Оглавление
Ранние годы и творческий путь
Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.
Детство и полученные травмы
Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.
Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.
Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.
Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:
- В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
- Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
- Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.
Но самым роковым событием в жизни Фриды, полностью изменившим ее сознание и заставившем искать новые источники вдохновения, стала авария, в результате которой серьезно пострадал позвоночник, таз, ноги и плечо девушки. Произошло это 17 сентября 1925 года, ведь именно в этот день автобус, в котором ехала ничего не подозревающая юная Кало, столкнулся с трамваем, покалечив находящихся внутри людей.
Первые шаги в искусстве
После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями.
Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.
Биография Фриды Кало
Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954) – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.
Сюрреализм
Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее, Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.
Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».
Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.
Из биографии Фриды Кало
В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.
Фрида Кало и Диего Ривера
В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.
Дети
Сильнее творческой страсти художницы было только ее желание стать матерью. Однако оно так и осталось мечтой: авария, перенесенная в юности, повлекла за собой три неудачные беременности. Они стали причиной продолжительной депрессии, которую только усугубляли постоянные измены Диего.
Bettmann
Стремление завести ребенка было отчасти бунтом против опеки мужа, который всячески открещивался от роли отца. Фрида прекрасно понимала, что материнство станет помехой для творческого саморазвития и отдалит ее от Диего. Однако в рождении ребенка она видела высший долг перед своим родом, что нашло отражение в работе «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я».
Последние годы
В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской
После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.
Две Фриды, 1947 год
В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.
Фрида и Сталин, 1954
Марксизм подарит больным здоровье, 1954
В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.
До последнего вздоха: «Я чувствую, что совсем скоро тебя покину»
Вскоре после жены умер отец Фриды. На фоне депрессии и вечной боли здоровье Кало стало ухудшаться всё сильнее, а врачи безнадёжно пытались его исправить. Она перенесла несколько серьёзных операций на спине и ноге, но они не помогли. Отныне девушка была вынуждена сутками носить поддерживающие корсеты и сидеть на огромных дозах обезболивающих.
Диего всячески пытался поддержать супругу, но не мог справиться со своей натурой любителя женщин. Он завёл очередной роман с актрисой Марией Феликс. Когда артистка вздумала выйти замуж за Ривера, тот согласился.
Ривера пришёл к мучащейся от болей жене и попросил о разводе. Та сначала решила, что это неудачная шутка. Но когда поняла, что он настроен серьёзно, пришла в ярость. Она связалась с журналистами и всё им рассказала о хамском поведении супруга. Мария бросила художника, а Фрида в тот день написала в своём дневнике:
Тем временем Фриде становилось всё хуже. Она угасала. За 1950 год женщина перенесла 7 новых операций и следующие 4 года, до самой своей смерти, она будет прикована к постели. Единственным утешением будет рисование. Как и когда-то, ей установили зеркало возле кровати и поставили подрамник, с помощью которого она мгла рисовать лёжа. Теперь её любимым жанром стал натюрморт. В них она славит жизнь, пока сама находится в шаге от смерти.
Фрида даже смогла побывать на своей выставке в Мексике! Вместе с кроватью её погрузили в кузов грузовика, привезли в галерею и поместили в центр. Девушка страдала, но была счастлива.
Кало уже привыкла к боли — моральной и физической. Последние годы жизни она мучилась и улыбалась. Терпела и творила.
В 1953 году ей ампутировали ногу из-за гангрены. Через несколько месяцев она попала в больницу с пневмонией. В конце концов, брюнетка просто не смогла больше бороться. Она чувствовала, что умирает.
Ночь перед смертью художницы Диего провёл у её постели. Уже слабая Кало протянула мужу кольцо, которое подготовила на годовщину их свадьбы — они отпраздновали бы её через две недели.
Она вложила подарок в руку Ривера и прошептала: «Я чувствую, что очень скоро тебя покину». К утру её сердце перестало биться.
Ривера скончался через три года. Перед гибелью он умолял, чтобы его кремировали, а прах поместили рядом с прахом Фриды. Но две его дочери и жена отказались выполнить последнюю просьбу художника. Даже посмертно супруги не были вместе.
Картины и автопортреты Фриды Кало
Фрида Кало “Что мне дала вода”
Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:
- «Маска смерти»;
- «Фрукты земли»;
- «Что мне дала вода»;
- «Сон»;
- «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
- «Моисей» («Ядро Создания»);
- «Маленькая лань»;
- «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
- «Автопортрет со Сталиным»;
- «Без надежды»;
- «Сиделка и я»;
- «Память»;
- «Госпиталь Генри Форда»;
- «Двойной портрет».
Фрида Кало “Сон”
Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях)
Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.
Проблемы со здоровьем
Всю жизнь художница испытывала серьезные проблемы со здоровьем из-за аварии, которую она перенесла в возрасте 18 лет. В результате многочисленных серьезных переломов она оказалась прикована к постели почти на целый год. Главным спасением от пугающей реальности были ее собственные фантазии, которые она выплескивала на холсты. Первые краски и кисти ей купил отец, а также смастерил специальный подрамник, который позволял писать лежа.
После выздоровления художница начинает хромать, а также испытывает проблемы с позвоночником. Это приведет ее к череде сложных операций, а также необходимости носить жесткий ортопедический корсет. С возрастом скелет Фриды становится настолько слабым, что буквально рассыпается на куски. В результате ампутации она лишится одной ноги, заменив ее деревянным протезом, который затем украсит изготовленным на заказ ботинком из красной кожи с вышивкой.
Jeff Greenberg
Тяжелое физическое состояние постоянно усугубляли перепады настроения, вызванные действием болеутоляющих препаратов. Несмотря на все сложности, Фрида готовилась отметить серебряную свадьбу и даже уговорила мужа отвезти ее на коммунистическую демонстрацию. Поездка стала роковой: подхватив пневмонию, художница ушла из жизни в возрасте 47 лет.
Возвращение домой и признание Фриды
Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.
Тут висит мое платье, 1934 год
По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.
Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.
Автопортрет для Троцкого, 1938
Что мне дала вода, 1939
В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».
Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939
Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.
Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.
Вторая авария
Впервые Кало встретила Диего Риверу в коридоре Национальной подготовительной школы в Мехико, когда художника пригласили расписывать стены здания. Ей было 15, ему – 37.
Диего Ривера и Фрида Кало
Через пять лет они встретились снова. Фрида, которая пережила головокружительную аварию и фактически заново научилась ходить, принесла показать Ривере свои картины. Девушка была экспрессивной и дерзкой и произнесла настоящий спич, почему с ней не стоит флиртовать, а должным образом критически оценить ее работы. Потому что она хотела иметь собственные средства для существования.
В этих полотнах была необычная энергия и экспрессия и в то же время настоящая серьезность. У них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка – настоящая художница, – резюмировал Ривера.
За свою жизнь Фрида и Диего женились дважды
Но отклик в нем получил не только талант Фриды, но и она сама. Тогда художник был женат (уже второй раз и у него было четверо детей от двух жен и одной любовницы), но через год развелся, а через два – женился на Фриде.
Фрида Кало «Фрида и Диего Ривера», 1931 год
Родители художницы называли их отношения браком слона и голубки из-за существенной разницы в их физических данных. И в этом союзе их радовало разве то, что Ривера уже был известным художником и состоятельным человеком, поэтому их дочери бедствовать не пришлось бы.
Гильермо Кало: Моя дочь больна и останется больной до конца жизни. Она умная, но не красавица. Вы все равно в ней заинтересованы?Диего Ривера: Да.Гильермо Кало: Она дьявол.Диего Ривера: Я знаю.Гильермо Кало: Что ж, я вас предупредил.
Диего Ривера и Фрида Кало
Трудно говорить (да и не мы должны об этом говорить), насколько этот брак был удачным или счастливым. НоИ за время своих отношений Фрида и Диего буквально вросли друг в друга. Особенно ярко это прослеживается в работах колоритной мексиканки.
Фрида Кало «Автопортрет в образе Техуани», 1943 год
Ривера очень любил женщин. Эта любовь продолжалась в многочисленных супружеских изменах. Это страшно раздражало Кало и делало ей больно. Но снизить всеохватывающее либидо мужа она не могла.
Диего был неверным мужем, а Фрида была вероломной женщиной
Двойным ударом для женщины стал тот факт, что Ривера закрутил роман… с ее младшей сестрой. Вихрь внутренних реакций на такую коварную измену двух близких людей предстал на холсте в виде сцены убийства Кало с подписью «Всего несколько царапин!».
У меня в жизни было две аварии – одна с трамваем, а другая – встреча с Диего, – говорила художница.
Фрида Кало «Всего несколько царапин!», 1935 год
Почти на год супруги разъехались по разным домам, но потом воссоединились. Так же, как в 1936 году развелись, а в 1940-м снова поженились. Что бы не происходило в их жизни, они чувствовали потребность друг в друге. Они поддерживали друг друга в творчестве, имели одинаковые политические взгляды, оставляли шрамы друг другу и любили друг друга так, как могли это делать.
Диего – начало, Диего – мой ребенок… Диего – мой супруг, Диего – моя мать, Диего – я сама, Диего – это все, – писала в дневнике Кало.
Фрида Кало «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль», 1949 год
Фрида Кало «Диего и я», 1949 год
Личная жизнь мексиканской бунтарки
Будущая художница мирового масштаба была натурой страстной, темпераментной. Она умела заражать своим огнем окружающих своим огнем, но в семейной жизни ей не повезло – брак оказался несчастливым.
Диего Ривера
Во время обучения в «Препаратории» Фрида Кало познакомилась с популярным испанским художником-муралистом, который трудился там над росписью под названием «Созидание». Он придерживался крайне левых взглядов и был на два десятка лет ее старше, был обладал двойным подбородком и грузной фигуры, но это не остановило девушку. Уже после мучительного восстановления в 1929 году они поженились. Журналисты назвали их брак «союзом слона и голубки», но ей было совершенно все равно. Они выстроили знаменитый «Голубой дом» на улице Лондрес в Койоакане.
К огромному сожалению, со временем оказалось, что слухи о крайней любвеобильности мужчины были правдивыми. Несмотря на то, что его называли земляной жабой, он имел настолько сильную харизму, что женщины буквально сходили по нему с ума. Она прощала все его интрижки и измены, но пережить связь с ее родной сестрой Кристиной не сумела и подала на развод. Спустя несколько лет она сказала, что в ее жизни было две катастрофы – авария и Диего.
Через двенадцать месяцев мужчина пришел к ней в мастерскую и предложил стать его женой. Фрида настолько любила этого мужчину, что снова согласилась, но поставила ряд условий. Основным было полное отсутствие интимной близости между ними навсегда, раздельный бюджет и комнаты. Она трижды была беременной до этого, но родить так и не смогла, а повторять еще раз утрату долгожданного малыша больше не собиралась.
Русская любовь и не только
В 1937 году в жизни и доме Кало появился русский коммунист и революционер Лев Троцкий, с которым у нее разгорелся неожиданный бурный роман. Однако его супруга вовремя обнаружила страстные взгляды мужчины и женщины. Он был вынужден тут же съехать.
Во время очередного лечения в Испании Фрида встретила еще одного художника – страстного Хосе Бартоли. Вернувшись домой, она отказалась с ним встречаться, но еще долгие года переписывалась с ним.
Поговаривали, что у художницы была связь с еще одним русским – Владимиром Маяковским. Однако историки считают, что на самом деле они никогда не встречались. Известный совместный фотоснимок, где он с сигаретой, а она с револьвером, является подделкой.
Среди возлюбленных Фриды можно отыскать не только мужчин. Многие считают, что у нее был роман также с женщиной – Чавелой Варгас. Она была певицей и обладала красивым высоким голосом. Связь их не доказана, а единственным подтверждением могут служить фото, где наша героиня в мужском костюме утопает в горах кружев полураздетой шансоньетки.
Выставки и общественное признание
Мексиканская художница Фрида Кало с одной бровью далеко не сразу получила признание в мире. Ее работы, наполненные пестрым очарованием культурного наследия древних цивилизаций американского континента, насыщены оригинальными фетишами и символизмом, понятным не каждому. Колоссальное влияние на ее развитие, формирование таланта и собственной манеры оказал Ривера, на которого она всегда смотрела с обожанием. Однако в ранних полотнах можно отследить также влияние европейской живописной школы, к примеру, отголоски Боттичелли. Чаще всего творчество Фриды относят к наивному искусству или примитивизму.
Главной темой полотен Кало всегда оставалась она сама. Автопортреты метафорически отражали события ее жизни и удары судьбы. Их довольно хорошо принимали на родине, они были близки и понятны. Но настоящим фурором стало путешествие в Париж в тридцать девятом году. Там выставка имела оглушительный успех, а одно из полотен даже было куплено Лувром, где хранится до наших дней.
Индивидуальный вернисаж на родине организовали только в пятьдесят третьем. На тот момент она уже не поднималась с постели, так как полученные травмы обернулись серьезными осложнениями. В центре главного зала ей организовали ложе, а саму художницу внесли туда на носилках.