Главные спектакли сентября 2020: премьеры, фестивали, гастроли и хиты

Оглавление

«Контрабас» (2014)

МХТ имени Чехова

В главных ролях: Константин Хабенский

Прокофьев Вячеслав

Моноспектакль о творческом и душевном кризисе маленького человека, потерявшего веру в себя и свое призвание. Единственное, что заставляет его жить – любовь к молодой певице. Но любовь недоступная, что только усложняет ситуацию. Билеты на этот спектакль раскупают задолго до представления, несмотря на то, что он идет уже пять лет подряд.
А для тех, кто видел «Контрабас» с Константином Райкиным, это еще и возможность взглянуть на две интерпретации постановки по Зюскинду.

Вам нужно посмотреть новый спектакль Максима Диденко «Норма»

1 МЕСТО: «НАНА»

Александринский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Андрий Жолдак (режиссер-постановщик, художник-постановщик, световое оформление, сценарий), Даниль Жолдак (художник-постановщик, видео-оформление), Симон Мачабели (художник по костюмам), Сергей Патраманский (музыкальное оформление)

«Нана» в постановке Андрия Жолдака может шокировать безжалостным натурализмом. Взяв за основу миф о святой проститутке, продающей тело, но при этом сохраняющей чистоту души, режиссер рассказывает его инверсивно, ломая пустую девочку-куклу и из множественных переломов, как из кусочков мозаики, конструируя ее внутренний мир. Жолдак не первый раз обращается к теме женской мифологии и созданным на ее основе стереотипам, безжалостно отправляя своих исполнительниц исследовать границы возможного прямо на сцене. Исполнительница главной роли, Анна Блинова, в спектакле Жолдака работает на износ, проходя на сцене страшный путь очеловечивания через саморазрушения. Три часа, прожитых вместе с ней, встряхнут даже самого «толстокожего» зрителя.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сильное эмоциональное потрясение, которое все еще можно получить в театре. Жолдаку удается убедить зрителя в своей предсказуемой непредсказуемости, обещать сны и фантазии, а в итоге показать сцену самоизносилования ножкой стула, заставляя при этом смотреть не на орудие пытки, а в глаза героине, воспринимая ее аутоагрессию, как личную боль.   

Для кого:

Спектакль, который невозможно рекомендовать кому-то конкретно, но хочется показать всем. У каждого есть внутренние демоны, а Жолдак знакомит нас с ними. «Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса» — таким способом деактивируется взрывной механизм. 

10 МЕСТО: «СНЕГУРОЧКА»

Театр на Таганке, Москва
Постановщики: Денис Азаров (режиссер), Алексей Трегубов (художник), Иван Кушнир (композитор), Максим Фомченков (художник по свету)

Снегурочка в Театре на Таганке — это история, где любимая дочь 1980-х угодила в жернова 1990-х, полюбила 2000-е и оказалось уничтоженной 2020-ми. Денис Азаров вывел из мелодраматичной сказки Островского метафору общества и времени. При помощи знакомого с детства сюжета режиссёр проводит зрителей сквозь четыре эпохи. Каждый герой на сцене глубоко пророс в свое время, и взаимодействие между ними — это не столько конфликты между персонажами, сколько конфликты между той или иной эпохой — конфликты, продолжающие мучить наше общество до сих пор.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сильные и оригинальные художественные решения Алексея Трегубова, а также попытку театральным языком препарировать новейшую историю России.

Для кого:

Если на его «Снегурочку» приведут школьника для ознакомления с первоисточником, то он узнает не только содержание пьесы, но и поймет как менялась жизнь в стране за последние сорок лет, в какие диаметрально противоположные стороны бросало его бабушек, дедушек, мам, пап. Для взрослого человека «Снегурочка» станет путешествием по собственному прошлому.

3 МЕСТО: «САДКО» (Большой театр)

Все семь картин оперы-былины Черняков воспроизводит дотошно и скрупулезно. Он играет с реальными картинами, созданными художниками разных лет для этой оперы — от Ивана Билибина, Константина Коровина и до Николая Рериха. Фирменная режиссерская надстройка сюжета задается как рама для этих картин — несколько минут в начале и несколько в конце. В середине — почти три часа того, что так любит публика Исторической сцены Большого театра — фальшак, подделка, шелка, исторические мизансцены и исторические костюмы. Решение выглядит, как троллинг. Не самые внимательные зрители могут вовсе не понять, что это не историческая постановка, а остросоциальное и актуальное режиссерское высказывание.

7 МЕСТО: «LЁ ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ» (Театр на Таганке)

Текст Мольера в спектакле Юрия Муравицкого звучит практически полностью, но важно то, как именно он подается. У каждого героя свой неповторимый флоу, крикливый, по площадному атакующий, но  при этом гипнотически мелодичный

Любой акцент в речи не просто смешит смыслом, он даже звучит смешно. Причем юмор на разные поколения работает по-разному. Кого будоражит рэп-читка, кого — романс, а кого — классическая театральная декламация. В итоге, получается, пожалуй, самая смешная комедия в театре за последние годы, где вне зависимости от возраста и культурных предпочтений зал дружно хохочет, заражая друг друга новой волной смеха. При том, что спектакль все же в первую очередь молодежный. Зрителям от 15 до 30 лет хочется пожелать отложить контроллер приставки, свернуть вкладки на youtube, отбросить мечты о карьере stand-up комика и на три часа отправиться на Таганку. Редко театральный режиссер понимает, что конкурирует за зрителя не с академическими театрами, а с медиа средой, компьютерными играми и late night show.

4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)

Помните фразу из «Обыкновенного чуда»: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала»? Дмитрий Крымов — тоже волшебник, и «Наш городок» он ставит сразу в двух театральных измерениях. Первое буквальное — это спектакль, который происходит здесь и сейчас. Второе — подлинное, его подоплека. На деле, в основе постановки — не пьеса Уайлдера, а личное вспоминание режиссера, когда-то смотревшего «Наш городок» вместе  с родителями. Теперь герои оживают для того, чтобы режиссер рассказал о собственной семье, отце, Анатолии Эфросе, матери, Наталье Крымовой, и чудо происходит, потому что в любовь, связанную с реальными людьми, легко верить и ее можно разделить.

1 МЕСТО: «ГОРБАЧЕВ» (Театр Наций)

Спектакль «Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре Наций уже стал самым обсуждаемым культурным событием конца 2020 года. Билеты на него достать порой сложнее, чем на новогоднего «Щелкунчика» в Большой театр, несмотря на то, что многих название отпугивает

Однако, «Горбачев» — спектакль, где политика сознательно игнорируется, но вместе с тем Херманис принимает очень важное эстетически-политическое решение — он показывает со сцены современным жителям России правителя, который не опьянел от власти, который не держался за нее любыми средствами. Это спектакль о власти с человеческим лицом. Президенте, который был женат не на СССР, не на стране, а женат на своей жене

И его человеческий выбор намного сильнее страха слабых потерять власть.

«Петровы в гриппе»

Антон Федоров

Помните, как все мы в свое время писали сочинения по гоголевскому «Ревизору»: кто единственный положительный герой пьесы? Смех! Спектакль Федорова наполнен странными персонажами, чей моральный облик вызывает большие вопросы, – однако каждому из них так или иначе хочется посочувствовать. Единственный бесспорно отрицательный персонаж в нем – тот самый грипп. Надо ли говорить про особую актуальность этого образа в эпоху разгула другого вируса? Впрочем, забыть о нем на время спектакля помогает настоящий разгул по-настоящему художественного творчества: свет, декорации, костюмы, музыка и ритм заражают зрителя исключительно вирусом театральной свободы и таланта.

8 МЕСТО: «НОЯБРЬ» (Электротеатр Станиславский)

Ксения Перетрухина и Борис Павлович воздали должное благородному явлению скуки. Многие театральные обыватели крайне боятся попасть на «скучный» спектакль. Людям в принципе свойственно избегать скуки. Нам нравится верить, что жизнь состоит из сильных и ярких эмоций, а паузы между ними — лишь незначительный процесс ожидания. Но что, если нет? Что, если именно эти «моменты скучания» — самое ценное? Что, если они — возможность понять, о чем, по чему и по кому ты скучаешь? Что, если именно из этих «встреч с собой наедине» складывается жизнь? И бытовые, монотонные, повторяющиеся действия — не просто рутина, а изящный, полный приятных мелочей, красивых деталей и памятных нюансов ритуал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься «Ноябрь», главные «роли» в котором исполняют музыканты группы «Мегаполис».

«Евгений Онегин» (2013)

В главных ролях: Сергей Маковецкий, Олег Макаров, Евгения Крегжде

Постановка завоевала множество театральных премий, в том числе и «Хрустального Турандота» как лучший спектакль сезона 2012–2013. Римас Туминас по-новому представляет «энциклопедию русской жизни». Он адаптирует всем известную со школы историю лишнего человека под театральную сцену, что уже довольно непривычно. Не менее смелый шаг – взять на роль Евгения не молодого щеголя, а опытного Сергея Маковецкого. Риск оказался оправданным – вот уже почти семь лет зрители раскупают все билеты задолго до представления.

Valeriy Miasnikov

«Одна абсолютно счастливая деревня» (2000)

В главных ролях: Евгений Цыганов, Полина Агуреева

Постановка стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма – спектакль малой формы» еще в далеком 2001 году и с тех пор не покидала подмостки. Перед зрителями разворачивается несколько сценических зарисовок по Вахтину общей длительностью 2 часа. Произведение о войне превратилось на сцене в разговор о жизни, и чтобы услышать его, зрители не первый год записываются в лист ожидания и по несколько месяцев ждут возможности выкупить недешевый билет. Даже при таком ажиотаже спектакль продолжают играть на старой сцене, чтобы не потерялась его камерная атмосфера.

«Бульба. Пир»

Александр Молочников

Еще один спектакль Малой Бронной в нашей подборке, но кто же виноват, что Богомолов и сам неплохо ставит – и дает ставить талантливой молодежи? По примеру Олега Табакова, с которым в МХТ работал и сам нынешний худрук Бронной, и режиссер Молочников. Вместе с драматургом Сашей Денисовой он перекроил классический текст Гоголя, превратив его в свободное – яркое, шумное, своенравное, – порой сбивчивое, но увлекательное повествование о столкновении мировосприятия не только отцов и детей, но и различных культур: условных западных свобод и консервативного менталитета. И о неизбежно возникающем при этом столкновении конфликте, который отступает лишь перед лицом любви.

12 МЕСТО: «УНИВЕРСИТЕТ ПТИЦ»

«Театр взаимных действий», Москва
Постановщики: Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина, Алексей Наджаров 

Новый проект от создателей самых умных театральных «бродилок» посвящен птицам. «Университет птиц» — это иммерсивный саунд-спектакль в выставочном пространстве, где в качестве перформеров выступают музыканты, а предметом исследования становятся птицы. Зрители могут взглянуть на мир глазами пернатых и узнать много нового: какое место в культуре разных народов занимают птицы, как они взаимодействуют с людьми, как выживают, летают и «разговаривают».

Почему спектакль попал в рейтинг:

За затрагивание важных тем экологии, невербальных коммуникаций и постпандемических рефлексий в игровой форме разгадывания «птичьего языка».

Для кого:

Спектакль понравится взрослым и детям старшего возраста — всем, кому надоело сидеть в театральных креслах и хочется самостоятельности во взаимодействии с театром.

3 МЕСТО: «КНИГА СЕРАФИМА»

Электротеатр Станиславский, Москва
Постановщики: Александр Белоусов (композитор и режиссёр), Ася Мухина (художник), Арина Зверева (музыкальный руководитель), Александра Конникова (хореограф), Алексей Наумов (художник по свету), Олег Макаров (саунд-дизайнер), Леонид Именных (live-electronics)

Премьера этого спектакля прошла без должного шума, но вышла крайне интересной. Опера Александра Белоусова основана на «Книге Серафима» по «Книге Тэль» Уильяма Блэйка и главе «У Тихона» из романа Федора Достоевского «Бесы». Поэзия безумия встретилась с философией зла и родился новый, очень человечный и любопытно организованный музыкальный спектакль, испытывающий этику разными формами девиации. Добавляет к воздействию спектакля и то, насколько хорошо он исполнен солистами ансамбля N’Caged и приглашенной (вокально особенно впечатляющей) Светланой Мамрешевой под музыкальным руководством Арины Зверевой. Сложно описывать исполнение эпитетами, отличными от «безупречное». Акустическое пространство и особая игра со зрителями требуют очень тонкой настройки и аккуратного существования. Все нюансы проработаны, каждый вдох — часть партитуры. Даже не верится, что опера, настолько радушная к «широкому зрителю», может так тонко работать с подобными эфемерными материями. Особого упоминания заслуживает хореографическая линия в исполнении Екатерины Андреевой, которая на протяжении всего спектакля воплощает в себе наивность и беззащитность детского в человеке.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сочетание двух противоположных форм восторга — пугающего и восхищающего. Как говорил сам Блейк: «Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть — необходимы для бытия Человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро — это Рай. Зло — это Ад… Бог будет вечно казнить Человека за Действие… Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие — Вечный Восторг».

Для кого:

Это современная опера, которую смело можно рекомендовать всем. Здесь нет сложных для восприятия конструктов, как нет морализаторства и догматизма.

«Горбачев»

Театр наций

Алвис Херманис

Режиссер одного из самых успешных в репертуаре Театра наций спектакля – рассказов «Шукшина» – спустя 12 лет возвращается на благодарную сцену с рассказом о жизни и любви одной из самых известных пар Советского Союза. Все сделано максимально деликатно: особо острые политические вопросы снимаются (повествование не включает собственно период правления страной), а худрук театра Евгений Миронов и Чулпан Хаматова входят в свои роли не сразу, а будто во время репетиции, пробуя разные интонации и наряды. Однако эта деликатность отнюдь не сусального толка, и это вовсе не житие, а попытка разглядеть в государственном деятеле и первой леди – нечто очень человеческое, трогательное, личное. Ну, просто такой человек, просто у него такая работа, но, что бы там на этой работе ни происходило, вопросы какого масштаба бы ни решались, вот главный ответ: «Я был женат не на стране, я был женат на Раисе».

Вероятно, вам также будет интересно:

Лучшие бары 2020 года

Лучшие песни 2020 года

Гастрономические итоги 2020 года

Главные музыкальные альбомы 2020 года

Модные итоги 2020 года

10 лучших фильмов 2020 года

6 МЕСТО: «ЛУННАЯ МАСЛЕНИЦА»

Театр на Малой Бронной, МоскваПостановщики: Филипп Григорьян (режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам), Влада Помиркованая (сценограф, художник по костюмам), Анна ​Абалихина (хореограф)

Филипп Григорьян на основе текста Павла Пряжко создал в хорошем смысле слова хулиганский спектакль, подрывающий моральные устои юного поколения, но при этом приучающий детей к нешаблонному восприятию театра. История брата и сестры, отправившихся спасать родителей-супергероев из «лунного» плена в компании необычных спутников, напоминает сюжет «Синий птицы» Метерлинка, но это обманчивое ощущение, призванное усыпить внимание бдительных взрослых. Спектакль не сказочный, а скорее революционный и развенчивает ложные авторитеты, главный из которых — родители всегда правы

О том, что взрослые тоже имеют право на ошибку, младшему поколению принято не сообщать. 

Почему спектакль попал в рейтинг:

Один из немногих спектаклей, который честно перешел от определения «детский» к «семейному», не сюсюкая с детьми и поражая взрослых безбашенной смелостью.

Для кого:

Трудно сказать, кто кого должен привести на этот спектакль, – взрослые детей или дети взрослых. В идеале, «Лунная масленица» — для семейного посещения, но те, кто любят яркие, ироничные и высоко художественные постановки, могут схитрить и пойти на него без детей.

8 МЕСТО: «ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА»

Большой театр, Москва
Постановщики: Владиславс Наставшевс (режиссери сценограф), Алексей Верещагин (дирижер), Елисей Косцов (художник по костюмам), Антон Стихин (художник по свету), Александр Рыбнов и Павел Сучков (хормейстеры)

Постановщики отказались от ориентальных мотивов и каких-либо визуальных аллюзий и попытались создать некое надбытовое измерение, максимально отвлеченное от конкретного времени и места действия. Это «чистое» пространство идеально для сакральной атмосферы, погружения в медитацию. На сцене – община, которая рассказывает историю (действие оперы разворачивается на фоне религиозных обрядов). Четыре главных героя – это тоже часть общины, часть ее первобытного сознания. Огромное значение в спектакле приобретает язык жеста. Каждое скупое движение наделяется особым смыслом, поворот головы – это событие. В основе хореографии – синхронный, формальный рисунок, а цвет и свет, их соотношение и взаимодействие задают смены настроения. Цель авторов — не иллюстрировать события, а дать возможность зрителю представить эту историю, совершив погружение внутрь себя.

Для кого:

Спектакль понравится тем, ценит лаконичность жеста и не любит нагромождения декораций и густой населенности действия, а также тем, кто хочет ощутить себя вне времени и пространства.

5 МЕСТО: «ЛОЛИТА»

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Слава Даубнерова (режиссер-постановщик), Сергей Неллер (дирижер), Борис Кудличка (художник-постановщик), Наталия Китамикадо (художник по костюмам), Даниэл Тесарж (художник по свету), Якуб Гуляс и Доминик Жижка (художники по свету) 

Случилось. В Мариинском театре появился спектакль, куда пускают только совершеннолетних, могут потребовать предъявить паспорт. На сцене — подчинение, абъюз, оргазм, изнасилование и убийства — без запретов и табу. Со сцены звучит: «я страдаю от тесноты одежд», «я пытался напасть на пахучий след нимфетки», «я выкрал мёд оргазма», «я не легкая на передок штучка», а также реклама презервативов ecstasy. Все это сопровождается красивой музыкой Родиона Щедрина и упаковано в стильные декорации художника-постановщика Бориса Кудлички. Такая она, новая мариинская «Лолита». Изначально спектакль ставился совсем не для Мариинского театра. И даже не для России. Он шел в Праге. Дирижер Валерий Гергиев, который пристально следит за всеми исполнениями произведений Родиона Щедрина, эту постановку увидел и захотел такую же. Точнее ту же самую. Перенос назвали красивым словом «копродукция», хотя технически это полностью пражский спектакль (даже практически с тем же составом), просто теперь его показывают на Новой сцене Мариинского театра.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За качество выделки вплоть до мельчайших деталей, музыкальную постановку Сергея Неллера и бесстрашное низвержение ханжества завсегдатаев «главной оперной сцены страны».

Для кого:

Поразительно, но факт: несмотря на приведенные выше подробности, в спектакле нет ничего непристойного и эпатирующего. Обнаженное тело аккуратно прикрыто. Провокационные фразы — дословные цитаты из Набокова. Это спектакль свободных людей, затрагивающий актуальные проблемы подростковой сексуализации, домашнего насилия и токсичного замалчивания. Поэтому спектакль хочется смело рекомендовать даже детям старшего школьного возраста (хотя их и не пустят: строго 18+).

«(М)ученик» (2014)

В главных ролях: Никита Кукушкин, Юлия Ауг, Виктория Исакова

Главный герой Вениамин уверен, что пришел к истинному пониманию веры и моральных норм, однако его странное поведение не принимают ни окружающие, ни родные. Честный и порой пугающе откровенный разговор о природе религии, добра и зла, терпимости, взаимоотношений родителей и детей актеры «Гоголь-центра» ведут со своими зрителями уже шесть лет. Идеи автора пьесы, немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, воплотил Кирилл Серебренников. В 2016 году он же подарил постановке новую жизнь на большом экране, однако даже это не мешает ей собирать полные залы.

7 МЕСТО: «РУССКАЯ КЛАССИКА»

Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург
Постановщики: Дмитрий Волкострелов (режиссер-постановщик), Ксения Перетрухина (художник-постановщик), Алексей Лобанов (художник по костюмам), Илья Пашнин (художник по свету), Дмитрий Власик (композитор)

Самое трогательное в этом спектакле — первые минуты растерянности людей, родившихся в современной России, когда они сталкиваются с классикой и классиками, которые раньше для них были словно герои бестиария, хмурые дядьки с портретов в кабинете литературы. Это столкновение после разрыва. 70 советских лет нация прожила в агит-пропагандистом славакапэсэсном комиксе, оборвала связь с «классикой», и вот теперь молодые ребята на сцене ходят и освещают вспышками айфонов затхлые музейные кабинеты, не понимая, как в них жили и о чем думали. Экскурсоводом выступает роботизированный голос. Спасением становится попытка классику заново обжить. Как получится. Своими словами. Или вовсе без слов. С чистого листа, неловко и неуклюже вписаться в экспозицию.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За внушительную попытку миниатюрными средствами и приемами полуторачасового спектакля практически без слов не только охватить литературное наследие столетия от рождения Пушкина до смерти Чехова, но и создать абсолютно невоинственный манифест против российского ханжества.

Для кого:

Спектакль произведет сильное впечатление на тех, кто готов за полтора часа молчания понять о русской классике больше, чем за 10 лет средней школы.

13 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

«Такой театр», Санкт-ПетербургПостановщики: Игорь Сергеев, Владимир Кузнецов (режиссеры) Анвар Гумаров (художник), Станислав Белозеров, Денис Гоголев (художники по костюмам), Дмитрий Мадера (саунд-дизайн)

Пьесы Ивана Вырыпаева, с одной стороны, наделены счастливой постановочной судьбой, и у зрителей почти всегда есть возможность для сравнения. С другой — его драматургия авторитарна и оставляет мало места для режиссерских поисков. Спектакль «Такого театра» — наглядная демонстрация того, как ограничения могут приводить к интересным решениям. Режиссеры Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов нацелили на героев Вырыпаева объектив кинокамеры. Казалось бы, простой приём — поставить актера перед экраном, на котором показывают его же увеличенное изображение, но крупный план увеличил и то, что так тщательно скрывала пьеса за философскими монологами, — человеческие эмоции.

Для кого:

Для поклонников текстов Вырыпаева и тех зрителей, кому не нравится его режиссура. Спектакль не противоречит пьесе, но раскрывает ее не так, как сделал бы сам автор, чью режиссерскую версию «Иранской конференции» пару лет назад привозили на гастроли в Москву.

2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)

Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп. Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой

Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются

«Бесы»

Константин Богомолов

Богомолов остается верным себе и своему методу соединения, казалось бы, несоединимого, когда на стыках чаще слабо, но иногда вполне явственно начинает светиться правда обо всех нас. Казалось бы, ну где Достоевский, а где «Барвиха Luxury Village», в которой давали премьеру «Бесов»? Где цитаты про бога и смерть – а где худи за десять тысяч, которые продавались на этой премьере? Но почему-то именно в этом концертном зале, ставшем почти мемом, история тайного экстремистского общества на фоне бесконечных диалогов о человеческой сущности наполняется жизнью. И почему-то Антон Долин не жалеет червонца на худи с надписью «Бога нет, но он есть», в котором дает интервью Юрию Дудю. Теперь спектакль играют не только в «Барвихе», но и во «Дворце на Яузе», однако вряд ли это скажется на его восприятии, которое создается не местом, а мощным актерским составом с Никитой Ефремовым, Игорем Миркурбановым, Еленой Морозовой или Александрой Ребенок и другими – и даже с участием Владислава Суркова.

11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)

По версии Богомолова Ставрогин — больше не антихрист, как давно договорились литературоведы. Во время недавних визитов в Грецию (где режиссер как раз ставил «Бесов» Достоевского), он узнал, что с греческого «ставрос» переводится как «крест», и придумал, что Ставрогин именно что Христос. Эта идея особенно любопытна, учитывая, что Ставрогина в новом спектакле играет женщина, актриса Елена Морозова. Так режиссер подчеркивает женственную суть героя, а заодно и обнуляет его образ до уровня носителя идеи. Христос-женщина, что может быть более подходящим веку «гендерной флюидности»? Правда, придется смириться, что «Бесы» — это набор штампов из Богомолова. Но так уж устроен сам роман: меньше всего места в нем отводится художественности. Главное — идея. Наверняка, спектакль вызовет негодования по поводу «самого слабого, самого нехудожественного» спектакля Богомолова, но именно эти эпитеты обращали и непосредственно к произведению Достоевского — произведению скорее идейного, чем художественного плана. 

11 МЕСТО: «АНАЛЬНАЯ ОРГИЯ С УЧАСТИЕМ НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ ПОД ОРГАННУЮ МУЗЫКУ»

«Театр Алехандро Валенсио», Москва
Постановщики: Виталий Таныгин, невидимые люди

Психоло­гический эксперимент на тему секса, неловкости и вечной славы от постановщиков, которые каждый год соревнуются сами с собой за звание «спектакля с самым неприличным названием». Зрители сидят друг напротив друга и следуют несложным инструкциям диктора.  Инструкциям по приготовлению качественной анальной оргии. Без сцены. Без актёров. По крайней мере, видимых. В центре внимания — сами зрители и их реакция на всё происходящее. Нет, раздеваться не требуется. Но вступать в интимные контакты придется.

Для кого:

Спектакль подойдет для совместного выхода с друзьями или коллегами, которые обычно в театральных залах скучают или спят. Постановщики призывают приходить на «оргию» немного «прибуханными»

Важно: ценители настоящих анальных оргий, как и поклонники органной музыки, могут остаться разочарованными

13 МЕСТО: «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» (Театр им. Вл. Маяковского)

На театральной сцене почти отсутствует хоррор. Когда режиссер хочет напугать, ему достаточно обратится к утренним газетам, но от такого, настоящего кошмара зритель давно научился отгораживаться. Поэтому триллер в театре — редкость, и Миндаугас Карбаускис делает почти невозможное, транслируя в зал обыкновенный, животный ужас.На первый взгляд, пьеса Томаса Бернхарда лишена внутреннего напряжения. Это еще одна история из газет, причем сорокалетней давности, о судье из Штутгарта, оказавшегося нацистским преступником. Сюжет прост — две сестры и брат тайно празднуют день рождения Гиммлера спустя тридцать лет после победы над фашизмом. Ничего откровенно пугающего на сцене не происходит, и даже шокирующие секреты переданы лишь намеками. При этом недосказанность и тревога в камерном пространстве ощущается так, словно зрителей пустили по минному полю и одна из неразорвавшихся бомб вот-вот сработает.

9 МЕСТО: «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» (Гоголь-центр)

Антон Федоров поставил роман, которым переболело почти все читающие население. На страницах книги Андрея Сальникова описывается быт самой обычной семьи, но через призму сопутствующего заболеванию спутанного сознания. Состояние «температуры под сорок градусов» режиссеру удалось передать в спектакле. Настоящее и прошлое, правда и фантазия смешиваются в салоне автобуса, путешествующего из неизвестно откуда в непонятно куда. Спустя год «Петровы в гриппе» выглядят случайным, но метким пророчеством. Гриппозный бред, преломляющий действительность под фантастическим углом, похож на то, что пережило население земли, наблюдая, как их жизнь искривляется под влиянием эпидемии.

2 МЕСТО: «СВЯЩЕННЫЙ ТАЛИСМАН»

Театр Предмета и Еврейский музей, Москва
Постановщики: Михаил Плутахин (режиссер, автор инсценировки), Илья Юдович (автор инсценировки, художник-постановщик), Ольга Галицкая (художник-постановщик) Петр Волков и Лия Чечик (идея), Дарья Вяткина, Егор Головырин, Руслан Земсков, Юлия Кривошеина (художники), Илья Шаров (композитор), Дмитрий Соболев. Александр Романов (видехудожники), Александр Кузьмин (оператор-постановщик)

Театра Предмета говорит на языке, который сложнее чем тот, что укладывается в слова. «Священный талисман» — это рукотворный мир из тревожных образов и чужих воспоминаний. Он напрямую обращается к подсознанию зрителя, поэтому, не прикасаясь, вы его осязаете, дополняете запахами и узнаете. Как будто видели и тающий замок, и подскакивающие катушки ниток, и белую козочку. То, что спектакль существует одновременно в двух измерениях, как мультфильм на большом экране и как живое действие на сцене размером с письменный стол, только усиливает иллюзию забытого воспоминания.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За расширение границ не только драматического театра, но и приемов театра предмета, который и без того скорее исключение, чем норма в нашем театральном ландшафте.