Оглавление
50 лет Побе́ды
Это ледокол, длиной 159,5 метров. Данный атомный ледокол проекта 10521, на сегодняшний день крупнейший в мире. Его строительство велось на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года.
Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса в сотый раз.
Зачем нужны ледоколы
В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.
Атомный ледокол «Ямал».
Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.
Арктический туризм
С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор ежегодного проводилось не меньше четырёх туров. С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал». На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция. С момента спуска ледокола на воду походы на Северный полюс совершаются только на его борту.
Обычно за сезон совершается 5 рейсов к Северному полюсу. Путешествие в среднем длится 12 дней: 5 дней судно идёт к «макушке» Земли, пару дней стоит в точке с координатами 90°00′00″ северной широты (долготы там нет), а затем отправляется обратно, в Мурманск. Круиз, длящийся три недели, стоит $ 25 000. За последние 20 лет в точке пересечения всех меридианов побывало порядка 9 тысяч человек.
Healy, 128 м
Катер береговой охраны Healy (WAGB – 20) является новейшим и наиболее технологически продвинутым полярным ледоколом в США. Он предназначен для проведения широкого спектра исследовательских работ, предоставляя более 1300 квадратных метров научного лабораторного пространства, многочисленные электронные сенсорные системы, океанографические лебедки и помещения для размещения до 50 ученых.
Healy разработан для того, чтобы ломать 2 метра льда непрерывно при трех узлах и может работать при температурах до -50 градусов. Научное сообщество внесло неоценимый вклад в планировку лаборатории и научные возможности при проектировании и постройке корабля. В то время, когда научный интерес к бассейну Северного Ледовитого океана усиливается, Healy существенно расширяет возможности США в области арктических исследований.
Эксплуатация[править | править код]
Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.
Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. «Polarstern»). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».
Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль.
Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.
«Севморпуть»
Строительство атомного лихтеровоза-контейнеровоза осуществлялось на крупном судостроительном предприятии «Залив» в период с 1982 по 1988 годы. Атомоход «Севморпуть» представляет собой ледокольно-транспортное судно, на котором использовалась ядерная энергетическая установка. В использование лихтеровоз сдали в декабре 1988 года.
После подъема флага и начала выполнения работ суммарный путь лихтеровоза составил 302000 миль. За все время эксплуатации ледокола было переправлено свыше 1,5 миллионов тонн различного груза. Необходимость в перезарядке ядерного реактора требовалась только однажды.
Основное предназначение судна высотой с многоэтажный дом и длиной в 260,1 м – транспортирование груза в отдаленные районы Севера, однако оно способно и передвигаться во льдах толщиной 1 метр. И кто после этого скажет, что судно «Севморпуть» не заслуживает носить звание ледокола?
Сколько в мире ледоколов
В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.
Так ледоколы прокладывают себе путь.
Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.
Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.
«Арктика»
Самый большой ледокол в мире «Арктика» родился в Петербурге. Его спустили на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Аналогов ему в мире нет, оснащенный двухреакторной энергетической установкой ледокол самый большой и самый мощный в мире.
Кроме того он уникален, так как обладает двухосадочной конструкцией, что позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Он сможет проходить лед толщиной до 3-х метров, что является рекордным. Для «Арктики» также были специально разработаны уникальные системы обогрева радионавигационной техники.
Судно обладает крайне высокими и прочными бортами, сразу четырьмя палубами и двумя грузовыми платформами. Для размещения органов управления и командного состава используется пятиярусная палубная надстройка. В движение огромный корабль приводится сразу тремя винтами (на каждом – по четыре лопасти). В центральной части ледокола располагается паровая турбина, пар для которой вырабатывается при помощи атомного реактора. Для изготовления последнего были использованы все теоретические и практические наработки, которые атомная промышленность Союза успела накопить к тому времени.
Вся огромная конструкция сделана из столь дорогостоящего и невероятно прочного материала. В тех местах, которые на практике подвергаются наибольшему давлению льда, предусмотрена защита, так называемый ледовый пояс, представляющий собой усиление конструкции наращиванием слоя основного корабельного корпуса.
Особенностью всей конструкции является корпус из высококачественной легированной стали
Технические характеристики ледокола Арктика 1975 года:
Рекомендуем вам почитать:Самый большой танкер
- водоизмещение: 23460 тонн;
- длина: 147,9 метров;
- ширина: 29,9 метров;
- осадка: 11 метров;
- мощность: 75 000 лошадиных сил;
- движитель: 3 винта фиксированного шага;
- скорость хода: 20,8 узлов (38,5 км/ч);
- автономность плавания: 7,5 месяцев;
- экипаж: 150 человек.
На счету ледокола следующие уникальные достижения:
- 17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного Полюса;
- в 1983 году ледокол участвовал в операции по освобождению 57 судов из ледяного плена, в том числе и атомного ледокола Ленин.
- в 1999 году ледокол прошел 1 000 000 миль.
Не заходя в порт города Мурманск, ледокол «Арктика» ровно 365 суток, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана. Занималась проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), и добавила к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола.
«Louis S. St-Laurent»
Длина
Судно «CCGS Louis S. St-Laurent» названо в честь двенадцатого премьер-министра Канады и относится к классу тяжелых арктических ледоколов.
Также является флагманом Береговой охраны Канады и крупнейшим ледоколом Канады.
Порт приписки St John’s, Ньюфаундленд.
Ледокол построен в 1969 году на верфях компании «Canadian Vickers Ltd» в Квебеке.
После обширной эксплуатации судно подверглось дорогостоящей модернизации на верфи «Halifax Shipyard Ltd» в Галифаксе в период с 1988 по 1993 год, после чего получило удлиненный корпус, новую силовую установку и новейшее навигационное оборудование.
Замена советского поколения
На сегодняшний день ведётся строительство трёх ледоколов проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». По плану, они будут сданы в эксплуатацию в 2020, 2021 и 2022 годах соответственно. В ближайшие годы будут заложены ещё два аналогичных судна. Оператором кораблей будет ФГУП «Атомфлот» (входит в «Росатом»).
Ледоколы проекта 22220 должны заменить находящиеся в строю советские аналоги (проекты 10520 и 10580). Новые отечественные корабли экономичнее и мощнее (60 МВт против 55 МВт). Высокий уровень автоматизации позволит почти в два раза сократить численность экипажа (до 75 человек). Кроме того, благодаря переменной осадке (10,5/8,55 м) ледоколы проекта 22220 смогут уверенно ходить и по глубокой воде, и по мелководью.
Почётный полярник России, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский пояснил в интервью RT, что эксплуатация ледоколов проекта 22220 позволит увеличить объём перевозок по Северному морскому пути (СМП). В 2024 году по Северному Ледовитому океану планируется перевезти 80 млн т грузов — в четыре раза больше, чем в 2018 году.
«Очень важно, что ледоколы проекта 22220 смогут заходить в устья рек и создавать более широкие, чем советские корабли, каналы для проводки судов. Эти ледоколы будут ходить по западной ветке СМП
Эффективное движение по более сложному восточному сектору сможет обеспечить только «Лидер», — подчеркнул Боярский.
- Макет ледокола проекта 10510 «Лидер»
К 2035 году Россия планирует построить три корабля проекта 10510. Производство будет осуществляться на верфи «Звезда» (расположенной в Приморье, в городе Большой Камень) в кооперации с Балтийским заводом. «Лидеры» обеспечат круглогодичную навигацию по СМП. Они смогут ломать лёд толщиной 4,3 м (против 3 м у проекта 22220) и создавать канал проводки шириной 52 м (против 34 м). Также эти сверхмощные ледоколы обеспечат необходимую коммерческую скорость танкеров, которая составляет 10—12 узлов (18—22 км/ч).
Также по теме
«Претензии будут только расти»: почему США пытаются оспорить права России на Северный морской путь
В ближайшие дни в китайский порт Цзянсу Жудун прибудут два российских танкера, которые доставят в КНР первую партию сжиженного…
Капитан 1-го ранга в запасе, доктор военных наук Константин Сивков заявил в беседе с RT, что в последние годы Россия добилась серьёзного прогресса в обновлении ледокольного флота. В частности, технологический рывок был совершён в двигателестроительной отрасли.
«Система электродвижения, разработанная в стенах КГНЦ, позволила уменьшить размер главной энергетической установки ледоколов. Ранее движение корабля осуществлялось через турбину, где главный турбозубчатый агрегат вырабатывал электроэнергию и обращал её в электромоторы. Но мы ушли от этой схемы. Сейчас вместо него используется мощный электродвигатель», — пояснил Сивков.
По словам эксперта, современные российские ледоколы отличаются «превосходной манёвренностью, поскольку стало намного проще решать задачи изменения скорости хода». Как полагает Сивков, новая система электродвижения будет широко востребована в гражданском и оборонном секторах.
«Ледоколы проекта 22220 и проекта 10510 будут достаточно экономичными. Это качество имеет большое значение для реализации планов по развитию СМП. Новые системы электродвижения также пригодятся военным. Их интеграция позволит снизить шумность атомных подводных лодок. Мощный электродвигатель, созданный в КГНЦ, поможет ВМФ добиться превосходства над потенциальным противником», — резюмировал Сивков.
Когда построят новые атомные ледоколы
В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.
Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.
Таким может быть новый ледокол «Лидер».
Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале.
Советские атомные ледоколы
Российские ледоколы начали строиться давно по причине уникального географического положения. В 1983 году до 50-ти кораблей, включая дизельные, остались в ледяной ловушке на востоке Арктики. Благодаря ледоходу с одноименным названием, «пленники» освободились и доставили груз в населенные пункты. Произошедший случай доказывает пользу подобных лайнеров.
Ледокол Ермак
Можно сказать, что СССР господствовал во льдах, так как в этот период истории государства создаются самые мощные по характеристикам ледоколы в мире.
«Ленин» – 134 м
В 1957 г. ввели в использование. Считается первым судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Сразу же стал демонстрировать работоспособность, благодаря чему увеличился эксплуатационный период. Отличался повышенным уровнем автономности, мощности. Преодолел 82 тыс. морских миль, освобождая пути 400 кораблям.
«Сибирь» – 147,9 м
Атомоход использовался с 1977 по 1992 г. Произвел круглогодичное мореплавание на линии Мурманск – Дудинка. На борту функционировала спутниковая связь, отвечающая за телефонию и факс, а также была отдыха, бассейн, сауна, библиотека.
«Арктика» – 148 м
С 1982 по 1986 атомный ледокол назывался «Леонид Брежнев». Передвигался с быстротой в 18 узлов, ломая ледяную пятиметровую толщу. На судне было размещено медицинское отделение, с операционной и стоматологическим блоком. Также созданы условия для базирования летной команды, вертолета. Оригинальная рыжая окраска символизировала олицетворение расцвета новой мореплавательской эпохи.
«Советский союз» – 150 м
В эксплуатацию введен в 1990 г. Спроектирован с возможностью дооборудования до боевого крейсера. Применялся для арктических путешествий. Известно, что с борта ледокола установили один буй и метеорологические ледовые станции.
«Россия» – 150 м
Непотопляемое судно пустили в плавание в 1985 г. Предназначение – охлаждать атомные реакторы. В условиях тропиков температура поднимается до 50° С, что сказывается на работе механизмов, поэтому корабль вынужден постоянно пребывать в холодных водах. В 2007 участвовал в изучении континентального шельфа на Северном полюсе.
«Таймыр» – 151,8 м
Назвали в честь парохода 20 века. Оболочку спроектировали финны, а для оборудования выбрали советскую сталь. Выполняет ледокольные действия в условиях с пониженной температурой.
«Вайгач» – 151,8 м
Строили в Финляндии по просьбе Советского Союза, отличается уменьшенной осадкой. Двигатели развивают мощность 50 л.с, что помогает следовать через толщу льда в 1,7 м. Обслуживает корабли, плывущие по Северному морскому коридору и заходящие в низовья сибирских рек. Сопровождает из Норильска суда, загруженные металлом, из Игарки – рудой, лесоматериалами.
«Севморпуть» – 260 м
Крупный ледокол был спущен на воду в 1986 г., строительство велось с 1982 по 1988 г. После начала работ корабль прошел 302 тыс. миль, переправил больше, чем 1,5 млн. груза. В перезарядке реактора нуждался лишь однократно. Остается в составе морфлота до сих пор. Считается единственным торговым судном с ядерной установкой.
Севморпуть
Длина его 260 Это советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40. Крупнейшее из четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой. Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов.
Проектно-техническая документация лихтеровоза была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по специальному заданию правительства СССР. Построено в Керчи, на судостроительном заводе «Залив». Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в строй в 1988 году.
Является единственным судном проекта 10081. Позже планировалась постройка второго однотипного корабля, но с распадом Советского Союза работа над ним на ССЗ «Залив» была прекращена.
Healy
Фото:Aker Arctic
Длина
Healy является исследовательским ледоколом береговой охраны США.
Судно было построен на независимой судостроительной компании Avondale Shipyard, верфь которой расположена на западном берегу реки Миссисипи приблизительно в 20 милях вверх по течению от Нового Орлеана, штат Луизиана рядом c Эвондейл, штат Луизиана.
Судно названо в честь Майкла Августина Хили, капитана береговой охраны США.
Ледокол был заложен 16 сентября 1996 г. Спущен на воду 15 ноября 1997 г., в результате которого 20 человек получили ранения из-за образовавшейся волны.
10 ноября 1999 г. введен в эксплуатацию.
«Вайгач»
Длина – 151,8 метров
По-прежнему в эксплуатации находится самый большой атомный ледокол, построенный в СССР финской компанией. Сегодня он, как и другие лидеры приписан к мурманскому порту, а был введен в эксплуатацию в 1990 году. Заложено строительство в Финляндии, после чего корабль отбуксировали до Ленинграда на Балтийский завод, где поставили ядерную энергетическую установку. Последняя проверка показала, что он прослужит еще 200 000 часов, за это время закончится производство ледоколов под проектом 22220.
- Длина: 151,8 м.
- Ширина: 29,2 м
- Высота: 15,2 м
- Мощность: 50000 л.с.
- Скорость: 18,5 узла
- Водоизмещение: 20791 т.
- Осадка: 8,1 м.
- Толщина льда: до 1,77 м.
Самый большой ледокол в мире
На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.
Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).
Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:
- Длина — 148 метров
- Ширина — 30 метров
- Высота борта — 17,2 метра
- Мощность турбин — 2 по 27 580 КВт
- Число гребных винтов — 3
- Толщина проходимого льда — 2,25 метра
- Экипаж — 130 человек
Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.
4.
Healy, 128 м
Катер береговой охраны Healy (WAGB – 20) является новейшим и наиболее технологически продвинутым полярным ледоколом в США. Он предназначен для проведения широкого спектра исследовательских работ, предоставляя более 1300 квадратных метров научного лабораторного пространства, многочисленные электронные сенсорные системы, океанографические лебедки и помещения для размещения до 50 ученых.
Healy разработан для того, чтобы ломать 2 метра льда непрерывно при трех узлах и может работать при температурах до -50 градусов. Научное сообщество внесло неоценимый вклад в планировку лаборатории и научные возможности при проектировании и постройке корабля. В то время, когда научный интерес к бассейну Северного Ледовитого океана усиливается, Healy существенно расширяет возможности США в области арктических исследований.
Как работает ледокол
Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.
Немного информации о ледоколах
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.
Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.
Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.
В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.
Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.
Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»
Polar Sea, 122 м
Polar Sea – это корабль береговой охраны Соединённых Штатов Америки и один из самых мощных в мире ледоколов с обычными, не атомными двигателями. Корабль был построен компанией Lockheed Shipbuilding and Construction в Сиэтле.
Ледокол предназначен для выполнения научных, ледокольных и всех миссий береговой охраны в обоих полярных регионах. Обладая усиленным корпусом и мощностью до 75 000 лошадиных сил, корабль может разбивать свыше 6 метров льда с постоянной скоростью 3 узла.
Polar Sea может нести два вертолета HH-65 CG для научной и логистической поддержки. Причал доступен примерно для 150 членов экипажа и до тридцати пяти ученых и техников. Ледокол оборудован в качестве научной платформы с пятью внутренними лабораториями и местом для дополнительных семи портативных лабораторий на палубе.
Компьютеры на борту имеют возможность обрабатывать спутниковые изображения в реальном времени, чтобы помочь в ледовой навигации, научном планировании и прогнозировании погоды.
«Арктика»
Назван атомный ледокол в честь своего легендарного предшественника, который спустили на воду в 1972 года и проработавшего более 30 лет. Судно длиной 173,3 метра может работать в заливах и устьях рек, а также колоть океанские льды. Атомный ледокол «Арктика» спустили без секции надстройки в июне 2016 года. По технологии надстройка весом около 2400 тонн должна устанавливаться после того, как судно спустили на воду.
Ледокол «Арктика» проекта 22220 мог пройти через лед толщиной в 2,9. Благодаря современной автоматической системе управления, которой оснастили новое судно, в два раза удалось уменьшить численность экипажа.
В эксплуатацию ледокол планируется ввести в 2018-2019 годах и после того как это произойдет он побьет все рекорды по мощности силовых установок, по габаритам и высоте льдов, через которые ему доведется проходить.
«Ямал»
Длина – 147,9 метров
Пятый самый большой ледокол в мире, построенный во времена СССР и заложенный под проектом «Арктика». В эксплуатацию был принят в 1992 году и остается в списке действующих по сегодняшний день. Далеко не все корабли сумели достичь Северного полюса, но он здесь побывал уже около 46 раз. Как и его соотечественники этого класса, способен преодолевать льды с толщиной 2,8 метров, при этом держать скорость до 2 узлов. Колоть лед корабль сможет, даже двигаясь задним ходом.
- Длина: 147,9 м.
- Ширина: 30 м
- Высота: 17,2 м
- Мощность: 75000 л.с.
- Скорость: 21 узла
- Водоизмещение: 23460 т.
- Осадка: 11 м.
- Толщина льда: до 2,8 м.
«Севморпуть»
Советский лихтеровоз «Севморпуть» – это транспортный ледокол, оснащенный атомной силовой системой типа КЛТ-40. Корабль является одним из четырех самых крупных аналогов, предназначенных для не военных действий с ядерным агрегатом. Проектировался и разрабатывался транспортник в Ленинграде (1978 год, ЦКБ «Балтсудпроект»). По заказу правительства СССР судно построено в Керчи на комбинате «Залив». Заложен он был в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986 г. Официальное введение корабля в строй состоялось в 1988 году.
Ниже приведены основные параметры технического плана рассматриваемого корабля:
- изготовитель – Керченский судостроительный завод;
- год выпуска – 1988;
- водоизмещение – 61,8 тысячи тонн;
- длина/ширина/высота – 260/32/18 метров;
- осадка – 1180 мм;
- силовой агрегат – атомная установка ГТЗА-684 ОМ5;
- показатель мощности – 39,4 тысячи конских сил;
- управление – регулируемый винт с четырьмя лопастями;
- предел скорости – 21 узел в час.
Грузоподъемность – 74 лихтера либо 126 20-ти футовых контейнеров.
Советские атомные ледоколы
Российские ледоколы начали строиться давно по причине уникального географического положения. В 1983 году до 50-ти кораблей, включая дизельные, остались в ледяной ловушке на востоке Арктики. Благодаря ледоходу с одноименным названием, «пленники» освободились и доставили груз в населенные пункты. Произошедший случай доказывает пользу подобных лайнеров.
Ледокол Ермак
Можно сказать, что СССР господствовал во льдах, так как в этот период истории государства создаются самые мощные по характеристикам ледоколы в мире.
«Ленин» – 134 м
В 1957 г. ввели в использование. Считается первым судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Сразу же стал демонстрировать работоспособность, благодаря чему увеличился эксплуатационный период. Отличался повышенным уровнем автономности, мощности. Преодолел 82 тыс. морских миль, освобождая пути 400 кораблям.
«Сибирь» – 147,9 м
Атомоход использовался с 1977 по 1992 г. Произвел круглогодичное мореплавание на линии Мурманск – Дудинка. На борту функционировала спутниковая связь, отвечающая за телефонию и факс, а также была отдыха, бассейн, сауна, библиотека.
«Арктика» – 148 м
С 1982 по 1986 атомный ледокол назывался «Леонид Брежнев». Передвигался с быстротой в 18 узлов, ломая ледяную пятиметровую толщу. На судне было размещено медицинское отделение, с операционной и стоматологическим блоком. Также созданы условия для базирования летной команды, вертолета. Оригинальная рыжая окраска символизировала олицетворение расцвета новой мореплавательской эпохи.
«Советский союз» – 150 м
В эксплуатацию введен в 1990 г. Спроектирован с возможностью дооборудования до боевого крейсера. Применялся для арктических путешествий. Известно, что с борта ледокола установили один буй и метеорологические ледовые станции.
«Россия» – 150 м
Непотопляемое судно пустили в плавание в 1985 г. Предназначение – охлаждать атомные реакторы. В условиях тропиков температура поднимается до 50° С, что сказывается на работе механизмов, поэтому корабль вынужден постоянно пребывать в холодных водах. В 2007 участвовал в изучении континентального шельфа на Северном полюсе.
«Таймыр» – 151,8 м
Назвали в честь парохода 20 века. Оболочку спроектировали финны, а для оборудования выбрали советскую сталь. Выполняет ледокольные действия в условиях с пониженной температурой.
«Вайгач» – 151,8 м
Строили в Финляндии по просьбе Советского Союза, отличается уменьшенной осадкой. Двигатели развивают мощность 50 л.с, что помогает следовать через толщу льда в 1,7 м. Обслуживает корабли, плывущие по Северному морскому коридору и заходящие в низовья сибирских рек. Сопровождает из Норильска суда, загруженные металлом, из Игарки – рудой, лесоматериалами.
«Севморпуть» – 260 м
Крупный ледокол был спущен на воду в 1986 г., строительство велось с 1982 по 1988 г. После начала работ корабль прошел 302 тыс. миль, переправил больше, чем 1,5 млн. груза. В перезарядке реактора нуждался лишь однократно. Остается в составе морфлота до сих пор. Считается единственным торговым судном с ядерной установкой.