Электронная книга собака баскервилей

Оглавление

Холмс и проклятие рода Баскервилей

Шерлок Холмс и его друг Доктор Ватсон завтракали и параллельно рассматривали трость, которую забыл один из вчерашних посетителей. Сыщик предложил приятелю попрактиковаться в дедукции и угадать, кем именно является владелец вещи. Пока Холмс рассуждал на эту тему, в дверях показался Доктор Мортимер.

Врач рассказал о трагической смерти его давнего друга сэра Чарльза. Он показал друзьям старый свиток, в котором описана легенда о страшном проклятии рода Баскервилей. Очень давно поместьем владел Гуго — порочный, злой, аморальный человек. Ему понравилась дочь фермера и он возжелал ее. Мужчина похитил девушку, заточил ее в замке, а сам пошел праздновать свою победу с друзьями.

Пленница понимала, что ее ждет ужасная судьба, но она была смелой и решительной. Девушка смогла вылезти на карниз, по плющу перебралась на землю и побежала домой через болото. Когда Гуго вернулся и понял, что произошло, он разозлился и кинулся догонять девушку, спустив свору псов.

Спустя некоторое время можно было наблюдать ужасную картину. На траве лежало тело бедной девушки, умершей от испуга, и растерзанный труп Гуго. Над изуродованными останками мужчины стояло жуткое чудовище — большой черный зверь, внешне напоминающий собаку.

Гость попросил детектива взяться за это дело и сообщил, что скоро из Америки приедет наследник погибшего — сэр Генри. Он рассказал, что еще до того, как Чарльзу было суждено скончаться, местные жители наблюдали вблизи болота жуткого светящегося призрака. Доктор переживал за единственного наследника Баскервилей. Он боялся, что его может постигнуть страшная участь. Сыщика очень заинтересовала эта история и он с радостью согласился помочь.

Источники и намеки

История основана на романе Артура Конан Дойля « Собака Баскервилей» , а также содержит сюжетные приемы и строки из других историй Дойля:

  • Галлюциногенный газ происходит из « Приключения Дьявольской ноги ».
  • Пропитанный кровью вид Холмса с гарпуном происходит из « Приключений Черного Питера ».
  • Заявленное Холмсом предпочтение чего-то более крепкого, чем чай, возможно, «на семь процентов сильнее», является ссылкой на использование им семипроцентного раствора кокаина, описанного в «Знаке четырех» .
  • Сцена, в которой Холмс утверждает, что заключил пари с Ватсоном, происходит из аналогичной сцены в « Приключении синего карбункула ». В эпизоде ​​также появляется популярная фраза из нескольких историй: «Как только вы исключили невозможное, все, что остается, каким бы невероятным оно ни было, должно быть правдой». Копия «Racing Post» в кармане этого человека является явным намеком на «розовый un» из оригинальной истории: «Когда вы видите человека с такими же усами и« розовым »un», торчащим из кармана, его всегда можно вытянуть, сделав ставку «
  • Шерлок называет Лестрейда « коричневым как орех », фраза, дословно взятая из другого разговора в «Этюде в багровых тонах» .

Сюжет

( Бенедикт Камбербэтч ) и ( Мартин Фриман ) посещает Генри Найт ( Рассел Тови ), который был свидетелем смерти своего отца от «гигантской собаки» в Дартмуре 20 лет назад. После многих лет терапии Генри снова посетил это место только для того, чтобы снова увидеть собаку, что вызвало его просьбу о помощи. Первоначально Шерлок был пренебрежительно настроен, но вскоре заинтересовался тем, как Генри использовал слово «гончая» вместо «собака». Шерлок и Джон прибывают в Дартмур и обнаруживают, что гончая — местная легенда. Они посещают Баскервиль, расположенную неподалеку исследовательскую базу Министерства обороны , используя пропуск ( Марк Гэтисс ). После того, как учетные данные Майкрофта вызывают тревогу безопасности, доктор Боб Франкланд ( Клайв Мантл ) ручается за личность Шерлока, несмотря на то, что знает правду. Франкленд говорит, что был другом отца Генри и беспокоится о его благополучии.

Генри рассказывает Джону и Шерлоку о словах «Свобода» и «В» во сне. Затем Шерлок, Джон и Генри посещают лощину в надежде найти собаку. По дороге Джон замечает то, что похоже на сигналы азбуки Морзе (они не были связаны; это были вспышки фар от группы собачников ). Когда Шерлок и Генри прибывают в лощину, они оба видят собаку. В местной гостинице Шерлок явно потрясен и признается, что видел собаку. Джон пытается его успокоить, предполагая, что он что-то воображает. Шерлок реагирует гневом, отрицая, что с ним что-то не так. Джон пытается взять интервью у терапевта Генри, Луизы Мортимер ( Саша Бехар ). Однако их прерывает Фрэнкленд, который раскрывает свое прикрытие. Тем временем Генри галлюцинирует, что собака преследует его дом.

На следующее утро Шерлок понимает, что «гончая» может быть скорее аббревиатурой , чем словом. Пара сталкивается с ( Руперт Грейвс ), которого Майкрофт послал следить за Шерлоком. Они допрашивают владельцев гостиницы о том, что Джон заметил в прошлом заказ на мясо, что показалось ему странным для вегетарианского ресторана. Хозяева таверны держали собаку на болоте, чтобы увеличить туристический поток, но уверяют следователей, что они ее пригнали. Это объяснение удовлетворяет Лестрейда, но не Шерлока, который утверждает, что собака, которую он видел, была чудовищной. Вызывая Майкрофта, Шерлок снова получает доступ к Баскервиллю. Обыскивая нижние уровни генетических лабораторий, Джон обнаруживает, что попал в ловушку, а затем слышит рычание, которое, как он принимает, является собакой. Запираясь в пустой клетке, он звонит Шерлоку, который спасает его. Шерлок приходит к выводу, что причиной этого было химическое оружие, предназначенное для запуска насильственных галлюцинаций. Вернувшись в свой « дворец разума », технику памяти, Шерлок понимает, что «Свобода» и «В» означает Либерти, штат Индиана . После просмотра конфиденциальных файлов он видит, что «HOUND» был секретным проектом ЦРУ, направленным на создание галлюцинаторного противопехотного химического оружия, но проект был заброшен за несколько лет до этого. Шерлок понимает, что Фрэнкленд, который участвовал в проекте, тайно продолжил его.

После того, как Джон получает звонок от Мортимера о том, что Генри сбежал с пистолетом, Джон, Шерлок и Лестрейд бегут в лощину, чтобы найти Генри, собирающегося покончить с собой. Шерлок объясняет, что собака была галлюцинацией; его отец был фактически убит Франкландом, который был одет в противогаз и толстовку с надписью «HOUND Liberty, In»; ребенок не мог справиться с этим, поэтому его разум обманул его. Каждый раз, когда Генри возвращался, Франкленд отравлял его галлюциногеном; химический агент — это туман, с которым они столкнулись в впадине, вызванный нажимными подушками в этой области. Когда Генри успокаивается, все они видят собаку трактирщика, тоже пострадавшую от газа; Джон стреляет. Шерлок находит и ловит Фрэнкленда на месте происшествия. Генри понимает, что Фрэнкленд убил отца Генри, потому что обнаружил, что тот испытывает наркотики. Франкленд убегает на минное поле базы и подрывается. Когда Шерлок и Джон готовятся уехать на следующее утро, Джон задается вопросом, почему он увидел собаку в лаборатории, несмотря на то, что не вдохнул газ из дупла. Шерлок предполагает, что Джон был отравлен протекающими трубами в лаборатории, и Джон понимает, что Шерлок запер его в лаборатории, чтобы проверить свою теорию. Он также указывает, что Шерлок хоть раз ошибся; он считал, что наркотик содержится в сахаре Генри, и добавил его в кофе Джона.

В заключительных сценах Майкрофт наблюдает за освобождением ( Эндрю Скотт ) из камеры предварительного заключения, в которой он написал имя Шерлока на всех стенах.

Публикация

Впервые « Собака Баскервилей» была опубликована в журнале Strand Magazine в 1901 году. Она хорошо подходила для этого типа публикаций, поскольку отдельные главы заканчиваются клиффхэнгерами . Она была напечатана в Соединенном Королевстве , как роман в марте 1902 года по George Newnes Ltd . Он был опубликован в том же году в США компанией McClure, Philips & Co.

Оригинальная рукопись

В 1902 году оригинальная рукопись книги Дойла была разбита на отдельные листы в рамках рекламной кампании американского издателя Дойла — они использовались в витринах отдельными продавцами книг. Известно, что из примерно 185–190 листов до сих пор существуют только 37, включая все листы из главы 11, хранящиеся в Нью-Йоркской публичной библиотеке . Остальные листы принадлежат университетским библиотекам и частным коллекционерам.

Недавно обнаруженный экземпляр был продан на аукционе в 2012 году за 158 500 долларов США.

«План Стэплтона» задолго до Стэплтона[править]

Все знают, что сэра Генри атаковала не адская гончая, а обычная собака из плоти и крови, просто крупная, агрессивная и специфически разукрашенная, да ещё и специально натасканная на людей. Собственно, это и послужило кодификатором тропа План Стэплтона, когда вполне материальные преступники материальными же методами имитируют сверхъестественное вмешательство, чтобы запугать свидетелей и запутать следы. Необузданная догадка состоит в том, что и первая собака, та, что загрызла Хьюго Баскервиля, тоже демоном не была. И не только Хьюго, но и другие представители этого славного рода могли отправиться на тот свет в результате удачной реализации хитрого плана имени Стэплтона.

В манускрипте 1742 года говорится только, что пёс был огромным и чёрным, породистые гончие его боялись, а он сам не побоялся двуногой добычи. О «потустороннем» свечении там ни слова, это уже личное изобретение Стэплтона. В чёрном окрасе ничего сверхъестественного нет, в непривычно крупных размерах тоже. Поведение — вопрос дрессировки. Автор статьи даже думал, что это мог быть волкособ (они бывают и чёрными), но на юге Англии к тому времени уже, вроде бы, не было волков. Или всё-таки ещё были? Исчадием ада пса могли счесть, просто потому что у страха глаза велики, а дело было тёмной ночью. Все свидетели были сильно взволнованы. Все, кроме одного — пьяны в стельку, они могли «увидеть» и синего дьявола верхом на драконе.

В оригинале написано: «And even as they looked the thing tore the throat out of Hugo Baskerville, on which, as it turned its blazing eyes and dripping jaws upon them, the three shrieked with fear and rode for dear life, still screaming, across the moor.» В общем, у собаки были «горящие глаза», а как это истолковывать — неизвестно.

А может пес это вообще возникшая со временем легенда, а Хьюго просто убился, свалившись по-пьяни с лошади? В фильме, кстати, он выглядит именно так, а не разорванным собакой.

  • Учитывайте графические возможности и цензуру тех времён. Одно дело словесное описание, другое — настоящий разорванный труп.

Крестьянам явно несладко жилось под властью такого лорда, как Хьюго, а похищение девушки могло стать последней каплей. У девушки были отец и братья, которые ко времени ночной погони могли уже понять, куда она делась. Натравить собаку безопаснее, чем собирать толпу с вилами… А может быть, то был просто одичавший крупный пёс, никто его не натравливал.

Идём дальше. В тексте не раз говорилось, что многие Баскервили, проживавшие в родовом поместье, умирали при странных и трагических обстоятельствах. А что, если эти смерти тоже имеют вполне прозаическое объяснение? Смерть аристократа всегда кому-нибудь да выгодна. Как минимум, его наследникам. С высокой вероятностью ещё и простым людям, которых милорд довёл до ручки. К тому же, рядом болото, а на болотах нередко происходят несчастные случаи — реальные, а не подстроенные. Да что там, с суеверных умов станется даже обычную болезнь списать на семейное проклятье. И каждая новая загадочная смерть укрепляла веру в легенду, тем самым увеличивая соблазн убрать неугодную личность, свалив вину на нечистую силу.

Поведение сэра Чарльза тоже наводит на размышления. Почему он всерьёз поверил в «наше семейное пугало», как потом выразился его племянник? Судя по тому, что мы о нём знаем, сэр Чарльз — человек просвещенный, к тому же деловой, а значит, прагматичный. И вдруг оказался суеверным, как неграмотная свинарка. Ну да, он слышал вой и лай, мог мельком видеть собаку. Но почему он не подумал о живой собаке и о готовящемся с её помощью покушении? Он явно не предполагал такой вариант, иначе брал бы с собой пистолет на прогулки по знаменитой тисовой аллее и попытался бы отстреливаться тогда у калитки. Может быть, он знал что-то ещё, якобы, подтверждающее легенду? Что-то из детства, явно никак не связанное с текущими событиями? Интересно, как умерли его старшие родственники… Мы что-то знаем только о младших.

О нём мы не знаем практически ничего. В конце концов, деловой, ещё не значит не верящий в различные суеверия.

Вдохновение

Его идеи исходили из легенды о сквайре Ричарде Кэбелле из Брук-Холла в округе Бакфастли , Девон, которая послужила основным источником вдохновения для рассказа Баскервилля об адской собаке и проклятом деревенском оруженосце. Могила Кэбелла сохранилась в городе Бакфастли .

Кэбелл жил охотой и был тем, кого в те дни называли «чудовищно злым человеком». Он заработал эту репутацию, среди прочего, за безнравственность и за то, что продал свою душу Дьяволу . Также ходили слухи, что он убил свою жену, Элизабет Фауэлл, дочь сэра Эдмунда Фауэлла, 1-го баронета (1593–1674) из Фауэлскомба . 5 июля 1677 года он умер и был похоронен в гробнице. В ночь его интернирования призрачная стая гончих вышла через болото и завыла на его могилу. С той ночи его можно было найти ведущим фантомную стаю через болото, обычно в годовщину своей смерти. Если бы стая не выходила на охоту, их можно было бы найти вокруг его могилы, воющих и вопящих. Чтобы успокоить душу, жители деревни построили вокруг гробницы большое здание и, чтобы быть уверенным, положили огромную плиту.

Более того, фольклор Девона включает рассказы об устрашающей сверхъестественной собаке, известной как гончая Йет, которую Конан Дойл, возможно, слышал.

Веллер (2002) полагает, что Баскервиль-холл основан на одном из трех возможных домов на Дартмуре или рядом с ним: Фауэлскомб в округе Угборо , резиденции баронетов Фауэлла ; Хейфорд-холл, недалеко от Бакфастли (также принадлежащего Джону Кингу (ум. 1861) из Фауэлскомба) и Брук-холл , в округе Бакфастли, примерно в двух милях к востоку от Хейфорда, настоящего дома Ричарда Кэбелла. Также было заявлено, что Баскервиль-холл основан на поместье в Среднем Уэльсе , построенном в 1839 году неким Томасом Майнорсом Баскервиллем. Дом раньше назывался Clyro Court, а в конце прошлого века был переименован в Baskerville Hall. Артур Конан Дойл, по-видимому, был другом семьи, который часто останавливался здесь и, возможно, знал о местной легенде о собаке Баскервилей.

В других рассказах утверждается, что Конан Дойл был вдохновлен праздником в Северном Норфолке , где хорошо известна сказка о Черном Шаке . Предварительно Gothic Кромера зал , где Конан Дойл остался, также очень напоминает яркие описания Дойля о Баскервиль Холл.

Джеймс Линам Моллой , друг Дойла и автор « Старой сладкой песни любви », женился на Флоренс Баскервиль, дочери Генри Баскервилля из Кроули-Парка , Оксфордшир. У ворот в парк были статуи адских гончих с копьями в пасти. Над перемычкой стояла еще одна статуя адского пса.

Происхождение и предыстория

Баскервиль-холл, формально Клайро-Корт. Считается, что именно этот дом послужил Конан Дойлю источником вдохновения для «Собаки Баскервилей».

Руины дома Фауэлскомб , осмотр в 2008 году, возможная модель Баскервиль-холла.

Cromer Hall

Кроули Парк Хаус

Сэр Артур Конан Дойл написал эту историю вскоре после возвращения в свой дом, Андершоу из Южной Африки , где он работал врачом-добровольцем в полевом госпитале Лангмана в Блумфонтейне во время Второй англо-бурской войны . Он не писал о Шерлоке Холмсе восемь лет, убив персонажа в рассказе 1893 года « Последняя проблема ». Хотя действие «Собаки Баскервилей» происходит до последних событий, два года спустя Конан Дойл навсегда вернул Холмса, объяснив в « Приключении пустого дома », что Холмс инсценировал свою смерть .

Он помогал с легендой и местного колорита на 30-летний Дейли Экспресс журналист по имени Бертрам Флетчер Робинсон (1870-1907), с которым он исследовал Dartmoor, и кого 1 / 3 роялти был выплачен сериализации, в размере несколько сотен фунтов.

Техника

В романе используются многие традиционные новеллистические приемы, от которых к моменту написания в значительной степени отказались, такие как письма, дневниковые отрывки, интерполированные рукописи и тому подобное, как это видно в произведениях Генри Филдинга, а затем и Уилки Коллинза . Он включает в себя пять сюжетов: мнимую историю «проклятия», две отвлекающие второстепенные сюжеты, касающиеся Селдена и другого незнакомца, живущего на болоте, фактические события, происходящие в Баскервилле, рассказанные Ватсоном, и скрытый сюжет, который должен раскрыть Холмс. Дойл писал, что роман изначально задумывался как прямая «викторианская лиана» (как видно из работ Дж. Шеридана Ле Фаню ), а идея представить Холмса как deus ex machina возникла только позже.

Заключительные события

Шерлок Холс рассматривал портреты Баскервилей и заметил, что мистер Степлтон — точная копия Гуго. Он понял, в чем заключаются мотивы убийства Чарльза и придумал, как поймать преступника. На следующее утро Холмс, Ватсон и их друг Лестрейд из Лондона спрятались в болотах. Генри погостил у Степлтона и ночью пошел домой в одиночестве.

Показался огромный черный пес, Холмс застрелил его. Это была огромная собака черного цвета, ее голова и пасть смазаны фосфором, который светился в темноте. Генри был ошарашен этим зрелищем, но больше всего его расстроило, что мисс Степлтон оказалась замужней дамой. Друзья пошли по следу убийцы, который оборвался у болота. Он утонул, пытаясь скрыться.

Холмс рассказал Ватсону подробности дела. Степлтон был потомком Баскервилей, а также ловким мошенником. Он узнал легенду о дьявольской собаке и решил провернуть рискованное дело, чтобы получить все состояние Баскервилей. С помощью дочери странного старика он выманил сэра Чарльза из дома и натравил на него своего пса. В корыстных целях он использовал свою супругу. Она должна была манипулировать Генри, но в один момент жена не согласилась причинить наследнику зло. Баронет и доктор Мортимер разволновались и решили поехать в путешествие, чтобы восстановить нервы.

Так завершается повесть «Собака Баскервилей». Артур Конан Дойл доказал, что добро всегда побеждает зло, и даже самый ловкий мошенник будет наказан. Хотя в кратком содержании приключений Шерлока Холмса раскрыта ключевая информация в форме пересказа, стоит полностью прочитать книгу для более глубокого ознакомления. Описание дьявольского пса стало очень популярным, писательница Тамара Крюкова использовала эту идею для своего одноименного романа.

Сопутствующие работы

  • Фильм «Жизнь и смерть полковника Дирижабля» (1941) ссылается на «Собаку Баскервилей» .
  • Журнал Mad высмеял этот роман в выпуске № 16 (октябрь 1954 г.) как «Собака баскетбольных мячей», авторство Билла Элдера.
  • Карикатурист Диснея Карл Баркс пародировал эту историю в фильме «Собака Вискервилей» (1960) с дядей Скруджем в главной роли .
  • В выпуске «Комиксов и историй» Уолта Диснея за 1965 год была представлена «Собака Баскетвилля» с Микки Маусом , Гуфи, Гладстоном Гандером и Плутоном в главных ролях в роли Шерлока Мауса, доктора Гуфи, сэра Гладстона Баскетвилля и гончей.
  • Стэплтон снова появляется в версии Ричарда Л. Бойера « Гигантская крыса Суматры» (1976). Оказывается, он не умер, как предполагали Холмс и Ватсон, а сбежал другим путем, совершив новые преступления и поклявшись отомстить Шерлоку Холмсу.
  • Уильям Баскервильский , главный герой романа Умберто Эко « Имя розы» (1980), является монахом-францисканцем и сыщиком, вдохновленным Шерлоком Холмсом и, возможно, Уильямом Оккамом, а также другими реальными и вымышленными персонажами.
  • Пес Баскервилей символ в Kouta Хирано сверхъестественного «s манга серии Hellsing (1997-2008).
  • Спайк Миллиган высмеял роман в своей книге «Собака Баскервилей по словам Спайка Миллигана» (1997), сочетающей элементы оригинального романа с сериалами Бэзила Рэтбоуна .
  • Мавр (1998), роман изсерии Лори Р. Кинг о Шерлоке Холмсе и Мэри Рассел, использует сеттинг и различные элементы сюжета, а Холмс возвращается в Дартмур по более позднему делу.
  • Книга Пьера Баярда « Шерлок Холмс был неправ» (2008) вновь открывает дело и путем тщательного повторного изучения всех улик очищает собаку от всех правонарушений и утверждает, что настоящий убийца сошёл с рук, совершив преступление, о котором совершенно не подозревал Холмс. , бесчисленное количество читателей книги за последнее столетие — и даже, в некотором смысле, сам автор.