Оглавление
Древний оберег и связь с патриотизмом
Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.
Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен
При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.
Продавец кваса — Карл Булла
И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».
Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».
Кодекс чести русского офицера 1804 года актуален всегда
Кодекс чести русского офицера:
1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание. 2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства. 3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство. 4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча. 5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой! 6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь. 7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал. 8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. 9. Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. 10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого. 12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии. 13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. 14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком. 15. Тайна, сообщённая тобой хотя бы только одному человеку, перестаёт быть тайной. 16. Будь всегда начеку и не распускайся. 17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся убедить его. 18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать. 19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. 20. Если вошёл в общество, в среде которого человек, с которым ты в ссоре. То, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему. В том случае, если этого нельзя избежать. 21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. 22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты. 23. Авторитет приобретается знанием дела и службы
Важно, чтобы подчинённые уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаённое недоброжелательство
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. 25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все. 26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!
Что такое честь офицера
Кодекс чести русского офицера — «честь является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности».
В толковом словаре Даля объяснение: «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Офицеров русской армии называли «белая кость», подразумевая чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего.
О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести».
«Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе… Честь не терпит и не выносит никакого пятна» М.С. Галкин
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением.
«Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества. Причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию. Он не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».
Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.
С переходом, преимущественно на контрактную основу, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому есть объяснение.
https://youtube.com/watch?v=jUKQIlHu3tk
Раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта. Сегодня военнослужащие лишь исполняют конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.
Обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, относящихся к воинской чести военнослужащих, контракт не содержит. Я думаю, что приказов иметь совесть или честь не может быть в природе. Это воспитывают в себе с детства. «Береги честь смолоду, а платье снову».
Предисловие к изданию 1916 года
Выпущенные третьим изданием «Советы молодому офицеру» ныне вследствие военного времени еще более необходимы и полезны. Ускоренные выпуски молодых людей в офицеры не дают им возможности и времени усвоить в школах всех тонкостей традиции, правильного взгляда на сущность военного воспитания и дисциплины.
Молодому офицеру предстоит самостоятельная работа над собой. Вот для этой-то работы настоящее руководство каждому офицеру окажет неоценимые услуги. Оно даст ему полезные советы и указания на многие вопросы предстоящей службы. Лаконизм изложения отдельными афоризмами гарантирует быстрое запоминание и возможность найти необходимую справку в любой момент
Если принять во внимание, что проступки мирного времени в военное становятся преступлениями, караются особенно сурово, то станет еще более очевидной ценность собранных здесь в сжатой форме советов. Они дают возможность офицеру избежать многих ошибок, разобраться в том, что законно и что преступно, уяснить все то, что требуется от него, чтобы быть хорошим, не роняющим своего достоинства офицером
Эти советы одинаково полезны находящимся и на передовых позициях, и в тылу армии, где часто приходится сталкиваться с людьми сомнительных профессий и поведения.
Настоящий справочник избавит молодых офицеров от многих ошибок и промахов на службе и в частной жизни. Офицер, не освоившийся еще со своим новым положением, которое основано на условностях, выдержанности и военном такте, часто теряется и не знает, как ему следует поступать в некоторых случаях, не предусмотренных уставами
А следствием незнания вообще законов (хотя бы важного для военных закона о защите своей чести оружием) происходят непоправимые промахи, заставляющие офицера уходить из полка или попасть под суд
Повторяем, что здесь изложены сжато те житейские правила, которые, несомненно, каждому офицеру в предстоящей службе принесут только пользу. Эти оригинальные афоризмы заставляют офицера серьезно подумать о военной службе по существу, а не судить о ней поверхностно, по внешней форме и бряцанию оружием.
Ни в каких уставах этих советов офицер не найдет.
Цель этого своеобразного труда – желание предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь. Здесь собраны старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым офицерам – неизвестны.
Выпуск настоящего справочника третьим изданием говорит за себя.
В. М. Кульчицкий «Дисциплина прежде всего».
Кодекс чести русского офицера
07.10.2013
«Русский офицер» — это определение особой породы людей. Скорее титул, чем звание, объединяющий сразу несколько эпох нашей истории. И далеко не каждый российский военный может действительно считаться русским офицером. Вероятно, все помнят эту цитату: «…что такое честь офицера я знаю — на фронте этому быстро учились»? Реплика Владимира Шарапова из «Места встречи изменить нельзя». Хотя формально офицером он был советским, но по духу — русским.
Дело, конечно, не в прирождённых качествах. Стойкость, благородство — всему этому учат. Как учили быть русским офицером. Для этого существовал особый свод правил, который — пусть и неформально — должен был соблюдаться. В русской армии со времён Петра I существовал устав. Уже петровский «Артикул воинский» 1715 года регламентировал основные правила воинской науки, армейской дисциплины и субординации.
Однако существовал и другой, неформальный свод правил поведения офицера. Те правила, которые делали из офицера настоящего джентльмена. Долгое время какого-то единого писаного военного кодекса чести, наподобие японского «Бусидо», в России не было. Он появился — совпадение или нет? — в 1904-м, в год Русско-японской войны. «Советы молодому офицеру» написаны ротмистром Валентином Михайловичем Кульчицким. Фактически это набор уже существовавших неписаных правил, Кульчицкий лишь свёл их воедино. В своё время это была популярнейшая брошюра, сейчас основательно забытая: в период с 1915 по 1917 год она выдержала шесть изданий.
Многие из правил поведения, перечисленных в «Советах…», универсальны и пригодятся любому мужчине. Приводим некоторые из них:
- Если ты резок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.
- Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.
- Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
- Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
- Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде.
- Будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним.
- Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.
- Не кути — этим лихость не докажешь, а скомпрометируешь себя.
- Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
- Избегай денежных счётов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
- Сам, если можешь, помоги товарищу денежно, но лично избегай брать, так как это роняет твоё достоинство.
- Не делай долгов: не рой себе ямы. Живи по средствам.
- Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.
- Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
- Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же последовать ему или нет останется за тобой.
- Суметь воспользоваться хорошим советом другого — искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
- Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость.
- Начальник, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.
- Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
- В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать своё сердце и жить рассудком.
- Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.
- Будь всегда начеку и не распускайся.
- Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
- Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
- Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернёшь.
- Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
- Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
- Самые сильные заблуждения — это те, которые не имеют сомнения.
- Умно кстати молчать.
- Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.
Подготовил Александр Рязанцев
Кто придумал квас?
Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.
«Квасник» — Владимир Маковский
По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.
Отвага для честного труда
Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.
Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.
Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».
Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?
Необходимость коренных перемен
Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).
Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам…».
Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.
До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».
Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики — человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».
Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа…».
II. Приезд в полк
Приехав в полк, офицер поступает согласно Уст. гарн. сл. ст. 400 и 401, т. е. является командиру полка. На практике поступают так: явясь в канцелярию около 11 час, офицер представляется и знакомится прежде всего с полковым адъютантом, который и дает все необходимые советы и инструкции, т. к. в каждом полку существуют свои обычаи – традиции. Если командиру полка офицер является на квартире, то, не застав его дома, следует явиться вторично, стараясь застать: первый раз расписываться или оставлять служебный билет не рекомендуется. Явиться по службе командиру роты (сотни, эскадрона, батареи), в которую состоялось назначение. Взяв в канцелярии у старшего писаря список с адресами гг. офицеров и отметив в нем женатых, сделать всем визиты, не откладывая . Рекомендуется успеть сделать их сразу, в один день. Форма одежды – парадная. В остальное время: при всех официальных случаях, визитах, поздравлениях – обыкновенная, если не отдано в приказе по полку быть в иной. Не застав дома старшего – оставить служебный билет (отнюдь не визитную карточку). Женатым же – служебный билет и визитную карточку. До представления командиру полка и не явившись еще в полк, появляться в общественных местах (театрах, садах, концертах, вечерах) считается нетактично. По приезде в полк первое впечатлите имеет серьезное значение.
Еще не прибыв в полк и находясь в отпуску, встретив офицера своего полка (в том же городе), обязательно следует подойти к нему и первым представиться, а командиру полка явиться.
Новые публикации
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации
Принадлежность к офицерскому корпусу России – высшая честь для офицера. Она обязывает:
- ревностно и свято соблюдать Конституцию, законы, Военную присягу и общевоинские уставы;
- служить России по долгу и чести, верой и правдой, умело защищать ее от врагов внешних и внутренних, хотя бы и ценой своей жизни, никогда не забывать девиз адмирала Макарова: «Помни войну!»;
- быть профессионалом: досконально знать военное дело, владеть своей специальностью, непрерывно следить за новациями, изменениями в формах вооруженной борьбы, достижениями в военно-технической сфере, совершенствоваться в военном искусстве и управлении людьми;
- без лести почитать старших начальников, крепить узы офицерского братства и войскового товарищества, быть примером для подчиненных, уважать их честь и достоинство, понимать, что офицер не командует, но «имеет честь» командовать;
- в боевой обстановке сохранять хладнокровие, умело руководить подчиненными, в бой их водить, а не посылать, проявлять храбрость, мужество, стойкость, стремиться к победам и одерживать их «малой кровью» – не числом, а умением;
- иметь прочные знания в области общей и военной истории России, следовать урокам и заветам наших полководцев, героев, военных умов, сознавать незримую связь с поколениями русских офицеров, веками служивших Отечеству не за страх, а за совесть;
- не использовать своего служебного положения в личных целях, быть чуждым духу стяжательства, торгашества и корысти;
- превыше материальных благ ценить духовные богатства, а в людях – добродетели: честность, достоинство, благородство, верность долгу, преданность делу, бескорыстие, отзывчивость, взаимовыручку;
- блюсти честь мундира и свое доброе имя, служить образцом тактичности, выдержки, не пустословить, не давать опрометчивых обещаний;
- следить за событиями политической жизни внутри страны и на международной арене, не примыкать к политическим группам, не участвовать в партийной борьбе;
- повышать свой культурно-образовательный уровень, ограждать себя и подчиненных от агрессивных воздействий массовой культуры;
- быть и чувствовать себя офицером повсеместно и постоянно;
- помнить о суде офицерской чести.