Жан-поль сартр

Сочинения

Художественные произведения

  • Тошнота (1938)
  • Слова (1964)
  • Фрейд. Киносценарий
  • Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
  • Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945—1949)
    • «Возраст зрелости»
    • «Отсрочка»
    • «Смерть в душе»
    • «Странная дружба»
  • Пьесы
    • Мухи (1943)
    • За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
    • Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
    • Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
    • Дьявол и Господь Бог (1951)
    • «Только правда» (Некрасов).
    • «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
  • Сборник новелл «Cтена» (1939)
    • Стена
    • Комната
    • Герострат
    • Интим
    • Детство хозяина
  • Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида

Сценарии:

«Cтавок больше нет» (1947)

Литературная критика

  • В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
  • Объяснение «Постороннего»
  • Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
  • Миф и реальность театра
  • К театру ситуаций

Философские и теоретические работы

  • Что такое литература
  • Бытие и ничто (L’Être et le néant, 1943)
  • Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
  • Проблемы метода
  • Воображение
  • Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
  • Экзистенциализм — это гуманизм
  • Картезианская свобода
  • Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
  • Критика диалектического разума

Политические работы

  • О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
  • Почему я отказался от премии (1964)
  • Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
  • Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
  • Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
  • Медленная смерть Андреаса Баадера
  • Маоисты во Франции
  • Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
  • Бунт — дело правое (On a raison de se révolter, 1974)

Книги на русском языке

  • Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
  • Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
  • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
  • Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва: Издательство политической литературы, 1992. — 480 с., 100 000 экз.
  • Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.— 224 с.,
  • Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
  • Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
  • Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 640 с., 5 000 экз. ISBN 5-250-02729-6
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.— 320 с.,
  • Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  • Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
  • Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012

Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», и эссе «Размышления о еврейском вопросе», , ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, . — 256 с. — ISBN 5-352-01194-1 («Азбука-классика» pocket-book)

  • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
    • Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
    • Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
    • Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
    • Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
    • Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
  • Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
    • Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
    • Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
    • Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
    • Почему я отказался от Нобелевской премии
    • Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева

Публикации на русском языке

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.

Биография

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества. 

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.

Философия и литература

Успешно защитив философскую диссертацию и поработав преподавателем философии в Гаврском лицее, Жан-Поль Сартр отправился на стажировку в Берлин. Вернувшись домой он продолжил заниматься преподавательской деятельностью в разных лицеях.

Сартр отличался отличным чувством юмора, высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Любопытно, что за один год он успевал прочитывать свыше 300 книг! Одновременно с этим он писал стихи, песни и рассказы.

Тогда же Жан-Поль начал издавать свои первые серьезные труды. Его роман «Тошнота» (1938) вызвал большой резонанс в обществе. В нем автор рассуждал об абсурдности бытия, хаосе, отсутствии смысла жизни, отчаянии и прочих вещах.

Главный герой этот книги приходит к выводу, что бытие приобретает смысл только посредством творчества. После этого Сартр представляет очередную работу – сборник из 5 новелл «Стена», которая также находит отклик у читателя.

Когда началась Вторая мировая война (1939-1945) Жан-Поль был призван в армию, однако комиссия признала его непригодным для службы по причине слепоты глаза. В результате, парня определили в метеорологический корпус.

Когда в 1940 г. нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен, где провел около 9 месяцев. Но даже в таких тяжелых обстоятельствах, он пытался оптимистически смотреть в будущее.

Жан-Поль любил повеселить соседей по бараку смешными историями, участвовал в боксерских поединках и даже смог поставить спектакль. В 1941 г. полуслепого пленника отпустили на свободу, вследствие чего ему удалось вернуться к писательской деятельности.

Через пару лет Сартр опубликовал антифашистскую пьесу «Мухи». Он ненавидел нацистов и беспощадно критиковал всех, что не предпринимал никаких усилий для противостояния фашистам.

К тому моменту биографии, книги Жана-Поля Сартра уже имели огромную популярность. Он пользовался авторитетом как среди представителей высшего общества, так и среди простого народа. Изданные работы позволили ему оставить преподавание и сконцентрироваться на философии и литературе.

Тогда же Сартр стал автором философского исследования под названием «Бытие и ничто», которое стало настольной книгой для французских интеллектуалов. Писатель развивал мысль о том, что сознания нет, а существует только осознание окружающего мира. При этом каждый человек в ответе за свои поступки только перед самим собой.

Жан-Поль становится одним из ярчайших представителей атеистического экзистенциализма отвергающего, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Философские воззрения француза находят отклик у многих соотечественников, вследствие чего у него появляется множество последователей. Сартровское выражение – «человек обречен быть свободным», становится народным девизом.

По словам Жана-Поля, идеальная свобода человека – это свобода личности от общества. Стоит отметить, что он критически относился к идее бессознательного Зигмунда Фрейда. В противовес этому мыслитель заявлял, что человек постоянно действует сознательно.

Более того, по мнению Сартра, даже истерические приступы не бывают самопроизвольными, а закатываются намеренно. В 60-х годах он был на пике популярности, позволяя себе критиковать социальные институты и законодательство.

Когда в 1964 г. Жан-Полю Сартру хотели вручить Нобелевскую премию по литературе, он отказался от нее. Свой поступок он объяснил тем, что не желает быть чем-то обязанным какому-либо социальному институту, поставив под сомнение собственную независимость.

Сартр всегда придерживался левых взглядов, получив репутацию активного борца с действующей властью. Он выступал в защиту евреев, протестовал против Алжирской и Вьетнамской войн, обвинял США за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Его дом дважды взрывали, а в редакцию врывались боевики.

В ходе очередного протеста, переросшего в беспорядки, философ был арестован, что вызвало серьезное негодование в обществе. Как только об этом доложили Шарлю де Голлю, тот распорядился отпустить Сартра на волю сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

История жизни Жан-Поля Сартра

Первая пьеса Сартра, Les Mouches («Мухи» 1943), исследовал темы обязательств и ответственности. В истории, происходящей в древней, мифической Греции, Орест убивает убийц Агамемна, таким образом освобождая горожан от бремени вины. Согласно экзистенциальным представлениям Сартра, только тот, кто может принять ответственность за действия в специфической ситуации, подобно Оресту, по-настоящему свободен. Вторая его пьеса — Huis Clos («За запертой дверью»1944), представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: ‘Ад — это другие люди’. 

В 1947 году выходит книга литературной книги Сартра Qu’est Ce Que La Litterature («Что есть литература») 

В 1956-м, Сартр резко осуждает ввод советских войск в Венгрию (в 1968 он будет резко осуждать ввод советских войск в Чехословакию). После смерти Сталина в 1953, Сартр активно принимается критиковать советскую систему управления, однако он защищает сам Советский Союз. Он посетил СССР в следующем году и был госпитализирован в течение десяти дней по причине истощения. В 1961 году, террористы из ОАС (Организация Тайной Армии, «Ультраколониалисты»), боровшиеся против Алжирской независимости, взрывают бомбу в квартире у Сартра на улице Бонапарта; в следующем году это произошло снова и Сартр, переезжает на набережную Louis-Bleriot, напротив Эйфелевой башни.

В 1965 Сартр принимает Arlette Elkaim, его любовницу, которая получила права на литературное наследие Сартра после его смерти. В 1967 Сартр возглавляет Международный Военный Трибунал, основанный Бертраном Расселлом, чтобы судить Американское военное вмешательство в Индокитай. Он стал близко вовлеченным в движение против Вьетнамской Войны и поддержал студенческое восстание в 1968. В 1970 Сартр был арестован из-за продажи на улицах запрещенных Маоистских листовок La cause du peuple. 

С 1960 до 1971 Sartre работал над четырёх-томником под названием L’idiot La Famille («Идиот в семье»), обширная биография Гюстава Флобера, используя Фрейдистские и Марксистские интерпретации, близкие к его философским трудам. Сартр интересовался Флобером начиная с детства. В этой работе Сартр показывал, как Флобер стал человеком, его семью и общество определяющее его бытие. При написании четырёх-томника, Сартр использовал Corydrane, наркотик, который в 60-х принимали велосипедисты. В 1974 Сартр посетил террориста Андреаса Баадера в тюрьме Штаммхайм в Германии. 

L’idiot был последней большой работой Сартра; и то осталась незаконченной. Согласно Сартру, факт, что он никогда не будет заканчивать, это «не делает меня настолько несчастным, потому что я думаю, что я сказал наиболее важные вещи в первых трех частях.» С 1975 философ страдал от падающего зрений и около конца его жизни, Сартр ослеп. Он умер в Париже от болезни лёгких 15 апреля 1980, около месяца боровшись за жизнь, и два дня пролежав в коме. 

Жан-Поль Сартр был в значительной степени ответствен за образ послевоенного французского интеллектуала — и как активист и автор, он рассматривался главным интерпретатором видения мира послевоенным поколением. В его эссе Сартр имел дело с широким диапазоном объектов, иногда в провокационной манере. «Республика Тишины» начинается «мы никогда не были свободны больше, чем были свободны во время Немецкой оккупации» как Сартр объяснял это позже, что тогда каждый жест имел вес обязательства.

Могила Сартра на кладбище Монпарнас

СМЫСЛ В ТВОРЧЕСТВЕ

В конце 30-х Сартр написал свои первые крупные произведения, в
том числе четыре психологических по своему содержанию труда о
природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в
Гавре, Сартр написал «Тошноту» — свой первый и наиболее удачный
роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в «Новом
французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба
произведения становятся во Франции книгами года.
«Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который,
работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается
абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру,
воздействовать на окружающую действительность, Рокентен
испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению,
что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то
должен написать роман. Творчество — единственное занятие,
имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл.
В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения (он был
практически слеп на один глаз) не попал в действующую армию, но
служил в метеорологическом корпусе. После захвата Франции
нацистами он проводит некоторое время в концлагере для
военнопленных, но уже в
1941 году его отпускают (какую опасность может представлять
полуслепой метеоролог?), и он возвращается к литературной и
преподавательской деятельности.
Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой
дверью» и объемный труд «Бытие и ничто», успех которых позволил
Сартру оставить преподавание и целиком посвятить себя
философствованию.
Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу трех
персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что,
выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует
сущности, а характер человека формируется посредством совершения
определенных действий: человек-герой по своей сути окажется
трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент
смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают
себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один
из действующих лиц пьесы: «Ад — это другие».

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развёртывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»

Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении)

В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).
Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.

Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

Книга Жан-Поля Сартра «Тошнота»

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется экзистенциалистом для анализа проблем современности.

1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция

Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.

Книга Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто»

Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл Луи де Фюнес. А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова.

В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.

В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес: 

Философ вышел на свободу.