Оглавление
Военная и научная карьера[править]
Изучение различных источников и творчества поручика Ржевского позволяет установить, что пик его научной деятельности пришёлся на время после войны 1812 года.
Поражает разнообразие знаний и интересов этого историка. Поручик Ржевский
- великолепно разбирается в хороших французких винах (также как и во всех «горящих» жидкостях)
- тонкий ценитель хорошей кухни (мы все помним, с каким интересом он однажды искал раков в реке)
- разбирается в технике (точно знает, куда деть лишнюю свечку)
- знаком с химией (стал держать серебрянный портсигар в нагрудном кармане)
- одним из первых стал создавать ныне популярный олимпийский вид спорта — баб-слей
- способен на Поступок (не боится выйти во двор во время сильного ветра).
Семантическое влияние[править]
Вороной конь Ржевского. Памятник установлен в Вороно-ржевской области
Мы часто даже не задумываемся, насколько наша речь пропитана наследием поручика Ржевского, этакими «ржевизмами». Вот некоторые из них:
- ржать — неподдельно-искреннее выражение весёлого настроения
- Ржевск — город-герой, получивший это звание и переименованный в честь своего знаменитого земляка
- ржавчина — остатки объектов шуток поручика Ржевского
- рожь — злак, который особенно любил конь поручика Ржевского
- «Над пропастью во ржи» — автобиографическая повесть коня поручика Ржевского
- Вороно-ржевская область — названная так в честь вороного коня поручика Ржевского
Театр, литература, песни
Спектакли с главным персонажем поручиком Ржевским проходят на сценах театров разных городов России. Первая постановка по пьесе «Давным-давно» увидела свет в канун Великой отечественной войны. В 1941 году Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию. До сих пор спектакль с успехом проходит в Центральном Академическом театре Российской армии.
Поручик Ржевский в пьесе «Давным-давно»
В конце 1970-х годов персонаж попал в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.
В новом тысячелетии к образу поручика обратились режиссеры Ростовского молодежного театра, презентовав зрителю спектакль «Вперед, гусары!» и Хабаровского музыкального театра, где прошла постановка «Подлинная история поручика Ржевского».
Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского»
Главная роль в столичных храмах Мельпомены доставалась блестящим актерам. Образ Ржевского примеряли Владимир Зельдин, Геннадий Гущин, Андрей Богданов и другие. Шурочку Азарову впервые представила публике Мария Бабанова, актрису сменяли Любовь Добржанская, Лариса Голубкина, Татьяна Морозова.
Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал киноповесть «Честь имею, поручик Ржевский!»
Карикатура про поручика Ржевского
Разобраться в биографии персонажа предлагают документальные издания – «Личные воспоминания и все слышанное», выпущенное по мемуарам племянницы героя, княгини Ржевской, и «Поручик Ржевский и другие» под авторством Олега Кондратьева.
Взоры к гусару обращали и художники со скульпторами. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский», а скамейку около химического завода в украинском Павлограде украсила скульптура, приглашающая отдохнуть и заодно сделать фото с героем фильмов и анекдотов.
Поручик Ржевский на скамейке
Кстати, анекдоты – отельная тема в разговоре о поручике. Шквал смешных мини-историй хлынул после выхода картины «Гусарская баллада». Анекдоты в основном вульгарные, нарушают мыслимые рамки приличия. Поручик предстает в них пошляком, не умеющим поддержать разговор, хамом и наивным мужиком, который все воспринимает буквально.
В числе главных персонажей фольклора рядом с Ржевским оказалась Наташа Ростова, хотя ничего общего с поручиком не имеет. Появилась девушка в анекдотах после успеха фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком. Компанию Ростовой часто составляют и другие герои великого романа, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Иногда вдруг появляется сам Лев Толстой, а в роли советчика часто выступает Александр Пушкин. Это просто современники Ржевского, которых народ легко «подружил» друг с другом.
Любимый народный персонаж не оставляют в покое до сих пор, о гусаре слагают стихи и песни
Ржевского балуют вниманием даже рэперы. В 2017 году поклонники «титана российской рэп-культуры» Гарри Топора получили в подарок новый альбом «Человек в ежовых рукавицах», один из треков которого посвящен народном у герою
Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.
Роман «Война и мир»[править]
Авторство бессмертного романа традиционно приписывают графоману Леопарду Никаноровичу Толстому. Однако по единодушному мнению экспертов-ржевсковедов, этот роман в действительности был написан поручиком Ржевским. Во время крымской кампании, Ржевский в карточной игре проиграл рукопись романа Толстому, с которым они служили в одном полку на Кавказе. После смерти Ржевского Толстой всего-лишь переписал рукопись своим почерком и выдал за своё произведение. Подтверждением плагиата является корявое вступление на французском языке. По свидетельству современников, с французским у Ржевского было не очень. Бедный словарный запас поручика, изобилующий примитивным матом марсельских матросов, всегда приводил в недоумение его собеседников и заставлял краснеть французского посланника на балах.
В романе Ржевский хотел сохранить на века образ своей любовницы и соратницы Наташи Ростовой. Буквенный анализ известных (реконструированных) работ поручика и текста романа показывает, что они составленны практически из одних и тех же букв. При анализе нет смысла учитывать вставки французской (?!?!?!) речи в этот исконно русский текст. Французская галиматья была скорее всего написана Ржевским в состоянии острого алкогольного опьянения.
Воинская служба
Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.
В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.
В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила «кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.
В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.
В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка.
Современный автор Дм. Репин в произведении «Поручик Ржевский. Гусарская поэма» (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).
В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Гарик Харламов в передаче «Какие наши годы» одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах «Городок» Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.
Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: — Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён в 2006 году ему памятник.
Сам Ржевский в пьесе говорит: — По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а зелёный. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.
В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.
Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.
И в бронзе демографии способствует…
Но пока у ржевитян эта идея только «блуждала в умах», бронзовая фигура отвязного гусара появилась в… украинском Павлограде Днепропетровской области. В посёлке имени 18 Сентября у центральной проходной химического завода. Ржевский лихо сидит на ребристой спинке лавочки, видимо, в ожидании барышни, и подкручивает ус. Не с бухты-барахты он тут утвердился! Поводом к появлению его здесь в 2006 году послужила фраза из «Гусарской баллады»: «Мундир на вас, я вижу, павлоградский!» И всё сошлось! Местный историк Виктор Бушин, дотошно порывшись в доступных архивах и мемуарных источниках, показал, что возникшая в городе легенда о «павлоградском происхождении» литературно-киношного и фольклорного героя имеет фактологическую основу: в старых документах Павлоградского гусарского полка и впрямь упоминается некий поручик Ржевский!
vesti.dp.ua
Памятник поручику Ржевскому в украинском Павлограде.
Кандидат наук опубликовал свои изыскания в местной прессе. И хотя их не подтверждают ни в городском краеведческом музее, ни в музее павлоградского горотдела Службы безопасности Украины, где якобы хранятся списки полка, они нашли отклик в сердце знаменитого скульптора из Минска Владимира Жбанова. Он с охотой откликнулся на просьбу павлоградцев подарить им их знаменитого «земляка» в бронзе.
В 2010 году точно такой же литой заправский поручик оседлал спинку бронзовой скамейки на улице Щепкина в Курске. Но там его скульптурное воплощение почему-то больше называют «Проигравшимся гусаром». Куряне также претендуют на то, чтобы их губернский город считался малой родиной знаменитого героя анекдотов. Тем более что местный краевед Михаил Лагутич тоже докопался до некоего поручика Ржевского, который якобы жил в Курской губернии при губернаторе П.Н. Демидове, назначенном на эту должность в 1831 году. Правда, своими повадками на «всеми любимого» героя он вообще не походил.
kinofan.ucoz.club
Поручик Ржевский в Курске.
В июле 2012 года в стотысячном подмосковном Долгопрудном в канун 55-летия города на площади (Василия) Собина под ёлками на аллее вальяжно разместился ещё один близнец павлодарского Ржевского. Там скульптуре тоже активно полируют, «где и что надо», — то есть преемственность традиции налицо. Однако в городе физиков, оборонщиков, водников и бывших дирижаблестроителей не объясняют, как имя поручика связано с, в общем-то, юной местной историей, чем он им столь люб (наряду с Джоном Сильвером и Дюймовочкой творения рук того же белорусского ваятеля, которые были установлены тогда же). Ведь Долгопрудный получил статус города лишь в 1957 году (ныне это самостоятельный городской округ), а история здешних мест не сохранила каких-либо преданий о событиях 1812 года (да здесь ещё и в 1928 году проживало всего-то полтора десятка человек). Но так или иначе, а с момента установки памятника «гусару №1» наблюдается заметный рост рождаемости в этой точке Подмосковья: если в 2010-м в городе жило около 91 тыс. человек, то в 2021 — уже более 116 тысяч! Причём, судя по местной статистике, в этих «демографических взрывах» количественно лидируют мальчики.
Фото автора
Памятник поручику Ржевскому в подмосковном Долгопрудном.
Поручик Ржевский — откуда этот персонаж?
Хотя образ брутального и в любых обстоятельствах остроумного военного существовал в русских анекдотах уже со времён войны 1812 года, к поручику он не имеет никакого отношения.
Дмитрий Ржевский — бретёр, задира, игрок, любитель поволочиться за барышнями и пьяница, но при этом большой патриот и очень храбрый человек — в войне 1812 года участия не принимал.
Не мог он этого сделать. Ибо фигура вымышленная.
Имя Дмитрия Ржевского
прославилось в 1940 году, после того как драматург Александр Константинович Гладков написал героическую комедию в стихах «Давным-давно». Первоначально она называлась «Питомцы славы».
В 1941 году появилась её радиопостановка.
Эта пьеса о гусарах и событиях 1812 года была создана Гладковым под впечатлением двух книг, прочитанных им в детстве, — «Дети капитана Гранта» и «Война и мир».
Драматург очень хотел, чтобы пьеса получилась весёлой и яркой. У неё даже был эпиграф — «Роскошествуй, весёлая толпа, в живом и братском своеволье!»
Это строчки из стихотворения Дениса Давыдова. Но летом 1941 года началась ещё одна война и изменила направленность пьесы. Эпиграф Гладков убрал.
Именно в этой пьесе на пороге дома отставного майора Азарова впервые появляется поручик Дмитрий Ржевский — такова история возникновения этого персонажа. И говорит слова, по которым мы можем легко узнать героя всем известных анекдотов:
[править] Постановки
В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве (Тюрин Ю. Серьёзная комедия // Музыкальная жизнь, 1981, № 15. — С. 5-6): «В новом спектакле („Гусарской балладе“ — Р. В.) всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива». A на следующий, 1981 г., И. А. Чернышёв повторил постановку в Челябинском театре оперы и балета.
15 ноября 2011 года в Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера еще одной редакции, ее создали балетмейстеры С. Р. Бобров и Юлиана Малхасянц. Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету «Гусарская баллада» и балету «Наполеон Бонапарт». Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников-младший. Эта постановка, названная балет-водевиль, вызвала интерес и хвалу критики. Главное ее отличие от первой редакции состоит в том, что артисты не только танцуют, но и поют. Несколько изменен и фон, на котором развивается основной сюжет; достаточно сказать, что одно из мест действия — публичный дом, а среди персонажей появляется фигура, которой не было в первоначальной версии балета, но есть в одноименном фильме — это сам фельдмаршал Кутузов (см. видеоролик в начале статьи).
Образ поручика в театре
Дмитрий Ржевский — главный персонаж пьес «Давным-давно» (первоначально называвшейся «Питомцы славы», первая постановка Ленинградский театр Николая Акимова, 1941); производной от неё «Вперёд, гусары!» (Ростовский молодёжный театр, 2010), самостоятельной пьесы «Честь имею, поручик Ржевский» (Киевский театр сатиры, 2000-е годы), и балета Тихона Хренникова «Гусарская баллада» (первая постановка — Кировский театр, 1979).
Поручика на драматической сцене играли:
- Андрей Богданов
- Геннадий Гущин
- Владимир Зельдин
- Владимир Кулаков
- Вячеслав Разбегаев
- Василий Усольцев
- Сергей Федюшкин
- Владимир Шевяков
- Павел Цитринель
и многие другие.
Партию Ржевского на балетной сцене исполняли:
- Вадим Гуляев (Ленинград, Москва)
- Юрий Гумба (Ленинград)
- Николай Ковмир (Ленинград)
- Юрий Владимиров (Москва)
- Виктор Барыкин (Москва)
- Николай Дорохов (Москва)
- Геннадий Акачёнок (Куйбышев)
и другие.
Музыкальная комедия «Подлинная история поручика Ржевского» (2011), композитор Владимир Баскин, либретто Олега Солода, тексты музыкальных номеров Игоря Бедных. Поставлена в Магадане, Минске, Иваново, Иркутске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Саранске, Волгограде, Бугуруслане.
Роль женского образа в творчестве[править]
Поручик Ржевский на балу щупает грудь Наташи Ростовой
Безусловно, именно отношение к женщине, знание тончайших струн женской души выдвинуло поручика Ржевского в ряд ведущих российских историков. Кто ещё мог с такой непринуждённостью сказать женщине «Позвольте Вам впендюрить» — и при этом не бояться пощёчины? Кто ещё мог сравнить романтический момент с ощущениями от кормления коня с руки?
Особое место в исторической деятельности поручика занимают те женщины, которые профессионально были знакомы с искусством любви. Так и хочется сказать, что он отдавал им должное — но это будет не совсем точно. Правильнее будет сказать, что он считал недостойным брать с них деньги за проведённое вместе время. Поражает тонкая душевная организация поручика, когда во время одной такой встречи он буквально обливался слезами, сопереживая юному возрасту девушки.
Поручик Ржевский в фильме 1962 года. Рядом — его любовник (или наоборот)
[править] История создания
Пьеса
По поводу авторства пьесы существуют различные мнения, сходящиеся в одном: истинный автор пьесы не А. Гладков, а кто-то другой. Однако точного ответа на этот вопрос пока не существует.
Пьеса «Давным-давно» («Питомцы славы») появилась в 1940 году. Написана она была в стихах. Автор создал это произведение в стиле водевиля, но водевиля патриотического (водевиль советской властью воспринимался как искусство упадническое, не зовущее строить коммунизм во всем мире, — и потому не слишком популярное на советских сценах; а вот патриотическая тематика властью вполне приветствовалась, и потому даже разрешался непринужденный водевильный стиль). Была даже подобрана характеристика пьесы: героическая комедия в стихах.
Сюжет переносил действие во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия воевала со вторгнувшимися в ее пределы наполеоновскими войсками. Главная героиня Шурочка Азарова, представляясь своим несуществующим корнетом кузеном Шурой Азаровым, бежит на войну, где случайно встречается со своим официальным женихом поручиком Дмитрием Ржевским. Тот, не слишком-то и влюбленный в свою невесту, по-мужски дружит с «корнетом» и даже представить себе не может, что под мужским мундиром скрывается его суженная. Есть домысли, что прототипом главной героини стала Надежда Андреевна Дурова, отправившаяся на войну в облике юного корнета. Однако на самом деле Шурочка Азарова — образ собирательный, а весь сюжет пьесы не имеет к настоящей Н. А. Дуровой никакого отношения. Конец пьесы обычный — водевильный: «корнета» разоблачают, в нем узнают Шурочку Азарову и всё заканчивается победой российских войск и свадьбой Шурочки и истого влюбившегося в нее поручика Ржевского.
Постановка этой веселой пьесы совпала с началом Великой Отечественной войны, и она стала восприниматься как героико-патриотическая. Пьеса пользовалась огромным успехом, она обошла несколько театров, особенно успешной была постановка в 1943 году в Московском театре Советской армии (режиссер А. Д. Попов, композитор Т. Н. Хренников; а в 1962 году кинорежиссер Э. А. Рязанов создал музыкальный художественный фильм «Гусарская баллада», композитор Т. Н. Хренников.
Либретто
По свидетельству балетного историка Бориса Тарасова, с идеей создания балета по пьесе «Давным-давно» выступил в конце 1960-х годов А. А. Белинский, написавший либретто для постановки балета, в котором главная партия создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер — Олег Михайлович Виноградов. Однако постановке не суждено было сбыться.
Прошло 17 лет — и Виноградов вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского. А за музыкой обратился к Т. Н. Хренникову, которому тема этого сюжета была уже знакома по спектаклю и фильму. Композитор думал использовать свою музыку для создания мюзикла, но предложение о балете заинтересовало его и он взялся за работу над балетом.
Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографиеского произведения, а непосредственно ставить балет предложил Дмитрию Брянцеву, на что тот согласился.
Новый балет получил название такое же, как и фильм — «Гусарская баллада».
Анекдоты о поручике Ржевском
Начали появляться в 1962 году после фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятом по пьесе Гладкова к 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Главная героиня этих анекдотов — Наташа Ростова — осчастливила русский фольклор своим присутствием на несколько лет позже благодаря успеху фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».
В 1970-1980 годы в кинематографе появилось ещё немало фильмов о бравых гусарах. Это способствовало тому, что неотъемлемой частью советского быта стали смешные, веселые, скабрезные истории о поручике Ржевском.
Что отличает эти анекдоты?
Нарушение всех правил и приличий.
Он не умеет поддерживать светские разговоры, невежа, хам, то и дело говорит о том, о чём говорить не принято, и всё воспринимает буквально.
Как здесь:
— Корнет, послушайте, какое стихотворение я сочинил: «Употребляйте маракуйю, она приносит пользу организму!»
— Поручик, а где рифма?
— Корнет, и вы туда же. Сначала провоцируете на рифму, а потом всем рассказываете, какой Ржевский пошляк-с!
Снова вспомнился анекдот:
И еще много анекдотов про поручика Ржевского:
Поручик, несмотря на определённую свою скабрёзность, всё-таки был дельным и, главное, — хорошим человеком.
Потому что он:
Был настоящим патриотом:
Сидит поручик Ржевский, что-то пишет. Входит полковник:
— Поручик, что вы пишете?
— Да вот, сочиняю гимн нашего полка.
— Неужели? Дайте-ка почитать… Да тут же сплошной мат!
— Ну почему… Вот, во второй строчке, слово «знамя»…
Хорошо учился в школе:
— Скажите, поручик, что такое монархия?
— Это когда страной правит король.
— А если король умрёт?
— Тогда королева.
— А если умрёт королева?
— Валет!
Мыслили стратегически:
Поручик Ржевский собирается на бал и кладёт себе в правый карман банан. Денщик спрашивает:
— Зачем вам, поручик, в правом кармане банан?
— Вот пойду я танцевать с дамой. В танце она прислонится к моему правому боку, почувствует что-то твёрдое, придёт в смущение и начнёт двигаться к моему левому боку. А на середине мы её, голубушку, и встретим!
Любил:
— Поручик, кого вы больше любите — женщин или лошадей?
— Видите ли, господа, если бы не лошади — я бы не успевал ко всем дамам, у которых имею успех, а если бы не было дам — так и ехать вроде как некуда.
Был замечательным наездником:
Ржевский вышел на крыльцо, приосанился, вскочил в седло и понёсся по дороге так, что пыль столбом. Проскакав две версты, он остановился.
— Мать честная, а лошадь-то где?
Крепко выругавшись, Ржевский поскакал обратно.
Отменно стрелял:
У поручика Ржевского спрашивают:
— Поручик вы стрелялись когда-нибудь из-за женщины?
— Нет. Из-за дерева стрелялся, а из-за женщины не приходилось!
Всегда приходил на помощь даме:
Наташа Ростова на балу танцует с Безуховым. У Наташи распухшие губы.
— Наташенька, что это с вами?
— Да мы давеча с господином Ржевским на лодке катались, и мне пчёлка на губу села…
— Боже! Она вас ужалила?
— Нет… Не успела. Господин Ржевский её веслом убили-с…
— Поручик, я слышал, что вы женитесь на графине Лиговской. А вы знаете, что с ней спит весь Тамбов?
— Фи, Тамбов… Я там бывал. Тысяч двадцать мужиков, не больше.
Обожал театр:
Поручик Ржевский в театре. Смотрит «Отелло». Отелло нудно выпытывает у Дездемоны, где платок, который он ей подарил. Ржевскому это надоедает, и он кричит из зала:
— Господа, дайте же вы ему, наконец, платок, или утрись рукавом, сморкач, и не мешай действию!
Музицировал:
— Поручик, вы играете на гитаре?
— Играю.
— А на рояле?
— Играю.
— А на барабане?
— Конечно.
— А на арфе, поручик?
— Вот на арфе нет — карты сквозь струны проскальзывают…
*
Наташа Ростова:
— Мама, мама! Поручик Ржевский знает пошлые песни.
— Он что, пел их при тебе?
— Нет, насвистывал…
Был франтом:
Поручик Ржевский с нетерпением ждёт, пока Наташа Ростова оденется, чтобы пойти с ней в театр. Наконец ему надоело, и он кричит:
— Ну, сколько же вам нужно времени, чтобы собраться? Посмотрите на меня: кусок ваты в ухо — и я готов!
Знал толк в еде:
Поручик Ржевский наставляет корнета Оболенского, что можно лучше всего подать на ужин, чтобы приятно удивить приглашённую даму:
— А когда, корнет, поросёнка будете на стол подавать, рекомендую вам в качестве особенного украшения засунуть предварительно в каждое ухо по пучку петрушки, а в рыло — свежее яблоко.
Корнет:
— Помилуйте, поручик, она же меня в таком виде и не узнает!
И просто был джентльменом:
На балу пожилая дама смотрит в зеркало и говорит:
— Когда я была молодая, я была такая страшненькая…
Ржевский, проходя мимо:
— Вы прекрасно сохранились, мадам.
Сложная история поручика
Незаурядная личность — это мягко сказано. Поручик Ржевский сочетает в себе невероятные, на первый взгляд, вещи. Он одновременно хвастун и человек долга, патриот и азартный игрок, великолепный танцор и ярый противник высшего света. Главными чертами поручика (которые впоследствии станут визитной карточкой всех гусаров) всегда были отчаянная храбрость в битвах и влечение к слабому полу.
Прославил образ поручика актёр Юрий Яковлев, который полностью вжился в роль гусара-повесы. Датой «рождения» персонажа можно считать 1962 год, когда на экраны вышел фильм «Гусарская баллада», подробно рассказывавший зрителям о похождения смелого вояки и охотника за женскими сердцами. Следует отметить, что в фильме Ржевский предстаёт в довольно благовидном свете. Да, он шут и нахал, но при этом обладает и важными человеческими качествами. Своё истинное «лицо» поручик обретает уже в процессе фольклорной эволюции. С годами рассказы и анекдоты с участием Ржевского приобретают всё более пикантный и смелый оттенок.
Кстати, кинолента «Гусарская баллада» создана на основе пьесы под названием «Давным-давно», которую в 1941 году драматург Александр Гладков представил широкой публике. В свою очередь, писатель вдохновился стихотворением, принадлежавшим перу реально существовавшего гусара Дениса Давыдова. Таким образом, можно сказать, что реальный прототип, благодаря которому появился Ржевский, реально существовал.
[править] Действующие лица и сюжет
- Шура Азарова
- поручик Ржевский
- Иван, слуга Шуры
- Граф Нурин
Шура Азарова — Екатерина Максимова, Ржевский — Вадим Гуляев. Большой театр (Москва). Фото Е. Фетисовой
Граф Нурин — Василий Ворохобко. Большой театр (Москва). Фото из музея Большого театра
- Денис Давыдов
- Жермон
- Друг Ржевского
- Генерал
- Азаров, дядя Шуры
- Губернатор
- Князь Балмашов
- Французский офицер
- Кузины
- Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты
Сюжет балета повторяет пьесы, хотя, конечно же, какие-то сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические.
В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу-маскараду. Его племянница Шура вместе со своими кузинами примеряет маскарадные костюмы. Шурочка оделась в гусарский мундир. Появляется гусар Ржевский, нареченный жених Шуры, с которой он еще не успел познакомиться. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда жениха отвлекают на гостей, Шурочка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, причем Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная кисейная барышня. Однако праздник омрачен — приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней.
Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она — то есть корнет — принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга — кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна «корнета» раскрыта: он — племянник майора Азарова и невеста поручика Ржевского. От такого изумления Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым.
COVID-19 его не минул…
Наверное, самый «не пошлый» анекдот про поручика Ржевского это о том, как он сдавал экзамен по истории военного искусства в Академии Генерального штаба. Преподаватель задал вопрос: «Какое самое древнее оружие вы знаете, поручик?» — «Каменный топор, господин полковник». — «И почему же тогда люди воевали каменными топорами?» — «Дикари-с».
На фоне пандемии возникло множество посвящённых COVID-19 хохм
Одна из них: «После 2020 года лопоухость будет считаться признаком осторожности, благоразумия и гражданской ответственности». Так вот, и наш «первоапрельский» фольклорный герой очень ответственно соблюдал санитарные требования властей
zhurnal.lib.ru/c/chekmarew_w_a
Поручик Ржевский и «дикари-с».
Но автор здесь не анекдоты намерен пересказывать. А, коль было отмечено, что поручик Ржевский не замыкается лишь в рамках «пошляка-гусара», то есть большой смысл расширить границы нашего представления о нём. Ведь «откуда-то» же он взялся в армейском обиходе, где и без него всегда хватало специфического юмора («Эй, вы трое, оба ко мне!», «Копать от забора до отбоя», «Не хотите жить как люди, будете жить по уставу!» и прочее). Поручик активизировался в армейской среде, весьма индивидуализировался в ней, потеснил в чём-то Василия Ивановича с Петькой и, судя по новому анекдоту, не собирается «сдавать позиции». Всегда задорный, повечно в одном и том же звании, что его совершенно «не смущает», неутомимый балагур, забавник и приколист!.. Да будет удивительно многим узнать, что он уже давно не только увековечен в бронзе, но ему и посвящены отдельные научные работы. У него есть «реальная» биография! И не одна! И сразу несколько городов «борются» за право считаться малой родиной фольклорного персонажа! Расскажем.
Музыка
- В России[где?] в конце 1990-х годов была создана музыкальная группа «Поручикъ Ржевский». Дебютный альбом назывался «Голубые гусары» ().
- В России[где?] в 2004 году была создана музыкальная группа «Поручик Ржевский», получившая скандальную известность из-за двусмысленных текстов. Дебютный альбом назывался «Ночь_и_бал» (). Состав инструментов «под народные»: баян, гусли, балалайка, гитара, духовые, ударные. Вокал: «Поручик Ржевский» (выступает в гусарской форме поручика), «Наташа Ростова», «Анка Пулемётчица».
- Песня Александра О’Карпова «Марш поручика Ржевского».
- Гарри Топор — Поручик Ржевский (2017 год).
Кафе «Поручик Ржевский» во Ржеве