Оглавление
1 место — STB-1 (Х уровень, Япония)
И лидер нашего хит-парада японский средний танк STB-1. В компенсацию за отвратительную и трудно проходимую ветку, разработчики наделили финальную машину массой полезных качеств. Прекрасные УВН -14/21, крепкая башня, отличный урон в минуту и достойная скорость делают этот танк самым универсальным средним танком WoT.
STB-1 прекрасно показывает себя в игре от рельефа, способен перестрелять почти любого противника, а при надобности выйти на переднюю линию и потанковать башней. Единственным минусом можно считать низкую скорость полета снарядов, но это разумно, иначе бы на 10-х уровнях все играли бы на этом танке. STB-1 смело можно назвать лучшим средним танком игры и одним из лучших танков WoT.
Начать играть в World of Tanks можно на официальном сайте.
Тип-90
В 1976 году японская фирма Мицубиси начала разрабатывать новую модель танка, которая должна была заменить устаревшие машины Тип 61 и 74. В процессе конструирования Тип-90 участвовали инженеры из двух популярных немецких компанией – MaK и КраусМаффей. Совместный труд германских и японских специалистов позволил создать модель боевой машины, которая не теряет востребованности уже на протяжении нескольких десятилетий.
Первые образцы танка Тип-90 появились в 1990 году. После ряда успешных испытаний Мицубиси выпустила пару моделей, которые поучаствовали в небольших сражениях в полевых условиях. Спустя год выпуск Тип-90 поставили на поток. По информации на 2010 год, Япония имела в распоряжении 340 боеспособных танков данной модели. Изначально государственный заказ на машины предполагал покупку 600 шт, но позже 260 шт. Тип-90 перепродали за границу.
Причина продажи части танков объясняется тем, что их обслуживание обходится намного дороже, чем предполагалось. При общей стоимости одной единицы боевой машины в 8 млн. долларов капитальный ремонт Тип-90 требует выделить из бюджета около 1 000 000$.
Несмотря на то, что содержание танков этой модели требует огромных затрат, мировое сообщество признало их самыми мощными и выносливыми, ведь их характеристики намного лучше, чем у французского Леклерка и Т-80 (СССР).
Описание Тип-90:
- Масса конструкции – 50 тонн;
- Борт оснащен дополнительной бронезащитой (стальные противокумулятивные пластины);
- Главное орудие – пушка, совместимая с 120 калибром, изготовленная немецкой фирмой «Rainmetall» по заказу властей Японии;
- Боекомплект рассчитан на 40 снарядов (20 –в механизированной боеукладке);
- Оснащен панорамными приборами слежения и системой ручного наведения;
- Есть возможность установки двух пулеметов и одной зенитки;
- Скорость хода по дороге – 70 км/ч, по бездорожью – 50 км/ч.
Кроме того, танк укомплектован десятицилиндровым двигателем, а емкость бака рассчитана на 1100 литров горючего топлива.
Англия и Франция
А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский «Челленджер 2», имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции «Буря в пустыне» один из британских «Челленджеров» с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на «Абрамсы». Главная претензия – невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам – «Челленджер» оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, «Челленджер 2» считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).
Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий «Леопард-1», — детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.
Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул «самый мощный танк в мире».
На снимке — «Челленджер 2» из Великобритании:
Т-44: на смену танку Победы
Разработка нового Т-44, который должен был на фронте заменить Т-34, пришлась на 1943-1944 годы. Созданием танка на УВЗ занимался главный конструктор Александр Морозов, один из авторов Т-34. Возможно, поэтому внешне оба танка похожи. Но конструктивно это совершенно разные машины.

Танк Т-44 форсирует водную преграду
Основной задачей конструкторов в создании Т-44 стало наращивание броневой защиты. Параллельно с этим были внесены и другие изменения. Дизельный двигатель расположили поперек машины, что позволило сократить длину корпуса, уменьшить общий вес и улучшить ходовые качества танка. Изменилась башня, увеличилось боевое отделение, были улучшены условия для экипажа. Несмотря на то, что Т-44 выпускался серийно, полноценно заменить Т-34 ему не удалось, так как уже в 1947 году была разработана более совершенная модель Т-54.
3 место — Skoda T50 (IX уровень, Чехословакия)
Как ни странно, самый сложный выбор лучшего среднего танка выпал именно на 9-й уровень. В игре WoT этот уровень довольно своеобразен, и среди СТ множество очень хороших машин. Но все-таки Skoda T50 держит первенство. Отсутствие брони его единственный недостаток. Хорошая скорость, достойные углы вертикальной наводки, и очень злой барабан на три снаряда, который меньше чем за четыре секунды выдает почти 1000ед. дамага.
Достаточно часто попадая в топ списка, Skoda при малейшей ошибке наказывает любых противников, при этом сохраняя высокую результативность в боях и с 10-ми уровнями. Отличный танк, хорошо себя показывающий практически на любых картах.
Заключительные замечания
В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».
Динамическая броня «Реликт»
С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.
Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.
Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).
Прицельный комплекс «Сосна-У»
С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.
Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.
В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.
Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.
Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.
Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.
По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»
10 место – украинский Оплот БМ
После распада Советского Союза, Украина продолжила разработку Т-80УД. Последней модификацией этого танка стал Оплот БМ.
Танк привычной для советской школы компоновки защищён встроенной динамической защитой «Дуплет». Установлены КОЭП «Варта» и КАЗ «Заслон». Недостатками «Варты» является неспособность противостоять современным ПТРК «Корнет», ПТУР «Комбат», а «Заслон» отличается высокой ценой, длительной перезарядкой и малой дальностью обнаружения угроз.
Боезапас хранится в механизме заряжания, возможна стрельба управляемыми ракетами. Система управления огнём откровенно устарела и уступает современным конкурентам.
Подвижность находится на высоком уровне.
В сети неоднократно всплывали рейтинги современных танков, в которых украинский занимал первое место, основывались они на якобы смоделированных боях. На деле «смоделированные бои» оказались игрой ARMA 2, видео из которой записывал блогер на YouTube.
статьи
- PANHARD EBR 105, Франция
- PANHARD EBR 90, Франция
- PANHARD AML LYNX 6X6, Франция
- RHEINMETALL PANZERWAGEN, Германия
- Т-100 ЛТ, СССР
- HOTCHKISS EBR, Франция
- SPAHPANZER RU 251, Германия
- Т-54 ОБЛЕГЧЁННЫЙ, СССР
- ЛТТБ, СССР
- M41 WALKER BULLDOG, США
До недавнего времени самым быстрым танком в WOT считался немец RU 251. С появлением колесной техники в Мире Танков ситуация изменилась. Теперь лидерство по быстроходности уверенно держит Франция.
Многие машины, попавшие в эту подборку, хорошо знакомы каждому танкисту Ворлд оф Танкс. Это легкие танки, которых на сленге называют «светляками».
Они имеют тонкую, почти картонную броню, слабое орудие, но очень высокую скорость и маневренность.
Стоит оговориться, что грамотно отыгрывать свою роль на «светляке» не так легко, как может показаться со стороны, и решает тут не скорость, а правильная тактика.
Специально для наших читателей был создан актуальный ТОП самых быстрых танков в World of Tanks, и он будет периодически обновляться.
PANHARD EBR 105, Франция
Это «зло на колесиках» появилось в игре сравнительно недавно, но уже успело навести шороху в высокоуровневом рандоме. PANHARD EBR 105, легкий колесный танк Франции 10 уровня способен развивать скорость до 95 км / час. Опытные игроки уверяют, что на практике скорость можно поднять и до 105 км / час. PANHARD EBR 105 – самый быстрый танк в World of Tanks на сегодняшний день.
Характеристики PANHARD EBR 105
PANHARD EBR 90, Франция
PANHARD EBR 90 – это еще один колесный монстр Франции, демонстрирующий поразительную быстроходность. Легкий танк PANHARD EBR 90 9 ранга является предшественником вышеупомянутого PANHARD EBR 105 и развивает скорость до 85 км / ч.
Характеристики PANHARD EBR 90
PANHARD AML LYNX 6X6, Франция
Третье место нашего рейтинга самых быстрых танков WOT снова достается Франции. PANHARD AML LYNX 6X6 – это легкий колесный танк 8 уровня, который исследуется перед PANHARD EBR 90, рассмотренный выше.
В отличие от своих высокоуровневых собратьев, этот малыш обладает еще более скромными габаритами и уверенно держит скорость до 80 км / ч.
Вполне достаточно, чтобы быстро разведать обстановку на поле боя.
Характеристики PANHARD AML LYNX 6X6
Среди всей гусеничной техники World of Tanks RHEINMETALL PANZERWAGEN считается самым шустрым – его скорость достигает 75 км / час. Это легкий танк 10 уровня, который, как и все «десятки», доступен для покупки за 6.1 млн кредитов.
Характеристики RHEINMETALL PANZERWAGEN
Т-100 ЛТ, СССР
Лидерство среди гусеничных машин WOT вместе с Германией делит СССР. Т-100 ЛТ – это легкий танк 10 уровня, который финиширует ветку ЛТ Советского Союза. Его движок позволяет поднять скорость до 72 км / ч. К тому же, у этого «совка» неплохая скорость поворота в 56 градусов / сек.
Характеристики Т-100 ЛТ
HOTCHKISS EBR, Франция
HOTCHKISS EBR, французский предшественник PANHARD AML LYNX 6X6 демонстрирует скорость 70 км / час на 7 уровне. Этот легкий танк, несомненно, один из самых быстрых среди одноклассников.
Характеристики HOTCHKISS EBR
SPAHPANZER RU 251, Германия
Рядом с HOTCHKISS EBR в рейтинге по быстроходности стоит потрепанный нерфами SPAHPANZER RU 251, немецкий легкий танк 9 ранга, который исследуется перед RHEINMETALL PANZERWAGEN. Сегодня бывший лидер по скорости развивает всего 70 км / час, но по-прежнему пользуется спросом у любителей «светляков».
Характеристики RU 251
Т-54 ОБЛЕГЧЁННЫЙ, СССР
Всего на 1 км / час отстает от немца советский Т-54 Облегченный с максимальной скоростью 69 км / час. Т-54 Обл. – это легкий танк 9 уровня, который предшествует Т-100 ЛТ, другому участнику нашего ТОПа в ветке исследования. Тем не менее, популярность машине приносит не подвижность, а скорее выживаемость на поле боя за счет хорошо бронированной круглой башни.
Характеристики Т-54 Обл.
ЛТТБ, СССР
Кто не слышал про «гуся» советской армии? ЛТТБ с его длинным орудие и аномально узким корпусом – один из фаворитов среди самых фановых машин WOT. ЛТТБ – это легкий танк 8 уровня, который развивает скорость до 68 км / час, носится по карте, как угорелый, и «клюет» все, что движется, чем здорово раздражает оппонентов.
Характеристики ЛТТБ
M41 WALKER BULLDOG, США
Закрывает наш ТОП самых быстрых танков в World of Tanks единственный среди иностранцев американец M41 WALKER BULLDOG. Бульдог – легкий танк 8 уровня в дереве США, а его предельная скорость, как и у ЛТТБ, составляет 68 км / час. Известен танк благодаря неплохому орудию и сравнительно достойным углам вертикальной наводки -10 / +20.
Характеристики M41 BULLDOG
М1А1 «Абрамс»
Американский танк, у которого самая крепкая часть – лобовая. На нем установлен надежный двигатель и подвеска, позволяющая машине быть подвижнее и маневреннее при передвижении по неустойчивому грунту. Это приближает его по характеристикам к легким моделям, распространенным в Европе, хотя он относится к разряду тяжелых.
Еще одна особенность, которая отличает «Абрамс» от остальных танков, – высокоточная пушка. У нее повышенная скорострельность, но при условии неподвижности машины. Однако, нельзя скидывать со счетов физическую подготовку человека, который заряжает пушку. В техническом описании танка указано, что он стреляет раз в 8 минут.
Другие особенности М1А1:
- Наличие усовершенствованной системы ночного видения;
- Совместимость с боеприпасами М829А3, имеющими высокую степень пробиваемости;
- Новая система поворота башни (23 градуса в секунду);
- Газотурбинный двигатель AVCO «Lycoming» AGT1500.
М1А1 «Абрамс» закупили и приняли на вооружение армии Египта, Австралии и королевство Марокко. Стоимость такой машины за стандартную комплектацию – 6 200 000 долларов, а ее капитальный ремонт обойдется не менее чем в 700 000$.
9 место — VK 30.01 H (V уровень, Германия)
Ценность этого танка в двух отличных и результативных орудиях. Первое это неплохая фугасница, которой можно очень сильно наказывать легкобронированных соперников, а второе – прекрасное топовое орудие от шестого уровня. Топ пуха имеет 157мм. бронепробития базовым снарядом и 221мм. подкалиберным. Это значит, что танк пробивает любого встречающегося противника, вплоть до седьмого уровня включительно.
Об одноклассниках и говорить не стоит. Несмотря на невысокий урон, орудие точное, скорострельное, и очень результативное. VK 30.01 H обладает неплохими УВН -8/20, что позволяет играть от башни, которая обладает небольшими размерами и достойной броней в 80мм., танковать особо не получится, но периодически снаряды отбивает.
В целом отличный танк для средних и дальних перестрелок и позиционной игры.
9 место – французский Леклерк
Сверхсовременный и сверхдорогой танк, появившийся в 1992 году. Оснащён инновационной модульной бронёй.
От западных танков отличается наличием автомата заряжания, расположенного в башне за вышибными панелями. Можно назвать главным преимуществом Леклерка. Мощная пушка, современная система управления огнём.
Благодаря двигателю мощностью 1500 л.с. и активной подвеске отличается великолепной подвижностью.
В момент появления, как уже говорилось, стал сверхсовременным и сверхдорогим. До сих пор не продемонстрировал чего-то выдающегося в вооружённых столкновениях, оставаясь хорошим оружием лишь на бумаге. Но высокая цена и потенциальная ненадёжность из-за переизбытка электроники никуда не пропали.
Как составлялся этот ТОП
Для отбора лучших танков в WOT использовалась серверная статистика kttc.ru, а также отзывы и обзоры опытных игроков. Была составлена таблица лучшей техники по версии самых популярных рейтингов. Далее в нее были добавлены лучшие танки по проценту побед и количеству среднего урона.
Пересечения были взяты за основу этой подборки. По-доброму, можно было бы просто отсортировать машины по винрейту за месяц и получить практичный результат. Но суть этой подборки не в проценте побед. Она отражает самые актуальные танки в 2020 году, которые любят игроки, и на которых с удовольствием играют.
Оцените публикацию:
Рейтинг: 4.7/5 — 9голосов
Kianl
Поиграл во многие танковые игры и теперь делюсь опытом. Провел много времени в сражениях WOT и War Thunder. Одно время играл в Crossout, но потом аккаунт взломали. Присматриваюсь к новой Enlisted в поисках вечернего фана.
Challenger 2
Танк считается основной боевой мощью сухопутных войск Англии и Нидерландов. Его изготовлением занималось предприятие ALVIS, которое позже передало права на «Challenger 2» и его модификации оборонной компании BAE Systems Land & Armaments.
Первые модели машины испытаны в 1994 году. В то время главной задачей было проверить надежность и выносливость танка. «Челенджер 2» тестировался в течение 285 суток.
За этот период он:
- Преодолел 27 км по дороге и 33 км по бездорожью;
- Совершил более трех сотен выстрелов из основного и 1000 из дополнительного оружия;
- Проработал 10 часов в простое.
За все время испытаний танка, конструкторы и члены техперсонала ни разу не столкнулись с серьезными неисправностями. В заключении комиссии было указано, что машина на 100% соответствует всем требованиям военных.
Спустя 25 лет «Challenger 2» приобрел мировую популярность, и зарубежные конструкторы его немного модифицировали. Они внедрили в ход изготовления танка новую программу модернизации «CR2 LEP», подразумевающую изменение некоторых элементов обшивки и ходовых деталей с целью продления срока службы машины. Новая серия «Челленджеров» теперь называется «Challenger 2LEP».
Модернизированные танки – дорогое удовольствие. Власти Великобритании только начали первый этап по улучшению всех «Challenger 2», которые находятся у страны на вооружении. Его завершение планируется к концу 2033 года. Пока классические «Челленджеры 2» используются в таком виде, в котором их создала группа конструкторов в 1994 году. Сегодня они участвуют в сражениях в Ираке, а ранее их боевую мощь можно было увидеть в ходе вооруженного конфликта в Косово.
Лучшие танки в мире: рейтинг и кое-что еще
Среди основных боевых танков Японии особое удивление вызывает «Тип 10». Он призван заменить устаревшие «Тип 74» и стать рядом с «Тип 90». На изготовление одного танка уходит порядка шести с половиной миллионов долларов. Машина оснащена 120-мм пушкой, точно такой же, как на «Абрамсах» и «Леопардах». Установлен автомат заряжания конвейерного типа, длина ствола равна 44 калибрам
При этом наибольшее внимание японские конструкторы уделили боевой информационно-управляющей и информационной системам
Танк оснащается броней модульного типа, что позволяет выполнять замену поврежденных элементов и модулей силами экипажа. Такое решение помогает устанавливать дополнительное навесное оборудование, что повышает защищенность машины и понижает ее вес до 48 тонн. Это очень мобильный танк, он имеет дизельный двигатель в 1 200 л. с, а это порядка 27 л. с. на тонну. Бесступенчатая трансмиссия позволяет развивать скорость до 70 км/ч вперед и назад.
7 место — СУ-152 (ПТ-САУ, VII уровень, СССР)
Возможно кому-то покажется этот выбор спорным, однако у этой ПТ есть одно неоспоримое преимущество перед остальной техникой этого уровня. Также как и у КВ-2, у этой машины есть великолепное фугасное орудие с чудовищным разовым уроном. Играя на фугасах нужно только научится целиться и быстро прятаться после выстрела. И тогда СУ-152 покажет себя прекрасным и результативным танком.
ПТ немного слабовата против ТТ, однако встречая СТ и ЛТ, а также слабо бронированных ПТ-САУ – разносит их в клочья фугасными снарядами. Очень грозная машина, причем на базовом орудии – а это значит сразу после покупки, что позволяет нагибать даже в стоковом состоянии. Для полного раскрытия своего потенциала разуется нужно знание мест прострела и хорошая маскировка, но даже в неопытных руках может себя хорошо показать.
3 место: Skoda T-50
Оказывается, что концерн шкода умеет делать не только автомобили, но и отменную боевую технику. И Skoda T-50 — лучшее тому подтверждение. Смотрите сами: быстрейший барабан на уровне позволяющий реализовать около тысячи урона всего за три секунды.
3 место: Skoda T-50
Броня башни хоть и не обеспечивает защиту от каждого попадания, способно принести неприятный сюрприз противнику в виде непробития или рикошета, когда он этого совсем не ожидает. Теперь про подвижность: танк обладает весьма внушительной удельной мощностью аж в 26 л.с/т, что при массе равной всего 43 тонны, позволит развить скорость до 50 км/ч за считанные секунды. Плюс ко всему машину можно использовать в качестве разведчика — обзор в 400 метров это позволяет.