Шемякинмихаилмихайлович

Шемякин Евгений Иванович

Шемякин Евгений Иванович. В 1972 году был избран и утверждён директором Института горного дела СО АН СССР, пост которого занимал до 1987 г. С 1980 г. по 1985 г. был зам. председателя СО АН СССР, с 1987 г. по 1992 г. — председателем ВАК СССР. С 1972 г. по 1987 г. являлся главным редактором журнала ФТПРПИ.

Доктор технических наук, профессор, академик РАН, действительный член Королевской Шведской Академии инженерных наук, Академии естественных наук РФ (1993 год) и Академии горных наук РФ. Заведовал кафедрой волновой и газовой динамики МГУ. В дальнейшем был главным консультантом Института динамики геосферы РАН.

Лауреат Государственной премии СССР (1984), премий Президиума АН СССР (1985). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружба народов, «Знак Почёта», медалями.

Е. И. Шемякин известен научному отечественному и зарубежному сообществу как учёный — специалист в области механики деформируемого твёрдого тела, механики горных пород, механики взрыва, разрушения горных пород. Им опубликовано более 250 научных работ, включая пять монографий. Он автор (в составе творческого коллектива) открытия № 400 СССР «Явление зональной дезинтеграции горных пород вокруг подземных выработок» (1991).

ШЕМЯКИН Федор Михайлович

ШЕМЯКИН Федор Михайлович (7.01.1905-7.02.1981), доктор химических наук, профессор. Более 30 лет (с 1950 по 1981 г.) заведовал Кафедрой аналитической химии в Московской медицинской академии им И.М. Сеченова.

Были разработаны хроматографические, электрохимические методы анализа алкалоидов, сульфаниламидов, соединений металлов, фотометрические методы анализа различных лекарственных веществ.

Были разработаны хроматографические, электрохимические методы анализа алкалоидов, сульфаниламидов, соединений металлов, фотометрические методы анализа различных лекарственных веществ.

На кафедре развивались исследования по обоснованию аналитической классификации катионов и анионов. Начиная с 1950 г. на кафедре стали проводиться исследования по применению хроматографических методов в анализе – ионообменной, осадочной, распределительной, тонкослойной хроматографии (катионов ряда металлов, алкалоидов, сульфаниламидов, барбитуратов, кальцийсодержащих препаратов, биожидкостей, настоек лекарственных веществ).

Михаил Шемякин сейчас

В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.

Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»

Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.

Михаил Шемякин в 2018 году

У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.

В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.

Вдохновение в салфетке

В графической мастерской представлены работы из серий «Гербарий» и «Тротуары Парижа».

«Я очень много брожу ночами по различным городам, больше всего по Парижу, конечно. Я снимаю опавшие листья, растоптанные салфетки, в которые кто-то высморкаться изволил, или, допустим, собачка пописала талантливо. После этого я печатаю фотографии на офортной бумаге и двумя-тремя штрихами обозначаю, что увидел. Таким образом, сохраняется первооснова и показывается, как можно разглядывать природу», — объясняет Михаил.

Шемякин называет себя учеником Леонардо да Винчи: «Леонардо своим ученикам говорил: “Всматривайтесь в подтеки на стенах, трещины, и вы увидите такие миры, такие существа, которые не родит ваша фантазия”». Я придерживаюсь, видимо, Леонардо, постоянно всматриваюсь и заставляю всматриваться своих студентов Академии Штиглица, где преподаю уже пять лет».

Гости выставки тоже могут придумать, что обозначает каждый лист, и нанести белым фломастером на фотографию несколько штрихов.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.

Михаил Шемякин и Юрий Любимов

В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий

В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.

Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»

В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.

Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»

Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.

Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция

Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Биография

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади

Родился 4 мая 1943 года в Москве.

Отец — Михаил Петрович Шемякин (1908 — 1977), который рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина. Приёмный отец впоследствии был расстрелян, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.
Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.
Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская, в первом браке — Блинова, во втором — Шемякина (1916 — 1999), дочь Николая Алексеевича Предтеченского, выпускника Морского инженерного училища императора Николая I в Кронштадте. Окончила Ленинградский театральный институт. Актриса Театра комедии имени Н. П. Акимова. Снималась в кино («Друзья», 1938). Жена, c 1933 г. до 1942 г. актёра Бориса Блинова. Во время войны в Москве, была актрисой Театра на Таганке. В 1945—1956 гг. жила в Германии, где служил её второй муж. В 1956 г. начала работу, как актриса театра кукол в кукольном театре Евг. Деммени, затем жила в Риге.
В 70-х эмигрировала к сыну во Францию. В Париже создала кукольный театр Matriochka de Paris/«Матрёшка де Пари».
Умерла в 1999 году в США, в Клавераке, в имении своего сына.
Писала стихи и воспоминания.

С 1945 по 1957 год жил с родителями в Дрездене (ГДР). В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

В 1957 году был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год.

В 1961 году был отчислен из СХШ.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в помещении редакции журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1971 году эмигрировал из СССР: после многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году власти выслали Шемякина, под угрозой уголовного преследования, из СССР во Францию. По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлся не КГБ СССР, а Союз художников СССР.

С 1971 года, с женой, Ривой (Ревеккой) Модлиной, и с дочерью Доротеей жил в Париже. Устраивал выставки и публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов.

В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002—2003 гг. создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований. В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.

В 2014 году поддержал присоединение Крыма к Российской Федерации. Одновременно с этим, Шемякин высказал обеспокоенность относительно антизападных настроений в российском обществе.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.

Михаил Шемякин и Юрий Любимов

В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий

В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.

Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»

В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.

Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»

Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.

Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция

Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе – запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

Свиные уши профессора

В начале творческой карьеры Шемякин писал много портретов, в том числе, заказных. На одном из них изображен профессор ядерной физики Николай Перфилов, который стал первым большим коллекционером работ художника.

Перфилов пришел на первую выставку Михаила в 1962 году и два часа просидел на стуле, рассматривая работы. Шемякину позвонили и сказали, что пришел странный однорукий человек мрачного вида. Он попросил номер художника, и между ними состоялся необычный телефонный разговор:

— Я профессор атомной физики. Я был на вашей выставке, мне очень не нравятся ваши работы. Поэтому я решил купить две.

— Почему?

— Я все-таки хочу понять, почему они мне не нравятся.

Через месяц профессор позвонил со словами:

— Я вас понял. Я буду вашим коллекционером.

В течение многих лет Перфилов покупал все. Он даже заказал два своих портрета, на одном из которых изображен со свиными ушами. Однажды он позвонил Михаилу и сказал:

— Я понимаю, творчество – это святое. Но ко мне приезжают американские ученые, французские атомщики, смотрят на портрет и немножко смеются, а моя жена плачет. Вы думаете, можно свиные уши оттереть?

В тот момент у Шемякина не было денег, и он согласился.

«Ушки я подскоблил и сделал человечьи, но жена все равно меня ненавидела», — признается художник.

«Акция на Красной площади попахивает психиатрией»: что Шемякин думает о Павленском и художниках-акционистах

Павленский сидел во французской тюрьме, и я считаю, что французы с ним еще довольно мягко поступили, потому что это очень злобная и жесткая нация. Во Франции суровые законы. Думаю, если бы не подняли шум, если бы это сделал какой-нибудь француз, а не человек из России, то, во-первых, о нем мало бы кто говорил, во-вторых, он получил бы, как говорят у нас в России, на полную катушку. Потому что взять и поджечь один из центральных банков, нанести ущерб — во Франции это серьезно наказуемо.

Был такой Бренер (художник, один из лидеров московского акционизма, писатель — прим. «Бумаги»), который сначала узнал, где более мягкие законы, приехал в Голландию и испортил картину Малевича: зеленой краской нарисовал доллар. Его посадили всего на пять месяцев. У него был телефон, он звонил, давал интервью — чувствовал себя прекрасно. А Павленского французы держали в ежовых рукавицах.

Я считаю, его проблема в том, что он не очень талантлив. Например, Олег Кулик и голым много прыгал и скакал, но всё было очень продумано: человек-собака (один из образов, в которых художник представал в перфомансах, — прим. «Бумаги»). Одна из причин, почему у Кулика многое получилось интересно: он профессиональный скульптор. Вторая: он блестящий фотограф. Его фотографии выставляются почти во всех музеях мира. Сейчас он, конечно, понял, что уже немножко не в том возрасте, чтобы прыгать голым. Недавно мы с ним познакомились на выставке в Париже, обнимали друг друга, фотографировались. Он действительно талантливый человек, который сделал свою карьеру — и как представитель акционизма, и как фотограф.

Шемякин Василий Иванович

Шемякин Василий Иванович (25.10.1840 – 27.03.1916) российский деятель народного просвещения. Родился в усадьбе своих родителей «Бор», расположенной на берегу реки Шелони, примерно в 60 км от В. Новгорода и 20 км от г. Сольцы Новгородской губернии. В. И. Шемякин был награжден орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. Похоронен в с. Велебицы около церкви св. апостола Иоанна Богослова

В. И. Шемякин был награжден орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. Похоронен в с. Велебицы около церкви св. апостола Иоанна Богослова.

Василий Иванович Шемякин был назначен основным наблюдателем церковноприходских школ Российской Империи. Убежденность Шемякина в жизненной необходимости церковноприходских школ, вера в просветительскую силу духовенства сделали его в буквальном смысле «апостолом» данной идеи. Исполняя свои служебные повинности, он исколесил Россию вдоль и поперек. Благодаря сиим разъездам он великолепно знал местные условия и умел просто разрешать все недоразумения по организации школьного дела на местах.

В итоге этого Шемякин всенародно заслужил титул «Имперского» наблюдающего церковноприходских шко

УСАДЬБА ШЕМЯКИНЫХ «БОРКИ». д. Велебицы, Солецкий район Новгородская область.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма»

Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Как Шемякин уже 50 лет исследует мировое искусство в проекте «Воображаемый музей»

«Воображаемый музей» (научно-исследовательский проект Шемякина — прим. «Бумаги») родился очень странно. Я рос в то время, когда книги по искусству c работами современных мастеров, в Академии художеств, были под запретом. Они были помечены тремя видами геометрических значков: кружок, треугольник и квадрат. Книга с кружком выдавалась только тем людям в профессуре, которые были в партии не меньше пяти лет. Одним словом, нам было запрещено видеть и Фрэнсиса Бэкона, и Кубина, и журналы по современному искусству.

Естественно, к запрещенному плоду тянутся. Мы заводили какие-то легкие платонические романы с молодыми библиотекаршами, и, когда начальство уходило, они пускали нас в дальние залы (а это роскошная библиотека с колоссальными собраниями старых книг). Мы создали свой так называемый изобразительный самиздат: фотографировали запрещенные картинки, потом распечатывали и клеили в альбом.

Эта страсть и мое исступленное любопытство только выросли на Западе, где я мог свободно покупать книги по искусству, монографии художников. Естественно, мастерская не могла вместить всё это, и я стал потрошить книги и складывать репродукции в отдельные папки. Я начал собирать альбомы по определенным темам: натюрморт в изобразительном искусстве, гримаса, глаз и прочее. Фактически я занимался исследованием самого себя. Так за 50 лет набралось 700 тем, и родилась система визуальных лекций под названием «Воображаемый музей».

Награды

  • Награждён медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма», 1971 год.
  • Удостоен почётной докторской степени Университета Сан-Франциско, 1984 год.
  • Почётная докторская степень Европейской академии искусств Франции, 1987 год.
  • Почётная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания, 1989 год.
  • Государственная премия Российской Федерации 1993 года в области литературы и искусства (28 декабря 1993 года) — за произведения последних лет.
  • Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1994 год).
  • Почётные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик, 1996 год.
  • Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств, Москва, 1998 год.
  • Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург, 2001).
  • Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга, 2001 год.
  • Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре), Москва, 2002 год.
  • Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург, 2002).
  • Орден Дружбы (Россия, 28 октября 2009 года) — за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и русской культуры.
  • Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в Российскую культуру», Москва, год..

Примечания

  1. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  2. Стихотворение памяти Б. Окуджавы «Июня горький день» опубликовано в сборнике «Связь времен» (Москва, 2001). Её воспоминания о Сергее Филиппове и артистах Театра Комедии включены в книгу А. Риганова «Сергей Филиппов» (СПб., 2007).
  3. Канал «Культура», передача «Личное время». Михаил Шемякин: «…Союз художников жить вам на свободе не даст, и мы, органы, выполняющие карательные функции, вынуждены будем вас посадить».
  4. . Радио Свобода. Дата обращения: 5 июня 2018.
  5. . zagorod.spb.ru. Дата обращения: 5 июня 2018.

Семья

Мать — Юлия Николаевна Шемякина (1916 — 1999), выпускница Московского инженерного училища Николая I в Кронштадте, окончила Ленинградский театральный институт, была актрисой театра и кино. Отец — Михаил Петрович Шемякин (1908 — 1977), полковник гвардии, командир 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова и Кутузова бригады, рано осиротел и получил свою фамилию от отчима.
Михаил Шемякин был дважды женат.

Первая жена — Модлина, Рива (Ривка, Ревекка) Борисовна (6 сентября 1934 — 2014), скульптор, художник. В 1958 году окончила художественное училище в Ленинграде. Жена художника Рихарда Васми в 1950-е годы, художника Александра Арефьева в 1960—1962 годы, художника Михаила Шемякина с 1963 года. Летом 1971 года вместе с дочерью Доротеей Шемякиной эмигрировала. Жила в Париже, с 1983 года — в Греции; в 2000-х гг. жила в округе Лош (Франция).

дочь Доротея Михайловна Шемякина — (9 мая 1964 — 20 января 2018) — художница, живописец, книжный график. С 1986 по 2018 год жила в Афинах. Скончалась после продолжительной болезни; тяжелой формы сахарного диабета.

Вторая жена — Сара де Кэй.

Как художник исследует русский язык и зачем собирает загадки и создает букварь

Словарь русских народных говоров — это 50 томов, с которыми я работаю уже несколько лет. Проект словаря начался в 1964 году тут, в нашем ЛГУ (ныне СПбГУ). На сегодняшний день они дошли до буквы «х». Я посетил их институт, познакомился с этими замечательными учеными. Они были в восторге, когда узнали, что я работаю с их томами. Я их спросил, когда дойдут до буквы «я». Мне ответили, что, по их подсчетам, еще 10 лет. Это громадный проект.

Мне удалось познакомиться и с Леонидом Леонидовичем Касаткиным, одним из интереснейших исследователей русских диалектов. Ему сейчас 90 с лишним лет, он в полном уме, но нехорошем здравии, потому что 3 года назад ему пришлось в экспедиции ночевать в неотопленной избе. Он простудил спину, и у него отказали почки. В таких жутких условиях он работал, собирая слова. У него очень много трудов, и он свыше 40 лет преподавал диалекты в МГУ.

Первым, кто обратил внимание на забытые слова, был Николай Васильевич Гоголь. Он составил словарь редких, странных слов

Интересовался этими словами и Лев Николаевич Толстой. В наше время Александр Исаевич Солженицын выпустил свой словарь забытых слов, которые, как он считал, могут снова войти в обиход. Я недавно говорил с Константином Эрнстом. Оказывается, он с юных лет собирает буквари: сейчас у него свыше 100.

Мое же исследование заключается в том, что я просматриваю словари и выбираю те слова, которые легко входят в сознание и легко запоминаются, и их иллюстрирую. Это те слова, которые могут быть обзывалками: например «охряпка» и «жвака».  Когда дети услышат эти смешные слова и еще рисунки, будут запоминать. Одновременно я делаю букварь. Этот проект считаю очень важным.

Второй мой проект, связанный с русским языком, — это загадки. В 1972 году я купил книжку Садовникова (ее привез какой-то русский эмигрант, белый офицер) с русскими загадками. Из абсурдного текста я создаю абсурдный рисунок и таким образом окончательно запутываю читателя. В этом проекте я решил показать оригинальность мышления русского мужика, которого презирали, недолюбливали, которым брезговали. А это были гениальные люди, которые жили очень сложной жизнью, предельно реалистичной. С другой стороны, они отрывались в нескладухах и загадках.

Чем отличается творчество на Западе и почему новый «взрыв» российского искусства может произойти в глубинке

Сегодня мы привыкли всё перечеркивать: всё, что было в советское время — плохо, сегодня — хорошо. На самом деле у нас была великолепная книжная графика, запредельные мастера: Митрохин, Лебедев, Кравченко, Фаворский. Сегодня в книжной графике и иллюстрации, к сожалению, наблюдается упадок. На западе много серьезных иллюстраторов, потому что много больших художников — как Дэвид Хокни (английский художник, график и фотограф — прим. «Бумаги»), который иллюстрировал сказки братьев Гримм. На Западе гораздо больше художников, которые не были закрепощены, как наши ребята.

Когда обрушилась свобода, мы потеряли очень многое, потому что пользоваться свободой очень трудно. Как у Высоцкого в песне: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» И я думаю, это сейчас отражается во многом. В изобразительном искусстве мы, с одной стороны, ругаем Запад, а с другой — у нас в костях живет постоянная закомплексованность перед ним. Прорыв у нас будет тогда, когда мы поймем собственную ценность. Поймем, какое же у нас громадное наследие: наш русский авангард, русская икона, русская школа передвижников. От этого можно двигаться бесконечно. Я уже не говорю о народном искусстве: русский костюм — это же чистый авангард. Если мы правильно начнем пользоваться своими богатствами, откроем сундуки, всмотримся и начнем что-то делать, мы действительно сможем создавать что-то свое.

Нам не нужно быть как американцы или западные европейцы. Мы имеем совершенно особую мощную культуру, и я думаю, что именно третий взрыв (первый — русская икона, второй — русский авангард) — взрыв, когда мы будем собирать камни. Пусть из самого странного искусства.

Заключение

Михаил Шемякин – всемирно известный русский художник. Его творчество представлено различными видами изобразительного искусства: живопись, графика, рисунок, книжная иллюстрация, скульптура и монументальная скульптура, сценография и отличается особенным творческим видением.

Сам художник называет свой творческий метод «метафизическим синтетизмом», объясняя, что он основан на изучении отражения в древнем искусстве народов мира религиозных канонов и последующем их синтезе в создаваемых произведениях.

Шемякин осуществил постановку 6 балетов, выступив как автор либретто, эскизов декораций и костюмов.