Феминизм в россии: нужен ли он обществу

Оглавление

Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:

  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

  • Отсутствие классового и расового анализа;

  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;

  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;

  • Некритичное отношение к понятию власти;

  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;

  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;

  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

О взглядах патриархального и прогрессивного мужчины на феминизм

Мне не нравится термин «патриархальный мужчина». Если мы говорим про патриархат, речь о некой модели устройства общества, где большая часть власти и ресурсов сосредоточена у определенной группы мужчин. Когда о патриархате говорят в контексте общества, в котором мужчина доминирует над женщиной, то это не совсем корректно, поскольку если мы поспрашиваем некоторых мужчин, то они расскажут примерно следующее: «Мной командует женщина-босс, а когда я прихожу домой с работы, мной командуют жена и дети. И вообще я никакой властью не обладаю и только выполняю чьи-то команды».

Но если хочется употреблять какой-то термин, я бы употреблял «мужчина, который разделяет традиционную идеологию маскулинности» или «мужчина, поддерживающий традиционные гендерные нормы». Это чуть меньше ставит нас в позицию обобщения.

Первая реакция такого мужчины на феминизм — это уже упомянутая нами реакция угрозы и попытка каким-то образом этот феминизм остановить. Это может проявляться в абсолютно разных формах: от агрессии в интернете и соцсетях до довольно изощренных форм. Например, есть целые мужские движения, цель которых — дискредитировать феминизм и унижать женщин. Яркий пример — «Мужское государство», которое в России и существует.

Если мы будем говорить про мужчин, которые разделяют профеминистские взгляды, то здесь интересная история. С одной стороны, феминизм (особенно его первая и вторая волны) как раз помог сформулировать мужчинам запрос на то, чтобы начать обсуждать маскулинность. И первые мужские движения как раз зарождались как аналогия феминизму. Идея была такая: «Дорогие мужчины, посмотрите, у женщин появляется пространство, где они обсуждают свои женские проблемы, а у нас, мужчин, тоже много проблем, и, кажется, нам тоже нужно какое-то пространство». Некоторые мужские движения зарождались в конце XX века именно таким образом. С этой позиции феминизм очень сильно помог и продолжает помогать мужчинам, у которых профеминистские взгляды.

Возьмем проблему харассмента или проблему домашнего насилия. Если мы посмотрим на исследования, то увидим, что когда женщины начали говорить об этих проблемах, это раскрыло глаза довольно большому количеству мужчин: ведь они никогда об этом не задумывались. Когда женщины начали об этом говорить вслух, мужчины стали размышлять, как они вообще взаимодействовали с женщинами, где они могли их обидеть, что могло быть понято не так. Это попытка отрефлексировать свое поведение и выработать какие-то новые нормы маскулинности и новые паттерны поведения.

Безусловно, это порождает и очень большую неопределенность, потому что не понятно, какие это нормы. Допустим, в прошлом мужчина обидел женщину сексуальным подтекстом, и это случилось в то время, когда это еще условно не считалось чем-то из ряда вон выходящим. И вот сейчас он понимает, что это проблема, и, скорее всего, он таким образом нанес женщине травму, и нужно с этим что-то делать. Но что? Он начинает размышлять: «Мне нужно извиниться? Но как именно? Лично? Публично? Или я должен предоставить ей какие-то гарантии, что я посещаю психотерапевта, чтобы проработать свои некорректные паттерны поведения? Или сделать что-то еще?» Как мы видим, это порождает массу вопросов. Одним словом, все эти аспекты еще в процессе активного развития и становления.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

Религиозные течения

Евангельский маскулизм появился после того как в ЮАР стали возникать феминистические движения, которые были вызваны отменой апартеида. Интересно, что в этом случае мужчины никак не высказывались касательно расизма, они не понимали положение религиозной женщины, которая осмелилась высказывать свои права.

Борьба мужчин в этом случае практически никак не касалась самих мужчин. Члены этой группы говорили о патриархате и о том, что равноправие противоречит идеям религии. Так возникла организация «Великие мужчины», члены которой утверждали, что превосходство сильного пола естественно, а слабый пол должен быть закрыт дома и находится под опекой супруга.

Путь к феминизму

Я не была феминисткой до 21 года, сейчас мне 24. На меня повлиял уход из православной церкви: там я стала ощущать давление на себя как на женщину. У меня, в принципе, было два пути: либо в монахини, либо замуж и рожать детей. Понятно, что я сейчас упрощаю и далеко не все храмы, батюшки и верующие люди это поддерживают, но я столкнулась именно с таким отношением и ушла из храма, потому что у меня были другие планы на жизнь. В принципе, многие мои подруги на тот момент (у меня были и неправославные подруги) были феминистками, и в разговорах с ними эти взгляды начали формироваться.

Первой ступенью на пути к феминизму была антистадия — стадия смеха и отрицания. Я начинала читать материалы, посвященные феминизму, и думала: «Боже, это так ужасно смешно, нелепо — фу! Феминистки тупые». Мы с друзьями и подругами шутили об этом, но в какой-то момент я поняла, что то, над чем я смеюсь, занимает меня гораздо больше, чем сам смех. Гендерные ограничения стали казаться мне нелепыми. Я пережила наконец тот след, который оставила на мне балетная школа с ее ограничениями веса, питания, догмами о том, как должна выглядеть женщина, что такое красота. Тогда пришло это изменение отношения к своему телу, понимание того, что такое женское, тоже изменилось.

Потом стала изучать, чего феминистки хотят, почему вообще в 2017 году они никак не могут успокоиться? У женщин вроде уже есть все права? На деле оказалось, что бытовой сексизм существует вопреки всем правам, которые есть у женщин.

Разные течения

Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.

Мужчины не понимали, почему домашнее насилие — это агрессия только со стороны мужчины, или же как объяснить то, что после развода дети должны остаться с матерью.

Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.

Чуть позже появилось еще одно течение мужского феминизма — мифопоэтическое. Считается, что сподвиг сынов Адама на его появление Карл Юнг

Сторонники этого движения не обращали никакого внимания на политику, им крайне важно было считать, что каждый мужик должен оставаться мужиком в любой ситуации

Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.

Про раздельные парковки и туалеты

На мой взгляд, пространства должны разделяться из соображений безопасности. Пока мы не живем в прекрасном постгендерном мире, разделение туалетов все-таки должно быть. Это связано еще с тем, что пубертатный период — это очень тяжелое время в жизни человека: только формируются отношения с собственным телом и сексуальностью. А так как мир вокруг очень четко поделен на мужское и женское, вокруг очень много стереотипов, комфортнее для людей, наверное, будет ходить в разные туалеты, хотя мне, честно говоря, насрать.

Я видела какую-то ужасную парковку, где было написано, что женщинам нужно парковаться отдельно, так как они это делают хуже. Это поддерживает стереотип о том, что женщины хуже водят, что уже опровергнуто тысячу раз. Очень много как опытных водительниц, так и неопытных водителей. Но если есть потребность в создании женского сообщества для того, чтобы ему не мешали образовываться и работать, то почему нет? Бывает такое, что сексизм в университетах настолько силен, что женщины объединяются в научные сообщества, чтобы поддерживать друг друга и работать вместе.

Привилегии женщин в РФ

Мне совсем не понятно зачем поддерживать феминизм, когда у женщин действительно больше прав, нежели у мужчин? Например, не существует аналога материнского капитала у отцов. А что, если отец воспитывает детей один? Также женщины не служат в армии. На это обычно отвечают что-то про беременность, что мол мужчины не рожают, но ведь необходимость родов не прописана в законодательстве РФ и от неё не нужно “косить”, как от службы в армии. Если вы не использовали контрацептивы, это уже ваша проблема, а ни какой ни аргумент для феминизма. Также женщины могут использовать беременность в своих целях. Например, они могут забеременеть чтобы избежать тюремного наказания. Вы можете сказать что это смешно, но это совсем не смешно и такие случаи не выдумка. Кроме того, если работы не будет, женщина может просто начать торговать своими интимными фото и видео и заниматься чем-то подобным. Мужчине же придётся за копейки заниматься рутиной. Кстати, никогда не понимал тех идиотов, которые отправляют деньги этим проституткам.

И я не говорю о всяких мелочах вроде того, что женщин в некоторые заведения пускают бесплатно, когда с мужчин же просят деньги, дают им скидки и иные привилегии. Парней с юных лет учат не трогать девочек, помогать им и так далее. Нет, я не говорю что их нужно бить, но когда какая-то наглая дура лезет к тебе и тебе говорят терпеть, ведь ты мужчина, то это просто нелепость, которая ужасно бесит. Смириться с этим может только покорный дурак. Кстати говоря, некоторые особы и вовсе утверждают, что у нас патриархат в стране. Глупость. У нас его нет совсем, есть только какие-то “скрепы” вроде псевдо-духовности и прочего. То, что президент мужского пола, ещё не означает, что в стране патриархат. Более того, Путин скорее фигура, а не реальный правитель. Да, знали ли вы, что женщины составляют большинство в аппарате суда, государственном секторе и не только?

Я не являюсь сторонником “мужских движений”, ведь, как и феминизм, они не могут быть полноценными идеями, они могут быть лишь частью. Но у этих мужских движений куда больше оснований существовать, чем у феминисток. Вы наверное не знаете, но женщин судят куда менее строже, чем мужчин. Есть в конституции РФ статья 19, которая гласит следующее: “1. Все равны перед законом и судом.” Но почему-то женщины “равнее”. Часто они получают лишь условные сроки, в то время как представителей мужского пола судят по всей строгости. Какой тут может быть патриархат?

Злоупотребление феминизмом

В современном обществе многие уверены в том, что феминистка – мужеподобная женщина. Она ненавидит мужчин и устраивает всяческие акции для оскорбления и унижения мужского пола. Радикальные проявления отдельных феминисток заставляют людей так думать о целом феминистском движении. Ведь всё, что мы видим в новостях о феминизме это то, как они в метро обливают водой мужчин, которые слишком широко раздвинули ноги на сиденье, оправдывая это феминизмом.

В таких случаях стоит говорить о злоупотреблении феминизмом. Именно поэтому стоит понимать, что представляет феминизм на самом деле. Феминистки никогда не боролись с тем, что мужчина подаёт руку, открывает перед ней дверь или помогает с тяжёлыми сумками. Феминизм это про равенство в образовании, социальной и политической сфере, трудовой деятельности. 

Феминизм не предполагает агрессивных действий в сторону мужчин

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 


Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. 

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  


Феминизм сильно повлиял на религию

Разница мужского и женского движения

Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.

Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.

Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.

Исторические теории

Первые проявления феминизма носили экстравагантный характер, были революционными и агрессивными. Движение амазонок – одно из первых движений феминизма. Необходимо оговориться, что амазонки, как и некоторые современные представительницы движения, искажают суть феминизма, уходя в тот же сексизм, только в отношении мужчин. Для таких представителей идеологии целью становится принижение мужчин, а не достижение равенства и взаимоуважения.

В рамках вопроса о феминизме можно выделить две теории: классический феминизм и постклассический феминизм. Обе они уходят корнями на Запад, в России до сих пор не собрана полноценная база по вопросу феминизма.

Классический феминизм

Зародился этот тип феминизма в XIX веке, характеризуется в первую очередь практическим воплощением теории. Классический феминизм не всегда имел четкую теорию, лидера движения, организацию и оформление. К другим особенностям относится:

  • Преобладание у мужчин и женщин патриархального мышления.
  • Права женщин носили формальный характер, игнорировались и забывались, становились актуальными только в экстремальных ситуациях.
  • Мужчины были консервативнее женщин, все попытки изменить семейный уклад критиковались и пресекались.
  • Постепенно возникло понимание, что нужна крепкая теоретическая осмысленная база для того, чтобы добиться реальных изменений.

Постклассический феминизм

Эта идея преобладает с 60-х годов XX века. Цель движения – научно обоснованно добиться полной эмансипации женщин. Представители теории отмечали, что социальная дискриминация по половому признаку – показатель уровня культуры общества, а не биологических особенностей. Одна из представительниц, Симона де Бовуар говорила, что женщинами не рождаются, а становятся в результате воспитания, обучения, полученного образования и унаследованной культуры. Однако в психологии было экспериментально подтверждено, что генетика сильнее воспитания. Так что данное утверждение выглядит сомнительным, но именно оно было главным в феминизме этого периода.

Постепенно лозунг предыдущего этапа «полное равенство» сменился на «равенство в различии». Гнету подвергались не мужчины, а структуры, пропагандирующие патриархат.

Для нашей страны идеи феминизма до сих пор остаются чуждыми, нет единой концепции в отличие от Запада. Необходимо отечественное переложение теорий, с учетом экономических, социально-политических, психологических и духовных особенностей России.

Кто такие феминисты?

Попробую объяснить, кто такие феминистки и феминисты простыми словами. Феминистки – это женщины, ценящие свою независимость. Основная идея в том, что все люди рождаются равными, вне зависимости от пола. Патриархальное общество принижает женское достоинство и умаляет ценность женщины, как человека. Принято считать, что женщины не только физически слабее мужчин, но и умственное развитие у них гораздо ниже.

В последние годы отмечается феминизм у мужчин. Разумеется, их не называют феминистами, и для них есть термин «профеминист».

Профеминисты, как и феминистки выступают за гендерное равенство. Феминистки могут принять в своё сообщество мужчину, но ни за что не допустят его к руководству. Ведь природная агрессия мужчин рано или поздно возьмёт своё, и они попытаются своим авторитетом задавить женщин.

Статистика самоубийств, также говорит о том, что мужчины чаще не могут справиться со стрессом.

При равных нарушениях закона мужчины получают наказание более жёсткое, чем женщины.

При разводе мужчинам редко позволяют опекать детей самостоятельно, если у них есть мать

И неважно, насколько эта мама может и хочет выполнять свои обязанности в отношении детей. Мужчинам же достаётся скромная роль кошелька, который обязан финансировать свою бывшую семью

Во всём мире пенсионный возраст для мужчин выше, и в целом существует целый ряд того, что можно назвать угнетением мужчин. Если изнасиловали женщину – это трагедия. Насилие же в отношении мужчины, воспринимается как анекдот.

«Главная современная феминистка» США Кэсси Джей попыталась рассмотреть маскулизм глазами феминистки.

Документальный фильм «Красная таблетка», который она выпустила в 2016 г., раскрывает скрытые проблемы общества, и о них не принято говорить. Постепенно вникая в проблемы мужчин, Кэсси изменила своё мнение о них и об идеях феминизма. Фильм получил массу критики, а феминистки Австралии добились запрета на показ фильма у себя в стране и даже объявили режиссёра персоной нон грата.

История движения за права мужчин

Маскулизм почти всегда принято было считать реакцией на женское движение — даже в Оксфордском словаре его определяют как «мужской аналог феминизма». Появление термина связывают с выступлением американской писательницы и преподавательницы Шарлотты Перкинс Гилман. В 1914 году женщина прочитала серию лекций «Исследования маскулинизма», из названия которой и позаимствовали броский неологизм. Но Гилман и до этого исследовала влияние патриархата не только на женщин, но и на мужчин. В 1903 году она подготовила «Дом: его работа и влияние» — исследование, в котором изучала эффект концепции «дома» на представителей и представительниц обоих гендеров. При этом Перкинс Гилман придерживалась феминистских взглядов: исследовательница полагала, что эмансипация женщин только улучшит жизнь их близких мужчин, а расширение прав и свобод женщин в конечном счёте будет полезным всему обществу.

В шестидесятых годах в странах Западной Европы появилось мужское движение — формальное объединение разных по форме и сути организаций, которые исследовали положение мужчин в обществе, маскулинность как феномен и многое другое. Мужское движение начиналось как группы поддержки мужчин мужчинами, где все обратившиеся могли обсудить любые насущные вопросы маскулинности. С самого начала оно не было однородным: если одни мужчины, подобно исследовательницам-феминисткам, разбирали гендерные вопросы, то другие активно провозглашали себя противниками феминизма и стремились остановить женское движение через активизм и лоббизм.

Американский социолог Майкл Месснер считает, что антифеминистское крыло маскулистов сформировалось к концу семидесятых годов из тех, кто придерживался умеренной и консервативной позиции в отношении женского движения. «Прогрессивное крыло мужского освободительного движения отказалось от языка половых ролей и сформировало профеминистское движение, основанное на языке гендерных отношений и власти», — пишет он в своей работе «Пределы „мужской сексуальной роли“: анализ дискурса движений за освобождение мужчин и за их права».

Разновидности феминизма

Феминистское движение имеет множество течений, которые появлялись и появляются в зависимости от многообразия идей, взглядов отдельных женщин, которые объединяются в группы. Они отличаются своими взглядами, убеждениями, методами борьбы и проявлениями. Иногда бывает сложно представить, что феминистка из одного течения и феминистка из другого имеют одну конечную цель и борются за одно общее дело. Давайте рассмотрим три самые известные разновидности феминизма.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм принято считать наиболее классическим и распространенным течением. Оно направлено на борьбу за равенство прав и свободы женщин в целом. Главной идеей либерального феминизма является то, что женщина обладает физическими и интеллектуальными возможностями наравне с мужчиной. При этом не допуская возможной дискриминации в науке, труде, политике и так далее. Причиной угнетения женщин принято считать традиционным, устоявшимся воспитанием и правовые ограничения, как существовавшие ранее, так и новые. Для достижения целей представители либерального феминизма используют правовые и политические программы, не прибегая к агрессивным проявлениям.

Либеральный феминизм тесно связан с политикой

Марксистский феминизм

Марксистский феминизм сформировался в начале 20 века в России, именно Россия оказала влияние на развитие марксистского феминизма. Идеи марксистского феминизма заключаются в борьбе с эксплуатацией женщин (неоплачиваемый домашний труд, работа домохозяек и другие). До прихода советской власти большевистское правительство гарантировало политическое равенство, избирательное право, образование женщин, к тому же был декриминализован аборт. 

Радикальный феминизм

Радикальные феминистки являются самыми яростно настроенными представителями феминизма. Радикальный феминизм отличается от других его разновидностей наиболее резкими проявлениями, является прямой противоположностью либерального феминизма. По мнению представителей радикального феминизма причиной его появления является формирование на протяжении продолжительного времени человеческих взаимоотношений внутри общества. Наиболее популярен он был в период второй волны феминизма. 

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались проверки, в других странах, как в Гамбии, процедуру запрещают законодательно.

Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; крадут из семьи; используют их для так называемого временного брака. Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести». Иногда порядки определённой местности противоречат закону — увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.

Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями — одна из его важных задач.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм начинает набирать вес в шестидесятые годы. Она родилась из идеи, что хотя существует легитимация прав, система по-прежнему регулируется сексистскими, классическими, расистскими и империалистическими ценностями. Эта реальность мотивировала создание новых левых и радикальных общественных движений, в том числе радикального феминизма.

Основная характеристика радикального феминизма основана на его контркультурном характере, на котором они не стремились проводить реформистскую политику, как в случае либерального феминизма, но в создавать новые формы общества.

Первым решением этого движения было создание организации автономной женщины, установление разделения с мужским полом. Хотя все люди, которые следовали за радикальным феминизмом, согласились с необходимостью размежеваться с мужчинами, они были против природы и цели разделения. Столкнувшись с этим, первое разделение радикального феминизма, на котором были сформированы две подгруппы: феминистки в “полисы” и “феминистки”. Тем не менее, несмотря на свои теоретические и практические различия между различными развитыми подгруппами движения, он придерживается общих подходов.

  • полисы. Они подчеркивают идею о том, что угнетение, от которого страдают женщины, связано с капитализмом или системой. В этом аспекте феминизм считался еще одной частью левого.
  • феминистки. Они были против подчинения слева, потому что они классифицировали мужчин как главных бенефициаров своего господства. Эта позиция защищает то, что угнетение женщин основано не только на системе, но и на том, что они понимают, что система, частью которой они являются, представляет собой особую систему господства со стороны мужчины, которая определяет женщин с точки зрения мужчин. Наоборот, политики воспринимали человека как очередную жертву системы.

Основное возражение против радикального феминизма основано на патриархате, описывается как система сексуальной конфессии, которая угнетает женщин, и по этой базовой схеме рождаются другие доминирования, такие как класс и раса. Самым представительным в его движении был лозунг: “личное политическое”, что свидетельствует о том, что патриархальное господство практикуется и в таких сферах личной жизни, как структура семьи и сексуальность. Этот коллектив подчеркивает, что мужчины, а не только их группа, получают сексуальные, экономические и, прежде всего, психологические выгоды от патриархальной системы..

Примечательна в радикальном движении организация самосознания групп. В них это было предназначено для повышения осведомленности среди всех женщин о угнетении женщин в обществе, основанном на их собственном опыте, а не на идеологических построениях. Эта группа была также движущей силой переоценки нашего способа говорить.

С другой стороны, мы можем выделить активность этой группы, которая организовала многочисленные демонстрации, а также акты протеста и саботажа, чтобы подчеркнуть положение женщин в патриархате, проводя такие действия, как публичное сжигание бюстгальтеров, тем самым добиваясь голоса движения, которое получит резонанс в обществе. В дополнение к этому ряду акций протеста были созданы альтернативные центры помощи и самопомощи, центры здоровья, центры дневного ухода, центры личной защиты … Требование в группах самосознания основополагающая характеристика в них, равенство и антииерархия: ни одна женщина не могла поставить себя выше другой. Из-за этой предпосылки многие лидеры были исключены из движения, и именно разнообразие мнений внутри группы в отношении отсутствия структуры движения привело к упадку. Наконец, износ механизма из-за его характеристик способствовал окончанию движения в середине семидесятых..