Оглавление
Время немого кино
Первые фильмы, в большинстве своём, принадлежали к документальному кино и были короткометражками, изображающими сцены приезда поездов, перенесения религиозных святынь и прочее. Их хронометраж был не более 1,5 минуты.
Ограниченное время зависело от аппаратуры, которая использовалась в те времена. В начале 20-ого века хронометраж картин вырос до 15-20 минут показа.
Новую струю в немое кино добавили всё те же братья Люмьер, которые придали ему комедийный характер.
С совершенствованием кинотехники, у авторов появилось больше пространства для творчества, развития игрового жанра, постановочных сцен. Именно так появляется разделение фильмов на жанры с их многообразием художественных приёмов.
Высшей точки развития немое кино достигает в 20-30 годах прошлого века.
Одним из наиболее известных актёров немого кино является знаменитый Чарли Чаплин.
Когда и где состоялась первая демонстрация кинофильма?
Первая демонстрация кинофильма состоялась 5 декабря 1895 года в Париже в кафе на бульваре Капуцинок.
Старый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» во время показа произвёл фурор. Зрители прямо во время демонстрации вскочили со своих мест и кинулись бежать к выходу.
Всё дело в том, что на экране демонстрировалась картина идущего поезда, и зритель был не готов к настолько ярким на тот момент спецэффектам. Им казалось, что поезд двигается на них и принесёт ущерб их здоровью.
Движение локомотива было снято очень реально.
Режиссёры до деталей продумали ракурсы съёмки:
- Изначально поезд появился вдалеке.
- Затем он начал проходить от правой стороны экрана к левой и наискось переходил на первый план.
- Затем стремительно ушёл на левую сторону экрана.
Такой ракурс создавал эффект надвигающегося локомотива, что очень напугало людей в зале.
Важно! После выхода в свет этого кинофильма известный режиссёр Жорж Мельес в 1898 г. снял две аналогичные картины.
Отечественное кино
Киноиндустрия СССР:
- Первый отечественный фильм, снятый в жанре фантастики, был снят в 1924 г. Он назывался «Аэлита». Это было немое кино, снятое по мотиву романа А. Н. Толстого.
- Первая цветная кинокартина в СССР была представлена в Москве 5 декабря 1925 г. в первом государственном кинотеатре под официальное музыкальное сопровождение Мейзеля. Картина называлась «Броненосец Потёмкин».
Сегодня данный советский фильм сложно назвать цветным, ведь «раскрашен» в кадре был только советский флаг, окрашенный в ярко-красный цвет.
- Первой картиной со звуком стала «Путёвка в жизнь», вышедшая на экраны в 1931 г. Данная кинолента сразу же приобрела невероятную популярность за рубежом. Её выкупила для проката 26 государств. «ЮНЕСКО» внесла «Путёвку в жизнь» в десятку лучших картин мира.
Также кинолента принимала участие в Венецианском кинофестивале и получила награды за лучший режиссёрский, технический и художественный план.
- Первой эротической картиной в СССР стал фильм «Маленькая Вера», снятый в 1989 г.
Фильмы для взрослых
Отдельного внимания заслуживают фильмы для взрослых:
- Первый фильм для взрослых был выпущен в 1896 г. во Франции под названием «Супруги отправляются в постель». Конкретной эротики в киноленте нет, но сам факт снятия одежды в кадре уже вызвал бурю эмоций у зрителей.
- Первой картиной с поцелуем на экране стала «Вдова Джонса», выпущенная в 1896 г. в Соединённых Штатах Америки.
- Впервые обнажённое женское тело зрителям на экране представили в американской киноленте «Дочь богов» в 1915 г.
- Первое хардкор-порно снималось в 1915 г. в США под названием «Сэндвич на траве».
- Порно появилось в 1972 г. Картина называлась «Глубокая глотка».
Миллионер из трущоб
Жанр: драма, мелодрамаСтрана: Великобритания, США, ИндияВ ролях: Дев Патель, Фрида Пинто, Анил Капур, Саурабх Шукла, Махеш МанджрекарРежиссёр: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан
Джамал Малик, 18-летний сирота из трущоб в Мумбаи, всего в одном шаге от победы в шоу «Кто хочет стать миллионером?» и выигрыша 20 миллионов рупий. Прервав игру, его арестовывает полиция по подозрению в мошенничестве. Откуда юнец, выросший на улице, может знать так много?
На допросе в полиции Джамал рассказывает печальную историю своей жизни: о пережитых приключениях вместе с братом, о стычках с местными бандами, о своей трагической любви. Каждая глава личной истории удивительным образом дала ему ответы на вопросы телевикторины.
Когда игру возобновят, инспектору полиции и шестидесяти миллионам зрителей захочется выяснить ответ только на один вопрос: зачем этот юноша, без явного стремления к богатству, решил принять участие в телепрограмме?
Смотреть фильм на Кинопоиске
Апгрейд
Жанр: фантастика, боевик, триллер, детектив, криминалСтрана: США, АвстралияВ ролях: Логан Маршалл-Грин, Мелани Валльехо, Стив Даниелсен, Эбби Краден, Харрисон ГилбертсонРежиссёр: Ли Уоннелл
В ближайшем будущем технологии участвуют во всех аспектах человеческой жизни. Однако в этом технологичном мире главный герой Грей – один из немногих людей, кто любит работать руками. Он восстанавливает и чинит старые автомобили.
Возвращаясь от клиента, Грей с женой попадают в аварию, а после – в руки банды отморозков, в результате чего женщина погибает, а Грей оказывается парализованным ниже шеи. Тот самый богатый клиент предлагает несчастному поставить экспериментальный имплант Stem, который может полностью восстановить подвижность.
Смотреть фильм на ivi
Эффект 25 кадра
Развитие технологий иногда приводит к возникновению мифов. Многие слышали о так называемом эффекте 25 кадра. Якобы человеческий глаз может воспринять исключительно 24 кадра в секунду, а все кадры сверх нормы уходят сразу в подсознание. Но на самом деле это не так. Да, кинопленка фиксирует определенное количество последовательных фотоснимков. Иллюзия движения возникает, только когда интервал смены изображений меньше, чем показатель инерции зрения (0,1 секунды). Соответственно частота выше 10 кадров в секунду уже создает эффект движения. На этом основан кинематографический принцип. Первые фильмы Томаса Эдисона имели частоту 30-40 кадров в секунду. В случае с немым кино частота проекции на экране составляла 16 кадров в секунду, это стандарт начала XX века. С момента появления звукового кино это число увеличилось до 24 кадров в секунду, в современных кинотеатрах при двойном мелькании обтюратора это 48 кадров, телевизионный стандарт — 25 кадров в секунду, а американский телевизионный стандарт — 30 кадров в секунду. Поэтому не стоит обращать внимания на вымыслы маркетологов.
Несмотря на то что даже создатель мифа о 25 кадре Джеймс Вайкери еще в 1962 году признал результаты своего эксперимента сфабрикованными, до сих пор существует множество программ, гарантирующих невероятный эффект, способный заставить человека и похудеть, и бросить курить, и выучить иностранный язык, а возможно — и все это вместе
На заре кинематографа, в отсутствие звука, обязавшего к определенной частоте кадров(иначе есть риск исказить звуковую дорожку), скорость прокрутки пленки определял механик. Именно он вручную вращал ручку проектора и, в зависимости от темперамента публики, делал это быстрее или медленнее. Подбор темпа проекции считался практически искусством, символически сравнимым с режиссерским.
Пожалуй, один из немногих удачных опытов использования врезки 25 кадра удалось провести в 1957 году режиссеру фильма «Пикник» Джеймсу Вайкери. Он не только вставил на стык «видимых» кадров слоган «Ешьте попкорн», но и запатентовал эту идею.
Поделиться ссылкой
Значение цвета в кино. Теория «цветового кино» Эйзенштейна
Таким образом, технический функционал кино совершенствовался быстрыми темпами: в обиход входили многослойные пленки и трехпленочные камеры. Но в эстетике кинематографа изменения происходили медленнее:
инструмент эмоционального усиления и выразительности: так воспринимался цвет на начальных этапах его творческого освоения.
Это детерминировалось явным как несовершенством цветопередачи, так и особенностями психо-эмоционального восприятия окружающего мира.
Но поступательное развитие технического прогресса постепенно привело к изменению парадигмы восприятия цвета (способ и орудие не только эпатажа, но и достоверной передачи изображения), а также свело на нет доминирование черно — белого кино как единственно верного и достоверного оттиска окружающего мира.
В 30-40-е гг. 20 в. экранная фотография максимально приблизилась к живописному изображению: расширение спектра оттенков позволило придать изображению большую натуралистичность, а игра контрастов – передавать сложную гамму чувств.
Именно в это время Эйзенштейн формулирует концепцию «цветового» кино.
Цвет, в его понимании, – не оболочка воплощения мысли, а форма ее выражения. Отсюда вытекает аксиоматичная фундаментальность цвета как идейной, драматургической характеристики сюжета, его образно-выразительного звучания.
Афиша к фильму «Иван Грозный»
«Цветовое» кино в противовес цветному – и в доказательство тому появляется вторая в СССР серия «Ивана Грозного», где была продемонстрирована эстетическая природа цвета, фактически проведена параллель между цветом и музыкой.
Цвет стал использоваться не только в качестве способа выражения мысли, а идейного элемента сюжета; его язык стал разнообразней.
Новое понимание «красок» в кинореальности было представлено в картине Довженко «Мичурин» (1949 г.) и Юткевича «Отелло» (1955г.).
Начало развития
Кинематограф зародился в XIX веке. Ему предшествовало появление фотографии, но еще долгое время после этого открытия люди ломали голову над тем, как запечатлеть движущиеся изображения на камеру. Даже после появления специальных видов фотоэмульсий кино не спешило зарождаться.
Прежде чем сделать грандиозное открытие, умельцы тех лет потратили много времени на попытку воспроизвести движущиеся изображения и все напрасно. Кстати, в одном из таких экспериментов даже участвовал знаменитый Томас Эдисон, но его идея оказалась провальной и неудобной в использовании. Снимать с помощью кинетоскопа можно было только в специальных для этого помещениях. Просмотр фильмов тоже был непростой — увидеть запись можно было только в одиночку, используя специальный ящик и окуляр.
Самых больших успехов в этом деле смогли добиться братья Люмьер со своим синематографом. В отличии от кинетоскопа Эдисона, синематограф позволял осуществлять съемку в разных местах, а смотреть получившуюся пленку можно было большими компаниями. Итак, зафиксируем важную дату — кинематограф родился 28 декабря 1895 года. Именно в этот день люди впервые посетили коммерческий кинопоказ.
Сеансы длились недолго — это был показ коротких 50-секундных роликов. Первый ролик, который увидела публика, назывался “Выход рабочих с фабрики”, но миру он знаком по названию “Прибытие поезда”. В небольшом ролике поезд как бы двигался на зал. Зрители испытали почти те же ощущения, что мы при просмотре 3D фильмов сегодня. Происходящее на экране удивляло своей реалистичностью и даже немного пугало.
Что стоит посмотреть: “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты”, “Фантасмагория”.
Голливуд, «Ленфильм» и «Мосфильм»: развитие кино как индустрии
До 1910-х Голливуд был поселком в пригороде Лос-Анджелеса. В 1911 году компания «Кентавр» из Нью-Джерси арендовала заброшенную придорожную закусочную, которую обустроили под киностудию и дали название «Студия Нестор». Это здание впоследствии стало «Кинолабораторией Голливуда».
Через три года – в 1914-м – тут был снят полнометражный художественный фильм «Муж индианки». Создателями выступили Сесил Б. ДеМилль и Оскар Апфель. Голливуд стал набирать обороты как центр кинопроизводства. В 1958 году появилась знаменитая Аллея Славы.
В СССР кинематограф развивался своим путем. Одной из старейших советских киностудий считается «Ленфильм» – в 1914 году она возникла как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета (благотворительное учреждение для выдачи пособий больным и раненым воинам).
В 1923 году объединились два ведущих киноателье – Ханжонкова и Ермольева. В 1924-м вышел их первый совместный фильм – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Это считается началом работы киностудии «Мосфильм».
Как целая индустрия кино начинает развиваться в 1920-х. Тогда появляются и первые продюсеры (а не только режиссеры). В это время успехом пользуются комедии – в том числе немые фильмы с Чарли Чаплином в главной роли. В Европе экспериментируют с жанрами – немецкий экспрессионизм и французский авангард. В Германии снимают фантастический «Метрополис» и хоррор-триллер «Кабинет доктора Калигари», а во Франции ужастик «Андалузский пес» и биографическую драму «Страсти Жанны Д’Арк».
Свои ленты создают и в Советском Союзе. Это начало режиссерской карьеры Сергея Эйзенштейна – культовой фигуры в истории кино. Он изучал монтаж и внедрял новые приемы монтажа и съемки. В 1925 году вышел на экраны «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. В то же время работает и Всеволод Пудовкин – кроме практической деятельности, он занимался теорией кино. В дальнейшем его труды стали учебными пособиями для кинематографистов. В 1926 году мир увидел фильм «Мать», снятый по роману Максима Горького. Спустя год ленту показали в Париже.
Одним из основателей советской школы кино, который стоит наравне с Эйзенштейном, считается Лев Кулешов – в 1929 году была опубликована его книга «Искусство кино». В ней был, например, описан «эффект Кулешова» – монтажный прием, который заключается в сопоставлении двух кадров.
Начинаются 1930-е. Появляется цветное кино. В Голливуде господствуют шесть киностудий: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Warner Brothers, 20th Century Fox, Universal Pictures и RKO Pictures. Давайте по порядку.
Дороти Арзнер – единственная женщина-режиссер в Голливуде 1930-х годов.
Getty Images
MGM – это такие фильмы, как «Гранд-отель» (получивший «Оскар»), «Волшебник страны Оз», «Унесенные ветром». Paramount Pictures снял «Шанхайский экспресс», «Знак креста» и «Марокко». WB – «Враг общества», «Парад в огнях рампы» и гангстерские картины. 20th Century Fox сначала выпускала доброе семейное кино, затем и серьезные драматические ленты – «Как зелена была моя долина», «Все о Еве» и детектив «Джентльменское соглашение». В то время Universal занималась хоррорами – «Дракула», «Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Лондонский оборотень» (получается, что большинство «классических» монстров в кино нам подарила именно Universal Pictures еще в XX веке). RKO Pictures мы знаем благодаря комедии «Воспитание крошки» и фильмам «Кинг-Конг» и «Гражданин Кейн».
В СССР в этот период выходит «Гибель сенсации» Александра Андриевского – одна из первых советских антиутопий о том, как роботы, призванные помогать человеку трудиться, вытеснили людей. Пудовкин продолжает снимать на «Мосфильме».
В послевоенные годы появляется так называемое независимое кино – небольшие студии, которые пытаются соревноваться с Голливудом и создавать собственные направления в искусстве (пример – итальянский неореализм). В Голливуде же блистает Мэрилин Монро – «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера».
В 1950-х продвигается новый – широкий – формат CinemaScope. А в конце 1970-х кинематограф создает удивительную фантастическую историю «Звездные войны» – воплощение смелой идеи молодого режиссера Джорджа Лукаса.
Звук, цвет и 3D
Устранить их удалось в середине 20-х годов прошлого века, когда появились усилители звуковых волн. Благодаря этому, в 1926 году Warner Brothers, Western Electric и Vitaphone Corporation выпустили первый немой фильм с музыкальным сопровождением под названием “Дон Жуан”. Первым звуковым фильмом стал “Певец джаза” (1927).
Придать красок кинофильмам смог режиссер Рубен Мамулян в 1935 году, который с помощью технологии техниколор создал цветной фильм “Бекки Шарп”. Но и до него братья Люмьер успешно “окрашивали” черно-белые кадры вручную.
Невероятно, но первый 3D фильм был создан в Германии еще в 1936 году, но он был затерян в архивах, поэтому принято считать, что данная технология изобретена в Голливуде в 1950-х годах.
Тогда же начали активно развиваться проекционные технологии и первыми были эпископические (проекция с источника в виде трехмерного предмета, например с книги) и диаскопические (проекция с 35-миллиметрового слайда) проекторы. В эпидиаскопических проекторах в качестве источника изображения используются прозрачная пленка с картинкой. В 70-80-х годах появились LCD (жидкокристалические) и DLP проекторы. Уже в конце 80-х появились цифровые проекционные панели и компьютерные проекторы. С помощью последних можно было как показать фильм или видео, так и использовать его для демонстрации презентации.
В 1989 году также появился первый в мире 3LCD видеопроектор Epson VPJ-700, который использовал 3 матрицы, вместо одной, что позволило получить более высокую яркость изображения. А переход от аналоговых технологий проецирования ознаменовался показом первого цифрового фильма в 1999 году на цифровом кинопроекторе Multiplex – это был фильм Джорджа Лукаса “Звездные войны: Эпизод I — Тайная угроза”.
Сегодня современные проекционные технологии шагнули далеко вперед. 3LCD проекторы усовершенствовались настолько, что имеют как высокую цветовую, так и световую яркость, естественно передают все цвета, а также являются максимально безопасными для зрения человека и не утомляют глаза. Это позволяет использовать их в различных целях, ранее недоступных даже нашему воображению.
Самый первый фильм ужасов
Все мы любим современные фильмы ужасов, пропитанные чувством страха и опасности, но мало кто знает о том, кто стал «первопроходцем» в создании этого жанра. Фильмы ужасов – тематические фильмы, создающие напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-нибудь ужасного (эффект «саспенс»). Первые фильмы со сверхъестественными событиями, которые можно отнести к этому жанру появились у Жоржа Мельеса еще в конце 1890-х годов. Самой известной работой режиссера стал фильм 1896 года «Замок дьявола». Это один из первых фильмов, где использовались такие примитивные спецэффекты как мультиэкспозиция, стоп-кадр, замедленная и ускоренная съемка.
«Замок дьявола» – немой французский короткометражный фильм, ставший одним из первых опытов по воплощению фантастических образов. Премьера первого в истории фильма ужасов состоялась в Париже 24 декабря 1896 года. В центре сюжета старинный замок, где появляется летучая мышь, превращающаяся в Мефистофеля. Мефистофель наколдовывает котел, откуда появляются ведьмы, скелеты и призраки, запугивающие попавшие в его власть души. Одна из душ показывает деревянный крест, сколоченный из палок, в результате чего Мефистофель исчезает.
Выпуск самого первого звукового фильма в мире
Самым первым полнометражным фильмом со звуком был «Певец джаза». В киноленте было множество песенных и содержавших диалоги эпизодов. Основой сюжета послужила пьеса Самсона Рафаэльсона, в которой главный герой, игнорируя устои своей иудейской семьи, поет песни в пивной. Подобное поведение привело к тому, что юного певца выгоняют из дома, и спустя несколько лет он становится знаменитым певцом джаза. Это трогательный фильм, в котором стремления и таланты героя противоречат религиозным убеждениям его родных.
Режиссером картины был Алан Кросланд, а звук записал по технологии Вайтафон (первая система звукового кино, которая разделяет запись, воспроизведение звука и изображения) Джордж Гроувз, имевший опыт с подобным звуковым производством. Гроувз работал над фильмами «Старое доброе Сан-Франциско» и «Дон Жуан». Они были выпущены в свет, когда «Певец Джаза» был лишь в процессе создания.
В картине «Певец Джаза» ведущую роль исполнил Эл Джолсон, после которой он стал настоящей знаменитостью и самым узнаваемым актером той эпохи. Съемка фильма обошлась в немыслимую сумму, целых 423 тысяч долларов. Ведь даже известная компания Уорнер, на тот момент использовала гораздо меньше средств на производство своих кинолент.
Звуковые диалоги использовались в других фильмах и до «Певца Джаза», но все они являлись короткометражными. В 1921 году, в Нью-Йорке был показ полнометражного фильма «Улица грез», но там был всего один эпизод с песней и шум толпы на улице.
Кинолента «Певец джаза» вышла в 1927 году, положив начало распространению и популярности звуковых фильмов в прокате и конец эпохи немого кино.
Вот примерно таким путем фильмы пришли к тому виду, в котром мы их смотрим сейчас. Конечно, сейчас уже другие бюджеты, спецэффекты и подход к киноиндустрии, но начиналось все именно так как написано выше. Вспоминайте о тех, кто подарил человечеству это замечательное развлечение, когда будете сидеть в удобных креслах мультимлекса на премьере очередного блокбастера.
Делитесь нашими статьями!
Эпоха немого кино
В период первого десятилетия XX века индустрия кино развивалась очень быстро. Уже в 1908 году во Франции появился термин «художественный фильм». Стоит отметить, что, несмотря на резкий скачок в качестве и количестве производства фильмов уже к 1920 году, к 1910-му большинство фильмов производились во Франции. Пожалуй, одной из самых заметных лент той поры, снятой не в Европе, стал фильм «Рождение нации» Д. Гриффита. Он был посвящен теме войны между Севером и Югом в США и шел немыслимых тогда 3 часа. Несмотря на необычную для своего времени длительность и расистские темы, фильм окупился в прокате, вызвал фурор у зрителей, а впоследствии был включен в Национальный реестр фильмов США за свою исключительную культурную значимость.
Именно в США к 1920-м годам сформировалась самая крупная индустрия кино в мире. Более того, в Лос-Анджелесе образовался Голливуд, который стал фабрикой по производству фильмов и кадров для индустрии. Здесь была сформирована студийная система создания кино, в которой ведущую роль играл продюсер, занимающийся организацией съемок, приглашением режиссеров, актеров, сценаристов и финансовым обеспечением.
В эпоху немого кино появилось множество культовых фильмов, самыми популярные из них:
- «Кабинет доктора Калигари», 1920 год, режиссер Роберт Вине;
- «Огни большого города», 1931 год, режиссер Чарльз Чаплин;
- «Метрополис», 1927 год, режиссер Фриц Ланг;
- «Генерал», 1926 год, режиссер Бастер Китон.
Но все же пусть немое кино и появилось в результате синтеза гениальных идей и самой прогрессивной на тот момент времени техники, появление радиовещания и в особенности радиопьес не могло не сказаться на популярности зарождающегося искусства. Для немых фильмов создавался аудиоряд, но это были либо заранее записанный звукоряд, либо сопровождение живой музыки. Что звукоряд, что музыканты часто играли несинхронизированно с тем, что показывали на экране. Видные деятели кинематографа, например Чарли Чаплин, выступали против появления звукового кино, но разве прогресс можно было остановить?
Первые кинопремии и кинофестивали
«Оскар»
В 1926 году идея основать киноакадемию пришла в голову Луису Майеру – главе студии Metro-Goldwyn-Mayer. Год спустя Академия кинематографических искусств и наук уже была открыта и получила статус некоммерческой организации. В 1929 году прошла первая церемония вручения наград за заслуги в киноиндустрии. Название «Оскар» академия и сама статуэтка получили только на 6-й церемонии. Почему? Наверняка никто уже не знает – осталось только множество версий. То ли актриса Бетт Дэвис увидела в этом золотом человечке своего мужа по имени Оскар, то ли исполнительный секретарь академии Маргарет Херрик узнала в статуэтке не то своего дядю, не то кузена. Как было на самом деле – неизвестно, но писать и рассказывать про премию стало явно проще, когда золотая награда обрела имя.
«Золотой глобус»
С 1944 года Голливудская ассоциация иностранной прессы выбирает лучших из лучших. Правда, первое официальное вручение премии состоялось только в 1954 году на студии 20th Century Fox. После этого мероприятие стало ежегодным.
Венецианский кинофестиваль
Венецианский кинофестиваль стал первым официальным в своей сфере. Впервые он прошел в 1932 году как часть Венецианского биеннале Esposizione Internazionale dArte Cinematografica, посвященного искусству в целом.
Каннский кинофестиваль
Международный кинофестиваль во Франции был организован в 1939 году уже известным нам Луи Люмьером. Но сам фестиваль вынуждено был отложен сразу после открытия (во время которого прошла премьера «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле) из-за начавшейся Второй мировой войны. Так что полноценное торжество состоялось только в 1946 году, а регулярность Каннский кинофестиваль обрел в 1950-х.
Ума Турман на Каннском кинофестивале в 2013 году
Getty Images
Первый официальный фильм в мире
Как уже и говорилось ранее, первый в истории фильм появился в 1895 году. Наверное, о нем знает или хотя бы раз слышал каждый, ведь картину сняли и публично показали братья Люмьер. Фильм называется «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», именно он и стал отправной точкой в развитии эпохи кинематографа. С того момента Луи Жан и Огюст Луи Мари считаются родоначальниками кино. В наших источниках чаще всего этот фильм, длительность которого составляет 49 секунд, указывают под названием «Прибытие поезда» или «Прибытие почтового поезда».
В то время люди пытались записать происходящее, чтобы показать это зрителю, в результате чего картина не имела каких-то актеров или сложного сюжета. На картине демонстрируется остановка поезда, прибывающего на железнодорожную платформу вокзала Ла-Сиота, а также пассажиры, идущие вдоль вагонов. Несмотря на этот факт, фильм стал популярным и известным, как для того поколения, так и для последующих. Стоит отметить, что публика того времени не была готова к тому, что изображение способно «ожить», в результате чего многие были шокированы и даже получили психологические травмы. Во время показа картины многие отскакивали от экрана и даже выбегали из зала, боясь, что поезд их собьет. Сейчас это звучит забавно и даже нелепо, но для людей того времени это было настоящим потрясением.
Стоит отметить, что кинолента братьев Люмьер стала каноническим произведением кино, ведь впервые в истории удалось на плоском экране выразительно передать движение в перспективе. На картине четко видно, как поезд появляется издалека, проходя справа налево, что создало ощущение пространства. Дополнили картину люди, которых в одном кадре показали крупным, средним и общим планами.
Эта картина не только шокировала, но и вдохновила, в результате чего операторы всего мира начали создавать аналогичные картины с прибытием поездов на других вокзалах. Например, Жорж Мельес в 1898 году выпустил сразу два фильма: «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля» и «Прибытие поезда на вокзал Венсанна». Стоит отметить, что официальная дата, ставшая днем рождения кинематографа – 28 декабря 1895 года. Именно в этот день состоялся массовый показ фильмов в Париже, однако главной киноленты с прибытием поезда там не оказалось. Режиссеры показали 10 короткометражек, оставив свое главное достижение в тени. Что касается «Прибытия поезда», то его братья Люмьер показали на широком экране лишь 6 января 1896 года.
Кинематограф СССР
После прихода к власти коммунистов было объявлено о национализации кинематографа. Большинство картин, снятых в период становления СССР, были сугубо пропагандистскими, прославлявшими действующую власть и романтизирующими деятельность рабочих, колхозников и прочих трудящихся. Жанрового разнообразия не было как такового. Однако даже в таких сложных условиях находились режиссеры, которые превращали свои фильмы в авторские полотна. Одним из такх режиссеров был Сергей Эйзенштейн, снявший важнейший фильм периода становления кинематографа «Броненосец Потемкин». Отметился и Дзига Вертов, снявший «Человек с киноаппаратом».
В истории СССР всего две художественных киноленты стали лауреатами престижной премии «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. в 1943 году престижную статуэтку за лучший документальный фильм получил «Разгром немецких войск под Москвой». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в истории СССР всего один – «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Лучшие советские фильмы по версии сайта «Кинопоиск»:
- «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «Бриллиантовая рука», 1968 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «В бой идут одни старики», 1973 год, режиссер Леонид Быков.
У каждой страны, входящей в состав СССР, была своя национальная киностудия, на регулярной основе производящая фильмы. В Грузии – «Грузия-фильм», в Азербайджане — «Азербайджанфильм». Известный режиссер Юлий Гусман начинал свою кинокарьеру в павильонах «Азербайджанфильма», сняв прошедший по СССР с большим успехом культовый «Не бойся, я с тобой». После распада СССР все эти студии были приватизированы частными лицами. Стоит отметить, что у нашей страны очень богатая история кино, особенно в период постсоветского производства.
Популярность 3D-технологий и первые компьютерные маски: Аватар (Avatar)
Год: 2009
После 15 лет разработки в свет наконец вышел фильм Джеймса Кэмерона, и все поняли, что значит делать фильм в 21-м веке. Начнём с того, что до него технология 3D не пользовалась особой популярностью, ведь её не использовали в полной мере. В фильме «Аватар» же зрители смогли ощутить всю магию 3D-технологий, которая, благодаря специальным очкам делал картинку на экране более глубокой.
Компьютерные маски
Кроме этого, в данной картине впервые использовалась технология CG для «замены» настоящих лиц актёров масками, специально созданными на компьютере. До этого данная технология использовалась лишь во время создания мультфильмов. Данная картина повлияла на множество других фильмов, включая «Начало» с Леонардо Ди Каприо, «Гравитация» с Сандрой Буллок, и «Интерстеллар» с Мэттью Макконехи.
11.
Революция братьев Люмьер
Огюст и Луи Люмьеры
Аппарат И. А. Тимченко, «хронофотограф» Ж. Демени, проектор Ж. А. Ле Роя, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «аниматограф» Р. У. Пола, «биоскоп» М. Склада-новского и другие аппараты для записи или проекции динамичных изображений появлялись с разницей в один-два года в разных странах.
Интересно то, что к моменту появления люмьеровского «синематографа» в США уже почти год использовался «кинетоскоп», разработанный Томасом Эдисоном и Уильямом Диксоном. Тот самый, который увидел в Париже отец семейства Люмьер. Устройство этого аппарата позволяло смотреть на движущееся изображение через окуляр только одному человеку. В отличие от «кинетоскопа», «синематограф» проецировал изображение на экран, и фильмы одновременно могло смотреть множество зрителей. Коммерческий провал Т. Эдисона связан с несвоевременным созданием проектора для фильмов и весьма посредственными сюжетами самих «фильмов», которые демонстрировались с помощью аппарата: они скорее были похожи на движущиеся фотографии.
Но первый шаг к массовому зрителю кино сделал впечатленный отец Луи и Огюста, Антуан Люмьер. Он вошел домой после того, как впервые увидел «кинетоскоп» Томаса Эдисона, и рассказал сыновьям о новинке. К этому времени семейный фотобизнес уже мог стать основой для дальнейшего развития. Кстати, Антуана Люмьера можно увидеть в одном из фильмов его сына Луи — «Игрок в карты» (1895) в роли игрока в карты.
«Синематограф» был запатентован в феврале 1895 года. Описание патента включало фразу: «Аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений». Уже 22 марта в Париже устройство было представлено публике, а 28 декабря в одном из залов «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий киносеанс для зрителей. Существует неофициальный миф, что кинематограф родился именно в этот день. Та буря эмоций, которая захватила первых зрителей, была невообразима. Люди вскакивали с мест, видя на экране движущийся им навстречу поезд.
На фото: Джордж Истмен и Томас Эдисон, 1925 год. Изобретатель Томас Эдисон (справа) занимался в том числе и усовершенствованием кинокамеры
На первый показ было продано всего 35 билетов. Но уже к концу недели новость об изобретении разошлась по Парижу, и вдоль бульвара Капуцинок начали выстраиваться огромные очереди из желающих своими глазами посмотреть на «движущиеся фотографии». Забегая вперед, можно сказать, что с первого дня и по сей день французский кинематограф можно считать одним из самых стабильных в мире.
Устройство «кинетоскопа» обязывало зрителя смотреть не на экран с проекцией, а в окуляр, что делало невозможным массовые показы
Вскоре демонстрации первых фильмов прошли в большинстве столиц мира. В 1896 году первые короткометражные фильмы были показаны в Санкт-Петербурге в саду «Аквариум», в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Уже в следующем году были проведены первые киносъемки в Российской империи.