Как умирал зигмунд фрейд: причины, где похоронен

Оглавление

Создание теории психоанализа

Увлечение и пропаганда наркотика, а также ошибочные выводы по привыканию к нему испортили репутацию молодого врача, но не настолько, чтобы не позволить выиграть конкурс кандидатов на стажировку в Париже у находящегося на пике славы Жана Шарко. Год, проведённый в его клинике, дал необыкновенно много для понимания Фрейдом методологии лечения истерий, использовании гипноза, а также связей между появлением невротических заболеваний с проблемами сексуального характера.

Работа с Йозефом Брейером

По возвращении в Вену, 13 сентября 1886 г. Зигмунд женится на Марте, с которой ему суждено было прожить 53 года до самой смерти и которая родила в этом браке шестерых детей. Тогда же он начинает тесное сотрудничество с доктором Брейером. Они были знакомы со времён совместной работы в лаборатории профессора фон Брюкке и оба являлись горячими поклонниками гипнотического метода лечения неврозов. На базе его Йозеф Брейер даже открыл оригинальный «катартический» способ терапии психических заболеваний, и Зигмунд, стремясь освоить все новейшие практики с пациентами, попросил его о совместной работе.

Довольно быстро наступило разочарование. Гипноз не оправдывал возложенных на него надежд. Часть пациентов была не подвержена внушению, у других наступало ухудшение. Поиск сведений о прошлом больного в неподавленном состоянии стал для учёного основной задачей. В результате исследований он пришёл к технике свободных ассоциаций, суть которой заключалась в том, чтобы пациент излагал свои мысли в том порядке, какой он сам посчитает нужным. По мнению Фрейда, такой речевой процесс неизбежно приведёт к выявлению того, что болит (вскроет доминирующие страхи и причины невроза личности).

Появившаяся в 1895 г. книга «Исследования истерии», обобщившая семилетний опыт совместной работы Фрейда и Брейера, ныне считается первой в истории психоанализа. К этому времени отношения между соавторами прекратились по причине непреодолимых профессиональных противоречий. Концепция, что в основе истерий и неврозов могут лежать нереализованные сексуальные желания, вызвала скандал в медицинском сообществе, а содержание книги подверглось резкой критике.

Первые опыты и открытия

В основу теории Зигмунда Фрейда легли как наблюдения за пациентами, так и болезненный эксперимент над самим собой, связанный со смертью отца в 1896 году. Личные переживания основоположника психоанализа внесли неоценимый вклад в развитие теории и практики новой идеи, сформировали систему понятий научного направления, известного теперь как фрейдизм.

Главный труд учёного (1900)

Работая над книгой «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд ясно осознавал её революционную значимость, и даже в конце жизни признавал это своё произведение важнейшим и лучшим. Здесь ему удалось структурировать психику человека и представить её в виде триединства:

  • Ид (Оно) — комплекс животных инстинктов, определяющих желания и влечения человека.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) — все общественные рамки и ограничения (закон, религия, мораль и нравственность), которые берут начало в родительском воспитании и устанавливаются социумом в качестве норм поведения.
  • Эго (Я) — компонент личности, приводящий в соответствие природные желания Ид с запретами Супер-Эго.

В связи с этим механизм психики человека представлялся учёному как сочетание сознательной и бессознательной работы мозга, что вызвало у медиков бурные возражения. Этим утверждением Фрейд отвергал принятую в научных кругах идею о проявлении деятельности центральной нервной системы исключительно через физиологию пациента. То, что поведение может зависеть не только от внешних факторов, но и от скрытых для разума сил, вызывало шок у современников. Модель психики по Фрейду выглядела так:

  • Сознательное — всё, осознаваемое человеком на протяжении жизни.
  • Бессознательное — психические силы (стимулы), лежащие вне сознания, но определяющие векторную направленность действий личности.

В качестве основных таких стимулов он выделил две доминирующие жизненные энергии: сексуальную (либидо) и агрессивную (страх смерти), на базе которых и совершенствовал в дальнейшем анализ невротических состояний у пациентов. Сновидения в этой системе играли роль маркера. С их помощью тайные причины поведения лиц с психическими расстройствами получали объяснение, следовательно, обнаруживался источник проблемы. Сон, по мнению Фрейда, являлся зашифрованным посланием бессознательного.

Печальный финал основателя психоанализа и память о Фрейде

К тому времени рак нёба, обнаруженный и прооперированный медиками еще в 23-м году, привел к тому, что пришлось удалять часть челюсти. Для Фрейда изготовили специальный протез, но он оставлял потёртости и раны, которые совершенно не желали заживать. Да и говорить внятно он уже никогда не смог. Вместо него на конгрессы и слеты ездила дочь Анна.

Она ухаживала за отцом все последние годы. Курение сигар не прошло даром – перенеся в общей сложности тридцать четыре операции, престарелый психолог скончался двадцать четвертого сентября 1939 года от убойной дозы морфия, вколотого по его же просьбе. Его тело кремировали, а прах хранится Ernest George Mausoleum, что в лондонском Голдерс-Грине.

Множество мыслителей, философов и писателей сделали этого человека центральным персонажем своих литературных произведений как художественного, так и научного плана: Роже Дадун, Ирвинг Стоун, Николай Надеждин, Джеймс Браун и другие. Огромное влияние работы психоаналитика произвели на Владимира Набокова («Лолита»). Существует несколько памятников в Вене и Лондоне, а музеи Фрейда есть во многих европейских городах. В честь него неоднократно выпускались юбилейные купюры и марки.

Цитаты и высказывания доктора Фрейда

Мы попадаем в этот мир в одиночестве. Точно также мы и покидаем его.

Анатомия – это судьба.

Иногда сигара – это просто сигара, и ничего более.

Большинство не желает никакой свободы, так как она предполагает наличие ответственность. А уж этого не желает ни один добропорядочный гражданин с приличным достатком.

Религия – это не есть вера. Это коллективный, общечеловеческий невроз.

Интересные факты из жизни невролога

Книгу о толковании снов, которую Фрейд считал главной в жизни, была совершенно проигнорирована светилами мировой психиатрии.

Несмотря на утверждение, что курение – скрытая тяга к мужскому фаллосу, сам доктор всю жизнь курил. Скорее всего, это и вызвало у него онкологические проблемы с нёбом.

Именно он ввел термин «Эдипов комплекс». Основывается термин на мифе о царе Эдипе, который вопреки собственной воле уничтожил отца и женился на собственной матери.

Мари Бонапарт старалась «выбить» документы для эмиграции из рейха не только для самого Зигмунда, но и для его сестер. Однако они были распределены в концлагеря, где и сгинули без следа.

Фрейда можно считать первым в мире человеком, на котором была применена эвтаназия.

Ахмад Дидат (1918-2005)

Для
мусульман
Ахмад Дидат – образец
восторженного подражания, вот что писал некий ренегата
Дмитрий Касаткин (ныне Махмуд): «Всем известно что даже рядовой
Мусульманин сможет вогнать в ступор  христианского
священника в теологическом споре, поэтому христиане и
строчат статьи в интернете, не желая вести диалог с
глазу на глаз. Один только Ахмад Дидат, известный в мире
Мусульманский теолог заставляет выглядеть глупо своих аппонентов епископов и прочих авторитетных
крестоносцев… Дмитрий Косаткин, ныне Махмуд»
.

Сейчас в век якобы расцвета (точнее
эмиграционного размножения) ислама на Западе, и обращения в ислам
христиан-маловеров (весьма скромного), полезно вспомнить какой смертью
наградил его Аллах за его труды по обличение
христианства и проповеди ислама. 

Ахмад Дидат  был парализован от самой
шеи, что не только не мог двигать ни рукой, ни ногой, ни
головой, но и даже говорить и глотать… В таком
состоянии прожил девять лет!

Самое примечательное то, что именно он
сам (!) молился на одном из диспутов, чтобы Бог закрыл
уста того, кто неправ и лжет…

Можно отметить, что это
очень характерная черта для мусульман: не молиться о
спасении (вразумлении) тех, кто, по их мнению
заблуждается, а об наказании, болезни и смерти.

Он получил достойное наказание за хулу на Сына Божия и Святого Духа. Еще пророк Давид писал:
«Да
онемеют уста лживые,
которые против праведника
говорят злое с гордостью и презреньем» (Пс.30:19), и
также «Царь же возвеселится о Боге, восхвален
будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста
говорящих неправду
» (Пс.62:12).

Ахмад Дидат —
исламский апологет, которого за хулу на Сына Божия Бог
покарал, заткнув параличом его богохульные уста, а
наказание усилил полной парализацией

«Посему говорю вам: всякий грех и хула
простятся человекам, а хула на Духа не
простится человекам
» (Мф.12:31).

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение — перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации — поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации — замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии — отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Цитаты

  • «Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет… Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». — из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


Скульптура Зигмунда Фрейда в музее мадам Тюссо в Берлине

В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Фрейдизм: краткое описание и роль в науке

Термин получил свое название в честь Фрейда и является теоретической основой психоанализа, объединяя психические бессознательные процессы. Под фрейдизмом понимается обобщенное обозначение всех научных школ и течений, которые используют учения знаменитого психоаналитика.

Фрейдизм отличается двойственностью трактовки доктрины Фрейда, например, даже ближайшие последователи (с которыми из-за этого отступления от основного постулата Фрейд в дальнейшем разорвет связь) признавали главным движущим фактором психики различные механизмы.

Последователи доктора Фрейда опираются на трехгранную модель бессознательного, выведенную Фрейдом:

  • Супер-Я, связанное с моральными качествами человека.
  • Эго, которое отвечает за существование и осознанное принятие реальности.
  • Оно – носитель скрытых желаний и инстинктов.

Работа психики человека основывается на сознательном и бессознательном. Конфликт между ними становится причиной психических отклонений.

Фрейдизм является одним из основных течений в психологии, так как позволяет определить причину неврозов и депрессий для дальнейшего лечения. Но психоанализ Фрейда, как было уже сказано ранее, рассматривает только сексуальную составляющую заболевания, поэтому многим пациентам Фрейда, который стремился свести все психологические болезни к сексуальным отклонениям, в большинстве случаев был поставлен неверный диагноз.

В измененном виде теории Фрейда применяли его ученики, например, Адлер, который определил причиной заболеваний стремление к самоутверждению. Юнг и Ранк также развивали доктрины Фрейда, изменяя и развивая базовые понятия теорий психоанализа. Фрейдизм стал основой другого течения психологии, которое опирается на постулаты Фрейда, неофрейдизма. Направление основывается на тезисе, что ведущую роль в психоанализе и возникновении заболеваний играет влияние общества и культуры на конкретного человека .

Фрейд и кокаин

В биографии Фрейда, и без того противоречивой, есть отдельный пункт, который до определенного момента даже пытались скрывать. Таким пунктом является исследование кокаина, и даже не само его исследование, а невероятная страсть ученого к нему, а также регулярное приобщение друзей и знакомых к приему данного препарата.

В 1884 году, прочитав работу одного военного врача о использовании инновационного средства кокаина, Фрейд решил провести опыт непосредственно на себе. Повышение выносливости, снижение утомляемости – заявленные немецким испытателем факты Фрейд в полной мере ощутил на себе. Он был настолько впечатлен эффектом, что буквально в этом же году выпустил работу, воспевающую его невероятные свойства, называлась она просто «О коке». Кроме того, что Фрейд сам пристрастился к пагубному веществу, он безоговорочно советовал его всем – и знакомым, и совершено незнакомым людям, посредством выпуска новых научных работ.

Не смущал ученого и тот факт, что вести о страшных последствиях принятия кокаина приходили все чаще — он продолжал изучать препарат как анестезирующее средство. На эту тему Фрейд написал огромную научную работу, опубликованную в «Центральном журнале общей терапии», а позже даже прочитал лекцию, в которой в открытую призывал использовать  кокаин для подкожных инъекций. Продолжалась «кокаиновая эпопея» Фрейда до 1887 года – именно тогда раз и навсегда был разрушен миф о его целебных свойствах и признана пагубность. Так, пытаясь сотворить прорыв в медицине, Фрейд, сам того не понимая, не только стал наркозависимым, но и «подсадил» на препарат огромное количество людей.

В плену у кокаина

Окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на психологический факультет Венского университета. Учился вдумчиво и увлечённо. С удовольствием посещал лабораторные занятия и на третьем курсе опубликовал несколько серьёзных статей, посвящённых нервной системе животных.

Однажды приятель уговорил Зигмунда попробовать кокаин, действие которого произвело на юношу столь сильное впечатление, что освободиться впоследствии от кокаиновой зависимости стоило ему огромных усилий.

После получения диплома Фрейд несколько лет поработал в частных медицинских клиниках, а в начале 1885 года добился от властей разрешения открыть собственный кабинет невропатологии. Осенью того же года ему удалось попасть на стажировку к знаменитому французскому психиатру Жану Шарко. У него Фрейд перенял основные приёмы гипноза и с успехом применял их в своей лечебной практике. Вводя пациентов в гипнотическое состояние, он помогал им избавляться от фобий и комплексов. Также практиковал длительные доверительные беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, излить душу, поделиться своими страхами и тревогами. Техника Фрейда быстро завоевала признание и получила название «Метод свободных ассоциаций». Вытягивая из пациентов зачастую самую сокровенную информацию, он лучше понимал их проблемы и находил правильное решение, чтобы справиться с состоянием тревожности, психической напряжённости. Постепенно Фрейд пришёл к выводу о необходимости отказа от гипноза и в дальнейшем работал с пациентами на «полном и чистом сознании».

В своих статьях Фрейд сформулировал идею о том, что психоз является следствием детских переживаний. Также учёный был уверен, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность по Фрейду — это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. Данные мысли учёного нашли отражение в труде под названием «Три очерка по теории сексуальности».

Фрейд-мифотворец

В сущности, Фрейд создавал не столько психиатрическую теорию, сколько альтернативную мифологию по лекалам религиозного культа. А это, как известно, мощная штука, действующая поверх логики, рацио и здравого смысла.

И что мы имеем: догматическая теория, ниспосланная мессии из темных глубин природы человеческой; ритуальные встречи с соответствующими атрибутами вроде лежания на кушетке; склонность всех поклонников психоанализа трактовать любое проявление бытия и поведения через собственные верования в анально-генитальную и прочую обусловленность.

Обвинения Фрейда в религиозных замашках, впрочем, не новы. Суррогатом веры психоанализ называл еще Ясперс, добавляя, что само движение напоминает секту, а теория — вульгарное отражение Ницше и Шопенгауэра, и что всё это ужасно удобно объясняет и структурирует бытие для обывателя, потому и заходит.

Примерно так и звучит иудейскохристианское послание Святого Августина, о котором мы вам как-то уже рассказывали. Словом, «инфернальная метафизика» этот ваш чернушный Фрейд, как говорил Бердяев.

Если трактовать религиозность или сектантство как мифологическую структуру, то получится еще интереснее.

Здесь Фрейд попал в самое яблочко, как сказал бы Ролан Барт, который описывает функции мифа так: обозначать и оповещать, внушать и предписывать, побуждать. Воздействуя на читателя, миф навязывает ему себя и всячески старается натурализировать свои значения. Миф изо всех сил старается быть естественным, «само собой разумеющимся», и творится этот великий концепт за счет языка. Или, если дословно цитировать поэтичного Барта, миф — это «похищенный язык».

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже — он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

О смерти и «заслугах» Зигмунда Фрейда
хорошо написал
архимандрит Рафаил Карелин:

«В больнице умирал старик. Диагноз его
болезни был подобен приговору трибунала к смертной
казни. Его имя было известно всему миру, но никакая
человеческая сила не могла спасти его. Единственная
помощь, которую могли оказать ему его коллеги — это
вспрыснуть ту дозу морфия в вену, от которой он уже не
смог бы проснуться. Но, в то время, врачи, даже атеисты,
подсознательно понимали, что жизнь и смерть принадлежат
ведению Бога, а не решению людей, поэтому им оставалось
только беспомощно смотреть на затянувшуюся агонию. У
больного был обнаружен рак челюсти и языка.

Зигмунд Фрейд

Этот старик, еще недавно напоминавший по
виду почтенного раввина, всю жизнь занимался
доказательством того, что человек это только
пансексуальное существо, что религия, культура и
искусство это только надстройки над гениталиями
человека, что любовь родителей и детей друг другу — это
загнанное в подсознание желание кровосмесительства.

В его академических лекциях и научных
трудах заключался сгусток кощунства и презрения к
человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха,
которую создало человечество со времен своего
существования, и назвал это словом «наука».

Мир был готов, чтобы принять это учение.
Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его
книги, потому что находили в них апологию демонизма и
собственного греха. Он не был причиной нравственной
катастрофы человечества, но стал ферментом зла,
брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия.

Немецкий философ Шпинглер написал книгу
«Закат Европы». Если бы можно было написать картину под
таким же названием, то одним из главных лиц должен был
стать умирающий от рака языка старик. Он как бы стал
«духовным отцом» науки XX века о человеке. Он стал
восприемником от диавольской купели сексуального зверя.
Наверно вы догадались о имени больного, — это Зигмунд
Фрейд. Если культура двух предыдущих столетий была
«фаустовской» культурой, когда человек отказывался от
вечности ради убегающих мгновений, которых он не в силах
остановить, то культуру XX столетия можно назвать
«фрейдовской» культурой — это попрание всего святого,
которое еще сохранилось в человеке. Человек потерян;
доминант жизни – это проникнутое двумя мощными
инстинктами — секса и убийства – сознание, в которое
погружен человек, как в первобытный хаос.

Фрейд уже не может говорить; он
объясняется движением пальцев, язык изъеден болезнью,
как червями. Говорят, что самый большой ужас — это
увидеть себя в гробу. Фрейд видит себя, как уже
разлагающегося мертвеца. Метастазы рака уже охватывают
как щупальца паука, его тело, появляются гангренозные
язвы на лице, щеки чернеют, изо рта капает сукровица;
живой труп распространяет вокруг себя страшное зловоние.
Около Фрейда нет родных, никто не может приблизиться к
нему из-за смрада как будто исходящего из гроба. Лицо
Фрейда облепляют мошки, которых привлекает сладковатый
запах гноя — от них невозможно отбиваться. Тогда его
лицо покрывают как колпаком марлей. Кажется, что из-за
смрада сам сатана медлит приблизиться к нему, чтобы
взять с собой его душу. Агония продолжается.

Запущенная
форма рака челюсти и ротовой полости

У Фрейда была любимая собака, с которой
он не расставался никогда. Даже она, не выдержав
зловония, убежала из палаты; это было последним ударом
для Фрейда: он остался один, сам с собой, вернее с тем,
что осталось от него. Он всегда боялся смерти, но теперь
безгласно звал ее мольбой своих глаз. Говорят, что
повышенная доза морфия поставила точку в истории его
болезни (Примечание МС, Фактически Фрейд умер от
самоубийства. Смертельную дозу морфина доктор Макс Шур
ввел больному Фрейду по его же настоянию).

Фрейд — это один из зловещих символов
нашего времени. Его смерть также символична: она как бы
олицетворяет собой гниение той культуры, которая
построена на сексе и на крови, на культе извращенного
наслаждения и насилия. Этот смрад гниющего трупа, имя
которому «Разврат». Но он уже стал отравлять, как
гангренозные язвы, все пять континентов.

Богохульный язык Фрейда сгнил во рту
своего хозяина, превратился в гной, который капал из губ
и просачивался в горло. Фрейд, бросивший вызов небесам,
умер как бессильный червь, оставленный всеми.

Но сама смерть Фрейда — это
символический образ, мы бы сказали пророчество о том,
какой конец может ожидать человечество»

Цитаты

  • «Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет… Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». — из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.