую.


Применение технологии 3D-рендеринга доказало, что в руках Иисуса находится полый стеклянный объект

Ранее данная гипотеза уже обсуждалась учеными наряду с другими альтернативными предположениями. Однако теперь, благодаря усовершенствованной технологии 3D-рендеринга, специалистам удалось смоделировать нанесение мазков художника, которые подтверждают данную гипотезу. Известно, что данная технология позволяет воссоздать качественное изображение картины с учётом материалов, источников света и научных знаний, которые соответствуют тому или иному периоду времени.

Так, команде учёных удалось вычислить примерный размер сферы, которая имела радиус 6,8 сантиметра. Проанализировав объект, исследователи также выяснили, что сфера могла иметь толщину не более 1,3 миллиметра. Кроме того, складки на платье Христа, изображенные за сферой, дают возможность удостовериться в том, что да Винчи знал о специфическом преломлении света в сферических формах, поскольку именно в тот период времени он работал над изучением оптики. При детальном изучении картины можно удостовериться в уверенном нанесении изображения на холст, что даёт право предположить то, что картина “Спаситель мира” является наиболее близким эквивалентом изображения “Моны Лизы”.

Стоит отметить, что на данный момент картина является самым дорогим произведением искусства в истории человечества, будучи проданной за 450 миллионов долларов в 2017 году.

&nbsp

Леонардовское мастерство

Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело.

По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.

Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.

Справа: неизвестный автор (мастерская Леонардо да Винчи). 1505 г. Лувр, Париж

Самая дорогая картина в мире

Картина «Спаситель мира» также известна как «Сальватор Мунди». На ней Иисус Христос держит прозрачный шар, который олицетворяет собой мироздание. Если присмотреться, можно заметить, что шар совершенно не искажает пространство за собой. А ведь если объект прозрачен и имеет округлую форму, одежда должна исказится, а на поверхности материала — появиться световые блики. Некоторые люди считают, что Леонардо да Винчи совершил грубую ошибку. Но художник всегда был внимателен к деталям, поэтому ученые считают, что ни о какой ошибке не может быть и речи.

Неужели Леонардо да Винчи допустил ошибку?

Исследователи из американского штата Калифорния предположили, что на картине фигурирует не монолитный, а полый шар. Если бы это был цельный кусок стекла, то одежда Иисуса действительно бы исказилась, потому что объект бы имел свойства линзы. А вот если внутри шара ничего нет, в отсутствии искажения нет ничего странного. Картина была нарисована в конце XV века и в то время Леонардо да Винчи уже хорошо знал, что полый стеклянный шар не должен искажать пространство.

Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.

Но в 2000-х картину отреставрировали. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.

Увы, в таком случае это уже скорее работа реставратора, а не мастера Эпохи Возрождения.

*В конце марта 2019 году в СМИ появились сообщения, что картина исчезла из музея в Абу-Даби. Ее больше не выставляют на всеобщее обозрение.

Ведущие мировые искусствоведы выражают глубочайшее сожаление, так как не иметь возможности видеть такой шедевр – большое несчастье для любителей искусства.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.