10 лучших спектаклей москвы

Оглавление

11 МЕСТО: «АНАЛЬНАЯ ОРГИЯ С УЧАСТИЕМ НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ ПОД ОРГАННУЮ МУЗЫКУ»

«Театр Алехандро Валенсио», Москва
Постановщики: Виталий Таныгин, невидимые люди

Психоло­гический эксперимент на тему секса, неловкости и вечной славы от постановщиков, которые каждый год соревнуются сами с собой за звание «спектакля с самым неприличным названием». Зрители сидят друг напротив друга и следуют несложным инструкциям диктора.  Инструкциям по приготовлению качественной анальной оргии. Без сцены. Без актёров. По крайней мере, видимых. В центре внимания — сами зрители и их реакция на всё происходящее. Нет, раздеваться не требуется. Но вступать в интимные контакты придется.

Для кого:

Спектакль подойдет для совместного выхода с друзьями или коллегами, которые обычно в театральных залах скучают или спят. Постановщики призывают приходить на «оргию» немного «прибуханными»

Важно: ценители настоящих анальных оргий, как и поклонники органной музыки, могут остаться разочарованными

2 МЕСТО: «СВЯЩЕННЫЙ ТАЛИСМАН»

Театр Предмета и Еврейский музей, Москва
Постановщики: Михаил Плутахин (режиссер, автор инсценировки), Илья Юдович (автор инсценировки, художник-постановщик), Ольга Галицкая (художник-постановщик) Петр Волков и Лия Чечик (идея), Дарья Вяткина, Егор Головырин, Руслан Земсков, Юлия Кривошеина (художники), Илья Шаров (композитор), Дмитрий Соболев. Александр Романов (видехудожники), Александр Кузьмин (оператор-постановщик)

Театра Предмета говорит на языке, который сложнее чем тот, что укладывается в слова. «Священный талисман» — это рукотворный мир из тревожных образов и чужих воспоминаний. Он напрямую обращается к подсознанию зрителя, поэтому, не прикасаясь, вы его осязаете, дополняете запахами и узнаете. Как будто видели и тающий замок, и подскакивающие катушки ниток, и белую козочку. То, что спектакль существует одновременно в двух измерениях, как мультфильм на большом экране и как живое действие на сцене размером с письменный стол, только усиливает иллюзию забытого воспоминания.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За расширение границ не только драматического театра, но и приемов театра предмета, который и без того скорее исключение, чем норма в нашем театральном ландшафте.

«Бердичев»

Театр им. Вл. Маяковского
9, 18 мая

История еврейских сестер Рахили и Злоты — забавная история о семейных скандалах из-за ерунды и одновременно — о безусловной любви между родными людьми. Остроумные перепалки чередуются с тяжелыми разговорами, а бесконечное ожидание встречи — с суетливым копошением на тему обеда-ужина. Рахиль играет Татьяна Орлова, хорошо знакомая массовому зрителю по сериалам и ситкомам.Есть повод для радости и у поклонников Александра Паля. Хорошо известный ролями в комедиях «Горько!» и «Без границ», в спектакле он стал племянником главных героинь. Феноменальная органичность Паля убеждает каждого сидящего в зале: его герой любит этот несчастный Бердичев, и нам тоже стоит его полюбить.

«Евгений Онегин»

Театр им. Вахтангова

«Евгений Онегин» Римаса Туминаса — плоть от плоти русской ментальности, и он сказочно щедр на подарки зрителю. Подобно ренгтену просвечивает он язвы русских пороков и делает очевидными добродетели. Пресловутая энциклопедия русской жизни становится видимой и осязаемой. С мягким, почти что нежным юмором и фирменной изысканностью сыграно здесь «русское народное»: плохие дороги, чванливая знать, пошлый свет, мещанская старость. Но главное, конечно, не это. Этот спектакль — прощание с юностью, с идеалами, с любовью. Детально изобразив жизнь двух пушкинских сестер, Туминас на самом деле сочинил гимн грезам ушедшей юности, пылким надеждам, легкокрылым мечтам. Сцена, в которой Татьяна ждет Онегина, получившего ее письмо ( танец с садовой скамейкой), войдет во все театральные энциклопедии. Вообще в этом спектакле безупречно все. Изумительной красоты сценография Адомаса Яцовскиса, грандиозная музыка Фаустаса Латенаса, прекрасные костюмы Марии Даниловой… И, конечно, актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Ольга Лерман… Одним словом, смотреть обязательно.

13 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

«Такой театр», Санкт-ПетербургПостановщики: Игорь Сергеев, Владимир Кузнецов (режиссеры) Анвар Гумаров (художник), Станислав Белозеров, Денис Гоголев (художники по костюмам), Дмитрий Мадера (саунд-дизайн)

Пьесы Ивана Вырыпаева, с одной стороны, наделены счастливой постановочной судьбой, и у зрителей почти всегда есть возможность для сравнения. С другой — его драматургия авторитарна и оставляет мало места для режиссерских поисков. Спектакль «Такого театра» — наглядная демонстрация того, как ограничения могут приводить к интересным решениям. Режиссеры Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов нацелили на героев Вырыпаева объектив кинокамеры. Казалось бы, простой приём — поставить актера перед экраном, на котором показывают его же увеличенное изображение, но крупный план увеличил и то, что так тщательно скрывала пьеса за философскими монологами, — человеческие эмоции.

Для кого:

Для поклонников текстов Вырыпаева и тех зрителей, кому не нравится его режиссура. Спектакль не противоречит пьесе, но раскрывает ее не так, как сделал бы сам автор, чью режиссерскую версию «Иранской конференции» пару лет назад привозили на гастроли в Москву.

«№ 13D»

МХТ им. А.П. Чехова
1, 30 мая

Владимир Машков поставил пьесу Рэя Куни 11 лет назад, все эти годы она держала марку лучшей комедии, которую можно увидеть в Москве за деньги. У сегодняшней версии та же репутация. Только сменился актерский состав: Игорю Вернику досталась роль политика, жаждущего «предаться страсти» с секретаршей (до него этот образ примерял на себя Авангард Леонтьев), преданного ему нелепого секретаря играет Сергей Угрюмов (он заменил Евгения Миронова). Идеальная комедия положений не дает скучать ни минуты, а помимо искрометных и ни к чему не обязывающих шуток, в новом спектакле очень неплохие спецэффекты.

1 МЕСТО: «ГОРБАЧЕВ» (Театр Наций)

Спектакль «Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре Наций уже стал самым обсуждаемым культурным событием конца 2020 года. Билеты на него достать порой сложнее, чем на новогоднего «Щелкунчика» в Большой театр, несмотря на то, что многих название отпугивает

Однако, «Горбачев» — спектакль, где политика сознательно игнорируется, но вместе с тем Херманис принимает очень важное эстетически-политическое решение — он показывает со сцены современным жителям России правителя, который не опьянел от власти, который не держался за нее любыми средствами. Это спектакль о власти с человеческим лицом. Президенте, который был женат не на СССР, не на стране, а женат на своей жене

И его человеческий выбор намного сильнее страха слабых потерять власть.

10 МЕСТО: «СНЕГУРОЧКА»

Театр на Таганке, Москва
Постановщики: Денис Азаров (режиссер), Алексей Трегубов (художник), Иван Кушнир (композитор), Максим Фомченков (художник по свету)

Снегурочка в Театре на Таганке — это история, где любимая дочь 1980-х угодила в жернова 1990-х, полюбила 2000-е и оказалось уничтоженной 2020-ми. Денис Азаров вывел из мелодраматичной сказки Островского метафору общества и времени. При помощи знакомого с детства сюжета режиссёр проводит зрителей сквозь четыре эпохи. Каждый герой на сцене глубоко пророс в свое время, и взаимодействие между ними — это не столько конфликты между персонажами, сколько конфликты между той или иной эпохой — конфликты, продолжающие мучить наше общество до сих пор.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сильные и оригинальные художественные решения Алексея Трегубова, а также попытку театральным языком препарировать новейшую историю России.

Для кого:

Если на его «Снегурочку» приведут школьника для ознакомления с первоисточником, то он узнает не только содержание пьесы, но и поймет как менялась жизнь в стране за последние сорок лет, в какие диаметрально противоположные стороны бросало его бабушек, дедушек, мам, пап. Для взрослого человека «Снегурочка» станет путешествием по собственному прошлому.

3 МЕСТО: «КНИГА СЕРАФИМА»

Электротеатр Станиславский, Москва
Постановщики: Александр Белоусов (композитор и режиссёр), Ася Мухина (художник), Арина Зверева (музыкальный руководитель), Александра Конникова (хореограф), Алексей Наумов (художник по свету), Олег Макаров (саунд-дизайнер), Леонид Именных (live-electronics)

Премьера этого спектакля прошла без должного шума, но вышла крайне интересной. Опера Александра Белоусова основана на «Книге Серафима» по «Книге Тэль» Уильяма Блэйка и главе «У Тихона» из романа Федора Достоевского «Бесы». Поэзия безумия встретилась с философией зла и родился новый, очень человечный и любопытно организованный музыкальный спектакль, испытывающий этику разными формами девиации. Добавляет к воздействию спектакля и то, насколько хорошо он исполнен солистами ансамбля N’Caged и приглашенной (вокально особенно впечатляющей) Светланой Мамрешевой под музыкальным руководством Арины Зверевой. Сложно описывать исполнение эпитетами, отличными от «безупречное». Акустическое пространство и особая игра со зрителями требуют очень тонкой настройки и аккуратного существования. Все нюансы проработаны, каждый вдох — часть партитуры. Даже не верится, что опера, настолько радушная к «широкому зрителю», может так тонко работать с подобными эфемерными материями. Особого упоминания заслуживает хореографическая линия в исполнении Екатерины Андреевой, которая на протяжении всего спектакля воплощает в себе наивность и беззащитность детского в человеке.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сочетание двух противоположных форм восторга — пугающего и восхищающего. Как говорил сам Блейк: «Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть — необходимы для бытия Человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро — это Рай. Зло — это Ад… Бог будет вечно казнить Человека за Действие… Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие — Вечный Восторг».

Для кого:

Это современная опера, которую смело можно рекомендовать всем. Здесь нет сложных для восприятия конструктов, как нет морализаторства и догматизма.

1 МЕСТО: «НАНА»

Александринский театр, Санкт-Петербург
Постановщики
: Андрий Жолдак (режиссер-постановщик, художник-постановщик, световое оформление, сценарий), Даниль Жолдак (художник-постановщик, видео-оформление), Симон Мачабели (художник по костюмам), Сергей Патраманский (музыкальное оформление)

«Нана» в постановке Андрия Жолдака может шокировать безжалостным натурализмом. Взяв за основу миф о святой проститутке, продающей тело, но при этом сохраняющей чистоту души, режиссер рассказывает его инверсивно, ломая пустую девочку-куклу и из множественных переломов, как из кусочков мозаики, конструируя ее внутренний мир. Жолдак не первый раз обращается к теме женской мифологии и созданным на ее основе стереотипам, безжалостно отправляя своих исполнительниц исследовать границы возможного прямо на сцене. Исполнительница главной роли, Анна Блинова, в спектакле Жолдака работает на износ, проходя на сцене страшный путь очеловечивания через саморазрушения. Три часа, прожитых вместе с ней, встряхнут даже самого «толстокожего» зрителя.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За сильное эмоциональное потрясение, которое все еще можно получить в театре. Жолдаку удается убедить зрителя в своей предсказуемой непредсказуемости, обещать сны и фантазии, а в итоге показать сцену самоизносилования ножкой стула, заставляя при этом смотреть не на орудие пытки, а в глаза героине, воспринимая ее аутоагрессию, как личную боль.   

Для кого:

Спектакль, который невозможно рекомендовать кому-то конкретно, но хочется показать всем. У каждого есть внутренние демоны, а Жолдак знакомит нас с ними. «Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса» — таким способом деактивируется взрывной механизм. 

8 МЕСТО: «НОЯБРЬ» (Электротеатр Станиславский)

Ксения Перетрухина и Борис Павлович воздали должное благородному явлению скуки. Многие театральные обыватели крайне боятся попасть на «скучный» спектакль. Людям в принципе свойственно избегать скуки. Нам нравится верить, что жизнь состоит из сильных и ярких эмоций, а паузы между ними — лишь незначительный процесс ожидания. Но что, если нет? Что, если именно эти «моменты скучания» — самое ценное? Что, если они — возможность понять, о чем, по чему и по кому ты скучаешь? Что, если именно из этих «встреч с собой наедине» складывается жизнь? И бытовые, монотонные, повторяющиеся действия — не просто рутина, а изящный, полный приятных мелочей, красивых деталей и памятных нюансов ритуал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься «Ноябрь», главные «роли» в котором исполняют музыканты группы «Мегаполис».

11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)

По версии Богомолова Ставрогин — больше не антихрист, как давно договорились литературоведы. Во время недавних визитов в Грецию (где режиссер как раз ставил «Бесов» Достоевского), он узнал, что с греческого «ставрос» переводится как «крест», и придумал, что Ставрогин именно что Христос. Эта идея особенно любопытна, учитывая, что Ставрогина в новом спектакле играет женщина, актриса Елена Морозова. Так режиссер подчеркивает женственную суть героя, а заодно и обнуляет его образ до уровня носителя идеи. Христос-женщина, что может быть более подходящим веку «гендерной флюидности»? Правда, придется смириться, что «Бесы» — это набор штампов из Богомолова. Но так уж устроен сам роман: меньше всего места в нем отводится художественности. Главное — идея. Наверняка, спектакль вызовет негодования по поводу «самого слабого, самого нехудожественного» спектакля Богомолова, но именно эти эпитеты обращали и непосредственно к произведению Достоевского — произведению скорее идейного, чем художественного плана. 

6 МЕСТО: «ЛУННАЯ МАСЛЕНИЦА»

Театр на Малой Бронной, МоскваПостановщики: Филипп Григорьян (режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам), Влада Помиркованая (сценограф, художник по костюмам), Анна ​Абалихина (хореограф)

Филипп Григорьян на основе текста Павла Пряжко создал в хорошем смысле слова хулиганский спектакль, подрывающий моральные устои юного поколения, но при этом приучающий детей к нешаблонному восприятию театра. История брата и сестры, отправившихся спасать родителей-супергероев из «лунного» плена в компании необычных спутников, напоминает сюжет «Синий птицы» Метерлинка, но это обманчивое ощущение, призванное усыпить внимание бдительных взрослых. Спектакль не сказочный, а скорее революционный и развенчивает ложные авторитеты, главный из которых — родители всегда правы

О том, что взрослые тоже имеют право на ошибку, младшему поколению принято не сообщать. 

Почему спектакль попал в рейтинг:

Один из немногих спектаклей, который честно перешел от определения «детский» к «семейному», не сюсюкая с детьми и поражая взрослых безбашенной смелостью.

Для кого:

Трудно сказать, кто кого должен привести на этот спектакль, – взрослые детей или дети взрослых. В идеале, «Лунная масленица» — для семейного посещения, но те, кто любят яркие, ироничные и высоко художественные постановки, могут схитрить и пойти на него без детей.

«Собака на сене»

Театр сатиры
3, 11, 25 мая

Самый настоящий спектакль-праздник, который опровергает распространенное мнение о том, что в Театре сатиры хитов не ставят. Сюжет о нелегкой борьбе любви с сословной спесью режиссер Павел Сафонов поместил в декорации сказочного замка с цветами и шелковыми покрывалами, героев — и особенно героиню — одел в умопомрачительные наряды. Строптивую Диану безукоризненно изображает красавица Елена Подкаминская (поклонники сериала «Кухня», вам сюда), ее нерешительного секретаря Теодора — лидер труппы Андрей Барилло. В любовь оба играют радостно, не пошло и очень обаятельно.

  • Главные хиты московской сцены
  • Лучшие спектакли мая

7 МЕСТО: «РУССКАЯ КЛАССИКА»

Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург
Постановщики: Дмитрий Волкострелов (режиссер-постановщик), Ксения Перетрухина (художник-постановщик), Алексей Лобанов (художник по костюмам), Илья Пашнин (художник по свету), Дмитрий Власик (композитор)

Самое трогательное в этом спектакле — первые минуты растерянности людей, родившихся в современной России, когда они сталкиваются с классикой и классиками, которые раньше для них были словно герои бестиария, хмурые дядьки с портретов в кабинете литературы. Это столкновение после разрыва. 70 советских лет нация прожила в агит-пропагандистом славакапэсэсном комиксе, оборвала связь с «классикой», и вот теперь молодые ребята на сцене ходят и освещают вспышками айфонов затхлые музейные кабинеты, не понимая, как в них жили и о чем думали. Экскурсоводом выступает роботизированный голос. Спасением становится попытка классику заново обжить. Как получится. Своими словами. Или вовсе без слов. С чистого листа, неловко и неуклюже вписаться в экспозицию.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За внушительную попытку миниатюрными средствами и приемами полуторачасового спектакля практически без слов не только охватить литературное наследие столетия от рождения Пушкина до смерти Чехова, но и создать абсолютно невоинственный манифест против российского ханжества.

Для кого:

Спектакль произведет сильное впечатление на тех, кто готов за полтора часа молчания понять о русской классике больше, чем за 10 лет средней школы.

4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)

Помните фразу из «Обыкновенного чуда»: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала»? Дмитрий Крымов — тоже волшебник, и «Наш городок» он ставит сразу в двух театральных измерениях. Первое буквальное — это спектакль, который происходит здесь и сейчас. Второе — подлинное, его подоплека. На деле, в основе постановки — не пьеса Уайлдера, а личное вспоминание режиссера, когда-то смотревшего «Наш городок» вместе  с родителями. Теперь герои оживают для того, чтобы режиссер рассказал о собственной семье, отце, Анатолии Эфросе, матери, Наталье Крымовой, и чудо происходит, потому что в любовь, связанную с реальными людьми, легко верить и ее можно разделить.

«Письма и песни мужчин среднего возраста…»

«Квартет И»
9, 25 мая

На неутомимый квартет можно смотреть не только в кино, но и в театре. Леша, Камиль, Слава и Саша сидят за длинным столом и разговаривают. Занятный ход — оформить монологи мужчин, переживающих кризис среднего возраста, в письма к самым разным адресатам (Деду Морозу, идеальной девушке, родителям и даже выпавшим волосам) — достоин зависти коллег по развлекательному цеху. Эпистолярный жанр предполагает доверительную интонацию, а потому мужские откровения не только веселят, но и берут за душу. Вместе с четверкой комедиантов на сцену выходят Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай».

«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»

Школа драматического искусства

В основе спектакля — одна единственная фраза из «Трех сестер» («Бальзак венчался в Бердичеве»), остальное — гениальная жуть от Дмитрия Крымова, мастера сценических ребусов и визуальных метафор. Его фантазия не подчиняется никаким театральным законам или даже простой логике. Чехов для него только повод к собственному эксперименту.

Крымов и его команда превратили чеховских сестриц в уродливых клоунесс. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Свою ущербность герои явно не осознают — весело поедают на сцене арбуз, гипнотизируют чайные чашечки, подшучивают друг над другом, сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». Ни одной сцены в новом спектакле нельзя предугадать. Возможно, даже сразу понять ничего не получится. Но вот смысл, идею не уловить невозможно. Все мы — маленькие смешные уродцы, которые живут так, как будто бы они бессмертны, а горя не существует. Но рано или поздно и смерть, и горе, случаются. И всех жаль.

2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)

Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп. Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой

Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются

Губернатор — Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова

Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть.Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти.

«Триптих»

Мастерская Фоменко

Самый масштабный спектакль Петра Фоменко практически его театральное завещание. Мастер объединил произведения своего любимого Пушкина. И в «Триптих» вошли «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из Фауста». Сначала перед зрителем милый анекдотец, в финале — мистическая трагедия. Но никаких противоречий! В одном спектакле можно обнаружить не только знаменитое фоменковское кружево (три кита «Мастерской» — юмор, легкость, музыкальность), но и неожиданно мрачную философию и саркастические выводы о смысле жизни и смерти. А сколько в «Триптихе» сценических эффектов! Никак нельзя пропустить и Кирилла Пирогова в роли дона Гуана, Галину Тюнину в роли Анны, Лауру-Мадлен Джабраилову, Мефистофеля-Карэна Бадалова. Любимые «старые» фоменки в самом главном своем спектакле — настоящий рай для театральных гурманов.

7. Сон Гафта, пересказанный Виктюком. Театр Современник

Редчайший случай: в названии спектакля нашлось место и имени драматурга, и имени постановщика: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» – так называется премьера в «Современнике». Валентин Гафт написал пьесу, театр «Современник», где он служит, принял ее к постановке. Несколько месяцев назад Гафт впервые прочитал ее в Москве (см. «НГ» от 13.11.08), а теперь, после работы с Виктюком, сыграл в ней Сталина, то есть одну из главных ролей. На другую был приглашен Александр Филиппенко, им в помощь на сцене – Максим Разуваев

Почти два часа без антракта, на протяжении которых Гафт почти ни на минуту не покидает сцену, премьерный зал с искренним вниманием смотрел и слушал, время от времени смеялся и аплодировал

«Бесы»

Константин Богомолов

Богомолов остается верным себе и своему методу соединения, казалось бы, несоединимого, когда на стыках чаще слабо, но иногда вполне явственно начинает светиться правда обо всех нас. Казалось бы, ну где Достоевский, а где «Барвиха Luxury Village», в которой давали премьеру «Бесов»? Где цитаты про бога и смерть – а где худи за десять тысяч, которые продавались на этой премьере? Но почему-то именно в этом концертном зале, ставшем почти мемом, история тайного экстремистского общества на фоне бесконечных диалогов о человеческой сущности наполняется жизнью. И почему-то Антон Долин не жалеет червонца на худи с надписью «Бога нет, но он есть», в котором дает интервью Юрию Дудю. Теперь спектакль играют не только в «Барвихе», но и во «Дворце на Яузе», однако вряд ли это скажется на его восприятии, которое создается не местом, а мощным актерским составом с Никитой Ефремовым, Игорем Миркурбановым, Еленой Морозовой или Александрой Ребенок и другими – и даже с участием Владислава Суркова.

5 МЕСТО: «ЛОЛИТА»

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Слава Даубнерова (режиссер-постановщик), Сергей Неллер (дирижер), Борис Кудличка (художник-постановщик), Наталия Китамикадо (художник по костюмам), Даниэл Тесарж (художник по свету), Якуб Гуляс и Доминик Жижка (художники по свету) 

Случилось. В Мариинском театре появился спектакль, куда пускают только совершеннолетних, могут потребовать предъявить паспорт. На сцене — подчинение, абъюз, оргазм, изнасилование и убийства — без запретов и табу. Со сцены звучит: «я страдаю от тесноты одежд», «я пытался напасть на пахучий след нимфетки», «я выкрал мёд оргазма», «я не легкая на передок штучка», а также реклама презервативов ecstasy. Все это сопровождается красивой музыкой Родиона Щедрина и упаковано в стильные декорации художника-постановщика Бориса Кудлички. Такая она, новая мариинская «Лолита». Изначально спектакль ставился совсем не для Мариинского театра. И даже не для России. Он шел в Праге. Дирижер Валерий Гергиев, который пристально следит за всеми исполнениями произведений Родиона Щедрина, эту постановку увидел и захотел такую же. Точнее ту же самую. Перенос назвали красивым словом «копродукция», хотя технически это полностью пражский спектакль (даже практически с тем же составом), просто теперь его показывают на Новой сцене Мариинского театра.

Почему спектакль попал в рейтинг:

За качество выделки вплоть до мельчайших деталей, музыкальную постановку Сергея Неллера и бесстрашное низвержение ханжества завсегдатаев «главной оперной сцены страны».

Для кого:

Поразительно, но факт: несмотря на приведенные выше подробности, в спектакле нет ничего непристойного и эпатирующего. Обнаженное тело аккуратно прикрыто. Провокационные фразы — дословные цитаты из Набокова. Это спектакль свободных людей, затрагивающий актуальные проблемы подростковой сексуализации, домашнего насилия и токсичного замалчивания. Поэтому спектакль хочется смело рекомендовать даже детям старшего школьного возраста (хотя их и не пустят: строго 18+).

Служанки. Театр Романа Виктюка

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.