Как научиться понимать классическую музыку?

Как слушать? Когда начинать?

Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!

Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом вы благотворно влияете на развитие речи ребенка

С 1,5 лет музыкальные занятия с малышом можно сделать более разнообразными и интересными, подробнее об этом можно прочитать в статье «Музыкальные игры для детей от 1,5 лет».

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

С какого жанра начать?

Классика

Классическая музыка – это образцовые музыкальные произведения. Она оказывает на слушателей наиболее всестороннее воздействие и считается самой полезной для человеческого организма. Она помогает детям интеллектуально развиваться, обладать большей восприимчивостью к наукам и стрессоустойчивостью. 

Классика полезна для здоровья. Согласно исследованиям она:

  • понижает давление;
  • делает слушателя эмоциональнее;
  • помогает заснуть;
  • облегчает боль;
  • улучшает память;
  • помогает справиться с тревожностью;
  • помогает строить взаимоотношения с окружающими;
  • повышает продуктивность;
  • помогает расслабиться.

А вот с чего стоит начать учиться слушать классическую музыку:

  1. Эдвард Григ. Сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».
  2. Антонио Вивальди. «Времена года».
  3. Петр Чайковский. «Времена года». Концерт для фортепиано с оркестром №1. 
  4. Фредерик Шопен. Вальсы, ноктюрны, этюды и другие миниатюры.
  5. Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5.
  6. Сергей Прокофьев. Сюиты из музыки балета «Ромео и Джульетта».
  7. Модест Мусоргский. «Картинки с выставки».
  8. Сергей Рахманинов. Концерт для фортепиано №2.
  9. Дмитрий Шостакович. Симфония №7 (Ленинградская).

Джаз

Джаз – это вид музыкального искусства, который возник из сочетания черт европейской и африканской культур (на базе импровизации, неровного ритма и темпа). Это одна из самых энергичных и живых музыкальных форм, оказавшая грандиозное влияние на большинство популярных жанров за последнее столетие.

Звёзды джаза:

Великие джазовые композиции:

  1. Пол Дезмонд – Take Five.
  2. Джерри Херман – Hello, Dolly!
  3. Х. Кармайкл и С. Горрелл – Georgia on My Mind.
  4. Джордж Гершвин – Summertime.
  5. Р. Роджерс и Л. Харт – My Funny Valentine.
  6. Дюк Эллингтон – Caravan.

Крутые принты в стиле джаз

Рок

Рок – это направление эстрадной музыки, исполняемой преимущественно на низких нотах на электромузыкальных инструментах. Это нарушение правил и общепринятых норм, выражение желания быть в оппозиции к моде и власти. Рок-музыка улучшает мозговую активность, реакцию и память.

Коротко об истоках:

  1. Howlin’ Wolf – Smokestack Lightning.
  2. Roll Over Beethoven – Chuck Berry.
  3. Elvis Presley – Jailhouse Rock.
  4. The Beatles – Come Together.
  5. The Rolling Stones – (I Can’t Get No) Satisfaction.
  6. The Doors – Roadhouse Blues.
  7. Jethro Tull – Aqualung.

Топ-10 рок-песен всех времен:

  1. Queen – Bohemian Rhapsody.
  2. Nirvana – Smells Like Teen Spirit.
  3. Pink Floyd – Another Brick In The Wall.
  4. Bon Jovi – It’s My Life.
  5. Linkin Park – Numb.
  6. Evanescence – My Immortal.
  7. The Cranberries – Zombie.
  8. Led Zeppelin – Stairway To Heaven.
  9. The Eagles – Hotel California.
  10. The Beatles – A Day In The Life.

Среди лучших исполнителей русского рока: Сплин, Кино, Земфира, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Агата Кристи, Би-2, Lumen, Аквариум и другие.

Принты для любителей рока

Рэп

Рэп – это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Мы живём в эпоху рэпа. У рэперов миллионы просмотров клипов, они собирают крупнейшие площадки. Современный рэп – музыка для простых площадок и широких масс. Рэперы являются лицами поколения. Это новая поэзия, целые творческие Вселенные и музыкальное сопровождение многих дорогих брендов.

В списке лучших зарубежных рэперов Эминем, Канье Уэст, Dr. Dre, Drake, Ice Cube, Snoop Dogg, 50 Cent, Jay-Z и другие.

Если вас интересует русские/русскоязычные рэп-исполнители, послушайте:

  1. Oxxxymiron.
  2. Miyagi.
  3. Баста.
  4. Децл.
  5. Серёга.
  6. Лигалайз.
  7. Feduk.
  8. ЯрмаК.
  9. PHARAOН.
  10. Скриптонит.
  11. Noize MC.
  12. ЛСП.
  13. Смоки Мо.
  14. Макс Корж.
  15. Horus.
  16. Каста.
  17. Guf.
  18. 25/17.
  19. Centr.
  20. Триада.

Модные принты в стиле рэп

Электронная музыка

Электронная музыка – музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий.

8 альбомов, с которых нужно начать знакомство с электроникой:

  1. Depeche Mode – Violator.
  2. Kraftwerk – Radio- Aktivität.
  3. The Prodigy – Music For The Jilted Generation.
  4. Nine Inch Nails – The Downward Spiral.
  5. Autechre – Incunabula.
  6. Laibach – WAT.
  7. Deutsch Amerikanische Freundschaft — Alles ist Gut.
  8. Infected Mushroom — Classical Mushroom.

Чайковский, 6-ая симфония

Шестая, она же Патетическая, она же последняя симфония Чайковского, которую он закончил незадолго до своей смерти.

Обычно, когда знатоки классической музыки говорят о гениальности или крутизне того или иного произведения, обычным смертным остается лишь пожимать плечами, потому как в 99% случаев они не слышат ничего такого, что можно было бы назвать гениальным. Ну, действительно, классика — это же не Иван Дорн, там-то ноги сами в пляс пускаются.

Так вот, в данном случае, даже полные имбицилы во главе со мной способны оценить всю величественность этой симфонии начиная с первых тактов. Просто начните слушать и скорее всего дослушаете до конца, что вообще-то довольно редкое явления для классической музыки.

Эта произведение почти не известно среди широких масс, в отличие от, например, Танца Маленьких Лебедей или Щелкунчика, но для меня после прослушивания именно этой симфонии авторитет Чайковского взлетел до небес.

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Ференц Лист. Мефисто-вальс №1

Ференц Лист, один из великих романтиков XIX века, в первую очередь считается одним из самых влиятельных пианистов своей эпохи. Он стал человеком, который заставил общество пересмотреть отношение к инструменталистам, которых воспринимали, по большому счету, как шутов. Лист изобрел собственную фортепианную технику и много концертировал, своими выступлениями доводя некоторых эмоциональных зрителей до мистического экстаза. 

Композиторский талант Листа в среде критиков постоянно подвергается сомнению, но при этом народ музыку Листа любит. В какой-то мере и потому, что в веке XIX он мыслил канонами века ХХ, предвосхитив многие музыкальные открытия будущего. 

Среди любимых Листом образов важное место занимают Фауст и Мефистофель, причем не как герои поэмы Гете, а как персонажи менее известной драматической поэмы Николауса Ленау. Если в центре внимания повествования Гете — Доктор Фауст с его вечным поиском истины, то Ленау больше внимания обращает именно на фигуру Мефистофеля, рисуя образ мрачный и саркастический.  . В 1860 году Ференц Лист, под впечатлением от поэмы Ленау, создал два симфонических произведения — “Мефисто-вальс” и “Ночное шествие”

В дальнейшем композитор сделал фортепианную транскрипция “Мефисто-вальса”, которую сам исполнял блестяще и которая по сей день очень популярна среди концертирующих пианистов. 

В 1860 году Ференц Лист, под впечатлением от поэмы Ленау, создал два симфонических произведения — “Мефисто-вальс” и “Ночное шествие”. В дальнейшем композитор сделал фортепианную транскрипция “Мефисто-вальса”, которую сам исполнял блестяще и которая по сей день очень популярна среди концертирующих пианистов. 

Мефисто-вальс — это потрясающей красоты 11 минутная композиция, требующая от исполнителя филигранной техники. В ней есть и диалог Мефистофеля с Фаустом у окна деревенского кабачка, где происходит веселая свадебная пирушка, и танец Фауста с крестьянской девушкой, и Мефистофель, играющий на скрипке музыку дьявольской красоты.  

Watch this video on YouTube

Открываем классику

Один из методов познать академическую музыку слушать ее неупорядоченно. Бах, Малер, Орф, Стравинский, Чайковский слушайте все, без привязки к конкретной эпохе или направлению. Главное слушать музыку внимательно, чувствовать “глубину” и “настроение” композиции. Так у вас со временем появятся любимые композиторы и произведения, которые захочется переслушивать снова и снова. А вместе с этим желание углубиться в творчество конкретного творца.

Например, у Чайковского есть довольно драматичные, даже трагичные, но при этом необычайно пронзительные работы: пятая симфония и трио “Памяти великого художника”. Кого-то именно они, а не знаменитый “Щелкунчик”, заставят углубиться в творчество и биографию великого русского композитора.

Немец Феликс Мендельсон известен многим как автор свадебного марша. Но в его коллекции есть немало работ не менее достойных вашего внимания. Одна из них “Скрипичный концерт”. А послушав его “Песни без слов”, Мендельсон откроется вам как автор весьма лиричных и романтичных композиций.

Есть композиторы, экспериментировавшие с музыкой всю свою жизнь. Один из таких Игорь Стравинский. В его творческом пути выделяют “русский” этап (“Петрушка”, “Прибаутки” здесь четко прослеживаются фольклорные нотки) и “серийный” этап (“Движения”, “Потоп” и другие работы из позднего творчества). Одно из лучших произведений композитора “Весна священная”. Оно стало словно предзнаменованием надвигающихся катастроф первой половины 20-го века.

В отличие от Стравинского, вся музыка Моцарта выдержана в едином стиле. Он представляет венскую классическую школу и, несмотря на выдающийся талант и неоспоримый музыкальный дар, Вольфганг Амадей редко решался на эксперименты. Пожалуй, самая нетипичная работа Моцарта “Ave verum corpus”.

Фридерик Шопен тоже узнаваем благодаря собственному стилю. Его важная особенность привязка к пианино. Работы Шопена трудно исполнить на другом инструменте, не утратив индивидуальности и обаяния. Музыку Шопена вы вряд ли услышите в исполнении оркестра.

Так, шаг за шагом открывая для себя новых исполнителей и их композиции, вы постепенно начнете разбираться в академической музыке. Не прав тот, кто говорит о недостатке разнообразия в классических произведениях мол, все они похожи друг на друга. Достаточно лишь сравнить “Турецкое Рондо” Моцарта, торжественный “Венгерский танец №5” Брамса и оперы Верди (“Аида, “Травиата”). Уже на основе этого станет ясно, что классика богата и разнопланова. Каждый найдет здесь что-то для себя.

Погрузитесь в контекст

Нам действительно не интересен предмет, когда мы не знаем его происхождения и не ощущаем причастности к нему. Так и в классике: симфония кажется огромным, неподъемным куском музыки, настолько величественным, что даже скучно. Бороться с этим можно одним способом – провести небольшое исследование, узнать биографию композитора, изучить историю создания сочинения. Многим известно, что симфония № 7 «Ленинградская» Шостаковича, которая создавалась в начале блокады, использовалась советской властью в качестве оружия пропаганды, в том числе и на Западе. Но мало кто знает, что знаменитый марш из нее был написан задолго до войны. Первоначально в нем была заключена тема государственного террора как такового, тема тупой и слепой политической машины, неотвратимой силы, то есть это была скорее антисталинская, а не антигитлеровская история. Приобретает другой контекст, не так ли?

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова

Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva. 

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»И. С. Бах — «Вариации Гольдберга» Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио Бедржих Сметана — «Влтава» Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема» Игорь Стравинский — «Жар-Птица» Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель — «Болеро» Густав Малер — Симфония № 2 Дьёрде Лигети — «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар — «Энигма-вариации» Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9 Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»

Как научиться слушать классическую музыку

Начинайте не с больших, а с маленьких сочинений. Например, польский композитор Фредерик Шопен – миниатюрист. Полонезы, мазурки и ноктюрны коротенькие, их слушать недолго – а результат есть.


 

Или австриец Фриц Крейслер – «Муки любви», «Радость любви». Это не огромное полотно симфонии, а коротенькие произведения: хорошо ложатся на слух и легко воспринимаются. Скучно не будет.


 

Выбирайте яркие и эмоциональные произведения. Например, в музыкальной школе мне, как и любой юной скрипачке, очень нравились «Времена года» Антонио Вивальди. Это очень запоминающееся, образное сочинение – вплоть до передачи голосов птиц. Банально? Но приобщаться классической музыке я бы начала с него.


 

У Петра Чайковского также есть «Времена года», их тоже посоветую. Этот композитор писал ярким музыкальным языком, его произведения не перепутаешь.


 

Ни в коем случае не начинайте с оперы. Ее надо не слушать, а смотреть. Это целое действо, проглотить которое проще вместе со всеми атрибутами: игрой актеров, красивыми декорациями, оригинальной постановкой.

Моя любимая опера – «Травиата» Верди. Ну, во-первых, это про любовь! Практически фильм «Красотка», только опера.

Попробуйте адаптации классической музыки. Теперь это Дэвид Гаррет, а раньше была Ванесса Мэй. Она умница, первопроходчица! Думаю, с ее помощью многие стали интересоваться классикой.


 

Слушайте адаптации современной музыки. Современные треки в классической интерпретации – это то, чем и я занимаюсь на своих концертах.

Например, прошлым летом был очень популярен хит Despacito. Мы сделали аранжировку и не ошиблись, с оркестром она классно звучала. Мы еще фишечку добавили: там, где в оригинале рэп, у нас трубач. Саундтреки «Игры престолов», «Пиратов Карибского моря», «Маски Зорро» – вы узнаете любимые мелодии, но прозвучат они по-новому. Ближайший концерт я дам 21 июля – бесплатный, у ратуши.


 

Причина вторая. Классическая музыка полезна для здоровья

Неизвестно, профессионализм ли классических композиторов тому причина, или это следствие их гениальности, но факт остается фактом: прослушивание классической музыки полезно для здоровья.

Польза классической музыки настолько объемно исследована, что для перечисления всех выявленных достоинств не хватит нескольких страниц: классика нормализует давление, успокаивает нервы, улучшает сон, помогает обрести нормальный аппетит и вес и т.д. Есть даже «специализация» по композиторам, например, музыка Вивальди утоляет боль, а произведения Моцарта — вообще волшебный эликсир от всех болезней. Не стану утомлять подробностями, все исследования и статьи легко найти в интернете.

Непрофессиональная музыка, наоборот, может оказывать противоположный эффект и вредить здоровью: разбалансировать нервы, вызывать бессонницу, депрессию, усиливать хронические заболевания.

Вы наверняка слышали про опыты Масару Эмото по влиянию музыки на структуру воды, и его опыты отчасти объясняют этот эффект (когда после одной музыки кристаллическая решетка в молекулах выравнивается до идеальной, а после другой — деформируется до неузнаваемости).

Чтобы не рисковать здоровьем, выгоднее слушать проверенную веками классическую музыку.

Основные понятия

К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом. Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись. Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.

При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.

Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.

Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении. А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано. Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.

Classical Radio+

Удобно слушать классическую музыку вы можете в приложении Classical Radio+. Выберите категорию или станцию и наслаждайтесь.

Функции Classical Radio+:

  • Выбирайте самых популярных, новых или известных композиторов для прослушивания.
  • Перематывайте и останавливайте любую станцию касанием.
  • Изучите коллекцию по жанрам, периоду или настроению.

Classical Radio+ предоставляет простой и удобный способ слушать любимых композиторов и не только. Приложение бесплатное и не содержит встроенных покупок.

  • Поддержка: iPhone, iPad и Android.

Возможно, вы сами занимаетесь музыкой и цените произведения Баха, Бетховена и Моцарта. А может вас всегда привлекала классическая музыка, но вы не решались познакомиться с ней ближе. В любом случае, приложения выше будут вам полезны.

Начните с простого

Тяжелые, драматические композиции воспринимать порой тяжело. Поэтому можно начать углубляться в классику с мелодичных произведений. “Прелюдия №24” Шопена, “Щелкунчик” Чайковского, “Марш Тореадора” Жоржа Бизе, “Wiener Blut” Иоганна Штрауса вот, с чего можно начать.

Скорее всего, вы в своей жизни слышали десятки классических произведений. В рекламных роликах, в фильмах, в магазинах, на каких-то праздниках и даже на улице. Самое время узнать, что это за мелодии, кому они принадлежат. Этот подход может отлично мотивировать вас на дальнейшее познание классики. В этом видео собрано 65 шедевров классической музыки, которые вы, наверняка, слышали, но теперь еще и сможете узнать, как они называются и кто их написал.

Помимо вышеприведенных методов, вы можете подойти к вопросу более основательно и начать изучение классики с курсов или лекций. Здесь мы собрали несколько онлайн-курсов об искусстве. Нетрудно понять, что такое классическая музыка, слушать ее внимательно, открывая для себя все новые и новые шедевры, одновременно с этим познавая историю и дух эпохи куда сложнее и интереснее. Главное в этом деле регулярность.

Кстати, не так давно мы писали статью о том, как правильно слушать оперу. А здесь мы собрали лучшие подкасты о культуре.

Эдвард Григ. Сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Если вы никогда не слушали классическую музыку, то начать лучше с музыки программной. «Пер Гюнт» Грига в этом случае — вариант идеальный. Во-первых, эту музыку вы точно узнаете: она очень популярна. Во-вторых, названия каждой из пьес подскажут вам, что именно хотел сказать в ней композитор. Ну а в-третьих, на помощь может прийти и само повествование Ибсена: в музыке сокрыто гораздо больше деталей, чем может показаться на первый взгляд.

Безусловно, нельзя обойти вниманием «Утро», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Пещеру горного короля» и «Песню Сольвейг». Кроме того, пьесы совсем небольшие по длительности, так что заскучать вы не успеете

Если же вы проникнетесь красотой норвежских музыкальных фьордов — можно смело переходить к его же Концерту для фортепиано с оркестром.

https://youtube.com/watch?v=sv5Wgq8n5Fc

Методы погружения в музыку

Мы выбрали несколько эффективных методик для тех, кто хочет начать слушать музыку.

Последовательно слушать признанных классиков

Самый традиционный способ знакомства с академической музыкой. Те, кто его практикует, рекомендуют слушать знаковые произведения в хронологическом порядке, выбирая эпохи, наиболее близкие по духу и останавливаясь на них.

Слушать близких по духу

Не всем подходит Моцарт и Бах. Есть классические композиторы, работы которых более созвучны жизни современного человека, например, Шостакович, Малер и Стравинский. Интересных композиторов и исполнителей можно найти в любом жанре.

Подбирать музыку по настроению

Ещё один способ познакомиться с музыкой – выбирать произведения, соответствующие эмоциям и настроению слушателя. Если говорить о классике, то для сосредоточенной работы подойдёт Бах, в минуты гнева Вагнер или Бетховен, когда хочется трагедии Брамс, для романтики Дебюсси, в период душевной смуты Шуберт и Шопен, когда весело Моцарт.

К сожалению, добиться абсолютного объективного восприятия музыки невозможно. На наш музыкальный опыт влияют наши предпочтения, переживания и память. В этом нет ничего плохого, но если вы хотите добиться большей объективности, замещайте лишнюю информацию полезной: культурным контекстом, сведениями об авторе и его творческом процессе.

Еще больше музыкальных принтов