Все, что вам нужно знать о фриде кало

Оглавление

Кало появилась на страницах модных журналов

В интернете ходят слухи, что Кало появилась на обложке Vogue Paris в 1939 году, но на самом деле ее первое появление в журнале произошло в 1937 году. В октябрьском выпуске «Американского Vogue» за 1937 год Кало фигурировала в статье под названием «Сеньора из Мексики». Тони Фриссель сфотографировала ее рядом с агавой, и она была показана только в журнале, а не на обложке. Обложка Vogue 1939 года — это просто умный макет с использованием легендарного портрета Кало, сделанного фотографом Николасом Мураем, с которым у Кало был давний роман. На самом деле, фотография не попадет на обложку Vogue до самой смерти художника. В ноябрьском номере 2012 года журнал Vogue Мексика использовал фотографию Мурай, сделав Фриду Кало лицом журнала почти через 60 лет после ее смерти.

Фотография Фриды Кало для журнала «Vogue Paris«

Диего Ривера

«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», — говорила Фрида. Если первая всю жизнь отдавалась физической болью, то вторая причиняла боль душевную. Причиной тому были постоянные измены мужа, которые сопровождались ссорами, скандалами и последующими примирениями – все в лучших традициях латиноамериканского сериала.

Диего Ривера и Фрида Кало (1939)

Bettmann

Начало их семейной жизни положило искусство: начинающая художница познакомилась с Риверой c просьбой оценить ее работы. Решительный характер и неординарная внешность девушки мгновенно покорили Риверу. И даже 20-летняя разница в возрасте не смогла помешать союзу, который накрепко связал судьбы этих двух художников.

Диего не раз повторял, что Фрида – главная и единственная в его жизни женщина, что, впрочем, едва ли могло служить гарантом супружеской верности. Этот человек с лицом жабы, телосложением слона и недюжинной сексуальной энергией снискал большую популярность среди женщин.

Последней каплей стал роман Диего с сестрой Фриды. За этим последовал болезненный развод, однако год спустя возлюбленные сошлись вновь. Боль от разрыва художница сублимировала в творчество, а страдающему Диего предложила независимый брак – от секса и финансовых обязательств.

Если верить воспоминаниям друзей, Фрида часто шла на уступки, чтобы сохранить отношения. Однако после второго брака больше не могла играть роль добропорядочной жены. Пустившись во все тяжкие, Фрида много пила, курила, сквернословила, а также крутила романы как с мужчинами, так и с женщинами.

Древнее мексиканское наследие

Художница создавала собрания народных мексиканских предметов, украшений, масок. Это был ее незыблемый остров в эфемерном мире. Вместе с Риверой они построили храм для коллекции доколумбовых идолов — божков ацтеков и майя. Фрида продала свою квартиру. Она вложила деньги в здание, укрепившее ее брак и ставшее национальным музеем.

Одежда — способ сформировать легендарную личность. Фрида постоянно носила платья женщин древнего мексиканского племени, славившихся величавостью и силой. Их костюмы были очень красивы и удачно скрывали физические изъяны Фриды. Где бы художница ни появлялась, она производила сенсацию.

В таком платье она запечатлена на обложке журнала «Vogue «. Такой ее обожал Диего. Иногда Диего ходил на симфонические концерты, которые Фрида не любила. Она отправляла с ним свою подругу, надевая на нее собственное самобытное платье. Так он был «под присмотром».

Неуклюжий слон и дьявольская голубка

Их отношения развивались быстро — даже слишком. Уже совсем скоро Кало и Диего вздумали жениться. Родители девушки Гильермо и Матильда были против брака. Они недолюбливали избранника дочери и не хотели видеть рядом со своей красавицей это «чудовище» — огромного, некрасивого, толстого бабника, который ещё и в два раза старше их дочки! Их союз даже называли «браком между слоном и голубкой». Единственное, что удерживало отца Фриды от того, чтобы запретить ей с ним общаться — богатое состояние Ривера.

Однажды Гильермо вызвал Диего на серьёзный разговор. Он сказал:

«Моя дочь больна и останется больной до конца жизни. Она умна, но не красавица. Вы всё равно в ней заинтересованы?». Диего ответил положительно. Кало добавил: «Она дьявол», и Ривера ответил: «Я знаю». «Что ж, я Вас предупредил», — услышал он в ответ.

И легендарная пара поженилась. Но с первого дня их брак не представлял из себя ничего хорошего. На свадьбе Ривера ужасно напился, и в пьяном угаре угрожал гостям, бил посуду, размахивал пистолетом, устроил драку и даже сломал кому-то палец. Торжество испорчено. Разгневанная Фрида страшно обиделась на жениха и только через несколько недель после бракосочетания согласилась переехать к мужу.

Несмотря на то, что Фрида Кало — яркий пример сильной и независимой женщины, в браке, особенно первое время, она предпочитала быть той самой женой «за мужем». Она преданно следовала за ним всюду, жертвуя своими амбициями и оставаясь в тени. Американцы боготворили Риверу, а его жену воспринимали как некую деталь его гардероба.

Девушка не считала себя серьёзным художником, не знала, как себя реализовать, и загорелась мечтой хотя бы подарить мужу ребёнка — несмотря на то, что супруг этого не хотел. Но когда Кало впервые забеременела, ей пришлось сделать аборт по медицинским показаниям. И только после этого, отчаявшись, она решила все силы посвятить искусству.

Первая и последняя любовь

Диего Ривера – тот самый мужчина, появление которого Фрида сравнивала со второй автокатастрофой в ее жизни.

Их любовь была пропитана пылкой страстью, такой же неординарной и эксцентричной, как и они сами.

«Слон и голубка» или «Красавица и чудовище» – совершенно точное описание образа их пары. Диего Ривера был высоким, непривлекательным мужчиной, с растрепанными волосами и нескладным телосложением. Чего не скажешь о красавице Фриде. Но совершенно несовместимые внешне, они не расставались друг с другом до самой смерти.

Обучаясь в «Препаратории», будущая художница еще не подозревала о том, что тот взрослый мужчина, оформлявший стены школы, станет ее мужем. Она выкрикивала различные издевательства в адрес Диего, а однажды наблюдала за его работой в обществе жены Риверы. Художник запомнил эту смелую девушку, но и подумать не мог об их совместном будущем.

Автокатастрофа дала Фриде импульс к созиданию. Она писала картины без наставников, самостоятельно. Но сердце требовало признания. И тогда, сразу после года, проведенного в больнице, путь девушки пал к известному художнику-монументалисту – тому самому знакомому из прошлого.

Ривера по достоинству оценил талант Фриды, но на творческих интересах их общение не закончилось. Девушка попросила художника прийти к ней домой, чтобы взглянуть на другие картины, и он согласился. Так, Диего увлекся молодой девушкой, а Кало влюбилась в 43-летнего мужчину.

Их союз, возможно, не был бы столь трагичным, если бы не увлеченность Диего женщинами. Он был некрасив, но очень харизматичен. Разбиватель женских сердец, он обожал приносить боль своей жене изменами на стороне.Несколько раз женатый, Ривера и в прошлых отношениях не ограничивал себя в общении с женщинами. Брак с Фридой не стал исключением.

Кало долго терпела выходки своего мужа, пока не узнала о его измене с Кристиной – сестрой художницы. То была последняя капля, ставшая одной из причин их развода в 1939 году.

Брак Фриды Кало с Диего Риверой

В 1929 году Кало и знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера поженились. Кало и Ривера впервые встретились в 1922 году, когда он начал работать над проектом в ее средней школе. Кало часто наблюдала, как Ривера создает фреску под названием «Творение» в школьном лекционном зале. По некоторым данным, она сказала подруге, что когда-нибудь у нее будет ребенок от Риверы. Кало вновь соединился с Риверой в 1928 году. Он поощрял ее творчество, и у них начались отношения. В первые годы их совместной жизни Кало часто следовала за Риверой, основываясь на том, где были заказы, которые получал Ривера. В 1930 году они жили в Сан-Франциско, штат Калифорния. Затем они отправились в Нью-Йорк на выставку Риверы в Музее современного искусства, а затем переехали в Детройт по поручению Риверы в Детройтский институт искусств.

Время, проведенное Кало и Риверой в Нью-Йорке в 1933 году, было окружено спорами. По заказу Нельсона Рокфеллера Ривера создал фреску под названием «Человек на перекрестке» в здании RCA в Рокфеллеровском центре. Рокфеллер приостановил работу над проектом после того, как Ривера включил в фреску портрет коммунистического лидера Владимира Ленина, который позже был закрашен. Через несколько месяцев после этого инцидента пара вернулась в Мексику и переехала жить в Сан-Анхель, Мексика.

Никогда не будучи традиционным союзом, Кало и Ривера держались отдельно, но соседствовали с домами и студиями в Сан-Анхеле. Она была опечалена его многочисленными изменами, в том числе романом с ее сестрой Кристиной. В ответ на это семейное предательство Кало отрезала большую часть своих фирменных длинных темных волос. Отчаянно желая иметь ребенка, она снова испытала разбитое сердце, когда в 1934 году у нее случился выкидыш.

Кало и Ривера пережили периоды разлуки, но в 1937 году они объединились, чтобы помочь изгнанному советскому коммунисту Льву Троцкому и его жене Наталье. Троцкие приехали к ним в Голубой дом (дом детства Кало) на некоторое время в 1937 году, когда Троцкий получил убежище в Мексике. Когда — то соперник советского лидера Иосифа Сталина, Троцкий боялся, что его убьет его старый заклятый враг. По сообщениям, в это время у Кало и Троцкого был короткий роман.

Кало развелась с Риверой в 1939 году. Они недолго оставались в разводе, снова поженившись в 1940 году. Пара продолжала вести в основном раздельную жизнь, и с годами оба стали общаться с другими людьми.

Биография Фриды Кало

Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954)  – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.

Сюрреализм

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял  живопись Фриды Кало к сюрреализму.  Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее,  Фрида Кало, вспыльчивая по характеру,  обиделась и не скрывала своей неприязни к,  “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.  Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах  Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и  символика раскрывается через  национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет  Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила  серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения  Их бурная совместная жизнь стала легендой.  Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте,  когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида.  После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.  Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.  В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Последствия аварии и первое творчество

Через несколько месяцев после совершеннолетия, семнадцатого сентября двадцать пятого года, ничего не подозревающая Фрида вместе со своим приятелем ехали в автобусе. Водитель сильно отставал от графика, спешил и не справился с управлением. Большая и хлипкая машина с деревянными бортами на скорости врезалась в движущийся навстречу трамвай.

Следует знать

Фрида пострадала в аварии чрезвычайно сильно, хотя другие пассажиры отделались ушибами и ссадинами. У несчастной девушки было изломано все тело: в трех местах был поврежден позвоночник, правая нога сломана в одиннадцати, а таз в трех местах, почти в щепки раздроблена стопа, задеты ключица, ребра, вывихнуто плечо. Кроме того, металлический поручень прошил ее насквозь, задев матку и почку.

Выжить любой ценой

Посмотрев на повреждения, врачи разводили руками. Они считали, что даже если девушка выживет, то едва ли когда-то поднимется с постели. Однако они не знали, с кем имеют дело. Воля к жизни не позволила ей сдаться. Именно благодаря этой аварии, как потом вспоминала сама Фрида, на свет появилась не просто мятежница и бунтарка, а настоящая художница, а толчок этому дал ее отец Гильермо.

Чтобы дочке не было скучно лежать днями, неделями и месяцами подряд, а восстановление затянулось на долгие два года, он смастерил ей специальный станок-мольберт. На нем закреплялся холст и можно было рисовать, не поднимаясь с постели. Под сводом кровати с балдахином установили большое зеркало. Ее первым полотном оказался собственный портрет, что определило направление всего дальнейшего творчества.

Политические взгляды Фриды

Еще будучи ученицей, девушка прониклась коммунистической идеологией, которая была чрезвычайно популярна. Она сознательно и охотно вступила в коммунистическую партию в двадцать восьмом, но через год уже покинула ее ряды. Ее мировоззрение не изменилось, причина была в другом – ее супруг был оттуда исключен. Кало возобновила свое членство только спустя десять лет.

В начале тридцатых годов ее муж отправился в Соединенные Штаты, и художница устремилась вслед за ним. Там была непривычная для нее обстановка тотальной индустриализации, против знакомой мексиканской размеренности и медлительности. После этого она стала намного острее ощущать связь с родной страной, национальными традициями и культурой своих предков. Фрида стала коллекционировать предметы прикладного искусства, а надоевшие серые юбки сменила на цветастый национальный костюм.

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».


Больница Генри Форда, 1932 год


Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

Смерть

Вначале необходимость как-то унять боли, а затем и пристрастие, заставили Фриду принимать наркотики. Кроме того, она обожала текилу. Все это не способствовало укреплению и без того подорванного здоровья. Когда в 1953 году открылась ее первая большая персональная выставка в Мексике, художница уже не могла прийти на нее самостоятельно. Ее принесли на больничной койке. Через год она умерла. Официальная версия — воспаленье легких. Многие из ее друзей и поклонников считали, что это произошло из-за передозировки наркотиков. Но, поскольку вскрытия тела не производилось, версия осталась недоказанной.

Говорят, что свою последнюю на этой земле эксцентричную выходку Фрида совершила в день похорон, в крематории. Те, кто пришел проститься с ней, рассказывают, что неожиданно сильный порыв горячего воздуха поднял ее тело вертикально, волосы взвились ореолом, а губы, как показалось очевидцам, сложились в саркастическую улыбку. Это длилось несколько мгновений, а затем она упокоилась в своей пламенной могиле навеки.

В настоящее время картины Фриды Кало крайне редко появляются на аукционах, и каждое такое появление является событием. Они оцениваются в миллионы долларов.

Интересные факты о Фриде

Характер

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

Стоимость картин

В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.

,

Первая встреча с мужем

В Препаратории, когда Фрида была еще подростком, произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, только что вернувшимся домой из Франции. С 1921 по 1923 Ривера работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Диего Ривере стукнуло 42 года, он уже дважды был женат и имел четырех детей.

Он был огромен и толст. Растущие клочьями волосы, выпученные от возбуждения или, наоборот, прикрытые набрякшими веками глаза. Он напоминал людоеда, но «людоеда доброго», как сказал о Диего Максимилиан Волошин, встречавшийся с ним в Париже. Там Диего, между прочим, оставил свою первую жену, русскую художницу Ангелину Белову, когда решил отправиться на помощь восставшему мексиканскому народу. Сам себя Ривера любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Его всегда обожали женщины, Диего отвечал взаимностью, но как-то признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать». А Фриде исполнилось 18. Во всяком случае, так она утверждала, начиная отсчитывать дни своей жизни от года великой мексиканской революции – 1910 года. В действительности, это было маленькое лукавство или начало легенды, которую Фрида Кало создавала вокруг своего имени всю жизнь.

Диего поразил детское воображение Фриды, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына». Диего же в то время пламенел от любви к рослой красавице Гуаделупе Марин, позже ставшей матерью двух его дочерей