Коэн, Леонард

Музыка

В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.

Леонард Коэн на сцене

До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.

В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.

После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.

В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.

К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.

Леонард Коэн

В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.

Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.

В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.

Поэзия и «Beautiful Losers»

Примерно в это же время Коэн ненадолго поступил в Колумбийский университет, а затем вернулся в Монреаль, где работал на различных работах, продолжая писать стихи. Однако, когда в 1961 году была опубликована его следующая книга «The Spice-Box of the Earth», она положила начало тому, что станет одним из самых плодотворных периодов Коэна. Как критический, так и коммерческий успех, Spice-Box сделал Коэна важным литературным голосом, а также заработал ему достаточно гонораров, которые в сочетании с доходами от канадского писательского гранта и небольшого семейного наследства позволили ему купить скромный дом на греческом острове Гидра, где он будет жить большую часть следующих семи лет и «писать и плавать».

Выход Коэна в это время включает поэтические сборники «Flowers for Hitler» (1964) и «Parasites of Heaven» (1966), а также романы «The Favorite Game» (1963) и «Beautiful Losers» (1966), последние из которых принесли Коэну высокие сравнения с Джеймсом Джойсом и общественное возмущение в Канаде за откровенно сексуальное содержание книги

Несмотря на все внимание, Коэн начал чувствовать, что он не сможет зарабатывать себе на жизнь как писатель в одиночку, и он снова начал изучать музыку, рассматривая ее не только как естественное средство для своей поэзии, но и потенциально более прибыльное. Он не ошибется ни в том, ни в другом

Факты

Одна из наиболее часто перепеваемых песен Коэна — Hallelujah («Аллилуйя»). Её исполняли, среди прочих, американский музыкант Джефф Бакли, шведская прогрессив-метал-группа Pain of Salvation, американская рок-группа Bon Jovi, Боно, Джон Кейл и французская певица Ванесса Паради, а также Честер Беннингтон.Песня звучит в фильмах «Афера под прикрытием», «Оружейный барон», «Шрек», «Хранители», «Босиком по мостовой» (в последнем — в исполнении Ри Гарви), «Воспитатели», «Святой Ральфruen» (в исполнении Горда Дауни) и сериалах «Мыслить как преступник», «Клиника», «Скорая помощь» и «Доктор Хаус». Также эта песня прозвучала на открытии Олимпиады-2010 в Ванкувере в исполнении K.D. Lang.

  • Леонард Коэн упоминается в песне «Pennyroyal Tea» группы Nirvana.
  • В честь одной из песен Коэна названа британская группа The Sisters of Mercy.
  • Сын Адам Коэн (англ.)русск., как и отец, — певец и автор песен.
  • Виктор Пелевин использовал строчки из песен Леонарда для эпиграфов. Рассказ Пелевина «Who by fire» получил название в честь одноимённой песни Леонарда Коэна.
  • Принц Чарльз в интервью The Guardian однажды признался, что ему всегда нравился голос Леонарда Коэна, отметив, что его «нетривиальные слова и музыка отсылают к узнаваемому миру Дали». В интервью наследный принц особенно отметил песню «Take This Waltz».

Примечания

  1. . Washington Post.
  2.  (англ.). Сайт Генерал-губернатора Канады (30 April 2009). Дата обращения: 21 декабря 2009.
  3. До эмиграции — Маша Зельмановна Клоницкая.
  4. . «NEWSru.com» (8 февраля 2010). Дата обращения: 5 апреля 2013.
  5. Marc Gaffié, Marie Mazur.  (англ.) (1999). Дата обращения: 21 декабря 2009.
  6. . Дата обращения: 21 декабря 2009.
  7. Andrew Eldritch.  (англ.). thesistersofmercy.com. — перечень часто задаваемых вопросов на официальном сайте группы. Дата обращения: 15 января 2010.
  8. . pelevin.nov.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
  9. . pelevin.nov.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
  10. . Lenta.ru. Дата обращения: 28 декабря 2018.
  11. . www.leonardcohen.com. Дата обращения: 16 октября 2016.
  12. Steven Machat. Gods, Gangsters & Honour.

Возвращение к музыке Леонарда Коэна

Примерно в это же время Леонард снова начал писать музыку. Джуди Коллинз добавила песню Suzanne на стихи Коэна в свой репертуар и включила её в свой альбом In My Life.

Пластинку Suzanne постоянно транслировали на радиопередачах. Позже Коэн также фигурировал как автор песен в альбоме Dress Rehearsal Rag.

Leonard Cohen (Леонард Коэн): Биография артиста

Именно Коллинз убедила Коэна вернуться к выступлениям, которые он забросил ещё в школьные годы. Он дебютировал летом 1967 года на Ньюпортском фольклорном фестивале, затем последовали довольно успешные концерты в Нью-Йорке.

Одним из тех, кто видел выступление Коэна в Ньюпорте, был Джон Хаммонд-старший, легендарный продюсер, чья карьера началась в 1930-х годах. Он работал с Билли Холидей, Бенни Гудманом и Бобом Диланом.

Хаммонд подписал контракт с Коэном
на Columbia Records и помог ему записать альбом The Songs of Leonard Cohen,
выпущенный незадолго до Рождества 1967 года.

Несмотря на то, что альбом был не слишком продуман в музыкальном плане и довольно меланхоличен, работа сразу же стала хитом в кругах начинающих певцов и авторов песен.

В эпоху, когда миллионы любителей музыки заслушивали до дыр альбомы Боба Дилана и Simon & Garfunkel, Коэн быстро нашёл небольшой, но преданный круг поклонников. Студенты колледжа тысячами раскупали его пластинки; через два года после выпуска пластинка была продана тиражом более 100 тыс. экземпляров.

Песни Леонарда Коэна были настолько близки аудитории, что Коэн приобрёл широкую известность практически моментально.

Leonard Cohen (Леонард Коэн): Биография артиста

На фоне музыкальной деятельности он едва не пренебрёг своим другим занятием —в 1968 году он выпустил новый том «Избранные стихи: 1956—1968», в который вошли как старые, так и недавно опубликованные работы. За этот сборник он получил награду генерал-губернатора Канады.

К тому времени он фактически стал неотъемлемой частью рок-сцены. Некоторое время Коэн проживал в нью-йоркском отеле «Челси», где его соседями были Дженис Джоплин и другие светила, некоторые из них оказали непосредственное влияние на его песни.

Watch this video on YouTube

Ранняя жизнь

Леонард Норман Коэн родился 21 сентября 1934 года в пригороде Монреаля, Канада. Принадлежа к интеллигентной еврейской семье среднего класса, родители поощряли его интерес к поэзии и музыке, а также он был полностью погружен в еврейскую теологию и истории Ветхого Завета. Во многих отношениях эти ранние интересы и влияния послужили основой для большей части его поздних работ, которые охватывают миры литературы, мифологии, поэзии и песни с мастерским лиризмом, который является одной из его определяющих черт.

Еще один из главных жизненных интересов Коэна—женщины—привели его к тому, что в возрасте 13 лет он взялся за гитару, и вскоре он играл музыку кантри в кафе Монреаля, в конечном итоге образовав группу под названием The Buckskin Boys. Их концерты обычно включали в себя исполнение традиционных номеров. Однако на этом раннем этапе больше всего Коэна по-прежнему занимала поэзия, движимая его близостью к таким, как Федерико Гарсия Лорка и Джек Керуак, и когда он поступил в Университет Макгилла, чтобы изучать английский язык, начиная с 1951 года, его творчество часто становилось приоритетом над другими его исследованиями. Коэн окончил университет в 1955 году, и в следующем году университет опубликовал его первый сборник «Let Us Compare Mythologies», который получил хорошие отзывы, но не очень хорошо продавался, создав еще один прецедент для будущей карьеры Коэна.

Музыка

В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.

Леонард Коэн на сцене

До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.

В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.

После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.

В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.

К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.

В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.

Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.

В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.

Нью-Йорк и музыкальный успех

Вернувшись в Соединенные Штаты, Коэн поселился в Нью-Йорке и начал изучать музыкальную сцену города. К этому времени, когда ему было уже далеко за 30, Коэн был значительно старше своих современников, и агенты не раз отговаривали его от попыток сделать карьеру исполнителя. Однако фолк-певица Джуди Коллинз уже признала значительные таланты Коэна, исполнив каверы на его песни «Suzanne» и «Dress Rehearsal Rag» на своем популярном альбоме 1966 года «In My Life». С ее поддержкой Коэн дебютировал на фолк—фестивале в Ньюпорте в 1967 году, где среди зрителей был представитель A&R Джон Хаммонд, который быстро добавил Коэна в свой впечатляющий список, в который уже вошли такие суперзвезды, как Арета Франклин и Боб Дилан, подписав его с Columbia Records.

Выпущенный позже в том же году дебютный альбом Коэна «Songs of Leonard Cohen» является одним из его самых лучших, сочетая мягкие, редкие аранжировки с его характерным, нетренированным баритоном, чтобы передать мастерскую, меланхолическую лирику о сексуальности, любви, духовности и отчаянии в песнях, которые каким-то образом умудряются быть одновременно простыми и сложными. Основываясь на силе таких треков, как «Suzanne», «So Long, Marianne» и «Hey, That’s No Way to Say Goodbye»—и это лишь некоторые из них,—альбом едва вошел в Топ-100, но заработал Коэну преданных последователей.

После публикации нового сборника стихов в 1968 году Коэн продолжил с Songs from a Room, которые, хотя и не были такими сильными в целом, как его дебютная работа, превзошли ее в чартах, достигнув 63-го места. Он содержит классические треки Коэна «The Partisan», «Lady Midnight» и «Bird on a Wire», которые были покрыты бесчисленными артистами на протяжении многих лет, в первую очередь Джонни Кэшем и Вилли Нельсоном. Это также будет один из треков, которые Коэн исполнил в следующем году на фестивале на острове Уайт в Англии, где он выступал вместе с такими известными актерами, как Джими Хендрикс, the Doors, Майлз Дэвис и многие другие.

Еще одним номером, который он исполнил во время своего сета на острове Уайт, был «Famous Blue Raincoat». Песня о рогатом муже, пишущем любовнику своей жены, является одной из лучших песен Коэна и одной из самых ярких—с «Avalanche» и «Joan of Arc»—с его третьего альбома 1971 года «Songs of Love and Hate». В том же году музыка Коэна достигла еще более широкой аудитории, когда три его песни были включены в саундтрек к вестерну Роберта Альтмана «McCabe & Mrs. Miller» с Уорреном Битти и Джули Кристи в главных ролях, но пройдет еще три года, прежде чем он вернется в студию. Тем не менее, Коэн был далек от бездействия в течение этого периода, выпустив новую книгу стихов «The Energy of Slaves» в 1972 году, в том же году, когда его подруга, художница из Лос-Анджелеса Сюзанна Элрод, родила их первого ребенка, Адама, а через два года-их дочь Лорку. Коэн также продолжал гастролировать, выпустил концертный альбом и включил свои песни в мюзикл 1973 года под названием «The Sisters of Mercy».

Состав

В альбом вошли некоторые из самых знаменитых песен Коэна. Моджо назвал альбом «не только краеугольным камнем выдающейся карьеры Коэна, но и настоящей вехой в написании песен с точки зрения языка, тематических разработок и даже аранжировок». «Suzanne» занял сорок первом на Pitchfork » Top 200 песен с„1960 — х годов“, а„So Long, Marianne“был также показан в списке на сто девяностого. В интервью Би-би-си в 1986 году Коэн объяснил: «Написание« Сюзанны », как и всех моих песен, заняло много времени. Я написал большую часть ее в Монреале — все в Монреале — в течение, возможно, четырех или пять месяцев. У меня было много-много куплетов. Иногда песня уходила по касательной, и у вас были вполне респектабельные куплеты, но это уводило вас от первоначального ощущения песни. вопрос возвращения. Это очень болезненный процесс, потому что вы должны выбросить много хороших вещей ». В том же интервью Коэн также рассказал, что «Master Song» был написан «на каменной скамье на углу Бернсайд и Гай-стрит … Я помню, как сидел на этой скамейке и работал над текстом этой песни».

Как рассказал Найджел Уильямсон из Uncut в 1997 году, «Сестры милосердия» были написаны «в Эдмонтоне во время снежной бури, и я укрылся в холле офиса. Там были двое молодых пакостников, Барбара и Лоррейн, и им некуда было идти. Я попросил их вернуться в свой номер в отеле — они сразу же забрались в кровать и разбились, а я сидел в кресле и смотрел, как они спят. Я знал, что они мне что-то дали, и, когда они проснулись, Я закончил песню и проиграл им ». В мемуарах 1996 года « Различные позиции» биограф Ира Надел утверждает, что «Чужая песня» обращается к утрате, уходу и существенной, но разрушительной природе любви. В книге « Авторы песен о написании песен» Коэн сказал автору Полу Золло, что он написал «До свидания, Марианна» ». в двух отелях. Один был «Челси», а другой — «Пенн Терминал». Я помню, как Марианна (Илен, подруга Коэна в то время) смотрела в мою записную книжку, видела эту песню и спрашивала: «Для кого ты это написал?» »Когда Коэн играл на острове Уайт в 1970 году, он сказал публике, что он Написал «Один из нас не может ошибаться» в пилинг-комнате в отеле «Челси», когда «отходил от амфетамина и преследовал блондинку, которую я встретил на нацистском плакате».

К тому времени, когда альбом был выпущен в декабре 1967 года, Коэн уже подписал права на «Suzanne» и «Stranger Song» (вместе с «Dress Rehearsal Rag», который позже появится в его альбоме 1971 года Songs of Love and Hate ). , аранжировщику Джеффу Чейзу, певец сетовал на Адриана Дивоя из журнала Q Magazine в 1991 году: «Кто-то умнее меня заставил меня передать им издание. Я потерял« Сюзанну »,« Чужую песню »и« Тряпку для репетиции » . ‘ Я наконец получил их три года назад, но я потерял много денег ».

Синглы и EP

Год Заголовок Позиции на графике Альбом
ЖЕСТЯНАЯ БАНКА CAN AC AUT ПЛАВНИК FRA GER NLD SWE Соединенное Королевство нас
1967 » Сюзанна « 39 3 61 79 Песни Леонарда Коэна
1968 г. « До свидания , Марианна » / «Эй, это не способ попрощаться»
28 190
1969 г. » Птица на проводе « 137 Песни из комнаты
» Партизан « 22
1971 г. « Жанна д’Арк » Песни о любви и ненависти
«Бриллианты в шахте»
«Генеральная репетиция» / » Лавина «
«Чужая песня» Песни Леонарда Коэна / МакКейба и миссис Миллер
«Зимняя дама»
« Прощай, Марианна » / « Птица на проводе » Песни Леонарда Коэна / Песни из комнаты
1973 «Проходя через» 62 Живые песни
1974 г. «Любовник, любовник, любовник» 9 Новый скин для старой церемонии
1975 г. «Сегодня будет хорошо» Песни из комнаты
1976 г. » Сюзанна « Величайшие хиты
«Do I Have to Dance All Night» / «The Butcher» неальбомный сингл
1977 г. «Воспоминания» Смерть ловеласа
«Настоящая любовь не оставляет следов»
1978 г. » Сюзанна » / » Птица на проводе « Песни Леонарда Коэна / Песни из комнаты
1979 г. «Гости» Последние песни
1984 г. » Танцуй меня до конца любви « 29 5 42 Различные позиции
» Аллилуйя « 17 13 1 27
1986 г. » Take This Waltz « 6 Поэты в Нью-Йорке
1988 г. » « Я твой мужчина
» Я твой мужчина « 57 год
« Нет лекарства от любви »
» Все знают « 88
1989 г. «Я не могу забыть»
1991 г. EP Solid Gold: » » / » Сюзанна » / » Пока, Марианна « Я твой мужчина / Greatest Hits
Памятный отрывок на премию «Зал славы Джуно» 1991 года : « Аллилуйя » / « Нет лекарства от любви » / « Все знают » / «Башня песни» Различные позы / Я твой мужчина
1992 г. «Время закрытия» 70 5 Будущее
«Демократия»
1993 г. «Будущее» 17
«Будьте по-настоящему»
1994 г. » Dance Me to the End of Love » (вживую) Cohen Live: Леонард Коэн на концерте
1997 г. «Никогда ничего хорошего» 44 год Подробнее Лучшее из Леонарда Коэна
2001 г. » В моей тайной жизни « Десять новых песен
2002 г. «Буги-стрит»
2004 г. «Письма» Дорогая Хизер
2007 г. « Прощай, Марианна » / « Птица на проводе » Песни Леонарда Коэна / Песни из комнаты
» Аллилуйя « 67 27 16 36 59 Главный Леонард Коэн
2009 г. «Будущее» (вживую) / «Сюзанна» (вживую) Жить в Лондоне
2011 г. «Покажи мне место» Старые идеи
2012 г. «Тьма»
Live in Fredericton EP: «Bird on the Wire» / «Dance Me to the End of Love» / «Heart with No Companion» / «In My Secret Life» / «Who by Fire»
2016 г. » Ты хочешь темнее « 73 33 36 81 год 76 52 Вы хотите темнее
2019 г. «Происходит с сердцем» Спасибо за танец
«-» обозначает выпуски, которые не попали в чарты.

Примечания

  • Трек D Леонарда Коэна 1984 года » Hallelujah » попал в чарты Швеции в декабре 2007 года из-за распродаж. В то же время версия Джеффа Бакли также вошла в чарты, и на неделе 13 декабря 2007 года версия Бакли достигла пика № 5, а оригинал Коэна на той же неделе достиг пика № 16.
  • E Несмотря на то, что он явно не был выпущен как сингл, сильно кавер-трек 1984 года Коэна » Hallelujah » попал в чарты Соединенного Королевства в декабре 2008 года под номером 36. Это произошло из-за загрузок трека в результате рекламы, созданной Александрой Берк ‘ кавер-версия, которая одновременно занимала первое место в чартах , и кампания по продвижению версии Джеффа Бакли в чарты (что она и сделала, заняв второе место одновременно с кавером Берка).
  • Эксклюзивный релиз F Record Store Day 2009 (18 апреля 2009 г.).
  • G «Hallelujah» не появлялся в чартах США до ноября 2016 года, после смерти Коэна. Он также занял 20-е место в чарте Hot Rock Songs .

«I’m Your Man»

Вновь появившись в 1988 году, Коэн выпустил синтезаторный альбом I’m Your Man, который, хотя и не попал в чарты в Соединенных Штатах, был хитом в Канаде и Европе и включает в себя известные треки «Everybody Knows» и «First We Take Manhattan», а также запоминающуюся заглавную песню. Познакомив Коэна с новым поколением поклонников, за альбомом последовал альбом 1992 года «The Future», из которого несколько песен были включены в фильм Оливера Стоуна «Natural Born Killers», который также помог установить его авторитет среди более молодой аудитории.

Актуальность Коэна была бы еще более подчеркнута трибьют—альбомами I’m Your Fan (1992), которые включали каверы на его песни альтернативных исполнителей, таких как the Pixies, R. E. M. и Ник Кейв, и Tower of Song (1995), в которых были представлены тяжелые хиты мира рок—н-ролла, включая Билли Джоэла, Элтона Джона и Питера Гэбриэла. Но вместо того, чтобы греться в лучах прожекторов, в 1994 году Коэн обратился внутрь себя, отступив в дзен-центр Маунт-Болди, где он дал обет молчания и учился у мастера дзен в течение следующих пяти лет.

Коэн вновь появился в 1999 году, а два года спустя выпустил свой первый альбом почти за десять лет, просто названный «Ten New Songs», а также живую запись Field Commander Cohen, которая документировала выступления в туре 1979 года. Затем последовала «Dear Heather», что-то вроде ухода для Коэна, в том смысле, что она включала песни, для которых он не писал тексты, а затем альбом 2005 года и фильм «Leonard Cohen: I’m Your Man», в котором были представлены выступления Кейва, Уэйнрайта, U2, Энтони, Бет Ортон и многих других.

К несчастью для Коэна, во время празднования он также обнаружил, что его обкрадывают, и подал иск против бывшего менеджера Келли Линча, который за эти годы присвоил у него миллионы долларов. Хотя в 2006 году Коэн выиграл 7,9 миллиона долларов, он так и не смог вернуть эти деньги, и теперь 72-летний бард остался без своих пенсионных фондов.

Влияние на культуру

Спустя пять десятилетий после того,
как он стал публичным литературным деятелем, а затем исполнителем, Коэн
оставался одной из самых загадочных музыкальных фигур.

Watch this video on YouTube

В 2010 году был выпущен объединенный
видео- и аудиопакет «Песни с дороги», в котором было записано его мировое турне
2008 года (которое фактически продолжалось до конца 2010 года). Тур охватил 84
концертов, было продано более 700 тыс. билетов по всему миру.

После ещё одного мирового турне, которое принесло ему всеобщее признание, Коэн, что нехарактерно, быстро вернулся в студию с продюсером (и соавтором) Патриком Леонардом, выпустив девять новых песен, одна из которых Born in Chains.

Она была написана ещё 40 лет назад. Коэн продолжил гастролировать по всему миру с впечатляющей энергией, и в декабре 2014 года он выпустил третий концертный альбом Live in Dublin.

Певец вернулся к работе над новым
материалом, хотя у него ухудшалось здоровье. 21 сентября 2016 года в интернете
появился трек You Want It Darker. Эта работа стала последней песней Леонарда
Коэна. Он скончался менее чем через три недели, 7 ноября 2016 года.

Детство и юность

Родной город Коэна – Уэстмаунт, пригород Монреаля. Он родился в 1934 году в семье удачливого еврейского коммерсанта. Родители будущего поэта и музыканта прибыли в Канаду из Европы. Отец приехал из Польши. Мать Мария Клоницкая родилась и провела ранние годы в Литве.

Певец Леонард Коэн

В роду Коэнов не было ни музыкантов, ни поэтов, тем не менее творческие порывы Леонарда в семье поощрялись. До 13 лет сын монреальского бизнесмена не имел навыков игры ни на одном музыкальном инструменте. Знакомство с музыкой произошло в связи с первой влюбленностью. Дабы произвести впечатление на девушку, Леонард освоил пару гитарных аккордов.

Учителей у Леонарда не было. Первые шаги в музыке он делал самостоятельно, по зову души. Удивительно, но спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. Время от времени подросток выступал на сценах местных кафе. Примерно в это время в руки Леонарду попал сборник стихов Гарсия Лорки. Юный гитарист-самоучка вдруг осознал: музыка и поэзия неразрывно связаны. И принялся сочинять песни. Но первый концерт состоялся много лет спустя.

Молодой Леонард Коэн

В детстве Коэн посещал еврейскую школу. Затем продолжил образование в учебном заведении города Уэстмаунта. Здесь Коэн изучал музыку, поэзию, участвовал в театральных постановках и даже основал студенческую фолк-группу. Любовь к музыке Леонард унаследовал от матери.

Леонард часто бывал на бульваре Сен-Лоран. Здесь, в маленьком прокуренном питейном заведении, по вечерам собирались поклонники искусства, люди одухотворенные и непрактичные. Коэн часто выступал перед ними. Но не исполнял песен. Он читал стихи и прозу. К концу 50-х приобрел известность в литературных кругах. Благодаря отцовскому завещанию молодой поэт не нуждался в деньгах и предавался творчеству, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном.

Леонард Коэн

Коэн всю жизнь страдал депрессией. Хандра отступала время от времени, но неизменно возвращалась. Быть может, благодаря хронической депрессии канадскому музыканту и поэту удалось создать песни, ставшие классикой жанра. Композиции музыканта угрюмы и печальны, но запоминаются навсегда.

Коэн имел широкий круг общения. Но стоило нахлынуть депрессии, превращался в затворника. Первый затворнический период в биографии Коэна приходится на начало 60-х. Это было плодотворное время. На острове Идра поэт и писатель провел семь лет и написал две книги: «Любимая игра», «Прекрасные неудачники». О Коэне как о музыканте публика узнала в 1967 году.

«Провальный» альбом

В 1977 году Коэн снова появился на музыкальном рынке с Death of a Ladies Man самым противоречивым альбомом его карьеры, выпущенным Филом Спектором.

Получившаяся пластинка фактически погружала слушателя в депрессивную личность Коэна, демонстрируя его ограниченные вокальные способности. Впервые в карьере Коэна его почти монотонные песни в этот раз были далеко не положительным признаком.

Недовольство Коэна альбомом было широко известно среди фанатов, которые в основном покупали его с учётом этого предостережения, поэтому он не повредил репутации музыканта.

Watch this video on YouTube

Следующий альбом Коэна Recent Songs
(1979 г.) был несколько успешней и показал пение Леонарда с выгодной стороны.
Работая с продюсером Генри Леви альбом показал вокал Коэна как привлекательный
и выразительный в его тихой манере.

Фон

Коэн получил положительное внимание критиков как поэт и писатель, но сохранил живой интерес к музыке, будучи подростком играл на гитаре в кантри- и вестерн-группе под названием Buckskin Boys. В 1966 году Коэн отправился в Нэшвилл , где надеялся стать автором песен в стиле кантри, но вместо этого увлекся фолк-сценой Нью-Йорка

В ноябре 1966 года Джуди Коллинз записала » Suzanne » для своего альбома In My Life, и вскоре Коэн привлек внимание продюсера Джона Хаммонда . Хотя Хаммонд (который первоначально подписал Коэна на свой контракт с Columbia Records ) должен был продюсировать пластинку, он заболел, и его заменил продюсер Джон Саймон .

Интересные факты из биографии Леонарда Коэна

Леонард Коэн родился в еврейской семье в Монреале, Канада. Его религия оказывала сильное влияние на его детство. Один его дедушка был раввином, который написал 700-страничный том в Талмуд, а второй – президентом Еврейского конгресса в Канаде. Отец же мальчика был поставщиком одежды – он скончался, когда сыну было 9 лет.

К 20 годам Коэн стал публикующимся поэтом. Будучи студентом Университета МакГилла в Монреале он выиграл приз Честера МакНотона за творческое сочинение, представив на конкурс серию из 4-х поэм, озаглавленную Thoughts of a Landsman. Его первая полноценная книга – Let Us Compare Mythologies – была опубликована в 1956 году учителем и наставником Коэна в университете – Луисом Дудеком.

Леонард Коэн пробовал себя в качестве юриста и даже отучился год в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В конечном счете юноша вернулся в Монреаль, чтобы продолжать писать. За период 60-х он публиковал разнообразные работы, включая сборники Flowers for Hitler и The Spice-Box of Earth. Его роман Beautiful Losers (1966) вызвал многочисленные споры относительно морали в произведении. Однако книга все равно стала излюбленным чтением канадских модников и представителей богемы.

Несмотря на то что Коэн впервые взял в руки гитару 17-летним подростком (тогда же он основал свою первую группу The Buckskin Boys), по-настоящему музыкальный бизнес заинтересовал его в 32 года, когда он уже был широко известен как поэт. Многие нью-йоркские агенты восклицали недоуменно, не стар ли Леонард для таких игр. Но Коэн уверенно продолжал развивать себя как музыканта. Вскоре его познакомили с певицей Джуди Коллинс, которая одной из первых исполнила кавер на его популярную песню о любви Suzanne.

Творчество Коэна привлекло внимание Джона Хэммонда и лейбла Columbia Records. Продюсер, ответственный за успех Боба Дилана, встретился за обедом с Коэном и прослушал 6 или 7 его песен в номере отеля «Челси»

Спустя неделю артист был уже на студии с Хэммондом и делал свою первую запись. Примечательно, что как только Коэн начал петь, Джон воскликнул: «Берегись, Дилан!»

В середине 90-х Коэн прекратил писать песни и музыку, обосновавшись в Mt. Baldy Zen Center в горах Сан-Гэбриэл недалеко от Лос-Анджелеса. Следующие 5 лет он провел познавая практики медитации. В одном из интервью на территории центра Роши в 1998 году он сказал: «Леонард Коэн не существует за пределами Роши. В Роши меня принимают полностью – мой эгоизм, мой гнев, мои амбиции, мои грехи».

Леонард Коэн никогда не был женат. Как он говорил сам – «слишком боялся». При этом он является отцом двоих детей от художницы Сюзанны Элрод (Suzanna Elrod). Его сын Адам – музыкант и фронтмен группы Low Millions, а дочь Лорка, названная в честь любимого писателя Коэна – Федерико Гарсиа Лорка, стала фотографом и видеохудожницей.

Книги

  • Let Us Compare Mythologies (стихи) 1956
  • The Spice-Box of Earth (стихи) 1961
  • Любимая игра (роман) 1963
  • Цветы для Гитлера (стихи) 1964
  • Прекрасные неудачники (роман) 1966
  • Parasites of Heaven (стихи) 1966
  • Selected Poems 1956—1968 (стихи) 1968
  • The Energy of Slaves (стихи) 1972
  • Death of a Lady’s Man (стихи и проза) 1978
  • Книга Милосердия (стихи, проза/псалмы) 1984
  • Музыка незнакомца (стихи и песни) 1993
  • Book of Longing (стихи, проза, рисунки) 2006
  • Пламя (стихи, проза, рисунки) 2018

Публикации на русском языке

  • Прекрасные неудачники. М.: Аналитика-пресс, 2001. Пер. А. Грызуновой.
  • Любимая игра. М.: Аналитика-Пресс, 2002. Пер. А. Грызуновой.
  • Цветы для Гитлера. М.: ЭКСМО, 2004. Пер. А. Грызуновой, М. Немцова, С. Львовского.
  • Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2005. Пер. М. Гурвица.
  • Избранные стихотворения. В переводах Андрея Олеара. / Пер., сост., прим., предислов. А. Олеара. Худож. Евгений Беляев. — Томск: PaRt.com, 2006. — 142 с.
  • Стихи. Пер. А. Нестерова // «Иностранная литература» № 11, 2006.
  • Грех. Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2008. Пер. М. Гурвица.
  • Пламя. М.: Эксмо, 2020.