Оглавление
- Никита Мазепин — «Формула-1»
- Михаэль Шумахер
- Плюсы профессии
- Как попасть в автоспорт?
- Автогонщик, что он должен уметь
- Как стать мотогонщиком
- Стоимость
- «Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
- Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте
- Гран-при Абу-Даби 2010: ты не пройдешь
- Виталий Петров — скандальный пилот
- Сергей Злобин — первый российский пилот Формулы-1
- Уличные гонки
- Психологическая подготовка
- «Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
- Младшие автогоночные серии
Никита Мазепин — «Формула-1»
Разумеется, начинаем с F1 — главного вида автоспорта на планете. В «Формулу-1» попадают только лучшие из лучших, пожалуй, это единственный вид моторных видов спорта, который действительно широко известен и популярен во всем мире. Участие в F1 — это возможность заявить о себе в элите автоспорта.
С 2010 по 2012 год в «Формуле-1» выступал Виталий Петров, с 2014 по 2017 и с 2019 по 2020 — Даниил Квят, в 2018 году — Сергей Сироткин. И вот, в сезоне 2021 года пришла очередь нашего Никиты Мазепина.
Никита — вице-чемпион GP3, бронзовый призер азиатского чемпионата «Формулы-3», победитель Гран-при «Формулы-2». Уже в этом сезоне наш пилот будет выступать за американскую команду Haas. Изначально команда была известна своими успехами в главном американском автоспорте — NASCAR, однако владелец команды Джин Хаас принял решение о приходе в Королевский автоспорт с сезона 2016 года.
Команда уже произвела впечатление на наших болельщиков: российская компания «Уралкалий», председателем совета директоров которой является отец Никиты, Дмитрий Мазепин, стала титульным спонсором Haas. В итоге американская команда в 2021 будет выступать… в цветах российского флага — по крайней мере, расположение цветов на ливрее точь-в-точь повторяет триколор.
И это особенно символично на фоне решения WADA о запрете российских атрибутов в «Формуле-1», вплоть до флага, гимна, герба, наименований «Россия» и «русский».
Но в разрезе спортивных результатов не стоит ждать чудес. За последние годы Haas пережили сразу несколько серьезных кризисов — сначала в 2019 году неудачей закончилось сотрудничество с компанией по производству энергетических напитков Rich Energy, которую и вовсе подозревали в мошенничестве. В итоге, команда закончила сезон лишь на девятом месте. В 2020 году все стало еще хуже — из-за коронавируса Haas едва уложились в сроки подготовки к новому сезону, и в чемпионате они стали одной из худших команд.
По состоянию на 2021 Джин Хаас прямо озвучил цели команды — подготовка к сезону 2022, когда сменится технический регламент. Уже сейчас известно, что по ходу текущего сезона шасси и двигатель не будут дорабатываться, поэтому прогнозы специалистов не внушают оптимизм — предпоследнее или последнее место в чемпионате. Тем не менее, дебютный сезон Никиты можно рассматривать как трамплин в будущее — его напарником по команде станет чемпион «Формулы-2» Мик Шумахер. Именно борьба с партнером по команде станет ключевым фактором, определяющим будущее российского пилота. И если Никита Мазепин докажет на трассе, что достоин остаться в элите мирового автоспорта, то уже с 2022 мы сможем надеяться на регулярные очки и даже подиумы.
Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер
И кто же не знает Михаэля Шумахера? А его фамилия уже стала нарицательным. Шумахер молниеносно ворвался в Формулу-1, не дав опомниться её старожилам. А начиналось все стандартно — с картинга в 5 лет. Лишь дебютировав на Гран-при Бельгии в 1991 году, уже в следующем сезоне немец становится бронзовым призёром. И это при том, что его оппонентами в большинстве были пилоты, о которых мы вели разговор выше. Уже через три сезона он становится чемпионом. Шумахер является семикратным чемпионом мира, что для многих просто недостижимая мечта. Более того, ему принадлежит большинство рекордов, которые могут не пасть в ближайшее время. К сожалению, сейчас дела у Михаэля идёт не лучшим образом после падения на горнолыжной трассе. Более того, о его здоровье в СМИ просачивается весьма скудная и противоречивая информация. Давайте пожелаем выздоровления Михаэлю.
- Чемпионские титулы: 7;
- Подиум: 155;
- Победы: 91;
- Поул: 68;
- Быстрый круг: 77;
- Большой шлем: 5.
Плюсы профессии
Мало кто задумывается о плюсах и минусах профессии пилота гоночного болида
Недостаточно узнать, что нужно, чтобы стать гонщиком, важно ещё взвесить все за и против. Некоторые мечтатели так и остаются мечтателями, когда узнают о том, сколько всего необходимо сделать и какой путь требуется пройти, прежде чем принять участие в первых в жизни соревнованиях
Но для начала о позитивном, а именно о плюсах профессии гонщика. В этот спорт чаще всего приходят люди, которые влюблены в автомобили. Нередко действующие спортсмены вне своего водительского кресла работают в сфере, близкой к гонкам. Кто-то занимается преподавательской деятельностью, автомобильной журналистикой, другие работают на автомобильных презентациях, выставках или даже хотя бы в автосалонах. Так или иначе «чужих» здесь нет.
К плюсам такого образа жизни и профессии в целом можно отнести, безусловно, престижность. Если вам удастся прорваться на вершину гоночного спорта и возглавить топы самых успешных рейсеров, то считайте, что вы заработали на безбедную старость и себе, и своим детям. Во-вторых, пилотами становятся ради выбросов адреналина. Гонки – это не просто азарт и борьба, но и большая опасность. Риск и экстрим заставляют людей бросать все и жать педаль газа до предела.
Как попасть в автоспорт?
Многие задают вопрос: как попасть в автоспорт? Я решил описать ситуацию для страждущих. Сразу оговорюсь, все изложенное касается только профессионального автоспорта.
С чего начать?
У каждого карьера начинается по-разному. Не стоит смотреть на других и повторять чужие ошибки.
Мое мнение начинать надо с картинга — это заложит хорошую базу правильных рефлексов на торможении, рулении (прохождение поворота, выбор траектории), разгон, и чувство машины, которой Вы управляете.
По желанию можно пойти на курсы контраварийного вождения, что даст большой плюс к вашему опыту. Если по какой-то причине у Вас нет возможности окончить такие курсы, ничего страшного. В интернете есть много тематической литературы, тренироваться можно и на своем обычном автомобиле особенно в зимний период, но не стоит забывать о безопасности! Повышать свои навыки следует на специализированных закрытых трассах.
Как попасть в автоспорт?
В принципе в автоспорт попасть не сложно, нужна всего лишь малость — ваше желание и большие деньги.
Первый вариант: Вы выступаете в одиночку и Вам потребуется: 1) Подготовленная машина по Техническому Регламенту соревнований, в которых Вы решите принимать участие. 2) Лицензия автогонщика. Получить её не сложно, заявление и небольшой взнос решат эту проблему. 3) Омологированная экипировка пилота (комбинезон, нижнее бельё, шлем, ботинки, и перчатки) 4) Минимум два квалифицированных механика, и запасные запчасти, которые естественно нужно куда-то положить. 5) Техничка с прицепом для доставки гоночной машины на место соревнования.
Второй вариант: Вы выступаете в команде, тем самым на себя многие заботы берут организаторы самой команды, и Вам не нужно заботиться о транспортировке вашего личного спортивного авто, запчастях, и т.д. Вам лишь нужно доставить свое тело до трассы, и принять участие в гонке.
Но возникает вопрос: как же, мне, попасть в команду? Профессиональной команде Вы не нужны, будь Вы трижды талантливее самого Шумахера. Многие приходят в команду и говорят: «Возьмите меня в команду, я хочу быть гонщиком, у меня за плечами 5 лет картинга есть победы, я талантлив и крут». Такому начинают объяснять, что он тут не нужен, что, мол, когда станешь именитым гонщиком, тогда и приходи и приводи с собой спонсоров. Человек не понимает, почему ему такому прекрасному отказывают.
Все дело в том, что команде не нужен «бедный» ученик, который будет ломать дорогую технику и жечь дорогущую резину. Его нужно поднимать и развивать с нуля, за свой счет. Они ждут Другого «с деньгами», у которого есть возможность купить-построить новую гоночную машину, её обслуживать и арендовать трек. Из него сделают спортсмена, потому что такой ученик принесет большие деньги и спонсоров в команду.
К сожалению это реалии нашей жизни, без больших денег в автоспорте делать нечего.
Возможно ли найти спонсора?
Многие начинающие гонщики думают, что найти спонсора нет проблем, все только и мечтаю поддержать Российский автоспорт. Нет! У нас в России автоспорт практически никому не нужен. В данный момент положительные тенденции в наращивании интереса государства к автогонкам, пришло осознание, что там крутятся очень большие деньги.
Коснусь самого главного – чего хочет спонсор? Ему не нужен начинающий безызвестный спортсмен, он хочет получить в свои ряды именитого, раскрученного чемпиона с хорошей репутацией, и 100% гарантией на победу.
Парадокс заключается какраз в этом. Чтобы стать гонщиком нужны большие деньги, а где их взять, если спонсору подавай именитого чемпиона с гарантированной победой и не меньше.
Вот и получается, что в России на автоспорте зарабатывают все, кроме самого автогонщика.
Андрей Бегеев
Организатор команды «Team-Lada»
Автогонщик, что он должен уметь
Этой редкой профессией смогут овладеть не все — одной любви к автомобилям здесь явно недостаточно.
Участию в соревнованиях предшествует длительная подготовка:
- досконально исследуется топография трассы;
- вырабатывается стратегия с учетом рельефа покрытия;
- уделяется достаточное время разработке эффективных маневров;
- оцениваются возможности транспортного средства
- проводится множество тренировок;
- проводится психологическая подготовка.
А помимо всего перечисленного хороший автогонщик будет принимать непосредственное участие в усовершенствовании гоночной машины.
И далекие от спорта люди знают, кто такой Михаэль Шумахер, неоднократно занимавший призовые места. Это имя стало нарицательным даже для детей, не говоря уже о взрослых.
Так вот, не будучи дипломированным инженером, Михаэль пытался модернизировать суппорты и тормозные диски, чтобы сделать тормозную систему максимально короткой и отзывчивой.
А Карл Фогарти, стоявший на подиуме не меньше сотни раз, потребовал изготовить для своего автомобиля стальные плавающие диски, благодаря чему часто выигрывал гонки.
Поэтому можно утверждать, что автогонщик — это специалист, неравнодушный к технике, умеющий к тому же вносить здравые рационализаторские предложения.
Как стать мотогонщиком
Начинать карьеру мотогонщика стоит не с покупки первоклассного мотоцикла, а с приобретения нужной формы тела. Профессиональные заезды, к которым стремится каждый, требуют сильной выносливости, закалки, нормальной работы вестибулярного аппарата и, конечно же, удивительной реакции.
Нарабатывать данные качества стоит постепенно. Для начала можно просто походить в зал и потренироваться. Набрав достаточную мышечную массу, можно переходить к наиболее простой части первого этапа — это подбор транспорта.
Покупка качественного мотоцикла потребует очень большого капиталовложения. Кроме того стоимость будет разниться для отличающихся видов «байков». Соответственно покупать нужно такую модель, которая подойдет для более привлекательных типов состязаний.
Килограммы запасных деталей также можно прикупить на первом этапе. Далее начнется самое интересное.
Общаясь на форумах мотогонщиков своего города и области, можно узнать, где поблизости проводятся соревнования для новичков. Нельзя начинать карьеру с очень серьезных заездов. Это может завершиться весьма печально.
Нарабатывая опыт и участвуя в разнообразных гонках, перейти к профессиональному этапу не составит труда. Нужны лишь частые победы и желание добиться высот в мире мотогонок.
Стоимость
- Stage 1: базовый курс — 130 000 руб.
- Stage 2: продвинутый курс — 220 000 руб.
- Stage 3: спортивный курс — 260 000 руб.
- Stage 4: инд.подготовка к участию в соревнованиях и сопровождение на гонках — стоимость зависит от автодрома и программы тренировок.
Персональные тренировки на картодроме (для пилотов Mitjet) — 15 000 руб. Эксклюзивная тренировка на картодроме — 50 000 руб.
Условия бронирования участия в тренировочных заездах:
- Заявка на участие в мероприятии подтверждается только после внесения Участником мероприятия предоплаты в размере 25% от стоимости заказа.
- В случае отказа (аннуляции) от подтвержденного бронирования Участник мероприятия должен проинформировать Организатора в письменной форме по электронному адресу или иным способом, обеспечивающим получение Организатором такого уведомления, не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до начала мероприятия.
- В случае нарушения указанного условия, Участник мероприятия, подавший заявку, обязуется оплатить аннуляционный сбор в размере 25% от стоимости заказа.
- Платеж, внесенный в качестве предоплаты, в случае уведомления Организатора позднее обозначенного выше срока (14 рабочих дней), переносу на следующее мероприятие не подлежит.
- В случае отмены или переноса мероприятия по вине принимающей трассы, и уведомлении об этом Организатора и Участников менее чем за 5 календарных дней, Организатор оставляет за собой право удержать 25% от стоимости заказа с суммы внесенного авансового платежа.
- Перед началом тренировочных заездов Участник мероприятия вносит обеспечительный платеж в размере 250 000 руб. Сумма обеспечительного платежа может быть зачтена к сумме возникшего у Организатора, денежного обязательства по отношению к Водителю, в том числе, но не исключая следующие случаи: любые штрафные санкции, установленные правилами внутреннего пропускного режима и режима безопасности на территории проведения мероприятия, правилами допуска на мероприятие, плата за оказанные дополнительные услуги, ущерб, который причинен трассе, имуществу используемому Организатором. Сумма обеспечительного платежа возвращается в полном объеме в случае отсутствия основания для удержания в течение 10 банковских дней.
- Для допуска пилота и / или тренера, пассажира к участию в мероприятии обязательно использование профессиональной гоночной экипировки, соответствующей актуальным требованиям FIA (Международная автомобильная федерация):
- защитный шлем;
- устройства поддержки головы и шеи (Head and Neck Restraint Systems — HANS, HYBRID);
- пламезащитный комбинезон;
- специальное термобелье (подшлемник-балаклава, майка, кальсоны, носки);
- перчатки;
- обувь;
- ремни безопасности;
- оконная сетка.
Школа повышения водительского мастерства
«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:
- покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
- Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP
Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.
Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте
Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.
Чемпион мира | До Ф1 | До предыдущей серии |
Нико Росберг | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, 4й |
Себастьян Феттель | Мировая серия Рено, 5й | Евросерия Ф3, вице-чемпион |
Льюис Хэмильтон | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, чемпион |
Кими Райкконен | Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион | Картинг |
Фернандо Алонсо | Ф3000, 4й | Мировая серия Nissan (ныне – V8), чемпион |
Мика Хаккинен | Британская Ф3, чемпион | «Древние» серии класса Формулы Форд |
Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира
Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).
Гран-при Абу-Даби 2010: ты не пройдешь
Как говорил один известный блогер, «классическая классика». Фантастическая гонка, в которой решалась судьба чемпионского титула. Четыре претендента: лидер чемпионата и пилот Red Bull Марк Уэббер, пилот Ferrari Фернандо Алонсо, пилот Red Bull Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон на McLaren.
Для российских болельщиков гонка стала краеугольным камнем всего российского автоспорта на тот момент. Кроме того, многие болельщики как Ferrari, так и Алонсо испытали смешанные эмоции от финального заезда. Почему?
Потому что после своего единственного пит-стопа Фернандо оказался за спиной Виталия Петрова.
Чтобы выиграть титул, Алонсо было необходимо проходить нашего пилота, и, казалось, у Renault нет шансов против Ferrari. Да и какая мотивация сдерживать претендента на титул? А мотивация самая простая: оставаться гонщиком всегда и везде, бороться за каждый поворот и за каждое очко вне зависимости от политических и закулисных интриг. В конце концов, выполнять свою работу.
И Виталий ее выполнил: на протяжении более 40 кругов наш парень сдерживал одного из лучших пилотов в истории «Формулы-1». После финиша испанец плакал и грозил кулаком Петрову, и эмоции чемпиона 2005 и 2006 годов понять можно — он только что упустил возможность выиграл титул с Ferrari. Но мы понимаем и другое: Виталий Петров на тот момент в пятый раз принес России очки в «Формуле-1». И если вам кажется это не слишком значимым достижением, то просто вспомните о венгерском гонщике Жолте Баумгартнере, чье единственное очко в F1 до сих пор вспоминает вся Венгрия.
Виталий Петров — скандальный пилот
Виталий Петров
Для Виталия в Формуле-1 все начиналось неплохо. 31 января 2010 года все российские спортивные СМИ в один голос на первой полосе опубликовали статью, основной посыл которой гласил: «Российский пилот в Формуле-1». Да, им стал Петров, который подписал двухлетний контракт не с какой-то командой из боттома, а с твёрдым середняком — Renault.
Первый сезон для новичка не сулил высоких показателей в гонках. Виталий сумел лишь четырежды финишировать в очковой зоне в 19 Гран-при. Но вот следующий сезон российскому гонщику запомнился надолго.
Я уверен, что всех удивил удачный старт уже в первой гонке. Виталий добрался до подиума и занял третье место на австралийском Гран-при. Да и весь сезон складывался довольно удачно. За это время Виталий финишировал семь раз в очковой зоне, что позволило ему заработать 37 очков и занять десятое место по итогам чемпионата.
Казалось, неплохая работа пилота, но это не устроило руководителей команды и это при том, что Петров имел ещё один год по ранее подписанному контракту. Итогом стало его отчисление из команды под предлогом «необоснованной критики гоночного болида». Поэтому пришлось российскому гонщику искать новую команду для работы. Благо место оставалось ещё в Caterham. Виталий подписал однолетний контракт, но ничего хорошего с этого не вышло: за 19 гонок чемпионата, Петров так и не смог набрать ни единого очка. Этот сезон стал последним для Виталия Петрова в Формуле-1.
Сергей Злобин — первый российский пилот Формулы-1
Сергей Злобин
Как ни странно, но первого российского гонщика, который пилотировал болид Формулы-1, знают не все. Это Сергей Злобин, который в 2003 и 2004 году впервые опробовал болид Формулы-1. К сожалению, ему не пришлось участвовать в гонках из-за якобы слабых результатов. Почему якобы? Даже не самым сильным пилотам, Сергей проигрывал по 3-4 секунды с круга. Но это не столь вина самого пилота, сколько отсутствие должного опыта.
Ну а чем нам всем запомнился Злобин, так это его скандалом с Хуаном-Паблом Монтойей (правда, досконально неизвестно, кто ещё был неправ) и своими нелепыми высказываниями. Ну вот хотя бы парочка из них: «С моим приходом в эту команду (Minardi), команда уйдёт из стана аутсайдеров» или «Я буду стараться изо всех сил сделать Minardi чемпионской командой». Естественно, что это Сергею не удалось и запомнился он отнюдь не гоночными результатами.
Уличные гонки
В нашей стране не так много мест, где можно освоить это спортивное ремесло. В городах с населением до 500 000 человек инфраструктура для проведения подобных мероприятий и вовсе отсутствует. По этой причине возникают неформальные и полуподвальные сообщества, участники которых гордо называют себя стритрейсерами. Они покупают себе дешёвые отечественные автомобили, тюнингуют их и под громкую музыку и визг тормозов будоражат сон жителей спальных районов своих городков.
Сказать, что это незаконно – мало. Это очень опасно, и не только для безответственных «гонщиков» (кстати, ничего общего эти люди с автомобильным спортом не имеют). Как правило, их машины находятся не в безупречном состоянии, сами они нередко участвуют в заездах в состоянии алкогольного опьянения да и риск попасть в смертельное ДТП или стать виновником такового более чем высокий. Поэтому здесь нужно запомнить раз и навсегда: нелегальные уличные гонки – это незаконно, опасно и не про спорт. А вот о том, как стать профессиональным гонщиком в России, поговорим прямо сейчас.
Психологическая подготовка
Как и у всех спортсменов, работа с психологом у гонщиков F1 играет ключевую роль. Ведь, как признаются пилоты, главный соперник для нас — это мы сами. И именно психологи в свое время посоветовали гонщикам тренироваться в гоночном костюме и шлеме, не только на треке, но и на велотренажерах, например. Таким образом, у спортсмена образуется крепкая психологическая связь между его выступлениями и тренировками. Гонщиков также учат техникам дыхания, которые в итоге помогают им сохранять спокойствие, ясность ума и возможность трезво оценить ситуацию во время гонки.
И не забывайте про огромное давление на гонщиков со стороны команды, фанатов, прессы — особенно, если вы, например, пилот Ferrari. С таким стрессом надо тоже уметь справляться, и эта борьба всегда отнимает очень много сил. Так, некоторые пилоты признавались, что выходя из состава Ferrari немного выдыхали, потому что тут же лишались огромного стресса в своей жизни.
07.12.2015
29.06.2018
20.09.2017
19.02.2020
11.05.2016
30.11.2018
05.02.2019
21.02.2019
14.03.2019
04.07.2019
05.02.2019
19.04.2020
13.06.2019
21.07.2021
20.08.2018
22.11.2017
18.01.2018
24.05.2019
Автомобили
Никита Нагорный: «Мне нравится вести машину боком»
«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:
- покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
- Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP
Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.
Младшие автогоночные серии
Ситуация меняется каждые 4-7 лет: какие-то чемпионаты теряют славу, другие просто уходят в небытие, третьи держатся с переменным успехом.
Одна из молодёжных «формул» прошлых лет. Льюис Хэмильтон в GP2, 2006
Из молодёжных чемпионатов: менее мощных, менее престижных. Гоночные «университеты» 2016 года:
- GP2 (в 2017 эта серия стала называться Формула 2);
- Формула V8 (ещё в 2015 – «Мировая Серия Renault», или Formula Renault 3,5;
- GP3;
- самые престижные разновидности Формулы 3.
До «университетов автоспорта» есть ещё более молодёжные, «школьные» чемпионаты-формулы:
- многочисленные двухлитровые Формулы Рено;
- локальные Ф3 – немецкая, итальянская, британская, да хоть бразильская;
- совсем уж слабенькие и старые Ф-1600;
- за последние 3-4 года стараниями Международной Автоспортивной Федерации (FIA) завоевали неплохое место под солнцем новые категории класса Ф4.
Болид двухлитровой Формулы Renault — примитивная, но вполне взрослая техника, чуть ниже чем Ф3
Другие статьи сайта Formula-2.ru про молодёжные гонки:
- Какие бывают автогонки?
- Молодёжные чемпионаты — кто есть кто
- Сколько лет и где нужно гоняться перед дебютом в Формуле 1?