Покрас лампас

Художник, который творит на крыше

Проведя два года в таких «гастролях», Покрас решил сменить стены заброшенных домов и монитор компьютера на классический холст. Стал писать картины с зашифрованными в каллиграфии цитатами Дали, Пикассо, Матисса, Малевича и Кандинского, которыми он восхищался. Что-то удавалось продавать через соцсети и по знакомым, что-то оставалось в квартире-мастерской.

Идея переосмыслить привычную художественную форму пришла к Покрасу в начале 2015 года. Он задумал масштабный проект — огромное каллиграфическое изображение на крыше. Идеей загорелся и его друг, Сергей Валяев — режиссер и продюсер компании Cameraptor production, актер-оператор фильма «Хардкор». Оплатить все расходники и предоставить часть техники согласилась Panasonic — компания следила за творчеством Валяева и была рада прорекламировать свою новую камеру необычным образом, поясняет Покрас. В обмен художник должен был указать, при чьей поддержке создан проект.

«Я в последние лет 5-6 я практически ни с кем не вижусь, даже с семьей. Но это позволяет мне участвовать в культурных событиях мирового масштаба. За счет того, что я всегда бил в одну точку, многие двери открылись для меня гораздо быстрее, чем можно было ожидать».

Уговорить на сотрудничество владельцев местных крыш оказалось сложнее, чем международный бренд. «Сначала мы рассматривали крыши в Санкт-Петербурге, но там нам раз за разом отказывали и отели, и музеи, и частные здания, — рассказал Forbes Валяев. — Даже несмотря на то, что мы предлагали купить краску за свой счет и вообще не требовали от людей никаких вложений финансовых, они все равно почему-то не хотели видеть работу Покраса у себя на крышах». Первым согласился предоставить площадку Музей стрит-арта в Петербурге, но потом изменил свое решение. «Был риск, что на той крыше, где он хотел рисовать, краска бы отколупывалась и забивала сточные трубы», — пояснили Forbes в пресс-службе музея.

Через знакомых Покрас и Валяев вышли на более смелых управляющих московского кластера «Красный Октябрь». Они согласились предоставить для арт-эксперимента крышу бывшей кондитерской фабрики. За несколько дней почти круглосуточной работы Покрас создал огромную работу — расположенные по кругу зашифрованные надписи, которые охватывают всю площадь крыши в 1650 кв. м. Эту каллиграфию эксперты Книги рекордов Гиннеса признали самой большой в мире.

Несмотря на рекорд, арт-объект остался практически без внимания российских СМИ, но зато вызвал волну интереса со стороны зарубежных изданий. Привлечь западных журналистов, по мнению Лампаса, удалось благодаря видео, за съемку и монтаж которого отвечал Валяев, — на YouTube оно набрало почти 700 000 просмотров. «Правильная фото- и видеодокументация проекта — это возможность продлить его жизнь на многие годы», — считает художник.

Покоренные бренды

Один из главных в своей карьере коммерческих контрактов Покрас заключил в середине 2016 года. Тогда с художником связались менеджеры модного дома Fendi, которые увидели ролик с «Красного Октября» и пригласили сделать нечто подобное на крыше их штаб-квартиры, которая расположена во Дворце итальянской цивилизации в Риме. Переговоры, согласования и подготовка заняли почти год: нужно было застелить крышу особым материалом, чтобы краска не протекла на мрамор, при этом была экологичной и при демонтаже не навредила окружающей среде. «Я лично поехал искать местный «Леруа Мерлен», подбирал материалы, составлял смету, искал подрядчика. Иначе проект просто бы сорвался», — говорит художник.

Стоимость контракта он не раскрывает, но уверяет, что вся прибыль ушла на создание мини-фильма о новом арт-объекте. Видео, которое вновь помогал делать Сергей Валяев, набрало на YouTube почти 2 млн просмотров. Как и ролик с «Красного Октября», новое видео привело новых клиентов, в частности помогло заключить контракт с Yves Saint Laurent. В честь выхода нового аромата Покрас раcписал 5-метровую букву Y. Затем были Ralph Lauren, заказавший каллиграфические принты для пиджаков и тренчей, Dries Van Noten (принты для новой линии одежды), Levi’s (дизайн джинсовой куртки) и т.д.

Эти коллаборации в среднем приносят Покрасу по 1-2,5 млн рублей прибыли. У художника было более 10 таких партнерств с известными брендами, из них семь — за последний год (Hyundai, Lamborghini, NASDAQ, MAC Cosmetics, ФК «Локомотив», Альфа-банк).

В Москве, кроме крыши «Красного Октября», художник разрисовал еще одно общественное пространство — переход между Курским вокзалом и ТЦ «Атриум». На сводах перехода и на полу зашифрованы цитаты Малевича, Кандинского, Маяковского, а стены оформлены зеркалами, что создает эффект расширения пространства. С генеральным директором УК «Атриум менеджмент» Павлом Чекрыжовым художник познакомился несколько лет назад. «Это случилось при интересных обстоятельствах — провели ночь вместе, — интригует Чекрыжов. — Стояли в очереди за новыми кроссовками от Kanye West в Париже». По его словам, они сразу нашли общий язык и задумались о совместном творческом проекте. «Переход — это переосмысление пространства, для зрителя это полная смена обстановки. Это не стандартный подход, который обычно применяют к общественным пространствам в Москве», — объясняет Покрас.

Себестоимость работы составила несколько миллионов рублей, которые выделил совладелец девелоперской компании «Ингеоком» (владелец «Атриума») Эрнест Рудяк. По словам Покраса, на этом проекте он снова ничего не заработал — «сделал просто потому, что это круто».

Спустя год в переходе «Атриума» Юрий Дудь снимал свою программу про героев нового поколения, в их числе журналист назвал и Покраса Лампаса. «Результат был, конечно, очень крутой: огромное количество людей стали узнавать на улицах, подписываться в соцсетях», — говорит Покрас. И это люди, которые следят за культурой, актуальной социальной и политической повесткой, добавляет художник.

Только переходом сотрудничество Лампаса с «Атриумом» не ограничилось. Через год художник начал расписывать и фасады торгового центра. Цель — сделать «уличную галерею», собрав в одном месте несколько стрит-арт художников. «Этим проектом больше всего нам хочется победить фразу «а, да это все мазня». У нас готово около 70% фасадов, и каждая из работ показывает определенный уникальный стиль в современном искусстве», — рассказывает Чекрыжов.

DR

Покрас Лампас сейчас

В 2019 году Лампас стал героем документального фильма «33 слова о дизайне», в котором речь пошла о реалиях российской индустрии. Лента была показана при поддержке фестиваля Beat Films. В картине рассказывалось о творчестве отечественных дизайнеров, в том числе Артемия Лебедева, Антона Шнайдера, Валерия Голыженкова и других.

Среди новых знакомств года — встреча с голливудской звездой Уиллом Смитом в Будапеште. Лампас побеседовал с актером на тему творческого сотрудничества и даже снял небольшое видео.

Одежда Покраса Лампаса

В 2020 году Покрас стал участником акции компании «Сникерс» «Призы от звезд» вместе с Мигелем, Настей Ивлеевой, Ириной Горбачевой и другими.

Кроме того, Лампас был приглашен для сотрудничества с Мариинским театром. Он стал автором видеоинсталляции для балета «Прикосновение к свету» на музыку Филиппа Гласса. Хореографом проекта выступил Илья Живой.

Работы

  • 2015 — каллиграфия на крыше бывшей фабрики «Красный Октябрь» в Москве
  • 2017 — каллиграфия на крыше Дворца итальянской цивилизации в Риме
  • 2017 — роспись пешеходного тоннеля, соединяющего торговый центр «Атриум» и Курский вокзал в Москве
  • 2017 — каллиграфия на крыше в Португалии
  • 2018 — роспись площади перед стадионом «Локомотив» в Москве
  • 2019 — роспись 30 квадратных метров лоскутного полотна из футера, плащевки, денима и других тканей в рамках совместного перформанса с универсамом ДЛТ
  • 2019 — арт-объект «Супрематический крест» в Екатеринбурге
  • 2019 — роспись фасада концертного зала «Юпитер» в Нижнем Новгороде

От Арсения Пыженкова до Покраса Лампаса

Арсений Пыженков родился в Московской области в 1991 году. По пути из Королёва в Москву он рассматривал идущие вдоль железной дороги заборы, покрытые граффити. Во время одной из таких поездок, вдохновленный стрит-артом, студент факультета рекламы решил посвятить себя искусству. Диплом рекламщика Арсений Пыженков так и не получил, зато стал Покрасом Лампасом — каллиграфом, основателем нового направления современного искусства и медийной личностью.

Псевдоним художника звучит так легко и несерьезно, что сложно представить, какой на самом деле труд и насколько глубокий смысл вложен в его работы. Покрас не имеет художественного образования, с его слов, он вообще не очень-то умеет рисовать. Искусство каллиграфии он начал постигать самостоятельно, а после учился у известного мастера в Корее. Ежедневно оттачивая мастерство, Покрас Лампас добавляет новые элементы, экспериментирует с толщиной линий, наклоном шрифтов, слиянием разных языков. В буквах, цифрах, отдельных словах и фразах зашифрован код единения прошлого, настоящего и гипотетического будущего. Покрас поднял современное искусство на новый уровень, навсегда запечатлев в нем кириллицу.

Начало пути

Арсений с псевдонимом Покрас Лампас живет уже практически 10 лет. Как утверждает сам каллиграфист, поначалу он придумал его просто для себя ради некой шутки. Имя Покрас пришло ему практически сразу в голову, а Лампас стал смешным дополнением к имени, так как данный дуэт показался ему весьма смешным и рифмичным. Родители, на удивление отнесли к деятельности сына весьма спокойно, так как Арсений умеет убеждать, а еще он с самого раннего возраста показывал свое увлечение к творчеству. Его всегда увлекали различные эскизы и иллюстрации из книг.

В колледже он учился на факультете экономики, но это не было его истиной страстью, поэтому после года обучения он решает покинуть колледж и вернуться в школу для того, чтобы в будущем поступить в институт на специалиста по рекламе. Но и там он до победного не задержался, после пяти лет учебы он решает покинуть институт, так как считает, что людям такой профессии диплом не нужен.

Самое главное это портфолио, ведь именно по нему будут брать на работу. Кроме того, он утверждает, что способ обучения во многих российских институтах весьма старомодно, а преподаватели старой закалки порой не дают полностью раскрыться, поэтому приходится идти по привычному им пути. К тому же в учебу включаются предметы, которые определенно не относятся к самой профессии, а также время на дорогу и в итоге студенты получают мало ценного в процессе обучения.

Дальнейшие успехи

Арсений всегда стремился к своему собственному оригинальному стилю, а потому не задумывался о ширине и высоте каких-то деталей

Для него было важно поймать настрой и начать творить. Немало было выиграно конкурсов, так как каллиграфией Арсений начал заниматься довольно давно

А изучив работы Нильса Шу Мёльмана и Люки Барчеллоны, он определил, что ему больше по душе готические буквы.

Так как Покрас Лампас является самоучкой, всю свою базу он набирал самостоятельно. Но после такого, как его пригласили давать мастер классы, он решил углубиться в историю готических букв и стал еще лучше изображать данную каллиграфию. Вся его работа это сплошная импровизация, все идеи приходят к нему в процессе работы.

А главным его заработком являются коммерческие заказы. Самым любимым городом является Москва, но для более спокойной работы ему больше всего подходит Санкт-Петербург, поэтому на данный момент он проживает там, а во время крупных проектов перебирается в столицу.

Ссылки

Личная жизнь

За 2 недели до наступления Нового 2017 года талантливому каллиграфу и его девушке — блогеру и модели Альберте Берлин (Ушаковой) — петербургский журнал «Собака.ru» посвятил отдельную рубрику, наделив титулом самой эффектной пары Северной столицы. Однако через год, в мае 2018-го, на своей странице в «Инстаграме» Пыженков опубликовал пост о грустных переменах, касающихся такого раздела биографии, как личная жизнь:

Покрас Лампас расписал Ламборгини

К августу 2019-го в строке «семейное положение» в личном аккаунте «» у Арсения значилось лаконичное «в активном поиске». Но при этом без внимания противоположного пола привлекательный мужчина (рост Лампаса — 180 см) явно не страдает.

В марте в «Твиттере» Покрас разместил скриншоты переписки с неизвестной женщиной, предлагавшей знакомство со своей дочерью-архитектором. Впрочем, эти фото обнародованы не для того, чтобы потроллить собеседницу, а выразить восхищение ее предприимчивостью и находчивостью.

Крест в асфальте

Впрочем, в России имя Покраса Лампаса сейчас на слуху не из-за международных контрактов или похода к Дудю, а из-за регионального скандала. В июле 2019 года в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия» художник расписал площадь Первой пятилетки. В огромный крест Покрас вписал цитату из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».

Работа вызвала негодование православных активистов. Директор Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова обратилась на своей странице в Facebook к мэру Екатеринбурга с требованием убрать граффити. В тот же день коммунальные службы закатали часть работы в асфальт.

Глава Орджоникидзевского района Екатеринбурга Роман Кравченко потом объяснял, что заливка асфальтом пешеходного перехода, где был размещен арт-объект, включена в летний план работ, однако точной даты начала ремонта не было. «Я могу только извиниться за своих работников, за то, что в данном случае произошло рассогласование», — сказал чиновник. На запрос Forbes ни в районной администрации, ни в мэрии Екатеринбурга не ответили.

Сам Покрас ситуацию вокруг своей работы воспринимает спокойно. «Мне, честно говоря, нравится моя работа в том виде, в котором она была изначально

Но также мне очень важно, чтобы она была не про расслоение города, а наоборот про его сплочение, про объединение. То, что произошло, тоже является некой частью творческого высказывания, жизни, истории города»

На днях стало известно, что арт-объект в итоге приведут в менее провокационный вид, уведя от ассоциаций с крестом. «Конфликт разрешен, организаторы фестиваля и Покрас Лампас нас услышали, доводы приняли, и решили переделать работу таким образом, чтобы креста не было. Нас это вполне удовлетворило, далее ограничивать творческую свободу не собираемся», — заявила Forbes Оксана Иванова.

Общественный резонанс — только на пользу художнику, уверен генеральный директор IQ Art Management Александр Начкебия. «Я не знаю, какую эстетическую ценность приносила та работа, которую закатали, но, безусловно, тот пиар, который получил он от того, что коммунальщики по наводке провластных ребят закатали за одну ночь арт-объект в асфальт, он как современный художник выиграл. Для его карьеры это только плюс», — говорит Начкебия.

Многие классные художники ни бе ни ме по-английски, не идут на взаимодействие с брендами, никак не хотят себя пиарить, хотя порой им даже не на что купить краски и холст. Такая разумная сговорчивость и трудолюбие Покрасу однозначно помогают

Примечания

  1. . vc.ru. Дата обращения: 21 октября 2018.
  2. ↑ . Esquire. Дата обращения: 21 октября 2018.
  3. Анна Иванова. . . Русские Эмираты (1 марта 2019). Дата обращения: 2 марта 2019.
  4. вДудь. (17 января 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018.
  5. ↑ . Собака.ru. Дата обращения: 21 октября 2018.
  6. ↑ . Sports.ru. Дата обращения: 21 октября 2018.
  7. ↑ . Sports.ru. Дата обращения: 21 октября 2018.
  8. . Собака.ru. Дата обращения: 11 марта 2019.
  9. Ирина Шминке. . . Уралнаш. Интересно о Екатеринбурге (18 июля 2019). Дата обращения: 19 июля 2019.
  10. . BBC (19 июля 2019). Дата обращения: 16 сентября 2019.
  11. . 66.ru (21 июля 2020).
  12. . 66.ru (25 августа 2020).
  13. . znak.com (26 августа 2019).
  14. Пушкарёв И. . 29.08.2019.
  15. Невзоров А. . Эхо Москвы (28 августа 2019).
  16. . BBC (16 сентября 2019). Дата обращения: 16 сентября 2019.
  17. . 66.ru (3 августа 2020).
  18.  (рус.). BeInCrypto (12 марта 2021). Дата обращения: 21 марта 2021.
  19.  (тур.). . Дата обращения: 21 марта 2021.
  20. . Афиша. Дата обращения: 29 мая 2021.
  21. . РИА Новости (20210525T1628). Дата обращения: 29 мая 2021.
  22. Design Prosmotr. (18 октября 2016). Дата обращения: 2 ноября 2018.

«Супрематический крест» Покраса Лампаса в Екатеринбурге

Одной из самых лучших и скандальных работ Покраса Лампаса стал «Супрематический крест» в Екатеринбурге. Новое каллиграффити художника появилось на Площади Первой Пятилетки на Уралмаше. Рисунок был создан в июле в рамках проекта «Стенограффия». Его площадь составила 6686 кв. м.

По размерам каждая буква в граффити больше автомобиля. На рисунке изображен черный крест на красном фоне. В каллиграфити была включена известная цитата Казимира Малевича. Перед созданием работы Покрас Лампас детально изучил историю района. Он был уверен, что «Уралмаш» выиграет от «произведения русского авангарда».

Художник считает, что людей нужно вовлекать в искусство. По его мнению, «необходимо говорить со своим поколением на одном языке». Арсений создавал рисунок на протяжении четырех дней при помощи целой команды. Волонтеры покрасили место для создания граффити в черный и красный цвет. После этого Покрас Лампас нарисовал серебряные буквы. Так и получился супрематический крест.

Сразу же после создания вокруг рисунка возник крупный скандал. На следующий день после создания работы коммунальные службы частично закатали крест несмотря на то, что его создание было согласовано с городскими властями. Против креста Покраса Лампаса также выступила православная активистка Оксана Иванова. Женщина заявила, что «верующим очень смутительно попирать ногами крест».

Через месяц в районе креста прошла акция против его создания. На следующий день организаторы «Стенографии» провели встречу с православными активистами. В итоге было решено немного изменить рисунок, чтобы он потерял форму креста.

6 октября художник восстановил каллиграфити по новому эскизу. Композиция сохранила все важные элементы, однако вместо креста появилось несколько полосок на красном фоне. Обновленная работа Арсения уже больше не вызывала негативной реакции горожан.

Выставки

Покрас Лампас участвует в различных творческих проектах и выставках по всему миру. В число стран, где выставлялись работы художника входят Россия, Франция, Германия, Италия, Португалия, Китай, Южная Корея, ОАЭ.

Выставка в Новом Манеже

С 6 по 27 сентября 2018 года в «Новый Манеж» была представлена первая московская выставка полотен Покраса Лампаса «Жизнь одного художника». В течение 20 дней художник присутствовал на ней лично. Посетители могли наблюдать, как каллиграф расписывал холсты, создавал инсталляции и сочинял манифест. На одной части выставки было представлено около двух десятков полотен, манифесты художника на холстах круглой формы, считающиеся его «визитной карточкой». Во второй части располагалась мастерская художника. Выставка была организована при поддержке Департамента культуры города Москвы. Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы, назвал выставку Покраса Лампаса в Новом Манеже событием, которое «войдёт в историю русского искусства XXI века»

Чиновник заявил, что городским властям «принципиально важно, чтобы первый большой проект Покраса Лампаса прошёл» в Москве.

Оригинальность и креативность Покраса Лампаса проявилась еще в юности

Родился будущий художник в 1991 году, 19 сентября, в городе Калининград. Настоящее имя креативного мастера – Арсений Пыженков. Парень всегда хотел быть оригинальным и креативным, поэтому еще в юности придумал себе псевдоним – Покрас Лампас. Ничего удивительно в этом имени нет, потому как это «сборная» сленга художников, рисующих на улице и созвучной с именем рифмы.

Еще со школы парень увлекался граффити. Впервые он взял в руки баллончик с краской, когда ему исполнилось 14 лет. Первые свои произведения Покрас Лампас хулигански размещал на стенах соседских гаражей.

После окончания 9 класса школы молодой человек решил поступить в экономический колледж, но с трудом окончил первый курс этого учебного заведения. Но именно в этот год Арсений познакомился с Анте Андреем, который рассказал ему о лайфхаках нанесения изображений на различные уличные сооружения.

После года в колледже Покрас Лампас вернулся в школу и окончил ее. Высшее учебное заведение, куда парень поступил, также не впечатлило его. До получения диплома оставалось совсем чуть-чуть и Арсений решил, что все же занимается не тем, чем нужно. На финишной прямой парень решил бросить учебу. Сейчас художник говорит о том, что не жалеет о потерянном времени и отсутствии диплома, ведь он занимается любимым делом.

Родители полностью поддерживают своего сына, который сумел доказать, что в жизни главное делать то, что нравится. А стать дипломированным специалистом всегда можно успеть.

Творчество Покраса Лампаса стремительно развивается

В юности Арсений много ездил электричкой, при этом рассматривая стены домов и заборы, на которых красовались граффити. Изначально парень стал рисовать быстрые рисунки. Чуть позже он перешел на рисование каллиграфических надписей, а потом начал рисовать граффити.

Оригинальным изобретением Покраса стало каллиграффити, в котором он смог объединить два стиля. Благодаря парню в искусстве появилось даже новое направление каллиграфутуризм.

Одним из главных принципов молодого каллиграфутуриста является полное освобождение от правил и норм рисования. Парень никогда не поддается влиянию извне и готов развиваться, постоянно выискивая новые стили, импровизируя и творя то, что приходит в голову. Однако, Арсений никогда не бросает работы на полпути. Каждая картина доводится до совершенства.

Арсений Пыженков мыслит масштабно. Его работы по размеру являются одними из самых больших в мире. На крыше «Красного Октября» в Москве создана картина, которую можно наблюдать из космоса. А работа в Риме на «Квадратном Колизее» единственная в своем роде в Италии.

Биография

Родился 19 сентября 1991 года в городе Калининграде, (до июня 1996 г. — ныне Королёв), Московской области. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Интересоваться граффити и стрит-артом стал во время поездок на электричке из Королёва в Москву, рассматривая рисунки на заборах вдоль железнодорожных путей. Начал рисовать в 15—16 лет. Учился в институте на специалиста по рекламе, но бросил его на пятом курсе. По словам самого Покраса, в каллиграфии он самоучка.

Творческий псевдоним составлен из распространённого в стрит-арт среде выражения «покрас», что означает «пойти покрасить», а «лампас» — понравившаяся художнику рифма. Художник официально изменил имя в паспорте на свой псевдоним. По утверждению самого художника, он также отказался от указания отчества во всех официальных документах — от свидетельства о рождении до паспорта.

В январе 2018 года Покрас Лампас стал гостем интернет-программы «вДудь» журналиста Юрия Дудя.

Уличные институты

Рисовать Покрас начал, как и многие стрит-арт художники, подростком. В 16 лет Арсений Пыженков (так художника звали при рождении, в 2017 году он официально сменил имя на Покрас Лампас; Покрас — сокращение от «пойти покрасить», Лампас — созвучное продолжение первой части) поступил в Технологический колледж №14 на экономиста и каждый день ездил из родного Королева в Москву на электричке. Все сорок минут дороги он разглядывал индустриальный пейзаж за окном: стены и заборы, расписанные яркими граффити. А вскоре и сам решил попробовать силы в уличном искусстве. «Приходилось и от полиции с баллончиком краски бегать», — с улыбкой вспоминает Покрас. Он начал с классических для стрит-арта «тегов» — писал на стенах и электричках свой псевдоним в разных стилях.

DR

С экономикой не задалось, Арсений бросил колледж и вернулся в 11 класс школы. После выпуска пошел учиться на маркетолога в Московский государственный университет инженерной экологии. Теория продвижения товаров его интересовала меньше искусства: на лекциях он рисовал или изучал дизайнерский софт.

Институт он так и не закончил: понял, что диплом маркетолога вряд ли поможет ему в жизни, забрал документы и переехал в Петербург, который, по его словам, «манил творческим духом». Там он зарабатывал на жизнь мастер-классами по каллиграфии, изготовлением логотипов для малого бизнеса и эскизов татуировок. За работу брал в средним по 5 000 рублей (ценник был один и для мастер-классов, и для логотипов, и тату). Заработанных денег хватало на аренду квартиры и покупку инструментов.