Пираха

Оглавление

Фонология

Язык пираха — один из фонологически простейшие известные языки, сопоставимые с Ротокас (Новая Гвинея) и Lakes Plain язык Обокуитай. Утверждают, что у Пираха всего десять фонемы, на один меньше, чем Rotokas, но это требует анализа как лежащий в основе /Здравствуй/. Хотя такой феномен является странным в кросс-лингвистическом отношении, Йен Мэддисон при исследовании данных Pirahã обнаружил, что / k / действительно демонстрирует необычное распространение в языке.[нужна цитата]

Утверждение «десять фонем» также не учитывает тона Пираха, по крайней мере два из которых являются фонематическими (отмечены острый акцент и либо немаркированы, либо отмечены серьезный акцент в Эверетт), доведя количество фонем до двенадцати. Шелдон (1988) заявляет о трех тонах: высоком (), среднем (²) и низком (³).

Инвентарь фонем

Когда у языков есть такие маленькие и аллофонический вариации так же велики, как в Пирахане и Ротокас, разные лингвисты могут иметь очень разные представления о природе своих фонологических систем.

Сегментарные фонемы:

Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ~ м ɡ ~ п
Fricative с ~ ч час

/ ʔ / пишется ⟨x⟩.

Эверетт утверждает, что является аллофон последовательности /Здравствуй/.

Женщины иногда заменяют /час/ за / с /.(pp178–179.)

Согласные пираха с примерами слов
Фонема Телефон Слово
/п/ пibaóí «выдра»
/ т / таахоази «песок»
перед /я/ тii «остаток»
/ k / kАаксай «ара»
/ ʔ / кааИксай «ара»
/ b / xísooбái «вниз (существительное)»
первоначально бoopai «горло, шея»
/ ɡ / xopóoграммя «Инга (фрукты)»
первоначально граммáatahaí «can (имя существительное)»
(см. ниже) тожеграммixi «мотыга»
/ с / sАхаксай «не следует»
перед /я/ xísiisя fat (имя существительное)
/час/ xáapaчасай «птичья стрела»

Количество фонем — тринадцать, соответствие Гавайский, если считается фонемой, а тонов всего два; если не является фонематическим, имеется двенадцать фонем, на одну больше, чем число в ротокасе. (английскийдля сравнения от тридцати до сорока пяти, в зависимости от диалект.) Однако многие из этих звуков демонстрируют большую аллофонический вариация. Например, гласные назальный после голосовых согласных /час/ и / ʔ / (написано час и Икс). Также,

  • / b / : носовой после паузы трель перед / о /.
  • / ɡ / : носовой (ан верхушечный альвеолярный носовой) после паузы; представляет собой двойной латеральный альвеолярно-лингволабиальный двойной лоскут, о котором сообщалось только для этого языка, когда язык ударяется о верхний гребень десны, а затем касается нижней губы. Однако он используется только в определенных специальных типах речевых представлений и поэтому не может считаться нормальным звуком речи.
  • / с / : в женской речи, / с / происходит как перед , и «иногда» в другом месте.
  • / k / : в мужской речи слово-инициал и взаимозаменяемы. Для многих, и можно обменяться некоторыми словами. Последовательности и говорят, что находятся в свободное изменение с и , по крайней мере, в некоторых словах.

Эверетт утверждает, что из-за его вариации / k / не стабильная фонема. Анализируя это как /Здравствуй/, он теоретически способен уменьшить количество согласных до семи.

Пираха иногда называют одним из немногих языков без носовые, при этом озвученные стопы анализируются как лежащие в основе / b / и / ɡ /:[нужна цитата]

Безназальный анализ
Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ɡ
Fricative s час

Однако возможен альтернативный анализ. Анализируя озвученные стопы как лежащие в основе / м / и / п /, а в качестве /Здравствуй/, он также может считаться одним из очень немногих языков без велары:[нужна цитата]

Новеллярный анализ
Билабиальный Альвеолярный Glottal
Останавливаться Устный п т ʔ
Носовой м п
Fricative s час

В 2004 году Эверетт обнаружил, что в языке используется глухая двусторонняя зубная остановка, .[нужна цитата] Он предполагает, что пираха раньше не использовали эту фонему в его присутствии, потому что их высмеивали всякий раз, когда не-пираха слышали звук. Возникновение в Pirahã тем более примечателен, если учесть, что единственными известными языками, использующими его, являются неродственные Чапакурские языки, Оро Вин, и Вари, говорят примерно в 500 километрах (310 миль) к западу от области Пираха. Оро Вин — почти вымерший язык (сохранившийся только в качестве второго языка примерно дюжины членов Вари tribe), которое было обнаружено Эвереттом в 1994 году.

Значение реки для местных

Индейцы называют реку “Парана-Тинг”, что переводится как королева рек. И неспроста, ведь именно река дает им возможность жить и питаться ее обитателями, растениями и животными, приходящими сюда на водопой.

Но опасность проживания в данной местности намного выше, чем ее польза. Ведь из рассказа о флоре и фауне данного региона Вы уже знаете, что в Амазонке водятся пираньи, анаконды, арапаймы и другие хищные рыбы и животные. А постоянные наводнения и проливные дожди несут в себе еще куда большую опасность для местных жителей. Поэтому завидовать местным жителям, что они живут в райском тропическом лесу нам с Вами не стоит.

Библиография

  • Диксон, RMW и Александра Айхенвальд , редакторы, (1999) Амазонские языки . Издательство Кембриджского университета.
  • Эверетт, DL (1992) лингва Pirahã еа Teoria да Sintaxe: Descrição, Perspectivas е Teoria (The Пирахан и теория Синтаксическая: Описание, перспектива и теория). Кандидат наук. Тезис. (на португальском). Editora Unicamp, 400 страниц; ISBN  85-268-0082-5 .
  • Эверетт, Дэниел , (1986) «Пираха». В Справочнике по амазонским языкам , том I. Десмонд С. Дербишир и Джеффри К. Пуллум (ред.). Мутон де Грюйтер.
  • Эверетт, Дэниел (1988) О метрической составной структуре в фонологии пираха. Естественный язык и лингвистическая теория 6: 207–246
  • Эверетт, Дэниел и Керен Эверетт (1984) О значении начала слога для размещения ударения . Лингвистический опрос 15: 705–711
  • Эверетт, Дэниел 2005. Культурные ограничения на грамматику и познание в пирахе: еще один взгляд на конструктивные особенности человеческого языка . Современная антропология 46: 621–646
  • Керен Эверетт (1998) Акустические корреляты напряжения в пирахе . Журнал амазонских языков: 104–162. (Опубликованная версия магистерской диссертации Питтсбургского университета.)
  • Шелдон, Стивен Н. (1974) Некоторые правила морфофонематических и тональных возмущений в Mura-Pirahã . Международный журнал американской лингвистики, т. 40 279–282.

Лексикон

Пираха использует несколько заимствованных слов, в основном из португальского . Pirahã kóópo («чашка») происходит от португальского слова copo , а bikagogia («бизнес») происходит от португальского mercadoria («товары»).

Условия родства

Эверетт (2005) говорит, что культура пираха имеет самую простую из известных систем родства среди всех человеческих культур. Одно слово baíxi (произносится ) используется как для матери, так и для отца (как и в английском «родитель», хотя у Pirahã нет гендерной альтернативы), и они, похоже, не отслеживают отношения более далекие, чем биологические братья и сестры .

Цифры и грамматическое число

Согласно Эверетту в 1986 году, в пирахе есть слова, обозначающие «один» ( hói ) и «два» ( hoí ), которые различаются только тоном. Однако в своем анализе 2005 года Эверетт сказал, что в пирахане вообще нет слов для обозначения цифр, и что hói и hoí на самом деле означают «малое количество» и «большее количество». Франк и др. (2008) описывает два эксперимента с четырьмя говорящими на пирахе, которые были разработаны для проверки этих двух гипотез. В одном случае десять катушек с нитками были помещены на стол по одной, и пираха спросили, сколько их там. Все четыре говорящих ответили в соответствии с гипотезой о том, что в этом эксперименте в языке есть слова, обозначающие «один» и «два», равномерно используя hói для одной катушки, hoí для двух катушек и смесь второго слова и «многие» для обозначения. более двух катушек.

Второй эксперимент, однако, начался с десяти катушек ниток на столе, и катушки вычитались по одной. В этом эксперименте один говорящий использовал hói (слово, которое ранее предполагалось означать «один»), когда оставалось шесть катушек, и все четыре говорящих использовали это слово последовательно, когда оставалось целых три катушки. Хотя Фрэнк и его коллеги не пытаются объяснить различия в поведении своих испытуемых в этих двух экспериментах, они приходят к выводу, что два исследуемых слова «с большей вероятностью будут относительными или сравнительными терминами, такими как« мало »или« меньше », чем абсолютными. такие термины, как «один» «.

Грамматического различия между единственным и множественным числом нет , даже в местоимениях.

Документальный фильм 2012 года, показанный на Смитсоновском канале, сообщил, что для сообщества пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. Как следствие, наблюдения с использованием таких понятий, как понятие количества (которое имеет особую трактовку на языке пираха), стали невозможными из-за влияния новых знаний на результаты.

Цвет термины

Существует также утверждение, что в пирахе отсутствует какая-либо уникальная цветовая терминология , поскольку это одна из немногих культур (в основном в бассейне Амазонки и Новой Гвинеи), в которых есть только определенные слова для обозначения света и тьмы . Хотя глоссарий пираха в книге Дэниела Эверетта Ph.D. диссертация включает список цветных слов (стр. 354), Эверетт (2006) теперь говорит, что пункты, перечисленные в этом глоссарии, на самом деле не слова, а описательные фразы (например, «(как) кровь» вместо «красный»).

Пираха и миссионеры

Более детальное изучение этого народа началось лишь в прошлом веке, причём сопровождалось оно удивительными событиями. С 1921 года в район проживания племен пираха постоянно приезжали христианские миссионеры, целью которых было «просвещение» народа.

Честно признаться, мне сложно понять такие просветительские идеи, согласно которым люди должны отказаться от веры предков и принять новую религию. По всей видимости, пираха руководствовались теми же соображениями, поскольку успех миссионеров был равен нулю.

И всё-таки этот народ оказался тесно связанны с одним из просветителей христианства, Дэниэлом Эвереттом. В 1978 году писатель и проповедник прибыл в Амазонию, начал распространять среди пираха свои идеи и… в итоге сказал, что мировоззрение этого народа совершенно верное, после чего остался жить с племенем, частью которого был более 30 лет. Более того, Эверетт назвал пираха «самыми счастливыми людьми на земле». А кто же не мечтает стать счастливцем?

Боязнь сна у народа пирахан

Интересный обычай, ставший привычной нормой, связан у пирахан со сном. Согласно их поверьям, человек может заблудиться во сне, если проспит слишком долго. Если такое произойдёт, то, как считают индейцы, проснувшись, можно не узнать самого себя. Это будет совсем иной человек с другим характером и привычками.

Чтобы не потерять своей личности, пирахан нашли выход: они почти не спят. Чаще всего отдых для них заключается в получасе дремоты, что повторяется несколько раз в день. Со свойственной им чуткостью пирахан подметили, что с течением времени человек неизменно меняется, а потому представители племени часто меняют имена.

Как правило, у одного пирахан за жизнь может смениться 5-8 имён. Каждое из них указывает на определённый этап, что оказался позади. А вот после смерти души пирахан, если верить их преданиям, отправляются в джунгли.

Именно поэтому в леса охотники отправляются только по надобности – предок не обрадуется, если его будут часто беспокоить. Сами же пирахан относятся к джунглям со священным почитанием, ведь именно там поселятся и их души, когда окончится земной путь.

Пираха и лингвистическая относительность

Концепция чего-либо лингвистическая относительность постулирует связь между языком, на котором говорит человек, и тем, как этот человек понимает мир. Выводы о значении математической грамотности пираха и лингвистической относительности во Франк и другие. (2008) цитируются ниже. Короче говоря, в этом исследовании пираха были — по большому счету — способны сопоставить точное количество объектов, установленных перед ними (даже большее количество), но им было трудно сопоставить точное количество, когда перед ними были установлены большие количества, а затем они были скрыты из поля зрения перед ними. попросили сопоставить их.

Обеспокоенные тем, что из-за этого культурного разрыва их обманывают торговля, народ пираха попросил Дэниела Эверетта научить их основам умение считать навыки.После восьми месяцев энтузиазма, но безрезультатных ежедневных занятий с Эвереттом, пираха пришли к выводу, что они неспособны выучить материал, и прекратили уроки. Ни один пираха не научился считать до десяти или даже складывать 1 + 1.

Эверетт утверждает, что испытуемые не могут считать по двум культурным причинам и одной формальной лингвистической причине. Во-первых, это кочевые охотники-собиратели, которым нечего считать, и, следовательно, им не нужно практиковаться в этом. Во-вторых, у них есть культурные ограничения против обобщения за пределами настоящего, которое устраняет числовые слова. В-третьих, поскольку, по мнению некоторых исследователей, цифры и счет основаны на ,[нужна цитата] отсутствие рекурсии в их языке влечет за собой отсутствие счета. То есть отсутствие потребности объясняет как отсутствие способности к счету, так и отсутствие соответствующей лексики. Однако Эверетт не утверждает, что пираха когнитивно неспособны считать.

Жизнь и быт племени короваев в Индонезии

Племя короваев, также называемое колуфо, проживает на юго-востоке автономной индонезийской провинции Папуа и состоит примерно из 3000 человек. Возможно, до 1970 года они не знали о существовании других людей, кроме себя.

Большинство кланов племени короваи живут на своей изолированной территории в домах на деревьях, которые располагаются на высоте 35-40 метров. Таким образом, они защищают себя от наводнений, хищников и поджогов со стороны кланов-соперников, которые уводят в рабство людей, особенно женщин и детей. В 1980 году некоторая часть короваев переселилась в посёлки на открытой местности.

Короваи имеют отличные охотничьи и рыболовные навыки, занимаются садоводством и собирательством. Они практикуют подсечно-огневое земледелие, когда сначала выжигается лес, а потом на это место высаживаются культурные растения.

Что касается религии, то вселенная короваев наполнена духами. Наиболее почётное место отводится духам предков. В трудные времена они приносят им в жертву домашних свиней.

Язык

Лингвист-антрополог Дэниел Эверетт , написавший первую грамматику пираха, утверждает, что в их языке и культуре есть связанные пары курьезов.

После 30 лет работы с языком Эверетт утверждает, что в нем нет относительных предложений или грамматической рекурсии . Эверетт указывает на рекурсию идей: в рассказе могут быть второстепенные идеи внутри других идей. Он также отметил, что разные эксперты имеют разные определения рекурсии. Если в языке отсутствует грамматическая рекурсия, то это предлагается в качестве контрпримера к теории, предложенной Хомским, Хаузером и Фитчем (2002), что рекурсия является особенностью, которая должна быть у всех человеческих языков.

Пираха, пожалуй, уступает только Ротокасу в Новой Гвинее за то, что у него наименьшее количество фонем среди языков мира. Женщины иногда произносят s как h , еще больше сокращая инвентарь. Эверетт утверждает, что у Pirahã, Rotokas и Hawaiian по 11 фонем.

Их язык — уникальный живой язык (он связан с мурой , на которой больше не говорят). Джон Колапинто объясняет: «Не связанный с каким-либо другим существующим языком и основанный всего на восьми согласных и трех гласных, Pirahã имеет одну из самых простых известных звуковых систем. Тем не менее, он обладает таким сложным набором тонов, ударений и длин слогов, что его носители могут вообще обходиться без гласных и согласных и петь, напевать или насвистывать разговоры «. Питер Гордон пишет, что в языке очень сложная глагольная структура: «К основе глагола добавлено до 15 потенциальных ячеек для морфологических маркеров, которые кодируют аспектуальные понятия, например, были ли события засвидетельствованы, уверен ли говорящий в их возникновении, желательно, будь то проксимальный или дистальный, и т. д. Ни один из маркеров не кодирует такие характеристики, как лицо, число, время или пол ».

Любопытно, хотя и не беспрецедентно, в языке нет количественных или порядковых чисел. Некоторые исследователи, например Питер Гордон из Колумбийского университета, утверждают, что пираха неспособны к обучению счету . Его коллега Дэниел Л. Эверетт, с другой стороны, утверждает, что пираха обладают когнитивной способностью считать; они просто предпочитают не делать этого. Они верят, что их культура целостна и не нуждается ни в чем из чужих культур

Эверетт говорит: «Важно то, что пираха не заимствовали никаких чисел — и они хотят научиться считать. Они попросили меня дать им уроки бразильских чисел, поэтому в течение восьми месяцев я каждую ночь тратил час, пытаясь научить их как считать

И ничего не получилось, за исключением нескольких детей. Некоторые из детей учились неплохо, но как только кто-нибудь начинал хорошо учиться, их отсылали из классов. Это было просто весело поесть попкорн и посмотреть, как я пишу на доске «.

В языке нет слов для точных чисел, а есть понятия для небольшого количества и большего количества.

В языке может не быть уникальных слов для обозначения цветов , что противоречит гипотезе Берлина и Кея об универсальности наименования цветов . Не существует не поддающихся анализу корневых слов для обозначения цвета; Все записанные цветовые слова представляют собой такие соединения, как mii sai или bii sai, « кровоподобный », что указывает на то, что цвета в языке являются сравнениями прилагательных, которые не применяются последовательно.

Есть подозрение, что весь набор местоимений этого языка , который является самым простым из всех известных языков, недавно был заимствован из одного из языков тупи-гуарани , и что до этого в этом языке вообще не было местоимений. Однако многие лингвисты считают это утверждение сомнительным из-за отсутствия доказательств. Однако, если бы существовали местоимения на более ранней стадии пираха, это не повлияло бы на утверждение Эверетта о значении простоты системы сегодня. Есть несколько заимствований тупи – гуарани в областях лексики, более восприимчивых к заимствованиям (например, существительные, относящиеся к предметам культуры).

Интересные факты

  • 10 лет назад в результате всемирного референдума Амазонку признали одной из 7 природных чудес света.
  • Под Амазонкой на глубине 4 км почти параллельно ей течет крупнейшая в мире подземная река.
  • Из-за большой ширины на реке не строят мостов, кроме одного длиной 3,5 км.
  • Амазонку питают более 500 притоков, из них 100 считаются судоходными.
  • Площадь водосбора реки сравнима с территорией Австралии.
  • Тропические леса Амазонии вырабатывают четвертую часть кислородного слоя Земли.
  • В джунглях вокруг великой реки и сейчас встречаются племена аборигенов, не знакомых с цивилизацией.
  • Особенность Амазонки заключается в многообразии цветовой гаммы воды: она бывает темной, зеленой, серой, молочной и красноватой.

Единство пирахан с прошлым

Когда оказываешься в селении пирахан (их ещё называют пираха), создаётся впечатление, будто совершил путешествие на много тысячелетий в прошлое. Именно такие впечатления были у Джона Колапинто, журналиста, что побывал в гостях у племени в 2006 году.

В наше современное время урбанизации и новых технологий жизнь этих индейцев проходит в соответствии со всеми нормами первобытного общества. Простота их быта заметна уже при первом взгляде на жилище. Обыкновенные хижины на четырёх столбах имеют внутри лишь один предмет мебели – кровать.

Именно это показывает, что большую часть времени пирахан проводят на открытом воздухе. Они едины с природой, ведь их далёкие предки были славными охотниками в лесах Амазонки, а потомки их с успехом унаследовали данное мастерство.

Необычные особенности языка

Дэниел Эверетт , написав более двух десятков статей и одну книгу о языке, приписал языку различные удивительные особенности, в том числе:

  • Один из самых маленьких наборов фонем в любом известном языке и, соответственно, высокая степень аллофонических вариаций, включая два очень редких звука, и .
  • Чрезвычайно ограниченная структура предложений , не допускающая вложенных рекурсивных предложений, таких как «Мэри сказала, что Джон думал, что Генри был уволен».
  • Никаких абстрактных цветных слов, кроме терминов для светлого и темного (хотя это оспаривается в комментариях Пола Кея и других к Everett (2005)).
  • Весь набор личных местоимений, по- видимому, был заимствован из Nheengatu , лингва-франка, основанного на тупи . Хотя нет никаких документов о предшествующей стадии пираха, близкое сходство местоимений пираха с местоимениями Нхенгату делает эту гипотезу правдоподобной.
  • Пираха можно насвистывать , напевать или закодировать в музыке . Фактически, Керен Эверетт считает, что текущие исследования языка упускают большую часть его значения, уделяя мало внимания просодии языка . Согласные и гласные могут быть полностью опущены, а значение передано исключительно посредством изменения высоты тона, ударения и ритма. Она говорит, что матери учат своих детей языку, постоянно исполняя одни и те же музыкальные композиции.

Дэниел Эверетт утверждает, что отсутствие , если оно реально, фальсифицирует основное предположение современной лингвистики Хомски . Это утверждение оспаривается многими лингвистами, которые утверждают, что рекурсия наблюдалась в пирахе самим Даниэлем Эвереттом, в то время как Эверетт утверждает, что те высказывания, которые сначала казались ему рекурсивными, были неверными интерпретациями, вызванными его ранним незнанием языка. Более того, некоторые лингвисты, включая самого Хомского, утверждают, что даже если бы в Пирахане не было рекурсии, это не имело бы никаких последствий для лингвистики Хомского.

Пообедайте с нами

Группа ученых-антропологов путешествовала по островам Новой Гвинеи, когда внезапно обнаружила незнакомое им племя. Это было в небольшой деревеньке, скрытой от всего мира в джунглях. Встреча произошла немного странно: когда исследователи появились в поселении, ее жители как раз обедали. То, что увидели ученые, поразило их до глубины души. Люди сидели возле своих хижин и поедали какую-то грязь, доставая ее из чашек руками. Они ели с таким аппетитом, как будто это было нечто невероятно вкусное. Путешественники были так поражены, что остались в деревне на некоторое время, чтобы побольше узнать о людях этого племени.

Это очень малочисленное племя моруака, про которое практически ничего не известно. Численность жителей составляет всего лишь 129 человек. Они живут среди тропических лесов и не знают цивилизации. Люди никак не развиваются, проводя жизнь в абсолютной праздности; возможно, это и является причиной их вымирания. Они не охотятся, не занимаются рыболовством и другими занятиями. Все, что им нужно, находится прямо у них под ногами: глинистая почва, которую они с удовольствием едят. Перед обедом женщины начинают собирать все, что валяется на земле: небольшие веточки, листья. Затем все это перемешивается с глиной и раскладывается в чашки. Моруака не знают другой еды, эта их вполне устраивает.

Сначала ученые думали, что аборигены делают это потому, что у них нет другой пищи. Они пытались угощать их своей едой: сухофруктами, овощами и другими продуктами. Но местных только стошнило, а вкусовые качества они признали отвратительными. По их словам, ничего вкуснее глины и быть не может.

Когда людей обследовали, выяснилось, что у всех крепкое здоровье, а возраст некоторых из них, по некоторым данным, доходит до 160 лет. Антропологи не знали, что и думать: люди ничего не делают, питаясь обычной грязью, а живут в два раза дольше благополучных европейцев!

Культура

Насколько пираха связаны с исследователями, их культура связана исключительно с вопросами, которые относятся к непосредственному личному опыту, и, таким образом, нет истории за пределами живой памяти. Пираха имеют простую систему родства , которая включает байси (родитель, дедушка, бабушка или старший), хахайги (брат, сестра, мужчина или женщина), хоаги или хосай (сын), кай (дочь) и пиихи (пасынок, любимый ребенок, ребенок с хотя бы один умерший родитель и более).

Дэниел Эверетт утверждает, что одна из самых сильных ценностей пираха — отсутствие принуждения; вы просто не говорите другим, что делать. Похоже, что социальной иерархии нет ; у пираха нет официальных лидеров. Их социальная система похожа на систему многих других групп охотников-собирателей в мире, хотя и редка в Амазонии из-за истории садоводства до контактов с Западом (см. ).

Хотя пираха используют каноэ каждый день для рыбалки и для перехода через реку, на которой они живут, когда их каноэ изнашиваются, они просто используют каноэ в качестве временных каноэ. Эверетт пригласил мастера-строителя, который обучал пираха и руководил им в изготовлении каноэ, чтобы они могли делать свои собственные. Но когда им понадобилось другое каноэ, они сказали, что «пираха не делают каноэ», и посоветовали Эверетту купить им каноэ. Пираха полагаются на работу на каноэ соседних общин и используют эти каноэ для себя.

Пираха строят простые хижины, где держат несколько кастрюль, сковородок, ножей и мачете. Изготавливают только орудия соскабливания (для изготовления наконечников стрел), неплотно сплетенные сумки из пальмовых листьев, луки и стрелы. Они спят от 15 минут до максимум двух часов днем ​​и ночью и редко спят всю ночь .

Они не хранят еду в любом количестве, но обычно едят ее, когда получают. Пираха проигнорировал уроки консервирования мяса путем соления или копчения. Они выращивают маниоковые растения, которые растут из выплевываемых семян и производят маниоковую муку всего на несколько дней. Они обменивают бразильские орехи и секс на расходные материалы или инструменты, например, мачете, порох, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие не является культурной ценностью. Они обменивают бразильские орехи, древесину и сорву (каучуковый сок, используемый в жевательной резинке) на язычки для банок с газировкой, которые используются для ожерелий. Мужчины носят футболки и шорты, которые они получают от торговцев; женщины шьют себе простые платья из хлопка.

Их украшением в основном являются ожерелья, которые используются в первую очередь для отпугивания духов . Им чуждо понятие рисования, и когда их просят нарисовать человека, животное, дерево или реку, в результате получаются простые линии. Однако, увидев новинку, такую ​​как самолет, ребенок может сделать ее модель, от которой вскоре могут отказаться.

По словам Эверетта, пираха не имеют представления о верховном духе или боге, и они потеряли интерес к Иисусу, когда обнаружили, что Эверетт никогда его не видел. Они требуют доказательств, основанных на личном опыте, для каждого сделанного заявления. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда могут принимать форму вещей в окружающей среде. Эти духи могут быть ягуарами, деревьями или другими видимыми материальными объектами, включая людей. Эверетт сообщил об одном инциденте, когда пираха сказал, что « Шигагаи , одно из существ, живущих над облаками, стоял на пляже и кричал на нас, говоря, что он убьет нас, если мы пойдем в джунгли». Эверетт и его дочь ничего не видели, но пираха настаивали на том, чтобы Шигагаи все еще был на пляже.

Принятие западной культуры

В документальном фильме 2012 года под названием «Грамматика счастья», который транслировался на Смитсоновском канале , сообщалось, что для общины пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. Согласно FUNAI, школа находится в ведении Министерства образования Бразилии . Помимо официальной школы, знакомящей с культурой, в документальном фильме также сообщается, что бразильское правительство установило в отдаленном районе современную медицинскую клинику, электричество и телевидение.

Яркие особенности

  • Одним из аллофонов фонемы /b/ (перед /o/) является редкий дрожащий звук ;
  • Язык пирахан различает местоимения 3 лица единственного числа не только для людей/одушевлённых объектов/неодушевлённых объектов, но также для водоплавающих и неводоплавающих одушевлённых объектов. Шелдон (1998) приводит:
Пирахан Русский
hi 3SG (мужчина)
ʔi 3SG (женщина)
ík 3SG (одушевлённый неводоплавающий)
si 3SG (одушевлённый водоплавающий)
a 3SG (неодушевлённый)
  • Язык пирахан имеет очень небольшой инвентарь фонем, по этому показателю он сравним с языком ротокас:
    • три гласных фонемы (впрочем, этот способ подсчёта не учитывает наличие в языке двух смыслоразличительных тонов);
    • минимальная оценка количества согласных фонем — 6 у женщин (полное совпадение /h/ и /s/) и 7 у мужчин, если принимать за правду утверждение, что  — аллофон последовательности фонем /hi/ и /hu/ (Эверетт 1979);
    • в языке отсутствуют чисто носовые фонемы. является аллофоном фонемы /b/ в начале слова,  — аллофон фонемы /g/ в начале слова. Нарушает ли это лингвистическую универсалию о наличии носовых фонем в языке, зависит от анализа состава фонем языка и конкретно от классификации фонем /b~m/ и /g~n/ как взрывных или носовых.
  • Эверетт выдвигает гипотезу, что в языке отсутствуют обозначения для цветов, отвергая приведённые Шелдоном примеры как не являющимися простыми формами:
Пирахан Глоссы Цвет (по Шелдону) Значение (по Эверетту)
biopaíai bii-opaí ai чёрный (тёмный) «кровь (есть) грязная»
кровь-грязный быть
kobiai k-obi ai белый (светлый) «это видно»
OBJ-видеть быть
biísai bii-́sai красный/жёлтый «как кровь»
кровь-NMNZ
ahoasaagá ahoas aag-á зелёный/синий «пока являющийся незрелым»
незрелый временно-быть