Диета сергея михалка

«Воины света»

— Написал я эту песню в Доминикане, в одном из мест силы, в котором я должен был побывать. Почти все романтические книги моих  юношеских трепетных лет, посвященные пиратам, конечно же, связаны с Карибским бассейном: Барбадос, Доминикана, первые флибустьерские республики. В общем, я очень бредил в юности пиратами, поэтому для меня было очень важным посетить это место, Доминиканскую Республику, я там написал и «Я верю» и еще какие-то хорошие песни. И там же я написал песню «Воины света». Поддавшись океаническим волнам, мне очень хотелось создать песню, которая была бы посвящена  такому перманентному сражению, сражению, которое никогда не прекращается. Вот слово «революция» в художественном значении — это постоянное обновление, это какой-то новый поиск, новый вызов. Борьба как смысл существования, fight в его эфемерном значении, не восьмёрка, не коленкой в голову, а такой романтизированный. И я написал такую песню. И знаете, очень интересным образом, те строки, которые были у меня фантастическими несколько, они стали оживать. И знаете, сейчас эта песня совсем другая

И честно признаюсь, мне становится немножко стеснительно и неловко, что песня стала настолько важной, стала нести столько символов. Я иногда боюсь во время исполнения улыбнуться нечаянно, что-то сделать

Особенно это вначале было. Сейчас я уже расслабился. А вообще, такой неожиданный эмпирический опыт для автора — сделать песню, которая жизнь иллюстрирует настолько сильно, в жизнь добавляет столько новых контекстов, что ты просто диву даешься. Потому что я, конечно, никогда бы не рискнул назвать себя каким-то миссией и пророком, никаких видений и предчувствий у меня точно не было. Но вот сейчас она стала уже такая. Песня и ваша, и наша. И я её даже пою не как автор, а так просто… С вашего разрешения я исполню песню «Воины света».

Две маленькие девочки, близняшки лет пяти, как раз выходили во внутренний двор ККЗ «Украина». Папа  придерживал им дверь, а они уже были на улице. Но услышав, какую песню объявили, с криками: «Воины света! Воины Света!» — резко побежали обратно в зал. Весь зал с первых аккордов встал. 

— Всё-таки у нас театральный вечер, поэтому моя, одна из любимых, дзен-буддистских  притч, связаных с этой строчкой «биться до рассвета»: «Когда ученик спросил у своего учителя, у гуру: «Вот путь, вершина. А что надо делать, когда зайдешь на вершину?» А гуру ответил: «Продолжать восхождение». Вот главная аксиома дзен-буддизма и любой эмпирической или настоящей борьбы. И нас ждёт рассвет. Нас ждёт рассвет!

Факт 12. Белорусскоязычные песни группы “Ляпис Трубецкой”

Ещё в конце 1990-х Сергей Михалок иронизировал над белорусскоязычными песнями, хотя и сам в то время сочинял песни на белорусском. Первой официально изданной песней можно считать “Чотка нам у лесе“, представленной на сборнике “Любови капец” (1996). В раннем концертном репертуаре группы присутствовала также песня “Дзе жа ты маё каханне?” (переиграна группой “Крамбамбуля” на альбоме “Каралі раёну” под названием “Няма”).

Первой представленной белорусскоязычной песней стала “Курачкі” на студийном альбоме “Золотые яйцы” (2004). Также была записана песня “Рамонкі” (перезаписана в 2007 году для альбома “Капитал”). Для альбома Manifest (2008) была записана песня “Зорачкі“, для альбома “Культпросвет” (2009) – “Ружовыя акуляры“, для альбома “Весёлые картинки” (2011) – “Нафта” и “Грай“. Последним студийным альбомом с песнями на белорусском языке стал “Рабкор” (2012). Примечательно, что для него было записано аж 4 песни: “Не быць скотам!“, “Цмок ды арол“, “Маеш яйцы?“, “Панас“. Альбом “Матрёшка” (2014) стал первым альбомом в дискографии “Ляписов” за 10 лет без песни на белорусском.

В 2010 году была записана песня “Купляй беларускае“.

В 2013 году “Ляпис Трубецкой” выпустили сборник белорусскоязычных песен “Грай“. На нём были представлены две новые композиции: “Месяц” и “Сонейка“.

Концерт Brutto в «Минск-Арене»

«Я вижу, спускается с неба
Орел, приносящий радость.
Нам мало зрелищ и хлеба.
В сердце мечта ворвалась.
Хотим воспарить над Землею
В крылатых сандалях Персея
И звезды хватать рукою
В созвездии Водолея».
 

Жбанков: «Я вижу, спускается с неба орел, приносящий радость» – это о чем вообще? Какую радость? «Нам мало зрелищ и хлеба. В сердце мечта ворвалась. Хотим воспарить над Землею» – графоманские вирши. Тут после каждой строчки можно ставить знак вопроса. В отличие от, например, Гребенщикова, у которого после каждой строчки можно поставить гиперссылку.

«Хотим воспарить над Землею в крылатых сандалях Персея» – кто? «И звезды хватать рукою в созвездии Водолея» – почему именно Водолея? Абсолютно необязательный поток образов.

Песня «Рокi» ведь совсем о другом. А здесь какие-то Водолеи, Персеи, орлы. Они никак не связаны ни с песней, ни друг с другом. Это такая прикладная античная мифология. Орел сразу ассоциируется с тем орлом, который клевал печень Прометея. Но вряд ли о нем речь. Была в нашем детстве сказка «Книга тысячи и одной ночи». Там Синдбад-мореход совершал подвиг, похищая яйцо у огромного орла, птицы Рух. Может, это как-то сработало в стихотворении.
 

https://youtube.com/watch?v=sn-NFU4TSrA

Михалок: «Сегодня все запутались, где же найти эту ось координат, по которой следить за своей моралью, следить за своими принципами, и с чем связывать свои сердечные порывы и душевные привязанности. Я нашел в мире всего лишь одну книгу, которая пишет об одном, – это букварь. В этой книге написано о том, что нужно любить маму, нужно не нападать первым, нужно чтить старших, нужно не обижать младших.

В общем, мне кажется, именно это универсальная Библия, на каком бы языке она ни была написана: на венесуэльском, белорусском, японском, китайском. Там всегда все об одном. Кто что-то не врубается, вместо того чтобы читать сложные философские трактаты, прежде чем слушать всяких образованных б**дей, наделенных государственными чинами, перечитайте заново букварь».
 

Жбанков: В этом случае, мне кажется, озвучиваются достаточно банальные вещи, которые можно найти еще в Священном писании: «Блаженны нищие духом…» и т.п. То есть саму идею наивности и простоты как максимальной приближенности к высшим смыслам можно встретить в разных культурах. В этом плане она универсальна.

Срабатывает на публику эффект неожиданного сопоставления. Сначала озвучен пафос поиска высших смыслов, потом говорится о том, что есть одна главная книжка на всех, а затем оказывается, что это букварь. Прописные истины. Наивные формулировки, отсылающие к очевидному. И смысл в данном случае мог быть предельно простым, если бы не характерный для позднего «Ляписа» времен героических антипутинских речевок контекст. По сути, речь тут идет о недоверии к политикам. Именно это недоверие к политикам оказывается высшей доблестью тех, кто привержен простым настоящим ценностям.

Опять же срабатывает момент презентации себя как парадоксального пророка, почти даосского мудреца, который отрицает очевидные авторитеты, призывает существовать вопреки официальным суждениям и обращаться к простоте как единственно возможной форме адекватного переживания.
 

Самохваловичи. «Родны край»

— «И отзовёмся эхом мы в сердцах людей». Так, кто это говорил? Известный поэт. Это я. Придумал сейчас.

Дружный смех в зале.

— Я в своё время, кстати, увлекался своего рода подделками. В некоторых интервью, знаете, когда журнал присылает тебе вопросы и ты должен в электронном виде ответить. И вот ты что-то придумываешь, рассказываешь, и тебе нужно, чтобы подтвердить своё, шаткое иногда, умозаключение…

Тут в очередной раз под землей проезжает электричка в метро и ККЗ «Украина» заметно вибрирует. Михалок тут же живо на это реагирует. В основном все музыканты реагируют, называя это дополнительным музыкальным сопровождением.

— Низкие частоты! Хорошо. Нашу муладхару насытить можно. Все чакры прокачать.

Что я говорил? А, так вот, я придумывал какое-нибудь выражение и подставлял его кого-то, ну, не знаю, генерал такой-то или Марк Твен хорошо идёт тоже. Лично я придумал два, три каких-то высказывания. Писал и ставил, что это чья-то цитата. И это сразу придавало вес. Потому что сказать, что это придумал какой-то Михалок, знаете сразу: «Ну, ребята, всё это спорно». А если Марк Твен, то это истина.

— Я уже много раз повторял, что, конечно, я путешественник, конечно, во мне много чего-то цыганского, анархического, потому что очень много было друзей. Но! В самом начале рассказа я уже сказал, что мои родители из Беларуси. Поэтому всё, что связано с Беларусью для меня меня по-настоящему священно. Потому что каждое лето, где бы мой папа не служил, каждое лето совершался семейный подвиг. Меня любыми правдами отправляли в Самохваловичи, в деревню. Чтобы я не чувствовал разрыва с корнями, чтобы я чувствовал свою землю, чтобы я знал эти истории, чтобы не потерять эту связь. Потому что и мама, и отец знали, что в конце своего долгого путешествия, своей военной одиссеи, они обязательно вернутся в родной город. Поэтому это было правилом. Даже если я на одну смену в какой-то пионерский лагерь ездил, то всё-равно приезжал дедушка или тётя, или папа, несмотря на громадные расходы, четверо суток дороги, я всегда приезжал в Самохваловичи. Поэтому всё, что связано с Кайковским лесом, со Ждановичским лесом… некоторые песни, они все навеяны детскими воспоминаниями. Потому что мне, алтайскому городскому парню, степному, конечно же, попадать в среду настоящих белорусских лесов, в совершенно другую атмосферу природную, атмосферу поведенческую совершенно другую, для меня это было своеобразным таким дзеном, таким переворотом

Ну, и, конечно же, всё что связано с моим постоянным возвращением, да,  или с моим каким-то противостоянием с моей родной страной, с какими-то драконами, которые или внутри меня живут, или снаружи, всё что связано с этим противостоянием, для меня имеет, конечно, очень важное значение. Поэтому песня сакральная и достаточно личностная, чтобы не побояться выставить её на всеобщее обозрение — «Родны край»

Далі буде

— Ну, что? Я думаю пора подводить какие-то итоги сегодняшнего вечера. Мы спели, что хотели. Рассказал я, конечно, намного меньше, но это лишь для того, чтобы осталась какая-то недосказанность. И в следующий раз, несмотря на то, что нам очень нравится этот зал, всё-таки попробуем сделать что-то более интимное. Чтобы там можно было рассказать те истории, которые сегодня на такой масштабной аудитории, я, даже со всей своей наглостью, не решусь рассказать.

В октябре запланирован большой тур BRUTTO по Украине. Пока заявлено 14 городов. Харькова среди них ещё нет. Но будет. И я, конечно, пойду. Особенно, если у организаторов получится сделать что-то интимное. Чтобы послушать новые истории.

Биография Сергея Михалка

Лидер Brutto Сергей Михалок родился в семье военных, на момент появления сына командированных на службу в ГДР. Учитывая род деятельности отца, семья часто переезжала из одной части СССР в другую, также участвуя в иностранных миссиях в дружественных странах. Из Германии семейство переехало в Сибирь, где в городе Славгороде началась школьная жизнь Сергея. Окончил учебу подросток уже в Норильске.

С детстве мальчик проявлял интерес к творчеству, а также принимал участие в конкурсах самодеятельности. Окончив школу, поступил в Белорусский государственный университет культуры и искусств. По его окончании решил сосредоточиться на музыкальной деятельности и собрал рок-группу «Ляпис Трубецкой», в которой был вокалистом и автором подавляющего большинства репертуара.

Не обошли музыканта стороной и пагубные привычки. По собственному признанию, Сергей Михалок страдал как от алкогольной, так и от наркотической зависимости. В 1990 году пережил клиническую смерть. В дальнейшем сумел избавиться от пороков с помощью спорта. Занимается боксом и регулярно посещает спортивный зал. Приверженность ЗОЖ нашла отражение в альбоме «Underdog» группы Brutto.

В зрелом возрасте и на момент начала творческого пути в группе «Ляпис Трубецкой» Сергей проживал в городе-герое Минске. В дальнейшем, по мере роста популярности коллектива перебрался в Россию. После запрета белорусскими властями выступлений Михалка в родной стране, музыкант поселился в Москве, где прожил несколько лет. Однако после начала украинских событий 2014 года, приняв сторону майдана, посчитал невозможным оставаться жить в России.

В январе 2015 года Сергей Михалок и продюсер Антон Азизбекян обратились к правительству Украины с просьбой предоставить им право на постоянное проживание в этой стране. Учитывая проправительственную позицию, подкрепленную критикой российских властей, а также горячую поддержку майдана, 25 мая оба получили постоянный украинский вид на жительство. Помимо политических взглядов, правительством был отмечен вклад музыкантов в развитие современной украинской музыки.

Политические взгляды

Сергей Михалок называет себя анархистом. Музыкант скептически относится к действующим властям республики Беларусь и Российской Федерации. Однако позиция анархиста не мешает ему симпатизировать властям Украины. В 2014 году Михалок поддержал майдан, а написанная им песня «Воины света» стала неофициальным гимном революционно настроенной молодёжи. Лидер Brutto негативно относится к идее Новоросии и самопровозглашённым республикам ДНР и ЛНР. Между тем, 24 июня 2015 года анархист вместе со своей командой сыграл концерт в поддержку «Блока Петра Порошенко» в Чернигове.

Активная гражданская позиция привела к запрету концертов с участием Сергея на территории республики Беларусь. Запрет вступил в силу в 2011 году. Уже после роспуска группы «Ляпис Трубецкой» и создания Brutto в 2015 году Михалок записал обращение к белорусскому министру культуры, в котором попросил дать ему возможность, наконец, спокойно играть концерты в родной стране. В итоге осенью 2016 года музыкант впервые за долгое время смог выступить на родине.

Личная жизнь Сергея Михалка

Музыкант женат вторым браком. Нынешняя жена Сергея Михалка – Светлана Зеленковская, белорусская актриса театра и кино. В этом браке у пары в 2013 году родился сын Макар.

Первая жена Михалка – Алеся Берулава, вокалистка рок-группы «Мантана». В этом браке у Сергея в 1995 году родился сын Павел.

Участие в проектах

Помимо групп Brutto и «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок участвовал в белорусской супер-группе «Крамбамбуля» и проекте разговорного жанра «Саша и Сирожа». Также сочинял стихи, выпуская их под псевдонимом Юзик Килевич. Летом 2016 года музыкант анонсировал проект «Ляпис-98», который исполняет песни группы «Ляпис Трубецкой» начала 90-х годов.

Лина Костенко «Вечірнє сонце»

— Самое важное в сегодняшний вечер, мне хотелось бы спеть ту песню, которая на меня тоже очень сильно повлияла. Потому что именно со стихов этой гениальной женщины, в общем-то, началось моё знакомство с настоящей украинской культурой

Это были первые стихи, которые меня буквально ошеломили. Для меня определение гениальности — это когда вне времени, вне актуальности и вне твоего какого-то личного в этом участия, но как-будто это написано про тебя. Ведь у многих гениев, когда ты читаешь их строки, они этим и интересны, что они написаны не о ком-то, не о чем-то, а написаны о том, что волнует тебя в данный момент, хотя это могло быть написано сто лет назад. Нам приятно, что песня, которую мы сделали, Лина Костенко сама её отметила и написала нам очень классное письмо, и поблагодарила. Очень приятно. Потому что пытаться с помощью лёгкого музыкального жанра иллюстрировать великие строки — это, на самом деле, немножко сложновато. Надеюсь, что у нас получилось неплохо — «Вечірнє сонце».

Вечірнє сонце, дякую за день, Вечірнє сонце, дякую за втому, За тих лісів просвітлений Едем, І за волошку в житі золотому. За твій світанок, і за твій зеніт, І за мої обпечені зеніти, За те, що завтра хоче зеленіть, За те, що вчора встигло одзвеніти. За небо в небі, за дитячий смiх, За те, що можу і за те, що мушу. Вечірнє сонце, дякую за всіх, Котрі нічим не осквернили душу. За те, що завтра жде своїх натхнень, Що десь у світі кров ще не пролито. Вечірнє сонце, дякую за день, За цю потребу пісні, як молитви.

Песня «Вечірнє сонце» на стихи Лины Костенко, получила очень много тёплых, восхищенных откликов от поклонников BRUTTO. А когда пришло письмо от дочери Лины Костенко, музыканты поняли, что иногда, чтобы тебя услышали, нужно не кричать, а говорить тихо и спокойно.

Из письма Оксаны Пахлевской:

«Конечно, Лина Васильевна Костенко дает Вашей группе разрешение на исполнение этой песни и желает Вам успеха. Прекрасное оригинальное исполнение.

Мы тоже очень уважаем творчество Вашей группы во всех ее эволюции и ценим ее гражданскую позицию. Спасибо Вам за то, что были с нами в те трагические и прекрасные времена Революции достоинства. Это навсегда».

Лина Костенко избегает публичности. Но её творчество не нуждается в пиаре, стихи сами прокладывают себе путь к ценителям.  В 2005 году украинская поэтесса отказалась от звания Героя Украины, прокомментировав эта так: «Политической бижутерии не ношу». Причем, лично Президент, на тот момент Виктор Ющенко, приезжал к ней домой, чтобы уговорить принять заслуженную награду. 

Прежде чем начать анализировать

– Надо четко понимать, что Михалок живет в очень специфическом культурном пространстве. Во всем, что он делает, говорит и поет, есть несколько первоисточников. Во-первых, дворовое, полублатное детство. Во-вторых, студенческий театр миниатюр, спонтанная образованность позднесоветского ребенка. И в-третьих, нормальная стилистика андеграундного гона, т.е. такого свободного вербального вещания без особой заботы о красотах стиля и структурных изысках. 

У него хаотичная культурная загрузка нормального советского подростка: «Мурзилка», «Веселые картинки», мультик «Ежик в тумане», советские сериалы вроде «17 мгновений весны», классический набор западной детской литературы. И она остается практически неизменной. Мы все, как говорится, родом из детства – он в этом детстве задержался и постоянно черпает оттуда энергию. В своих посланиях он изначально фрагментарен, не очень литературен с точки зрения «высокой» литературы, не изыскан, но эффективен. Михалок работает как уличный драчун, которому важна не техника боя, а дать противнику в глаз. Он работает в таком режиме, используя подручные ресурсы: советское детство, позднесоветская дворовая юность с гибридом анархических идей, блатной романтики и каких-то простых, незатейливых фольклорных штучек. Ну, и энергетика автора, безусловно.

Сергей Жадан vs Александр Васильёв. «Чорний саботаж»

— Я очень дружу с давних времен и могу побеседовать с Сашей Васильевым, но все концерты группы «Сплин» мне, конечно, не нравятся. Не люблю этот эфемерный, какой-то вольный и совершенно беззубый поэтический  контекст, который присутствует у многих групп, которые себя причисляют к рок-группам. Поэтому мы всё-таки будем стараться следить за тем, что происходит вокруг, ну, и, конечно же, привлекать самых боевых и самых талантливых. И было бы непростительным вызовом и оскорблением на грани фола, не спеть песню нашего большого друга, человека, которого мы глубоко уважаем, считаем гением современности. Это очень крутой человек, и мы рады тому, что в BRUTTO смогли реализовать некоторые его настоящие, как мне кажется, настолько важные и точные поэтические строки. Конечно, я говорю про Сергея Жадана. Из всех современных авторов последнего десятилетия на всем СНГ-шном пространстве, я его считаю самым важным. Самым важным. Потому что это не какая-то хипстерская беллетристика, для того, чтобы пролистать в каком-то новомодном старбаксе. Это, конечно, не Гессе, со своими степными волками. Мне кажется, что именно такие поэты, такие авторы сейчас и нужны. По-настоящему боевой, классный парень, живой. И, мне кажется, вот его творческая потенция, да, она находится в таком, я не знаю… Боюсь даже продолжать, чтобы меня  в эротомании не обвинили

Важно, что этот человек здесь и сейчас. И очень мощно и о современном, и о прошлом, и о будущем — «Чорний саботаж»

Я повернувся додому з полону, У мене серце з заліза й поролону. Вітчизна зустрічає сторожовими псами. Хто торгує моїми небесами? Я знову беруся за свою роботу. Я всім їм влаштую чорну суботу. Я читав у дитинстві правильних поетів. Викидай цю наволоч із теплих кабінетів!

Личная жизнь

В личной жизни артиста было 2 брака, в которых родились двое детей. В первый раз Сергей женился еще в годы учебы в университете на певице и композиторе Алесе Берулаве, в 1995 году у пары появился сын Павел. Позже брак распался, и, по словам Михалка, расставание было болезненным, но музыканты смогли преодолеть разногласия и остаться в дружеских отношениях.

Алеся Берулава и Сергей Михалок

Второй женой Сергея стала Светлана Зеленковская, Зеля, белорусская актриса. 13 ноября 2013-го женщина родила певцу второго сына, Макара.

Сергей Михалок с женой Светланой и сыном Макаром

У музыканта непростая биография: проблемы с алкоголем и наркотиками, начавшиеся еще в молодости и едва не убившие Сергея, с возрастом только усугублялись. По признанию Михалка, к моменту рождения Павла он был запойным алкоголиком, не брезговавшим регулярно употреблять и наркотические препараты.

Сергей Михалок до и после похудения

Это сказалось и на внешности певца: солиста «Ляписа Трубецкого» большинство поклонников помнят веселым толстячком, ведь в то время он весил более 100 кг. В начале 2010-го Сергей решил, что так больше продолжаться не может, и взялся за здоровье. Музыкант полностью отказался от выпивки и наркотиков, похудел, начал заниматься спортом.

Тату Сергея Михалока

Результатом стала отличная физическая форма: при росте 172 см вес певца составляет около 70 кг. В новых клипах он снимается с обнаженным торсом. Благодаря этому поклонники смогли увидеть татуировки Сергея: их больше 10, и каждая не просто картинка, но и некий символ.

Послесловие: почему мы любим Михалка

– Михалок умеет самые серьезные вещи вроде гражданской войны и социального несогласия превращать в веселые картинки, речевки и кричалки. Очень непростые, глубокие сдвиги коллективных настроений он использует как повод для стриминга произвольного набора инфантильных образов. Можно сказать, что Михалок занят упрощением хаоса, превращая его в пригодный для массового потребления поп-продукт.

В своей хаотичной эмоциональной речи Михалок никогда не теряет контроля над собой и над аудиторией. Это яркий пример эффективной публичной коммуникации – когда направляемое ассоциативным мышлением косноязычие, достаточно беспорядочное жонглирование образами оказывается тем, что нужно этой публике.

В свое время с низовой эстетикой наивного мировосприятия играли разные группы – от «Леприконсов» до «Разбітага сэрца пацана». Но по-настоящему стадионной звездой стал только Михалок. И это уже показатель его креативного мышления, его способности менять маски вслед конъюнктуре и продавать себя, все того же, очередному поколению публики. Это талант. Кроме него, пожалуй, более-менее успешно этим занимается только Лявон Вольский.

В этом плане Михалок уникален. Он – одна из немногих по-настоящему масштабных личностей на нашей сцене. И это, пожалуй, самое главное.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Примечания

  1. lyapisvideo. (26 октября 2011). Дата обращения: 22 февраля 2017.
  2. . tvrain.ru. Дата обращения: 12 мая 2016.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 февраля 2017.
  4.  (недоступная ссылка). TUT.BY (31 августа 2018). Дата обращения: 5 октября 2018.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2012.
  6. Леся Матвеева. . Новости в «Час Пик» (16 февраля 2019). Дата обращения: 26 декабря 2019.
  7.  (недоступная ссылка). TUT.BY. Дата обращения: 19 июля 2020.
  8. . Новость дня. tut.by (2 марта 2011). Дата обращения: 15 октября 2011.
  9. Будкін, Сяргей  (белор.). Радио «Свобода» (23 мая 2011). Дата обращения: 10 апреля 2020.
  10. . «СБ-Беларусь Сегодня» (17 октября 2011). Дата обращения: 14 ноября 2011.