Список русских самолетов второй мировой войны

Supermarine Spitfire

В летном деле преуспели, конечно, и англичане. И хоть Реджинальд Митчелл являлся конструктором-самоучкой, это не помешало ему создать достойный самолет.

Его первое детище — Supermarine Type 221 — появилось еще в 1934 году. Во время пробного полета самолет сумел разогнаться до 562 км/ч и подняться на 9145 метров всего за 17 минут. Ни одна из крылатых машин того времени не могла похвастать такими выдающими результатами. Не было конкурентов у «англичанина» и в огневой мощности.

В 1938 году в массовое производство для Британских королевских ВВС был определен еще один гениальный «ребенок» Митчелла — Supermarine Spitfire. Вот только сам конструктор до этого момента не дожил. Он умер в 1937 году от рака.

Supermarine постоянно переживал, если так можно выразиться «рестайлинги». Работу над улучшением истребителя проводили конструкторы компании.

Так, самым массовым истребителем Британии стала вариация Supermarine Spitfire MkI. В общей сложности было создано свыше 20 тысяч этих крылатых машин. Всю свою мощь этот самолет продемонстрировал в Битве за Британию.

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

Самолеты союзников

P-51 Mustang, США

Изначально эти самолеты проектировались американцами для английских союзников, но первые версии были очень посредственными. Оснащенные маломощным двигателем, ранние «Мустанги» не могли конкурировать на равных с немецкими истребителями на большой высоте. Но в 1943 году ситуация изменилась, и было принято решение усовершенствовать этот самолет.

Главным нововведением стало увеличение дальности полета, которая была так необходима для сопровождения бомбардировщиков вглубь Рейха. Также Мустанг укрепили и хорошо вооружили, так что он смог эффективно отбиваться от немцев, а более мощный двигатель значительно повысил скорость. Они активно использовались во время открытия Второго фронта, а особенно во время налетов на Токио.

Supermarine Spitfire, Соединенное Королевство

Он считался удивительно простым в обращении, что, в сочетании с производительностью, делало его излюбленным самолетом британских ВВС. Большим плюсом была его «гибкость», так что во время войны специалисты постоянно совершенствовали аппарат.

Кроме того, этот самолет был удивительно долговечен. Как потом вспоминал один из пилотов: «сплитфайры падали на землю, пробивали деревья, перерезали телеграфные и высоковольтные провода, сталкивались в воздухе, у них отваливались части крыльев, и все же они совершали безопасные посадки — с колесами или без них».

Spitfire доказал превосходную оборонительную боевую мощь в Битве за Британию с июля по октябрь 1940 года. В то темное лето «Спитфайр» стал символом британского неповиновения, поскольку в тот момент страна почти в одиночку противостояла немецкой военной машине.

Когда командир люфтваффе Герман Геринг отчитывал своих пилотов за низкую эффективность, он спросил, что им необходимо для победы над островами? Ответ был таким: «дайте нам эскадрилью Spitfire».

03.08.2018

13.03.2020

12.11.2019

24.12.2020

04.10.2017

21.08.2020

26.09.2018

21.01.2020

23.05.2019

05.03.2018

15.06.2017

13.11.2015

14.05.2019

13.06.2019

21.07.2021

11.07.2019

20.03.2019

18.01.2018

Звезды за рулем

Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»

Палубная авиация

Фейри Свордфиш

Совершенно особый род ударной авиации представляла собой палубная, предназначенная для базирования на авианосцы. У наиболее развитых в этом отношении держав — США и Японии — к концу 30-х гг. оформилось два класса таких самолетов: пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. В США пикировщики были представлены, главным образом, самолетами «Дуглас» SBD и «Кертисс» SB2C. В классе торпедоносцев на смену неудачному «Дугласу» TBD пришел «Грумман» TBF. Япония начала войну с пикировщиками «Аичи» D3A и торпедоносцами «Накадзима» B5N, а уже в ходе боевых действий приняла на вооружение пикирующие бомбардировщики «Йокосука» D4Y и торпедоносцы «Накадзима» B6N и «Аичи» В7А. Правда, ввиду потери большинства авианосцев этим самолетам в 1944-1945 гг. приходилось действовать преимущественно с береговых аэродромов.

В Великобритании основу палубной ударной авиации составляли тихоходные бипланы-торпедоносцы «Суордфиш» и «Альбакор» — оба разработки фирмы «Фэйри». Меньшая по сравнению с американскими и японскими кораблями самолетовместимость британских авианосцев вынуждала идти на ухищрения: в 1942 г. на вооружение принимают «Барракуду», следующее изделие «Фэйри», совмещавшее в себе качества торпедоносца и пикирующего бомбардировщика. Свои вариации на тему палубного пикировщика появились также во Франции (LN.410) и Германии (модификация Юнкерс Ju-87С), но ни в первом, ни во втором случае этим самолетам так и не было суждено действовать с палуб авианосцев.

* * *

Ударная авиация — бомбардировочная, торпедоносная, штурмовая — играла важнейшую роль во всех сражениях Второй мировой войны, выполняя самые разнообразные задачи, в числе которых поддержка истребителей (По истребительной авиации Второй мировой краткий обзор читайте здесь). Армады американских и британских четырехмоторных бомбардировщиков методично опустошали вражеские территории, «штуки» проламывали путь германским танковым клиньям, а «пешки» — советским. Над полями боев, в самой гуще зенитного огня, действовали штурмовики, обеспечивая непосредственную поддержку пехоте, ювелирными по точности ударами поражая вражеские танки и огневые точки. Судьбу морских сражений решали палубные торпедоносцы и пикировщики морской авиации, поставившие точку в судьбе не одного линкора и авианосца.

  • Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой — штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы  — М, 2012
  • Andersson H.G. SAAB Aircraft since 1937. — Putnam, 1989.
  • Barnes C.H. Bristol Aircraft since 1910. — Putnam, 1964.
  • Bowman M.W. Boeing B-17 Flying Fortress. — — Crowood, 1998.
  • Francillon R.J. Japanese Aircraft of the Pacific war. — Putnam, 1970.
  • Francillon R.J. McDonnell Douglas Aircraft since 1920. Vol. 1. — Putnam, 1988.
  • Lepage J.-D. Aircraft of the Luftwaffe. — McFarland, 2009.
  • Pace S. Boeing B-29 Superfortress. — — Crowood, 2003.
  • Smith P.C. Curtiss SB2C Helldiver. — Crowood, 1998.
  • Smith P.C. Vengeance! The Vultee Vengeance Dive Bomber. — Airlife, 1986.
  • Thompson S. Douglas A-26 and B-26 Invader. — Crowood, 2002.
  • Thompson S. Douglas Havoc and Boston. — Crowood, 2004.
  • Авиация Великобритании во Второй мировой войне. Бомбардировщики. — Авиационный сборник, вып. 6, 7.
  • Котельников В.Р. Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКС-МО, 2008.
  • Котельников В.Р. Ил-4. «Воздушные крейсера» Сталина. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2009.
  • Котельников В.Р. «Хейнкель» Не 111. Бомбардировщик блицкрига. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Маслов М. «Летающие крепости» Сталина. Бомбардировщик Пе-8. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд. — М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка» ставшая ферзем. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Самолеты Франции. — Авиационный сборник, вып. 10, 11.
  • Хазанов Д.Б. Су-2 принимает бой. Чудо-оружие или «самолет-шакал»? — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А.И. Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»? — М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Харук А.И. «Летающий танк» Гитлера. Штурмовик Hs 129 — от «самолета поля боя» до «убийцы танков». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Харук А.И. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Якубович Н.В. Ту-2. Лучший бомбардировщик Великой Отечественной. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

Самолеты с вспомогательными реактивными двигателями

В последнее время немцы широко используют турбореактивные двигатели в качестве дополнительных установок на обычных своих самолетах. В настоящее время такие установки имеются на дальнем истребителе-разведчике Не-219 (фиг. 8 и 9) и, предположительно, на истребителе-бомбардировщике Ме-410.

Турбореактивная установка на Не-219 (см. «ЭИ» № 278) представляет собой многоступенчатую осевую компрессорную установку длиной 6 м и диаметром 0,9 м, установленную под стрелковой гондолой фюзеляжа. Реактивная тяга двигателя равна, предположительно, 1360 кг на уровне моря. Этот двигатель подобен, возможно, двигателю, установленному на Не-280.

Турбореактивная установка работает на том же горючем, на котором работают основные моторы DB-603, установленные на Не-219. По заявлению одного пленного, реактивная установка на Не-219 повышает на 100 км час скорость самолета и включается на режимах максимальных скоростей. Максимальная скорость Не-219 с этой установкой достигает 720 км/час. Этот самолет был недавно замечен на советско-германском фронте.

Турбореактивная установка на самолете Me-4l0 повышает, предположительно, скорость на 150 км/час.

Подобные вспомогательные двигатели будут, возможно, впредь устанавливаться и на других немецких самолетах.

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

7

Гидросамолеты

  • МДР-2 (АНТ-8) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МБР-2. Морской ближний разведчик. Бериев
  • МБР-7. Морской ближний разведчик. Бериев
  • МДР-5. Морской дальний разведчик. Бериев
  • КОР-1. (Бе-2) Корабельный разведчик. Бериев
  • КОР-2. (Бе-4) Корабельный разведчик. Бериев
  • ЛЛ-143 (Бе-6) Многоцелевая летающая лодка. Бериев
  • Бе-8. Многоцелевой самолет амфибия. Бериев
  • МК-1. (АНТ-22) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МДР-4. (МТБ-1) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МДР-6. (Че-2) Морской дальний разведчик. Четвериков
  • МТБ-2 (АНТ-44) Морской тяжелый бомбардировщик. Туполев
  • Ш-2 Многоцелевая летающая лодка. Шавров
  • Ш-7 Летающая лодка. Шавров
  • САМ-11. Учебная летающая лодка. Москалев
  • СПЛ. Самолет для подводной лодки. Четвериков

Ил-2: машина великой Победы

Советский штурмовик конструкторского бюро Сергея Яковлева – это самый популярный вид боевого воздушного транспорта времен Великой Отечественной войны. Самолеты ВОВ Ил-2 принимали в театре военных действий самое активное участие. За всю историю мирового авиастроения детище С. В. Яковлева считается самым массовым боевым самолетом своего класса. Всего введено в эксплуатацию более 36 тысяч единиц боевого воздушного вооружения. Самолеты ВОВ с логотипом «Ил-2» наводили ужас на немецких асов люфтваффе и были прозваны ими «бетонными самолетами». Главной технологической особенностью боевой машины являлось включение брони в силовую схему самолёта, которая была способна выдерживать прямое попадание 7,62-миллиметровой пули противника бронебойного действия с практически нулевой дистанции. Существовало несколько серийных модификаций самолета: Ил-2 (одноместный), Ил-2 (двухместный), Ил-2 АМ-38Ф, Ил-2 КСС, Ил-2 М82 и так далее.

Истребители

Самолет Кодовое имя
союзников
Первый полет Количество построенных обслуживание
Kawanishi N1K Kyofu Navy Истребитель Гидросамолет Рекс 1942 г. 1532 IJN
Kawanishi N1K1-J / N1K2-J Shiden Navy Наземный перехватчик Георгий 1943 г. 1435 IJN
Kawasaki Ki-10 Армейский истребитель Type 95 Перри 1935 г. 588 IJA
Kawasaki Ki-45 Toryu Army Type 2 Двухместный истребитель Ник 1941 г. 1370 IJA
Kawasaki Ki-61 Hien Army Type 3 Истребитель Тони 1943 г. 3159 IJA
Kawasaki Ki-100 Goshikisen Army Type 5 Истребитель н / д 1945 г. 395 IJA
Армейский штурмовой самолет Kawasaki Ki-102 Type 4 Рэнди 1944 г. 238 IJA
Mitsubishi A5M Navy Type 96 истребитель-авианосец Клод 1937 г. 1094 IJN
Mitsubishi A6M Zero-Sen Navy Type Zero Carrier Истребитель Зик / Хэмп 1940 г. 10939 IJN
Mitsubishi A7M Reppū ВМС авианосный истребитель Сэм 1944 г. 10 IJN
Mitsubishi J2M Raiden Navy истребитель-перехватчик разъем 1942 г. 621 IJN
Mitsubishi Ki-46-III-Kai Army Type 100 Истребитель ПВО Дина 1941 г. 1742 г. IJA, IJN
Nakajima A6M2-N Navy Type 2 Interceptor / Истребитель-бомбардировщик Руф 1941 г. 327 IJN
Накадзима J1N1-S Гекко Ирвинг 1941 г. 479 IJN
Nakajima Ki-27 Армейский Истребитель Тип 97 Нейт 1937 г. 3368 IJA
Nakajima Ki-43 Hayabusa Army Type 1 Истребитель Оскар 1939 г. 5919 IJA
Одноместный истребитель Nakajima Ki-44 Shoki Army Type 2 Tojo 1941 г. 1225 IJA
Nakajima Ki-84 Hayate Army Type 4 Истребитель откровенный 1943 г. 3514 IJA

Ночной бомбардировщик: По-2

Бомбардировщик По-2 (У-2) в мировой авиации считается одним из самых массовых бипланов. В 1920 году он был создан в качестве учебного самолета, и его разработчик Николай Поликарпов даже не думал, что его изобретение будет применено во время ВОВ. В процессе боя У-2 превращался в ночной эффективный бомбардировщик. В то время в военно-воздушных силах Советского союза появились специальные авиационные полки, которые были вооружены У-2. Эти бипланы осуществили более 50% всех вылетов боевых самолетов во время Второй мировой войны.

Немцы называли У-2 «Швейные машинки», эти самолеты бомбили их в ночное время. Один У-2 мог за ночь осуществить несколько вылетов и при нагрузке в 100-350 кг он сбрасывал боеприпасов больше, чем, например, тяжелый бомбардировщик.

Знаменитый 46-й Таманский авиационный полк воевал на самолетах Поликарпова. Четыре эскадрильи включали в себя 80 летчиц, у 23 из которых имеется звание Героя Советского Союза. «Ночными ведьмами» прозвали немцы этих женщин за авиационное мастерство, смелость и храбрость. 23 672 боевых вылета было совершено таманским авиаполком.

11 000 самолетов У-2 было выпущено во время Второй мировой войны. Они изготавливались в Кубани на авиазаводе № 387. В Рязани (сейчас это Государственный Рязанский приборный завод) производились авиалыжи и кабины к этим бипланам.

В 1959 году У-2, который в 1944 году был переименован в По-2, закончил свою блестящую тридцатилетнюю службу.

«Яковлев» Як-9

Эволюционное продолжение яковлевской линейки истребителей Як-1/Як-7 стало самым массовым советским истребителем. Наши заводы произвели 16 769 этих машин, из них 14 500 — до окончания Великой Отечественной войны.

Самолёт был прост в управлении и освоении пилотами(что было важно для имевших проблемы с качеством подготовки молодого пополнения советских ВВС), технологичен в производстве(не у всех были великолепные авиазаводы и кадры, как у США) и обладал прекрасными манёвренными и разгонными характеристиками на малых и средних высотах, где происходили основные воздушные схватки на Восточном фронте. К минусам самолёта можно отнести его явную недовооружённость(всего одна пушка ШВАК в 20 мм и один пулемёт 12,7 мм УБТ) и бедное приборное наполнение

Як-9

Штурмовики Второй мировой

Немецкий пикировщик Юнкерс Ju-87 Stuka

Класс самолетов, предназначенных для действий над полем боя, пожалуй, отличался наибольшей национальной спецификой. Если в СССР такими машинами были «летающие танки» — бронированные штурмовики Ил-2 (самый массовый самолет Второй мировой войны) и Ил-10, то в Германии эти функции поначалу выполняли «штуки» — пикирующие бомбардировщики Ju-87, впоследствии вытесненные истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками FW-190F/G. Имелся в Люфтваффе и свой «летающий танк» — двухмоторный бронированный Хеншель Hs-129В, применявшийся, правда, в относительно небольшом количестве.

В Великобритании и США такие задачи возлагались, главным образом, на истребители-бомбардировщики, хотя американцы и пытались приспособить для этого палубные пикировщики SBD и SB2C — так появились самолеты А-24 и А-25. Попытка создать аналог немецкой «штуки» привела к появлению пикировщика-штурмовика «Валти» «Вендженс», не получившего, впрочем, особого распространения. Наконец, первый вариант знаменитого «Мустанга», принятый на вооружение в США — А-36 «Апач» — тоже считался пикирующим бомбардировщиком, а отнюдь не истребителем. Да и американские легкие и средние бомбардировщики А-20, В-25, В-26 в некоторых модификациях имели сильное наступательное стрелково-пушечное вооружение, позволяющее применять их как штурмовики.

В других странах дела с самолетами непосредственной поддержки обстояли гораздо хуже — как правило, эти задачи возлагались на истребители и бомбардировщики. Лишь во Франции приняли на вооружение довольно удачный двухмоторный штурмовик/легкий бомбардировщик «Бреге» Br-691/693/695.

Как развивалась авиация?

В 1918 году царские авиационные войска были переименованы в Воздушные силы Красной Армии. В период до начала II Мировой Войны российские самолеты по своему качеству намного уступали западным аналогам. Однако появились талантливые конструкторы, которые взяли развитие данной отрасли в свои руки: Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин. Также нужно отметить Петлякова, Микоян и Гуревича.

Начиная с 40-х годов были построены такие виды летательной техники:

  1. Истребители Як-1и ЛаГ-3, по разработкам Яковлева и Лавочкина.
  2. Штурмовик Ил-2, конструктором являлся Ильюшин.
  3. ТБ-3 для бомбардировок, руководителем строительства являлся Туполев.
  4. Истребитель МиГ-3, руководителями его разработки стали Микоян и Гуревич.

Начало отечественной войны было трагическим для авиационных сил СССР, большая часть техники была уничтожена, не успев даже подняться в воздух и не приняв ни одного боя. Да и в воздушных сражениях летчики не имели особого опыта и знания правильной тактики ведения боя, что приводило к большим потерям и человеческим жертвам.

Но в период с 1941 года по приказу правительства началось производство по 50 машин в сутки, это к началу лета, а уже через три месяца выпуск самолетов увеличился в 2 раза по сравнению с прошлыми годами.

Только в 1943 году все изменилось, когда построили такие самолеты, как Як -3, Ла-5 и Ла-7, современные штурмовики с дополнительным местом для стрелка Ил-2, обычные бомбардировщики Ту-2, бомбардировщики для поражения дальних целей ДБ-3.

Развивалась авиация и в годы холодной войны. Было построено более 10 тысяч самолетов, завершилось строительство истребителей четвертого поколения МиГ-27 и Су-29 и началось строительство техники пятого поколения.

Но после развала СССР все, что было начато ранее, приостановили, так как многие заводы находились на территории бывших союзных республик.

В 1997 году были созданы Военно-воздушные войска России, по указу президента Б.Ельцина. Состоялось объединение ПВО и ВВС.

В 2009 году большое внимание было уделено подъему подготовки личного состава ВВС. На сегодняшний момент почти что завершена разработка самолетов пятого поколения ПАК ФА Т-50

На сегодняшний момент почти что завершена разработка самолетов пятого поколения ПАК ФА Т-50.

ВВС Виши и ВВС Свободной Франции или Armee de I`Air de Vichy и Forces Aériennes Françaises Libres (FAFL)

Режим Виши (фр. le régime de Vichy) — официальное название Французское государство (фр. l’État français) — коллаборационистский режим в Южной Франции времен оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 году. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 году (де-факто до 25 августа 1944 года). Официально придерживался политики нейтралитета. Перемирие с Германией, означавшее, фактически, капитуляцию Франции, было неоднозначно воспринято личным составом французских Вооруженных сил. Хотя большинство солдат и офицеров сохранило лояльность правительству, некоторые стремились к продолжению борьбы против нацистов, откликнувшись на призыв генерала Шарля де Голля. Уже 25 июня 1940 года три пилота из GC II/7 во главе с Альбером Литтольфом перелетели на своих D.520 в Великобританию.

Силы Свободной Франции начинались с немногочисленных частей солдат, не пожелавших принять поражение Франции в 1940 году, но со временем выросли и вобрали в себя войска французских колоний, захваченных союзниками, а к 1943 году превратились в грозную и боеспособную силу. ВВС Свободной Франции особенно хорошо проявили себя в 1944-1945 гг. Forces françaises libres (войска Свободной Франции или FFL) состояли из французов, решивших продолжить борьбу против сил стран «Оси» после капитуляции Франции. FFL возглавляло французское правительство в изгнании под руководством генерала Шарля де Голля, а их военная авиация называлась ВВС Forces Aériennes Françaises Libres — FAFL (ВВС Свободной Франции) и пользовалась в качестве эмблемы шестиконечным лотарингским крестом.

Правительство Виши отстояло необходимость сохранения собственных Вооруженных сил, в том числе и авиации. Формально Франция являлась нейтральным государством. Хотя территория сократилась до небольшой части юго-востока Франции, все колониальные владения оставались нетронутыми, и для их сохранения под контролем правительства требовалось приложить немалые усилия.

С точки зрения технического оснащения, военная авиация Франции к моменту перемирия находилась в неплохом состоянии, если сравнивать с 10-ым мая. В истребительной авиации на смену устаревшим MS.406 пришли более совершенные D.520, налаживалось производство MB. 155 и VG.33. Продолжалась сборка, поставлявшихся из Америки Н.75. Но после подписания перемирия, поставки из США прекратились, последняя партия самолетов, погруженных на авианосец, была доставлена на Мартинику, где машины поставили на консервацию. Количественный состав также был достаточным. Одних только MS.406 по состоянию на 20 июля 1940 года числилось 435 единиц, однако, из которых многим необходим был ремонт, а часть ремонту уже не подлежала. Были также около 320 Marcel Bloch различных вариантов.

Формирование состава ВВС Виши проводилось под наблюдением германской контрольной комиссии. В метрополии немцы позволили сохранить на вооружении только самолеты Marcel Bloch (шесть групп по 26 машин) и небольшое количество ночных истребителей Р.631. Организационно они были сведены в два групамента. Так, 22-й групамент, отвечавший за ПВО юго-восточного сектора, включал группы GC 11/1 в Ле Люк, GC II/8 в Мариньяне и GC III/9 в Салон-де-Прованс. 23-й групамент, осуществлявший ПВО юго-западного сектора, насчитывал в своем составе группу GC I/8 в Монпелье и эскадрильи ночных истребителей ECN 1/13 и ECN 3/13 в Ним-Гарон. Еще две истребительные группы — GC 1/1 в Лион-Брон и GC И/9 в Олнате — относились к частям центрального подчинения. Большинство групп, дислоцированных в метрополии, были оснащены самолетами MB. 152 или же вариантами. GC I/8 почти полностью была вооружена MB. 155, один такой самолет находился и в GC И/8, где эксплуатировался в качестве личной машины командира группы.

«Мессершмит» Bf 109

Ещё один долгожитель и символ Второй мировой.Мессершмит» был становым хребтом люфтваффе на протяжении всей долгой Второй мировой, воюя с первого до последнего дня.

Мессер», как иСпитфайр» пережил множество модернизаций и модификаций, но к концу его жизненного цикла они уже перестали идти на пользу. Самолёт погрузнел, потерял часть своей манёвренности, а перегруженное шасси привело к огромной аварийности при посадке. Но в свои лучшие днихудой» был крепким орешком и опаснейшим противником от Заполярья до африканских пустынь. Количество произведённых машин тоже впечатляет: с заводов поднялись в небо более 34 000 Bf 109. 

Мессершмит» Bf 109

Мрачная ирониясто девятого» заключается в том, что машины послевоенной чешской сборки стали одними из первых боевых самолётов новорожденных ВВС Израиля в 1948 году.

Немецкие реактивные самолеты Второй мировой войны

В годы войны Германией были запущены в серийное производство многие реактивные летательные аппараты. Например, реактивные истребители Хейнкель Не 162 и Мессершмитт Ме 262, реактивный перехватчик Мессершмитт Ме 163, реактивный бомбардировщик Арадо Ar 234. Эти самолёты выпустили под конец войны. Если бы Мессершмитт Ме 262 и Арадо Ar 234. вышли в производство в 1942 году, возможно, Германия победила бы в войне. Ведь на исход битвы влиял выпуск «чудо-оружия», как сказал рейхсминистр вооружения А. Шпеер.

Мессершмитт Ме 262

Первым реактивным самолётом Германии считается Мессершмитт Ме 262. Разработка и усовершенствование летательного аппарата проходили с 1938 по 1943 год. В 1944 году началось серийное производство этого самолёта. Всего в люфтваффе поступило 1433 единиц техники. Этот реактивный летательный аппарат превосходил другие модели лишь за счёт скорости (более 800 км/ч), которую ему обеспечивал реактивный двигатель.

Ме 262 использовали в качестве истребителя. У аппарата было много недостатков. Он имел слишком большой пробег при взлёте и посадке, требовал много топлива. Боевая эффективность Ме 262 была низкой. Истребители использовались для отражения налётов на немецкие города американских бомбардировщиков и часто сбивались ими и сопроводительными американскими истребителями.

Арадо Ar 234

У реактивного бомбардировщика Арадо Ar 234 были отличные для боя характеристики. Он мог нести бомбы до 1,5 тонн, имел скорость более 700 км/ч. Его бомбовый прицел обеспечивал точное поражение целей на земле. Этих летательных аппаратов немцы выпустили около 200 единиц. Бомбардировщик использовался изредка. Он расходовал слишком много топлива.

Boeing B-17 Flying Fortress

Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.

5

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109 появился случайно. Из-за натянутых отношений с руководством Германии конструктор не смог получить заказ от правительства на разработку самолета. Но Мессершмит заключил контракт с румынским заводом. Из-за этого в Германии разразился скандал, из-за чего конструктор почти попал в тюрьму. Только вмешательство высшего руководства страны спасло Мессершмита от заточения.

Но, даже несмотря на такое давление, конструктор не стал соблюдать условия контракта и создал самолет, который не соответствовал требованиям государственного контракта. Благодаря такой решительности инженера Германия в начале войны получила истребитель, превосходящий аналоги по все параметрам.

Танк Т-34-85

Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.

Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.

Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.

Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87)

Юнкерс Ю-87 «Штука» — немецкий пикирующий бомбардировщик. Благодаря способности вертикально падать на цель «Юнкерсы» укладывали бомбы с ювелирной точностью. Поддерживая истребительное наступление все в конструкции «Штуки» подчинено одному — попасть в цель. Воздушные тормоза не давали разогнаться во время пикирования, особые механизмы отводили сбрасываемую бомбу подальше от винта и автоматически выводили самолёт из пике.
Юнкерс Ю-87 — главный самолёт Блицкрига. Он блистал в самом начале войны, когда Германия шла победным маршем по Европе. Правда, потом выяснилось, что «Юнкерсы» очень уязвимы для истребителей, так что их использование плавно сошло на нет. Правда, в России благодаря преимуществу немцев в воздухе «Штуки» всё-таки успели повоевать. За характерные неубирающееся шасси их прозвали «лаптёжниками». Дополнительную известность «Штукам» принёс немецкий лётчик ас Ганс-Ульрих Рудель. Но несмотря на свою всемирную известность Юнкерс Ю-87 оказался на четвёртом месте в списке лучших самолётов Второй мировой войны.

3

Советские транспортные самолеты времен Второй мировой войны

1. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 320 км/ч; Дальность полета 2560 км; Высота подъема 7350 метров; Годы производства: 1939-1953; Построено 6157 шт.

2. Ще-2 — советский военно-транспортный самолёт (Щука). Максимальная скорость 160 км/ч; Дальность полета 850 км; Высота подъема 2400 метров; Годы производства: 1943-1947; Построено 567 шт.

3. Як-6 — советский военно-транспортный самолёт (Дугласенок). Максимальная скорость 230 км/ч; Дальность полета 900 км; Высота подъема 3380 метров; Годы производства: 1942-1950; Построено 381 шт.

4. АНТ-20 — самый большой 8-моторный пассажирский советский военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 275 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7500 метров; Годы производства: 1934-1935; Построено 2 шт.

5. САМ-25 — советский многоцелевой военно-транспортный самолёт. Максимальная скорость 200 км/ч; Дальность полета 1760 км; Высота подъема 4850 метров; Годы производства: 1943-1948.

6. К-5 — советский пассажирский самолёт. Максимальная скорость 206 км/ч; Дальность полета 960 км; Высота подъема 5040 метров; Годы производства: 1930-1934; Построено 260 шт.

7. Г-11 — советский десантный планёр. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 3000 метров; Годы производства: 1941-1948; Построено 308 шт.

8. КЦ-20 — советский десантный планёр. Это самый большой планер во время ВОВ. На борт он мог взять 20 человек и 2200 кг груза. Годы производства: 1941-1943; Построено 68 шт.

Надеюсь вам понравились русские самолеты времен Великой Отечественной Войны! Спасибо за просмотр!

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.