Остап бендер

Аферы и махинации

Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.

«Литературные негры»

Все началось одним августовским утром 1927 года. В редакцию газеты «Гудок» вошел высокий, по моде одетый мужчина средних лет. Он без стука вошел в комнату «Четвертой полосы», где работали двое молодых и тогда еще никому не известных репортера – Илья Ильф и Евгений Петров. Последний фамильярно обратился к вошедшему: «Привет, Валюн». Ильф поздоровался более сдержанно. Тем гостем был старший брат Евгения, Валентин Катаев. Он с загадочным видом подмигнул журналистам и заявил, что пришел с деловым предложением. «Я хочу, чтобы вы стали моими… литературными неграми», – заговорщически произнес Катаев. Репортеры удивленно переглянулись.

Катаев давно вынашивал идею о том, чтобы стать «советским Дюма-отцом». Кто-то рассказал ему, что знаменитый француз нанимал начинающих писателей, и те создавали за него великие шедевры, а он лишь подкидывал им идеи. Вот и Катаев решил подкинуть младшему брату основу для приключенческого романа, сюжет которого сегодня знаком каждому. Главные герои охотятся за бриллиантами, которые зашиты в одном из двенадцати стульев, и, конечно же, попадают во всевозможные передряги, красочно раскрывающие пороки современного общества. Молодым писателям идея пришлась по душе. Так, в той самой прокуренной редакционной комнатушке, родился тандем Ильфа и Петрова.

Фото: ТАСС

Катаев же вскоре после этого разговора отправился на Зеленый мыс, пообещав своим «литературным неграм» иногда вносить коррективы в их текст, проходясь по нему «рукой мастера». Впрочем, как вспоминали впоследствии Ильф и Петров, Валентин отдал весь роман им на поруки. Когда ему представили финальную версию книги (первую часть «Двенадцати стульев» авторы закончили в течение месяца), Катаев признал, что роман вполне зрелый и в его правках не нуждается. Свое имя из списка авторов он решил убрать, поскольку сюжет, написанный Ильфом и Петровым, сильно расходился с его представлениями. Но взамен потребовал от писателей указать на первой странице посвящение В. П. Катаеву и с первого гонорара подарить ему золотой портсигар. Обе просьбы писатели честно выполнили.

Очень быстро писатели поняли, что без Остапа в их книге не обходится ни одно важное действие: он словно «распихивал» остальных героев и постоянно вырывался на первый план. Так второстепенный персонаж превратился в главного героя, которого на долгие годы полюбила вся страна

Бендер на экране[править | править код]

Основная статья: Список экранизаций произведений Ильфа и Петрова

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев».
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии — поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент). Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев». Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев.
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года.
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных.

Персонаж

В Золотой теленок , Остап Бендер также называют «Бендер-Задунайский» ( «Бендер-Задунайский», буквально: «Бендер-транспалеарктический Дунайская ») и „Остап Ибрагимович“ (Остап Ибрагимович, где „Ибрагимович“ является отчества , буквально означает «сын Ибрагима »). Город Бендеры и река Дунай исторически и географически близки как к большому областному городу Одесса, так и к бывшей Османской (Турецкой) империи.

Бендер мечтает отправиться в Рио-де-Жанейро , «город своей мечты», признавая при этом тщетность своей одержимости.

Существовал ряд возможных прототипов Бендера, самый известный из них — Остап (Осип) Шор (1899–1978), друг авторов, который провел свою юность в Одессе, зарабатывая деньги в качестве афериста, а затем инспектора ЧК . Он был хорошим рассказчиком, и многие его сказки вдохновили на приключения Остапа Бендера. Валентин Катаев , придумавший идею романа (который, в свою очередь, ему посвящен), назван еще одним прототипом; он также вел приключенческий образ жизни и был известен как литературный мистификатор, добавивший много оригинальных штрихов в биографию Осипа Шора, которого он считал соответствием ожиданиям читателей от «реального комбинатора».

Еще одним предполагаемым влиянием стал персонаж Александра Аметистова из пьесы Михаила Булгакова «Квартира Зойки» , написанной и поставленной в 1926 году, еще до того, как была начата работа над «Двенадцатью стульями» . Также элегантный аферист с множеством имен и занятий, он рассматривается как непосредственный источник вдохновения для ряда современных исследователей, вплоть до того, что некоторые из них считают, что оба романа были написаны призраком Булгаковым.

Бендерское руководство

Предпринимательские способности Бендера привлекли внимание исследователей в области менеджмента. Были проведены параллели между схемами Бендера и банкротствами предприятий в ранней постсоветской России, периодом по сравнению с периодом нэпа, когда действовал Бендер

Бендер образован и обладает аналитическим складом ума; полон энергии; в случае неудачи сохраняет оптимизм и умеет переоценивать ситуацию; имеет эмпатию по отношению к своим подчиненным, оппонентов и « знаков »; обладает исключительными организаторскими способностями даже в условиях ограниченных ресурсов.

Хотя Бендер наделен многими чертами харизматического лидера , был сделан вывод, что основной причиной его неудач было отсутствие четкого понимания собственных целей и потребностей, а также краткосрочной перспективы. Серьезным недостатком Бендера как лидера является его патернализм . Кроме того, хотя он осознает недостатки своих товарищей, он не прилагает усилий для их улучшения. Хотя иногда он может быть мотивирующим оратором, он не заботился о долгосрочной мотивации своих подчиненных; вместо этого он предпочитал манипулировать ими или просто принуждать их.

Памятники

Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова (автор В. Нагорнов)

Памятник Остапу Бендеру — Село Комаров, Винницкий район. Установлен Павлом Исидоровичем Стягайло. Скульптор — Юрий Козерацкий

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск, Запорожская обл. — увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка, Винницкая обл., возле вокзала — памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев (снесен по решению местных властей в 2012 году, возвращен на место 22 октября 2019 года).
  • Екатеринбург — памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, прототип Васюков — памятник 12 стульям установлен на ул. Чернышевского.
  • Краснодар — рядом со входом в кафе «Золотой телёнок» на улице Рашпилевской.
  • Кременчуг, Полтавская обл. — ул. Соборная, возле ТРК «Галактика».
  • Мелитополь, перекрёсток пр. Б. Хмельницкого и ул. Героев Украины, возле кафе «Сити».
  • Москва, Троекуровское кладбище — памятник актёру Арчилу Гомиашвили в образе Остапа Бендера.
  • Одесса — рядом со входом в один из ресторанов в центре, на Дерибасовской.
  • Пятигорск — памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург — памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице, дом 4, недалеко от площади Искусств и Государственного Русского музея, при входе в бывший ресторан «Золотой Остап»

    Сестрорецк — Народный литературный музей Остапа Бендера

    .

  • Старобельск, Луганская обл. — памятник Остапу Бендеру установлен в сквере у здания старобельского филиала Луганского национального университета «со стороны деревни Чмаровки» (подробнее см. Старобельск в творчестве Ильфа и Петрова).
  • Харьков — ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары — памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Элиста — памятник Остапу Бендеру с шахматным конём в руке. Установлен на проспекте Остапа Бендера в 1999 году.
  • Крымск, Краснодарский край — памятник Остапу Бендеру, сидящему на скамейке, установлен на одной из центральных улиц города… прямо напротив районного управления полиции.
  • с. Комаров, Винницкий район — памятник О. Бендеру, с 12-м стулом.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

«12 стульев»

Биография Остапа Бендера подробно не описана ни в одном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В романе «12 стульев» он предстает перед читателями как «молодой человек лет 28». Он появляется в Старгороде, где знакомится с Ипполитом Матвеевичем, собравшимся на поиски бриллиантов покойной тещи. Остап тут же чувствует запах наживы, поэтому навязывается в партнеры к Воробьянинову. Бендер безумно любит деньги, ради них он готов пойти на любую аферу. В романе «12 стульев» описывается его женитьба на вдове Грицацуевой. Он пошел на это только ради того, чтобы заполучить стул, в котором, возможно, были спрятаны сокровища. Однако бриллиантов там не оказалось, и Остап вместе с Ипполитом Матвеевичем отправляются на поиски новых приключений. В Старгороде великий комбинатор создает «Союз меча и орала» и собирает деньги с местных влиятельных людей. Все средства идут в личный карман мошенника, однако членам организации он намекает на «святую цель». В конце романа Воробьянинов перерезает Остапу горло, но герой не погибает.

Остап Бендер в кино

По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.

В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.

Примечания[править | править код]

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920—1930-х годов
  2. ↑ Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83—85. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  4. Эдуард Багрицкий. «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев», гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека — Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира». Комментарии.
  16. Сын генерала фон-Менгдена и баронессы Амалии
  17. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  18. Список зарубежных экранизаций
  19. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
  20. Der Film ZWÖLF STÜHLE: Анонс фильма на сайте режиссёра Ульрике Оттингера.
  21. Фильмография Георгия Делиева.
  22. Война «Золотого телёнка» и «В круге первом»: проиграли зрители
  23. Евгений Весник: «…Люблю пьяниц»

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста Христа, здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.

Шарф Остапа Бендера

Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».

Памятник Остапу Бендеру

Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.

Осип Шор — прототип Остапа Бендера

Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Хотя сами же авторы отрицали существование прототипа Бендера, утверждая, что образ собирательный.

Борьба за зрителей

— Киноиндустрия пострадала от коронавируса. Вас задело?

— Я лично пострадал — не мог ходить на фильмы, на которые хотел. Безусловно, сейчас тяжелая ситуация для кинобизнеса. Ограничения не способствуют развитию. Да и зритель отучается ходить в кино

Ему уже не так важно, чтобы открывался большой экран, было шоу. Зритель готов смотреть в интернете

Так спокойнее.

— Рефлексы другие?

— Боюсь, что так. Независимые продюсеры, глядя на ситуацию, скажут: «Мы подождем, пока все вернутся в кинотеатры». Понимают, что вкладывать деньги в кино, которое зритель не посмотрит, значит обрекать себя на невозврат. Финансируются менее рискованные проекты. Этим же объясняется бурное развитие платформ.

Наш герой родился_6

Режиссер Игорь Зайцев на съемках своего фильма «Каникулы строгого режима»

Фото: ТАСС

— У вас появились конкуренты?

— Вряд ли. Я кинорежиссер. У меня конкуренты только среди коллег.

— Если платформы оттягивают зрителя, это конкуренция.

— Не скрою, платформы предлагают работу и мне. Мы обсуждаем сериалы и полнометражные истории. Те специалисты, кто дело делает, всё равно будут востребованы. Платформа хочет видеть продукт, который на телеканале бы не показали.

— Провокация?

— В том числе. Есть темы, на которые у каналов есть ограничения, а на платформах нет.

— Творца это заводит или он думает: «А вдруг по рукам дадут?»

— Здесь другое. Когда развалился Советский Союз, ушла система худсоветов. Появилась свобода. Но вопрос: о чем говорить, если обо всем можно? Показать больше голого тела или нецензурной брани? От этого кино лучше или хуже не становится. Нужна интересная история.

У платформ те же проблемы. Пока их очень много. Они себя ищут, используют зарубежный контент. Но чтобы остаться в лидерах, надо отличаться своим особенным продуктом. Для этого должны быть вкус и люди. Думаю, через несколько лет игроков на рынке платформ останется максимум три.

Наш герой родился_7

Режиссер Игорь Зайцев на съемках фильма «Тобол»

Фото: TASS/URA.RU/Михаил Калянов

— Разорятся?

— Нет, просто поймут, что это направление не представляет коммерческого интереса.

— Всё нынешнее кино- и телепроизводство строится исключительно на прибыли?

— Не всё. Патриотические кинопроекты, поддерживаемые Фондом кино и Министерством культуры, возможно, не будут прибыльным, но темы эти обязательно надо поднимать. Ведь по большому счету происходят чудовищные вещи: нам показывают американское кино про Джеймса Бонда, а врагом выступает русский человек. А «Миссия невыполнима», где хороший парень Том Круз, а плохой — Владимир Машков? Мы приходим в кинотеатры и кушаем это. Нам показывают, что русские — враги. Кремль надо разрушить? Вообще без вопросов. И все воспринимают это как комикс, а меж тем зрителям делается колоссальная идеологическая инъекция против России. Поэтому наше государство обязательно должно поддерживать патриотическое кино.

— Зрители во всем мире ведомые. Ими манипулируют, а они соглашаются?

— Да. Сегодня только такие крутые и сильные герои могут противостоять этой пропаганде. Борьба идет за молодого зрителя, за его представления о том, в какой стране он живет, в каком мире, что хорошо, что плохо.

Справка «Известий»

Игорь Зайцев окончил актерский факультет Ростовского училища искусств, диплом режиссера получил в Театральном институте имени Щукина. Работал в Камчатском театре драмы, руководил экспериментальной студией театра «Около дома Станиславского». Фильмография режиссера включает фильмы и сериалы, в том числе «Диверсант. Конец войны», «Каникулы строгого режима», «Есенин», «Чкалов», «Великая», «За час до рассвета», «Тобол».

Интересные факты

  • В «Клубе 12 стульев» «Литературной газеты» есть рубрика «Рога и копыта» (по названию учрежденной Бендером фирмы-однодневки), в которой печатаются юмористические новости («стенгазета клуба»).
  • Евгений Весник, будучи актёром театра Сатиры, сыграл Бендера сначала в «Золотом телёнке», который ставил Эммануил Краснянский в 1956 году, потом в «Двенадцати стульях», где был режиссёром Эраст Гарин. В общей сложности Е. Весник сыграл «великого комбинатора» более шестисот раз.
  • В честь Остапа Бендера был назван ежегодный фестиваль юмора «Золотой Остап», проводившийся с 1992 года в Санкт-Петербурге, и вручавшиеся в рамках этого фестиваля премии.
  • ОАО «ВИНАП» (бывш. Новосибирский пиввинкомбинат) выпускало пиво под маркой «Товарищ Бендер» с изображением на этикетке Бендера, Козлевича, Паниковского и Балаганова в автомобиле «Антилопа Гну» и с цитатами из книги. В настоящее время пиво с таким же названием выпускает ООО «Новосибирская пивоваренная компания».
  • В начале 1990-х один из исполнителей О. Бендера в кино, Арчил Гомиашвили, основал в Москве клуб/ресторан «Золотой Остап».
  • В честь Остапа Бендера назван астероид (7113) Ostapbender (uk), открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 29 сентября 1986 г.

Памятники

Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова (автор В. Нагорнов)

Памятник Остапу Бендеру — Село Комаров, Винницкий район. Установлен Павлом Исидоровичем Стягайло. Скульптор — Юрий Козерацкий

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск, Запорожская обл. — увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка, Винницкая обл., возле вокзала — памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев (снесен по решению местных властей в 2012 году, возвращен на место 22 октября 2019 года).
  • Екатеринбург — памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, прототип Васюков — памятник 12 стульям установлен на ул. Чернышевского.
  • Краснодар — рядом со входом в кафе «Золотой телёнок» на улице Рашпилевской.
  • Кременчуг, Полтавская обл. — ул. Соборная, возле ТРК «Галактика».
  • Мелитополь, перекрёсток пр. Б. Хмельницкого и ул. Героев Украины, возле кафе «Сити».
  • Москва, Троекуровское кладбище — памятник актёру Арчилу Гомиашвили в образе Остапа Бендера.
  • Одесса — рядом со входом в один из ресторанов в центре, на Дерибасовской.
  • Пятигорск — памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург — памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице, дом 4, недалеко от площади Искусств и Государственного Русского музея, при входе в бывший ресторан «Золотой Остап»

    Сестрорецк — Народный литературный музей Остапа Бендера

    .

  • Старобельск, Луганская обл. — памятник Остапу Бендеру установлен в сквере у здания старобельского филиала Луганского национального университета «со стороны деревни Чмаровки» (подробнее см. Старобельск в творчестве Ильфа и Петрова).
  • Харьков — ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары — памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Элиста — памятник Остапу Бендеру с шахматным конём в руке. Установлен на проспекте Остапа Бендера в 1999 году.
  • Крымск, Краснодарский край — памятник Остапу Бендеру, сидящему на скамейке, установлен на одной из центральных улиц города… прямо напротив районного управления полиции.
  • с. Комаров, Винницкий район — памятник О. Бендеру, с 12-м стулом.