Оглавление
Сюжет
На Среднем Западе Америки появляется психопат, похищающий и убивающий женщин. К делу привлекается ФБР, считающее виновным в преступлениях одного человека. Для того чтобы выйти на след серийного убийцы, ФБР решает провести допрос другого маньяка, чтобы детальнее узнать о стратегии и психологии подобных преступлений. Это задание поручено агенту Кларисе Старлинг.
Она отправляется на задание, которое поначалу кажется ей не слишком сложным, но все оказывается намного труднее. Заключенный оказывается высококвалифицированным психиатром, и он готов помочь ей лишь в том случае, если Клариса будет рассказывать о своей личной жизни, делиться и тешить его больное воображение. Клариса соглашается, не понимая, что подписывает приговор для себя. Ведь Ганнибал Лектер, тот самый заключенный, гениально просчитывавший каждый шаг, — убийца, которого невозможно остановить.
Награды и номинации
Награды
- 1991 — приз «Серебряный медведь» в категории «Лучший режиссёр» на 41-м Берлинском международном кинофестивале (15-26 февраля 1991 года) (Джонатан Демми).
- 1991 — три премии Национального совета кинокритиков США в категориях:
- «»,
- «» (Джонатан Демми),
- «Лучший актёр второго плана» (Энтони Хопкинс).
- 1992 — премия «Золотой глобус» Голливудской ассоциации иностранной прессы в категории «Лучшая женская роль (драма)» за 1991 год (18 января 1992 года) (Джоди Фостер).
- 1992 — четыре премии «Сатурн» американской Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) за 1991 год (13 марта 1992 года) в категориях:
- «Лучший фильм ужасов»,
- «Лучший киноактёр» (Энтони Хопкинс),
- «Лучший сценарий» (Тед Талли),
- «Лучший грим» (Карл Фуллертон, Нил Мартц).
- 1992 — пять кинопремий «Оскар» за 1991 год (30 марта 1992 года) в категориях:
- «Лучший фильм» (продюсеры: Эдвард Саксон, Кеннет Атт и Рональд Бозман),
- «Лучший режиссёр» (Джонатан Демми),
- «Лучшая мужская роль» (Энтони Хопкинс),
- «Лучшая женская роль» (Джоди Фостер),
- «Лучший адаптированный сценарий» (Тед Талли).
- 1992 — две премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) в области кинематографии за 1991 год в категориях:
- «Лучшая мужская роль» (Энтони Хопкинс),
- «Лучшая женская роль» (Джоди Фостер).
- 1992 — премия Гильдии режиссёров Америки (Directors Guild of America Awards) за выдающиеся режиссёрские достижения за 1991 год в категории «Победитель художественного фильма» (Джонатан Демми).
- 1992 — премия Эдгара Аллана По Ассоциации детективных писателей США в категории «Лучший кинофильм» (Тед Талли).
- 1992 — премия Гильдии сценаристов США (Запад) в категории «Лучший адаптированный сценарий» (Тед Талли).
Номинации
- 1991 — номинация на приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля (Джонатан Демми).
- 1992 — четыре номинации на премию «Золотой глобус» Голливудской ассоциации иностранной прессы: лучший фильм — драма, лучшая мужская роль — драма (Энтони Хопкинс), лучший режиссёр (Джонатан Демми), лучший сценарий (Тед Талли).
- 1992 — четыре номинации на премию «Сатурн» американской Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов: лучший режиссёр (Джонатан Демми), лучшая актриса (Джоди Фостер), лучшая музыка (Говард Шор), лучшие костюмы (Колин Атвуд).
- 1992 — две номинации на премию «Оскар»: лучший звук (Том Флайшмен, Кристофер Ньюман), лучший монтаж (Крэйг МакКэй).
- 1992 — семь номинаций на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) в области кинематографии: лучший фильм (Кеннет Утт, Эдвард Саксон, Рональд Бозман, Джонатан Демми), лучший режиссёр (Джонатан Демми), лучший адаптированный сценарий (Тед Тэлли), лучшая работа оператора (Так Фудзимото), лучший оригинальный саундтрек (Говард Шор), лучший монтаж (Крэйг МакКэй), лучший звук (Том Флайшмен, Кристофер Ньюман, Скип Ливсэй).
- 1992 — номинация на премию «Сезар» Академии искусств и технологий кинематографа Франции за лучший зарубежный фильм (Джонатан Демми).
Подбор актеров и прочие интересные факты
- Принадлежность кинокартины к жанру ужасов обусловлена не только пугающим видеорядом, но и тем, что её первоисточник основан на абсолютно реальных событиях. Главные антигерои – Лектер и Буффало – не вымышленные персонажи. У них были живые прототипы – американские маньяки, в разное время орудовавшие в США и державшие в страхе население страны.
- Вживаясь в роль убийцы, Хопкинс посещал судебные процессы, на которых рассматривались похожие преступления, приезжал в тюрьмы и беседовал с заключёнными, наблюдал поведение психопатов. Собрав и проанализировав материал, сэр Энтони стал обладателем гениальной актёрской находки – немигающего, леденящего душу взгляда.
- Из двух часов киноленты Хопкинс находится на экране всего четверть часа, однако его незримое присутствие кожей ощущается во всех эпизодах фильма.
- Узнав, что ему предлагают сняться в фильме под названием «Молчание ягнят», добряк Хопкинс поначалу решил, что это кино для детей (ну а кто бы так не решил).
- Фостер и Левайн не ходили по изоляторам в поисках вдохновения. Им было предложено ознакомиться с аудиозаписями допросов серийных убийц. Актриса не нашла в себе душевных сил выполнить указание режиссёра, а вот Левайн прослушал материал. В результате актёра долгое время мучили ночные кошмары.
- Во время работы над фильмом Левайна и Фостер связывали серьёзные романтические отношения.
- В кастинге на роль девушки-следователя поучаствовало не менее 3-х сотен актрис.
- После выхода картины на большой экран профессия следователя ФБР стала пользоваться у прекрасного пола огромной популярностью. В последующие годы количество американок в погонах заметно увеличилось.
- На рекламных постерах к фильму ярким пятном выделяется изображение бабочки с характерным названием «Мёртвая голова». В природе расцветка насекомого иная. Для плаката же была использована репродукция фотоработы Филиппа Хальсмана и Сальвадора Дали «Смерть в наслаждение». На снимке 1951 года 7 обнажённых натурщиц схематично изображают человеческий череп.
- Для съёмок были изготовлены специальные съедобные муляжи бабочек из мармелада и шоколада. Так создатели фильма подстраховывали актрис второго плана на случай, если те ненароком проглотят реквизит.
- Персонаж Буффало нашёл своё отражение в саундтреке известного американского хип-хоп исполнителя Эминема «Buffalo Bill».
- В финале картины на экране появляется человек в синей бейсболке – это режиссёр Демми.
- Автор романа Т. Харрис не принимал участия в работе над фильмом, но с удовольствием посмотрел его. Актёрам, получившим статуэтки «Оскар», писатель в качестве поздравления отправил бутылки с шампанским.
Преамбула к фильму
Премьера знаменитого американского триллера Джонатана Демми «Молчание ягнят» состоялась в 1991 году. Автором романа, по которому был снят этот фильм, является известный американский журналист, писатель и сценарист Томас Харрис. Картина имела огромный успех и получила 5 премий «Оскар».
Со слов автора романа, это произведение было написано довольно быстро, так как он находился под огромным впечатлением от преступлений, которые совершил маньяк-убийца Эдди Гейн. За несколько лет его жертвами стали десятки людей.
В образе отрицательного героя романа Буффало Билла, Харрис соединил черты и особенности поведения сразу нескольких маньяков, оставивших кровавый след в истории страны.
Кроме Гейна, прообразами Билла стали:
- Тед Банди – маньяк, «специализировавшийся» на убийстве женщин, как и Буффало Билл;
- Гери М. Хейдник. Этот преступник отличился тем, что прятал убитых людей в глубокой яме;
- Эдмунд Кемпер. Первыми жертвами этого хладнокровного убийцы стали родные бабушка и дедушка (точно, как у Буффало Билла).
«Отношения» Ганнибала и Клариссы Старлинг были срисованы с истории взаимоотношений маньяка Теда Банди и профессора криминалистики Роберта Кеппеля. Именно помощью Банди воспользовался Кеппель, когда пытался вычислить известного киллера по прозвищу «Убийца с зеленой реки».
Описывая героя своего фильма Лектера Ганнибала, режиссер утверждал, что он – хороший человек, но его положительная сущность скрыта в теле безумца.
Сюжет и режиссерские решения
Если определять жанр этой киноленты, то это скорее психологический триллер, чем классический фильм ужасов. С силой его воздействия на зрителя не сможет сравниться ни одно кинопроизведение.
К категории ужасов «Молчание ягнят» относится по той причине, что в нем много слишком реалистичных и чудовищно жестоких сцен. Просмотр картины – своеобразное испытание зрителя на прочность его нервной системы.
По сюжету фильма выпускница школы ФБР Кларисса Старлинг, пытаясь вычислить маньяка-убийцу Буффало Билла, выбирает себе совершенно неожиданного «помощника». Им оказывается другой маньяк, жестокий убийца-каннибал с садистскими наклонностями Ганнибал Лектер.
Меломан, художник и бывший практикующий психиатр, Лектер соглашается на общение с Клариссой, так как это жизненно необходимо, прежде всего, для него.
Беседы с девушкой приносят ему своеобразное сексуальное удовольствие. Он умело воздействует на мозг Старлинг, и она сама выкладывает сюжеты из своей сложной жизни. От рассказа о смерти отца маньяк получает наслаждение. При этом он все же рассказывает девушке то, что знает о Билле.
Сильным местом в фильме является история, о которой Кларисса не может забыть с детства. Она делится с Лектером своими переживаниями по поводу ночных кошмаров, которые она видит каждую ночь.
Девушке все время чудятся крики маленьких ягнят, которых она не смогла спасти от заклания на ферме дяди, хотя девочка так этого хотела. Тонкий знаток человеческих душ, Ганнибал сразу успокаивает ее тем, что мучения закончатся, как только она поймает маньяка.
Получая дополнительные душевные силы от общения с героиней, сумасшедший психиатр становится именно тем человеком, кто поможет ей разобраться с Биллом.
На самом деле коллеги-полицейские не смогли оказать ей такую поддержку, как безумный маньяк. Лектер хорошо изучил героиню и прекрасно понял ее мотивы в поиске убийцы невинных женщин. Скорее всего, именно этим объясняется тот факт, что сбежав из заточения, он не собирается ее преследовать.
Удивительно, но когда пытаешься дать определение отношениям двух таких разных героев, напрашивается неожиданный вывод, что это отношения отца-учителя и дочери.
Жестокий по своей сущности гений пытается объяснить послушной «дочери» суть поведения маньяка Буффало Билла. Несмотря на то, что Старлинг боится «учителя», она внемлет всем его словам и старательно ищет разгадки представленным головоломкам и задачам.
Кто же такой этот ужасающий Билл? В данном триллере он — третье по значимости лицо, вокруг которого и крутится весь сюжет. Билл – не мужчина и не женщина. Он что-то среднее и неопределенное. По рождению он мальчик, а по жизни – несостоявшаяся женщина.
Чтобы привлечь внимание зрителя к двум героям одновременно, режиссер использовал интересный способ – противопоставление личностей. Лектер – сильный и жестокий убийца
Старлинг – слабая женщина-следователь. Женщина общается с убийцей, который сидит, скованный смирительной рубашкой, цепью и с ужасающей маской на лице. При этом он находится в специальной клетке с бронированным стеклом.
Обилие этих атрибутов не вызывает жалости к безумному убийце. Совсем наоборот. Глядя на эту картину, появляется чувство страха из-за незащищенности и слабости нашего мира.
Анализируя сюжет картины, можно с уверенностью сказать, что он здесь не имеет особого значения. Более важны те психологические проблемы общества, которые проясняются благодаря «откровенным» беседам главных героев картины.
Сюжет
ФБР занимается расследованием серии убийств, совершённых неизвестным серийным убийцей. За привычку сдирать кожу с убитых им женщин его прозвали «Буффало Билл» (в честь американского деятеля и предпринимателя Буффало Билла, убивавшего бизонов). Не находя зацепок, ФБР решает обратиться за советом к убийце-каннибалу, бывшему психиатру, опасному Ганнибалу Лектеру, пребывающему в изоляторе психиатрической больницы. Для беседы к нему направляют молодую курсантку Академии ФБР Клариссу Старлинг.
Между Лектером и Старлинг возникает эмоциональная связь. Лектер начинает играть с ней в странные психологические игры: он соглашается помогать Клариссе лишь в том случае, если она откроет ему подробности своей жизни. Старлинг открывает Лектеру часть своих детских воспоминаний, связанных с сильными психологическими переживаниями о том, как она бежала из дома своих приёмных родителей, пытаясь спасти от забоя ягнёнка
В качестве своеобразного обмена он обращает её внимание на некоторые детали в деле, опираясь на которые, та, в конечном итоге, и находит след, ведущий к Буффало Биллу.
Тем временем маньяк похищает дочь сенатора, и главный врач Чилтон, решив сделать себе имя, запрещает Старлинг общаться с Лектером. Сенатор идёт на сделку с Лектером, однако тот совершает побег из изолятора временного содержания, расправившись с полицейскими и бригадой скорой помощи. Исследуя прошлое одной из жертв, Старлинг догадывается, что Буффало Билл — бывший портной и хорошо знал убитую.
Пытаясь найти информацию о первой жертве, она приезжает в дом, где живёт маньяк. Она догадывается, кто он, увидев мотылька, кокон которого он вкладывал своим жертвам в рот. Преследуя убийцу, Старлинг оказывается в подвале, маньяк внезапно выключает свет, а сам, с прибором ночного видения, целится в спину Старлинг. Она убивает Буффало Билла, ориентируясь по звуку взводимого им курка. В конце фильма ей звонит Лектер, преследующий паникующего Чилтона в курортном городке.
Почему фильм так называется
В названии картины заключена определенная аллегория. В образе «ягнят» выступают жертвы маньяка-убийцы, за которым охотится детектив Старлинг.
До тех пор, пока она не вычислит и не поймает Билла, его невинные, мучающиеся жертвы будут приходить к ней в ночных кошмарах в образе неспасенных в детстве ягнят.
Однажды в беседе с Ганнибалом детектив рассказала ему историю из детства, когда она, сбежав с фермы дяди, хотела спасти от гибели маленьких ягнят.
Неудача в спасении отложила отпечаток на всю ее жизнь. Избавление от ночных криков ягнят приходит к финалу картины, когда женщина выполнила свою миссию. В последнюю встречу с Лектером, он узнает, «замолчали ли ее ягнята?».
Посмотрите видео. Разбор «Молчания ягнят»: как Ганнибал Лектер забирается в голову
Клариса Старлинг
Сценарий писался сразу же для Джоди Фостер, ее участие в картине не обсуждалось. У Кларисы нелегкая судьба. Ее отец, работник полиции, был убит во время исполнения приказа, мать самостоятельно содержала семью, состоящую из троих детей, работала и днём, и ночью на нескольких работах.
Главная героиня – старший ребёнок в семье, поэтому спустя некоторое время мать была вынуждена отправить ее к своей кузине на ранчо, где и произошёл случай с ягнёнком, после которого Клариса была отправлена в детский дом для лютеран.
Прошли годы, она выучилась в университете криминологии и судебной медицины, ее очень впечатлило это, и она захотела работать в отделе расследования серийных убийств. Но для начала девушка получила лицензию на адвокатскую деятельность, устроилась на работу в университет, а затем получила место в ФБР по счастливой случайности. И вот она получает свое первое серьёзное задание: отправиться в Балтиморскую психиатрическую клинику и опросить Ганнибала Лектора, в прошлом доктора.
Маска Ганнибала Лектера
Имя Эда Кабберли знакомо не только любителям хоккея, но и ценителям киноискусства: этому человеку принадлежит идея и создание знаменитой маски Ганнибала Лектера. Эд занимался изготовлением масок для вратарей, и его работы пользовались большой популярностью у хоккеистов, так как с 1980-х годов славились надежностью и прочностью. Однажды его визитка попала к людям, заинтересовавшимся прославленным мастером. Им требовался человек, который бы сумел создать маску для персонажа фильма ужасов.
С Кабберли связался дизайнер, который вкратце охарактеризовал героя киноленты и рассказал о сюжете. Мастер понял, что раз речь идет о психически больном человеке, то маска для него должна напоминать намордник. На создание первоначального эскиза Эду потребовалось не больше 5 минут. По сути, маска Ганнибала Лектера представляла собой нижнюю часть маски вратаря, дополненную металлическими прутьями у рта. После получения гипсового слепка с лица Хопкинса мастер сразу принялся за работу. На то, чтобы создать маску, ушло 15 часов, а результат понравился заказчикам. Эд Кабберли получил оплату в $400 и авторские права, чтобы изготавливать копии изделия.
К слову, в Хеллоуин маски Ганнибала Лектера пользуются большим спросом в специализированных магазинах по всему миру, а их создатель получает авторские отчисления с каждой проданной единицы. По словам Кабберли, он гордится, что его первая и единственная маска для кинематографа оказалась столь удачной и приобрела статус культовой в истории голливудского кино.
Выпускать
Театральная касса
Фильм «Молчание ягнят» был выпущен 14 февраля 1991 года, собрав почти 14 миллионов долларов в 1497 кинотеатрах за 4-дневный уик-энд, посвященный Дню президентов , и занял первое место по кассовым сборам в США. Он оставался на первом месте в течение пяти недель.
Фильм открылся на площади Одеон Лестер-сквер в Лондоне в июне 1991 года и собрал 290 936 фунтов стерлингов за первую неделю, что, по утверждению дистрибьютора Ранка, стало мировым рекордом за неделю открытия в одном кинотеатре. На следующей неделе он расширился до 281 экрана и собрал за неделю 4 260 472 фунтов стерлингов, что является рекордом для Великобритании.
Фильм собрал 131 миллион долларов в США и Канаде, а общая мировая валовая прибыль составила 273 миллиона долларов. Это был пятый самый кассовый фильм 1991 года в мире .
Домашние СМИ
Фильм был выпущен на видеокассете Orion Home Video в октябре 1991 года . На момент релиза это было самое популярное видео в США. Он был выпущен на DVD 6 марта 2001 года компанией MGM Home Entertainment . The Criterion Collection , выпустившая фильм на LaserDisc в 1994 году, выпустила специальное издание DVD в 1998 году, а затем издание Blu-Ray в 2018 году.
Ганнибал Лектер
Стоит упомянуть, что этот персонаж является самым популярным с момента его создания. Ганнибал – мужчина среднего роста, среднего телосложения, особо ничем не выдающийся, кроме многочисленных шрамов на всём теле. Его внешний образ полностью совпадает с внутренними качествами. В нем практически не осталось ничего от человека, все это – плоды полученных в детстве психологических травм. Ганнибал всегда спокоен, что бы он ни делал, пунктуален, аккуратен, абсолютный перфекционист, не переносящий человеческих пороков. Он – абсолютный злой гений, обладатель уникального интеллекта, каннибал и сумасшедший, заинтересовавшийся Кларисой.
участок
В 1990 году Джек Кроуфорд из отдела поведенческих исследований Бюро уволил Кларису Старлинг с ее обучения в ФБР в Куантико, штат Вирджиния, в Академии ФБР . Он поручает ей взять интервью у Ганнибала Лектера , бывшего психиатра и заключенного в тюрьму серийного убийцы- каннибала . Кроуфорд считает, что догадки Лектера могут оказаться полезными в преследовании серийного убийцы-психопата по прозвищу « Буффало Билл », который убивает молодых женщин и снимает с их тел кожу.
В Государственной больнице для душевнобольных в Балтиморе доктор Фредерик Чилтон грубо обходит Старлинг, прежде чем сопроводить ее в камеру Лектера. Хотя поначалу Лектер был любезен и вежлив, он терял терпение из-за того, что Старлинг брал интервью, и отказывал ей. Когда она уходит, заключенный по имени Миггс бросает в нее сперму. Лектер, который считает это «невыразимо уродливым» поступком, перезванивает Старлинг и просит ее разыскать его старого пациента. Это приводит ее к складу, где она обнаруживает банку с отрубленной мужской головой. Она возвращается к Лектеру, который говорит, что этот человек связан с Баффало Биллом. Он предлагает профилировать Буффало Билла при условии, что он будет переведен подальше от Чилтона, которого он ненавидит. Еще одна жертва Буффало Билла обнаружена с мотыльком, застрявшим в ее горле.
Буффало Билл похищает Кэтрин Мартин, дочь сенатора США. Кроуфорд разрешает Старлинг предложить Лектеру поддельную сделку, обещая перевод из тюрьмы, если он предоставит информацию, которая поможет им схватить Буффало Билла и спасти Кэтрин. Вместо этого Лектер требует от Старлинг вознаграждения за услугу, предлагая подсказки о Буффало Билле в обмен на личную информацию. Старлинг рассказывает Лектеру об убийстве ее отца, когда ей было десять лет. Чилтон тайно записывает разговор и раскрывает обман Старлинг Лектеру, прежде чем предложить ему другую сделку. Лектер соглашается, и его отправляют в Мемфис, где он встречает и мучает сенатора Мартина, а затем дает ей ложную информацию о Буффало Билле, в том числе о том, что его зовут Луи Френд.
Старлинг выясняет, что «Луи Френд» — это анаграмма «сульфида железа» — золото дураков . Она навещает Лектера, который сейчас находится в камере в здании суда Теннесси, и просит правду. Лектер говорит, что вся необходимая ей информация содержится в материалах дела Буффало Билла, а затем настаивает на продолжении их оплаты за услугу . Она вспоминает травмирующий случай из детства, когда услышала, как на ферме ее родственника в Монтане зарезали весенних ягнят. Лектер предполагает, что Старлинг надеется, что спасение Кэтрин положит конец ее повторяющимся кошмарам о криках ягнят. Лектер возвращает файлы дела Буффало Билла Старлинг, когда прибывает Чилтон, и полиция проводит ее из здания. Позже тем же вечером Лектер убивает своих охранников (один из них графически выпотрошен ), убегает из своей камеры и исчезает.
На выпускном вечере Академии ФБР Старлинг получает телефонный звонок от Лектера, который находится в аэропорту Бимини . Он уверяет ее, что не имеет намерения преследовать ее, и просит ее вернуть услугу, что, по ее словам, она не может. Впоследствии Лектер вешает трубку, потому что «у него на обед старый друг». Он увлекает только что прибывшего Чилтона в толпу.
Актерская игра
Актерский ансамбль, подобранный режиссером Джонатаном Демми для фильма, оказался именно таким тандемом, какого требовала книга Томаса Хариса. Энтони Хопкинс блестяще сыграл противоречивого персонажа – блестящего психиатра с великолепным образованием, разбирающегося в музыке и живописи, жуткого садиста и психопата. Как Демми разглядел в «добрячке» Хопкинсе человека, способного воплотить в кадре маньяка-каннибала, остается только гадать.
Еще до начала съемок актер присутствовал на судебных заседаниях над маньяками-убийцами, даже общался с некоторыми из них при посещении тюрем. Его персонажу на экране было отведено лишь 16 минут. Но в течение всего просмотра чувствуется его незримое присутствие, постоянное напряжение не отпускает зрителя. Прототипом Ганнибала Лектора стал серийный маньяк-убийца Альберт Фиш. Это существо убило и приготовило себе на обед несколько малышей. О чем душегуб и написал убитым горем родителям. Его досье было тщательно изучено Энтони Хопкинсом.
Он главная звезда киноленты. Именно его работа, собранная из наблюдений за психопатами, держит в напряжении зрителя на протяжении просмотра. На съемочной площадке в первые дни коллектив приходил в ужас от замораживающего, немигающего взгляда актера. За короткое время в кадре он получил любовь зрителя и «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Тед Талли, будучи автором сценария, мечтал, чтобы роль Старлинг досталась Джоди Фостер. Однако, Дамме решил пригласить на эту роль Мишель Пфайфер. После прочтения ею сценария, Мишель категорически отказалась играть в фильме, считая его чрезмерно жестоким и кровавым.
А Джоди Фостер и не рассчитывала на такое феерическое везение. Роли доставались длинноногим красоткам. А она, со своей нежной хрупкостью, оставалась «за кадром». Блестяще сыграв начинающего агента ФБР с глубокой раной в душе, она обрела зрителя, славу, показала режиссерам свой актерский талант.
Ей и исполнителю роли Буффало Билла предлагали прослушать записи признательных показаний маньяков. Джоди Фостер категорически отказалась, а Тед Левайн (Буффало Билл) после этих «излияний» долго мучился кошмарами. Малоизвестный факт, что Джоди и Тед во время съемок были очень близки.
«Молчание ягнят» невозможно отнести к одному жанру. Это и психологический триллер, и драма, и ужас. Здесь же и захватывающий сюжет о серийных убийцах, маньяках и психопатах. В кинофильме талантливо созданы образы, навсегда вошедшие в созвездие эталонов хоррор-культуры. Недаром на его счету пять «Оскаров».
Все и сразу
Запомнился зрителям и такой интересный факт о фильме «Молчание ягнят»: картина побила еще один кинематографический рекорд, собрав коллекцию из 5 основных статуэток на премии «Оскар»: за фильм, сценарий и режиссуру, а также мужскую и женскую роли. Среди триллеров и фильмов ужасов отыскать подобные примеры вряд ли удастся. А чтобы посчитать количество лент, сумевших получить сразу 5 главных наград, достаточно пальцев одной руки: это фильмы «Это случилось однажды ночью» (1934), «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят».
Кроме того, картина Джонатана Демми получила также другие престижные награды и номинации, среди которых 4 премии «Сатурн», премия Эдгара Аллана По, премия «Золотой глобус» и прочие.
Сюжет
Сюжет фильма Молчание ягнят разворачивается вокруг ученицы полицейской академии, мечтающей построить карьеру федерального агента. В этот момент, в западной части Америки происходит серия зверских убийств. Безумный маньяк Буффало Билл похищает молодых женщин, подвергая их жестокой расправе. Он морит жертв голодом, после чего безжалостно снимает с них кожу. За последнее время полиция нашла несколько трупов, во рту которых были обнаружены коконы мотыльков. Следственный департамент поручает расследовать дело лучшей студентке академии – Кларисе Старлиг. Она хорошая ученица, обладающая серьезным потенциалом и незаурядными способностями.
Для начинающего детектива это уникальный шанс проявить себя и получить бесценный опыт. Клариса с радостью соглашается и приступает к следствию. Главная задача девушки составить психологический портрет маньяка и понять мотивы его действий. Для этого агент обращается за помощью бывшего квалифицированного психолога Ганнибала Лектора, заключенного в изолированной камере психиатрической больницы. Здесь он отбывает пожизненный срок за совершенные преступления, связанные с каннибализмом. Агент Старлинг пытается у него выяснить, кто скрывается под маской серийного убийцы.
Доктор Лектор охотно идет на контакт с сотрудницей федерального бюро, но не спешит делиться с ней подробностями психологической травмы бывшего пациента. Он ловко и умело начинает манипулировать подсознанием Кларисы, придумывая запутанную психологическую игру. После каждой встречи сыщица получает от каннибала загадочные головоломки, пытаясь разгадать шараду и разоблачить его хитроумные уловки. Но когда следующей жертвой психопата Буффало Билла становится дочь сенатора, Лектору смягчают наказание и переводят в изолятор временного содержания. Старлинг отчаянно пытается добиться с ним разговора, получая несколько важных подсказок.
После последней встречи Ганнибал проворачивает задуманную аферу и сбегает из-под стражи, убивая дозорных. Тем временем Клариса догадывается, что к похищению и убийству женщин причастен портной с гомосексуальными наклонностями. Из кожи жертв он хочет сшить одежду и перевоплотиться, словно мотылек. Отправляясь в маленький пригород на поиски безумца, героине удается выйти на его след. Но спасая дочку сенатора, она рискует собственной жизнью, вступая в схватку с преступником. В конце фильма агенту удается выжить и спасти пленницу, освободив ее из темного подвала.
Молчание ягнят (The Silence of the Lambs)
Дата выпуска | 30 января года |
Страна производства | США |
Слоган | «From the terrifying best seller» |
Жанр | Триллер, детектив, драма, криминал, ужасы |
Режиссер | Джонатан Демме |
Главные роли | Энтони Хопкинс, Джоди Фостер, Джек Кроуфорд, Тед Левайн, Кэтрин Мартин, Энтони Хилд. |
Время | 144 мин/01:54:00 |
Легендарный триллер Молчание ягнят стал экранизацией романа известного американского писателя – Томаса Харриса. Именно он придумал образ серийного убийцы, совершающего жестокие преступления, и описал в своей авторской работе историю запутанного расследования начинающего агента ФБР. Благодаря режиссеру Джонатану Демме фильм вышел на экраны в 1991-м году. Вместе со съемочной группой создатель занимался съемками кино, вдохновляясь сюжетной линией детективного романа.
Фильм постепенно завоевал в мире кино небывалую популярность и получил заслуженное звание лучшего триллера. После премьерного показа экранизация получила высокие оценки критиков и положительные отзывы зрителей. За талантливую режиссерскую работу кинематографисты удостоились пяти главных наград, в качестве премии «Оскар». За всю историю существования кинематографа это был третий случай, когда кинокартина одержала победу сразу в нескольких номинациях
С годами популярность триллера возросла, продолжая привлекать внимание современной и заинтересованной аудитории
Производство
Подготовка к съёмкам
Первоначально роль Ганнибала Лектера предлагалась Джину Хэкмену, кроме того, ему предлагалось заняться режиссурой. На роль также претендовали Джек Николсон, Роберт Дюваль, Джереми Айронс и Брайан Кокс (ранее Кокс играл Лектера в фильме «Охотник на людей»). На роль же Клариссы предполагались Мишель Пфайффер и Мег Райан. Автор сценария первоначально задумывал на роль Клариссы — Джоди Фостер, однако с приходом на режиссёрское кресло Джонатана Демми изменил своё мнение в пользу Мишель Пфайффер, та же отказалась от роли в фильме, сочтя его кровавым и жестоким.
В 2013 году стало известно, что на роль Лектера Демми всерьёз рассчитывал утвердить только одного из трёх артистов — Дэниела Дэй-Льюиса, Дерека Джейкоби или самого Энтони Хопкинса.
Вживание актёров в роли
Актёр Энтони Хопкинс к реализации своего персонажа подошёл очень тщательно: он изучал досье многих известных серийных убийц, бывал в тюрьмах, где они содержались, а также посещал громкие судебные процессы. Из подобных материалов Хопкинс взял один приём — при просмотре видеоплёнки разговора Чарльза Мэнсона, Хопкинс отметил, что во время разговора тот не моргает, что актёр и воплотил в фильме. Маньяк-убийца Буффало Билл из фильма явился собирательным образом трёх известных реальных убийц — Теда Банди, Эда Гина и Гэри Хейдника. В основе сюжетной линии фильма лежит реальное сотрудничество серийного убийцы Теда Банди и университетского профессора криминологии Роберта Кеппеля.
Для подготовки к съёмкам актёрам Джоди Фостер и Скотту Гленну были предоставлены реальные аудиозаписи допросов серийных убийц, однако Джоди Фостер отказалась от их прослушивания, а Скотт Гленн длительное время мучился ночными кошмарами. Вживаясь в роль, Фостер поближе познакомилась с реальной женщиной-агентом ФБР Мэри Энн Краузе, но в фильме Джоди не копировала её рассудительный образ с проницательным взглядом, а, наоборот, «сыграла надломленную личность с собственными тараканами и растерзанным сердцем».
Съёмки
Съёмочный период фильма «Молчание ягнят» длился с 15 ноября 1989 года по 1 марта 1990 года.
Большая часть съёмок киноленты проходила в городе Питтсбурге (штат Пенсильвания, США). Разнообразие архитектурных стилей Питтсбурга позволило создать иллюзию того, что съёмки велись во многих местах.
Во время съёмок сцены первой встречи Лектера и Кларисы актёр Энтони Хопкинс старался смотреть прямо в камеру, создавая эффект того, что, по его словам, «знает абсолютно всё».
Брук Смит, исполняющая роль похищенной девушки Кэтрин, и Тед Ливайн, в роли Буффало Билла, имели в период съёмок довольно близкие отношения.
Символы
На одном из постеров к фильму изображена бабочка рода «мёртвая голова», для которой характерен рисунок на теле, напоминающий череп. На постере череп состоит из фигур семи обнажённых девушек, позаимствованных из работы фотографа Филиппа Халсмана. В фильме преступник помещал куколку бабочки в рот своих жертв, что символизировало его перерождение в женщину, подобно метаморфозу насекомого.