Оглавление
- Почему евреев так часто не любили
- Сколько заповедей должны соблюдать иудеи
- Когда придет Мессия
- Высший эшелон власти
- Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
- Признак номер один
- Примечания[править | править код]
- Языки евреев
- Появление евреев и исход
- Расселение в настоящее время и численность
- [править] Общие сведения
- Традиционная культура
- Характер. Черты. Нрав
- Анекдоты про евреев короткие и смешные
- Иудаизм или иудаизмы
- Авраам – родоначальник еврейского народа
- Государство еврейского народа
Почему евреев так часто не любили
Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.
Сколько заповедей должны соблюдать иудеи
Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти библейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов человеческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к которым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.
Когда придет Мессия
В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, восстановление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до создания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств большинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазанник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претенденты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявивший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последователями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.
Высший эшелон власти
Много мест заняли евреи в правительстве России. Причем они занимают самые престижные должности:
- Дворкович Аркадий Владимирович – заместитель председателя Правительства РФ.
- Шувалов Игорь Иванович – первый заместитель председателя Правительства РФ.
- Козак Дмитрий Николаевич – заместитель председателя Правительства РФ.
- Сечин Игорь Иванович – президент государственной нефтяной компании «Роснефть».
- Нургалиев Рашид Гумарович – министр внутренних дел РФ.
- Лавров Сергей Викторович – министр иностранных дел.
- Авдеев Александр Алексеевич – министр культуры.
Список можно продолжать очень долго. Ясно одно – евреи в правительстве России заняли практически все места. Часто можно услышать шутку о том, что Россия – это второй Израиль и огромное невспаханное поле для деятельности предприимчивых евреев. По неофициальным данным, их количество в правительстве составляет от 70-ти до 90 процентов. Причем началось это очень давно.
После царя к власти пришел Ульянов Владимир Ильич. Вождь не скрывал своей принадлежности к еврейскому народу, но не испытывал ни гордости, ни стыда по этому поводу. Его сменил Иосиф Виссарионович. Здесь мнения разделились: кто-то считает, что он — грузин, кто-то, что – осетин, кто-то, что он – еврей. Какие аргументы приводятся в пользу последней версии? Прежде всего, профессия его отца – сапожник. В те времена это являлось традиционным еврейским занятием. Ну, а главным доводом считается фамилия – Джугашвили. В переводе с грузинского «Джуга» – это «еврей». Таким образом, по-русски эта фамилия звучит как «сын еврея».
Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой. В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты. После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.
В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.
Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.
Признак номер один
И все-таки как по лицу отличить еврея от славяно-руса? Существуют ли железобетонные признаки? Ответ: да.
Если вы сомневаетесь, кто перед вами: еврей или нет, в первую очередь обратите внимание на расовую черту — средиземноморскую примесь. Ее нет даже у кавказцев, которых часто путают с евреями из-за их мясистых носов, толстых губ и курчавых волос
Средиземноморская примесь очень характерна и явно выражена даже при большом кровосмешении. Что же это такое?
И прямо, и в профиль это очень узкое длинное лицо. Оно не расширяется кверху, в отличие от типичных славяно-русских лиц. Такую форму головы с узким и продолговатым затылком имеют только евреи. Характерные черты можно рассмотреть на фотографиях Луи де Фюнеса или Софии Ротару. Русские евреи — это смесь средиземноморцев и переднеазиатов (кавказцы, армяне). Идеальные примеры — Борис Пастернак и Владимир Высоцкий.
Итак, главная отличительная черта евреев — это очень узкое, длинное лицо, которое к верху не расширяется. Если из-за каких-либо примесей такое лицо расширилось, то где угодно, но не в районе лба. Лоб у еврея всегда узкий, как будто его зажали в тиски. В остальных местах, в принципе, голова может расширяться
И уже после того, как вы увидели этот признак, можно обращать внимание на нос, губы, глаза, фамилию и все остальное, чем отличаются евреи
Примечания[править | править код]
- См. статью «Евреи» в россияноязычной Википедии.
- Грачева Т. В. После Хазарии // Русская линия, 13.04.2009
- Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0076-X
- Freedman B. H. The Truth about Khazars. — Los Angeles, 1954.
- См.: Губогло М. Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР в конце 80-х — начале 90-х годов // Отечественная история. — 1993. — № 1. — С. 55.
- Соловьев О. Ф. Русские масоны. От Романовых до Березовского. — М.: Эксмо, Яуза, 2004. — С. 46—47. ISBN 5-699-07654-9
- Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. — 1989. — № 9. — С. 29—30.
Языки евреев
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.
В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.
Появление евреев и исход
В библейских текстах говорится, что к моменту жизни внука Авраама, Яакова, насчитывалось около 70 людей, причислявших себя к евреям. Приход Яакова в Египет становится новым этапом еврейской истории. За сравнительно небольшой период времени из нескольких десятков численность евреев возросла до пары тысяч.
Однако смена власти на египетском престоле привела к ухудшению положения сынов Израиля. По сути, многие евреи в Египте превратились в рабов, однако терпеть это не желали. Знаменитый исход из страны описан в Библии. Как гласят легенды, сорок лет народ странствовал по пустыне в поисках земли, посланной Богом.
В Пасхальной Агадде сказано:
Дэвид Робертс «Евреи покидают Египет»
Как можно догадаться, вышеописанная история появления еврейского народа принадлежит к тем, что поддерживаются представителями этого этноса. Как и любая древняя нация, евреи чувствуют свою связь с предками, о которых так много рассказывают библейские тексты.
Очень важно осознавать, что, несмотря на тесное сплетение фактов и преданий, исторически многие сказания подтверждаются. В качестве дополнения исследователи отмечают, что древние предки семитов вели преимущественно кочевой образ жизни, что помогло им широко расселиться по территории Востока
Кочевой образ жизни способствовал смешению различных культур, что, в свою очередь, помогало образоваться совершенно новым традициям и взглядам.
Расселение в настоящее время и численность
Общая численность евреев оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.
В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %) В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.
[править] Общие сведения
Согласно мифологизированному мнению, еврейки — это потомки древних израильтянок, и что только они рожают евреев (см. Еврейство по матери).
Многие еврейки имеют высшее образование и занимаются умственным трудом.
В действительности же, древние израильтяне имеют мало общего с современными, так как ряд народов приняло иудаизм, происходили смешанные браки и межэтнические интимные контакты.
Евреи же, которые из Эрец-Исраэль для торговли или по иным причинам прибывали в другие страны, женились на местных женщинах:
В 2013 году были опубликованы результаты исследования наследуемой по материнской линии митохондриальной ДНК ашкеназских евреев, возводящие их происхождение практически исключительно к исходному женскому пулу на территории северной Италии.
Таким образом, еврейки-ашкенази сегодня — это (в основном) потомки римских женщин, обращённых в иудаизм, что было известно и из Талмуда, где довольно много рассказов об отношениях еврейских законоучителей с римлянками, а также из других источников. Так как Италия была центром Римской империи именно туда прибывали как евреи-пленники, так и евреи-торговцы. И те, и другие там естественно заводили семьи:
Это объясняется тем, что евреи — восточный народ (а в то время ещё и полигамный), в котором женщины были бесправны; мужчина-еврей мог свободно поехать в Италию для торговли, но еврейка этого сделать не могла, её никогда бы не отпустили к язычникам, вряд ли еврейская женщина могла бы даже в соседнюю деревню пойти в то время. Поэтому диаспора начиналась с мужчин, а женщины были местными аборигенками.
Римлян не слишком радовала такая активность их еврейских подданных. Марциал в одной эпиграмме говорит об одной римлянке: «она доходит до того, что не брезгует объятиями обрезанных евреев!», он же в своих «Эпиграммах» насмехается над женщинами, соблюдающими Шаббат; Тацит: «иудеи… племя в высшей степени похотливое», другой поэт, Мелеагр Гадарский писал о своей бывшей любовнице, ушедшей к еврею
О том же говорят и исторические факты, которые передавал Иосиф Флавий; иудаизм приняла жена Нерона Поппея Сабина, Флавия Домицилла, Паулина Бетурия, Сатурния, жена сенатора Сатурния, некая Юлия оставила мозаику в африканской синагоге, некая «Фульвия, знатная женщина, принявшая иудаизм» и многие другие. Это же подтверждают и надписи, как например некая Ветурия Паула (Veturia Paulla) основала две синагоги и после обращения в иудаизм приняла имя Сара. Помпония Грецина (Pomponia Graecina), жена военачальника Авла Плавтия, покорившего Британию, была предана суду и изгнана мужем за приверженность иудейской религии. Судя по надписи из Кавна прозелиткой стала дочь Авла Плавция (консула-суффекта 1 г. до н. э.).
Пока римляне строили дороги и воевали, их сёстры тоже завоёвывали Иудею. Таковы данные генетиков, первоисточников и надписей. Римские мужчины завоевали Иудею (точнее, лишь некоторые её города и части), а еврейские мужчины завоевали римлянок. Отличие лишь в том, что римляне всё-таки Иудею потеряли, а вот потомки обращённых в иудаизм римских женщин в значительной степени так и остались с евреями, 80 % ашкеназок — потомки итальянок.
Непонятно лишь, как женитьба на римлянках уживалась с беспрерывными римско-еврейскими войнами.
Традиционная культура
Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.
Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.
С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.
Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.
Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.
Использованы материалы Википедии
Характер. Черты. Нрав
Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость – на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».
Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.
Анекдоты про евреев короткие и смешные
«Береженого Бог бережет», — подумал Мойша, когда у него закончились чернила в ручке во время регистрации в загсе.— Мама, не то шобы я не рад вас видеть, просто таки не успеваю за вами соскучиться…
— Самуил Маркович, вы сильный, вы справитесь! — Яков, я умный: я таки даже не возьмусь!
— Циля, у тебя хоть капля совести есть? — Тебе шо, таки накапать?
— Ой, Рабинович, заходите еще! Без вас потом так хорошо!
— Итак, Сара, ваша диета: одно яблоко, одно яйцо и творог. — Ясно, доктор, это до или после еды?
— Мария Исааковна Петрова, еврейка что ли? — Таки, по-вашему, выходит, Исаакиевский собор – синагога?
— Моня, Ви случайно не знаете, сколько тогда Иуда получил по нынешнему курсу?
— Изя, ты женился! Поздравляю! Ты, таки, счастлив? — А куда деваться?..
— Веня, вы еврей? — А шо, шо-то случилось?
— Яша, у тебе склероз? — Я умоляю, с чего ты это взял? — Если бы я взял, у тебя был бы таки инфаркт!
— Да, как вы можете дышать этим грязным воздухом? — Таки мы и не затягиваемся.
— Ви едите фиш из ложкой или из вилкой? — Ой, таки мине все равно, лишь бы да!
Проклятие в одесском трамвае: — Чтоб я тебя видел на одной ноге, а ты меня одним глазом!
— Сарочка, ви так хорошо виглядите! Прелесть! — А, то! И имею вам сказать шо ето я еще себя плохо чувствую!!!!!
— Абрам, хотел вас спросить за Москву. Дорого там стоит квартиру снять? — Сёма, я вас умоляю. Квартиру там снять можно только на фотокамеру!
Почему стоимость еврейских разводов такая дорогая?! Потому что они того стоят!
Тетя Соня в Одессе на пассажирской платформе: — Носильщик! Имейте меня первой!
— Сарочка, а ты слышала новость? ??? — В России больше нет олигархов! — Шо, передохли? — Нет, просто их теперь стали называть — социально-ответственные бизнесмены…
Ты слышала, Циля, наш сосед Моня вчера повесился. — Ой! И не жалко ему было тратить мыло на этот халоймыс* *Халоймыс — на одесском жаргоне означает «ерунда».
Беня, не морочьте мине то место, где спина заканчивает свое благородное название!
Яша, здесь Вам не тут — не забывайте где находитесь!
В автобусе: — Ребята продвигаемся в салон. — Куда? Там места нету. — Проходите, проходите там уже мертвая пустыня, там я прошла.
Диалог в мясной лавке. — А по чём у Вас этот говяжий ум? — Без установки – по семь!
Леня! Дай меня рубель я тебе что-то скажу! — А почему рубель? — Ну надо же с чего-то начать?
Один еврей выбирает двери в новую квартиру и торгуется с продавцом. Продавец ему говорит: — Ну некуда уже ниже, я и так уже на полу, земля уже! Еврей ему отвечает: — А ты лопату возьми и копай, копай.
— Назовите повелительное наклонение глагола молчать. — Ша!
— Сонечка, ты хочешь сказать, что я тебе порчу жизнь?! — Нет, Моня, ты мне ее удобряешь!
— Фима, и как вам ваша будущая жена? — Ой, сколько людей, столько и мнений. Маме нравится, мне – нет.
— Откуда вы знаете, что Рабинович на корпоративчике был с женой? — Ну, шо я не визажист?! На его лице был изображен весь цорес* еврейского народа. *В одесском жаргоне — слово «цорес» означает беда, горе, несчастье.
Фима, я вас умоляю, не истерите на меня всю свою интеллигентность.
— Рая, тебе Арончик уже сделал предложение? — Что вы, тетя Песя, он ещё держится на честном слове.
— Самуил, вам лучше не жениться, но если приспичило, то чем мы с вами не пара?
— Сынок, не суй пальцы куда попало… особенно в обручальное кольцо!..
Проверка на Привозе: — У Вас есть документы на эту рыбу? — А шо Вам таки надо? Свидетельство о смерти?
— Изя, запомни! Молчание у меня — не знак согласия! Это предвестник беды!
— Яша, а шо вы скажете за фигуру Симы? — Ой, а шо тут мое мнение? Таки раньше она за ней следила, а теперь просто наблюдает.
Одессит только что похоронил свою тещу. Идет по Деребасовской и ему на голову падает кирпич. Он посмотрел в небо и сказал: — Мама, Вы шо, уже там?
Памятка в туалете в одной еврейской семье: «Не сиди просто так, думай что-нибудь».
У еврейского мальчика на уроке спрашивают: — У тебя есть шесть яблок, если ты отдашь половину брату, сколько яблок у тебя останется? — Таки пять с половиной.
— Софочка, вы слышали, говорят, что те, кто активно занимается сексом, живут намного дольше. — А шо я вам говорила! Эта старая проститутка Циля еще нас с вами переживет!
Одесса. Крик из окна во двор: — Изя, не бей Хаима, вспотеешь.
Бабушке Соне очень понравился скайп. — Нет, вы таки посмотрите, какая хорошая вещь! И вроде бы у нас гости, а кормить не надо.
— Ты, конечно, никогда бы не женился на девушке из-за денег, Мойша? — Конечно, Ефим. Но, с другой стороны, нехорошо, чтобы она осталась в старых девах из-за того, что у нее есть деньги.
— Абрам Самойлович, почему вы вернулись из Тель-Авива в Москву? — Да там выпить не с кем — кругом одни евреи!
Мойша, что у тебя дома так воняет! — Это, наверное, Роза. Что завяла? — Нет, переодевается.
Иудаизм или иудаизмы
Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее традиционного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные направления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сначала оно находилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его приверженцы стремились не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистическому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых восходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посредники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распространился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающегося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Виленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.
Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврейскую религию более европейской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское общество: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослужении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Палестину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники реформизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая женщина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм популярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значительно ниже.
В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший промежуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консерваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка богослужения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — некоторые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.
Авраам – родоначальник еврейского народа
События израильской истории начинаются с Авраама. Бог дает ему обещание о народе – от него произойдут многочисленные потомки. У Авраама была особая встреча с Богом, завершением которой стало символическое жертвоприношение Исаака. Эта жертва стала знамением, указывающим на Иисуса Христа – Исаак был принесен в жертву в том самом месте, где через много веков был распят Иисус. Зеленым цветом на хронологической оси указан период, в который потомки Исаака пребывали в египетском рабстве. Период рабства начался после того, как Иосиф, внук Исаака, поселил израильтян в Египте. Некоторое время они были свободны, а потом стали рабами.
Период египетского рабства под властью фараона
Государство еврейского народа
С первоначальным определением границ Израиля начинается функционирование молодого еврейского государства. Постепенно страна начинала богатеть, расширяя свои границы и укрепляя положение среди соседних народов.
Важнейшим событием становится строительство Храма в Иерусалиме. Это свершилось в период правления знаменитого царя Соломона, при котором Израильское царство достигло вершины своего развития и процветания.
Увы, после смерти Соломона ситуация в стране оказалась весьма напряжённой. Из-за ослабления государства и разделения власти происходит раскол на два новых образования — Северный Израиль и Иудею
Я уверена, что именно распад некогда могущественной страны привлёк внимание её агрессивных соседей
Под натиском ассирийцев сдаётся Северный Израиль. Ассирия вела жесткую политику на захваченных территориях. Местное население вытеснялось с исконных земель, а вместо него прибывали представители других наций, которых ассирийцы привозили специально.
Джеймс Тиссо «Бегство пленных»