А это точно понарошку? 10 важнейших mockumentary-хорроров

Оглавление

Особенности жанра[править | править код]

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в  г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине -х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.

Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились ещё на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» () режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса. Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг.

Бодибилдер (2014)

Рейтинг: 2 (imdb: 6.1 КП: 6) Жанр: драма, спорт Страна: Франция Актеры: Венсан Ротье, Yolin Fran&ccedil-ois Gauvin, Марина Фоис Режиссер: Рошди Зем, Франция

Описание сюжета:

Антуан Морель из тех парней, которые вечно притягивают к себе проблемы. Он связался с бандитами, и теперь должен им кругленькую сумму. Они ворвались в квартиру Антуана и разгромили ее. К счастью, самому Морелю удалось убежать. Мать Антуана устала от выходок своего непутевого сына — она и так два года копила деньги, чтобы выплатить его долги. Ей надоело покрывать преступника, и она настоятельно просит его наконец-то устроиться на работу и дать ей спокойно пожить. Брат подкидывает Антуану идею — попросить помощи у отца, который живет в небольшом городке, и которого Антуан не видел уже пять лет. Поначалу молодой человек противится переезду из Лиона в захолустье, но в конце концов едет навестить отца-бодибилдера.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Последний обряд (2015)

Марта Ливингстон жестоко расправляется с друзьями, а затем кончает жизнь самоубийством. В наши дни в этом же здании полицейский обнаруживает трупы молодых ребят и одного выжившего. Джон рассказывает, что случилось с товарищами. Все началось за неделю до рокового дня. Вооружившись камерами и специальной аппаратурой, друзья отправились на место преступления, чтобы провести спиритический сеанс и заснять потустороннюю активность. Однако ребята наткнулись на куда более жуткие вещи, чем они предполагали.

Оригинальное названиеDemonicАктерыМария Белло, Фрэнк Грилло, Коуди Хорн…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 4.9, IMDb – 5.3Возрастные ограничения18+

Туннель (2011)

Сюжет псевдодокументального фильма выстраивается вокруг проблемы государственной важности. Власти Сиднея сталкиваются с недостатком пресной воды и решают очистить и использовать воду, скопившуюся в туннелях и шахтах под городом

Однако правительство утаивает тот факт, что подземные коллекторы давно стали убежищем бездомных, и осуществление проекта может лишить их единственного крова. В погоне за сенсацией группа журналистов спускается под землю, не зная, что в глубинах туннеля скрывается зловещее существо.

Оригинальное названиеThe TunnelАктерыБель Делиа, Энди Родореда, Стив Дэвис…СтранаАвстралияРейтингКинопоиск – 5.3, IMDb – 5.9Возрастные ограничения18+

Игра на выживание (2014)

Американский фильм об охотнике – триллер с закрученным сюжетом, события которого развернутся в пустыне Мохаве. Миллионер Мадек приезжает на сафари до открытия сезона, заплатив приличную сумму за возможность поохотиться. Проводником бизнесмена становится лучший следопыт Бен, но развлечение неожиданно выходит из-под контроля. По нелепой случайности Мадек смертельно ранит человека выстрелом и решает избавиться от единственного свидетеля. Он оставляет Бена без одежды и воды, чтобы раскаленная пустыня прикончила парня.

Оригинальное названиеBeyond the ReachЖанрТриллерАктерыМайкл Дуглас, Джереми Ирвин, Ханна Мэнгэн Лоуренс…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 5.6Возрастные ограничения18+

ООО «Дом Ада» 2: Отель города Абаддон (2018) (Hell House LLC II: The Abaddon Hotel)

Зарубежный фильм, Ужасы

tagПризраки, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Стивен Когнетти

В ролях: Василе Флютур, Дастин Остин, Аманда К Моралес

Ежегодно отель с символичным названием «Абаддон» открывает свои двери всем желающим в канун праздника Всех Святых. Однажды в отеле произошла ужасная трагедия, после которой руководство города приняло решение закрыть отель. Тогда в результате трагических обстоятельств погибло более 10 человек. Детали их смерти до сих пор неизвестны общественности. Однако среди местных ходят слухи, что отель проклят, и с каждым днём слухи эти всё больше распространяются по городу. Появилось много желающих выяснить, что же там происходило на самом деле. Через время пропадает документалистка, а ещё немного погодя парень по имени Джексон. Каким-то невероятным образом Джексону удалось заснять происходящее в отеле. На видео видно, как парень сражается с жуткими существами.

Секрет популярности мокьюментари

Вопрос, который часто возникает у зрителей – почему фильмы мокьюментари настолько популярны ? Для чего смотреть кино без спецэффектов, где камера иногда трясётся так, что провоцирует морскую болезнь ?

Да и поступки героев вызывают как минимум удивление – в критических ситуациях нужно спасать свою жизнь, а не продолжать вести съёмку, как это делают они.

Психологи говорят, что секрет популярности псевдодокументалки заключается в её особенностях. Во-первых, всё, что снято на любительскую камеру, мозг автоматически воспринимает как реальность.

Фильмы в жанре мокьюментари

Во-вторых, изображения и звуки в таких фильмах обычно размытые и далёкие, что даёт зрителю возможность «дорисовать» общую картину в воображении, из-за чего становится еще страшнее.

Или интереснее, ведь жанр мокьюментари состоит не только из ужасов – в нём есть комедии, исторические картины и многое другое.

Фильмы в жанре мокьюментари

В чем смысл псевдодокументальных фильмов?

Главная цель псевдодоков – вовсе не высмеять режиссеров-халтурщиков. Мокьюменталисты показывают, как с помощью фейков, ненастоящих «архивных» пленок и постановок можно манипулировать реальностью и убеждать аудиторию в правдивости фильма. Они учат зрителей мыслить критически и не верить слепо в то, что они видят на экране. 

Еще с помощью такой художественной формы авторы часто иронизируют над реальными участниками фильма, которые даже не подозревают, что принимают участие в съемках ненастоящего документального кино. На этом, например, построен комический эффект фильмов Саши Барона Коэна о вымышленном журналисте Борате Сагдиеве. Автор фильма говорит о проблемах современного общества – расизме, шовинизме, дискриминации по гендерному признаку – не напрямую, а доводя до абсурда образ журналиста и с помощью комментариев, которые он берет у обычных американцев. 

Кадр из фильма «Борат»

Мокьюментари – это не только сложная сатира, которая встречается только на кинофестивалях. Зачастую цель съемок таких проектов – простое развлечение зрителей. Например, известный сериал «Офис». В нем есть все черты мокьюментари: интервью главных героев, съемка в стиле документального кино, импровизация актеров. Но создатели сериала хотели сделать просто комедийный проект, не заостряя внимания зрителя на форме. 

Кадр из сериала «Офис»

Мокьюментари стоит смотреть для того, чтобы развивать критическое мышление, ведь после просмотра хотя бы одной ленты вы точно начнете замечать приемы манипуляции вниманием зрителя в настоящих документалках. А еще это небанальный пример комедии абсурда, который и рассмешит, и заставит подумать

Ведь мокьюментари-режиссеры перед созданием картины проводят ничуть не меньше исследований, чем их док-коллеги. Просто в итоге они действуют в противоположном направлении. 

«Наблюдение за призраком»Ghostwatch, 1992

Данный фильм режиссера Лесли Мэннига любопытен сразу в нескольких отношениях, помимо того, что это работа, которую можно расценивать как идейного предшественника разнообразных реалити-шоу на паранормальные темы. Что-то подобное начали массово делать только в 2000-е, так что фильм оказался провозвестником будущего. Во-первых, это телевизионный фильм, причем снятый BBC, а не прокатываемый в кинотеатрах. Во-вторых, фильм не просто использует, как было выше сказано, концепцию реалити-шоу, но еще и целенаправленно эксплуатирует известных на тот момент ведущих, представляя себя в качестве не развлекательной программы, а полноценного экскурса в «самый страшный дом Великобритании». Более того: в фильме тщательно имитировался прямой эфир, что произвело неизгладимое впечатление на британских зрителей, и привело как минимум к одному случаю суицида.

«Лица смерти»Faces of Death, 1978

«Лица смерти» — это, если можно так выразиться, злобный брат-близнец «Собачьего мира». Эта серия фильмов (выходившая с конца 1970-х аж до начала 2000-х годов) работает с тематикой смерти в ее различных контекстах, главным образом — в физиологическом. Здесь уже не остается места для попыток хотя бы поиграть в социальную критику, наоборот— упор последовательно делается на смерть как непосредственный, очень физический процесс, повторяющийся в самых разнообразных ситуациях.

При этом, не смотря на значительную популярность у зрителей, критика оценивала фильм очень низко, причем не только из-за его откровенно эксплуатационного характера, сколько из-за того, что целый ряд эпизодов носил, как позднее выяснилось, постановочный характер, что шло вразрез с концепцией фильма. Тем не менее, режиссер Джон Алан Шварц место среди знаменитых псевдодокументалистов благодаря этой работе для себя обеспечил.

Смерть нам к лицу (2020)

Комедия, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080, tagHD 720, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Борис Гуц

В ролях: Александра Быстржицкая, Даниил Пугаёв, Екатерина Волкова

Четыре дня дается человеку, чтобы тот разыскал каким угодно путем четыре миллиона рублей. Такая сумма денег уж точно не посильна для сбора обычным курьером. И обратиться бедолаге не к кому, так как родителям парня всегда были безразличны проблемы сына, а даже, если бы и не были они к нему равнодушны, так как таких сумм у них не имелось. Единственный друг также был бессилен в сложившейся ситуации. В долг такие деньги ему никто не дал бы. Оставалось рассчитывать на себя и ему придется стать порноактером. Все эти жертвы были необходимы ради спасения его любимой девушки от смерти. Так начинается новый этап его жизни.

«Снафф»Snuff, 1975

Если прошлые фильмы в списке были попытками сыграть на поле более или менее респектабельного документального кино, то «Снафф» — это если и не первый, то самый исторически значимый пседодокументальный эксплуатационный хоррор. Он рекламировался в качестве первого фильма, в котором на экране зафиксированы реальные убийства, и представлял собой, говоря современным языком, видеоотчет о жизни нескольких членов секты, поклоняющихся маньяку-убийце, которые в конце съемок фильма приканчивают собственно участников съемочной группы. Фильм примечателен тем, что именно он способствовал введению темы «snuff films» в кинематографический мейнстрим.

В дальнейшем с сюжетами, вращающимися вокруг снафф-тематики работали такие разные режиссеры как Алехандро Аменабар («Дипломная работа») и Джоэл Шумахер («8ММ»), но все это были позднейшие и уже чисто игровые опыты в переосмыслении этого феномена, а у истоков его стоит микробюджетный и ультракровавый фильм Майкла Файндлея.

«Проклятие»The Curse (Noroi), 2005

Последний фильм попал в список благодаря фундаментальности и кропотливости: в отличие от большинства псевдодокументалок, он имеет хронометраж около 2 часов, и одних только основных персонажей там примерно двадцать человек. Кодзи Шираиши снял медленный, погружающий в себя, репортаж о том, как исследователь паранормальных явлений сталкивается с чем-то, что не только пугает его по-настоящему, но полностью выходит за рамки его понимания.

В сюжете объединены видеонарезки из телепередач, записей с видеокамер, бесед с очевидцами, и многих других элементов, которые постепенно складываются в общую картину, центром которой является призрак женщины, одержимой древним демоном из японских легенд.

Завершая наш краткий обзор, заметим, во-первых, что псевдодокументалистика — один из самых современных подвидов хоррора, который вообще стал возможным в качестве массового жанра только во второй половине ХХ века, когда документалистика (или кино, выдающее себя за нее) получила возможность не только пользоваться все более стремительно совершенствующимися технологиями съемок, но и выбирать практически любые сюжеты для изображения. Вплоть до 1960-х или даже 1970-х большинство псевдодокументальных фильмов были комедиями либо драмами разного оттенка, и подъем «поддельной документалистики» связан во многом с ослаблением цензурного давления на основных кинорынках мира в течение конца 1960-х и начала 1970-х.

Во-вторых, данный поджанр хоррора, будучи весьма молодым и динамично развивающимся, имеет очень сильную тенденцию смешиваться с другим, не менее популярным, поджанром — «найденные пленки» (found footage horror), хотя фактически он все же от них отличается именно стилизацией под документальное кино. У фильмов про «найденные пленки» есть отдельная ниша в хоррор-кинематографе, и как раз о неймы расскажем в следующий раз.

«Человек кусает собаку» или «Это случилось рядом с вами»C’est arrivé près de chez vous, 1992

Очень своеобразный фильм, завоевавший себе известность не столько изображением смачных смертей, сколько удивительно органичной попыткой соединить в формате псевдодокументалистики хоррор, черную комедию и социальную сатиру. Снятая тремя бельгийскими режиссерами Реми Бельво, Андре Бонзелем и Бенуа Пульвордом лента повествует о группе молодых людей, снимающих типичный день из жизни сериийного убийцы, который разрешает им следовать за собой, когда он выходит на след очередной жертвы. Конечно, в процессе съемок что-то идет не так, и ситуация выходит из-под контроля… но куда она заведет — не знает никто, включая всех участников событий.

Особенности жанра[править | править код]

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в  г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине -х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.

Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились ещё на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» () режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса. Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг.

Мистификация ценой в 250 миллионов

Вообще-то жанр мокьюментари появился задолго до «Ведьмы из Блэр» и включает не только ужасы.

В 1964 году вышел фильм под названием «Каллоден», который рассказывает о битве, произошедшей в 1746 году рядом с одноимённым городом, после чего подобные картины выходили с определённой регулярностью.

«Ведьма из Блэр» стала настоящим прорывом – кажется, такого успеха не ожидали даже сами создатели, которые потратили на съемки около 60 тыс. $.

Для сравнения – вскоре после премьеры компания Artisan Entertainment купила фильм за миллион долларов, а в прокате он собрал почти 250 миллионов.

Ведьма из Блэр 1 (кадры из фильма)

Мистификация, конечно, была грандиозной и отлично продуманной. На сайте Imdb под фотографиями актёров, сыгравших главные роли, долгое время значилось «пропал без вести», несмотря на то, что они неоднократно появлялись в других проектах.

А ещё авторы «Ведьмы из Блэр» сняли фильм, в котором родственники и друзья «пропавших» студентов вместе с сотрудниками полиции рассказывают о поисковой операции и жизни героев до той самой последней курсовой.

Фильм Ведьма из Блэр 2 (кадры из фильма)

В общем, история оказалась выдумкой от начала до конца, но это не повлияло на популярность фильма, а любовь зрителей к мокьюментари выросла в разы.

Кроме того, после «Ведьмы из Блэр» появился поджанр псевдодокументалистики под названием «найденные плёнки».

Поэтому остаётся только поблагодарить создателей картины за интересную идею, которая дала старт сотням интересных проектов.

«Ад каннибалов»Cannibal Holocaust, 1980

Эпохальный фильм, определивший вектор развития псевдодокументального хоррора на все 1980-е годы. Снятый мастером итальянской школы хоррора Руджеро Деодато, фильм был выполнен в уже привычном формате «документального видеосвидетельства», но тема была выбрана нетривиальная: сюжет строился вокруг экспедиции, попавшей в племя каннибалов, затерянное где-то в южноамериканских джунглях. Деодато при этом, хотя и выполнил (а как считают некоторые критики, значительно перевыполнил) жанровые нормы мяса и крови, все же старался последовательно соблюдать документальный стиль, причем преуспел в этом настолько, что в конце концов ему пришлось давать подробные объяснения в суде относительно того, как именно снимались отдельные сцены, в том числе — подлинные убийства различных животных. «Ад каннибалов» не только задал моду на людоедские хорроры, но и повлиял на последующие поколения кинематографистов, задав им новый стандарт. Самый последний из отзвуков этой славы — фильм Эли Рота «Зеленый ад» (это, кстати, было оригинальное название «Ада каннибалов», пока его не поменяли в процессе съемок).

Лучшие фильмы в жанре мокьюментари

«Военные игры» (1965)

Фильм Питера Уоткинса можно считать первым мокьюментари. Используя документальную съемку, Уоткинс сконструировал историю, в которой войну во Вьетнаме развязали китайцы, а СССР сбросил на Великобританию ядерную бомбу. Фильм получил «Оскар» как лучшая документальная картина.

«Ведьма из Блэр: курсовая с того света» (1999)

Первый мокьюментари-хоррор породил волну подражаний. Ужасающая история трех студентов киноколледжа, которые заблудились в лесу, пока искали ведьму из Блэр, была снята любительскими камерами. Сюжет фильма от начала до конца был выдуман авторами.

«Первые на Луне» (2005)

Самое известное российское мокьюментари. Имитируя кинохронику 30-х годов, режиссер Алексей Федорченко рассказал историю о якобы состоявшемся в 1938 году полете русских на Луну. «Первые на Луне» получили приз как лучший документальный фильм на Венецианском фестивале.

«Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана» (2006)

Комедия Ларри Чарльза с Сашей Бароном Коэном в роли казахского журналиста Бората Сагдиева, который отправился в США, чтобы снять документальный фильм. «Борат» получил лестные отзывы критики.

«Смерть президента» (2007)

Режиссер Габриэль Рэндж рассказал историю об убийстве ДжорджаБуша-мл. сирийским фанатиком, спародировав американские страхи перед угрозой терроризма. Показанный в прайм-тайм по телевидению, фильм вызвал настоящий фурор, а на кинофестивале в Торонто получил приз ФИПРЕССИ.

«Выход через сувенирную лавку» (2010)

Фильм английского граффитиста Бэнкси может ждать та же участь, что и «Военные игры» Уоткинса. Его мокьюментари, рассказывающее о жизни и искусстве уличных художников в Лондоне, было выдвинуто на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

«Легенда Бугги Крик»The Legend of Boggy Creek, 1972

Этот фильм, снятый меньше чем за 200 тысяч долларов, стал хитом американского проката в начале 1970-х, собрав 20 миллионов, в чем-то предвосхитив феноменальный успех «Ведьмы из Блэр» больше четверти века спустя. Даже удивительно, что с тех пор вплоть до конца 1990-х мало кто смог повторно использовать формулу, изобретенную режиссером Чарльзом Пирсом: берем местную легенду, подкрепляем свидетельствами очевидцев, добавляем немного съемок монстра — и получаем «подлинную историю», которую можно очень удачно продать зрителям. В данном случае легенда была про человекоподобное чудовище, обитающее в болотах штата Арканзас.

«Монстр из Фаука», как его называли,начал появляться в округе с 1950-х, и фильм выполнен в стилистике документального отчета о нескольких столкновениях с гигантским монстром, периодически пугающим местных жителей до смерти. Можно сказать, что концепция «псевдодокументального хоррора» в ее современном виде была создана именно благодаря этому фильму.

«Последняя трансляция»The Last Broadcast, 1998

Вышедший на экраны в 1998-м, этот фильм, появившийся непосредственно перед бумом псевдодокументального хоррора, представляет интерес главным образом тем, что в ней стилистика документального кино соединена с размышлениями о том, как в век новых технологий распространения информации можно вообще доверять свидетельствам очевидцев и понять, что произошло на самом деле.

По форме этот фильм — расследование отдельно взятым режиссером череды загадочных событий в лесах штата Нью-Джерси, где, по слухам, обитает сверхъестественное существо — так называемый «Дьявол из Джерси», который, в частности, совершил несколько нападений на людей. Снятый полностью цифровым способом, без использования кинопленки, двумя режиссерами — Стефаном Авалосом и Лансом Вейлером — фильм, хотя и прокатился по фестивалям, вскоре был затенен куда более популярной «Ведьмой из Блэр», несмотря на то, что концептуально он не менее новаторский, чем история пропавших в лесу студентов. Именно «Последнюю трансляцию» стоит считать первым псевдодокументальным хоррором цифровой эры.

Смерть нам к лицу (2020)

Комедия, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080, tagHD 720, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Борис Гуц

В ролях: Александра Быстржицкая, Даниил Пугаёв, Екатерина Волкова

Четыре дня дается человеку, чтобы тот разыскал каким угодно путем четыре миллиона рублей. Такая сумма денег уж точно не посильна для сбора обычным курьером. И обратиться бедолаге не к кому, так как родителям парня всегда были безразличны проблемы сына, а даже, если бы и не были они к нему равнодушны, так как таких сумм у них не имелось. Единственный друг также был бессилен в сложившейся ситуации. В долг такие деньги ему никто не дал бы. Оставалось рассчитывать на себя и ему придется стать порноактером. Все эти жертвы были необходимы ради спасения его любимой девушки от смерти. Так начинается новый этап его жизни.

Не вижу зла (2006)

Роль злодея в этом кровавом хорроре сыграл рестлер внушительных размеров – и все трюки 147-килограммовый Глен Джейкобс выполнил без дублеров. Группа трудных подростков под предводительством бывшего полицейского прибывает в заброшенный отель Blackwell на исправительные работы. Они не подозревают, что именно тут скрывается громила Джейкоб Гуднай – психопат со стальной пластиной в голове, когда-то отправивший на тот свет нескольких людей. Маньяк мучается кошмарами и головными болями с тех пор, как получил пулю, и от этого становится еще свирепее.

Оригинальное названиеSee No EvilАктерыГлен Джейкобс, Кристина Видаль, Майкл Дж. Паган…СтранаСША, АвстралияРейтингКинопоиск – 5.8, IMDb – 5.1Возрастные ограничения18+

Телевидение

Псевдодокументальные формы появились в телевизионной рекламе и агитационной рекламе . В рекламе «Вращающейся двери», использованной в кампании по выборам президента США в 1988 году для нападения на кандидата Майкла Дукакиса, были показаны сцены со сценарием, которые должны выглядеть как документальные кадры, где мужчины входят в тюрьму и выходят из нее через вращающуюся дверь. Бостонская группа Del Fuegos появилась в рекламном ролике пива Miller в 1984 году со сценами, снятыми на ручную камеру / в псевдодокументальном стиле. Группу критиковали за распродажу и фальшивую рекламу; член-основатель Уоррен Зейнс сказал, что создание рекламы было ошибкой, что их основная аудитория отвернулась, а более широкая аудитория, полученная благодаря разоблачению, не сохраняла интерес надолго.

Питер Гринуэй использовал псевдодокументальный стиль в своей французской телевизионной постановке « Смерть на Сене» в 1988 году. Он использовал сфабрикованные сцены, чтобы воссоздать историческое событие, которое иначе было невозможно снять, и изобразил его как реальность.

Реалити-шоу называют формой псевдодокументального кино. Ранний и влиятельный пример — «Реальный мир» 1992 года на канале MTV , «реалити- шоу» по сценарию, граничащее с мыльной оперой .

Особенности жанра

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в  г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине -х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.

Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились ещё на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» () режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса. Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг.

Фильм

Орсон Уэллс использовал в своем творчестве псевдодокументальные элементы.

Орсон Уэллс получил известность благодаря своему радиопередача и фальсификация Война миров которые обманули слушателей, заставив думать, что на Землю вторглись марсиане. Кинокритик Джонатан Розенбаум говорит, что это первый псевдодокументальный фильм Уэллса. Псевдодокументальные элементы впоследствии были использованы в его художественные фильмы. Например, Уэллс создал псевдодокументальный фильм. кинохроника который появился в его фильме 1941 г. Гражданин Кейн, и он начал свой фильм 1955 года, Г-н Аркадин, с псевдодокументальным прологом.

Питер Уоткинс снял несколько фильмов в псевдодокументальном стиле. Военная игра (1965), в котором сообщалось о фальшивой ядерной бомбардировке Англии, был воспринят настолько тревожно реалистичным, что BBC предпочел не транслировать это. Фильм выиграл Премия Оскар за лучший документальный фильм. Другие такие фильмы Уоткинса включают Парк наказаний (1971) и La Commune (2002).

Фильм Безумный Макс 2 сначала кадрирует историю, показывая постановочную последовательность изображений в документальном стиле, предназначенную для информирования зрителя о том, что то, что следует далее, является последствиями апокалиптической глобальной войны.

Методы псевдодокументального кино в некоторых случаях подвергались резкой критике, особенно в 1991 г. Оливер Стоун фильм JFK, который смешивает факты с вымыслом, чтобы продвинуть точку зрения Стоуна, что Джон Ф. Кеннеди стал жертвой заговора. Фильм сбивает с толку настоящие кадры предполагаемого убийцы. Ли Харви Освальд и постановочные образы актера Гэри Олдман кто играет Освальда. Современные эпизоды плохо освещены, и они искусственно сделаны зернистыми и поцарапанными, так что они выглядят как эпоха 1963 года. Пленка 16 мм. Камень использует псевдодокументальный формат, чтобы повлиять на зрителя, представляя теорию заговора в научной и авторитетной манере.

Фейковая фантастика

Связано с псевдодокументальным фильмом и прямо противоположно ему, понятие «фальшивка». Фальшивый художественный фильм принимает форму постановочного художественного фильма, на самом деле изображающего реальные, незаписанные события.

Было придумано понятие фальшивой фантастики к Пьер Висмут описать его фильм 2016 года Где Рокки II ?, который использует документальный метод, чтобы рассказать настоящую, незаписанную историю, но снят и отредактирован так, чтобы выглядеть как художественный фильм. Эффект этой вымышленной эстетики как раз и состоит в том, чтобы уничтожить ощущение реальности, заставляя реальные события казаться, как если бы они были постановкой или построением.

В отличие от фиктивный, фейковая фантастика не фокусируется на сатире, а в отличие от документация, он не воспроизводит вымышленные версии реальных событий прошлого.

Еще один режиссер, чьи работы могут быть связаны с концепцией фейков, — это Джанфранко Рози. Например, Ниже уровня моря использует язык художественного кино при воспроизведении незашифрованного документального материала. О своей работе Рози сказал: «Мне все равно, снимаю ли я художественный фильм или документальный — для меня это фильм, это повествование».

Найденные или обнаруженные кадры

Период, термин найдены кадры иногда использовался для описания псевдодокументальных фильмов, в которых сюжет включает в себя обнаружение отснятого материала. Найденные кадры изначально название совсем другого жанра, но журнал Разнообразие, например, использовал термин «искусственно найденный фильм» для описания фильма 2012 года. Искатели Могил 2. Киновед Дэвид Бордвелл подверг критике это недавнее использование из-за путаницы, которую оно создает, и вместо этого предпочитает термин «обнаруженные кадры» для повествовательного трюка.

Фотограф из Маутхаузена (2018)

Исторический художественный фильм о фотографе, спасшем негативы знаменитых снимков – документальных доказательств зверств нацистов. Молодой республиканец выслан во Францию из Испании, где установился фашистский режим. Свободной жизни в другой стране не предвидится – туда вторгается Гитлер. Каталонца кидают в концлагерь, где его берёт себе в помощники немецкий фотограф. С помощью самых храбрых узников лагеря Франсиско удаётся не допустить уничтожения снимков, позже представленных на Нюрнбергском процессе.

Оригинальное названиеEl fotógrafo de MauthausenЖанрТриллер, драма, военный, биография, историяАктерыМарио Касас, Рихард ван Вайден, Ален Эрнандес…СтранаИспанияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 6.8Возрастные ограничения16+