Прогрессивный боевой самолет миг-35

История создания

Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.

Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую “начинку”. Прежде всего, это:

  • облегченный планер;
  • современная авионика;
  • РЛС с АФАР;
  • перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
  • современный комплекс обороны;
  • двигатели с повышенным ресурсом.

Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.

Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.

Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.

МиГ-29А

МиГ-29А был исходным базовым вариантом истребителя МиГ-29, и к моменту распада Советского Союза было произведено около 1000 самолетов, из которых около 700 эксплуатировались только в советских ВВС. Среди других были Северная Корея, Куба, Сирия, Индия, Иран и Ирак, а также восточноевропейские государства Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и Югославия.

Хотя Россия больше не использует оригинальные самолеты МиГ-29А, а те, которые находятся на вооружении за рубежом во многих странах, таких как Индия и Северная Корея, были модернизированы, базовые МиГ-29А с небольшими существенными усовершенствованиями продолжают служить в таких странах, как Сирия, Сербия, Эритрея и Куба, а также несколько советских государств-преемников.

Истребители обладали впечатляющими летными характеристиками, но были ограничены их возможностями обмена данными и относительно слабым радаром. Хотя радар МиГ-29А был намного мощнее, чем у американского F-16A, с которым они были созданы как конкуренты, он был все более посредственным по мере совершенствования радиолокационных технологий в 1990-х и 2000-х годах. Дальность полета самолета также была относительно ограничена из-за высокого расхода топлива двумя двигателями. Это побудило Россию вложить значительные средства в улучшение истребителей с помощью новых датчиков и более экономичных двигателей, а также увеличения внутреннего запаса топлива.

[править] Производство

В 2009 году планировалось начало поставок МиГ-35 российским военно-воздушным силам в течение ближайших трёх лет.

МиГ-35 участвовал в тендере на поставку ВВС Индии 126 боевых самолётов. На первом этапе испытаний лучшие результаты продемонстрировал именно МиГ-35: остальные участники тендера столкнулись с проблемами запуска двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.

Однако, вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, индийские ВВС обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолётов. В итоге финалистами тендера военное ведомство выбрало европейский истребитель Typhoon и французский Rafale Официальной причиной неудачи МиГ-35 на конкурсе были неудовлетворительные показатели по 14 пунктам, в частности продемонстрированные радиолокационной станцией «Жук-МАЭ» и двигателями РД-33МК.

4 мая 2012 года президент Казахстана Н. А. Назарбаев высказал интерес к истребителю МиГ-35.

Командующий войсками ВВС и ПВО Южного военного округа заявил о возможности закупки МиГ-35 для командования ВВС и ПВО в ближайшие годы. Время сборки одного самолёта — 9 месяцев.

17 августа 2013 года Министерство обороны перенесло подписание контракта по МиГ-35 на три года.

Летно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)
  • Длина: 17,3 м
  • Размах крыла: 11,99 м
  • Высота: 4,73 м
  • Площадь крыла: 42 м²
  • Масса:
    • пустого: 11000 кг
    • нормальная взлётная: 17500 кг
    • максимальная взлетная: 23500 кг
    • топлива: 4800 кг
  • Двигатели: 2 × ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
    • Тяга:
      • максимальная: 2 × 5400 кгс
      • на форсаже: 2 × 9000 кгс
    • Углы отклонения вектора тяги: ±15° в вертикальной плоскости, ±8° в любом направлении
    • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
    • Масса двигателя: 1055 кг
  • ЭПР: <1 м² (без внешних подвесок)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1400 км/ч
    • на высоте: 2400 км/ч (М=2,25)
  • Практическая дальность:
    • без ПТБ: 2000 км
    • с ПТБ: 3000 км
  • Продолжительность полёта: 2,2 ч
  • Практический потолок: 17500 м
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 1,03
    • при максимальной взлётной массе: 0,77
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе: 468 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 618 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9 g

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • Точки подвески: 10
  • Боевая нагрузка: 6500 кг
  • Вооружение:
    • УРВВ:
      • малой дальности: Р-73
      • средней дальности: Р-27 и РВВ-АЕ
    • Противокорабельные: Х-31А и Х-35
    • Противорадиолокационные: Х-31П
    • УРВП: Х-25, Х-29, НАР
    • Свободнопадающие и корректируемые бомбы, авиационные мины.

Авионика

  • Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Жук-А:
    • Диаметр АФАР: 688 мм (500 мм на экспортных)
    • Количество ППМ: 1016 (680 на экспортных)
    • Масса: около 280 кг (240 кг на экспортных)
    • Объем: 0,275 м³
    • Максимальная дальность обнаружения:
      • аэродинамической цели: до 200 км (до 148 км на экспортных)
      • наземной цели: до 60 км

История создания

Одним из лучших истребителей СССР был МиГ-29, успевший хорошо зарекомендовать себя. Но уже в 80-х годах руководством страны было издано постановление о разработке улучшенных версий. Тогда начали работу по созданию моделей МиГ-29К и МиГ-29М. Спустя несколько лет они прошли испытания, но распад Советского Союза привел к сильному кризису и отказу от дальнейших тестов и принятия на вооружение новых истребителей.

Несмотря на финансовые трудности в России, которые коснулись внутренних предприятий, Конструкторское бюро продолжало заниматься модификациями МиГ-29. Благодаря этому, когда Индия сделала заказа на палубные версии истребителей, у конструкторов уже был готовый проект. Тогда же российское руководство задумалось о создании новых самолетов для своих вооруженных сил.

В 1998 году был представлен МиГ-29СМТ, ставший представителем поколения 4+. Он отличался улучшенной бортовой радиолокационной системой, позволявшей захватывать сразу четыре точки, и возможностью обстрела наземных и надводных целей. Также к 1999 году показали опытный МиГ-29М, изначально предназначавшийся для Индии. Его разработка была отложена, но через несколько лет все же продолжилась.

К 2005 году российские конструкторы показали новую машину, которая стала истребителем МиГ-35. Она была основана на МиГ-29М, но имела на борту улучшенные радары и отличалась повышенными летными характеристиками. Позднее был представлен второй вариант под названием МиГ-35Д, имеющий незначительные отличия. Испытания проходили длительное время и завершились лишь к 2017 году.

«На основе технологий нового поколения»

МиГ-35 — новейший многоцелевой истребитель поколения «4++», модернизированная версия лёгкого фронтового самолёта МиГ-29. По словам конструкторов, у новой машины увеличен запас топлива и боевой нагрузки, что существенно повысило его эффективность и универсальность.

Существенными отличиями МиГ-35 от других самолётов семейства МиГ-29 являются повышенная боевая выживаемость, возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства, а также интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения.

По словам производителя, основные задачи, которые ставятся перед МиГ-35, — завоевание господства в воздухе в противоборстве с истребителями четвёртого и пятого поколений, перехват средств воздушного нападения, нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО днём и ночью, при любых погодных условиях.

Также по теме


«Совместные разработки и трансфер технологий»: как изменится российская авиация после объединения КБ «МиГ» и ОКБ Сухого

Консолидация активов ПАО «Компания «Сухой» и РСК «МиГ» в единый дивизион военной авиации находится на стадии оперативной…

Кроме того, истребитель МиГ-35 способен вести воздушную разведку, используя оптико-электронные и радиотехнические средства. Он может также входить в состав авиационной группировки, в частности, реализовывать функции её воздушного пункта управления.

«Самолёт способен выполнять сложные задачи в условиях непрерывно меняющейся оперативной и тактической обстановки над полем боя, что является одним из основных требований к авиационным комплексам пятого поколения», — отмечают в Минобороны России.

По словам разработчиков, у модернизированной версии МиГ-29 значительно улучшены эксплуатационные характеристики: в значительной степени повышена надёжность самолёта, его двигателя и авионики. Кроме того, разработчики увеличили срок службы истребителя и межремонтный ресурс двигателей.

При этом стоимость лётного часа МиГ-35 снизилась в 2,5 раза по сравнению с МиГ-29.

Как отмечают разработчики, бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-35 создано «на основе технологий нового поколения». Речь идёт о многофункциональной РЛС с активной фазированной антенной решёткой, а также об оптико-локационной станции с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой.

«МиГ-35 оснащён новейшим бортовым комплексом обороны, включающим в себя средства радиоэлектронной разведки, радиопротиводействия, оптико-электронные системы обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения, автоматы выброса ложных целей в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Данная система позволяет эффективно обеспечивать живучесть самолёта в условиях интенсивного воздействия ПВО противника», — говорится в заявлении российского оборонного ведомства.

По данным МО РФ, современная бортовая РЛС на МиГ-35 даёт лётчику возможность «обнаруживать и сопровождать от десяти до 30 воздушных целей на расстоянии до 160 км, при этом осуществлять одновременное поражение до шести воздушных и четырёх наземных целей».

Максимальный взлётный вес истребителя составляет 24,5 т, максимальная скорость — 2100 км/ч, а практический потолок (устойчивый полёт в горизонтальном положении) — 16 км.

  • Здание Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной в Москве
  • РИА Новости

МиГ-29СМТ

МиГ-29СМТ был разработан как пакет модернизации оригинального МиГ-29А и широко продавался за рубежом, странам, пользовавшимся старой версией. Самолет заметно отличается из-за большего размера, что позволяет вмещать больше топлива, увеличивая дальность полета истребителя до 2 100 км.

Дополнительный вес компенсируется установкой двигателей РД-33 серии 3, каждый из которых развивает тягу 81 кН, что гарантирует, что большее количество топлива не ухудшит летные характеристики МиГ-29. У истребителя есть кабина с ручным управлением дроссельной заслонкой и ручкой (HOTAS) с цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, а его авионика и датчики намного лучше подходят для управления современным управляемым оружием класса «воздух-земля».

Радар истребителя Жук-МЭ революционизирует ситуационную осведомленность по сравнению с оригинальным МиГ-29А и позволяет каждому поражать больше целей одновременно. СМТ особенно ценится за возможность использования в качестве пакета модернизации для доведения множества самолетов МиГ-29А по всему миру, в том числе сотен, хранящихся в самой России, до современного уровня. Более консервативный пакет модернизации МиГ-29БМ был разработан в Беларуси и использовался для модернизации собственных самолетов страны, а также самолетов ВВС Бангладеш.

История

Предыдущая итерация

В конце 80-х годов прошлого века упоминалась совсем другая конструкция, также именуемая «МиГ-35». Эта конструкция представляла собой одномоторный боевой самолет для задач класса «воздух-воздух» и вспомогательных целей «воздух-земля». Согласно неустановленным индийским источникам, самолет оценивался индийскими пилотами в Советском Союзе и, вероятно, был предложен в качестве альтернативы разрабатываемой в то время индийской LCA .

МиГ-35 для MRCA

Предварительно серии МиГ-35Д в 2007 Aero India авиашоу

Россия представила МиГ-35 на авиасалоне Aero India 2007 в Бангалоре на фоне желания Москвы продать эти самолеты Индии. МиГ-35 был соперником с Eurofighter Typhoon , Boeing F / A-18E / F Супер Хорнет , Dassault Rafale , Saab JAS 39 Gripen и General Dynamics F-16 Fighting Falcon в конкурсе индийской MRCA для 126 многоцелевых боевых самолетов в должны быть закуплены ВВС Индии . Недостатки РЛС МиГ-35 и двигателей РД-33МК привели к тому, что истребитель был снят с конкурса в апреле 2011 года.

В мае 2013 года сообщалось, что Россия намерена заказать 37 самолетов. В августе 2013 года Минобороны России заявило, что закупка на 37 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов) будет отложена до 2016 года из-за сокращения расходов по государственной программе вооружений на 2014–2016 годы.

В августе 2015 года командующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что разработка МиГ-35 должна быть завершена в 2017 году; Поступление на вооружение ожидается в 2018 году. Государственные испытания МиГ-35 должны были начаться в 2017 году и завершиться в середине 2018 года после начала серийного производства самолета. По словам Виктора Бондарева, ВКС России планируют заменить весь свой парк легких истребителей на МиГ-35, и, таким образом, существует потребность в не менее 170 таких самолетов.

В течение 2016 года первые два опытных самолета строились на Производственном центре №1 в Луховицах . Оба самолета были поставлены в конце года.

Новый МиГ-35

26 января 2017 года Микоян продемонстрировал правительству России новый МиГ-35, в ходе широко разрекламированного мероприятия с последующей демонстрацией для экспортных заказчиков на следующий день. Существенные обновления МиГ-35 включают полностью новую систему дистанционного управления полетом, значительно улучшенную кабину, существенно модернизированную авионику и интегрированную возможность высокоточного наведения на цель для оружия класса «воздух-земля». На МиГ-35 установлен российский несъемный блок электронно-оптической системы наведения и наблюдения НПК-СПП ОЛС-К, установленный непосредственно на самолете под правым (правым) фюзеляжем на гондоле двигателя перед лифтами. Это ознаменовало общую философию конструкции, которая обеспечивает повышенную степень эксплуатационной автономности МиГ-35 по сравнению с более ранними российскими боевыми самолетами.

В июле 2017 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС- 2017 Минобороны России договорилось о закупке 24 МиГ-35 в рамках новой госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы. Шесть из 24 МиГ-35 заменят стареющие МиГ-29 пилотажной группы «Русские стрижи ». 22 августа 2018 года в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018» был подписан первый контракт на шесть МиГ-35. ВКС России планируют подписать второй контракт на поставку 14 МиГ-35 в 2020 году.

17 июня 2019 года ВКС России получили первые два серийных МиГ-35, что ознаменовало принятие этого варианта на вооружение.

На МАКС-2019 Микоян представил полномасштабный макет МиГ-35 с доработанным хвостовым оперением, ориентированный на экспортный рынок. По словам Тарасенко, новая версия отличается усовершенствованной геометрией планера, модернизированными двигателями Климова РД-33МК с тягой на полном форсажном режиме 9 тонн, усовершенствованной системой электрооптической разведки и РЛС с активной антенной решеткой (AESA), способной сопровождение до 30 целей одновременно. Кроме того, в пресс-релизе РСК «МиГ» также упоминается «обновленное боевое оборудование» и «другие улучшения, сделанные для удовлетворения требований потенциальных иностранных заказчиков». На макете также был представлен новый проекционный дисплей с очень широким полем обзора, являющийся частью нового комплект боевого снаряжения Раменского ПКБ.

Экземпляры МиГ-35

  • Самолет-демонстратор МиГ-35Д, б/н 154. Переоборудован из опытного МиГ-29М2 в начале 2007 г. (до 2002 г. МиГ-29М «Изделие 9-15/4», б/2 154 «синий», с/н 296.09.05554).
  • Опытный экземпляр МиГ-35 «Изделие 9-61», б/н 961. Изготовлен на базе планера серийного МиГ-29К (9-41) летом 2009 г. Весной 2012 года, для проведения испытаний легкого авианосца «Викрамадитья», был переоборудован в МиГ-29КУБ, получив б/н 204.
  • Опытный экземпляр МиГ-35Д «Изделие 9-67», б/н 967. Переоборудован из опытного МиГ-29КУБ («Изделие 9-47», б/н 947 «синий», с/н 0111) летом 2009 г. В 2010 переоборудован обратно в МиГ-29КУБ, получил прежний б/н 947. 23 июня 2011 года, потерпел катастрофу под Ахтубинском, в Астраханской области. Пилотировавшие машину Олег Спичка и Александр Кружалин погибли.

«Подтянуть боевой потенциал ВВС»

МиГ-35 — многофункциональный истребитель, способный наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Однако ключевая задача машины — завоевание господства в воздухе в противоборстве с истребителями четвёртого и пятого поколений.

«Концептуальных отличий между МиГ-35 и МиГ-29 я не вижу. Это, по сути, одно семейство, которое необходимо для поражения вражеской авиации непосредственно у линии фронта. МиГ-35 — это истребитель лёгкого класса с поразительной манёвренностью, которая незаменима в ближнем бою», — пояснил RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Также по теме


«Привлекательный рынок»: в России заявили о готовности поставлять Турции истребители Су-57

Российская сторона готова к расширению сотрудничества с Турцией в военно-технической сфере, включая возможные поставки Анкаре новейших…

Международная презентация МиГ-35 состоялась в январе 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина. В июле 2017 года самолёт был представлен на международном авиакосмическом салоне в Жуковском (МАКС), в августе — на форуме «Армия».

Разработка МиГ-35 проходила в рамках программы совершенствования МиГ-29. В середине 2000-х годов предприятие создало МиГ-29М2, получивший экспортное обозначение МиГ-35. Самолёт был заявлен на конкурс ВВС Индии на поставку и производство 126 «средних» многофункциональных боевых машин Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA). 

В тендере, помимо МиГ-35, участвовали пять истребителей. Отечественная машина была самой скоростной (до 2,25 Маха) и недорогой (около $40 млн за единицу), но в 2012 году Минобороны Индии отдало предпочтение французскому Dassault Rafale. Однако реализацию MMRCA сложно назвать успешной. В ходе переговоров стороны не смогли согласовать лицензионное производство. В итоге Дели закупил у Парижа только 36 самолётов.

В настоящее время Индия проводит новый конкурс на поставку и производство 110 истребителей. По его условиям, компания-победитель должна передать 17 машин в готовом виде, остальные 93 единицы должны быть произведены на территории Индии. Стоимость контракта оценивается в $15—18 млрд. Участником тендера вновь стал МиГ-35. По словам Тарасенко, РСК «МиГ» — в списке основных претендентов.

«Под эгидой компаний «Рособоронэкспорта» мы обсуждаем с заказчиком технические параметры и вопрос локализации производства МиГ-35 на территории Индии, а также программу послепродажного обслуживания», — сказал Тарасенко.

  • МиГ-35 в сборочном цеху на авиазаводе в Луховицах

В РСК «МиГ» рассчитывают не только на поставку новой машины в Индию. Как неоднократно говорил Тарасенко, предприятие занимается продвижением МиГ-35 в странах — эксплуатантах МиГ-29. Также интерес к машине проявляют страны Латинской Америки.

Особенности нового истребителя Миг 35

Аэродинамическая компоновка новой машины осталась прежней, как и у МиГ-29 – интегральная схема с двумя разнесёнными двигателями и низкорасположенным крылом. У МиГ-35 несколько улучшили прочностные характеристики и повысили несущие свойства крыла.

Благодаря отличной аэродинамической концепции, доставшейся этому самолёту от МиГ-29, удалось разместить топлива на 50% больше и увеличить количество вооружения. В итоге максимальный взлётный вес составил 23,5 тонны и МиГ-35 перешёл в разряд средних по этому классу машин.

Два мощных мотора РД-33МК с увеличенным эксплуатационным ресурсом обеспечили завидную тяговооруженность на форсаже – каждый по 9000 кгс. Силовые установки имеют бездымные камеры сгорания и новейшую управляющую систему FADEC. Некоторые машины оснащают двигателями с управляемым вектором тяги, но по желанию заказчика. Топливо подаётся из внутрифюзеляжных баков и двух отсеков внутри крыла общей ёмкостью 4300 литров.

Довольно просторная кабина лётчиков с каплевидным фонарём без переплётов аналогична по оформлению кабине МиГ-29К морской авиации. Этот вариант выбран из-за наиболее положительных отзывов о нём пилотов. Три дисплея отражают информацию на лобовом стекле и способствуют лётчику вести воздушный бой, уделяя меньше внимания на контроль приборов. В двухместном варианте такие же дисплеи установлены в задней кабине. Так, конструкторы воплотили принцип HOTAS для МиГ-35.

Истребитель МиГ 35

Скорости современных самолётов возросли многократно, и пилот уже не успевает адекватно реагировать на мгновенно меняющуюся ситуацию, здесь ему в помощь на МиГ-35 приходит система автоматического управления и система СОС-3М с сигналами ограничения. За ускоренную наводку и захват цели несёт ответственность бортовой комплекс СУВ-29 с двумя оптико-прицельными системами.

Опираясь на результаты испытаний, которые были проведены на вертолёте Ка-50 и на МиГ-35, было выяснено, что при работе в режиме земля-воздух нагрузка на пилота увеличивается в геометрической прогрессии, он не успевает следить одновременно за показаниями приборов и вести воздушный бой. Поэтому было решено в МиГ-35Д посадить двух лётчиков.

Перехватчик МиГ 35

Установка на самолёт новейшей бортовой РЛС ЖУК-АЭ с активной фазированной решёткой позволило сконцентрировать всё управление вооружением. Особенно ценится способность станции ЖУК-АЭ ставить радиолокационную завесу, не давая обнаруживать противнику свой самолёт практически до визуального контакта.

Эта локационная станция ведёт сопровождение 30 целей, может производить атаку на шесть из них сразу и обнаруживает самолёт типа «истребитель» на расстоянии до 160 км. Вмонтированная в шлем пилота система целеуказания, совместно с оптиколокационной станцией помогают засекать цели и вести воздушный бой.

Конструкторы хорошо поработали для придания самолёту большей живучести. Машина может совершать посадку на неприспособленные аэродромы и неосвещённые ВПП, а что стоит возможность совершать взлёт с полосы длиною всего в 260 метров.

Для большей надёжности у всего оборудования, включая управление самолётом и вооружением, БРЛО и прицельными станциями имеются дополнительные дублирующие системы, которые обычно включены в режим ожидания.

Решение разработчиков обеспечить высокую надёжность наглядно проявилось в энергоснабжении истребителя, где в отличие от предшественника размещены два дополнительных генератора и энергоузел в системе стартёров, обеспечивающий электроэнергией всю машину и дающий возможность произвести проверку всех бортовых систем при незапущенных моторах. О том насколько хорош новый перехватчик отражено в его лётно-тактических данных.

Лётные характеристики истребителя-перехватчика Миг 35

  • Максимальный взлётный вес – 23500 кг.
  • Обычный взлётный вес – 17500 кг.
  • Максимальный посадочный вес – 16800 кг.
  • Наибольший вес полезной нагрузки – 6500 кг.
  • Максимальный вес топлива – 4800 кг.
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
  • Максимальная скорость на высоте 11 тыс. м – 2400 км/час.
  • Практическая дальность без подвесных баков – 2 тыс. км.
  • Практическая дальность с подвесными баками – 3 тыс. км.
  • Дальность с дозаправкой в воздухе и подвесными баками – 6 тыс. км.
  • Потолок – 17,5 тыс. м.
  • Максимальная тяга на форсаже – 2 х 9000 кгс.
  • Тяга максимальная – 2 х 5400 кгс.

Вооружение самолёта Миг 35

  • Максимальный вес вооружения – 6300 кг.
  • Подвесных точек – 10.
  • Пушка 30 мм ГШ-30-1.
  • УРВВ малой дальности Р-73.
  • УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27.
  • УР «воздух – поверхность» Х-25, Х-29, НАР.
  • УР «воздух – воздух» Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, РВВ-АЕ, НАР.
  • Противорадиолокационные Х-31П.
  • Противокорабельные Х-31А, Х-35.
  • Мины.
  • Корректируемые авиабомбы.

Бортовое оборудование, авионика

БРЛС «Жук-АЭ» (FGA-29) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), состоящей из 680 приёмо-передающих модулей, сопровождает 30 и одновременно обстреливает до 6 воздушных и 4-х наземных целей на дальности до 160 км. Диаметр антенны — 575 мм.

МиГ-35 «712 синий»

Оптико-локационная станция переднего обзора с сектором +/-90o по азимуту и -15o / +60o по углу места обнаруживает воздушные цели в задней полусфере на дальности 45 км и в передней — до 15 км.

Оптико-локационная станция кругового обзора нижней полусферы позволяет обнаруживать цели типа «танк» на дальности до 20 км, «катер» — до 40 км.

На МиГ-35 установлены два модуля станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). За фонарем кабины — для обзора верхней полусферы и в конформном контейнере под левой мотогондолой — для нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет «воздух-воздух» — 30 км, ЗУР — 50 км, ПЗРК — 10 км.

В левой и правой законцовках крыльев установлены два модуля станции обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающие практически круговой обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения — 30 км.

ЛТХ (могут быть изменены)
Длина 17,30 м
Высота 4,7 м
Размах крыла 12,00 м
Площадь крыла 38,0 м²
Масса пустого 11 000 кг
Масса снаряжённого самолёта 17 500 кг
Максимальная взлётная масса 29 700 кг
Масса топлива (без ПТБ) 5 830 кг
Боевая нагрузка 7 000 кг
Узлов подвески вооружения 8+1
Двигатель 2 × РД-33МК
Максимальная тяга 2 × 5 400 кгс
Максимальная тяга на форсаже 2 × 9 000 кгс
Максимальная скорость на высоте Число Маха = 2,25
Дальность полёта до 2 400 км (расчётная, официальных данных нет)
Боевой радиус до 1 200 км (расчётный, официальных данных нет)
Дальность полёта с 3 ПТБ до 3 100 км
Практический потолок 17 500 м
Скороподъёмность 330 м/с
Тяговооружённость 1,03
Управляемый вектор тяги есть
БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» (FGA-29)

По уровню интеграции технологических решений, которые относятся к тому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

Для повышения результативности боевой подготовки лётчиков и безопасности полётов МиГ-35 комплектуется развитой системой сбора, обработки и регистрации полётной информации типа «Карат-Б-35», системой видеорегистрации СВР-23М1К, а также аппаратурой имитации и контроля эффективности применения авиационных средств поражения «Тренаж-29».

Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B.

Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолёта, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесного. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS.

В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных цветных ЖКИ размером 6х8 дюймов (диагональ 10 дюймов) и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла.

В задней кабине «спарки» размещается четыре таких же ЖКИ.

Почему так дешево?

Говоря о цене этой красоты, надо отметить, то на рынке вооружения его можно приобрести за цену порядка 45 млн долларов. Что это за сумма? Давайте сравним, F-16 стоит 200 млн долларов.

Общие характеристики МиГ-35:

  • дальность до 3 тысяч км,
  • скорость — 2100 на больших высотах
  • и 1400 км на уровне земли.

Добавляю еще, что практически потолок у него 17500 метров. И все это чудо с 8-ю точками подвески и новейшим радиоэлектронным комплексом: оптоэлектроника, РЛС АФАР, РЭП — все это за 45 миллионов долларов.

Да и естественно, что в 2007 году машина была еще сырая с точки зрения зарубежного заказчика — все ждали, когда она пойдет в российские войска.

МиГ-35, Вадим Савицкий

Кроме того, МиГ-35 напугал израильтян крайне тяжелой номенклатурой целей. Он «работает» по наземным, подводным, воздушным целям, а МиГ-29 — только по воздушным. Действительно, шире не бывает.

И последний оплот критиков: почему и зачем нам полуторная машина, когда впереди Миг-41, о котором много говорят, но никто не видел (военная тайна!) МиГ-35 — это все-таки машина знакомая, известная, доработанная. Его цена, опять же, невысока, его можно выпустить стаями в небо. Все это и есть преимущества, тем более для стран, не обладающих высоким бюджетом в области вооружения.

Куратор: Александр Артамонов

«Универсальная машина»

Несмотря на внешнее сходство с предшественником, разработчик называет МиГ-35 новой машиной. Главным достоинством истребителя считается бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Она позволяет машине обнаруживать объекты на расстоянии до 200 км, сопровождать до 30 целей и одновременно обстреливать 6 целей.

Уникальная БРЛС была создана инженерами «Фазотрон-НИИР» (Москва) в кооперации с МАИ, научно-производственной фирмой «Микран» (Москва), научно-исследовательским институтом полупроводниковых приборов (Томск), предприятием «Плазмаинформ» (Рязань).

Также по теме


«Межконтинентальный бомбардировщик»: какие задачи будет выполнять самолёт Ту-22М3М

Модернизированный сверхзвуковой дальний бомбардировщик ВКС России Ту-22М3М получил новейшее радиоэлектронное оборудование и штангу…

Установка и развитие радиолокационных станций с АФАР — основной тренд современной авиации. Активная фазированная антенная решётка превосходит пассивную по дальности и надёжности. Она способна эффективно работать в самых сложных метеоусловиях и картографировать местность. Кроме того, АФАР более устойчива к помехам, которые создают радиоэлектронные комплексы противника.

МиГ-35 сохранил габариты предшественника, но превзошёл его по максимальной взлётной массе (23,5 т против 18,4 т). Также новый истребитель отличается большей практической дальностью без дополнительных топливных баков (1,8 тыс. км против 1,5 тыс. км) и увеличившейся боевой нагрузкой (4,5 т против 3 т). Максимальная и крейсерская скорость у обеих машин примерно одинаковая: 2,4—2,5 тыс. км/ч и 1,2—1,4 тыс. км/ч.

В конструкции планера и крыльев МиГ-35 широко применяются композитные материалы. Они позволяют снизить радиолокационную заметность самолёта. Помимо этого, истребитель оснащён двумя модернизированными турбореактивными двухконтурными двигателями РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги. Силовая установка была разработана на ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).

«Достоинствами РД-33МК являются: низкий удельный расход топлива, высокая газодинамическая устойчивость во всём диапазоне режимов работы, высот и скоростей полёта, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения, отсутствие ограничений по управлению самолётом в полёте. В конструкцию двигателя введены системы, снижающие тепловую и оптическую заметность, применена антикоррозионная защита узлов газовоздушного тракта», — говорится на сайте предприятия. 

В материалах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что в состав бортовой электроники МиГ-35 входят информационно-прицельные системы пятого поколения, позволяющие применять боеприпасы российского и иностранного производства.

  • МиГ-35 на аэродроме

Новейший истребитель может выполнять широкий спектр задач: перехват и сопровождение воздушных судов, нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО, ведение воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств, взаимодействие с самолётами другого типа, управление воздушными группировками.

В комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что МиГ-35 заметно превосходит предшественника по боевым и эксплуатационным качествам. В то же время эксперт сомневается, что машина будет пользоваться высоким спросом Минобороны РФ.

«Скорее всего, серийное производство МиГ-35 для нужд ВКС ограничится несколькими десятками машин. Это позволит частично заменить парк МиГ-29. Истребитель, несмотря на все достоинства, обладает недостаточным боевым радиусом и объёмом полезной нагрузки. У МиГ-35 неплохие шансы на зарубежном рынке, если покупателю не принципиально приобретать платформу с одним двигателем», — пояснил Мураховский.

Противоположной точки зрения придерживается руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. В беседе с RT он заявил, что разработчику удалось создать «универсальную машину», способную применять все современные типы авиационных боеприпасов в любых погодных и природно-климатических условиях.

«МиГ-35 по своим возможностям приближен к пятому поколению. Да, к машине существуют нарекания по поводу недостаточного радиуса и нагрузки. Однако нужно понимать, что она стоит дешевле тяжёлых истребителей.

Интересные факты о самолёте МиГ 35

Эксплуатация одного лётного часа нового перехватчика обходится в 2,5 раза дешевле, чем у МиГ-29 – этому фактору придаётся в нынешнее время особое значение.

Установленный срок службы новой машины – 40 лет, налёт не менее 6 тыс. часов.

Для полётов над морем и в тропических условиях самолёт и его системы обработаны по специальной технологии защиты от коррозии.

Спецслужбы США давно охотились за данными на РЛС, установленную на индийском Су-30МКИ российского производства, и появление МиГ-35 с более совершенной радиолокационной станцией, стало для американцев большим сюрпризом.

Если учитывать, как изменились в последнее время  геополитические тенденции, российский МиГ-35 стал более надёжным и простым в эксплуатации самолётом, нежели западные аналоги.

Выводы

Лёгкие истребители предпочтительнее брать на вооружение. Они дешевле. Серийный выпуск не является таким сложным и затратным, как изготовление тяжёлых боевых машин. Для некоторых целей поражения нецелесообразно использовать слишком дорогие ракеты Су. Если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, то лучше поднять в небо МиГ, чем дорогую в обслуживании и эксплуатации Су.

https://youtube.com/watch?v=ZE2Lhx2qp3Q

Лёгкие истребители — «рабочая лошадка», предназначенная специально для боя на ближнем расстоянии. Благодаря «мигам» можно получить желаемый результат с меньшими затратами. Су-35 считаются дорогостоящими машинами. Их используют, как правило, для защиты своей территории и для ведения полноценного военного сражения на большом расстоянии. ВВС России нуждается в обоих самолётах, так как загруженность лётного парка по сравнению с ВВС США очень низкая. Вероятность противостояния этих двух стран невысокая. Однако российские истребители будут задействованы в сражениях в небе и над территорией других стран.