Как выглядели бы герои фильма «д’артаньян и три мушкетера», если бы его снимали в наше время?

Оглавление

«Бюджетные» подвески и оператор в инвалидном кресле

Во всех экранизациях Дюма алмазные подвески Анны Австрийской, вокруг которых разворачивается сюжет картины, выглядят по-разному. В отечественной версии – это 12 сияющих камней на голубых атласных лентах. Алмазными эти подвески, разумеется, не были. Более того, смастерил их сам Юнгвальд-Хилькевич! В бюджете картины денег на изготовление украшений не было – все было рассчитано до копейки.

«Мне дали самую плохую камеру и 140 тысяч рублей на серию!» – признается создатель «Мушкетеров». Мало кто догадывался, что трехсерийный приключенческий фильм сделан буквально на коленке. Не хватало элементарного – осветительных приборов и операторской техники, а вместо операторской тележки было инвалидное кресло. Кстати, эфесы шпаг мушкетеров Юнгвальд-Хилькевич тоже изготовил сам – из обычных консервных банок. А украшения на мушкетерских нарядах хоть и выглядят весьма натурально, сделаны они из обычной фольги.

Шерлок, Воланд и исчезающий Атос

Роль Атоса, от которой в итоге отказался Боярский, как мы знаем, досталась блистательному Вениамину Смехову. Однако был и еще один претендент на это место – не менее замечательный артист Василий Ливанов. По воспоминаниям режиссера, Ливанов дважды появлялся на пробах в Одессе и прекрасно показал себя. Но в то же самое время Ливанов пробовался на роль Шерлока Холмса, которая впоследствии оказалась ключевой в его карьере. Ливанов выбрал сыщика, а Юнгвальд-Хилькевич вновь пустился на поиски Атоса. Его он нашел в Театре на Таганке: там шел спектакль «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова, где образ мрачного, таинственного Воланда воплотил не кто иной как Вениамин Смехов. Юнгвальд-Хилькевич без лишних раздумий предложил ему роль Атоса, и после некоторых уговоров актер согласился. Но даже в период съемок Смехов не бросал театр и на съемки в Одессу прилетал только по выходным. Поэтому во многих эпизодах актера подменял дублер. Конечно, для зрителей это осталось незаметным благодаря искусной работе оператора. Только самые внимательные могли заметить, что в ряде сцен с участием мушкетеров все они стоят лицом к камере, а Атос – спиной (например, после первой дуэли в монастыре, в сцене в кабаке и в момент «штурма» стены Бетюнского монастыря). А в сцене после смерти Констанции дублер показан спереди, но он старательно скрывает лицо, низко склонив голову. 

Еще один любопытный момент связан со знаменитой арией Атоса «Есть в графском парке черный пруд». Смехова часто хвалят за прекрасное исполнение этой песни, но немногие знают, что пел ее вовсе не он. Смехову никак не удавалось вытянуть несколько нот, и запись отложили. Но перезаписать песню артист так и не успел – поджимали сроки. В итоге песню исполнил джазовый тромбонист, пианист и вокалист Вячеслав Назаров. Смехов позже признавался, что страшно обиделся за это на создателей картины. «Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: «Есть в графском парке черный пру-уд!» – рассказывает Смехов. Но одна песня в его исполнении в фильм все же вошла – «На волоске судьба твоя…».

Последние статьи

  •   Как слабоумный художник-иллюстратор создавал жутко-интересные сюжеты: Выдуманные истории Генри Даргера сегодня, 20:51
  •   Не мужчина и не женщина: Что обнаружили учёные в анализе ДНК средневекового воина сегодня, 19:27
  •   Как был устроен древний холодильник ячхал, или Откуда Саладин брал напитки со льдом среди пустыни в 50-градусную жару сегодня, 17:28
  •   Баг космических масштабов: Как пропущенная черточка уничтожила «Маринер-1» сегодня, 14:20
  •   10 самых коротких войн в истории человечества: Хватило и 38 минут сегодня, 13:02
  •   Почему звезда сериала «Интерны» Светлана Пермякова уехала из столицы в деревню сегодня, 11:25
  •   5 правил жизни итальянцев, которые делают их счастливыми сегодня, 10:22
  •   Почему подружка Фокса и главная жена Абдуллы была обречена на роли второго плана: Творческая судьба Татьяны Ткач сегодня, 09:36
  • +1   Как копии лоджий Ватиканского дворца, созданные по проекту Рафаэля, оказались в Эрмитаже Санкт-Петербурга 29.09.2021, 23:16
  •   Как жена Николая II стала изгоем в Российской империи, и Почему ее винят во всех бедах императорской семьи 29.09.2021, 21:17

Все статьи

Как Боярский оказался на волоске от смерти

Сцены фехтования вызывали наибольшее веселье

Во время съемок случилась еще одна ужасная история. Снимали «марлезонский балет» в Одесском оперном театре. Момент, когда Боярский прорывается с подвесками. Рошфор — Боря Клюев был задуман как человек никогда не достающий шпагу, поэтому он не работал с каскадёрами и был не в курсе хитростей фехтования шпагой с заостренным концом. Во время съемок Боярский страстно, темпераментно фехтовал. И тут Клюев не выдержал, выхватил шпагу и нанес Боярскому укол. Боярский никому ничего не сказал и продолжал работать. Режиссёр требует:

— Ещё дубль!
Боярского нет. Хилькевич спрашивает:
— Миша, Ты готов?
Он выходит, отвечает:
-Да.

Снимают еще дубль, а Боярского опять нет. В те времена из-за постоянного брака советской кинопленки необходимо было снимать три-четыре дубля. Хилькевич идёт за ним, подозревая, что он опять где-то «квасит». Заходит в туалет и видит: у Боярского изо рта кровища хлещет, а он ее сплевывает.

Потом, когда в больнице рентген сделали, выяснилось, что шпага ему в нёбо попала. Рана была очень глубокой — всего сантиметра до мозга не хватило.

И снова здравствуйте, или новый мушкетер короля

Ничто не вечно под луной. Шекспир, 11 сонет.

Но даже звезда Мазарини пошла к закату. И наш, уже капитан, возобновляет строевую службу на границе. Как он относился ко всем этим перипетиям — остается не известным. Но он снова зарекомендовал себя героем, и удостоился в 1658г. назначения в обновленную роту королевских мушкетеров. Это достойнейшие из лучших воинов, 150 гвардейцев, капитаном которых был сам король. Вторым по званию шел племянник Мазарини – Манчини (Mancini), а третьим – капитан д’Артаньян!

Парижане называли их серыми мушкетерами (mousquetaires gris) — но лишь по внешнему виду. Мушкетеры были одеты в щегольские плащи лазоревого цвета с серебряными крестами, и все лошади были серой масти. Французы любовались парадами в Венсене (Vincennes) и Нейли (Neuilly), где командовал сам король Людовик XIV.

Карьера д’Артаньяна делает блистательный рывок, он подле самого короля, и дружит с видными государственными деятелями Лионэ, ле Телье и Фуке (Lionne, Le Tellier и Fouquet).

«Женюсь, женюсь… Какие могут быть игрушки?».

Примерно к сорока годам, как каждый не убитый ранее приличный дворянин, д’Артаньян обязан был задуматься о достойном продолжении рода. Мадам де Севинье (Madame de Sévigné) недотянула в глазах нашего практичного героя, и он женится в 1659 на действительно богатой вдове Анне Шарлоте Кретьен Бойе де Шансели (Anne Charlotte Chrétienne Boyer de Chancely, baronne de Sainte-Croix). Однако, обзаведясь двумя чудными сынишками, лет этак через шесть наш герой не усидел у семейного очага, и отправился в лихорадочную жизнь двора.

Кстати, род д’Артаньяна слегка прослеживается до наших дней. При большом желании можно найти потомков.

Хотелось веселья – извольте! Тюремщик.

На гребне удачи, под восторженные взгляды дам и уважительные современников, когда до пенсии рукой подать, и вот-вот заживем…

Король соблаговолил назначить именно д’Артаньяна на роль тюремщика Николя Фуке (Nicolas Fouquet)****. Фуке был другом Шарля д’Артаньяна и, по совместительству, самым шикарным суперинтендантом финансов за всю историю Франции.

У Шарля подкосились ноги, когда он вышел за дверь залы официальных аудиенций короля. Он попросил вина что бы не упасть в обморок «il succombe à l’émotion au point qu’il fut obligé de demander du vin pour ne pas défaillir…». Сие нестандартное поведение блистательного шевалье было кем-то где-то зафиксировано, и дошло до нас, как свидетельство. Это произошло в Нанте (Nantes) 4 сентября 1661 года.

Но и здесь наш герой остается мужественным гасконцем, он верен королю и долгу!

«Свой» режиссер

Александр Трофимов в роли Николая Гоголя, 1984 | Фото: kino-teatr.ru


Александр Трофимов в роли Николая Гоголя, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал

ПОЛОВИНА МАКАРОВА

  Лорда Бекингэма играет Константин Лавроненко. Между прочим, у актера повреждена спина: летом он попал в серьезную аварию. Но ни стонов, ни жалоб от Лавроненко никто не слышал — о проблеме знают лишь врачи скорой помощи, к которым актер периодически обращается за обезболивающими.  Владимир Этуш приезжает на площадку с женой Еленой. Супруга тщательно следит, чтобы Владимир Абрамович вовремя поел и принял витамины, — все-таки актеру уже 90 лет. Но его работоспособность и мастерство — предмет восхищения всей съемочной группы.  —    Молодые стараются не уступать — рвутся в бой, отнимая хлеб у каскадеров, — смеется постановщик трюков Игорь Новоселов. — Скачут на лошадях, дерутся…  Правда, не обходится без травм. Например, Алексея Макарова ранило стеклом разорвавшейся бутылки. Однако этот невеселый факт для неунывающих киношников стал поводом для веселья.  — У нас осталось пол-Макарова, — шутит режиссер.  На этом несчастья Алексея не закончились: во время ночной смены его едва не сбросила лошадь — актер еле удержался в седле. «Арамису» Павлу Баршаку во время съемки сцены дуэли с Рошфором (Владимир Зайцев) шпагой проткнули веко. Подоспевшие врачи остановили кровотечение, но следующие два дня Павла крупным планом не снимали.

Где пели песню Пора-пора-порадуемся на своем веку

Я встречала в интернете разные варианты, в основном не верные. Итак, правильные места, где пели песню Пора-пора-порадуемся.

Доминиканский костел

Доминиканский костел, ул. Музейная, 1

После зачисления д`Артаньяна в мушкетеры и выплаты ему 40 пистолей, четверка едет по городу и поет. Выезжает она из-за Доминиканского собора. Также они выезжают из монастыря рядом с собором.

Улицы Грушевского, Друкарская, церковь Покрова Богородицы

Далее они поют на Грушевского, Друкарской и за воротами церкви Покрова Богородицы (костел Святого Николая) там же на Грушевского

У ворот костела Святого Николая на Грушевского — в жизни и в фильме.

На улице Грушевского — на современном фото видно стену под  одним из факультетов университета — вдоль этой стены проезжали мушкетеры

Улица Друкарская — улица, которую могут сразу же опознать только львовяне, есть спросить старшее поколение — они сразу скажут — а это на Друкарской.  Я встречала  в интернете, что это снято в Одессе, это не правда. Хорошо видно выступ здания за зонтиками, и тот же выступ здания в кадре из фильме. Просто здание покрасили в зеленый и отреставрировали.   Там теперь очень милое кафе «Почта на Друкарской» с интерьерами старинной почты.

КАК СТАТЬ Д’АРТАНЬЯНОМ

  А вот актера Риналя Мухаметова на д’Артаньяна утвердил и сразу: он так понравился всем на кастинге, что другого исполнителя даже не искали.  Некоторые сложности возникли с друзьями гасконца. Изначально бравую тройку должны были играть Евгений Цыганов (Атос), Дмитрий Дюжев (Портос) и Константин Крюков (Арамис). Однако у Евгения параллельно начинались еще одни съемки, Дмитрий Дюжев тоже был задействован в других проектах, а у Константина Крюкова обнаружилась страшная аллергия на лошадей. Пришлось набирать новую команду. В результате Атосом стал Юрий Чурсин, Портосом — Алексей Макаров, Арамисом — Павел Баршак.  На наш взгляд, новые мушкетеры вышли фактурными и яркими. Хотя, конечно, сравнений с Вениамином Смеховым, Валентином Смирнитским, Игорем Старыгиным и Михаилом Боярским им избежать вряд ли удастся.

Здесь жили известнейшие династии

Замок, способный держать оборону, построили много веков назад. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com


С трёх сторон замок был окружён глубоким рвом.


Подгорецкий замок: при взгляде на него словно переносишься в Средневековую Европу.


Изначально это был дворцовый комплекс для титулованных особ. /Фото:temaretik.com


Великолепный католический костел Воздвижения и Святого Иосифа появился здесь в середине XVIII века как фамильная усыпальница рода Ржевуских. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com


В эпоху социализма в костеле находился автогараж. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com


Подгорецкий костёл в наши дни. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com


План помещений второго этажа замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua


Интерьер одного из залов, 1914 год. /Фото:zamki-kreposti.com.ua


Вид на Подгорецкий замок, XIX век. Худ. Наполеон Орда.


Сад впечатлял даже больше,чем сам замок. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com/


Южная сторона замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua


Реставрация столь большого замка занимала годы. Фото:temaretik.com


Завсю историю существования замка его приходилось реставрировать несколько раз/temaretik.com


Сейчас Над главными воротами, можно увидеть три фамильных герба тех знатных польских родов, которые в разное время владели замком. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Кто же такие мушкетеры?

Людовик (Louise XIII) в 1622 основал роту мушкетеров (вооруженных мушкетами) в качестве личной охраны. Мушкет (mousquet) был самым тяжёлым ручным оружием того времени (7-9 кг), поэтому для стрельбы вынуждены были использовать специальную подставку, зато он пробивал любые доспехи.

Мушкетеры на 80% были уроженцы Gascogne (Гасконь), согласно традиции установленной с XIII века. Младшие сыновья благородных гасконских семей поступали в армию короля. Гасконцы щепетильно берегли дворянскую честь, и имели репутацию отчаянных бойцов. Примечательно, что регион Беарн граничит с Гасконью. Ввиду наличия соседских связей, выходцы из дворянских семей Беарна так же имели неплохой шанс попасть в мушкетеры.

В Беарне, оказывается, есть деревенька Athos-Aspis (Атос-Аспис), городок Aramits (Арами) и Trois-Villes (Труа-Виль). А название города Pau (По) созвучно фамилии, родившегося здесь Isaac de Portau (Исаака де Порто). Только d’Artagnan (д’Артаньян) нашелся на относительном удалении – в соседней Гаскони, и несозвучном Lupiac (Люпияк).

Tous pour un, un pour tous ! (все за одного, один за всех!).

И этот безупречный девиз приобретает новый оттенок, впрочем, не умаляя геройства и задора. В ходе расследования следствию удалось установить настоящие имена прототипов героев Дюма, адреса и места рождения основных участников, краткие биографии, составленные по историческим документам и отзывам свидетелей (зафиксированным в специализированных французских источниках). Однако исторических следов сохранилось крайне мало. Более всех, как ни странно, «наследил» наш горячий гасконец д’Артаньян.

Ну-с… с кого начнем?!

Вениамин Смехов (1940)

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»: актер Вениамин Смехов в роли Атоса — тогда и сейчас

Хотя Вениамин Смехов и снимается в кино с 1968 года, стать действительно популярным он смог только после того, как исполнил роль Атоса в фильме о мушкетерах и всех его продолжениях. Тем не менее, Смехов не слишком часто балует зрителей своим появлением на большом экране. Гораздо больше времени он уделяет игре в театре и режиссуре некоторых театральных постановок, телеспектаклей и опер.

Сегодня Вениамин Смехов проживает в Москве, продолжает заниматься творчеством, гастролирует со спектаклями, устраивает творческие и поэтические вечера и много путешествует. Также он является автором нескольких книг и создателем ряда документальных фильмов.

Вкус славы

«У нас, гасконцев, лучший в мире вкус. Ничто нам не по вкусу, кроме славы.» — песня из кф.

Следует отметить, что король настолько доверял д’Артаньяну, что попробовал его продвинуть по карьерной лестнице в качестве губернатора недавно завоеванного города Лилля (Lille). Бравый мушкетер короля пытался быть хорошим администратором с апреля по декабрь 1672 года. И, наверняка с желанием, возвращается на фронт, где понятно — кто враг, а кто свой.

Оставаясь до конца храбрым солдатом, верным долгу, д’Артаньян в 62 года достойно погибает в бою при Маастрихте (Maëstricht), в июне 1673 года.

25 июня командующий приказал мушкетерам атаковать яростно защищающуюся ключевую позицию противника. Д’Артаньян, накануне потеряв в атаке 80 человек своей роты, страшно усталый, повел своих солдат на штурм. Они взяли укрепление. Когда стали подсчитывать потери, оказалось, что командира нет. Его нашли далеко впереди остальных, смертельно раненого в горло.

Гибель Д’Артаньяна опечалила и армию, и двор. Король Людовик XIV отслужил мессу в своей часовне, и написал королеве в письме:

С большой вероятностью тело д’Артаньяна захоронено в церкви Святых Петра и Павла (l’église St Pierre-et-Paul de Wolder), на окраине города Маастрихт (Нидерланды).

В ролях[]

  • Михаил Боярский — д’Артаньян
  • Вениамин Смехов — Атос, граф де Ла Фер (песню «Есть в графском парке чёрный пруд» исполнил Вячеслав Назаров)
  • Валентин Смирнитский — Портос
  • Игорь Старыгин — Арамис (озвучил Игорь Ясулович, песни исполнял солист ВИА «Коробейники» Владимир Чуйкин)
  • Олег Табаков — король Людовик XIII
  • Александр Трофимов — кардинал Ришелье (озвучил Михаил Козаков, песни исполнял сам Александр Трофимов)
  • Алиса Фрейндлих — Анна Австрийская, королева
  • Лев Дуров — де Тревиль (дуэт с М. Боярским исполнил Лев Дуров, сольную партию — Александр Левшин)
  • Маргарита Терехова — Миледи (в первой серии в дуэте с Борисом Клюевым пела Елена Дриацкая, в третьей серии песню исполнила сама Маргарита Терехова)
  • Борис Клюев — Рошфор
  • Ирина Алфёрова — Констанция Бонасье (озвучила Анастасия Вертинская, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Леонид Каневский — господин Бонасье, галантерейщик
  • Алексей Кузнецов — герцог Бэкингем
  • Владимир Балон — де Жюссак
  • Елена Цыплакова — Кэтти (в титрах первой серии И. Цыплакова, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Валерий Мышастый — отец д’Артаньяна (озвучивание и вокал Дмитрий Атовмян)
  • Ольга Матешко — девушка из Менга
  • Юрий Дубровин — Ла Шене
  • Виолетта Клименко — аббатиса Бетюнского монастыря (озвучила Лия Ахеджакова)
  • Мария Ярыгина — маркиза, любовница короля (озвучила Нина Маслова)
  • Юрий Шерстнёв — палач из Лилля

Эпизоды

  • Николай Павлюк — гвардеец кардинала / наёмный убийца, подосланный Миледи к д`Артаньяну
  • Сергей Кустов — мушкетёр Монтаран
  • М. Евшин
  • Виктор Лысенко
  • О. Белкин
  • Анатолий Ходюшин — гвардеец кардинала
  • Геннадий Макоев — мажордом
  • Николай Ващилин — гвардеец кардинала
  • Сергей Васильев — гвардеец, брошенный в камин
  • Эдуард Ковдерер — гвардеец кардинала
  • Иосиф Кринский — гвардеец кардинала

В титрах не указаны

  • Георгий Юнгвальд-Хилькевич — шкипер, хозяин шхуны (озвучил Алексей Булдаков)
  • Евгений Данчевский — Фельтон
  • Виктор Павловский — первый судейский
  • Владимир Долинский — второй судейский (озвучил Георгий Вицин)
  • Леонид Маренников — хозяин трактира
  • Валентин Букин — придворный на Мерлезонском балете
  • Борис Астанков — трактирщик-отравитель
  • Инга Третьякова — девушка в трактире
  • Георгий Мартиросьян — гвардеец кардинала
  • Екатерина Мелентьева — женщина с тестом

БУСЯ БЕЗ РОЛИ

  — Иногда я забываюсь и думаю: а где у меня микрофон, почему я не в гриме? — признается нам Сергей Жигунов, чье режиссерское кресло мы насилу разыскали среди пушек и палаток в Петергофе (именно его для съемок превратили в Ла-Рошель), — Потом вспоминаю: я же не в кадре. Или подходит кто-то на площадке: «Скажите, а как эту сцену делать?» — «Не знаю, — говорю,—я же впервые снимаю кино».  В петергофском парке Александрия повсюду снуют гвардейцы с мушкетерами, гарцуют кони, слышится звон шпаг.  — Вы должны бежать к крепости! — кричит администратор артистам массовки. — А ты по моему знаку падаешь, сраженный пулей в живот.  Супруга Сергея Жигунова Вера Новикова приехала навестить мужа с любимцем семьи, йоркширским терьером Бусей. Очаровательный йорк так понравился всей группе, что его хотели задействовать в нескольких сценах: пусть сыграет собачку героя Владимира Этуша — ювелира, изготовившего новые подвески королевы.  Вовремя выяснили, что эта порода появилась лишь спустя двести лет после описываемых событий — поэтому Бусю от роли отстранили.

КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ ТРИ МУШКЕТЕРА? БЕЗ КАСКАДЕРОВ

  Короля Франции доверили сыграть Филиппу Янковскому, Анну Австрийскую — Марии Мироновой. Выборартиста на роль кардинала Ришелье может показаться на первый взгляд странным. В романе Дюма кардиналу всего 40 лет, Василию Лановому, который играет Его Высокопреосвященство, — 79.  —    Во Франции Ришелье был колоссальной личностью, почти как Петр Первый в России,— поясняет возрастные несостыковки Сергей Жигунов. — Серьезный исторический деятель, создавший принципы национального государства, по которым и сейчас живет вся Европа. Рядом с ним все должны выглядеть, как щенки! А если выйдет парень чуть старше нашего д’Артаньяна-Риналя, как это будет смотреться?!  К Василию Семеновичу Жигунов подступался с некоторым волнением (все-таки — народный артист СССР, к тому же — его учитель):  —    Предстоят сцены на лошади, но вы не беспокойтесь — их сыграет каскадер.  На что мэтр с удивлением ответил:  —    Зачем каскадер? Я сам сыграю.  И действительно отработал немало сложных дублей самостоятельно.  Несколько недель артисты упражнялись в верховой езде на конноспортивной базе. В результате вся команда браво гарцует на лошадях. В конных сценах участвует даже исполнительница роли Миледи Екатерина Вилкова, хотя молодой маме, в феврале нынешнего года родившей дочку, могли бы сделать послабление. Но Екатерина решила отработать сама — лишь в некоторых сценах ее заменяет дублерша.

Локация 1 — Бернардинский костел и монастырь

Бернардинский костел и монастырь, площадь Соборная 1-3

В начале фильма д`Артаньян  в Менге  дерется с гвардейцами кардинала, в это время Миледи приезжает в карете и забирает у бесчувственного гасконца рекомендательное письмо, эти сцены  снимались возле Бернардинского костела и монастыря.

Стена Бернардинского монастыря в фильме и в реальности

Также постоянно мелькает в кадре Собор Святого Андрея при Бернардинском монастыре и памятная колонна, когда Миледи скачет на встречу с Ришелье. Она проезжает мимо колонны, стоящей на площади перед собором.

Кадр из фильма, церковь Святого Андрея и кусочек колонны

Мушкетеры против КГБ

Были в истории картины и политически острые моменты. Не секрет, что вне съемочной площадки артисты часто устраивали шумные вечеринки. Так произошло и во Львове, где «мушкетеров» поселили в гостинице «Колхозная».  Название во многом отвечало качеству сервиса, и актеров это категорически не устроило. В знак протеста они всей дружной компанией вселились в номер Хилькевича в другой гостинице и устроили там пьяный дебош. Режиссер тут же договорился, чтобы актеров переселили в обкомовскую. В силу своего статуса эта гостиница, как и многие другие, была оснащена «жучками», но молодых повес-«мушкетеров» это мало волновало. По вечерам актеры развлекались тем, что изображали советских политических деятелей: Боярский искусно пародировал Брежнева, а Дуров, игравший де Тревиля, показывал несравненный этюд «Ленин с Крупской». Естественно, так как все номера прослушивались, о происходящем вскоре узнали в КГБ. Отчитываться за нерадивых актеров пришлось режиссеру: сотрудники ведомства вызвали его для беседы и продемонстрировали злосчастную запись. Юнгвальд-Хилькевичу пришлось извиняться и клясться, что такого больше не повторится. На первый раз всех простили, только Дуров тогда упустил звание народного артиста – пришлось подождать еще три года.

Любопытно, что это не единственный случай, когда у «мушкетеров» возникли проблемы с законом. Так, в своей книге «За кадром» Юнгвальд-Хилькевич описывает кражу ящика с рыбой. «Однажды мушкетеры пропили все, что можно, и суточные в том числе, сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли там ящик с копченой рыбой. Неделю только это и ели…» – пишет режиссер.

Все упомянутые лица признали себя виновными в краже, но свалили вину на актера Георгия Мартиросяна. «Он отвлекал продавщицу, а мы стащили этот ящик. И меняли эту рыбу потом. Но не украли, а взяли в долг. Потом извинились и отдали деньги», – вспоминает Михаил Боярский. 

Фото: кадры из фильма

СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ Д’АРТАНЬЯН

  — Я, конечно, присматриваюсь к работе опытных коллег, — чуть смущаясь, рассказал в перерыве между дублями Риналь. — Мне же многому в профессии еще нужно учиться. Сергей Викторович объясняет мне, как правильно сыграть сцену. Я вроде понимаю, а делаю не так — опыта не хватает. Режиссер объясняет снова. И я в запале кричу: «Да понял я, понял уже!». Сергей Викторович улыбается и в шутку лупит меня рулоном текста. Он же сам актер и понимает мои сложности. Я очень благодарен Жигунову за то, что он поверил в меня.  Риналь родом из-под Казани, из рабочего поселка Алексеевский. Любил танцевать, пел в школьном молодежном ансамбле, но актерство не было его детской мечтой.  —    Вопрос, куда поступать после школы, был непростым, — признается актер. — У моей мамы (она растила меня одна) не было ста с лишним тысяч рублей в год на оплату моего обучения в вузе. А учеба в театральном училище была бесплатной, и я поступил на эстрадно-цирковое отделение.  В моей жизни появились прекрасные педагоги, которым я очень благодарен.  Книжный д’Артаньян начинал свой путь из гасконской деревни в столицу Франции с 15 экю в кармане. Так что судьбы героя и артиста в чем-то похожи.  Риналю предстоят откровенные сцены с Констанцией (Анна Старшенбаум), из-за чего молодой артист очень переживает.  Во-первых, неловко играть любовь на публике. Во-вторых, у Риналя скоро свадьба — как воспримет эти экранные фривольности невеста? Но, возможно, смущение актера в кадре только пойдет ему на пользу: в романе 18-летний д’Артаньян поначалу тоже краснел рядом с любимой женщиной.  Кстати, у Дюма страстный гасконец вступает в любовные отношения нетолькосженой галантерейщика, но и с Миледи, и с ее служанкой Кэти. В картине главного героя решили не делать столь ветреным — зритель не поймет! Наш Д’артаньян будет любить лишь Констанцию. Зато Риналя Мухаметова после выхода фильма Д’артаньян и Три Мушкетера наверняка полюбят миллионы женщин: в Интернете его уже сейчас называют новым секс-символом российского кино.

  Читайте так же: Татьяна Орлова в сериале «Пока цветет папоротник»

Худой Портос в гипсе

Первым из четверки верных друзей-мушкетеров режиссер нашел Портоса. Юнгвальд-Хилькевич сразу захотел взять на эту роль Валентина Смирнитского, но также предложил пройти пробы актеру Георгию Мартиросяну. Последний справился хорошо, но против его кандидатуры выступила зампред Гостелерадио СССР. В итоге актеру пришлось довольствоваться ролью второго плана: Мартиросян сыграл одного из гвардейцев.  Валентина Смирнитского же режиссер практически увел с другой картины: у актера уже были запланированы съемки за границей, и он ждал разрешения на выезд. По словам самого актера, он согласился полететь на пробы в Одессу «от нечего делать». «Я был на 99% убежден, что это глупый эксперимент», – рассказывает артист. 

Была и еще одна сложность: незадолго до начала съемок Смирнитский сломал ногу и на пробы явился в гипсе. Для актера до сих пор загадка – почему его утвердили на роль Портоса, ведь он на него совсем не похож. Даже веса ему тогда не хватало: Смирнитский был далеко не таким тучным, каким Дюма задумал Портоса. Однако на роль его в итоге утвердили, а объем фигуре добавили при помощи специальных накладок. Впрочем, к концу съемок они уже были не нужны – Портос набрал необходимый вес.

Локация 3 — Церковь Святого Юра — вход в штаб мушкетеров

Церковь Святого Юра, площадь Святого Юра, 5

Д`Артаньян приходит в штаб мушкетеров, что бы встретиться с де Тревилем. Там он наблюдает через забор за тренировкой мушкетеров (снималось во дворце Потоцких). После тренировки он входит в ворота, а на ступеньках беседуют мушкетеры. Ступеньки и ворота сняты возле церкви Святого Юра. В некоторых статьях пишут, что эта лестница находится в другом месте, так вот это неправда, потому что в кадре четко видно желтое здания дворца греко-католических митрополитов на Святоюрской горе.

Ворота в фильме и ворота в жизни — за желтой стеной

И лестница, к сожалению, до церкви Святого Юра я в 2019 году не дошла, по-этому фото времен 2015 года.