Наскальные рисунки животных

Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Писаница в опасности

Однако статус музея кузбасские писаные скалы получили только в веке XX. И все благодаря Анатолию Мартынову — ученому-археологу, академику Российской академии естественных наук. 

Памятник первобытного искусства он начал изучать в 60-х годах прошлого столетия, пытаясь вместе с другими археологами разгадать смыслы и тайны сюжетов наскальных рисунков. 

«Стараниями Анатолия Ивановича в 1988 году и был создан музей-заповедник «Томская Писаница». Это был первый отечественный прецедент музеефикации памятника наскального искусства», — рассказывает об истории создания музея Ирина Аболонкова. 

К тому времени писаная скала на берегу Томи уже не была такой недосягаемой: время от времени сюда прибегали детишки из соседних деревень, приезжали туристы, которые уже слышали об этом живописном месте. 

Правда, тогда еще мало кто понимал, какая здесь собрана историческая ценность. Скала уже была памятником археологии и она сохранилась, но местные и туристы наносили поверх рисунков свои надписи, тем самым портя вид памятника. Словом, первобытные рисунки могли бы и вовсе не сохраниться, если бы археологи 30 лет назад не встали на защиту этих уникальных мест. 

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей – это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Фото с сайта 5.firepic.org

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Животные пещеры Шове

18 декабря 1994 года был открыт вход в пещеру на берегу реки Ардеш на юге Франции, заблокированный со времен ледникового периода. Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр решили исследовать место, о котором уже знали раньше. Луч фонарика, направленный в темноту, осветил наскальное изображение. На стене недалеко от входа группа спелеологов увидела нарисованного мамонта. Исследователи в тот момент даже предположить не могли, что внутри их ждет настоящее сокровище– 300 рисунков, возраст которых около 30 тысяч лет.

До открытия наскальной живописи во французской пещере ученые придерживались мнения, что искусство развивалось от простых форм к сложным. Это значит, что живопись эпохи палеолита должна быть примитивной. Но вместо линий, точек и полос взору изумленных исследователей предстали правдоподобные изображения животных. Самая древняя в мире живопись – черные носороги пещеры Шове – появилась 32 тысячи лет назад. Древние художники рисовали хищников. Тут можно увидеть львов, гиен, пантер и животных ледникового периода, например, шерстистого носорога. По размерам он не уступал мамонту. Длина его тела, как выяснили ученые, была больше трех метров, а передний рог – 130 см.

Приемы, которые использовали древние художники в работе, уникальны. На местах других археологических раскопок ничего подобного обнаружено не было. Сначала стену выскабливали и разравнивали, затем процарапывали контуры рисунков и красками создавали необходимый объем, расставляли акценты. Способы нанесения изображений в залах пещеры различны. В первых двух художники использовали охру красного цвета, в третьем делали в основном гравировки, все фигуры в третьем зале черного цвета.

Еще одна отличительная особенность наскальной живописи этой пещеры – необычный художественный прием. Ученые предполагают, что множественные контуры, которые наслаиваются друг на друга, помогали создать эффект движущихся картин.

Первобытную анимацию можно увидеть при быстром движении факела – звери словно начинают двигаться

Внимание исследователей привлекла фигура пещерного медведя, который как будто выходит из стены – нижняя часть туловища умышленно не нарисована. Некоторые животные нарисованы талантливыми художниками не в профиль, как было принято в то время, а в фас

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провели земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились

Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

История открытия наскальной живописи палеолита

Первый человек, похожий по ряду признаков на обезьяну, появился в начале палеолита. Наши предки использовали в быту простейшие орудия и научились поддерживать огонь, но самостоятельно добыть его еще не могли. Неадертальцы жили в эпоху среднего палеолита, на которую приходится самый непростой для выживания период – ледниковый. Пришлось научиться высекать огонь и изготовлять разные виды оружие. Поздний этап ознаменован расцветом творчества, особенного изобразительного искусства. Судя по находкам археологов, кроманьонцы больше всего напоминали современных людей. На скалы своих жилищ и мест для проведения ритуалов они наносили рисунки, которые позднее были названы учеными петроглифами.

Впервые наскальная живопись эпохи палеолита была обнаружена в 1879 году. Марселино де Саутуола нашел в пещере Альтамира в Испании рисунки, которые взбудоражили весь научный мир. Его находку долго не признавали – ученые считали, что это фальсификация до тех пор, пока подобные изображения не обнаружили в пещерах других стран.

Быки пещеры Альтамира

Во Франции с творчеством наших предков можно познакомиться в нескольких широко известных на весь мир местах. На стены и своды пещеры Фон-де-Гом художники древности нанесли более восьмидесяти рисунков. Тут можно увидеть бизонов и волков, а также давно вымерших мамонтов. В пещере Нио животных ледниковой фауны не увидишь, зато много талантливо выполненных изображений животных, которые известны и в наши дни: лошадей, бизонов, баранов.

Бизоны пещеры Фон-де-Гом

Кто такие чумаши?

Чумашами принято называть некогда крупный индийский народ, который проживал на территории нынешней Калифорнии. В основном они добывали еду путем охоты, а земледелие у них развито не было. Из растительности они ели только дикорастущие виды, о чем мы еще поговорим чуть ниже. Племя чумашей состояло примерно из 150 групп, в каждой из которых числилось примерно по 1000 человек. Каждая такая группа имела собственного вождя, а также религиозного лидера. Священным животным чумашей считалась островная лисица (Urocyon littoralis).

Островные лисицы (Urocyon littoralis)

На данный момент в мире существует только около 280 чумашей. Большая часть представителей этого племени погибло из-за болезней, привезенных европейцами. Дело в том, что у них не было иммунитета к этим заболеваниям, а лечить их едва ли кто-то собирался. Последний носитель чумашского языка умер в 1960 году. Поэтому живущие сегодня потомки древнего племени преимущественно говорят на английском.

Один из вождей чумашей

Особенности палеолитической наскальной живописи

Ученые полагают, что большинство видов изобразительной деятельности появилось в начале позднего палеолита. Наши предки в это время начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях, а также искусно расписывать пещеры. Художники древности использовали в работе разные инструменты, выполненные из доступных материалов. Контуры изображений, как правило, наносили острыми резцами.

Вместо кисти у древнего человека была палочка с расщепленным кончиком. Иногда рисунки раскрашивали руками или с помощью шерсти животных. Краски были далеко не всех цветов. Обычно для их изготовления использовали красную, желтую и коричневую охру и сажу. Необычный рельф стен в пещерах использовали для создания объемных изображений. Этот прием помогал художникам делать рисунки реалистичнее. Большинство сюжетов посвящено животным – изображали лошадей, оленей, носорогов, медведей.

Окружающий мир был огромным, пугающим и не всегда понятным. Позже, в эпоху мезолита, главным героем наскальной живописи станет человек, сцены из его жизни, победы и поражения, а также появятся краски других цветов и новые инструменты.

Предметы, темы и узоры в наскальной живописи

Доисторическая наскальная живопись животных в Альбаррасине, Теруэль, Испания ( наскальная живопись Пиренейского Средиземноморья )

Пещерные художники используют различные техники, такие как отслеживание пальцев, лепка из глины, гравюры, барельефы, ручные трафареты и картины, выполненные в двух или трех цветах. Ученые классифицируют наскальное искусство как «знаки» или абстрактные знаки. Чаще всего на наскальных рисунках изображаются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также начертания человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые трепетанием пальцев . Наиболее часто встречаемые виды подходили для охоты людьми, но не обязательно являлись реальной типичной добычей, обнаруживаемой в связанных с ними отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости оленей, но этот вид вообще не появляется на наскальных рисунках, где лошади наиболее распространены. Рисунки людей были редкостью и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Геолог Киран Д. О’Хара в своей книге « Наскальное искусство и изменение климата» предполагает, что изображенные темы контролировались климатом. Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного сначала вырезался в скале, а в некоторых пещерах все или многие изображения выгравированы только таким способом, что несколько выходит за рамки строгого определения «наскальной живописи».

Точно так же крупные животные также являются наиболее частыми объектами многих небольших резных и гравированных частей из кости или слоновой кости (реже камня), относящихся к тем же периодам. Но к ним относится группа статуэток Венеры , которые не имеют аналогов в наскальных рисунках.

Трафареты для рук, сформированные путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают в результате характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с неокрашенной формой руки в центре, затем они могут быть украшены точками, тире и узоры. Часто они находятся в тех же пещерах, что и другие картины, или могут быть единственной формой живописи в определенном месте. На некоторых стенах много ручных трафаретов. Подобные руки тоже расписаны обычным способом. На нескольких руках показан полностью или частично отсутствующий палец, для чего был дан ряд объяснений. Изображения рук встречаются в аналогичных формах в Европе, Восточной Азии и Южной Америке.

Теории и интерпретации

Наскальные рисунки из Пещеры Зверей ( Гильф Кебир , Ливийская пустыня ) оценены в 7000 лет до н.э.

В начале 20 века, вслед за работами Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн   интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, чтобы увеличить изобилие добычи. Якоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь впервые, — это сила ожидания: дальновидное воображение. которого он еще не пришел «.

Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и в значительной степени основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были созданы шаманами палеолита . Шаман уходил в темноту пещер, входил в состояние транса, затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторой идеей вытягивания силы из самих стен пещеры.

Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественное, так и низкокачественное искусство и фигурки, выделяет среди художников широкий диапазон навыков и возрастов. Он предполагает, что основные темы в картинах и других артефактах (могущественные звери, рискованные сцены охоты и изображение женщин на фигурках Венеры ) — это работа мужчин-подростков, которые в то время составляли значительную часть человеческого населения . Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, декан Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, включая тех, что были вокруг пятнистых лошадей в Пеш-Мерле, принадлежали женщинам.

Как добраться

Удобнее всего добираться из Уфы.

Есть несколько вариантов, как можно доехать до Каповой пещеры:

На машине. Выезжать нужно по дороге, которая ведет к Белорецку. За 40 километров до него будет поворот в сторону Старосубхангулово, сверните к этому населенному пункту. После села предстоит проехать еще 40 километров по грунтовой дороге. Водителю нужно быть крайне внимательным – дорога непростая, с крутыми спусками и резкими поворотами. Приятный бонус для тех, кто едет на машине. По пути можно заехать в село Кага, где находится известный в Башкирии целебный источник. В нескольких километрах от цели вашего маршрута располагается еще одна пещера – Сказка, лабиринты и залы которой поражают туристов своей красотой.

На экскурсионном автобусе из Уфы. Взрослому придется заплатить за билет 3000 рублей. В стоимость включен не только проезд и посещение музея, но и питание.

Знакомства

Одна из самых старых известных фигурных картин , изображающая неизвестного крупного рогатого скота , была обнаружена в пещере Лубанг Джериджи Сале и датирована более чем 40 000 (возможно, 52 000) годами.

Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся предметы искусства с доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование, могут привести к неверным результатам, если они загрязнены другими образцами, а пещеры и скалистые выступы (где находится париетальное искусство ), как правило, усеяны обломками из многих периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины путем отбора проб самого пигмента, следов от факелов на стенах или образования карбонатных отложений на поверхности картин. Предмет также может указывать на хронологию: например, олень, изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас, помещает рисунки в последний ледниковый период.

Самая старая известная наскальная живопись — это красный ручной трафарет в пещере Мальтравьезо , Касерес , Испания. Он был датирован с помощью уран-ториевого метода более чем 64 000 лет назад и был сделан неандертальцем . Самой древней датой наскальной живописи с животными в настоящее время является изображение нескольких человеческих фигур, охотящихся на свиней в пещерах карста Марош-Пангкеп в Южном Сулавеси , Индонезия , возраст которых составляет более 43 900 лет. До этого самыми древними из известных фигуративных наскальных рисунков были изображения быка, датируемые 40 000 лет назад, в пещере Лубанг Джериджи Сале , Восточный Калимантан , Борнео , и изображение свиньи минимальным возрастом 35 400 лет в пещере Тимпусенг в Сулавеси.

Самыми ранними известными европейскими фигуративными наскальными рисунками являются рисунки пещеры Шове во Франции, датируемые более ранним 30 000 лет до нашей эры в верхнем палеолите, согласно радиоуглеродному датированию. Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком сложны для этой эпохи, и ставят под сомнение эту эпоху. Тем не менее, к 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных дат с образцами следов от факелов и самих картин, а также с костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные датировки этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысяч лет, что, возможно, объясняет путаницу с более тонкими картинами, которые, казалось, датировались более ранними, чем более грубые.

Художественное изображение группы носорогов было завершено в пещере Шове 30 000–32 000 лет назад.

В 2009 году спелеологи обнаружили рисунки в пещере Колибайя в Румынии, стилистически сопоставимые с рисунками в Шове. Первоначальная датировка ставит возраст изображения в тот же диапазон, что и у Шове: около 32000 лет.

В Австралии на плато Арнем-Ленд были найдены наскальные рисунки, на которых изображена мегафауна, которая, как считается, вымерла более 40 000 лет, что делает это место еще одним кандидатом на звание старейшей из известных картин; однако предполагаемый возраст зависит от оценки вымирания, казалось бы, изображенного вида. На другом австралийском участке, Наварла Габарнманг , есть рисунки углем, датированные с помощью радиоуглерода 28000 лет, что делает его самым старым участком в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные свидетельства дат.

Другие примеры могут быть датированы ранним бронзовым веком, но хорошо известный магдаленский стиль, замеченный в Ласко во Франции (ок. 15 000 до н.э.) и Альтамире в Испании, вымер около 10 000 лет до нашей эры, что совпало с наступлением периода неолита . Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашивать в течение нескольких тысяч лет.

Следующая фаза сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна , была совсем другой, сосредоточенной на больших собраниях меньших и гораздо менее подробных фигур, по крайней мере, с таким же количеством людей, как и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под утесами или в неглубоких пещерах, в отличие от углублений в глубоких пещерах, использовавшихся в более ранний (и намного более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные сгруппированные композиции.

История

Оригинальный грот Ласко был обнаружен случайно — в начале осени 1940 года группа подростков гуляла в лесу вблизи скал и нашла узкий лаз, открывшийся после падения дерева. Дети заинтересовались лазом, думая, что там могут быть спрятаны сокровища. И сокровища действительно были, хоть и совсем не те, на которые надеялись подростки.

Вход в пещеру Ласко, 1940 год

Обнаружив наскальные рисунки, школьники сообщили о необычной пещере учителю — так она и стала известна широкой общественности. Первым ученым, начавшим исследование грота Ласко, стал Анри Брейль. Уже спустя 9 дней после находки он посетил открывшийся лаз, составил описание рисунков и занялся установлением их подлинности. Спустя несколько месяцев, проведенных за исследованиями, Брейль сделал вывод, что живопись относится к перигорской культуре — эпохе позднего палеолита (сегодня исследователи относят ее к солютрейской культуре).

Французский палеонтолог Анри Брей вместе с другими археологами изучает рисунок зубра в Зале быков, 1948 год

С 1948 года Ласко открыли для туристов, и в течение следующих 15 лет количество посетителей неуклонно росло. В результате было замечено, что посещения нарушают экосистему пещеры, а сохранность наскальной живописи под угрозой из-за избытка углекислого газа, выделяемого посетителями. В течение 50-х годов предпринимались неоднократные попытки восстановить в гроте нужную атмосферу с помощью аппаратуры. Но все же в 1963 году Ласко решили закрыть для широкой публики.

Открыватели пещеры: Marcel Ravidat, Jacques Marsal, Georges Agniel и Simon Coencas, фото 1986 года

Сегодня посещения оригинальной пещеры по-прежнему запрещены — здесь работают ученые, регулируя температуру и уровень влажности, а также очищая стены от грибка 2 раза в месяц. Однако для туристов к 1983-му году была создана Ласко II — точная копия двух главных залов пещеры в натуральную величину. Искусственный грот находится в 200 метрах от настоящего. Также копии отдельных рисунков можно увидеть в парке То (Thot) вблизи коммуны Монтиньяк.

Смысл древних рисунков

Нанесенный на потолок рисунок вроде цветка, скорее всего, предназначался только ради украшения. А вообще, древние люди создавали наскальные рисунки в виде животных — считалось, что они притягивают удачу во время охоты. Получалась своеобразная техника визуализации, когда люди создают образ того, что они хотят получить. Также некоторые ученые предполагают, что при помощи рисунков древние люди хотели оставить после себя след в истории. Правда это или нет, неизвестно, но оставить свой след им явно удалось. Некоторым рисункам в пещерах Калифорнии по 1000 лет, а в Индонезии есть наскальные рисунки возрастом более 40 000 лет.

Один из самых древних наскальных рисунков в мире

В том, что древние люди употребляли галлюциногенные вещества, нет ничего удивительного. В 2019 году я уже рассказывал о том, как в Боливии была обнаружена сумка древнего шамана. Ее возраст тоже оценивается примерно в 1000 лет. Внутри сумки исследователи нашли следы психотропных веществ, при помощи которых шаманы «общались с духами». Судя по тому, что внутри было множество разновидностей веществ, шаман явно знал много рецептов. Подробнее о необычной находке можно почитать в этом материале.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея