Самые знаменитые русские композиторы 20 века

S

  • Март Саар (1882–1963), родился в наши дни Эстония
  • Леонид Сабанеев (1881–1968)
  • Марта фон Сабинин (1831–1892)
  • Толибжон Садыков (1907–1957), родился в наши дни Узбекистан
  • Василий Сафонов (1852–1918)
  • Niescier Sakałoski (1902–1950), родился в наши дни Беларусь
  • Вадим Салманов (1912–1978)
  • Лазарь Саминский (1882–1959)
  • Гусейнгулу Сарабски (1879–1945), родился в наши дни Азербайджан
  • Джозеф Шиллингер (1895–1943)
  • Альфред Шнитке (1934–1998)
  • Эдуард Шютт (1856–1933)
  • Александр Скрябин (1872–1915)
  • Юлиан Скрябин (1908–1919), сын Александр
  • Татьяна Сергеева (родился в 1951 г.)
  • Александр Серов (1820–1871)
  • Валентина Серова (1846–1924)
  • Владимир Шаинский (1925 2017)
  • Масгуда Шамсутдинова (1955 г.р.)
  • Юрий Шапорин (1887–1966), родился в наши дни Украина
  • Адриан Шапошников (1888–1967)
  • Родион Щедрин (родился в 1932 г.)
  • Владимир Щербачёв (1889–1952)
  • Виссарион Шебалин (1902–1963)
  • Борис Шереметев (1822–1906)
  • Балуан Шолак (1864–1919), родился в наши дни Казахстан
  • Дмитрий Шостакович (1906–1975)
  • Андрей Штохаренко (1902–1992), родился в наши дни Украина.
  • Николай Сидельников (1930–1992)
  • Александр Силоти (1863–1945)
  • Юхан Симм (1885–1959), родился в наши дни Эстония
  • Екатерина Синявина (умер 1784)
  • Григорий Сковорода (1722–1794)
  • Эдольф Скулте (1909–2000), родился в наши дни Латвия
  • Николай Слонимский (1894–1995)
  • Сергей Слонимский (1932 г.р.), племянник Николас
  • Дмитрий Смирнов (родился в 1948 году)
  • Владимир Сокальский (1863–1919)
  • Иван Соколов (1960 г.р.)
  • Николай Соколов (1859–1922)
  • Михаил Соколовский (1756 — после 1795)
  • Николай Соловьев (1846–1916)
  • Василий Соловьев-Седой (1907–1979)
  • Сеня Сон (родился в 1951 г.)
  • Антонио Спадавеккья (1907–1977)
  • Александр Спендиарян (1871–1928)
  • Алексей Станчинский (1888–1914)
  • Максимилиан Стейнберг (1883–1946), родился в наши дни Литва
  • Яков Степовой (1883–1921), родился в наши дни Украина
  • Кирилл Стеценко (1882–1922), родился в наши дни Украина
  • Игорь Стравинский (1882–1971)
  • Пеэтер Зюда (1883–1920), родился в наши дни Эстония
  • Грикор Суни (1876–1939), родился в наши дни Армения
  • Виктор Суслин (1942–2012)
  • Евгений Светланов (1928–2002)
  • Георгий Свиридов (1915–1998)

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально

Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:

«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.» 

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.» 

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки..

Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.»

Цитата о С.В.Рахманинове: 

«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман»Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Бородин Александр Порфирьевич

12 ноября 1833 года родился внебрачный сын знаменитого князя Гедианова — Бородин Александр Порфирьевич. Фамилию и отчество ребенок получает от камердинера отца.

Несмотря на то, что тайну его рождения никто не разглашал, Сашенька получил прекрасное образование. В 1856 году он закончил Петербургскую медико-хирургическую академию и начал свою научную карьеру. Через два года он получает научную степень, а через 6 лет становится профессором.

В 1874 году он возглавляет кафедру химии родной академии. Еще через 3 года становится академиком. До сих пор его наработки в области науки не утратили свою актуальность.

Какое же отношение ученый имеет к великим русским композиторам 19 века? Дело в том, что он с детства любил музыку всей душой. Ему удалось самостоятельно освоить технику композиции.

В 1860 году его приняли в кружок «Могучая кучка», под руководством Балакирева.

Людовико Эйнауди

Список великих композиторов продолжает один из популярнейших музыкантов 21 века – Людовико Эйнауди. В течение многих лет его приглушенная фортепианная музыка, звучавшая в качестве саундтреков к телешоу и рекламе, проникала в коллективное сознание, в то время как кроткий итальянец, стоящий за ней, оставался вне поля зрения.

Пожалуй, открытую популярность композитор приобрел после выхода фильма «1+1», музыку для которого он написал.

«Всю свою жизнь мое сердце было ближе к рок-н-роллу», – говорит Эйнауди. «Я думаю, что в классической музыке есть жесткость. И мне это не очень нравится» . Тем не менее его музыка не кажется особенно бунтарской – совсем наоборот. Его новый альбом, очень мягкий, спокойный и успокаивающий, родился из часов, проведенных в библиотеках по всей Италии за чтением греческой философии.

Среди поклонников творчества композитора большое количество молодых людей. По мнению Эйнауди, это вызвано тем, что он пытается использовать те же чувства радости, потери, желания и разочарования, которые любой может найти даже в самых сдержанных народных песнях.

«Концерт может стать коллективной медитацией. Когда он идет хорошо, я ощущаю это на сцене. Каждый в толпе может найти свое место, и я чувствую своего рода эффект благотворительности», – говорит музыкант. «Помню, в Вероне ко мне подошла молодая женщина, работавшая в театре, с мокрыми глазами – это было важнее всего остального! Потому что я мог видеть связь между тем, что я хотел сказать своей музыкой, и тем, как она это чувствовала. Для меня это было фантастикой» .

Яркая, эмоциональная, легкая, лиричная и всегда в высшей степени утонченная музыка и исполнение Людовико Эйнауди за последние два десятилетия привлекают постоянно растущую аудиторию, разнообразие и преданность которой не имеют себе равных. Он выпустил серию альбомов, возглавляющих чарты, с продажами более миллиона копий, собирает самые престижные концертные залы по всему миру, сочинил серию отмеченных наградами композиций для фильмов, став при этом настоящим феноменом .

Глинка Михаил Иванович (20.05 (01.06) 1804 – 03 (15).02.1857)

Михаил Глинка был потомком польских шляхтичей. Его прадед Викторин Владислав Глинка после того как Речь Посполитая лишилась города Смоленска (в 1654 г.), принял православие и перешел под российское подданство, сохранив при этом свои земли и все дворянские привилегии. Отцом композитора был капитан в отставке Иван Николаевич Глинка, матерью – Евгения Андреевна Глинка-Земелька. Большое влияние на будущего композитора оказала его бабушка, Фекла Андреевна (мать отца), которая взяла на себя воспитания мальчика до 6 лет. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, к нему пригласили из столицы учительницу В.Ф. Кламмер, которая стала учить его игре на скрипке и фортепиано. В 13 лет Глинка приступил к обучению в столичном Благородном пансионе, где продолжал брать частные уроки музыки у таких педагогов, как Карл Цейнер и Джон Филд.

После окончания учебы в пансионе Глинка продолжил изучение музыки. В это же время он сочиняет свои первые произведения. Самые известные романсы этого периода – «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне» и др. Путешествие на Кавказ в 1823 г. оставило свой след в творчестве композитора – «Персидский хор», написанный для оперы «Руслан и Людмила», создавался на основе одной из азербайджанских народных песен. Дальнейшая поездка в Италию (в частности, центр музыкальной культуры Милан) и знакомство с такими известными композиторами, как В. Беллини и Г. Доницетти, привело к созданию музыкальных произведений в итальянском стиле. Первый по-настоящему большой успех пришел к Михаилу Глинке в 1836 г., когда на сцене столичного Большого театра была поставлена опера «Жизнь за царя», описывающая подвиг Ивана Сусанина. Ее по достоинству оценила не только публика, но и сам император. Последующая творческая жизнь композитора была очень насыщенной. Им были созданы симфонии, увертюры, романсы, сонаты. Скончался М.И. Глинка в 1857 г. в Берлине. Вклад этого композитора в развитие русской классической музыки сложно переоценить. По мнению В. Стасова, Глинка создал новый русский язык в музыке, как Пушкин – в поэзии.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.

Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

  • Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
  • Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
  • 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
  • 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
  • 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
  • С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
  • 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
  • С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург.
  • 1918 – переезд в Москву.
  • 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
  • С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
  • 1927 – написал первые произведения.
  • С 1932 – работа в Московской консерватории.
  • С 1939 – профессор Московской консерватории.
  • 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
  • С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
  • С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
  • 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку». 

Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович

Интересный факт (байка): 

Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.

— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.

— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка – русский композитор, завоевавший международное признание и основоположник русской националистической школы.

Глинка впервые заинтересовался музыкой в ​​возрасте 10-11 лет, когда услышал частный оркестр своего дяди. Четыре года он проработал в Министерстве связи, но официальная карьера его так и не заинтересовала.

Михаила Ивановича называют гениальным дилетантом. Его стройное произведение считается основой самой поздней русской ценной музыки. Всемирную известность он получил после того, как овладел своим ремеслом в Милане и Берлине, вдохновившись работами композиторов Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В конечном итоге, тоска по дому привела его к мысли писать музыку «на русском» .

Первой работой, принесшей ему известность, стала работа «Жизнь за царя» (ранее известная как «Иван Сусанин»), поставленная в 1836 году.  На момент написания оперы он не знал ни сюжета, ни слов, но чувствовал отчаянное желание работать. Более того, композитор хотел создать поистине русскую оперу.

Произведение было закончено, но, к сожалению, Петербургский театр сначала отказался его ставить. В конце концов была достигнута договоренность: опера была поставлена, но при нескольких условиях, которые композитор не мог игнорировать. Одним из них было требование смены названия. В итоге композиция была переименована в «Жизнь за царя», а сам Глинка был вынужден отказаться от всех гонораров.

В своей работе Михаил Глинка хотел прославить простого крестьянина, величие русского национального характера, его отвагу и несомненную стойкость. Таким образом, композиция стала первой русской оперой, написанной совершенно без диалогов, и впервые в истории российской музыки крестьянин выступал не как обычный персонаж, а как героическая личность.

Премьера состоялась осенью 1836 года и имела огромный успех – сам царь лично поблагодарил Глинку и благословил его после окончания оперы . Сегодня именем Глинки названы три русские консерватории. А советский астроном Людмила Черных в его честь назвала малую планету «2205 Глинка», открытую в 1973 году.