Луноход-1

ЭКИПАЖ

Решением вопросов, связанных с управлением и логикой «Лунохода», занималась целая лаборатория, организованная специально для этих целей конструктором автоматических межпланетных станций Г. Н. Бабакиным.

Первоначально рассматривались варианты автоматического планетохода-разведчика, но развитие электронно-вычислительных машин в то время не позволило реализовать эту идею. В итоге «Луноход» было решено сделать радиоуправляемым.

Специалисты ВНИИ-100 разработали наземный пульт управления и предложили методику обучения водителей.

Кстати, об экипаже.

В 1966 году, в обстановке строжайшей секретности из числа офицеров РВСН были отобраны 18 «сидячих космонавтов». Среди основных требований к кандидатам, помимо дисциплинированности, работоспособности, отличного здоровья, стрессоустойчивости и других в общем-то привычных качеств, было и «полное отсутствие какого бы то ни было опыта в области управления техникой». То есть это были не водители, не мотоциклисты или пилоты. Даже заядлых велосипедистов «заворачивали» на стадии рассмотрения личного дела. Считалось, что «земной опыт» и навыки управления техникой только помешают при работе с «Луноходом».

После прохождения всех тестов и испытаний, многие из которых были взяты из методики подготовки космонавтов, из восемнадцати человек отсеялось семеро. Из оставшихся одиннадцати сформировали две группы, которые должны были работать с «Луноходом» посменно.

Итак, оба экипажа в составе водителя, бортинженера, штурмана, оператора наведения остронаправленной антенны и командира приступили к работе на полигонах, обустроенных для отработки управления «Луноходом» в Ленинграде, под Симферополем и на Камчатке. Тренировки проводились в условиях, максимально приближенных к «боевым». Специалисты ВНИИ-100 даже умудрились сымитировать особое контрастное освещение поверхности, характерное для Луны.

Сколько проехал по луне первый управляемый луноход

В течение всего трех дней астронавты не просто ”распаковали” свое оборудование и подготовили ровер к работе, но и проехали на нем довольно внушительную дистанцию — 17 миль (примерно 28 километров). Многие не проезжают столько по Земле за неделю, а они сделали это по лунным ландшафтам, что само по себе сильно затрудняло задачу.

Естественно, несмотря на всю историческую, научную и экономическую ценность, это не тот случай, когда надо возвращать оборудование обратно на Землю. Одно дело — отправить такой большой вес в космос на мощной ракете, а потом плавно опустить его на поверхность Луны, и совсем другое — поднять ее с поверхности в маломощном модуле.

Поэтому, когда работа была завершена, астронавты ”припарковали” аппарат на небольшом расстоянии от лунного модуля и улетели обратно на Землю. Сам ровер до сих пор находится на том же месте. Он оказался первым из трех аппаратов, отправленных на поверхность Луны в рамках миссии ”Аполлон”.

В те дни на Луне было жарко

Где сейчас ровер LRV

Если когда-нибудь мы сможем беспрепятственно летать на Луну или развернуть там колонию, оставленный 50 лет назад ровер может стать настоящим памятником достижениям человечества. Возможно, если появятся более продвинутые системы доставки, его даже попробуют вернуть на Землю, где он станет по-настоящему бесценным артефактом.

В честь большого юбилея этого события наши коллеги из издания theatlantic.com собрали самые интересные фотографии об отправленном на Луну ровере. На них показано, как его собирали, как готовили, где испытывали и с какими сложностями пришлось столкнуться на этом пути. Давайте посмотрим их.

Изобретение лунохода СССР

Мотивацией к изобретению лунохода послужила космическая гонка между учеными Советского Союза и США

Желая продемонстрировать свои передовые научные технологии, решено было обратить внимание на разработку машины с радиоуправлением. Руководителем проекта стал Сергей Павлович Королев

Предполагая возможную поверхность Луны, большое значение уделялось способу передвижения. Выбор был остановлен на гусеничной ходовой части, исходя из соображений, что машина передвигаться будет по твердыне. Как можно увидеть на фото, луноход похож был на черепаху: металлический панцирь имел форму полусферы и кольца, как у Сатурна, снизу.

Через загруженность работы данная лунная программа была разделена с ученым Г. Н. Бабакиным. По мере поступления новых сведений о поверхности Луны новая модель машины усовершенствовалась: после этого луноход выглядит, как большая кастрюля со множеством антенн. В космос впервые был запущен 19 февраля 1969 года при помощи ракеты-носителя «Протон». Деталь, его закрывающая, не выдержала высоких температур и сил трения, в результате чего сам аппарат взорвался, так и не достигнув пункта назначения.

[править] Бортовая аппаратура


Схема Лунохода-1

Для выполнения основных задач по изучению поверхности Луны на Луноходе были установлены:

  • Малокадровая телевизионная система ЭА-007(МКТВ). Служит для оперативной передачи изображения в процессе управления луноходом. Так как энергетический потенциал радиостанции Лунохода не позволял обеспечить передачу стандартного телевизионного сигнала, было решено применить стробоскопический метод передачи, основанный на возможности поэтапной передачи телевизионного сигнала путём растяжения во времени каждого элемента изображения. Данный метод был применён впервые. За время работы на Луне система ЭА-007 передала свыше 20 000 кадров с изображениями лунной поверхности и посадочной платформы. С учётом работы на комплексных испытаниях система проработала свыше 200 часов при расчётном ресурсе в 150 часов в течении трёх лунных дней.
  • Фототелевизионна аппаратура (ФТ). Предназначена для решения задач по изучению геологоморфологических и топографических особенностей поверхности Луны. Уточнения трассы движения аппаратуры и наблюдения Солнца и Земли в целях навигации. С помощью фототелевизионной аппаратуры проводилась передача информации от научной аппаратуры «РИФМА». Система обеспечила передачу 218 панорам лунной поверхности и большой объём научной информации, переданной с аппаратуры «РИФМА».
  • Спектрометрическая аппаратура РИФМА для измерения содержания в лунном грунте основных породообразующих элементов.
  • Рентгеновский телескоп РТ-1.
  • Одометр-пенетрометр ПрОП.
  • Детектор радиации РВ-2Н.
  • Лазерный рефлектор ТЛ.
  • Система дальней радиосвязи (ДРС). В задачи системы входит управление системами Лунохода и контроль за орбитой при выведении к луне, Посадка на поверхность Луны, Управление движением Лунохода и штурманские счисления курса при движении с помощью бортовых телекамер.

[править] Разработка

Несмотря на то, что официально к разработке Лунохода приступили только 10 февраля 1965 года, вопрос о необходимости создания средства передвижения по поверхности в ОКБ-1 началась ещё в 1959 году.

В 1961 году Сергей Королёв начинает поиски КБ, способного построить шасси для такого транспортного средства. Но из-за неизвестных свойств грунта, по которому предстоит передвигаться машине, от разработки отказалось сначала КБ Кировского завода, а затем и НАТИ. Лишь в 1963 году за разработку берётся глава ленинградского ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш) Василий Старовойтов. Создаётся группа «для изучения и определения возможных направлений работ по созданию самоходных средств передвижения по поверхности Луны».


Ходовая лунохода

В те годы общепринятой была теория астронома Томаса Гулда, согласно которой Луна покрыта многометровым слоем пыли в результате столкновения с множеством метеоритов. Это ставило под сомнение не только успех программы Луноход, но возможность посадки на Луну в целом. Однако в 1964 году молодой учёный Генрих Штейнберг пишет в 1964 году статью, в которой утверждает, что поверхность Луны, вероятней всего, твёрдая и имеет схожие свойства с вулканическим шлаком. Эту теорию подтверждали как радиоастрономические исследования Луны, так и посадка на поверхность Луны 3 февраля 1966 года станции Луна-9.

Для решения поставленной задачи конструкторами предлагались самые разные варианты шасси для будущей машины: шагающий, прыгающий, винтовой, кувыркающийся, перекатывающийся и даже ползущий по типу змеи. Окончательный выбор оказался самым сложным — остановились на традиционных гусеничном и колесном вариантах. Гусеничный вариант давал кажущиеся преимущество по проходимости, однако ограничения по весу самого аппарата поставили крест на этом варианте — при малой мощности двигателя и малой массе самого лунохода такое шасси создавало больше проблем, чем решало. Отказ хотя бы одного из катков или разрыв трака приводил к выходу из строя всего шасси. В то же время, со сломанным колесом движение можно продолжать, что и определило выбор в пользу колёсной схемы.

Вместе с тем, конструкция конечной версии шасси лунохода допускала использование обеих вариантов. Именно благодаря такому решению луноход сохранил все признаки танкового шасси — прямая ориентация колёс и поворот за счёт их реверсного вращения.

Другой задачей с множеством неизвестных была работоспособность механики в условиях вакуума и низких температур. Конструкторы опасались, что в таких условиях из-за отсутствия оксидной пленки на деталях, и при очень сильном сжатии детали могут просто свариться друг с другом. Для проверки этой теории был специально создан небольшой экспериментальный редуктор, который установили на лунных спутниках Луна-11 и Луна-12. Получаемые с него данные сравнивались с показателями аналогичного устройства в земной вакуумной камере.

Исполняется ровно 40 лет с того момента, как на Луне совершил посадку первый советский луноход.

Исполняется ровно 40 лет с того момента, как на Луне совершил посадку первый советский луноход. Гордость конструкторов  восьмиколесный электромобиль  работал почти год, успев за это время проехать 10 километров и передать на Землю тысячи снимков лунной поверхности.

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

С ракетой, поднявшей в небо межпланетную станцию «Луна-17», взлетел и статус Советского Союза, изрядно подмоченный Америкой, проскочившей на Луну годом раньше. Ученая общественность до сих пор спорит: скакали Армстронг с Олдрином меж кратеров или нет? Но посадку советского «Лунохода-1» нынче никто не оспаривает.

От гусениц в итоге отказались. Целый институт, ленинградский НИИ «Трансмаш», разрабатывавший ходовые части для танков, изобрел уникальное шасси. Так у лунохода появились восемь абсолютно независимых друг от друга колес.

Дмитрий Гулютин, заведующий сектором отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики: «Если хотя бы одно колесо выйдет из строя, можно ехать на семи, шести, пяти и так далее. Но ни одно не вышло, кстати, из строя».

По крайней мере, в гонке автоматизированного покорения Луны Союз обогнал Штаты, и это притом, что луноход ехал со скоростью один километр в час. Его водителей даже поторапливали, мол, не может же гордость советской космической мысли тащиться столь неподобающе медленно. Но на то были веские причины.

В эру спутникового HD-телевидения трудно представить, что каких-то 40 лет назад «Луноход-1» полз по лунному грунту почти вслепую. Водитель получал статичный черно-белый кадр, через 20 секунд еще один, и так далее.

Пока на земле любовались заставшей фотографией, лунный трактор продолжал бороздить лунные просторы. Это все равно, что ехать на машине по незнакомой местности, периодически на 20 секунд закрывая глаза. И хотя наш внедорожник полз, словно улитка, для советских ученых это был прорыв.

Фантазию обывателей в тот момент тоже будто прорвало. Луноходом, понятное дело, управляли с земли, но люди задавали довольно странные вопросы.

Вячеслав Довгань, водитель аппарата «Луноход-1»: «То и дело интересовались: а как вы туда все помещались?»

Вячеслав Довгань на такие вопросы отвечал не раз. Прежде чем стать водителем лунохода, он прошел строгое сито отбора, избороздил лунодром под Симферополем и научился жить по лунному графику. Это когда день и ночь длятся по 14,5 земных суток.

Вячеслав Довгань, водитель аппарата «Луноход-1»: «Пять человек в экипаже, только сидели они не на транспортном средстве, а на расстоянии 400 тысяч километров от него, но управляли им».

Дисциплинированные лунопроходцы с безупречным военным прошлым едва не угробили свое будущее. Это один из тех случаев, когда исторический факт больше похож на вымысел. В марте 1971 года на Луне появилась аккуратно выписанная «восьмерка». Так экипаж «Лунохода-1» поздравил всех советских женщин с Международным женским днем. В шоке были не только советские женщины, но и советское руководство. Впрочем, это не единственный случай фигурного катания на Луне. Специально к XXIV съезду КПСС экипаж «Лунохода-1» попытался выписать на лунном грунте число 24.

Дмитрий Гулютин, заведующий сектором отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики: «И вот когда они эту римскую цифру стали писать, получилось больше неприличное слово. И поэтому решили не снимать и не публиковать».

Через 10,5 километров и 301 день первый в истории планетоход умер от старости. Иссяк изотопный источник, обогревавший электронику аппарата. Свой последний сигнал он отправил на Землю 17 сентября 1971 года. Но благодарные советские женщины еще долго пели песенку «Мой Вася», подразумевая луноход.

Этапы лунной программы СССР

Аппараты, при помощи которых проводилось исследование Луны и прилегающего пространства, принято делить на три поколения. Автоматические станции, относящиеся к первому поколению, имели задачей добиться доставки зонда на спутник Земли, а также совершить ее облет и фотографирование обратной стороны с передачей снимков на Землю. Аппараты второго поколения были предназначены для мягкой посадки, и, кроме того, для выведения на окололунную орбиту искусственного спутника, фотографирования поверхности Луны с его борта и отработки систем связи с Землей.

Вам будет интересно:«Мирской» — это о каждодневной жизни простых людей

Третье поколение станций (серия Е-8) создавалось уже для более глубокого изучения нашей ближайшей космической соседки. В ее рамках проектировались управляемые с Земли подвижные устройства – луноходы, а также тяжелый спутник Луны Е-8 ЛС и станции Е-8-5 с возвращаемым аппаратом, предназначенным для доставки грунта со спутника Земли.

Кресло для пассажира – было или нет?

А теперь о пассажирском кресле – было или нет? Оказывается, первоначально – могло быть. Точнее, не кресло, а специальная площадка в передней части лунохода, снабженная пультом управления.

Экспедицию на Луну представляли себе таким образом: вначале с Земли прибывают два лунохода, которые обследуют место предполагаемой посадки. Один из них служит радиомаяком для космического корабля с экипажем, второй – для резервного, беспилотного, который должен сесть в автоматическом режиме.

Космонавт, оказавшись на спутнике Земли, мог использовать луноход как транспортное средство для перемещения оборудования, а также для того, чтобы добраться до резервного корабля, если с основным что-то будет не так. С этой целью луноход предполагалось снабдить запасом кислорода и разъёмами для шлангов скафандра.

Обсуждая, как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». «Лунный трактор» вполне справился.

Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили.

Тем не менее экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны (ОНА). И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом (ПУЛ) недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей.

Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки – и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400 000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться!

[править] Испытания


Испытания Лунохода

В 1968 по заказу ВНИИ-100 Институт вулканологии Сибирского отделения АН СССР предложил Генриху Штейнбергу найти на Камчатке площадки для ходовых испытаний Лунохода. В результате были подобраны четыре площадки в районе вулканов Шивелуч, Толбачик, Ключевской и Крашенинникова. Причем на Шивелуче было два участка: один на пирокластическом потоке, а другой на отложениях направленного взрыва.

Изначально испытания были назначены на июль-август 1969 года, однако из-за трудностей с логистикой они стартовали лишь 12 августа 1969 года. на испытаниях питание Лунохода осуществлялось от аккумуляторов, рассчитанных более чем на 8 часов работы. Управление осуществлялось дистанционно через 20 метровый кабель с пультом управления. Из-за разницы земной и лунной силы притяжения на луноход установили мачту с грузом, чтобы сохранить правильное расположение центра тяжести. За работой наблюдал главный конструктор ходовой части Александр Кемурджиан, а также ряд ученых, включая академика Георгия Флерова.

Поначалу всё шло хорошо, но вскоре начались трудности. В процессе подготовки к переходу на другую площадку вертолёт исследовательской группы потерпел аварию. Лишь чудом никто не пострадал, однако возможности продолжать работы не было. Пришлось запрашивать помощь. Из-за обстановки полной секретности получить новый вертолёт удалось только через несколько дней. Но к тому времени в посёлке, где базировалась группа, кончилось топливо. На поиски решения потратили ещё несколько дней. В итоге выручили военные, предоставившие топливо и ГСМ в необходимом количестве. 26 августа испытания продолжились, а 10 сентября были успешно завершены.

Машина на радиоуправлении

Есть одна городская легенда, связанная с первой машиной на Луне. В ней утверждается, что луноходом управлял пилот-смертник. Очень маленького роста. Но оставим эту версию конспирологам.

«Луноход-1» не имел экипажа. Но он не был роботом. А управлялся дистанционно, с Земли. Работа лунохода осложнялась тем, что скорость распространения радиоволн имеет конечное значение. И поэтому радиосигналы преодолевают расстояние Земля-Луна за 1,5 секунды

Это означало, что между командами, отдаваемыми луноходу, и возможностью наблюдать за результатом выполнения этих команд через бортовые камеры проходило минимум 3 секунды! Излишне говорить, что маршрут лунной машины планировался с особой осторожностью. Это нужно было для того, чтобы она не попала в первое ДТП за пределами Земли!

Вслед за этой удивительно успешной миссией двумя годами позже на Луну прибыл «Луноход-2». Эта лунная машина проработала вдвое меньше, чем ее предшественник. Миссия работала с января по май 1973 года. Однако пройденных по поверхности Луны километров оказалось почти в 4 раза больше — 37!


Место вечного отдыха «Лунохода-1» (обозначено стрелкой). Снимок сделан космическим аппаратом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter 30 ноября 2009 г. Источник изображения: NASA/GSFC/Государственный университет Аризоны

В 2010 году «Луноход-1» был обнаружен на снимках, сделанных орбитальным зондом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter. На них четко видна посадочная платформа, используемая для доставки машины на поверхность Луны, и множество следов, оставленных колесами лунохода в непосредственной близости от посадочного модуля. Вскоре после этого станции в США и Франции успешно приняли отраженные лазерные импульсы от уголковых отражателей лунохода. Это позволило начать новую научную работу с использованием этого почтенного исследователя Луны.

Может быть настанет день, когда люди вернут этот легендарный лунный автомобиль на Землю. И будут показывать его в музее другим людям как первую машину, которая ездила по поверхности другого небесного тела…

Луноходу-1 — 50 лет


«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина


«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина


Цветные фотографии «Лунохода-1»


Цветные фотографии «Лунохода-1»


Цветные фотографии «Лунохода-1»


Вячеслав Довгань — водитель Лунохода


Члены Государственной комиссии с экипажем «Лунохода»


Начальник группы Малинкин Юрий Иванович


Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович


Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич


Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович


М.С. Рязанский и Г.Н. Бабакин 1970 год


Бабакин и Тюлин Г.А.Крым 1970


Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966


Схема космической головной части, включающей Объект «Е-8» («Луноход-1» на посадочной ступени) и разгонный Блок «Д»


Блок-схема организации управления полетом объекта «Е-8»


Тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС для изучения лунного гравитационного поля, разработанный на базе объекта «Е-8»

Ровно 50 лет назад, 10 ноября 1970 года в 17 часов 44 минуты 01 секунду, с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» была запущена автоматическая космическая станция «Луна-17», доставившая спустя несколько дней на Луну первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1». Первые три ступени носителя и разгонный блок обеспечили выведение космического аппарата на траекторию полета к Луне. Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.

Космический аппарат «Луна-17» был предназначен для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход-1» и проведения научных исследований на лунной поверхности. Он полностью управлялся с Земли и был создан на Машиностроительном заводе № 301 им. С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

На трассе перелета к Луне 12 и 14 ноября 1970 года были проведены коррекции траектории. 15 ноября при подлете к Луне был включен двигатель на торможения, и станция «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны высотой 85×141 км наклонением орбиты к плоскости лунного экватора — 141° и периодом обращения 116 минут. С целью формирования условий для схода с орбиты 16 ноября прошли коррекции, в результате которых минимальная высота над поверхностью снизилась до 19 км. 17 ноября 1970 года в 6 часов 41 минут был включен тормозной двигатель, и в 6 часов 46 минут 50 секунд станция «Луна-17» совершила мягкую посадку в прибрежном районе западной части Моря Дождей, в точке с селенографическими координатами: 38°24′ с. ш. и 34°47′ з. д.

После осмотра места посадки и развертывания трапов была выдана соответствующая команда, и в 9 часов 28 минут «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы на лунный грунт. Начался новый этап в исследовании естественного спутника Земли автоматическими аппаратами! Автоматическая самоходная лаборатория приступила к выполнению программы научно-технических исследований и экспериментов. В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем, находящемся на Земле. За это время луноход прошел по лунной поверхности 197 метров.

В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. За это время на Землю было передано 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

«Луноход-1»

Следующий зонд этого типа стартовал в составе станции «Луна-17» 10 ноября 1970 года. 17 ноября она совершила посадку в западной области Моря Дождей. Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход.

Масса машины составляла 756 кг, габариты – 4,42 м в длину (с открытой солнечной панелью), 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м. Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии.

Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока – до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. м2 и прошел в целом 10,54 км. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров.

Чернобыльское наследие

По словам французского документальные телевизионного фильма Танка на Луне Жана Афанасьевым, дизайн Лунохода вернулся в центр внимания через 15 лет в связи с АЭС Чернобыльской катастрофы 26 апреля 1986 года в Восточной Германии -Встроенных с дистанционным управлением бульдозерами доступных СССР Войска гражданской обороны весили несколько десятков тонн — слишком тяжело, чтобы воздействовать на оставшиеся части частично обрушившейся крыши здания реактора. Рабочих нельзя было использовать для уборки мусора, так как рабочие смены были ограничены 90-секундными интервалами из-за интенсивного ионизирующего излучения .

Конструкторы Лунохода были отозваны с пенсии, и через две недели были изготовлены вездеходы, которые использовали ядерные источники тепла распада для внутреннего контроля микроклимата стойки, их электронные системы уже были укреплены, чтобы частично противостоять радиации. Это преимущество позволило конструкторам 1986 года быстро разработать производный тип транспортного средства для работ по восстановлению после ядерной аварии. 15 июля два марсохода STR-1 были доставлены в зону аварии на Чернобыльской АЭС и зарекомендовали себя при расчистке завалов, за что конструкторы получили награды. Из-за чрезвычайно высокого уровня радиации оба марсохода STR-1 в конечном итоге вышли из строя, и снова были вызваны рабочие (позже названные ликвидаторами ).

Продолжение истории

Спустя два года после «естественной смерти в весьма преклонном возрасте» первого планетохода была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-21», доставившая 16 января 1973 года на лунную поверхность «Луноход-2».

«Луноход-2» оказался гораздо продуктивней своего предшественника. Благодаря опыту экипажа и усовершенствованной телевизионной системе за неполные четыре месяца работы планетоход успел пройти около 40 километров

В конструкцию был внесен целый ряд усовершенствований. Конструкторы учли опыт работы с «Луноходом-1». Во-первых, была добавлена третья видеокамера, располагавшаяся на выносной штанге на уровне глаз стоящего человека. Благодаря этому удалось существенно улучшить обзор. Во-вторых, усовершенствование телевизионной системы позволило снизить время передачи одного кадра с «Лунохода» на Землю до трех секунд, вне зависимости от сложности рельефа. В-третьих, была доработана система автоматических блокировок, срабатывающих при возникновении опасности для аппарата (большой крен, перегрузка двигателей колес и т. д.). В системе энергопитания «Лунохода-2» также произошли изменения. На нем были установлены две доработанные аккумуляторные батареи суммарной емкостью в 250 А/ч (против 200 А/ч у первой модели), а кроме того, усовершенствованные фотоэлементы солнечной батареи. Ну и, наконец, несколько изменился комплект научной аппаратуры. В него вошли: спектрометр для определения химического состава лунного грунта, радиометр для исследования радиационной обстановки на поверхности Луны, магнитометр на выносной штанге для замеров намагниченности отдельных образований и астрофотометр для измерения светимости лунного неба в видимом и ультрафиолетовом диапазонах.

Начало карьеры нового «Лунохода» трудно назвать удачным. Посадочная ступень едва не угодила в кратер, приземлившись буквально в трех метрах от пропасти. Затем выяснилось, что навигационная система аппарата вышла из строя. Кратер находился прямо возле посадочной ступени и при первоначальном осмотре местности остался незамеченным, «Луноход-2» съехал прямо в него. К счастью, аппарат не перевернулся, и успешно выбрался из лунной дыры, после чего приступил к выполнению своей программы.

Олег Генрихович Ивановский, заместитель главного конструктора «Лунохода», вспоминал: «Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне!»

Из-за отказа навигационной системы на штурманов свалилась колоссальная нагрузка. Ориентироваться в хитросплетении лунных ландшафтов приходилось по Солнцу и окружающей обстановке. Тем не менее, «Луноход-2» оказался гораздо продуктивней своего предшественника. Благодаря значительному опыту экипажа и усовершенствованной телевизионной системе за неполные четыре месяца работы планетоход успел пройти около 40 километров.

9 мая 1973 года «Луноход-2» обследовал крупный кратер на восточной границе разлома «Прямая». При выходе из него возникла аварийная ситуация, приведшая к преждевременной гибели аппарата.

О. Г. Ивановский вспоминал: «Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне. Чтобы выбраться из этого паршивого кратера оператор-водитель принял вместе с экипажем решение луноход сдать назад. А солнечная панель была откинута. И получилось так, что крышкой солнечной панели он въехал в стенку этого невидимого для камер кратера. В результате «Луноход» черпнул лунного грунта на солнечную панель. А после того, как выбрались, решили эту панель закрыть. Но лунная пыль такая противная, что ее так просто не стрясешь. За счет запыления солнечной батареи упал зарядный ток, а из-за того, что пыль стряслась на радиатор, нарушился тепловой режим».

«На панорамах мы увидели лишь какие-то черно-белые пятна. Определить, где камни, где кратер, казалось, было невозможно. Требовался большой навык, большой опыт, чтобы разобраться в этом хаосе…»

В результате недопустимо повысилась температура в приборном отсеке и «Луноход-2» вышел из строя. 10 мая 1973 года с аппарата в последний раз поступила телеметрическая информация, после чего он замолчал навсегда.

За время работы «Луноход-2» успел передать на Землю 86 панорам, свыше 80 000 снимков лунной поверхности, в том числе стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа Луны, плюс массу информации с бортовых приборов, включая данные спектро- и радиометрии.