Сен-лоран. стиль

«Отверженные»

2012

Еще до злосчастных «Кошек» Том Хупер снял фильм-мюзикл «Отверженные» – киноадаптацию одноименного классического романа Виктора Гюго.

В центре сюжета все та же история без изменений, в которой сохранен мрачный дух произведения. В начале XIX столетия бывший каторжник Жан Вальжан скрывается от инспектора парижской полиции Жавера, который считает его поимку делом всей своей жизни.

«Отверженных» Хупера точно стоит смотреть тем, кто любит французский язык: 50 % фильма – музыкальные сцены, которые в русском прокате решили не дублировать, а просто сопроводить субтитрами. Картина получила три «Оскара»: за лучшую женскую роль второго плана, за грим и костюмы, за звук.

КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ

В церкви, посвященной людям искусства с тех пор, когда первый ее камень заложил Людовик XIV, собрались и верные музы Сен-Лорана — от заплаканной Катрин Денев до Карлы Бруни-Саркози (с супругом) — и монстры мира моды — от Юбера де Живанши и Валентино до Жан-Поля Готье и Марка Джейкобса.

«Сен-Лоран обладал жизненной силой постоянно удивлять», — вспоминал расстроенный Кристиан Лакруа. Для него талант Ива был «шоком современности», впервые испытанным при виде «обложки Paris Match, еще в детстве, в 1958 году. На этой обложке было фото Ива Сен-Лорана между манекенщицами в мини-платье невесты и ярко-красном коротком пальто из его первой коллекции для Дома Dior. Уже тогда он обозначил все, что произошло со стилем 60-х, и это было ни слишком рано, ни слишком поздно. Такая точность — вежливость королей». Друг и партнер модельера Пьер Берже был более категоричен: «Он был борцом за свободу, анархистом, он бросал бомбы к ногам общества. Именно так он менял наш мир и делал женщину сильнее».

А вот как говорил о своей роли сам король-солнце моды в 2002 году, когда прощался с подиумом, чтобы погрузиться в отшельничество: «Я чувствую, что создал гардероб современной женщины, и участвовал в трансформации своей эпохи. Я делал это при помощи одежды и очень горжусь тем, что женщины всего мира носят сегодня брючные костюмы, смокинги, двубортные жакеты, тренчи». На эту же тему очень любят цитировать другие слова великодушного монарха: «Лучший наряд для женщины — это объятия любимого мужчины, но когда ей везет чуть меньше, на помощь прихожу я».

18-летний Сен-Лоран и его первая модель получают медаль фэшн-конкурса

Как это часто бывает с королями, начал Ив Сен-Лоран удивительно рано. Родился в 1936 году в алжирском городке Оране, в семье военного и красавицы. Любил мать и сестер, боялся злых одноклассников, в 18 лет переехал с семьей в Париж. Всегда рисовал. В 1954-м победил на модном конкурсе (кстати, в другой категории того же конкурса лучшим был некто Карл Лагерфельд), и его эскизы издатель Vogue Мишель де Брюноф показал Кристиану Диору, чья слава тогда была в самом зените. Создатель нью-лука сразу же взял юного Ива на работу ассистентом.

21-летний Сен-Лоран на балконе Дома Dior в день триумфа первой коллекции

Кутюрье и его команда, первая коллекция, 1958

24 октября 1957 года Кристиан Диор внезапно умирает. Владельцы Дома, зная, насколько мэтр доверял своему молодому помощнику, принимают смелое решение — и 21-летний Сен-Лоран становится арт-директором Christian Dior. Одна из самых известных фотографий молодого Ива — январь 1958-го, и он стоит на небольшом балконе в зале представления коллекции и спокойно смотрит через толстые линзы своих очков на толпу фотографов. Только что завершился показ его первой самостоятельной коллекции для Dior. Она называлась «Трапеция» и вызвала у некоторых особо чувствительных слезы восторга. От Сен-Лорана ожидали в худшем случае провала, в лучшем — продолжения знаменитого приталенно-пышного силуэта нью-лука, которым Диор прогремел после войны. Но он показал совершенно другую, абсолютно свежую коллекцию, с простыми короткими платьями А-образной формы, без намека на талию, из легких струящихся тканей, дающих женскому телу полную свободу. На следующий день газеты вышли с заголовками «Ив спас Францию».

АНАРХИСТ

Пусть Сен-Лоран и не агитировал за равенство полов, однако собственным примером доказал, скорее, обратное. В 1971 году вышла реклама мужского парфюма Yves Saint Laurent Pour Homme, представляющая собой фотопортрет сидящего Ива, абсолютно обнаженного — с чувством юмора у Сен-Лорана все обстояло так же хорошо, как и с чувством прекрасного. Реклама и духи пользовались большим спросом.

Следующий баснословно успешный парфюм от YSL появился в 1977 году под шикарным названием Opium. И его рекламные кампании тоже никогда не проходят незамеченными: в них снимались Линда Евангелиста, Руперт Эверетт, обнаженная Софи Даль (эту сессию запретили во многих странах), а за камерой успел постоять Дэвид Линч.

О бурных 70-х и активном участии Ива в гедонистических эскападах десятилетия вспоминали в связи с печальным поводом многие. Актриса и модель Мариза Беренсон, внучка другой шутницы от моды, Эльзы Скьяпарелли, с нежностью рассказывала журналистам о бесконечном празднике жизни, о «времени, когда мы были молоды и все было пропитано свободой». И эту прекрасную эпоху для нее, как и для многих, воплощал Ив Сен-Лоран.

Как и все великие эстеты, Сен-Лоран боготворил роскошь

Впоследствии кутюрье открыто признавался в своем многолетнем пристрастии к наркотикам и прочим опиумам. Это и не удивительно, зная его израненную, невротичную натуру и ту удивительную творческую форму, в которой он пребывал всю жизнь. «Сколько эскизов вы делаете для одной коллекции?» — спрашивает теледиктор в костюме у Сен-Лорана в белом докторском халате. На дворе 1968 год. «Около тысячи». — «А сколько моделей остается в итоге?» — «Двести». — «Какой потрясающий отбор!» — «Да». — «И сколько времени уходит на создание этих эскизов и моделей?» — «Все эскизы я рисую за две недели. Модели наша студия отшивает в течение полутора месяцев». Так работать на протяжении 40 лет можно лишь с одним главным допингом — безграничной любовью к прекрасному. Сен-Лоран никогда не ограничивал себя ни в чем, и любовь, например к современному искусству, смело переносил в свои коллекции. Искусство отвечало ему взаимностью: вспомните знаменитую серию портретов Сен-Лорана работы Энди Уорхола. Самая знаменитая арт-работа Сен-Лорана — его мондриановские платья. Затем были посвящения арлекинам Пикассо и голубям Брака, жакеты, расшитые роскошными подсолнухами Ван Гога, и коллекция 1976 года, посвященная «Русским сезонам» Дягилева.

Сен-Лоран и Берже сами были страстными коллекционерами. Их огромная коллекция хранится в парижском доме, в живописном замке Габриэль в Бретани, посвященном любимому писателю Сен-Лорана — Марселю Прусту, а также в их уникальной ультрамариновой вилле Мажорель в Марракеше. Сегодня вилла открыта для посещения — и там есть на что посмотреть. Например, на волшебный райский сад, где Сен-Лоран со своим бульдогом, по кличке Мужик III, находил уединение в течение последних лет жизни и где развеян его прах.

В 1983 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась ретроспектива его творчества, приуроченная к 25-летнему юбилею. Это была первая в истории выставка еще живущего модельера в музейных стенах. Пьер Берже как-то сказал: «Я не знаю, можно ли назвать моду искусством, но я точно знаю, что моде необходим художник». Многие склонны преувеличивать роль Пьера Берже, безусловно, огромную, в жизни и карьере Сен-Лорана. Мол, с таким покровителем и не таких высот можно достичь. На что сам Берже прекрасно парировал: «Прежде всего для этого надо быть Сен-Лораном».

«Ненависть»

Роль Венсана Касселя в фильме «Ненависть» – возможно, лучшая в карьере актера. Черно-белая криминальная драма рассказывает историю, которая немного разрушает воздушно-радужно-романтичное представление о Франции.

В центре сюжета один день из жизни подростков из гетто на окраине Парижа. Режиссер Матье Кассовиц решил порассуждать о теме, которая стала очень актуальной этим летом, – полицейском произволе и системном расизме. Главные герои – темнокожий Юбер, араб Саид и еврей Винс – пытаются найти свое место в среде, в которой, как они думают, их все ненавидят, и сохранить свою дружбу.

«Полночь в Париже»

https://youtube.com/watch?v=HFbq8A8242A

Вуди Аллен любит делать города полноценными героями своих фильмов и влюблять своего зрителя в них. И после просмотра картины «Полночь в Париже» невозможно не влюбиться во французскую столицу.

По этому фильму легко изучать историю Франции. Главный герой – писатель Гил Пендер, которого играет Оуэн Уилсон, однажды ночью во время своего путешествия в Париж переносится в 1920 год. За несколько таких ночных прогулок по Парижу прошлого века он успевает встретиться и пообщаться с писателями, художниками и режиссерами: Хемингуэем, Дали, Стайн, Бунюэлем, Дега, Гогеном и другими.

«Мечтатели»

https://youtube.com/watch?v=x59LNOPr1io

Драму Бернардо Бертолуччи с Евой Грин, Луи Гаррелем и Майклом Питтом можно уже назвать настоящей классикой французского кино. Действия фильма происходят в Париже 1968 года – во время знаменитых майских забастовок, когда около 10 млн студентов левых взглядов вышли на улицы, чтобы принять участие в протестах.

Но забастовки далеко не самая интересная часть фильма. В центре сюжета история молодого американского студента по имени Мэттью, который приезжает в Париж по программе обмена. Однажды он встречает Изабель и Тео – близнецов, по их собственным словам. И вот тут начинается главная сюжетная линия картины: на фоне общественной революции на улицах Парижа, в маленькой квартире, куда Изабель и Тео приглашают Мэттью пожить, происходит их собственная революция – сексуальная.

Показы мод

1965 год – коллекция «Мондриан». Классические платья А-силуэта с необычным декором (геометрические рисунки художника из Нидерландов). Причем рисунки, которые были на одежде, это не принты, а сшитые вместе куски цветной ткани.

1966 год – открыл первый бутик одежды прет-а-порте. Именно тогда он надевает на женщин классические мужские костюмы, благодаря чему взрывает мир моды.

1967 год – коллекция «Смокинг». Модельер расширяет гардероб женщин, добавляя туда более «мужскую» одежду (смокинг, брючный костюм, жакет в стиле «Сафарил» и пр.).

1971 год – коллекция «Либерасьон». Муза для Ив Сен-Лорана – Палома Пикассо. В коллекции преобладает одежда, которая напоминает всем о действиях во Второй Мировой войне. Поддержала модельера Марлен Дитрих, в то время как на Ива обрушился шквал критики за пропаганду бывшего нацистского режими.

1990 год – одежда, которая создавалась для звезд, танцоров, художников. Именно они стали музами модельера.

2002 год – конец карьеры и показ последней коллекции.

Брэнд

Бренд YSL известен по всему миру. И это не только одежда, обувь и аксессуары. Это также и парфюмерия и косметическая линия (декоративная и уходовая косметика преимиум класса).

Дом моды Ив Сен-Лорана был открыт в конце 1962 года. Инвестором становится Марк Робинсон и Пьер Берже. Именно они стоят у истоков заветных трех букв модного дома Ив Сен-Лорана.

Захватил мир бренд задолго до популяризации модного дома, ведь уже в середине 60-х в одежду от Ив Сен-Лорана готовы были выходить в свет звезды и актеры, миллиардеры и президенты. В 1972 году бренд выпускает парфюм «Опиум», настолько провокационный, что его реклама, стоив немного средств, бьет все рекорды по продажам во Франции и всему миру. До сих пор данный парфюм является визитной карточкой парфюмерного мира дизайнера.

В конце 90-х годов модный дом дизайнера был куплен итальянским домом Gucci, когда коллекции для него разрабатывал Том Форд. Затем, коллекции были созданы Стефано Пилати, а руководителем модного дома к 2013 году становится Пол Денев. В качестве креативного директора выступает Эди Слиман, который переименовывает линию в Сен-Лоран Париж (Saint Laurent Paris).

В 2012-м создается новый парфюр под брендом Ив Сен-Лоран — «Манифест». Он становится истинным манифестом свободной и раскрепощенной женщины, загадочной и своенравной. Один из наиболее популярных ароматов в имеющейся линейки парфюмов.

Так как дизайнер ушел со своего поста в 2002 году, то вся работа выполнялась сменившими его креативными директорами. В 2016 году им стал Энтони Ваккарелло, который соединил вместе показ женской и мужской линии одежды (осень-зима 2017). Он дал новое дыхание созданному в далекие 70-80-е годы сапоги с высоким голенищем. При этом стоимость одежды, а также обуви и аксессуаров может быть как высокой, так и достаточно демократичной. Все зависит от года выпуска коллекции, материалов и пр.