Густав (орудие)

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

КРУППная «супруга»

Идея создания сверхмощной пушки принадлежит Гитлеру. Посетив 1936 году заводы Круппа, фюрер приказал начать работы по строительству артиллерийской системы, способной пробить многометровые укрытия из бетона французской линии Мажино и бельгийских укреплений. Расчеты крупповских специалистов сводились к тонно-метрам: семиметровую бетонную стену укрытия мог пробить только семитонный снаряд 800-миллиметрового орудия.

Артсистему, не имеющую аналогов, создавала конструкторская группа под руководством профессора Эрика Мюлле. Жену Мюлле звали Дора. Это же имя и получило сверхорудие. Стрелять эта артсистема должна была с дистанции в 35-45 километров, но для этого «Доре» следовало иметь супердлинный ствол и массу, как минимум, в 400 тонн. Колдовали над «Дорой» больше четырех лет, потратив астрономическую по тем временам сумму в 10 000 000 рейхсмарок. Укрепления, про которые говорил Гитлер, приказывая создать суперпушку, немцы на тот момент, не дождавшись «Доры», уже взяли.

Длина ствола «Доры превышала 32 метра, а масса самой пушки, без железнодорожной платформы, на которой она устанавливалась, была 400 тонн. Ее бетонобойный снаряд весил 7 тонн, фугасный – 4,8 тонны. После пятнадцати выстрелов ствол уже начинал изнашиваться, хотя изначально рассчитывался на сто. «Дора» в комплексе была довольно громоздкими и неповоротливым сооружением – будучи укрепленной на специальном железнодорожном 80-колесном транспортере, сложноустроенная артсистема передвигалась сразу по двум параллельным колеям путей. Систему в общей сложности обслуживали порядка 3 тысяч человек. К выстрелу «Дору» готовили больше месяца.

Вторая и последняя «гастроль»

Из-под Севастополя «Дору» перевезли в район Ленинграда. Правда, ствол пришлось отправить в Германию на ремонт – он уже никуда не годился. «Доре» хотели подбросить «муженька» – гитлеровцы к тому времени соорудили еще одно артиллерийское суперчудо, прозванное «Толстым Густавом», — но Красная Армия, прорвав блокаду северной столицы, смешала планы немцев. Пушки-гиганты спешно покинули прифронтовую зону, так и не выстрелив.

«Густаву», к слову, вообще ни разу пришлось стрелять. А «Дору» осенью 1944 года применяли под Варшавой при подавлении польского восстания — она выпустила более 20 снарядов. В конце войны отступавшие гитлеровские войска переправили «Густава» и «Дору» в Баварию, где орудия были взорваны. Останки суперпушек обнаружили англо-американские союзники. Изучив и задокументировав все, что осталось от этих гигантов, они отправили «покойников» на переплавку.

https://youtube.com/watch?v=p9dWV-KsyFc

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E, «Тигр»

Первый «Тигр» стал тяжелым германским танком, сконструировали его на заводах компании Henschel und Sohn. Боевое крещение состоялось в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

Вес машины составлял 56 тонн, вооружение состояло из 88-миллиметрового орудия и двух пулеметов. Танк защищали стальные листы толщиной 100 миллиметров. Экипаж состоял из пяти человек. Боевая машина могла погружаться в водную стихию на 3,5 метра.

Создавался как боевая единица для прорыва вражеских позиций. Он должен был ликвидировать любого противника и обратить врага в бегство. Гитлер лично распорядился о необходимом техническом оснащении боевой машины. Видимо, личный контроль фюрера привел к тому, что танк мог выпустить 8 снарядов в минуту, это был рекорд для больших танковых орудий. Танк обычно описывают как медлительный, однако на шоссе «майбаховский» двигатель разгонял его до 45 километров в час.

Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою, опасаясь 88-миллиметрового орудия. Вражеские части пытались застать «Тигра» врасплох, неожиданно подойдя сзади.

К недостаткам боевой машины относятся сложность конструкции, дороговизна производства (создание стоило как цена двух машин «Пантера»). Кроме того, «Тигр» расходовал много горючего, его ходовая часть плохо работала при сильных морозах.

В каждом «Тигре» лежала техническая памятка с надписью – «Танк стоит 800 тысяч рейхсмарок. Береги его!». Как считал Геббельс, солдаты должны были радоваться, зная, что их боевая машина стоит семи единиц Т-IV. На деле военные опасались, что с «Тигром» может некстати что-то случиться.

7.

Штайрская бомбарда (820 мм)
В конце XIV века в Австрии, в городе Штайр, в единственном экземпляре была построена «Штайрская бомбарда» («Pumhart von Steyr») калибром около 820 мм. Теоретически, это орудие могло посылать каменные ядра на дистанцию около километра. Однако, нет никаких исторических фактов о его реальном применении.
Этот образец средневековой инженерной мысли примечателен тем, что это одна из первых — и, одновременно, самых больших пушек со стволом композитной конструкции. Тело ствола составлено из продольных железных брусьев. Снаружи железный «тоннель» скрепляется несколькими слоями поперечных кованых стальных обручей.

Вес снарядов пушки Дора

Шверер Густав использовал два типа снарядов: бронебойные (AP) и взрывчатые (HE). Боеприпасы AP были длиной 3,6 м. и требовали 2100 кг. порохового заряда. Снаряд AP был изготовлен из хромоникелевой стали. Он весил 7 100 кг. и нес 250 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 720 м/с, максимальная дальность — 38 км. На максимальной дальности снаряд AP достигал высоты около 12 км. и находился в воздухе в течение двух минут. Боеприпасы HE имели длину около 4,2 м. и требовали 2240 ​​кг. боевого заряда. Они весили 4 800 кг. и переносили 700 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 820 м/с, максимальная дальность — 47 км. При ударе снаряд HE создавал воронку шириной и глубиной 10 м. Начальная скорость снарядов AP и HE была более чем в два раза выше скорости звука, и оба были оснащены баллистической носовой частью из алюминиевого сплава. Для наведения выстрелов и оценки результатов использовались самолеты-корректировщики.

Такое мощное оружие как Шверер Густав требовало огромного количества ресурсов для создания и развертывания. Его размеры и сложность строго ограничивали время и условия использования, а также делали его уязвимым к воздушным атакам.

Строительство Шверер Густав началось весной 1937 года, но изготовление огромного и сложного ствола вызвало серьезные задержки. К 1939 году руководство компанией взял на себя Альфред Крупп из-за ухудшения здоровья отца. В конце 1939 года начались испытания образцов компонентов, и снаряд АР смог успешно пробить 7 м. бетона и 1 м. стали. Стало очевидно, что Шверер Густав в полной готовности не будет готов к марту 1940 года, как требовал Гитлер.

В мае 1940 года Германия вторглась в Бельгию и Францию. Поскольку линия Мажино заканчивалась в Бельгии, а не простиралась до Ла-Манша, Германия смогла просто обойти укрепления. 25 июня 1940 года Франция сдалась Германии.

После падения Франции Шверер Густав оказался больше не нужен, но последовали дискуссии относительно других укреплений, против которых можно было использовать оружие. Многие в вермахте понимали, что оружие не практично и не стоит затрачиваемых ресурсов, не говоря уже о необходимом персонале.

Однако Шверер Густав был одним из личных проектов Гитлера, поэтому его развитие продолжалось. Гитлер присутствовал на пробных стрельбах во время приемных испытаний оружия в начале 1941 года в Рюгенвальде, Германия (ныне Дарлово, Польша). Дальнейшие испытания и разработки продолжались до 1941 года. Некоторые источники указывают, что во время испытаний было произведено 250 выстрелов.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Франца Гальдера. Он сказал, что самая большая пушка «Дора» — это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Америка-бомбер

После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года и до нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941-го Соединённые Штаты Америки избегали вступления в разворачивающуюся бойню. Но рано или поздно это должно было произойти, и верхушка Рейха это прекрасно понимала. Не обладая достаточными силами для организации высадки на другом материке, было необходимо подготовить какой-то деморализующий и запугивающий ответ американцам. Никакими существовавшими на тот момент средствами дистанционно атаковать Америку не представлялось возможным, а значит их нужно изобрести! Командование наметило 21 цель в глубине США, которые нужно было уничтожить — преимущественно это были заводы по производству деталей самолётов.

Талантливый австрийский инженер Ойген Зенгер, долгое время работавший над совершенствованием реактивных двигателей, в декабре 1941 года предложил свой вариант: огромный бомбардировщик массой 100 тонн, способный долететь до Северной Америки и вернуться обратно. Его длина должна была составлять около 30 метров, размах крыльев — 15 метров. Разработанный Зенгером двигатель должен был поднять машину в воздух, выработав 84 тонны топлива за 5 минут, на высоту почти 300 километров и обеспечить скорость в 6,5 км/с.

Этот бомбардировщик должен был выходить в околоземное пространство, а какой-нибудь безвестный немецкий Ганс мог бы лишить Гагарина титула первого человека в космосе, и всё это не ради высоких гуманистических целей человечества, а лишь для того, чтобы скинуть на голову янки 6 тонн фугасных бомб.

Но всего этого не случилось. Комиссия Люфтваффе закрыла проект как нереализуемый. Несмотря на то, что ближе к концу войны к этому вопросу попытались вернуться, идея так и не была претворена в жизнь. Практичные немцы предпочли сосредоточиться на более реальных моделях дальних бомбардировщиков и создали вполне работоспособные Мессершмит Ме 264 и Юнкерс Ju 390.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Царь-пушка

Бронзу в списке самых больших артиллерийских орудий получила отечественная гордость – Царь-пушка. Орудие увидело свет в 1586 году благодаря стараниям оружейного конструктора тех лет Андрея Чохова.

Габариты пушки производят незабываемые впечатления на туристов: длина 5,4 метра, калибр боевого орудия 890 мм и вес в 40 с лишним тонн напугают любого врага. Самая большая в мире пушка по праву получила уважительное обращение Царь.

Над внешним видом орудия также постарались. Пушка украшена сложными и интересными узорами, а по периметру можно прочитать несколько надписей. Военные эксперты уверены в том, что Царь-пушка единожды, но открывала огонь по врагу, несмотря на то, что в исторических документах это подтверждено не было. Наше орудие попало в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса и стало самой посещаемой достопримечательностью столицы наравне с мавзолеем Ленина.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Ураганное орудие

Исследователь аэродинамики, доктор Марио Циппермейер был австрийским изобретателем и членом Австрийской национал-социалистической партии. Он работал над проектами футуристических орудий. В своих исследованиях он пришел к выводу, что «ураганный» воздух под большим давлением способен уничтожить многое на своем пути, в том числе и самолеты вражеской авиации. Результатом разработок стала «ураганная пушка» —  устройство должно было производить вихри за счёт взрывов в камере сгорания и направления ударных волн через специальные наконечники. Вихревые потоки должны были ударом сбивать самолёты.

Модель пушки тестировалась с деревянными щитами на расстоянии 200 м — от ураганных вихрей щиты разлетались в щепки. Орудие было признано успешным и пущено в производство уже в полном размере.

Всего было построено две ураганные пушки. Первые тесты боевого орудия были менее впечатляющими, чем тесты моделей. Изготовленные образцы не смогли достичь необходимой частоты, чтобы быть достаточно эффективными. Циппермейер попытался увеличить диапазон, но и это не сработало. Ученый не успел завершить разработки до конца войны.

Союзные войска обнаружили ржавые остатки одной ураганной пушки на полигонах Хиллерслебена. Вторая пушка была уничтожена в конце войны. Сам доктор Циппермейер жил в Австрии и продолжал свои исследования в Европе, в отличие от многих своих соплеменников, которые с удовольствием стали работать на СССР или США после Второй мировой войны.

Царь-пушка

Это легендарное орудие не нуждается в представлении. Царь-пушку в 1586 году отлил из бронзы талантливый мастер Андрей Чохов.

Характеристики Царь-пушки впечатляют: калибр – 890 мм, длина – 5,34 метра, вес – 40 тонн. Эту внушительную красавицу может рассмотреть любой желающий, посетив Московский Кремль.

И лафет, и сама пушка покрыты искусно сделанными узорами, на них присутствуют также различные надписи. Специалисты утверждают, что это орудие первоначально делалось как боевое — из него был произведен как минимум один выстрел, однако, документальных доказательств этому не найдено. Царь-пушка по праву находится в книге рекордов Гиннесса.


Немецкая «Дора». Одна только доставка этого чудовища на позицию для стрельбы представляла собой серьёзную инженерную задачу

Большая Берта или Толстушка Берта

Эта 420-миллимитровая мортира была разработана немецким заводом Круппа еще в 1904 году. Первоначально предназначалась для береговых батарей, чтобы сражаться с кораблями британского флота. Однако уже в начале Первой Мировой войны из девяти выпущенных мортир четыре поставили на огромные колеса для перемещения по сухопутным театрам боевых действий.

Даже в облегченном 42-тонном исполнении самая большая пушка в мире на тот момент (во всяком случае, так пишут о тех, что имели сухопутное предназначение) была нетранспортабельна. Ее разбирали на три части, а после доставки к месту стрельбы собирали половину суток.

Огонь мог вестись снарядами весом 810, 960 и 1160 килограммов. Дальность же составляла, соответственно, 9,3 км, 14,1 км и 12,5 км. Стреляла медленно, делая всего один выстрел в восемь минут.

Но чудовищная поражающая сила не оставляла шансов тогдашним крепостям! Правда, благодаря русской разведке накануне Первой Мировой войны специально против Больших Берт была произведена реконструкция ряда крепостных сооружений.

Танк Т-34-85

Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.

Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.

Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.

Технические характеристики орудия

Параметры «Доры» впечатляют: Калибр — 813 мм. Длина ствола — 32 м. Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа). Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40. По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных. Полная длина орудия — 50 м. Общий вес — 1448 тонн. Живучесть ствола — 300 выстрелов. Скорострельность — 3 выстрела в час Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек. Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.

Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей №30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4120-4370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.

В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.