Анри де тулуз-лотрек, биография, личная жизнь

«Обжора» из «Мулен Руж»

В октябре 1889 года Монмартр стоял на ушах — экстравагантный бизнесмен Жозеф Оллер
объявил, что на месте снесённого четыре года назад «Рен-Бланш» открывается «Мулен Руж». На открытие пришли все кутилы Парижа, включая князя Трубецкого
и графа де Ларошфуко
. Не мог пройти мимо и Тулуз-Лотрек.

Одна из стен огромного зала была зеркальная. Помещение ярко подсвечивалось рампами и люстрами, повсюду висели стеклянные шары. Девушки на сцене танцевали кадриль, а примой «Мулен Руж» стала уже известная Ла Гулю по прозвищу «Обжора».

Ей было 23 года, она уже покорила Монпарнас и стала главной звездой «Мулен-де-ла-Галетт». Девушка представлялась публике наглой и надменной женщиной, попробовавшей в жизни почти всё. По окончании выступления она не кланялась, молча разворачивалась и, покачивая бёдрами в чёрной юбке шириной в пять метров, уходила за кулисы. Ла Гулю знала, что сотни мужских глаз жадно провожают её аппетитные ножки. «Не угостите даму?» — так начинался каждый её разговор, когда она спускалась в зал.

Среди поклонников Ла Гулю был и Лотрек. В «Мулен Руж» было собрано всё, что он любил, и с первого же вечера Анри стал здесь постоянным гостем. Он начинал вечер в «Мирлитоне», затем по пути в «Ша Нуар» заглядывал в бар и, наконец, завершал вечер в «Мулен Руж». Не забывал он и о публичных домах, которые посещал с прилежанием хорошего школьника.

«Ла Гулю с двумя подругами в „Мулен Руж“», 1892. Фото: Public Domain

Жозеф Оллер был наслышан об известном художнике. Он стремился сделать «Мулен Руж» ещё более известным и для этого хотел развесить по городу яркие и необычные афиши. Рекламный плакат для открытия «Мулен Руж» нарисовал признанный мастер Жюль Шере
, но 55-летний мэтр изобразил кабаре с порхающими Пьеро и ангелочками. Оллеру требовалось что-то более яркое и порочное.

Лотрек согласился на предложение Оллера мгновенно. В центре первой же его афиши была изображена Ла Гулю. Минимальными выразительными средствами художник смог передать все нотки искомого образа — прокуренное помещение, толпу зевак, чьи взоры обращены к Ла Гулю, её всегда отстранённому выражению лица и кокетливым, провоцирующим позам.

Анри почувствовал, что может реализовать себя как художник в рекламе. Да, по сравнению с полотнами импрессионистов, их глубоким анализом света и тени, глубокими чувствами и мимолётными ощущениями, афиши кабаре — низкий жанр. Зато здесь не было никаких правил, и Лотрек мог рисовать так, как считал нужным.

Развешанные по всему бульвару Клиши афиши с Ла Гулю сработали, аншлаги в «Мулен Руж» были каждый вечер. Выбранный Лотреком стиль подошёл идеально. Он изображал простые образы, тонко подмечая в них психологию личности. На его афишах люди становились понятными и легко считываемыми характерами. Афиши Анри были искренними и правдивыми — на них изображалось ровно то, что ожидало посетителя за дверьми кабаре.

«Мулен Руж, Ла Гулю» 1891. Фото: Public Domain

Оллер не успевал пересчитывать прибыль, Ла Гулю стала лицом и душой «Мулен Руж». Кабаре, в свою очередь, заняло центральное место в ночной жизни Монмартра, ставшего единственным местом в Париже, ради которого стоило туда ехать в XIX веке.

Отлично шли дела и у Лотрека. Его масштабные полотна выставлялись среди активистов брюссельской «Группы двадцати», их высоко ценил Эдгар Дега
. Художник часто ходил в театр, где вместе с супругами Гренье кидался ботинками в актёров, если те, на их взгляд, плохо играли. Несколько недель Лотрек провёл на яхте «Кокорико» в Аркашонском заливе. Анри жил легкомысленно и ни в чём себе не отказывал. О художнике узнали обыватели, это был несомненный успех.

Закомплексованный урод с непропорциональным телом, он всегда доверял оценкам других больше, чем своим собственным. Именно поэтому он был счастлив услышать похвалу от учителей, поэтому хотел выставляться вместе с импрессионистами и именно поэтому был рад стать известным художником — реализовать себя в единственной доступной ему области.

В общей сложности Лотрек создал более трёхсот афиш для «Мулен Руж». Среди публики он был не менее известен, чем сама Ла Гулю, и это не могло не льстить Анри, от которого в своё время отказался собственный отец.

Гений против употребления

1882 — 1885
Анри приезжает из родного Альби в Париж и поступает учеником в мастерскую, где получает прозвище «ликерная бутылка». Из письма: «Дорогая матушка! Пришлите бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки».

1886 — 1892
Родители назначают Лотреку содержание, он арендует на Монмарт­ре студию и квартиру. Рядом с мольбертом Анри держит батарею бутылок: «Я могу пить без опаски, мне невысоко падать!» Знакомится с Ван Гогом, пишет под его влиянием картину «Похмелье, или Пьяница».

1893 — 1896
Едет в Брюссель на выставку, на границе скандалит с таможенниками за право ввезти в Париж ящик можжевеловой водки и бельгийского пива. Обычно допивается до безобразия: «Слюна стекала по шнурку его пенсне и капала на жилет» (А. Перрюшо. «Жизнь Тулуз-Лотрека»). На светском приеме выступает барменом, решив свалить с ног высшее общество, для чего готовит убойные коктейли. Хвастается, что за ночь подал больше двух тысяч бокалов.

1897 — 1898
Пьет так, что теряет интерес к рисованию. Друзья пытаются вывозить его кататься на лодке, так как «находясь в море, он не пил». Влюбляется в родственницу Алину, думает завязать с пьянством. Но отец Алины запрещает ей встречаться с Анри, и тот уходит в запой.

1899
После приступа белой горячки мать художника настояла, чтобы он лег в психлечебницу. Там ему дают пить только воду. Однажды Лот­рек обнаруживает на туалетном столике флакон зубного эликсира и выпивает его. Пробует опять рисовать.

1901
Выходит из клиники и в апреле 1901 года возвращается в Париж. Сперва ведет трезвый образ жизни, но, видя, что рука не слушается его, с горя начинает тайком попивать. У Лотрека отнимаются ноги, и его перевозят в замок. Отец, скучая у постели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле. «Старый дурак!» — восклицает Лотрек и умирает. А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008 году за 22,4 миллиона долларов. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современ­ных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна).

«Что такое Монмартр? Ничего. Чем он должен быть? Всем!»
Родольф Сали, владелец кабаре «Ша Нуар»

«Внимание! Вот идёт шлюха. Но не думайте, что это какая-нибудь завалявшаяся девка

Товар первого сорта!» — разорялся у входа Аристид Брюан
, известный эстрадный певец и владелец только что открывшегося кабаре «Мирлитон». Анри, ему было только 24 года, с восхищением наблюдал за Брюаном и набивавшейся сюда каждый вечер богемой.

«Элизе-Монмартр». 1888. Фото: Public Domain

«Спасибо. Я провёл чудесный вечер. Наконец-то в первый раз в жизни меня в лицо назвали старым хрычом», — отзывался о «Мирлитоне» один из заядлых посетителей, дивизионный генерал. Над входом вскоре появилась вывеска: «Сюда ходят те, кто любит, чтобы их оскорбляли». К десяти вечера попасть внутрь было невозможно — кабаре было переполнено. Вечеринки проходили каждый день, гул не утихал до двух ночи.

Раньше в этом здании находилось кабаре Родольфа Сали
, одного из самых известных деятелей Монмартра. Однако Сали решил переехать на улицу Лаваль, подальше от нищих бездельников и откровенных головорезов. Тем не менее его обновлённый «Ша-Нуар» был по-прежнему популярен.

Полные залы собирал и «Мулен-де-ла-Галетт», где всегда темно и грязно, а по понедельникам — чуть ли не обязательная поножовщина. «Элизе-Монмартр» — заведение поприличнее, с профессиональными танцовщицами и дежурящим в задних рядах комиссаром полиции Кутла дю Роше
. Его здесь называли «Папаша Целомудрие».

Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном.

«Эти идиоты ровным счётом ничего не понимают в моих песенках, — рассказывал другу Брюан. — Они не знают, что такое нищета, и с рождения купаются в золоте. Я мщу им, понося их, а они хохочут до слёз, думая, что я шучу. А на самом деле я часто вспоминаю о прошлом, о пережитых унижениях, о грязи, которую мне пришлось увидеть. Всё это подступает комком к горлу и выливается на них потоком ругани».

«Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре „Шильперик“», 1895. Фото: Public Domain

Тулуз-Лотрек в детстве тоже купался в золоте. Он происходил из знатного рода генералов и полководцев, но и у него были причины ненавидеть истеблишмент. «Мирлитон» Брюана стал ему новым домом. «Тише, господа! Пришёл великий художник Тулуз-Лотрек с одним из своих друзей и каким-то сутенёром, которого я не знаю», — громогласно приветствовали Анри в «Мирлитоне».

История

Точно также, как Болетария в Demon’s Souls, Лордран в первой части, а также Дранглик во второй части серии, Лотрик был процветающим государством, многие века благоденствовавшим под руководством королевской семьи, последними потомками которой стали братья-близнецы — Лотрик и Лориан. 

Это королевство было основано на землях, прилегавших к древнему Анор Лондо много веков назад, и тогда же, пока память о наступлении Эры Тьмы была ещё свежа, в нем распространился древний ритуал становления Повелителем Пепла, когда владельцы особенно мощных душ и сильной воли проводили обряд возжигания, принося себя в жертву и продлевая Эру Огня. Такие существа имели абсолютно разное происхождение и собственные мотивы, чаще их выбирали не за благородные стремления или заслуги, а за устрашающую могучую силу.

Королевская власть в Лотрике удерживалась благодаря Трём столпам правления. Первым столпом являлись рыцари Лотрика, которые вместе со своими драконами сокрушали всех, кто угрожал королевству. Вторым столпом были ученые исследующие новые знания и управляющие Великим архивом. И наконец, третий столп – верховные жрицы. Одна из них была кормилицей и наставницей принца. Существовал и четвертый, неофициальный столп – охотники, известные как черноруки. Правители Лотрика особо полагались на черноруков, способных покарать врагов способами, недоступными остальным Трем столпам.

Мирное время в данном королевстве длилось многие сотни лет; за это время успел появиться и превратиться в развалины Дранглик, вокруг Анор Лондо возник прекрасный город Иритилл, охраняемый последним оставшимся в нём богом, да и в других частях страны все процветало.

Но ничто не может длиться вечно. Иритилл пал, захваченный вероломным Понтификом и обращенный им в обитель лишённых воли призраков, бывших когда-то жителями города и рыцарями, но нынче превратившихся в монстров под действием волшебных артефактов и пламени, спалившего простиравшиеся под заснеженным городом земли Оскверненной столицы вместе с его жителями. Хранители Бездны, веками сдерживавшие тьму, сгинули в пламени и превратились в обезумевшую нежить, а Олдрик, восстав из своей могилы, поглотил последнего бога, охранявшего эти земли.

Последней каплей стало появление некоего культа ангелов, верования которого в итоге привели к гражданской войне и гибели сотен воинов, стоявших на страже Лотрика. Вдобавок ко всему, следующий кандидат на становление Повелителем Пепла и продление Эры Огня — Лотрик, младший из принцев, — отказался приносить себя в жертву и возжигать Пламя, вместе с затуханием которого люди начали понемногу превращаться в полых.

Огонь медленно затухает, а Повелители, призванные защитить его, разбрелись по своим землям и отвернулись от этого бремени, поэтому вместе с ними, ведомые звоном колокола, висящего в башне в Храме Огня, пробудились Негорящие — недостойные души, которые были отвергнуты первым пламенем и обречены вечно скитаться в поисках углей, способных хоть ненадолго дать им ту силу, которой по праву обладают все Повелители. Именно им предстоит найти Повелителей и вернуть их на законные места, чтобы определить, какая судьба будет ждать их самих, Пламя и весь мир.

Возможно, тем самым Негорящим станете именно вы.

Утонченная Джейн Авриль

Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж

Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.

В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.

Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.

Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.

Порочное очарование Монмартра

Лотрек поселился у друзей — Рене
и Лили Гренье
на улице Фонтен, 19 бис. Лили пользовалась большой популярностью, её любили художники, музыканты и предприниматели. Влюбился в неё и Анри, правда, ему хватало такта сдерживать себя. Лили об этом, скорее всего, не догадывалась, и они стали близкими друзьями.

«В салоне на улице де Мулен». 1894. Фото: Public Domain

В компании Гренье Лотрек был заводилой, он охотно участвовал во всех развлечениях, которые придумывала Лили. Анри прослыл мастером светских бесед и неизменно производил впечатление на собравшихся гостей. Вместе с друзьями Анри часто ходил в кабаре, где тоже стал душой компании. Лотрек также стал завсегдатаем публичного дома на улице Стейнкерк.

Никаких иллюзий у Лотрека уже не было — на танцпол он не стремился. Каждый вечер Анри заказывал рюмку за рюмкой и рисовал всех, кого встречал, — на салфетках, обрывках бумаг, углём, карандашом. В ход шло буквально всё. Рисование опьяняло молодого человека не меньше вина. «Я могу пить, не опасаясь, ведь мне, увы, не высоко падать!» — шутил он.

Внимательный глаз художника с первого взгляда подмечал все особенности «мишени», Анри мог выразить их одной-единственной линией. Он рисовал спившихся поэтов и потерявших надежду проституток, известных журналистов и литераторов, представителей света и полусвета. Лотрек рисовал всех без разбору — его интересовала личность, он изображал характер, а не внешность.

«Никчёмные». 1891. Фото: Public Domain

В публичных домах Лотрек встречал людей, которым уже нечего скрывать или терять. Для него, выросшего среди снобов, мошенники, сутенёры и проститутки в прокуренных залах «Элизе-Монмартр», «Мулен-де-ла-Галетт» и «Мирлитона» были глотком чистого воздуха.

«Мирлитон» тем временем процветал. Брюан зарабатывал по 50 тысяч франков в год (около €3,5 млн на сегодняшние деньги). Здесь собирался весь Монмартр, а во время уличных облав прятались уличные проститутки. По пятницам здесь проходили вечеринки для изысканной публики — вход стоил в 12 раз дороже.

Личная жизнь

Как постоянный клиент борделей, Тулуз-Лотрек погрязал в алкоголизме и безнравственности. Его постоянно окружали проститутки и извращенцы, с ними он забывал о своем уродстве и чувствовал себя обычным человеком.

В двадцать два года, благодаря помощи и поддержке матери, которая видела в сыне загнанного израненного ребенка, Анри получил собственный дом и мастерскую. Там он творил свои шедевры, там напивался и кутил.

Тулуз-Лотрек очень любил принимать гостей. Он обожал впечатлять их своими кулинарными способностями, сам лично готовил вкусные дорогие блюда и изобретенные им самим коктейли. Говорят, что именно он впервые смешал коньяк с абсентом, тем самым дав название будоражащему напитку “Землетрясение”.

Однако такая жизнь не могла не сказаться на здоровье Анри. Злоупотребляя спиртным, он несколько раз болел “белой горячкой” и даже лечился в заведении для умалишенных.

Венерическое заболевание, которое подхватил Тулуз-Лотрек в одном из домов терпимости, подтачивало его жизненные силы с неимоверной жестокостью.

Умер одаренный художник в семейном замке, на руках горячо любившей его матери, в тридцать шесть лет, оставив после себя около тысячи картин и акварелей, почти четыреста гравюр и плакатов и более пяти тысяч рисунков.

Остановим свое внимание на некоторых его произведениях

Описание

Эти земли находились на стыке множества могущественных королевств, принадлежавших повелителям пепла и, подобно Лордрану и Дранглику, принадлежали могучему королю, под которым страна процветала и имела армию верных солдат и невероятных существ. Но со временем, в результате распространения проклятия, природных катастроф, военных конфликтов и бесчеловечных опытов, проводившихся почти каждым из древних владык, эти земли превратились в полузаброшенные развалины, населённые лишь нежитью и мерзкими тварями, прячущимися во тьме в ожидании случайных путников.

В Dark Souls III безымянному протагонисту, который является Чемпионом Пепла, предстоит вернуть на свои троны всех Повелителей Пепла, чтобы впитать их силу и определить роль Огня в будущем человечества, да и всего мира в целом.

Инвалидность и проблемы со здоровьем

Мистер Тулуза пишет мистера Лотрека (ок. 1891 г.)

Родители Тулуз-Лотрека, граф и графиня , были двоюродными братьями (его бабушки были сестрами), а его врожденные проблемы со здоровьем были связаны с семейной историей инбридинга .

В 13 лет Тулуз-Лотрек сломал правую бедренную кость , а в 14 лет — левую. Разрывы не зажили должным образом. Современные врачи связывают это с неизвестным генетическим заболеванием , возможно, с пикнодизостозом (иногда известным как синдром Тулуз-Лотрека) или с вариантом расстройства , аналогичным остеопетрозу , ахондроплазии или несовершенному остеогенезу . Также был предложен рахит, усугубляемый ранним вирилизмом . После этого его ноги перестали расти, так что, став взрослым, он был 1,52 м или 5 футов 0 дюймов. Он развил туловище взрослого размера, сохранив ноги размером с ребенка. Кроме того, у него, как сообщается, были гипертрофированные гениталии.

Физически неспособный участвовать во многих занятиях, которыми наслаждаются мальчики его возраста, Тулуз-Лотрек погрузился в искусство. Он стал выдающимся художником -постимпрессионистом , иллюстратором в стиле модерн и литографом , а также в своих работах записал многие детали богемного образа жизни в Париже конца 19 века . Тулуз-Лотрек внес несколько иллюстраций в журнал Le Rire в середине 1890-х годов.

После того, как он сначала провалил вступительные экзамены в колледж, он сдал вторую попытку и закончил учебу.

Диалоги

Основные
Вырезанный контент

Вырезанный контент
Во имя Повелителей… Твой голос… Хм… Тебя покидает человечность.
Умоляю тебя. Сжалься над обессилевшим рыцарем. Безусловно, ты понимаешь, в каком я унынии.
Ты не оставишь меня? Тогда у меня нет выбора! Ты пожалеешь об этом! Как смеешь ты оскорблять Лотрека Исповедника! Да будет милостива к тебе богиня.
Ты! Как далеко ты можешь зайти?! Пожалуйста, оставь меня.
Что я тебе сделал? Я прошу, умоляю тебя! Цыц!
В Уезде Нежити
Поговорить с ним у его камеры:
Что? Ты все еще человек? Тогда мне повезло. Помоги мне, пожалуйста. Как видишь, без посторонней помощи мне не выбраться.
Прошу тебя, у меня важные дела. И я славно отблагодарю тебя. Ну так что? Тебе это будет выгодно.
Неожиданно уйти и вернуться:
Как же так! Эй, ты! Не уходи! Выслушай меня!

А, все же ты остаешься. Прошу тебя. Помоги мне.

Поговорить с ним после открытия клетки:
Спасибо тебе огромное. Я рыцарь Лотрек из Карима. Я очень тебе благодарен и обязательно заплачу, но позже.
Да, к сожалению, платы придется подождать. Меня только что освободили. Дай мне немного времени.
Я свободен. А теперь — снова за дело. Хе-хе-хе…
Будучи атакованным (не вызывая враждебности):
Так, что у нас тут? Хе-хе-хе. Ты точно этого желаешь?
Будучи атакованным (вызвав враждебность):
Ты не оставляешь мне выбора. Я был тебе благодарен, но если это наша судьба, так тому и быть!
Будучи убитым:
Я тебя презираю. Проклятье, как я мог…
В Храме Огня
Если вы спасли его в Уезде Нежити:
А, здравствуй. Я принес твою награду. Пожалуйста, прими ее. Я благодарен тебе за свободу. Хе-хе-хе…

Тебе этого мало? Не жадничай. Хе-хе-хе…

Если убиты Горгульи без разговора с ним:
Здравствуй. Мы с тобой не знакомы. Я рыцарь Лотрек из Карима. Мы оба мертвецы. Вероятно, мы сможем помочь друг другу. Хе-хе-хе…
Хм, так что у тебя за дела? Если у тебя нет дела, то помалкивай.
Если вы поговорили с ним в Уезде, но не спасли:
Ты… Как смеешь ты важничать! Мне нечего сказать. Скройся с глаз моих.
Как смеешь ты важничать! Мне нечего сказать. Скройся с глаз моих.
После разговора с Лоскутиком или ухода Реи в катакомбы:
Тебе не доводилось слышать о Верном Лоскутике? Еще никто не доставлял мне столько хлопот! Попадись он мне, клянусь, я шкуру с него спущу.
После возвращения Петруса из Катакомб:
Так, вижу, ты занимаешься делом. Не хочешь заплатить за подсказку?
Ответить «Да»:

Мудрый выбор. Недавно в эти земли прибыла Дева Торолунд со своей свитой, но она стала узницей в темнице под Катакомбами. Часть ее свиты разбежалась, а оставшихся сделали Полыми. И Дева Торолунд осталась совсем одна. Неплохая подсказка, как считаешь? Возмужавший клирик восполнит человечность…

Ответить «Нет»:

Неужели? Что же, как тебе угодно. Я просто хочу помочь.

После получения совета, но только если спасли его в Уезде Нежити:
Что? Совет, что я тебе дал? Ах, об этом мне рассказал старик-беженец. Бедный мерзавец! Сутана и амулеты не спасли его! А-ха-ха-ха!
Если вы в форме полого:
Во имя Повелителей… Твое лицо… Хм… Тебя покидает человечность. Но есть выход. У большинства глупцов столько человечности, что они не знают, что с ней делать. Ну, как ты думаешь, кто лучше всего ее использует, а?
Посетить несколько Локаций без разговора с ним:
Где тебя носило? Я рад видеть тебя в целости и сохранности.
После звона первого колокола Пробуждения:
О, здравствуй. Я подумываю о смене места. У меня довольно важная причина, чтобы подняться наверх. Хранительница хорошо мне послужила, но довольно мне с ней возиться… Хе-хе-хе…
Нет новых диалогов:
Что, снова ты? В чем дело? Наше будущее туманно. Пожалуй, пока не будем становиться друзьями.
В Анор Лондо
После первого вторжения в его мир:
Что ж! Снова ты? Ну-ка, это снова ты. Я-то думал, ты умнее. Я ошибался! Ужасно жаль. Летишь, словно мотылек на пламя. Это снова наши приятели? Нет? Ты не можешь со мной согласиться?
После следующих вторжений в его мир:
Ну, снова за дело! Смотри, еще один! Сколько раз еще эти ягнята побегут на бойню? Давай покончим с этим.

Тулуз-Лотрек — художник

В своем творчестве Лотрек ограничивался двумя жанрами: портретом и бытовым жанром, тесно смыкающимися друг с другом, при этом его человек всегда предельно индивидуален. 

Каждый конкретный персонаж интересует Лотрека своей неповторимостью или необычностью. Он стремится безжалостно обнажить внутреннюю сущность модели. Художник мало заботится о буквально точном воспроизведении черт лица портретируемого Но даже это внешнее сходство не может польстить модели, поскольку в лице, в фигуре, в жестах, в одежде художник всегда выделяет самое характерное — то что нередко человек скрывает даже от себя. 

lautrec jane avril (poster) 1899

Основные темы его бытового жанра — увеселения в “Мулен-де-ла-Галеее”, “Мулен Руж”, театрах, кафе-шантанах и, тесно смыкающаяся с ними, проституция; почти все его модели принадлежат к полусвету. Лотрек, чуждый ложной сентиментальности, старается понять своеобразные законы этого мира, показать банальную будничность происходящего, унизительное бытие этих людей. 

Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия (1879 — 1888). За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом. Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года. Главная особенность его стиля — своеобразный синтез рисунка и цвета.

Toulouse-Lautrec Henri Dancer Sun

Лотрек пишет или рисует легкими длинными мазками, цветными, будто шевелящими штрихами, ему удается одновременно передать и световые эффекты и острую характерность формы. Модели. Лотреку повезло — он нашел в Сюзанне (Мари-Клементине) Валадон подходящую модель. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой. Сюзанне нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнула ее, а скорее наоборот — привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта крестьянка и потомок графов де Тулуз были абсолютносвободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучится у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его зачастую бичующие карандаш и кисть. 

Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Он не польстил ей. Ренуар, который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же время, что и Лотрек, работал над ее поясным портретом в картине “коса” и с нежностью и наслаждением выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый рот, густые темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь. У Мари Лотрека резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. 

Лондон

Женщина у ванны из портфолио Эллес (1896)

Семья Тулуз-Лотрека была англофилой , и хотя он не был так бегло, как притворялся, он достаточно хорошо говорил по-английски. Он поехал в Лондон, где получил заказ от компании J. & E. Bella, чтобы сделать плакат, рекламирующий их бумажное конфетти (гипсовое конфетти было запрещено после Марди Гра 1892 года ) и рекламу велосипедов La Chaîne Simpson .

Находясь в Лондоне, он познакомился и подружился с Оскаром Уайльдом . Когда Уайльду грозило тюремное заключение в Великобритании, Тулуз-Лотрек стал его активным сторонником, и его портрет Оскара Уайльда был написан в том же году, что и суд над Уайльдом.

Детство

Родился будущий знаменитый художник поздней осенью 1864 года в семейном дворянском поместье Альби – живописном городке на юге Франции. Восхитительная девственная природа с пеленок окружала юного аристократа, так как поселок находился на возвышенности красивой реки Тарн.

Мать Анри, Адель де Селейран, была кроткой и в то же время сильной личностью, она стойко переносила тяготы судьбы и была хорошим другом для своего единственного сына.

Отец, Альфонс де Тулуз, являл собою эксцентричную и претенциозную особу, часто переезжал с места на место, изменял супруге и любил поражать светское общество экстравагантными выходками.

Родители маленького наследника развелись, когда ему было четыре года, из-за страшной трагедии, омрачившей жизнь всей семьи – смерти младшего сына.

После расставания отца и матери маленький Анри несколько раз переезжал с одного имения в другое, а в возрасте шести лет основался с матерью в Париже.

Все это время малыш получал образование, достойное аристократа: обучался верховой езде, танцам и языкам.

«Я нигде не чувствую себя более уютно!»

В своей мастерской на улице Турлак в Париже Анри был душой компании, компенсируя физический недостаток великолепным воспитанием и искрометным остроумием. В эти годы он создал множество замечательных портретов, выдержанных в стиле импрессионизма, от которого вскоре отказался: «Портрет матери» (1887), «Портрет Ван Гога» (1887), «Рыжеволосая в белой блузе» (1888), «Пьяница» (1889).

Анри де Тулуз-Лотрек «В цирке Фернандо: инспектор манежа» (1888)

Чуть позже Тулуз перебрался на Монмартр. Это место было самым скандальным и злачным в Париже, а значит, и во всей стране, — и оно стало его пристанищем, а населяющие его люди — друзьями и вдохновителями художника.

Вот когда он погрузился в атмосферу постоянного балагана и ярмарки — совсем как в детстве! Только теперь это была его жизнь, и все в ней было всерьез. Завсегдатай цирков, кафе и танцевальных площадок, Анри скоро сам стал местной достопримечательностью. Казалось, у него был «свой столик» везде, куда он приходил, чтобы искать образы и идеи для картин.

Анри де Тулуз-Лотрек «Женщина с зонтиком» (1889)

Одна из самых ярких тем полотен Тулуз-Лотрека — кабаре «Мулен Руж» 1890-х годов. Танцоры, актеры, шансонье — все они его модели. Стиль его письма становился все динамичнее, острее и точнее. Художника мало интересовали тонкости цвета, гораздо больше — линия, силуэт, а главное — психологический образ.

Цветовое решение Тулуз-Лотрек выбирал простое — заливку контура практически только одним тоном и его градациями. «Мулен Руж. Ла Гулю с сестрой» (1892), «Актриса Марсель Лендер» (1895), «Иветт Гильбер» (1895), «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1985) — типичные примеры его работ тех лет.

Анри де Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1890)

Анри де Тулуз-Лотрек «Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик» (1895)

Нельзя не отметить еще одну сторону его творчества. Анри Тулуз-Лотрек был первым из художников, кто профессионально занялся рисованием афиш, сделав рекламный плакат высоким искусством.

А еще пару лет спустя Тулуз-Лотрек оставил кабаре и дансинги, чтобы… писать в борделях. Серия рисунков, посвященная обитателям публичных домов и их обыденной жизни, сразу стала скандально известной, хотя даже на своей выставке в 1896 году Лотрек разместил всего несколько работ — в отдельном зале, запертом на ключ, куда приглашал только избранных. Ни одной работы этой серии Анри не продал. В этих рисунках, этюдах и картинах была настоящая правда жизни, не парадная, а оборотная сторона. Сторона людей, униженных и отброшенных обществом. К этому миру принадлежал и сам Тулуз-Лотрек — и кто мог лучше отобразить такую правду?

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не берег себя, буквально сжигая здоровье, и так не особенно крепкое от природы, в ночных бдениях, алкоголе и безудержном веселье ночного Парижа. Он умер от паралича в возрасте тридцати семи лет на руках у матери, в одном из родовых поместий в Бордо.

Поделиться ссылкой

дальнейшее чтение

  • Тулуз-Лотрек, Анри де; Донсон, Теодор Б .; Грипп, Марвел М. (1982). Великие литографии Тулуз-Лотрека . Курьерская корпорация. ISBN .
  • Сойер, Кеннет Б. «Примечания к искусству: работы Лотрека, показанные в мемориале Гутмана», The Sun , 15 апреля 1956 г., 100.
  • «Обряды для Нельсона Гутмана, которые должны быть завтра в 11 часов утра», The Sun , 17 августа 1955 г., 13.
  • Генри, Хелен. «Сокровища искусства Хуаниты Грайф Гутман: Работы из коллекции, которую она покинула в Художественном музее Балтимора , отправятся на выставку в следующее воскресенье», The Sun , 16 февраля 1964 года, SM9.
  • «Шоу Гутмана — наслаждайтесь этим медленно», The Sun , 8 марта 1964 г. D4.
  • «Похоронный набор миссис Гутман: Известный коллекционер произведений искусства, много путешествующих редких книг», The Sun , 7 сентября 1963 г., 1.

Тулуз-Лотрек картины

Адмирал Вио 1901г Museu de Arte Assis Chateaubriand Работник в Селейран 1882г Musee Toulouse Lautrec Элиз в Монмартре 1888г Альфред Гуин 1894г 64×49см National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
       
Амазонка 1899г 55×42см Tate Britain, London, England, UK Амбассадор Аристид Брюант в его кабаре 1892г Экзамен на медецинский факультет 1901г 65×81см Musee Toulouse Lautrec Артиллерист седлающий лошадь 1879г 50×37см Musee Toulouse Lautrec
       
Сбор охотников 1879г Musee Toulouse Lautrec В Звезде, Гавр. Мисс Долли — английская певица 1899г В Джинель Любительница абсента 1886г 55×49см Портрет Жанны Венц 1889г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
       
Роза ла Руж 1887г 72×49см The Barnes Foundation В баре на улице Пикто 1896г Musee Toulouse Lautrec Посетитель кафе и уставший кассир 1898г 81×60см Kunsthaus Zürich, Zürich, Switzerland Дрессура в цирке 1899г
       
Наездница в цирке Фернандо 1888г 98×161см В Мулен де ла Галетт 1891г В Мулен Руж Ла Гулю и её сестра 1892г 45×34см Танец в Мулен Руж 1890г 115х150см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA
       
В новом цирке танцовщица с пятью пластронами 1891г 60х40см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA Бал в Опере 1893г Мадам Джульетта Паскаль за пианино в салоне замка Мальроме 1896г На скачках 1899г Musee Toulouse Lautrec
       
В Рет Морт 1899г Courtauld Institute of Art, London, UK Работник в Селейран 1882г Германский Вавилон Виктора Жо 1894г 124×87см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA Бал в Мулен де ла Галетт 1889г 88×101см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA
       
Балерины 1885г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA Селейран вид с виноградникам 1880г Musee Toulouse Lautrec Уголок в Мулен де ла Галлет 1892г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA Прибытие экипажа с четвёркой лошадей Альфонса де Тулуза-Лотрека 1881г 38×51см
       
Повозка в Боск 1881г Кирассир 1881г Дезире Дио читает газету в саду 1890г 56×45см Musee Toulouse Lautrec Коляска 1880г 27×35см Musee Toulouse Lautrec
       
Тапие Селейран в коридоре франзузкой комедии 1894г 109×56см Musee Toulouse Lautrec Сеттер Дан в ожидании прибытия Альфонса де Тулуз-Лотрека 1881г Ильза 1897г 48×36см Портрет Эмиля Бернара 1885г 54×43см Tate Britain, London, England, UK
       
Эмиль Дево 1889г Kunsthaus Zürich, Zürich, Switzerland Первый выход 1888г 63×36см Musee Toulouse Lautrec Рыбацкая лодка 1880г Дама в мехах Мадмуазель Жанна Фонтейн 1891г
       
Девушка с локоном 1889г Густав Люсьен Диннери 1883г Musée d’Orsay, Paris, France Похмелье 1889г Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA Элен Вари 1889г 75×50см Kunsthalle, Bremen
       
Анри Дио 1891г Musee Toulouse Lautrec Анри Габриэль Ибель 1893г Лошадь и наездник с маленькой собачкой 1879г Musee Toulouse Lautrec Лошадь сопротивляется груму 1881г
       
Наездница 1899г Наездница и собака 1899г 55×46см Охота 1880г В Батиниоль 1888г
       
В Булонь 1901г 55×46см Жанна Авриль 1892г 63×42см Clark Art Institute Жанна Венц 1886г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA Жокеи 1882г
       
Английская повозка 1897г Рево Бланш 1895г Луи ПАскаль 1892г Musee Toulouse Lautrec Месье Делапорт в парижском парке 1893г 76×70см
       
Мизия Натансон 1897г Алина Жибер 1887г Мадам Тапье Селейран в саду 1896г Джульетта Паскаль 1871г
       
Беатрис Тапье де Салейран 1897г 23х16см Мадмуазель Дио у пианино 1890г 63×48см Musee Toulouse Lautrec Мужчина и женщина в поездке через лес 1901г Марго 1881г
       
Управляющий охотой 1882г Луи Паскаль 1891г 81×54см Musee Toulouse Lautrec Луи Паскаль со спины 1893г Museu de Arte Assis Chateaubriand Наполеон 1896г E. G. Buhrle Collection
       
На прогулке 1880г Наблюдение офицером местности 1901г 60×49см National Museum of Fine Arts in Buenos Aires Старик в Салейран 1882г Пикник на природе 1882г
       
Портрет Берты 1897г 69×58см Musee Toulouse Lautrec Портрет Сипа Годебски 1896г 57×45см The Cleveland Museum of Art, Cleveland, OH, USA Портрет матери художника 1886г 59×54см Musee Toulouse Lautrec Портрет Октава Ракин 1901г Museu de Arte Assis Chateaubriand
       
Портрет Оскара Уалда 1895г 58×48см Портрет Винсента Ван Гога 1887г 54×45см Van Gogh Museum Лесоруб и лесник 1882г В студии 1881г
       
В студии 1882г Рыжеволосая женщина сидит в саду месье Фроста 1889г Райс Поудер 1887г Van Gogh Museum Жюстин Диоль. Женщина сидящая в саду мистера Фроста 1890г 74×58см Musée d’Orsay, Paris, France
       
Юный Рути 1882г Neue Pinakothek, Munich, Germany Иветта Гильберт 1893г 26×13см Иветта Гильберт 1893г 54×38см Thyssen Bornemisza Collection Иветта Гильберт 1894г 24×19см
       
Иветта Гильберт 1894г 48×28см Musee Toulouse Lautrec Иветта Гильберт 1895г 51×28см Musee Toulouse Lautrec Иветта Гильберт выходит на сцену 1894г 48×25см Musee Toulouse Lautrec Танец в Мулен Руж 1890г 115х150см Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA