Классическая школа менеджмента

Оглавление

Формальная логика Муни и Рейли

Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что
эффективная организация — это система, построенная на строго формальных
принципах. Только тогда он будет работать хорошо. Более того, они не понимали
термин «формальные принципы» в узко прагматическом смысле — как набор
некоторых математических абстракций, применимых к любой ситуации. Будучи
опытными практиками и инженерами, они стремились построить модель организации,
как человек конструирует машину, то есть на основе логически последовательных и
непротиворечивых принципов.

Для формализации принципов организации они использовали
логические законы, открытые немецким ученым Левисом Ф. Андерсоном в 1929 году.
Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается процессом и результатом.
В свою очередь, каждый процесс и результат также имеет свой принцип, процесс и
результат. Используя такую логическую систему, Муни и Рейли преобразовали
структуру управления организацией следующим образом.

Согласно подходу Муни и Рейли, координация — это первый и
самый важный принцип организации. В нем потенциально содержатся все остальные
принципы. Если логически расширить принцип координации, то он состоит из
скалярного процесса и функционального результата. Последняя выражает выделение
определенной зоны ответственности для каждого члена организации, тем самым
определяя место и функцию человека в иерархической пирамиде. Таким образом,
принцип координации имеет 1) процесс (скаляр) и 2) результат, или функцию.
Другие принципы, подчиненные принципу координации, расшифровываются аналогичным
образом.

Давайте рассмотрим концепцию Муни и Рейли более подробно.
Как мы уже видели, основным понятием здесь является «принцип». Этот
термин используется в двух смыслах — описательном и нормативном. С одной
стороны, принципы описывают наиболее характерные и общие черты современных
организаций. Они словно впитывают в себя все лучшее из практического опыта
успешных компаний. Ведь какие бы цели ни преследовала та или иная организация —
получение прибыли, благотворительность или ориентированность на оказание услуг
— без координации это невозможно. Это универсальная и типичная черта
организации любого размера и типа — в бизнесе, религии, армии, просвещении и
правительстве.

Изучая различные учреждения, предприятия и правительственные
организации, Муни и Рейли обнаружили, что действия людей имеют установленный
набор обязанностей и должны быть взаимосвязаны. Когда люди работают вместе, они
достигают большего эффекта, чем если бы они работали по отдельности. Об этом
говорит принцип координации.

Это описательная сторона принципов. Нормативная часть
заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют конкретных и
тесно связанных между собой действий. Принцип координации как нормативный
требует координации рабочих функций не только по горизонтали, но и по
вертикали. Например, когда нужно поднять тяжелый предмет, который не под силу
одному человеку, группа работников координирует свои действия для достижения
общей цели и получения выгоды. Именно в такой согласованности и заключается
преимущество организации.

Системный анализ

Определение 2

Системный анализ – это исследование, главной цель которого является помощь руководству организации, которое принимает решение касательно той либо иной проблемы, в выборе перечня действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где это становится возможным) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемых недостаточно.

Системный анализ ориентирован на всестороннее изучение перечня проблем, которые стоят перед организацией, и обнаружение последствий в будущем от их решения в условиях настоящего. Системный анализ подразумевает разработку и подробную оценку всевозможных альтернатив решения проблемы, которые ведут к достижению намеченной цели

Системный анализ большое внимание уделяет выбору критерия, с которым производится сопоставление каждого варианта. Издержки при реализации разных вариаций сопоставляют с результатом, который можно получить от каждого из них

Системный анализ — это фундамент прогнозирования, где изначально школа науки управления занималась составлением прогнозов отдельных явлений, объектов, факторов, а уже в настоящее время, делается акцент на теоретической разработке разного рода прогнозирующих систем. Были созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития и многие другие.

Исследователи, основываясь на синтезе идей, выдвинутых в предыдущие периоды, пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к управлению. Более того, оформилась идея о том, что управление – это не только наука, но и своего рода искусство.
 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Принципы школы

Принципы существования Школы человеческих отношений, сформулированные ее создателем Элтоном Мэйо, являются практичными и полезными для многих работодателей. 

Уважение человека, как части коллектива

Человек является структурной единицей коллектива, следовательно, он влияет на мнение других членов, способствует продвижению производительности вперед или откату назад. На основе деятельности одного человека можно делать выводы о деятельности коллектива. Поэтому каждый член этой социальной группы, включая руководство, должен поддерживать и уважать коллегу, стремясь общими усилиями продвинуть компанию вперед.

Убеждение подчиненных, что они часть большого коллектива

Сотрудники должны ощущать себя частью одной социальной группы, имеющей общие цели и задачи. Только постоянное поддержание мысли о целостности коллектива может способствовать слаженной и продуктивной работе каждого сотрудника.

Руководство должно рассказывать о рабочих планах своим подчиненным, обсуждать цели

Если работники будут знать, что руководитель с ними искренен и с радостью делится планами и проблемами компании, они начнут чувствовать ответственность и смогут предложить варианты развития. Работа в тандеме укрепляет групповые цели и аккумулирует усилия на достижение коллективного результата.

В установленных рамках сотрудникам необходимо разрешить самостоятельно определять задачи

То, что сотрудник трезво оценивает сущность работы, определяет для себя в качестве выработки, много выгоднее, чем то, что ему спускают сверху. Ориентируясь на собственные возможности и стремления, человек получает дополнительный стимул и работает продуктивнее.

Школа человеческих отношений

В школе человеческих отношений выделяется Элтон Мэйо, который говорит о том, что в менеджменте существует крайне серьёзная проблема: менеджмент должен служить повышению эффективности бизнеса. И именно американец Мэйо попытался объяснить, каким образом менеджер может способствовать этому повышению. Он сказал, что бизнес лишь тогда будет развиваться эффективно, когда интересы работодателя и наёмного работника совпадут.

Учёный попытался ответить на вопрос, когда же это будет возможно. По его мнению, их интересы совпадут только тогда, когда работодатель будет удовлетворять так называемые «низменные потребности работников». А что это за потребности? Здесь Элтону Мэйо помогла та модель, которую в своё время предложил Абрахам Маслоу.

У Маслоу низменными считаются потребности, находящиеся на первых двух уровнях его пирамиды: физиологические (еда, одежда, крыша над головой) и стремление к безопасности. Причём Мэйо уточнил, что эти потребности работодатель должен обеспечить сотруднику в достаточно длительной перспективе. Работник должен быть защищён от того, чтобы в один прекрасный момент этого всего лишиться.

В довесок

Одним из сильнейших практиков в области менеджмента был представитель научной школы (правда, позднее его отнесли одновременно и к административному учению) – американец Генри Форд. Он впервые показал, как сделать всё то, о чём так умно и красиво писали в своих трудах основоположники научной и административной школ. Форд применил эти знания на практике и разработал знаменитый кодекс поведения для работников своей корпорации.

Он провозгласил один из основополагающих принципов эффективного менеджмента — равенство людей в жизни. Благодаря этому принципу организация, которой управлял Генри Форд, настолько хорошо развивалась, что он стал одним из богатейших людей в мире. Несмотря на то, что Форд-старший давно умер, он до сих пор входит в топ-10 этого рейтинга, если, конечно, пересчитать его состояние на современные доллары. На момент смерти он был богаче, к примеру, Гейтса и Баффета.

Основные представители классической школы менеджмента и их вклад в ее развитие

Главным достижением данной школы считается разработка общих принципов управления организацией. Пальма первенства в данном вопросе принадлежит А. Файолю. Рассмотрим его принципы управления более подробно.

Согласно А. Файолю у любой организации существует порядка шести основных сфер (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, административная и защитная). Каждая из них нуждается в управлении. Управление, в свою очередь, подразумевает необходимость выполнения ряда функций (рисунок 1).

Рисунок 1. Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реализация управленческих функций, в общем виде представленных на рисунке 1, согласно рассуждениям А. Файоля, должна осуществляться в соответствии с рядом принципов. К числу таких принципов относятся:

  • разделение труда;
  • власть;
  • дисциплина;
  • единство руководства;
  • единство распорядительства;
  • подчинённость частных интересов интересам общим;
  • постоянство состава персонала;
  • вознаграждение персонала;
  • централизация;
  • справедливость;
  • иерархия;
  • порядок;
  • инициатива;
  • единение персонала.

Впоследствии данные принципы получили свое общественное и научное признание, а их разработка и совершенствование получили свое развитие в трудах других представителей классической школы менеджмента. Так, например, в 1946 году ученик А. Файоля Л. Урвик выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, лежащей в основе их кооперации. Г. Эмерсон разработал комплекс управленческих принципов, основанных на разделении труда, авторитете и ответственности власти, дисциплине, единстве руководства и пр.

Несколько позже практик Г. Форд создал уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. М. Вебер исследовал проблемы лидерства и бюрократической структуры власти.

Среди российских ученых, придерживавшихся данного направления, можно выделить А. К. Гастева и П. М, Креженцева

Первый заложил основу комплексного подхода к теории управления, особое внимание уделяя культуре и рациональной организации труда, а второй – в большей степени исследовал управление людьми, понимая научную организацию труда в качестве изучении организационных приемов и определения наиболее рациональных методов организационной работы

Направления и методологические подходы школ науки управления

Возникновение и развитие школы науки управления имеет непосредственную связь со становлением таких наук как математика и статистика, а также инженерных наук и соседствующих с ними областей знаний. Школа науки управления была сформирована еще в начале 1950-х годов и активно функционирует до сих пор.

Школа науки управления ведет свою деятельность по двум главным направлениям:

  1. Изучение производства в качестве «социальной системы» с применением различных подходов: системного, процессного и ситуационного.
  2. Рассмотрение проблематики управления, основываясь на системном анализе и использовании кибернетического подхода, в том числе с применением математических методов и электронно-вычислительных машин.

Школа науки управления в своей работе и исследованиях основывается на трех методологических подходах – системном, процессном и ситуационном, сформировавшихся с помощью эмпирического подхода.

Необходимость теории управления и характер школы управления

Отправной точкой для Файола на тему управления было то, что он считал ее
обязательной во всех сферах человеческой деятельности: в производстве, в
бизнесе, в политике, в правительстве, в религии, в семье. Тот факт, что
менеджмент не преподавался в школах и университетах, как это было в случае с
преподаванием технических наук, был, по мнению Файоля, результатом отсутствия
теории менеджмента.

Файоль попытался определить теорию управления, которую он рассматривал
как сочетание принципов управления, правил и методов, разработанных и
протестированных на основе общего опыта работы. Поскольку практика намного
богаче теории, между ними есть расхождение. Это стало причиной трудностей,
возникших при дальнейшем теоретическом обобщении управления и его последующем
обучении.

Файоль разделяет процессы, происходящие в компаниях, на шесть групп:

  • технические операции (производство, изготовление продукта, его переработка).
  • коммерческие операции (покупка, продажа, обмен).
  • финансовые операции (получение и управление капиталом). 4. страховые операции (защита имущества и лиц).
  • бухгалтерские операции (инвентаризация, расходы, выручка, статистика).
  • административная деятельность (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

Интересна оценка Файолом тех качеств, которые нужны менеджеру. Он устроил
их в следующем порядке:

  • физические характеристики (здоровье, сила, речь);
  • умственные качества (умение понимать и учиться, умение судить, способность к адаптации).
  • моральные качества (энергия, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинство);
  • Общее образование (знание предметов, выходящих за рамки выполняемых функций);
  • Специализированные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и другие знания, непосредственно связанные с занимаемой должностью);
  • Опыт работы (знания с предыдущих рабочих мест.

Научная стратегия А. Файоля

Теория научного управления имела существенные недостатки и опиралась в основном на оптимизацию производственных функций отдельных работников. В результате такого подхода целостность управления не была достигнута, т.к. отсутствовала связь между отдельными единицами в рамках предприятия. Задача объединить принципы Ф. Тейлора в единую систему решалась А. Файолем.

Теоретик разграничил виды деятельности по шести направлениям:

  • техническая деятельность (производство);
  • коммерция (сбыт, закупки);
  • финансы (поиск и вложение денежных средств);
  • страховая деятельность (охрана имущества и защита от рисков);
  • учет (анализ и статистика);
  • администрирование (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль).

Итоги деятельности: внедрение понятий «предвидение» (формирование модели будущего), «программа действия» (конечная цель), «социальный организм» (организация как единая система).

Принципы научного управления Ф. Тейлора

Изучая человеческое поведение, Ф. Тейлор проводил анкетирование и брал различные интервью. Он считал, что именно управление людьми — это главная проблема в эффективной организации деятельности предприятий. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:

  • внедрение экономных методов работы;
  • профессиональный подбор и обучение кадров;
  • рациональная расстановка кадров;
  • сотрудничество администрации и работников.

Он экспериментально показал, что внедрение этих принципов позволяет в два-три раза повысить производительность труда.

Правильное руководство Ф. Тейлор понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. И залог успеха при этом — расчет и интуиция. Тейлор увидел главное: взаимоотношения между работниками и работодателями определяют экономическую «температуру» любого предприятия. По сути, научный менеджмент, который он обосновал, — это поиск наиболее эффективных путей взаимоотношений между этими двумя категориями организаторов производства продуктов. В соответствии с концепцией «достигающего работника» человеку необходимо поручать такие задания, которые требовали бы максимума усилий, но при этом не вредили бы его здоровью. После освоения простого урока ему следует поручать более сложные задания. Таким образом, человек сможет достичь потолка своих физических и интеллектуальных возможностей. Наиболее трудолюбивые и инициативные переводятся на другую, более интересную работу. По мнению Ф. Тейлора, прежде чем принять человека на работу и давать сложное задание, его необходимо тщательно протестировать, изучить по возможности физические, психологические и интеллектуальные возможности. Отсюда затем появилась идея профессионального отбора работников. Эту идею позже дополнила «концепция профессионального обучения», которая состоит из системы педагогических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения своей работы. Концепция «достигающего руководителя» предполагает замену одного мастера, который отвечал в цехе за все, на «функциональную администрацию», состоявшую из восьми узкоспециализированных инструкторов, выполняющих одну функцию. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами, методической поддержкой. Рабочему (мастеру своего дела) оставалось только хорошо трудиться.

Тейлор считал, что, прежде чем требовать от подчиненных отличной работы, администрации необходимо самой организовывать свой труд лучше1, эффективнее. Внедрение идей Ф. Тейлора оказало революционное влияние на всю науку управления, внедрение его идей изменило всю культуру труда не только в американской промышленности, но и во всем мире.

Общая характеристика классической школы менеджмента

Замечание 1

Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.

Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.

Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:

  • научный менеджмент;
  • административный менеджмент;
  • концепцию бюрократических организаций.

В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею

Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.

Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Замечание 2

Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.

Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.

Системный подход

При системном подходе организация изучается в качестве единой системы, которая состоит из перечня элементов, взаимно связанных друг с другом. (рис. 1).

Замечание 1

Изначальна данная теория систем была применима в точных науках и технике, а уже в сфере менеджмента начала применяться только 1950-х годов, что явилось выдающимся достижением школы науки управления. Системный подход основывается на общей теории систем, а ее основателем принято считать Людвига фон Берталанфи (1901–1971).

Рис. 1- Системный подход

Отправной точкой работы системного подхода является такое понятие как цель. Первый, а также самый главный признак той или иной организации – присутствие в ее работе цели.

Этот признак данной системы отличает ее от других систем. А задача управления заключается в комплексном процессе для достижения целей, которые поставлены перед системой.

Системный подход подразумевает, что каждый из элементов, которые образуют цельную систему, обладает своими определенными целями. Системный подход ориентирован на увеличение эффективности работы всей компании в целом.

Смысл всего системного подхода содержится в следующих тезисах:

  •  конкретное определение целей и построение дерева целей;
  •  достижение наивысших результатов с помощью наименьших затратах: применяя сравнительный анализ выбора вариаций путей, достигать намеченных целей;
  • широкая во всех отношениях оценка всех возможных результатов деятельности на базе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.

Системный подход также подразумевает активное и повсеместное применение системного анализа.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Школа науки управления изучает вопросы, не рассматриваемые прежними школами, а также самые важные подсистемы, характер их взаимодействий, структуру и цели системы, согласование всех элементов системы.

Определение 1

Система – это некоторая целостность, которая состоит из взаимозависимых друг от друга частей, каждая из которых делает свой вклад в характеристики целого. В случае выхода из строя любого элемента всей системы — возникают нарушения во всей её работе. В контексте менеджмента все организации изучаются в качестве систем.

В свою очередь, системы можно разделить на два типа: 

открытые; 

Теория социальных систем изучают организацию в качестве данного вида системы, многофакторного и многоцелевого образования.

закрытые. 

Закрытые системы относительно не зависят от окружающей их среды, в то же время, на открытую систему воздействуют факторы внешней среды. 

Ключевыми составляющими системы можно назвать людей, цели, задачи, структуру, технику и технологию. Все эти составляющие имеют между собой многосторонние связи, которые влекут за собой изменения в поведении людей о всей организации. Вместе все это обозначается как организационная система, которая направленна на достижение поставленных целей.

Замечание 2

Стоит также отметить, что важное значение в менеджменте имеет такой термин как подсистема, которые взаимозависимы и складываются вместе в организацию. Например, в составе производственной организации всегда можно найти социальную и техническую подсистемы

Однако подсистемы также могут дробиться на еще более мелкие подсистемы. А в связи с тем, что все они находятся в тесной связи друг с другом, ошибочное функционирование даже самой мелкой подсистемы может негативно отразиться на работе всей системы в целом.

Научная школа менеджмента

Одним из ярких представителей научной школы является Фредерик Тейлор. Именно этот американец сформулировал ключевой принцип, сказав, что менеджмент возникает только в результате разделения производственного труда. Тем самым он показал нам истоки возникновения менеджмента.

Более того, в своих работах он показал логическую цепочку менеджмента. Тейлор сказал, что прежде чем разделять труд, надо его учесть. А для учёта необходимо нормирование. И действительно, грамотное разделение труда возможно только через учёт и нормирование. Кроме того, будучи практиком, Тейлор подарил нам механизм этого самого нормирования, предложив осуществлять фотографирование и хронометраж рабочего времени.