Советские фантастические фильмы

Трудно быть Богом (1989) (Es ist nicht leicht ein Gott zu sein)

Драма, Зарубежный фильм, Приключения, Фантастика

tagАнтиутопия, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

Режиссер: Питер Флайшманн

В ролях: Эдвард Жентара, Александр Филиппенко, Анн Готье

Земные ученые изучают общество одной далекой планеты. На этой планете царит средневековье, со всеми его зверствами и тиранией, но ученые не могут вмешиваться, они выступают лишь в роли наблюдателей. Одним из таких наблюдателей является историк, живущий на планете под именем Румата. Долгое время ему удавалось практически не вмешиваться в жизнь изучаемой планеты, но когда к власти приходит Дон Рэба – кровь начинает литься рекой. После смерти близкого для Руматы человека, он отвергает идею невмешательства и берет в руки меч.

Посетитель музея (1989)

В список лучших советских фильмов в жанре фантастика входит картина Константина Лопушанского о всемирной экологической катастрофе. В результате ненасытного потребительства люди потеряли остатки разума. Единственный сохранивший человеческий облик посетитель решает искупить вину перед природой. Фильм известен тем, что в массовых сценах снимались реальные сумасшедшие.

Рекомендуем посмотреть: Самые лучшие фильмы-катастрофы, которые стоит посмотреть

АктерыВиктор Михайлов, Вера Майорова, Вадим Лобанов…СтранаСССР, Германия (ФРГ), ШвейцарияРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 7.3Возрастные ограничения12+

Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)

Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.

Владислав Крапивин

Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.

Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.

Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.

КОМАНДОРЫ ФАНТАСТИКИ

Среди авторов фантастики для детей и подростков выделяются два колосса, на долгие годы ставшие ее символами. В 1965 году в альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы Кира Булычева про девочку Алису. Кир Булычев — псевдоним ученого-востоковеда Игоря Можейко, автора многочисленных монографий, научно-популярных и приключенческих книг. Подборка рассказов «Девочка с Земли» стала первым вкладом писателя в фантастику.

Рассказы о приключениях девочки из 21 века Алисы Селезневой положили начало серии детской НФ, принесшей автору сумасшедшую популярность среди подростков. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла — обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной — непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой.

Сборники «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984) — лучшие в серии. Потом цикл явно выдохся, из него ушла жизнь: мир устремился вперед, а Алиса Селезнева так и осталась топтаться на месте… Но все равно книгами о ней еще очень долго будут зачитываться поколения подростков. Весомый вклад в популярность Алисы внесли телефильм «Гостья из будущего» (1984) и мультфильм «Тайна Третьей Планеты» (1981).

Если Булычев был главным любимцем детей до двенадцати, то другой лидер отечественной фантастики — Владислав Крапивин — бесспорный Командор ребят постарше. Крапивин — яркий педагог, в 1961 году организовавший детский отряд «Каравелла». Его реалистические книги о подростках — «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад» — не просто читали, их переживали. Что до фантастики, то она была для Крапивина не самоцелью, а лишь приемом, с помощью которого ведется серьезный разговор об отношениях между взрослыми и детьми, о границе между добром и злом, о настоящей дружбе.

Герой самой популярной трилогии Крапивина «Голубятня на желтой поляне» (1983—1985), косморазведчик Ярослав Родин попадает в иной город своего детства, где в любой ситуации надо противостоять Злу во всех его обличьях. Успех трилогии вдохновил писателя на создание масштабного цикла фантастических романов и повестей под общим названием «В глубине Великого Кристалла».

Фантастика Владислава Крапивина ненаучна, она ближе к нетрадиционному фэнтези. Наряду с роботами и звездолетами в книгах присутствуют чисто сказочные элементы. Но даже самые невероятные события крапивинских историй сознательно подаются автором в подчеркнуто реалистичной манере, что помогает юному читателю всем сердцем ощутить их подкупающую достоверность.

ЕЩЕ ДО ВОЙНЫ…

Самой популярной книгой ранней советской детской фантастики была книга Яна Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали». По поручению академика-биолога Льва Берга и при поддержке классика детской литературы Самуила Маршака Ларри создал фантастическую повесть, где в художественной форме рассказывал детям об энтомологии — науке о насекомых. У писателя получилась озорная история о чудаке-профессоре Енотове, который изобрел препарат, позволяющий уменьшать предметы. Непоседливые детишки Карик и Валя опрометчиво тяпнули странной золотистой жидкости, приняв ее за газировку, и стали меньше муравья. Пришлось профессору проделать то же самое, чтобы найти сорванцов. Впереди героев ожидали невероятные приключения в мире растений и насекомых.

Главное достоинство повести Яна Ларри — в гармоничном синтезе увлекательной приключенческой истории, рассказанной легким, слегка ироничным языком, и научно-достоверной познавательности. Повесть долго отказывались печатать, обвиняя ее в «принижении советского человека»! Помогло только личное вмешательство Маршака, и в февральском номере журнала «Костер» за 1937 год появились первые главы «Необыкновенных приключений…». В том же году они вышли отдельной книгой, затем неоднократно переиздавались, войдя в золотой фонд советской детской литературы.

Еще одна жемчужина детской фантастики тех времен — роман-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», впервые опубликованная в 1938 году. Это история пионера Вольки, нашедшего кувшин с заточенным джинном ибн Хоттабом, которого пришлось перевоспитывать в советском духе. В 1950-х годах Лагин переписал повесть, и после появления популярнейшего фильма (1957) «Старик Хоттабыч» окончательно превратился в классику.

Дознание пилота Пиркса (1978)

Советский фильм про роботов снят по повести Станислава Лема «Дознание». Вопреки общественному мнению и профсоюзам, крупная корпорация занимается производством андроидов. Из них составляют экипаж космического корабля и отправляют к Сатурну. Руководить полетом назначают честного и неподкупного пилота Пиркса, но сотрудники корпорации начинают свою игру против него.

Подборка по теме: 20 фильмов про роботов, киборгов и андроидов

Оригинальное названиеTest pilota PirxaАктерыСергей Десницкий, Болеслав Абарт, Александр Кайдановский…СтранаПольша, СССРРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.5Возрастные ограничения6+

Через тернии к звездам (1980)

23 век. Советский космолет «Пушкин» обнаруживает в дальнем космосе заброшенный корабль с трупами существ явно искусственного происхождения – клонами. Единственная выжившая – девушка по имени Нийя. К сожалению, она ничего не помнит. Земляне подбирают и выхаживают Нийю. Постепенно она вспоминает, что родом с планеты Десса, которой из-за жадности местных олигархов грозит невиданная экологическая катастрофа.

Несмотря на все корявости, это хорошее кино, в котором присутствует, в том числе, пожирающая все на своем пути свихнувшаяся биомасса. А еще впечатляет, что в СССР озаботились проблемами экологии еще в 1980 г. – задолго до того, как эта тема стала «общим местом» на Западе.


Ужасная булькающая биомасса, готовая пожрать и растворить любую органику

Это были самые популярные и лучшие советские фантастические фильмы, некоторые из которых, вопреки общепринятому мнению, не уступали западным, а в чем-то даже их опережали.

Список советских фантастических фильмов

1. Человек-амфибия
1961, режиссер Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, в ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Николай Симонов, Михаил Казаков, Анатолий Смиранин, Владлен Давыдов

2. Солярис
1972, режиссер Андрей Тарковский, в ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий, Юри Ярвет, Юлиан Семенов

3. Молчание доктора Ивенса
1973, режиссер Будимир Метальников, в ролях: Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Леонид Оболенский, Жанна Болотова, Борис Романов, Ольгерт Кродерс, Пранас Пяулокас

4. Земля Санникова
1973, режиссер Альберт Мкртчян, Леонид Попов, в ролях: Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Юрий Назаров, Игорь Старыгин, Махмуд Эсамбаев, Елена Чухрай, Николай Гриценко

5. Крах инженера Гарина
1973, режиссер Леонид Квинихидзе, в ролях: Олег Борисов, Нонна Терентьева, Василий Корзун, Геннадий Сайфулин, Александр Белявский, Ефим Копелян, Александр Кайдановский, Альгимантас Масюлис, Валентин Никулин, Эрнст Романов, Елена Драпеко, Александр Демьяненко

6. Москва – Кассиопея
1973, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Савин, Ира Попова, Надя Овчарова, Оля Битюкова, Володя Басов, Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Василий Меркурьев, Юрий Медведев, Анатолий Адоскин

7. Отроки во Вселенной
1974, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Саша Григорьев, Миша Ершов, Оля Битюкова, Володя Савин, Надя Овчарова, Ира Попова, Володя Басов, Лев Дуров, Раиса Рязанова, Иннокентий Смоктуновский, Дима Ледогоров, Игорь Ледогоров, Наталья Фатеева, Анатолий Адоскин, Ольга Сошникова, Александр Леньков

8. Отель «У погибшего альпиниста»
1979, режиссер Григорий Кроманов, в ролях: Улдис Пуцитис, Юри Ярвет, Лембит Петерсон, Нийоле Ожелите, Микк Микивер, Карлис Себрис, Сулев Луйк

9. Через тернии к звездам
1980, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Игорь Ледогоров, Вадим Ледогоров, Елена Метелкина, Валерий Носик, Александр Лазарев, Борис Щербаков, Надежда Семенцова, Александр Михайлов, Улдис Лиелдидж, Вацлав Дворжецкий, Глеб Стриженов, Владимир Федоров, Игорь Ясулович, Людмила Нильская

10. Петля Ориона
1980, режиссер Василий Левин, в ролях: Леонид Бакштаев, Геннадий Шкуратов, Анатолий Матешко, Виталий Дорошенко, Людмила Смородина, Анатолий Азо, Гиви Тохадзе, Лия Элиава, Елена Кокалевская, Андрей Градов

11. Лунная радуга
1983, режиссер Андрей Ермаш, Владимир Кирпичев, в ролях: Владимир Гостюхин, Георгий Тараторкин, Наталья Сайко, Василий Ливанов, Александр Пороховщиков, Юрий Соломин, Игорь Старыгин, Владимир Кенигсон, Леонид Неведомский, Борис Иванов, Койсун Карасартова, Гражина Байкштите

12. Завещание профессора Доуэля
1984, режиссер Леонид Менакер, в ролях: Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Наталья Сайко, Валентина Титова, Эрнст Романов, Николай Лавров, Александр Пороховщиков

13. Человек-невидимка
1984, режиссер Александр Захаров, в ролях: Андрей Харитонов, Леонид Куравлев, Наталья Данилова, Александр Пятков, Ромуальдас Раманаускас, Олег Голубицкий, Виктор Сергачев, Нина Агапова, Юрий Катин-Ярцев, Виктор Шульгин

14. Похищение чародея
1989, режиссер Виктор Кобзев, в ролях: Юлия Ауг, Ромуальдас Ранаускас, Владимир Гостюхин, Виктор Соловьев, Андрей Болтнев, Лев Борисов, Сергей Варчук, Андрейс Жагарс, Сулев Луйк

15. Подземелье ведьм
1990, режиссер Юрий Мороз, в ролях: Сергей Жигунов, Марина Левтова,
Николай Караченцов, Игорь Ясулович, Дмитрий Певцов, Андрей Леонов,
Жанна Прохоренко

1979 г. Экспедиция X

«Лунная радуга»: полет в открытом космосе.

Корабль: звездолет «Голиаф»

Цель: Сатурн

Фильм: «Дознание пилота Пиркса»

Стиль советско-польского фильма «Дознание пилота Пиркса» — это стиль киноцитатника. Начальные кадры в лаборатории — явно навеяны киноверсиями «Франкенштейна», затем следует космический детектив — эффектная беготня по темным коридорам замкнутого помещения звездолета в стиле «Чужого», а на десерт — красивый пролет через поток астероидов а-ля Star Wars (забавно, но буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая «щель Кассини», через которую в кольце Сатурна проходит корабль, — на самом деле не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь нее нельзя).

В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует коммерческая, зрелищная сторона фантастики. Ученик знаменитого Романа Поланского, он впоследствии подтвердил свои вкусы — в псевдоспилберговском «Заклятии долины змей» и в дилогии ужасов «Волчица» и «Возвращение волчицы».

Алексей Толстой: «Аэлита» (1924 г.)

Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) был многогранным писателем, работавшим в самых разных жанрах. С одной стороны, он был глубоко погружен в историю российской государственности, что вылилось в создание таких рассказов как «День Петра» и «Наваждение», а после — масштабного исторического романа «Петр Первый». С другой стороны, творчеству писателя всегда сопутствовали фольклорные мотивы — так появились сборники «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», призванные показать богатство образов и красоту русского устного народного творчества.

Фотография молодого Алексея Толстого. Самара, 1900 г.

Когда началась Первая мировая война, Алексей был освобожден от службы в армии, но все же добровольно пошел на фронт в роли военного корреспондента газеты «Русские ведомости». Писатель хотел разобраться в причинах войны, понять самую ее суть, а в своих статьях Толстой искренне восхищался храбростью русского народа.

После октябрьской революции Алексей Толстой покинул Россию и некоторое время жил в Париже и Берлине. Именно в Берлине, испытывая щемящую тоску по Родине, он начал работу над своим первым фантастическим романом — «Аэлита», посвященному путешествию землян на Марс. Там герой романа так же далек от земли, как сам писатель был далек от своей Родины на момент начала написания романа.

Роман считается «первым русским фантастическим романом», оказавшим немалое влияние на становление этого жанра в России в целом. Написан он на стыке жанров — утопия, приключения и фантастика. Научно-техническая часть истории основывается на разработках русского ученого К. Э. Циолковского, а именно — на его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Геннадий Тищенко. Иллюстрация к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита»

Приземлившись на Марс, герои обнаруживают там атлантов, которые перебрались на красную планету 20 000 лет назад. Среди местных жителей есть прекрасная Аэлита — дочь главы Высшего совета. Между ней и землянином вспыхивают чувства. Однако к этому времени разворачивается революция… Таким образом Толстой метафорично анализирует революцию, описывая ее, как закономерный этап развития человека и истории. А через призму легенды об Атлантиде писатель ищет место человеческим судьбам во Вселенной. Фантастика дала ему пространство, какого не смог бы дать ни один другой жанр. Это помогло издалека оценить текущие события на Родине. После этого анализа Толстой отрекся от эмиграции и вернулся в Россию, где в 1923 году закончил создание «Аэлиты».

«Аэлита» — это роман о любви, жажде жизни, силе и духовном героизме. Книга полна динамики, ошеломительных приключений и энергии человеческого стремления. В то же время введение в сюжет темы Атлантиды вызывает множество толков об эзотерическом подтексте произведения — истоки некоторых его идей находят в «Истории Атлантиды» Уильяма Скотта Эллиотта, которая, в свою очередь, заметно перекликается с «Тайной доктриной» Е.Блаватской.

Афиша к фильму «Аэлита», 1924 г.

Роман стал настоящей сенсацией в СССР — по нему еще в 1924 году был снят немой фильм Я.Протозанова, появился целый ряд романов подражающих «Аэлите» или продолжающих ее сюжет, а само имя Аэлита приобрело широкую популярность.

Александр Шалимов: «Охотники за динозаврами» (1968 г.)

Александр Иванович (1917–1991) был не только писателем-фантастом, но и геологом. Выпускник Ленинградского горного института, он ездил в экспедиции по Средней Азии, Северу, Карпатам, Крыму и по Кавказу. Со временем стал преподавать в Ленинградском горном институте. Участвовал в открытии нескольких месторождений.

Александр Шалимов

Прошел Великую Отечественную войну и получил две медали за боевые заслуги. После войны еще восемь лет провел в армии. За время службы получил звание подполковника-инженера. После демобилизации Шалимов защитил кандидатскую и стал преподавателем геологии и минералогии. Работал в том числе в университетах Варшавы и Кубы.

Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример — сборник научно-фантастических рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.

Камиль Муллашев. Утро.

Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ — именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?

___________________________

Научная фантастика советских авторов — уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но главное — эти книги чистые и светлые. Сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное — задавали высокие нравственно-моральные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.

Советская фантастика

Фантастический жанр всегда был в почёте у деятелей искусства. Еще бы, ведь фантастика – это уникальный метод воплощения творческой идеи без ограничения собственного воображения реальностью! До появления кинематографа авторы-фантасты делились своими впечатлениями в основном посредством литературы, затем художники, вдохновленные прочитанным, рисовали странные картины. Когда же появился кинематограф, эти два произведения искусства слились воедино и открыли огромнейший портал для фантазийной экспрессии создателя фильма.

Первыми советскими фильмами, снятыми в жанре фантастики, стали фильмы с нетривиальными сюжетами о будущей революции и гибели капитализма. Это Аэро НТ-54 (1925 г., реж. Н.Петров), Коммунит (1925 г., Я. Морин), Мисс Менд (1926 г., реж. Ф. Оцеп и Б. Барнет). Но визитной карточкой данного направления в советской фантастике является снятый известным Яковом Протазановым в 1924 году фильм Аэлита.

Следующий период – 40-е, 50-е, окрашен кровавыми военными днями и поствоенным периодом восстановления страны. Что логично – зрителю было не до фантастики, партией была дана установка снимать фильмы, приближенные к реальности и мотивирующие народ.

Конечно, о вкусах не спорят, но лучшая советская фантастика, или, точнее сказать, популярная, была создана в начале 60-х – конце 80-х. Это небезызвестные Гиперболоид инженера Гарина, Солярис и Сталкер, снятые мэтром кинематографа Андреем Тарковским, Через тернии к звёздам по сценарию Кира Булычёва и многие другие фильмы, получившие и не получившие признания у широкого зрителя, но безусловно заслуживающие внимания.

Особое место в кинематографе занимают детские фантастические фильмы. В 1979 году выходит 3-серийный музыкальный фильм о приключениях робота Электроника. Зрители невероятно полюбили двух рыжих братьев-близнецов, игравших того самого робота и Сыроежкина — двойника Электроника из мира людей. Потом страна еще десятилетиями будет напевать песню про крылатые качели, впервые прозвучавшую в этом фильме. Затем в 1985 году по телевизору показали детский сериал, где главной героиней стала Алиса Селезнёва – гостья из будущего. Именно так и будет назван фильм, снятый по повести известнейшего советского фантаста Кира Булычёва. Надо отметить, что данные фильмы пользуются популярностью и транслируются ведущими телевизионными каналами по сей день.

Если Вы являетесь поклонником фантастики, а также любителем кинематографа, смотреть советскую фантастику нужно обязательно, а пересматривать просто необходимо не только для общего развития, но и в удовольствие, которое, поверьте, Вам будет обеспечено!

Евгений Гуляковский: «Сезон туманов» (1979 г.), «Долгий восход на Энне» (1984 г.)

Будущий писатель-фантаст Евгений Яковлевич Гуляковский (1934–2017) родился в Казани. О жизни писателя известно немногое, а о детстве — почти ничего. Значительную часть учебы и жизни посвятил геологии: окончил геологический факультет Кишиневского университета, работал по специальности с составе геологического отряда в Северо-Восточном Казахстане, являясь его руководителем. Позже полностью посвятил себя литературе.

Евгений Гуляковский

Николай Недбайло. Первый контакт.

Самое известное произведение писателя — «Сезон туманов» (1979) и его вторая часть «Долгий восход на Энне» (вместе — дилогия объединенная общей канвой повествования) — считается первым советским произведением в жанре боевой фантастики. Героика освоения новых планет, иные формы жизни, причудливые пространственно-временные загадки, детективные элементы в сюжете — все это делает его поистине остросюжетным, при этом не менее интересны и философские идеи, которые за ним стоят. С присущей Гуляковскому гуманностью, он рисует Инспектора Ротанова не супергероем, а, в первую очередь настоящим человеком — ищущим себя, способным на сомнения, в чем-то неуверенным, но уважающим других, отважным и способным преодолевать страхи. Автор показывает, что разум, любовь и отвага способны на невероятные подвиги, а человеческое — превыше всего.

Солярис (1972)

Неудивительно, что Лем невзлюбил этот фильм. Его больше занимала научно-техническая сторона Соляриса, а Тарковский сотворил артхаусный психологический хоррор с неожиданным выводом: в космосе хорошо, а дома, на родной Земле, лучше. И не просто дома, а в России, среди родных березок. Тем не менее, «Солярис» стал классикой мирового кинематографа и заслуженно занимает верхние строчки в списках лучших фантастических фильмов всех времен (наряду со «Сталкером»).


Интересно, что в польском оригинале Солярис «она», то есть девочка. Может, стоило подарить ей цветы хотя бы и пригласить на чашечку кофе?