Введение в гендерные исследования

Люди равны!

В Италии мужчина, который отлично готовит, считается настоящим “мачо”, в то время как в славянских странах кулинария считается женским занятием. Из-за этого, а также предпочтения отдавать руководящие места мужчинам, возникают конфликты, регулирующиеся гендерной политикой:

  • имеется в виду ответственность государства за равенство полов;
  • создание правовых норм;
  • создание равноправия.

Гендер определяет поведение, которое должно приписываться человеку, исходя из его биологического полового признака. Это понятие возникло как следствие развития осознания самого себя, а также из-за изучения феминистического движения.

Существует ли равноправие?

Равенство подразумевает наличие одинаковых возможностей у обоих полов. Точнее оно определяет такие возможности, как:

  • доступ к любой сфере деятельности;
  • воспитание детей;
  • создание семьи;
  • доступ к политической деятельности.

Неравенство опирается на традиционное распределение обязанностей обоих полов в обществе. Однако в наше время женщинам открыт доступ к государственной деятельности, а мужчины могут занять нишу в сфере дизайна и культуре.

В наше время люди начинают понимать, что данные распределения не совсем верные и строят личную жизнь, исходя из собственных нужд.

Стандарты

Двойные стандарты также приводят к возникновению конфликтов. Например, для мужчин обилие сексуальных партнерш считается нормой, так как они приносят определенный опыт, который понадобится в будущих отношениях.

Гендерное равенство не вносит существенный вклад в историю человечества, а помогает индивидууму найти собственный жизненный путь и разобраться в себе.

37 оттенков гендера

Разгул равноправия привел к тому, что число гендеров оказалось неизмеримым. Чтобы не обидеть какую-нибудь новую идентичность, компании и различные сервисы вводят так называемую графу gender neutral, коротко — Mx. Первым эту графу ввел британский Metro Bank, а затем и HSBC в 2017 году. Но главный прорыв совершил Facebook, где в 2014 году появилось 54 разновидности гендера, что дает повод усомниться в своей идентичности даже тем, кто этим вопросом доселе не интересовался.

Хайп вокруг гендера связан не только с активностью LGBT (что вообще-то крайне выгодно для западной экономики и формирует новый слой общества, а вместе с этим — новые потребительские каналы), но и вообще с культурой постмодерна, где размываются все привычные определения и качества человека. Ярче всего это демонстрирует фэшн-индустрия — в крупных магазинах появляются отделы гендерно-нейтральной одежды. Бренды вроде H&M и Zara ловят тренд, а дизайнеры — от мегаизвестных, как Рик Оуэнс, который, кстати, всегда был приверженцем андрогинности, до микробрендов вроде Douplet — на подиумах констатируют гендерную непредвзятость, выпуская одежду oversize, пренебрегая вытачками и жонглируя голубым и розовым.

Общество

Tinder предложит девять вариантов сексуальной ориентации на выбор

Snapchat в мае 2019-го взорвал активность пользователей благодаря новому фильтру, который позволяет менять пол на фотке. Еще не сделали антигендерное фото? Скорее идите в Snapchat. В 2016 году приложение знакомств Tinder поддержало ЛГБТ-сообщество и предложило пользователям 37 вариантов гендера, согласно которому ты можешь быть «двоедушим» (two-spirit), «особым гендером» (genderqueer), «женщиной, которая хирургическим путем стала мужчиной» (FTM), или наоборот (MTF), «транссексуалом в ожидании операции» (CIS) или выбрать скромную категорию «воздержался» (agender) и т. д. Правда, в российской версии Тиндера эта опция, к сожалению, не предусмотрена. В девяти же основных разновидностях идентичности вполне можно разобраться, если свайпить в англоязычной версии:

  • Heterosexual (гетеросексуал) — люди с традиционным влечением к противоположному полу, то есть мужчины — к женщине, женщины — к мужчине

  • Gay (гей) — мужчина гомосексуальной ориентации

  • Lesbian (лесбиянка) — женщина гомосексуальной ориентации

  • Bisexual (бисексуал) — люди с влечением к обоим полам  

  • Asexual (асексуал) — люди, не испытывающие полового влечения

  • Demisexual (демисексуал) — в отличие от асексуала, демисексуал испытывает влечение, но лишь отчасти и по причине эмоциональной привязанности

  • Pansexual (пансексуал) — «всесексуал» или «суперсексуал». В отличие от бисексуалов, пансексуалов привлекает полная независимость от половых условностей

  • Queer (квир) — чаще всего гей, но в широком смысле гендерно-«странный» человек; слово используется вместо местоимений он/она

  • Agender (агендер) — неопределившийся; человек, который намеренно избегает определения себя категорией «гендер»

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало – это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Гендерная асимметрия

Гендерная асимметрия — непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше. Современная практика России такова: женщины составляют 53% от всех жителей, но в Государственной Думе последнего созыва (1999 г.) депутатов-женщин всего 7%. Женщины наравне с мужчинами работали в советские годы на производстве и в других сферах народного хозяйства, однако в результате приватизации они оказались отчуждены от передела бывшей государственной собственности и крупного бизнеса, среди крупных предпринимателей лишь 3% — женщины.

Женщины составляют более половины (56%) лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом, по данным независимых исследований, составляют чуть более 40% доходов мужчин: их значительно меньше среди руководителей всех уровней, в том числе и руководителей в сфере искусства и науки.

Источником гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где женщины лишены права участвовать в выборах, в ряде случаев — права на образование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии — скрытая дискриминация и патриархатные (см. Патриархат) установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий. Так, неолиберальное сознание склонно объяснять низкое представительство женщин во власти «естественным предназначением» женщин или их нежеланием идти в политику.

Гендерная асимметрия — это источник нестабильности в государствах и в мире, что доказано специалистами, в том числе и экспертами ООН. В настоящее время международные агентства и организации разрабатывают масштабные программы по преодолению гендерной асимметрии во всех областях жизни.

Gender asymmetry (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1988. 408 с.

Ажгихина Н. И. А кони все скачут и скачут // В России что-то происходит. М., 2000.

Н. И. Ажгихина

Обзор Tell Me Why: Эпизод 1. Погорскому не зашел нудный детектив о трансмужчине

Один из двух главных героев Tell Me Why – трансмужчина Тайлер. Он недавно завершил переход и теперь разбирается с тайнами и загадками прошлого вместе с сестрой-близнецом Эллисон. Хотя игра справляется с задачей репрезентации трансгендерных людей, с темой гендерной идентификации она связана не так сильно – это более-менее стандартный детектив. Хотя сама по себе трансгендерность очень многогранна, это огромный простор для социальных комментариев и рассказа приземленных, эмоциональных и крайне человечных историй.

Мы вспомним несколько интересных примеров произведений о трансгендерных людях в других медиа, которые могли бы стать основой для выдающихся сюжетов игр.

Деятельность ВОЗ

  • Стратегия ВОЗ по включению гендерного анализа и действий в работу ВОЗ была принята на 60-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2007 года (WHA60.25). Весь Секретариат ВОЗ, включая штаб-квартиру, региональные и страновые бюро, отвечает за осуществление гендерной стратегии ВОЗ, которая включает следующие направления:
  • В 2015 году вступила в силу «Дорожная карта действий по вопросам гендера, справедливости и прав человека (GER) на 2014-2019 годы: включение аспектов справедливости, гендера, прав человека и социальных детерминант в работу ВОЗ». Дорожная карта действий — это пятилетний план работы в целях обеспечения комплексного подхода для программ ВОЗ, учитывающих гендерные аспекты, способствующих укреплению справедливости и основанных на правах человека.
  • Кроме того, для систематического включения гендерных аспектов в разработку, осуществление и оценку эффективности политики и программ в области здравоохранения ВОЗ разработала следующие инструменты:

Как менялись представления о гендере на протяжении истории

Большую часть истории человечество не понимало и не могло правильно оценить, насколько строение тела влияет на гендерное поведение и социальные роли. Со времён Древней Греции и до XVIII века женщины и мужчины понимались как один пол с небольшими вариациями: мужские гениталии находились снаружи, а женские — полностью зеркальные — внутри человеческого тела. При этом женское тело считалось таким же, как мужское, просто немного «недоразвитым». Эти представления укреплялись в сознании работами Аристотеля, Галена и Везалия. При этом подчинённое положение женщины в западной культуре объяснялось в рамках религиозного подхода.

После того как в XVIII веке научный подход пришёл на смену догматам веры, у привилегированного социального слоя — то есть мужчин — возникла потребность в ином объяснении своего доминирования. Многочисленные вскрытия показывали различия в строении мужского и женского тел, в том числе за пределами репродуктивной системы. Так произошёл переход к так называемой двуполой модели: женщина перестала быть «несовершенной версией мужчины» и стала «иной».

«С развитием „двуполой“ модели мужские и женские социальные роли стали рассматриваться как разные с точки зрения науки, так же, как раньше они считались таковыми внутри общественной и религиозной парадигмы», — пишет историк и сексолог Томас Лакер. При этом было сформулировано биологическое «обоснование» принадлежности мужчин к сфере разума и культуры, а женщин — к сфере эмоционального и дикой природы.

Уровни гендерных взаимоотношений

Мужчины и женщины функционируют в многообразных сферах, которые можно объединить в несколько уровней:

  1. Макроуровень – выступает в виде общественных отношений, то есть взаимодействия государства и общества с гендерными группами или с отдельным индивидом. В основе – политика и идеология социума и роли в нём каждого его члена.
  2. Мезоуровень – межгрупповые отношения, включающие различные коллективы, корпорации. Характерно целостное восприятие людей и гендерные стереотипы. Благодаря этому индивидуальные различия уравниваются, поведение приобретает общие стандарты, и представитель группы практически обезличивается.
  3. Микроуровень – межличностное взаимодействие особей разного пола. Для таких отношений свойственна яркая эмоциональная составляющая. Значимыми являются личностные качества каждого участника и процесс коммуникации.
  4. Внутриличностный уровень – так называемое самоотношение, то есть осознание своей индивидуальности, представление себя субъектом определённой группы.

Гендерные особенности: 5 мифов о различиях мужчин и женщин.

Гендер формируется и развивается в прямой связи с биологическими особенностями и самопознанием.

По данным психологов мальчики и девочки узнают свой пол к двум годам, но не до конца понимают, что это. К 5-7 годам под влиянием воспитания, опыта и ожиданий окружения формируется гендерная идентичность. Следующий этап – период полового созревания, сопровождаемый изменениями тела, эротическими фантазиями и романтическими переживаниями. Этот период оказывает сильное влияние на последующие гендерные различия. И только в возрасте 17-25 лет проходит этап социализации, когда формируется мировоззрение человека, его представления о собственном предназначении и смысле жизни.

Но дело в том, что воспитание ребенка во многих семьях, садах и школах опирается исключительно на его биологический пол. Это проявляется во всем: от выбора цвета коляски, одежды, игрушек до ожиданий и норм поведения. Так, от девочек ожидают любви к бантикам, куклам, общительности и примерного поведения. Им читают сказки про фей и принцесс. Мальчикам приписывают аналитический ум, сдержанность, интерес к машинкам и самолетам. Идея о том, что мальчики и девочки просто обязаны отличаться друг от друга, пропитала всю нашу культуру.

Но многие представления о присущих девочкам или мальчикам чертах характера оказались не более чем мифом. Исследованиями доказано, что сходств у детей гораздо меньше, чем различий. Например, разница в математических способностях проявилась в 8% случаев, отличия в усвоении текста обнаружились у 1% детей. И эти цифры можно продолжить. Если смотреть на данные непредвзято, можно заметить: все исследования половых различий только подтверждали их сходство.

Но в мире взрослых гендерных мифов не становится меньше:

Миф 4. Женщины мечтают выйти замуж, а мужчины в браке не нуждаются.

Девочкам с детства внушается «правильная» модель жизни, по которой она станет полноценной только после замужества и рождения детей. Мальчики живут с ожиданием того, что женщины стремятся их заарканить, сесть на шею. Но добиться карьерного роста и статуса мужчина может только в случае, когда его тыл хорошо защищен. Получается, супружеская жизнь дает мужчине возможность покорять вершины, а не решать бытовые проблемы.

Миф 5. Гендерное равенство достигнуто, воевать дальше бессмысленно.

По статистике 88% рекрутеров целенаправленно разыскивают кандидата определенного пола. Как ни банально, но причиной этому социальные стереотипы. Считается, что женщины более склонны к рутинной работе, а мужчины – амбициозны и настойчивы. Чтобы исключить подобные предубеждения при найме сотрудника в некоторых странах из анкеты убрали фото и некоторые биографические способности. Но ситуация с гендерным неравенством остается все так же актуальной.

Миф 6. Девочки предпочитают нежно-розовое, мальчики любят небесно-синее.

Девчачий отдел в магазине детской одежды безошибочно узнается по обилию розового цвета. Мальчикам полагаются сдержанные оттенки голубого, серого и лазурного. Но в ходе экспериментов связь цветовых предпочтений с полом не была выявлена. Дети выбирали розовый цвет не чаще, чем любой другой. Зато взрослые женщины и мужчины самым любимым и популярным назвали синий цвет.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

— гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

— гендер как выражение отношений власти,

— гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

— гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Похожие термины:

  • регламентируется Концепцией гендерной политики ФНПР, определяющей концептуальные подходы ФНПР к вопросу гендерного равенства и основные направления деятельности профсоюзов по реальному обесп

  • (прямая, косвенная) — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает права и интересы лиц по признаку пола; направлена на ослабление или лишение признания, пользования или осуще

  • мониторинг и общественно-правовой анализ национального законодательства, а также оценка проектов нормативных правовых актов на предмет соблюдения в них равенства возможностей, прав, обязанност

  • государственная, общественная деятельность, направленная на установление равенства во взаимоотношениях между лицами разного пола.

  • статистика, отражающая соответствующее положение лиц разного пола во всех сферах социально-политической жизни и освещающая гендерные проблемы и отношения в обществе.

  • дискриминация без прямого указания на половую принадлежность.

  • дискриминация, прямо указывающая на половую принадлежность.

  • общественные, политические, экономические и иные социальные отношения, подлежащие правовому регулированию.

  • наличие в составе какой-либо организации лиц разного пола в установленной пропорции.

  • это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода време

  • активное или пассивное поведение, которое проявляется в виде унижения, презрения, а также ограничения прав или оказания привилегий в связи с половой принадлежностью лица.

  • это система общественных отношений, в рамках которой обеспечиваются равное социальное положение, независимость и всеобъемлющее участие женщин и мужчин в жизни общества. ГР следует рассматривать

  • Термин «гендерные исследования» появился в 80-х годах XX века и связан с введением базового понятия гендер (социальный пол), применяющегося для анализа социальных отношений, в отличие от понятия пол,

  • характер поведения и обращения между лицами разного пола в процессе общения или при осуществлении различных видов совместной деятельности.

  • устойчивые для данного общества в данный период представления о различиях между мужчинами и женщинами.

  • Традиционно криминогенный фактор определяется как обстоятельство, способствующее порождению преступления и преступности в целом и усугубляющее их характеристики. В качестве такого фактора мог

  • процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах общес

Проявления в подростковом возрасте

С 7 до 12 лет — в препубертатном периоде — дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки — девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.

В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек

Девушки в это время замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества

Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.

Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.

Сферы использования

Гендерные исследования задействуются в таких науках:

  • Психология.
  • Социология.
  • Отдельные направления географии.
  • Экономика.
  • Политология.
  • Лингвистика и прочие.

При этом сами научные дисциплины также нужны для гендерных исследований. Нельзя выстроить гендерную модель, основываясь только на одном источнике знаний. Это означает, что построение гендерного типа человека не может основываться лишь на психологическом анализе, без учета факторов внешней социальной среды.

Таким образом практические гендерные исследования требуют разнообразных знаний во многих областях. Но важны не только научные знания. Гендерные исследования невозможны без данных анализа, статистического учета и представления о прошлом опыте человечества в какой-либо сфере. Построить гендерную модель невозможно без накопленной статистики, в которой одним из основных инструментов являются цифры. То есть можно утверждать, что основывается практическое применение данного научного направления на математике.

Использование результатов гендерных исследований имеет значение не только для политиков, владельцев рабочих мест или любителе дискуссий. Во многих областях очень важны знания о том, какие бывают гендеры. Это актуально, например, в образовании, поскольку помогут учителям понять личностные приоритеты, ценности, особенности характеров учеников

А это важно в вопросе того, как именно преподносить учебный материал, чтобы увлечь им детей

Помимо образовательной сферы, результаты таких исследований могут использоваться в индустрии развлечений, при организации городских торжеств и даже для популяризации службы в армии. Иными словами, практическое применение дисциплины, изучающей гендеры, ничем не ограничено.

Какими бывают гендеры, и сколько их

В момент введения этого термина в обиход и понимания его смысла как социального пола, ответить на эти вопросы многие затруднялись.

Понятие «биологический пол» включало в себя мужчин и женщин. Понятие «социальный пол» рассматривало общественные, поведенческие, личностные и прочие признаки мужественности и женственности. Таким образом, еще в середине прошедшего столетия ответить на вопрос о том, сколько гендеров существует, было просто. Их два: мужской тип и женский. Разумеется, под понятием «тип» скрывался большой перечень качеств, характеризующих личность, определяющих индивидуальность и модель поведения в обществе.

Когда понимание термина стало шире, ответить четко и ясно на вопрос о количестве существующих гендеров стало практически невозможно. Сегодня единственно верным ответом на вопрос о том, сколько гендеров существует, является число социальных ролей людей в обществе. То есть гендер, воспринимаемый в качестве социальной роли, а не пола, стал величиной изменяемой.

Один и тот же человек может вмещать в себе несколько гендерных типов, что зависит от окружающей его реальности. Также это может зависеть от характера человека, который предопределяет его поведение и взаимодействие с социумом.

В определении того, какие гендеры бывают, сегодня за первичную основу берется социальное позиционирование себя человеком, а к этому присоединяется его биологическая принадлежность к конкретному полу. То есть описание гендера уже не связано с тем, о мужчине или же женщине идет речь. Оно связано только с социальным типом позиционирования.

На примере это выглядит так: человек активен, зарабатывает, содержит семью, диктует свою волю другим, является лидером. Это однозначно мужской гендерный вид

При этом биологическая принадлежность не берется во внимание. Но этот же человек в определенных обстоятельствах может сменить приоритеты, заняться домашним хозяйством и перестать быть лидером

Это женский вид. Человек может совмещать традиционные социальные роли, то есть проявления поведенческих и личностных свойств или первичные виды гендеров. Это уже будет смешанным типом или же их сменой под влиянием окружающего социума.

Таким образом, вопрос о том, какими бывают гендеры, имеет достаточно простой ответ. Они такие, какими бывают люди. То есть разнообразие типов социальных ролей людей определяет описание и количество гендеров. Не нужно забывать и об их взаимном проникновении, что значительно расширяет количество описаний, соответственно, и вариантов гендеров.