Нюансы фильма милоша формана «пролетая над гнездом кукушки»

Оглавление

Краткое содержание фильма Пролетая над гнездом кукушки

Действие картины происходит в 60-х годах. Так как события развиваются в психиатрической лечебнице, основные персонажи фильма – медицинский персонал клиники, среди которых сестра Милред Рэтчед и санитар Вашингтон, а также пациенты:

  • Рэндл Патрик Макмерфи – преступник, обвиняемые в изнасиловании;
  • Вождь Бромден – индеец, прикидывающийся глухонемым;
  • Билли Боббит – юноша, страдающий от заикания;
  • Чарли Чесвик – один из самых робких и боязливых пациентов.

Чтобы лучше понять, в чем заключается в драме Пролетая над гнездом кукушки смысл показанного, нужно кратко вспомнить основные моменты сюжетной линии.

Рэндла Макмерфи помещают в мужское отделение лечебницы для проведения психиатрической экспертизы. Герой настроен оптимистично и намеревается избежать наказания, симулировав психическое расстройство. Но неожиданно для себя он сталкивается с жесткими порядками клиники, за исполнением которых строго следит медсестра Рэтчед.

Свободолюбивый Рэндл возмущен обращением персонала с пациентами. Решив внести разнообразие в унылое «царство», Макмерфи:

  • устраивает карточное состязание, где в качестве приза выступают сигареты;
  • проводит голосование для получения разрешения пациентам смотреть телевизор в неурочное время;
  • подбивает новых друзей самовольно покинуть больницу, отправившись на катере рыбачить;
  • учит Вождя играть в баскетбол.

Позже Макмерфи узнает, что большинство пациентов находятся в лечебнице добровольно. От санитара Вашингтона ему становится известно, что нахождение в больнице может продлиться на долгий срок, все зависит от воли медиков. Это наводит героя на мысль сбежать из клиники.

Подготовка к побегу

В один из дней у Чесвика случается истерика из-за отсутствия сигарет. На Макмерфи, пытающегося достать сигареты для Чарли, набрасываются санитары.

За Рэндла вступается Вождь. Но санитарам удается скрутить подопечных, отправив в наказание на «шоковую терапию». Тут выясняется, что Бромден вовсе не глухонемой и тогда Рэндл предлагает индейцу сбежать вместе с ним.

Напоследок Макмерфи организовывает вечеринку для друзей. Дождавшись ухода Рэтчед, герой подкупает санитара и приводит двух проституток.

Рэндл и индеец, планировавшие покинуть больницу после вечеринки, предлагают Боббиту присоединиться к ним. Но юноша признается, что мечтает о сексе с одной из девушек. Макмерфи устраивает Билли свидание, а сам напивается вместе со всеми и засыпает.

Разоблачение

Наутро сестра Милред застает Билли в постели с девушкой и грозится обо всем рассказать его матери. Угрозы медсестры приводят к тому, что юноша перерезает себе горло.

Макмерфи в ярости пытается задушить Рэтчед, но санитары успевают обезвредить его.

На некоторое время Макмерфи исчезает из отделения. Через несколько дней санитары приводят Рэндла в палату.

Вождь, обрадовавшись возвращению друга, сообщает тому, что готов бежать. Но тут индеец замечает шрамы на лбу у Макмерфи и понимает, что к нему применили лоботомию.

Вождь, набросив на друга подушку, душит его. Затем выбивает решетки и убегает через окно.

Николсон

Успех фильма во многом зависел от того, кто будет исполнять главную роль — бунтаря Макмёрфи. Это сегодня Джек Николсон — признанная звезда первой величины, одно имя которого может сделать фильму кассу. В 1970-е он был, безусловно, известен, за его плечами уже были фильмы «Беспечный ездок» и «Пять легких пьес», но это картины скорее, артхаусные. А это полностью соответствовало задумке Формана: на главную роль он хотел получить актера известного (публика должна была заинтересоваться картиной), но не мегазвезду, чтобы не было ажиотажа. Кстати, Кирк Дуглас сам мечтал сыграть Макмёрфи, он исполнял эту роль в театре, но пока сценарий ждал своего часа, Кирк просто-напросто… состарился.

Интересно, что в процессе съемок позиции Николсона и Формана по отношению к сюжету и герою разошлись, и они перестали разговаривать друг с другом. Общение шло через операторов.

Импровизация

«Форман больше всего заинтересован в том, чтобы заснять случайности», — сказал о нем один из актеров, игравших в фильме. Режиссер и правда очень ценил импровизацию на площадке. То просил придумывать реплики своих героев самостоятельно. То снимал и оставлял при монтаже живую реакцию актеров, а не «сыгранную» по режиссерской указке. Актеры чувствовали себя свободно и фантазировали, как бы их персонаж мог отреагировать в том или ином случае. Многие «чудачества» Макмёрфи были придуманы самим Николсоном на площадке. А Форман часто снимал актеров, когда они находились в образе, но не знали, что камера работает.

Читай так же: «Человек дождя. История, кторая не стареет».

Чем страшна лоботомия

Расцвет этой мозгодробительной процедуры пришелся на 30-е годы ХХ века, когда до нее додумался португалец Эгаш Мониш. Этот «прогрессивный» врач делал маленькую дырочку в черепе пациента и вводил туда проволочку с петелькой. Крутил-вертел в мозгах бедолаги железку, тем самым разрывая связи лобных долей мозга со всеми остальными долями. Назывался процесс красиво: префронтальная лейкотомия. После такого блендерования содержимого черепа пациент становился послушен. Правда, по интеллекту был адекватен двухлетнему ребенку, но зато управляем! Подобной благотворной операции подверглась даже сестра президента Кеннеди. Двадцатилетняя барышня была дерзкой, со склонностями нимфоманки. После лоботомии изуродованная девушка пересела на инвалидную коляску — так и прожила свою длинную жизнь безмозглым овощем.

Самое интересное, что Мониш получил в 1949 году за свое открытие… внимание, сейчас будет барабанная дробь: Нобелевскую премию!!! Да! Родственники искалеченных пациентов неоднократно поднимали вопрос о лишении врача награды, но куда там… Нобелевский комитет своих решений не отменяет. В наши просвещенные времена считается, что лоботомия — тупиковая ветвь эволюции в деле психиатрии, но когда-то эта операция была рутинной — как высморкаться

Во-первых, быстро. Во-вторых, легко. Процесс еще больше усовершенствовал Уолтер Фримен. Железку стали проталкивать через глазницу. Никаких дырок в черепе. Помесили немного мозги — и вуаля. Полезный, тихий, безропотный член общества к вашим услугам

В наши просвещенные времена считается, что лоботомия — тупиковая ветвь эволюции в деле психиатрии, но когда-то эта операция была рутинной — как высморкаться. Во-первых, быстро. Во-вторых, легко. Процесс еще больше усовершенствовал Уолтер Фримен. Железку стали проталкивать через глазницу. Никаких дырок в черепе. Помесили немного мозги — и вуаля. Полезный, тихий, безропотный член общества к вашим услугам.

Лоботомия к 1962 году, когда был написан роман Кена Кизи, уже из моды вышла и перестала быть массовой операцией. Впрочем, в больнице, где снимался фильм, последнее такое хирургическое вмешательство имело место в 1958 году, совсем не так далеко от 1962 года

Адаптации

Роман был адаптирован в пьесу 1963 года , в которой Кирк Дуглас (который купил права на постановку пьесы для сцены и кино) в главной роли в роли Макмерфи и Джин Уайлдер в роли Билли Биббита. В 1975 году была выпущена экранизация с Джеком Николсоном в главной роли , сопродюсером которой стал Майкл Дуглас . Фильм получил пять премий Оскар . Персонажи медсестры Рэтчед и шефа Бромдена появляются как повторяющиеся персонажи в « Однажды в сказке» ABC , где их изображают Ингрид Торранс и Питер Марчин. Netflix и Райан Мерфи создали серию приквелов под названием Ratched, в которой Сара Полсон следует за младшей версией медсестры Ratched . Первый из двух сезонов был выпущен 18 сентября 2020 года.

участок

Рассказывает книгу «Шеф» Бромден, гигантский, но послушный пациент психиатрической больницы, наполовину коренной американец , который представляет себя глухим и немым. Рассказ Бромдена сосредоточен в основном на выходках мятежного Рэндла Патрика Макмерфи , который симулировал безумие, чтобы отбыть наказание за побои и азартные игры в больнице, а не на тюремной ферме. Старшая медсестра, медсестра Рэтчед , управляет отделением с абсолютной властью и небольшим медицинским надзором. Ей помогают три санитара дневной смены, а также ее помощники доктора и медсестры.

Макмерфи постоянно противодействует медсестре Рэтчед и нарушает распорядок отделения, что приводит к бесконечной борьбе за власть между заключенным и медсестрой. Он управляет карточным столом, возглавляет баскетбольную команду отделения, комментирует фигуру медсестры Рэтчед, подстрекает других пациентов к голосованию за просмотр Мирового сериала по телевидению и организует поход на глубоководную рыбалку, в котором должны были быть пациенты » под присмотром «проституток». После утверждения, что он может, а впоследствии и неудачи, поднять тяжелую панель управления в несуществующей комнате гидротерапии (называемой «ванной»), его ответ — «Но, по крайней мере, я попытался» — дает мужчинам стимул попытаться это сделать. постоять за себя, вместо того, чтобы позволить медсестре Рэтчед взять под контроль каждый аспект их жизни. Шеф открывается Макмерфи, однажды поздно ночью обнаружив, что он может говорить и слышать. Сильный беспорядок после рыбалки приводит к тому, что Макмерфи и вождь отправляют на сеансы электрошоковой терапии , но такое наказание не делает ничего, чтобы обуздать буйное поведение Макмерфи.

Однажды ночью, подкупив ночного дежурного, Макмерфи тайно вывозит двух подружек-проституток с ликером в палату и врывается в аптеку за кодеиновым сиропом от кашля и неназванными психиатрическими препаратами. Макмерфи, заметив во время рыбалки, что Билли Биббит — робкий, мальчишеский пациент с заиканием и небольшим опытом общения с женщинами — влюбился в проститутку по имени Кенди, в первую очередь устроил этот взлом, чтобы Билли мог потерять девственность и, в несколько меньшей степени, чтобы Макмерфи и другие пациенты могли устроить несанкционированную вечеринку. Хотя Макмерфи до конца ночи соглашается с планом побега до начала утренней смены, он и другие пациенты вместо этого засыпают, не убирая беспорядок от выходок группы, и утренний персонал обнаруживает в палате полный беспорядок. Медсестра Рэтчед находит частично одетого Билли и проститутку в объятиях друг друга и предостерегает его. Билли впервые заявляет о себе, отвечая медсестре Рэтчед без заикания. Рэтчед спокойно угрожает рассказать матери Билли о том, что она видела. У Билли эмоциональный срыв , он немедленно возвращается к мальчишескому состоянию, и, оставшись одного в кабинете врача, лишает себя жизни, перерезав себе горло. Медсестра Рэтчед винит Макмерфи в гибели Билли. Разъяренный тем, что она сделала с Билли, Макмерфи нападает на Рэтчеда, изнасилуя ее, разрывая ее рубашку и пытаясь задушить до смерти. Макмерфи подвергают физическим ограничениям и переводят в палату Disturbed.

Медсестра Рэтчед пропускает неделю работы из-за травм, в течение которых многие пациенты либо переводятся в другие палаты, либо выписываются из больницы навсегда. Когда она возвращается, она не может говорить и, таким образом, лишается своего самого мощного инструмента, чтобы держать мужчин в узде. Бромден, Мартини и Скэнлон — единственные пациенты, которые посетили прогулку на лодке, остались в палате, и Макмерфи вернулся. Ему сделали лоботомию , и теперь он находится в вегетативном состоянии , что делает его безмолвным и неподвижным. Шеф душит Макмерфи подушкой ночью в акте милосердия, прежде чем поднять панель управления ванной, которую Макмерфи не мог поднять раньше, выбросил ее в окно и сбежал из больницы.

Бросать

  • Джек Николсон в роли Рэндла Патрика Макмерфи
  • Луиза Флетчер в роли медсестры Милдред Рэтчед
  • Уилл Сэмпсон в роли «Шефа» Бромдена
  • Уильям Редфилд, как Дейл Хардинг
  • Брэд Дуриф, как Билли Биббит
  • Сидни Лассик в роли Чарли Чесвика
  • Кристофер Ллойд, как Макс Табер
  • Дэнни ДеВито в роли Мартини
  • Дин Брукс в роли доктора Джона Спайви
  • Уильям Дуэлл, как Джим Сефельт
  • Винсент Скьявелли, как Брюс Фредериксон
  • Майкл Берриман в роли Эллиса
  • Алонзо Браун — помощник Миллера
  • Мвако Кумбака — помощник Уоррена
  • Натан Джордж — помощник Вашингтон
  • Марья Смолл в роли Кэнди
  • Скэтман Кротерс в роли ночного стража Теркла
  • Фил Рот, как Вулси
  • Луиза Мориц в роли Роуз
  • Питер Брокко — полковник Маттерсон
  • Делос В. Смит младший в роли заключенного Скэнлона
  • Йосип Элич — заключенный Банчини
  • Мими Саркисян в роли медсестры Пилбоу
  • Тед Маркленд в роли Хэпа Арлиха

О чем фильм Пролетая над гнездом кукушки

В центре сюжета – жизнь мужского отделения психиатрической клиники, в которой люди оказались по самым разным поводам. Тут есть откровенные овощи и совершенно невинный мальчик, которого в клинику затолкала родная мать с помощью главного чудовища в этом мире – медсестры Милдред. Вообще, мы видим много мужчин, пострадавших от тиранического женского начала, уязвленных своими женами, матерями и просто миром, в котором, оказывается, властвует женский порядок вещей, призванный ограничивать мужскую свободу. Но есть здесь и жертва покрупнее, как символ зла, причиненного цивилизованным Западом естественному человеку — индеец по кличке Вождь.

И вот в отделение попадает уголовный тип МакМёрфи, ирландец, обвиненный в изнасиловании. Он настроен очень бодро, ему даже интересно «закосить» под невменяемого, чтобы отмазаться от срока. Но он еще не понимает куда попал, и кто такая на самом деле местная медсестра. Всю силу этой ведьмы он почувствует на себе позже. МакМёрфи, что называется, настоящий мужчина – его яйца всегда при нем. И никакая медсестричка не сможет его «кастрировать». Это абсолютно свободный человек, не укрощенный, настоящий самец группы Альфа. Казалось бы, его торжество над миром унылых и злобных тёток неизбежно. Он отказывается следовать местным порядкам – у него свои правила.

Другие пациенты, давно затравленные и сломленные, смотрят на него с восхищением, он дарит им надежду, какое-то подобие веры в себя.

И вот в фильме случается кульминация – Мёрфи устраивает грандиозную вечеринку с проституткой, пользуясь отлучкой главной сестры. Каждый из парней получит свой маленький вечер счастья, вот только финал этого «праздника непослушания» более, чем трагичный. Паренёк, впервые в жизни решившийся на близость с женщиной, покончил с собой из страха перед матерью – медсестра застукала его с проституткой и грозится все рассказать. Все остальные просто подавлены и напуганы: им напомнили, что миром правит жестокий, неумолимый ПОРЯДОК — мертвящий, жуткий, ненавидящий свободу.

А того, кто считал себя несокрушимым, просто отводят на специальную процедуру. Все случившееся оказалось прекрасным поводом для медсестры свести счеты с Мёрфи, отправив его на лоботомию – жуткую операцию, превращающую человека в овощ. Трудно поверить, но в середине 20 века она была очень популярной, изобретатель лоботомии даже получил Нобелевскую премию. Итак, поздно ночью искалеченный Мёрфи возвращается в палату. Его никто не видит кроме Вождя. Он сразу понимает что случилось, душит Мёрфи подушкой, а затем ломает окна лечебницы и навсегда выбирается на свободу.

Кого изменило общение с Макмерфи

Старшая Сестра и в шейном корсете, надетом после попытки Макмерфи отомстить за гибель Билли, ничуть не изменилась. Железная леди ею и осталась.

Билли изменился на одну ночь и несколько минут триумфа, когда ему рукоплескали приятели. Даже перестал заикаться.

Больше никогда несчастный паренек не будет готов уйти из сумасшедшего дома, потому что ушел из жизни, убитый железобетонными принципами Старшей Сестры — лучшей подруги его деспотичной матери, которая и затолкала сына в «гнездо кукушки».

Пациенты изменились, почувствовав запах свободы, исходящий от Рэндалла, прокатившись с ветерком на рыбалку, погуляв на последней вечеринке. Надолго ли?

Свободу обрел только Вождь Бромден, выбивший окно и прошедший по пути, однажды показанному погибшим другом.

Основные персонажи романа

Главный герой романа – индеец по фамилии Бромден, он же Вождь, который попал в психиатрическую клинику после Второй мировой войны и успешно прикидывается глухонемым. Именно от его лица ведется повествование, показывая одновременно жизнь клиники изнутри и сознание самого Вождя, страдающего шизофренией.

Центром всего, что происходит в отделении, является старшая сестра Рэтчед (мисс Гнусен). Мы знакомимся с ней еще до того, как разворачивается основная часть действия, и это знакомство превращает историю психиатрической клиники в метафору государства, причем в марксистском его понимании – как аппарата насилия одних над другими.

Рэндл Макмерфи – игрок и жизнелюб, решивший, что в психлечебнице ему будет лучше, чем в колонии. Он быстро входит в курс дела и, хотя поначалу и восхищается хорошей кормежкой и возможностью обыгрывать простачков в покер, не может не видеть, что свобода подавляется здесь сильнее, чем в любой тюрьме.

Награды и номинации

Награда Категория Номинант (ы) Результат
Награды Академии Лучшая картина Майкл Дуглас и Сол Зэнц Победил
Лучший режиссер Милош Форман Победил
Лучший актер Джек Николсон Победил
Лучшая актриса Луиза Флетчер Победил
Лучший актер второго плана Брэд Дуриф Назначен
Лучший сценарий — по материалам другого материала Лоуренс Хаубен и Бо Гольдман Победил
Лучшая операторская работа Хаскелл Векслер и Билл Батлер Назначен
Лучший монтаж фильма Ричард Чу , Линзи Клингман и Шелдон Кан Назначен
Лучшая оригинальная музыка Джек Ницше Назначен
Награды американских редакторов кино Лучший отредактированный полнометражный фильм Ричард Чу, Линзи Клингман и Шелдон Кан Назначен
Бодил Награды Лучший неевропейский фильм Милош Форман Победил
Премия Британской киноакадемии Лучший фильм Победил
Лучшее направление Милош Форман Победил
Лучший актер в главной роли Джек Николсон Победил
Лучшая женская роль в главной роли Луиза Флетчер Победил
Лучший актер второго плана Брэд Дуриф Победил
Лучший сценарий Лоуренс Хаубен и Бо Гольдман Назначен
Лучшая операторская работа Хаскелл Векслер и Билл Батлер Назначен
Лучший монтаж Ричард Чу, Линзи Клингман и Шелдон Кан Победил
Международный кинофестиваль в Чикаго Лучшая особенность Милош Форман Назначен
Сезар Награды Лучший зарубежный фильм Назначен
Награды Давида ди Донателло Лучший иностранный режиссер Милош Форман Победил
Лучший иностранный актер Джек Николсон Победил
Премия Гильдии режиссеров Америки Выдающиеся режиссерские достижения в кино Милош Форман Победил
Золотой глобус Лучший фильм — драма Победил
Лучший актер в кинофильме — драма Джек Николсон Победил
Лучшая женская роль в фильме — драма Луиза Флетчер Победил
Лучший режиссер — кинофильм Милош Форман Победил
Лучший сценарий — Кинофильм Лоуренс Хаубен и Бо Гольдман Победил
Новая звезда года — актер Брэд Дуриф Победил
Золотой экран Победил
премия Грэмми Лучший альбом с лучшим саундтреком, написанный для специального фильма или телешоу Джек Ницше Назначен
Награды Круга кинокритиков Канзас-Сити Лучший режиссер Милош Форман Победил
Kinema Junpo Awards Лучший иностранный режиссер Победил
Награды Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса Лучший фильм Победил
Настро д’Ардженто Лучший иностранный режиссер Милош Форман Победил
Награды Национального совета по обзору Десять лучших фильмов 3 место
Лучший актер Джек Николсон Победил
Национальный совет по сохранению фильмов Национальный реестр фильмов Введенный
Награды Национального общества кинокритиков Лучший актер Джек Николсон Победил
Награды Круга кинокритиков Нью-Йорка Лучший актер Победил
Лучшая актриса второго плана Луиза Флетчер Второе место
Награды Ассоциации онлайн-кино и телевидения Зал славы — Кинофильм Победил
Приз зрительских симпатий Любимый фильм Победил
Сант Жорди Награды Лучший иностранный актер Джек Николсон (также для « Плотское знание» и «Пассажир» ) Победил
Премия Гильдии писателей Америки Лучшая драма, адаптированная для другого медиума Лоуренс Хаубен и Бо Гольдман Победил

В 2015 году фильм занял 59-е место в списке BBC «100 величайших американских фильмов», составленном кинокритиками со всего мира.

  • 100 лет AFI … 100 фильмов — №20
  • 100 лет AFI … 100 героев и злодеев :
    • Медсестра Рэтчед — злодей №5
    • Р.П. Макмерфи — назначенный герой
  • 100 лет AFI … 100 Cheers — № 17
  • 100 лет AFI … 100 фильмов (выпуск к 10-летию) — № 33

Скрытое послание фильма Пролетая над гнездом кукушки

Таким образом мы видим, что во всей этой истории есть один единственный человек, способный измениться и обрести полноту жизни – тот, кто в начале фильма даже не умел говорить. Все, что случилось, всколыхнуло его память, разум – все его существо – и подтолкнуло к свободе. Он не мог не убить Мёрфи, потому что герой должен остаться героем. Мёрфи сам бы попросил его об этом как о милости, если бы еще сохранил способность думать и говорить.

Удивительно, но с каждым годом фильм Формана наполняется все новым смыслом. Мы видим, как общество, выстроенное, казалось бы, на разумных и прогрессивных основаниях, каждый день лишает человека свободы и права на выбор. Многие открыто говорят, что в этой цивилизации естественное мужское начало подавлено – оно не нужно, ему нет места. Люди каждый день кастрируют и лоботомируют себя сами в ужасе перед свободой, в страхе не вписаться, вызвать недовольство «курятника».

Ни одного вскрика, всплеска воли , свободного желания вы не услышите в царстве потребления и политкорректности. А ведь социалистический лагерь, которым нас так пугали как местом подавления свободы личности, давно уже распался. Почему же человек не стал вольным и прекрасным в новом мире – мире победивших «прав и свобод»?

Почему писатель Кен Кизи никогда не смотрел фильм

Творец — существо ранимое. Ну, а кого порадует, если твою идею берут, да и перекручивают. В книге всю историю излагает громадный представитель коренной национальности Соединенных Штатов, над которым в клинике неслабо поизгалялись: 200 сеансов электрошока — это вам не шуточки.

То ли перманентный электрошок тому причиной, то ли голоса предков, но индеец Бромден считает себя экстрасенсом, проникающим в суть вещей. Это в книге. В фильме же Бромден — просто молчаливая гора со шваброй, а единственным главным героем стал Рэндалл Патрик Макмерфи. Причем в фильме Макмерфи — харизматичный, дружелюбный, но все же преступник и разгильдяй, а не олицетворение приносящего себя в жертву пастве огненноволосого Христа, как в книге.

В романе мы видим все происходящее глазами Бромдена. Он трактует больницу как чудовищный Комбинат, где всевидящая Старшая Сестра (аналог Старшего Брата из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984») ломает людей одного за другим, а «туманная машина» накрывает страдальцев дымом.

В фильме все не так инфернально. Мы смотрим своими глазами (а не глазами индейца по прозвищу Вождь) на обычную клинику для душевнобольных, где все достаточно терпимо, пока не начинаются карательные меры после покушения на убийство мисс Рэтчет.

Впрочем, суд против авторов фильма Кен Кизи так и не выиграл. Да и стоило ли ему действовать по хорошо знакомому нашей публике принципу: «Не читал, но осуждаю»? Однажды Кену представился случай посмотреть экранизацию, когда он, переключая каналы, наткнулся на уже идущее кино. Но, поняв, что происходит на экране, писатель немедленно выключил телевизор.

Фон

«Пролетая над гнездом кукушки» был написан в 1959 году и опубликован в 1962 году в разгар Движения за гражданские права и глубоких изменений в подходе к психологии и психиатрии в Америке. В 1960-е годы началось неоднозначное движение к деинституционализации , действие, которое повлияло на персонажей романа Кизи. Роман является прямым продуктом времени Кизи, работавшего в кладбищенскую смену санитаром в психиатрической больнице в Менло-Парке, Калифорния . Он не только разговаривал с пациентами и наблюдал за работой учреждения; он также добровольно принимал психоактивные препараты , включая мескалин и ЛСД , в рамках проекта MKUltra .

В дополнение к работе с Project MKUltra , Кизи принимал ЛСД в развлекательных целях. Он выступал за употребление наркотиков как путь к личной свободе, и это отношение нашло отражение во взглядах психологов того времени. В 1960-х годах считалось, что ЛСД предлагает лучший доступ к человеческому разуму. Говорят, что переживания каждого человека различаются; эмоции и переживания варьировались от превращений в другие формы жизни, религиозных переживаний и крайнего сочувствия. Именно опыт Кизи с ЛСД и другими психоделиками заставил его сочувствовать пациентам.

В романе постоянно говорится о различных авторитетах, которые контролируют людей с помощью изощренных и принудительных методов. Рассказчик романа, Вождь, объединяет эти авторитеты в своем сознании, называя их «Объединением» в связи с механистическим способом, которым они манипулируют и обрабатывают людей. Авторитет Альянса чаще всего олицетворяется в образе медсестры Рэтчед, которая управляет обитателями психиатрической больницы романа посредством сочетания наград и тонкого стыда. Хотя она обычно не прибегает к традиционно суровой дисциплине, ее действия изображаются более коварными, чем действия обычного тюремного администратора. Это потому, что тонкость ее действий не позволяет заключенным понять, что они вообще находятся под контролем. Вождь также видит комбинат в плотине дикой реки Колумбия у водопада Селило , где охотились его предки-индейцы, и в более широком конформном обществе послевоенного американского общества потребления . Критика в романе психиатрической палаты как инструмента угнетения, сравнимого с тюрьмой, отражает многие утверждения, которые в то же время делал французский интеллектуал Мишель Фуко . Точно так же Фуко утверждал, что невидимые формы дисциплины угнетают людей в широком социальном масштабе, побуждая их подвергать цензуре аспекты себя и своих действий. Роман также критикует выхолащивание мужчин в обществе, особенно в персонаже Билли Биббита, заикающегося пациента с острой болезнью, которым доминируют медсестра Рэтчед и его мать.

Центральные элементы « Пролетавшего над гнездом кукушки» воплощают социологический анализ институтов в целом, в частности аналитического подмножества психиатрических больниц, проведенного Эрвингом Гоффманом. Описание Гоффманом процедур приема во все учреждения, например, отражает понятие «объединения», поддерживаемое персонажем шефа Бромдена: «Процедуры приема можно назвать« урезанием »или« программированием », потому что, таким образом, возведенные в квадрат, новоприбывшие позволяет формировать и закодировать себя в объект, который может быть введен в административный аппарат, чтобы над ним можно было плавно работать с помощью рутинных операций »(стр. 16). Кроме того, поведение пациентов в « Полете над гнездом кукушки» представляет собой диапазон адаптаций ко всем институтам, описанный в разделе VI «Мира заключенных» эссе «Характеристики институтов в целом».

Популярные сегодня пересказы

  • Старый гений — краткое содержание рассказа Лескова Случай в Петербурге, который произошел с одной милой, доброй старушкой-помещицей, был по ее словам «вопиющим», поскольку затрагивал ни ее одну, а почти весь Петербург.
  • Вниз по волшебной реке — краткое содержание сказки Успенского Эту замечательную сказку написал знаменитый писатель Эдуард Успенский. Как всегда, тема добра и зла является главной сюжетной линией.
  • Крепкий мужик — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой рассказа «Крепкий мужик» – Николай Шурыгин, недалекого ума, любящий выпить, но при этом здоровый мужик. Он работает бригадиром в колхозе «Гигант».
  • Неизвестный цветок — краткое содержание сказки Платонова Однажды на пустыре между камнями на небольшом участке глины вырос цветок. Рос он совсем один и даже не знал цветок, как выглядит и называется. На пустыре не росло больше цветов и трав

История создания фильма

В США старт фильму дают продюсеры, владеющие правами на постановку. Права на экранизацию романа принадлежали Кирку Дугласу, тому самому, который запомнился по роли Спартака. Он мечтал об этой картине, вел переговоры с Милошем Форманом, жившим тогда в Чехословакии, однако запустить производство не удалось. Студии боялись вкладывать деньги в фильм о психиатрической клинике, Форман жил в Восточной Европе и даже не смог получить по почте роман для ознакомления… Сдвинуть дело с мертвой точки смог только сын Кирка — Майкл Дуглас, который в 1975 году нашел деньги и заключил контракт с Форманом, переехавшим к тому времени в США.

Как режиссер Милош Форман переставил акценты в ленте

Литература и кинематограф — это разные вещи. Образные средства — из несходных арсеналов. Не существует экранизации, переводящей язык вербальный на язык визуальный с абсолютной точностью. Попытка внедрить в экранизацию закадровый авторский голос — вообще примитивный прием, порожденный беспомощностью. Да, лучшие фильмы сняты по романам. И есть две причины, почему такие киноленты сразу попадают в разряд востребованных.

  • Экранизации подвергаются только проверенные временем и читательской реакцией романы. Никто не станет снимать фильм по графоманской чуши.
  • Зрителям интересно снова погрузиться в атмосферу книги и сравнить сформировавшийся в их воображении образ с образом, созданным кинорежиссером и съемочной группой.

«Страсти-мордасти» (позаимствуем удачный термин у Максима Горького), возникшие в мозгу не совсем адекватного индейца, рассказывающего о своем пребывании в сумасшедшем доме, раскрывали гнетущую картину Комбината, подавляющего волю людей. Старшая Сестра — уродливая мощная тетка, монстр, крушащий направо и налево как пациентов, так и санитаров. В фильме мисс Рэтчет — аккуратная миловидная дама, строгий невозмутимый профессионал, с излишним рвением выполняющий свои обязанности.

Она искренне верит, что «тщательно продуманный порядок» нельзя нарушать ради какого-то бейсбола по телевизору, а о «преступлении» юного Билли Биббита, непременно надо сообщить матери.

Рэндл Патрик Макмерфи

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Суть конфликта заложена и в названии романа, не до конца переданном по-русски. «One Flew Over The Cuckoo’s Nest», вероятно, следовало бы перевести дословно, как «Один выпал из гнезда» или «Кто-то выпал из гнезда» (кажется, именно так в одном из самопальных переводов звучит название фильма Формана). Именно в этом варианте перевода куда явственнее звучит намек на некоего одиночку, конфликтующего с обществом и готового, как сказали бы сейчас, выйти из зоны комфорта. И это еще одна черта антиутопии: основной конфликт разгорается, когда в замкнутом обществе оказывается новый для него человек (Дикарь в «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли) или же кто-то из прежних членов общества «просыпается» и начинает действовать вопреки предписанию (Уинстон Смит у Оруэлла или Сэм Лаури в фильме «Бразилия»).

Таким «свежим кавалером» у Кена Кизи становится Рэндл Макмерфи – игрок и жизнелюб, решивший, что в психлечебнице ему будет лучше, чем в колонии. Он быстро входит в курс дела и, хотя поначалу и восхищается хорошей кормежкой и возможностью обыгрывать простачков в покер, не может не видеть, что свобода подавляется здесь сильнее, чем в любой тюрьме. Более того, впоследствии оказывается, что большинство сидящих здесь вполне здоровы и могут выписаться «хоть до обеда», но остаются в палатах, прячась от мира и общества. Птенцы выпадают из гнезда, когда учатся летать и готовы покинуть его – но эти птенцы, или, как говорит один из героев, кролики, уже никуда не отправятся. Или все же сестра Рэтчед переоценивает свои силы?

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Макмерфи изо всех сил пытается расшевелить болото, в котором вязнут пациенты, пусть его методы и далеки от ортодоксальных. Он то заключает рискованные пари по доведению персонала до ручки, то организует поездку на рыбалку, которая оказывается эмоциональным центром третьей части романа и всего повествования в целом. В описании поездки даже проскальзывают ноты юмора, превращающего трагедию существования в психушке в комедию столкновения пациентов со внешним миром. И тем мрачнее оказывается финальная четвертая часть романа. После рыбалки жизнь пациентов не может остаться прежней – и это закономерно ведет к очередному нарушению правил, которое стоит жизни Макмерфи и Билли Биббиту.

И здесь стоит вспомнить, что Макмерфи вовсе не однозначно положительный герой. Рэтчед знает, в какое место бить, чтобы оттянуть от него сторонников: Макмерфи игрок, провокатор, не прочь поживиться деньгами сравнительно богатых пациентов, а одним из обвинений в его адрес становится секс с несовершеннолетней. И все же его провокации оказываются средством куда более действенным, нежели таблетки и электрошоки. К концу романа большая часть пациентов выходит из клиники или переводится в другие отделения, где, можно надеяться, выздоровление пойдет быстрее. Кстати, в экранизации Милоша Формана этого тоже нет: финал ленты 1975 года от этого становится только ярче, но сила влияния Макмерфи на остальных пациентов оказывается приглушена.

А Вождь к концу романа Кизи почти излечивается от бредовых видений и оказывается на свободе, делая последний ход и не давая победить сестре Рэтчед.

«Я знал твердо: он бы не допустил, чтобы такое вот, с пришпиленной фамилией, двадцать или тридцать лет сидело в дневной комнате, и сестра показывала бы: так будет со всяким, кто пойдет против системы. Это я знал твердо».

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

И если обычно бунтарь либо взрослеет, либо гибнет (что великолепно показано, например, в «Отцах и детях» Тургенева), то Кен Кизи предлагает третий путь, и тоже во вполне коммунистическом духе: бунтарь может погибнуть, но заразить собственным свободным примером других. А как они сами распорядятся свободой – личное дело каждого, и не его вина, что некоторые попросту не готовы к свободе.

К слову сказать, Макмерфи явно бы одобрил то, что произошло с Кеном Кизи после выхода романа. Будь он обычным конформистом, Кизи мог бы еще очень долго пожинать плоды заслуженного успеха, однако интерес к ЛСД привел его прямо в объятия движения хиппи – быть может, тех самых свободных людей, которыми Макмерфи хотел видеть пациентов клиники, разве что чуть помоложе. Дальнейшее описано в уже упомянутом нами романе Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест». Коммуна хиппи под названием «Веселые проказники», психоделические путешествия в раскрашенном автобусе, явно повлиявшие на эстетику битловского фильма «Magical Mystery Tour», спонтанные музицирования в компании группы Grateful Dead… И почему-то кажется, что останься Макмерфи жив, он стал бы желанным гостем на борту этого автобуса.